Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Оценка влияния финансового кризиса на налоговую систему

Найденова  Т.А.

 В статье рассматривается влияние кризиса на поступление налогов  в бюджетную систему России.  Проведен анализ поступления налогов в бюджетную систему РФ. Предложены меры по совершенствованию налогового администрирования в условиях кризиса и  преодолению отрицательного влияния экономического кризиса на поступление налогов в бюджетную систему.

In article the influence of crisis on receipt of taxes in budgetary system of Russia is considered. The analysis of receipt of taxes in budgetary system of the Russian Federation is carried out. Measures on perfection of tax administration in the conditions of crisis and to overcoming of negative influence of an economic crisis on receipt of taxes in budgetary system are offered.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, налоги, налоговое администрирование, налоговое планирование, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.

Keywords: world financial crisis, taxes, tax administration, tax planning, the profit tax, the value-added tax.

 

Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, обеспечение доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды и, соответственно, создаются материальные условия для функционирования публичной власти. Мировой экономический кризис, обернувшийся для России падением цен на энергоносители и оттоком капиталов, привел к резкому снижению поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ. Это обусловило необходимость корректировки всех сфер экономической жизни, в первую очередь внесения изменений в  сферу налогообложения. 

Налоговая система существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам. За 10 месяцев 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемым Федеральной налоговой службой, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ – 24,9 %, при этом налоговые поступления продолжают снижаться [2].

Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 10 месяцев поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджеты регионов – 56,7% [2].

Факторами, оказавшими негативное влияние на поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ явились:

1) снижение  ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 % до 2%;

2) увеличение числа убыточных предприятий и снижение прибыли, полученной  прибыльными организациями;

3) рост цены заемных средств и увеличение объема заимствований у тех налогоплательщиков, которые ранее обходились собственными ресурсами или имели возможность использовать краткосрочные дешевые кредиты, а сегодня вынуждены брать дорогие долгосрочные кредиты;

4) включение в состав затрат всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в рамках социальных обязательств;

5) изменение амортизационной политики. В 2009 г. методика расчета амортизации в целях налогообложения существенно отличается от расчетов по правилам бухгалтерского учета. Теперь налогоплательщики имеют возможность отказаться от пообъектного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. Это создает стимулы для инвестиций, которые были утрачены после отмены инвестиционной налоговой льготы, но уменьшает сумму налога на прибыль.

Поступления налога на добавленную стоимость (НДС) от реализации товаров и услуг на территории РФ за 10  месяцев 2009 г. составили 104,8 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, однако темпы поступлений последовательно снижаются, так как продолжается падение объемов производства [2].

Изменен порядок уплаты НДС.  Теперь налог уплачивается в бюджет  не единовременно 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа в течение трех последующих месяцев. Это связано с тем, что в условиях финансового кризиса действующий механизм уплаты налога способствует дефициту оборотных средств у налогоплательщика и ухудшает его финансовое положение, что приводит к снижению налоговых поступлений.

Существенные сбои налогового механизма НДС связаны с применением нулевой ставки налога. Срок сбора документов, обосновывающих применение нулевой ставки, увеличен до 270 дней. При этом на 2009 г. для подтверждения применения льготы предоставлено право подавать в налоговые органы не копии таможенных деклараций, а реестры таможенных деклараций. Был принят также ряд частных решений, упрощающих уплату НДС в отдельных ситуациях.

Поступления акцизов немного выросли (на 3,4 %), но при этом в федеральный бюджет по сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступление снизилось на 35,2 %, а поступления в региональные бюджеты увеличились на 28,9 %. Это связано с ростом поступлений акцизов на нефтепродукты, которые полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Надо отметить, что реализация нефтепродуктов на территории РФ практически не сократилась, а цены если и упали, то незначительно [2].

В 2009 г. сохранены без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторное масло, однако существенно увеличена ставка акциза на прямогонный бензин, что позволяет создать невыгодные условия для получения автомобильного бензина путем смешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число бензина, поскольку чаще всего в результате получается автомобильный бензин низкого качества.

Акцизы на автомобили целиком поступают в федеральный бюджет, однако сокращение выпуска отечественных автомобилей и падение показателя реализации импортных автомобилей обусловили снижение соответствующих поступлений на 26%.

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились на 1,4 % [2].

Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:

1)            сокращения контингента плательщиков налога за счет роста числа безработных;

2)            снижения доходов, полученных налогоплательщиками в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций в результате принятия мер по ограничению в условиях кризиса размеров выплачиваемых дивидендов;

3)            уменьшения поступления налогов с доходов, полученных в виде всевозможных выигрышей, поскольку резко сократилось число рекламных акций и кампаний;

4)            появления новаций социального характера, выразившихся  в увеличении налоговых вычетов по НДФЛ:

-  пороговое значение дохода, дающего право на вычет 400 руб. увеличилось до 40000 руб. Эта мера вызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически не повлияла на материальное положение налогоплательщиков, поскольку налоговая выгода составляет только 52 руб. в месяц.

-  стандартные налоговые вычеты на детей, увеличились с 600 до 1000 руб., пороговое значение дохода, дающего право на вычет, составило 280000 руб., вместо 40000 руб. Однако эта мера на демографическую ситуацию не повлияет, 130 руб. экономии на налогах не помогут родителям вырастить ребенка. На доходы бюджета указанная мера оказывает крайне негативное влияние.

- имущественный налоговый вычет в связи с приобретением или строительством) жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них увеличился с 1000000 до 2000000 руб.

Поступления налога на имущество физических лиц остались на уровне прошлого года, хотя рыночная стоимость имущества за последние годы резко выросла. Отсутствие методики оценки реальной стоимости имущества делает этот налог неэффективным и несправедливым.

Доходы местных бюджетов от поступлений земельного налога выросли благодаря достаточно современному механизму его определения.

Проблема введения налога на недвижимость и создания реестра имущества взамен ныне действующих налога на имущество физических лиц и земельного налога в настоящее время решается, но в 2010 г. налог не введен.

Растут поступления транспортного налога (на 20 %), поскольку автомобилей с каждым годом становится больше, растет и их мощность, которая является объектом налогообложения и от которой зависит величина налоговой базы.

Крайне сложная ситуация сложилась с поступлениями платежей за пользование природными ресурсами: они сократились  на 45 %, при этом основная часть средств поступила в федеральный бюджет. Налоговая база налога на добычу полезных ископаемых резко уменьшилась как за счет падения цен, в основном на нефть, так и за счет сокращения объемов добычи. В результате поступления налога от добычи нефти сократились в наибольшей степени - на 47,8% [2].

С 2009 г. "налоговые каникулы" по НДПИ распространяются на участки недр, расположенные на территориях севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, на континентальном шельфе РФ, Азовском и Каспийском морях. Одновременно отменено условие применения прямого метода учета количества добытой нефти, а также сверхвязкой нефти и нефти на участках недр с высокой степенью выработанности.

Расчет налога на добычу полезных ископаемых по нефти отличается тем, что для определения налоговой базы применяется специальный коэффициент Кц, в механизме расчета которого заложен необлагаемый минимум, который повышается с 9 до 15 долл. с целью учета роста себестоимости тонны добываемой нефти. Это негативно повлияло на размер налоговых поступлений.

Произошло достаточно резкое падение налоговых поступлений от водного налога - на 33,7%. Сократившиеся объемы производства и банкротство многих крупных предприятий предопределили сокращение объема использования воды. На размер поступлений водного налога оказывают влияние низкие ставки налога, которые не меняются и не индексируются с учетом роста стоимости водных ресурсов и уровня инфляции. Для России, которая владеет огромными водными ресурсами, крайне незначительный объем налоговых поступлений (0,5% налоговых доходов федерального бюджета) недопустим. При этом нельзя игнорировать тот факт, что размеры существующих ставок водного налога обеспечивают поступления средств, составляющих менее 30% от суммы затрат, необходимых для содержания и развития водного комплекса.

Несмотря на то, что в 2009 г. ужесточилось законодательство, регулирующее размеры сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, поступления по этому налогу снизились.

За 10 месяцев текущего года наметился резкий спад налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих в условиях специальных налоговых режимов и эта  тенденция продолжается. На спад налоговых поступлений от предпринимателей повлияли две главные причины:

- спад производства, приведший к снижению налоговых баз и закрытию предприятий, уход предпринимателей в теневую экономику;

- резкое облегчение налогового законодательства, в том числе и касающегося налогового администрирования, в частности, предоставление  права законодательным органам субъектