Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Инвестиционная деятельность в Республике Коми: современные тенденции развития

Пономарева В.А.

В статье автор рассматривает инвестиционный климат Республики Коми, так как инвестиционная активность является одним  из важных  показателей состояния экономики страны. Был проведен анализ структуры инвестиций по источникам формирования по целевому назначению. На основании проведенного автором исследования был выделен комплекс проблем, препятствующих дальнейшему развитию инвестиционной среды региона и предложены мероприятия по их решению.

In the article the author considers an investment climate of Republic Komi as investment activity is one of the important indicators of state of the economy of the country. The analysis of structure of investments on formation sources on a special-purpose designation has been carried out. On the basis of the research conducted by the author the complex of the problems interfering the further development of the investment environment of region has been allocated and actions for their decision are offered.

Ключевые слова: инвестиции, отток инвестиций, транспортная и энергетическая инфраструктура, устойчивое развитие, привлечение иностранных инвестиций.

Key words: investment of capital, investment decrease, transport and energy infrastructure,   sustainable development, attraction of foreign investments.

 

В Республике Коми, как и в целом по Российской Федерации, в последнее время усилилось влияние мирового финансово-экономического кризиса на состояние экономики и социальной сферы.  К числу основных негативных тенденций можно отнести падение производства целого ряда основных видов промышленной продукции, сокращение объемов жилищного строительства, снижение объемов грузовых и пассажирских перевозок, высокий уровень сельской безработицы, относительно высокий уровень инфляции. Наравне с этим сохранились, а в некоторых случаях обострились проблемы долговременного характера, главные из них – недостаток транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.

В инвестиционной сфере в ряде случаев происходит вынужденная приостановка реализации  некоторых важных для республики инвестиционных проектов. Основными причинами,  которых  являются: финансовая несостоятельность предприятия, сокращение рынков сбыта продукции, нерешенность вопроса по размещению производства. При этом инвестиционная активность является одним  из важных  показателей состояния экономики страны. По тому, высока она или низка, имеет ли повышающуюся или снижающуюся динамику, можно дать достаточно близкую к действительности характеристику и точную оценку состояния экономики каждой отдельной страны и региона.

Ситуация в сфере инвестиций в основной капитал до 2000г. отмечалась глубоким спадом и характеризовалась как чрезвычайно кризисная. Однако в 2000г. наступил перелом, их реальный объем за 2000-2008гг. вырос в 3,4 раза. До 2007г. ситуация в данной сфере характеризовалась позитивной тенденцией. В 2007г. в инвестиционной деятельности наблюдалась отрицательная динамика, что было вызвано завершением строительства крупных объектов трубопроводного транспорта. В течение всего 2008г. отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал, связанный в основном с началом строительства газопровода Бованенково - Ухта, реализацией инвестиционного проекта “Степ” и укрупнением организаций по добыче сырой нефти и природного газа. С начала 2008 года объем инвестиций превышал уровень соответствующего периода 2007г. более чем на 4%, за год темп роста составил 112,0%.[1]

В сфере иностранных инвестиций за 2000-2008 гг. в целом сложилась благоприятная ситуация. После некоторого спада в 2004г. наблюдался устойчивый рост иностранных инвестиций. В результате в 2008г. был достигнут наивысший показатель за последние годы - 931,6 миллиона долларов США. Видовая структура иностранных инвестиций улучшилась: доля прямых инвестиций достигла 58%, а прочих (возвратных кредитов) снизилась до 42%.[2]

За 2008г. 81% всех инвестиций в основной капитал осуществляли крупные и средние организации, при этом 65% их вложений приходилось на 11 организаций (0,6%). В среднем по республике объем инвестиций на один хозяйствующий субъект, осуществляющий инвестиции в основной капитал, составил 35 миллиона рублей, а в группе организаций с объемом инвестиций 1 миллиард рублей и выше - 3,9 миллиарда рублей. Главными инвесторами были организации со следующими основными видами деятельности: «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», «Строительство», «Транспортирование по трубопроводам», «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления».

Увеличение инвестиций в основной капитал в последние годы обусловлено возросшим спросом на продукцию добывающих производств и топливно-энергетических полезных ископаемых» и «Транспортирование по трубопроводам», как и в прежние годы, остаются наиболее привлекательными для инвесторов. За 2008г. их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) составила 35% и 25% соответственно (в 2007г. - 37% и 21%). Две трети инвестиций в основной капитал приходится на шесть крупнейших организаций республики (ООО «Лукойл-Коми», ООО «Газпром Трансгаз Ухта», ОАО «Лукойл-Ухтанефтепереработка», «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Воркутауголь», ООО «Севертэк»). В целом по России, помимо перечисленных видов деятельности, значительные инвестиции вкладывались также в «Обрабатывающие производства» и «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

На рост темпов инвестиций в основной капитал главным образом повлияло увеличение объемов добычи топливно-энергетических ископаемых (114% к уровню 2007г., в сопоставимых ценах), производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, (в 3,7 раза), транспортирования по трубопроводам (124%). В то же время заметно меньше освоено средств в таких видах экономической деятельности, как «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (на 32%), «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» (на 16%) «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (на 10%), «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (на 4%).

В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов за 2000-2008гг. произошли структурные изменения инвестирования в сторону увеличения вложений в здания (кроме жилых) и сооружения, доля которых в 2008г. составила 50%. Негативным можно считать снижение на 15 процентных пунктов инвестиций в активную часть фондов (машины, оборудование, транспортные средства). Объем инвестирования организаций в жилища в 2008г. вырос по сравнению с предыдущим годом в номинальном выражении на 18%, однако его удельный вес по-прежнему остается очень низким.

Среди негативных факторов необходимо отметить уменьшение в технологической структуре инвестиций удельного веса затрат на приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, который снизился с 47% в 2000г. до 29% в 2008г. Падение удельного веса затрат на строительно-монтажные работы за рассматриваемый период сменялось ростом и достигло в 2008г. 39%.

Источниками инвестиций в основной капитал являются собственные средства – прибыль, остающаяся в распоряжении организаций, и амортизационные отчисления и привлеченные средства - кредиты банков, заемные средства других организаций, бюджетные средства всех уровней, средства внебюджетных фондов и прочие.

За 2000-2008гг. в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования произошли изменения. С 2001г. по 2006г. по крупным и средним организациям наблюдалось сокращение доли собственных источников (с 63% до 32%), а именно прибыли, остающейся в распоряжении организации. Удельный вес амортизационных отчислений находился в пределах 16-19%. Доля привлеченных средств увеличивалась главным образом за счет поступлений от вышестоящих организаций. В 2007г. собственные средства стали преобладать и достигли 57% от общего объема инвестиций, в 2008г. - 51%, в том числе амортизация -22% (28%). Удельный вес бюджетных ассигнований на протяжении пяти лет находился в пределах 5-7%. [3]

Преобладание собственных средств носит скорее негативный, чем позитивный характер. В условиях высокой потребности в модернизации действующих и создании новых конкурентоспособных производств ориентация на собственные инвестиционные ресурсы ограничивает возможности предприятий. В развивающихся странах дефицит инвестиционных ресурсов, как правило, покрывается за счет привлеченных источников финансирования (прежде всего иностранных), а доля собственных средств в структуре финансирования инвестиций в основной капитал не превышала 30%1).

Одним из основных факторов трансформационных сдвигов в формировании инвестиций по источникам финансирования в 2000-2006гг. явился постепенный уход государства с рынка капитала и резкий рост вложений вышестоящих организаций. С 2007г. ситуация изменилась, и в 2008г. бюджетные средства всех уровней уже играли существенную роль в инвестиционной активности организаций следующих видов экономической деятельности: «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» (50% объема инвестиций из бюджетов всех уровней и 97% инвестиций организаций данного вида деятельности) и «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием» (28% и 44%), а также «Образование», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта», где за счет бюджетных средств финансировалось 63-83% всех инвестиций организаций соответствующих видов деятельности.

 В 2008г. собственные средства организаций в Северо-Западном федеральном округе были преобладающим источником финансирования инвестиций в основной капитал только в Республике Коми. По России в целом доля привлеченных средств составила 60%, бюджетных - 21%.

Наибольший удельный вес бюджетных средств наблюдался в Санкт-Петербурге (39%) и Калининградской области (23%), в остальных субъектах, входящих в округ, он был ниже среднероссийского.

В структуре инвестиций в основной капитал по формам собственности с 2000 происходил ежегодный рост доли организаций частной формы собственности (до 79% в 2008г.), при сокращении государственной и смешанной российской.

Иностранные инвестиции являются одной из форм международного движения капитала. Они включают все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода, и делятся на прямые, портфельные и прочие. Объем иностранных инвестиций, привлеченных в регион, зависит от инвестиционного климата, развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной и финансовой инфраструктуры, эффективности использования природных и трудовых ресурсов.

После ухода вследствие экономического кризиса 1998г. части иностранного капитала с рынка республики, с 2002г. начался его новый приток. Связано это было с началом устойчивого роста экономики региона, со значительным улучшением макроэкономических показателей, структурными реформами и увеличением внутреннего потребления. Общее количество организаций (с учетом субъектов малого бизнеса) с участием иностранного капитала на конец 2007г. составило 151 единицу, что почти в 2 раза превышало значение 2005г. и в 4 раза - 2000г. По сравнению с 2007г. иностранные инвестиции в экономику республики выросли в 2,4 раза, с 2000г. - в 17,3 раза. В 2008 г. в экономику республики поступило 931,6 миллиона долларов США иностранных инвестиций и возросло по сравнению с предыдущим годом в 2,4 раза. Такой значительный рост связан с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлюлозно-бумажное производство, на долю которого приходится 74-86% инвестиций.

В 2008г. структура иностранных инвестиций перестала иметь кредитную направленность. Если в 2000-2007гг. на внешние заимствования приходилось 64-99,5% от общего объема инвестиций, то в 2008г. – только 42%. Основной объем прямых иностранных инвестиций в 2008 г. это кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций - 471 миллион долларов США (51% к общему поступлению), при этом по сравнению с предыдущим годом они возросли почти в 8 раз, а взносы в капитал составили 62,3 миллиона долларов США - это лишь 7% к общему поступлению. Прямые инвестиции в виде лизинга (финансовой аренды) появились только в последние два года 2007-2008 гг. в незначительных объемах из Италии на развитие автомобильного транспорта. В 2005г. впервые за последние годы в организации республики были направлены портфельные инвестиции, доля которых составила 14%. Однако в 2008г. их доля значительно снизилась и составила всего 0,2%. За период 2004-2008гг. распределение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности было неоднозначным. Начиная с 2003 г. структура поступивших иностранных инвестиций по видам экономической деятельности резко изменилась, и на долю нефтедобычи пришлось лишь 5,2% инвестиций, на целлюлозно-бумажное производство - 85,4%. В 2008 г. на добычу полезных ископаемых приходилось 7,5%, на обрабатывающее производство - 84%. Небольшие средства поступили в лесное хозяйство, обработку древесины, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также в транспорт. Почти по всем видам экономической деятельности объемы поступлений снизились по сравнению с предыдущим годом, однако значительное увеличение притока иностранных инвестиций в целлюлозно-бумажное производство компенсировало сокращение.

Прямые иностранные инвестиции в истекшем году вкладывались в основном в целлюлозно-бумажное производство, а на нефтедобычу приходилось лишь 8%. Крупнейшей организацией с участием иностранного капитала является ЗАО «Коми Алюминий», которая занимается подготовкой к строительству завода по производству глинозема в республике.

В 2008 г. в экономику республики поступило инвестиций из 21 страны мира. Лидирующие места среди стран-партнеров, осуществляющих вклады в уставный капитал организаций республики, принадлежат Нидерландам, Гибралтару, Великобритании, Кипру и Италии. Лидерами среди них по-прежнему были Великобритания, Австрия и Кипр. В истекшем году наибольшая часть инвестиций (48%) поступила из Великобритании, 15% - Австрии, 11% - Финляндии и 9,5% - Кипра. Основными источниками прямых иностранных инвестиций, поступивших в республику, были эти же страны.

Таким образом, можно отметить, что одним из индикаторов улучшения инвестиционного климата в регионе является рост отечественных и иностранных инвестиций, поступивших в экономику республики. Однако, их основной поток направлен только в сырьевой сектор (добычу полезных ископаемых) или в производства экспортоориентированной продукции (целлюлозно-бумажное производство), что является одной из главных угроз экономической безопасности республики.

Для этого необходимо в дальнейшем проводить политику стимуляции инвестиционной деятельности в Республике. Так, в частности, в целях государственного регулирования инвестиционных процессов принят Закон Республики Коми «О внесении изменений в Закон Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» от 06.03.2009г. № 5-РЗ. Принятые изменения позволят расширить круг категорий субъектов инвестиционной деятельности (за счет строительных организаций), имеющих право на конкурсной основе на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики  Коми.

Планируется дальнейшее  государственное стимулирование инвестиций в социально-значимые и приоритетные секторы экономики республики, в частности предполагается государственная поддержка 3-4 субъектам инвестиционной деятельности (победителям Конкурса инвестиционных проектов в 2009 году) путем предоставления субсидий на уплату процентов по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов (12 млн. рублей). Кроме того, предусматривается оказание в 2009 году государственной поддержки в форме предоставления налоговых льгот 2-м субъектам инвестиционной деятельности в части платежей в республиканский бюджет Республики Коми на общую сумму более 200 млн. рублей.  Одним из направлений стимулирования инвестиционной деятельности  является организация работы заинтересованных предприятий (ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и ОАО «Белкомур»), отраслевых министерств Республики Коми и инвестиционных консультантов по подготовке и продвижению инвестиционных проектов («Создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди-Сыктывкарский ЛПК» (проект «СТЭП») и «Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области, в том числе - Строительство железнодорожной магистрали «Соликамск – Гайны – Сыктывкар – Карпогоры – Архангельск») в целях получения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

По состоянию на 01.10.2009 г. семь инвестиционных проектов лесного комплекса республики включены в федеральный Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В общей сложности по новым инвестиционным проектам планируется создание около 6000 рабочих мест.

Несмотря на финансовые сложности, заставившие многие компании отложить или отказаться от реализации инвестиционных проектов, успешно развиваются:

- проект «СТЕП» (ОАО «Монди СЛПК»),

- ЛПК в Усть-Куломском районе (ООО «ЦентроВудКом»),

-деревянное домостроение (ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат»),

- завод ДСП (компания «Сафвуд»).

Проекты деревянное домостроение и завод ДСП введены в эксплуатацию в августе т.г., всего на предприятиях созданы более 240 рабочих мест.

Кроме того, для современного состояния реального сектора Республики Коми поиск инвестиционных ресурсов продолжает оставаться актуальной проблемой.  Одним из возможных источников, доступных для финансирования инвестиций, является мощный денежный потенциал, сосредоточенный у населения республики, привлечения и использования, которых решается в основном на уровне банка. Однако в этой области и на государственном уровне далеко не все вопросы урегулированы (эффективная экономическая политика в регионе, развитие системы страхования вкладов и др.). Все эти вопросы требуют дальнейшего более детального изучения.

 

 

Библиографический список:

  1. Инвестиции в Республике Коми. 2009: Стат.сб./Комистат - Сыктывкар. 2009 - 139 стр.
  2. Финансы Республики Коми.2009: стат.сб. / Комистат - Сыктывкар. 2009 - 243с.
  3. О структурных изменениях в крупных и средних организациях Республики Коми: аналитический материал. / Комистат – Сыктывкар, 2009. – 49 с.

Literature:
  1. Investments into Republic Komi. 2009: Stat.collectoin./Komistat - Syktyvkar. 2009 - 139 p.

  2. Finance of Komi Republic.2009. Stat. collectoin. / Komistat - Syktyvkar. 2009 – 243 p.

  3. About structural changes in the large and average organisations of Republic Komi: an analytical material. / Komistat - Syktyvkar, 2009.- 49 p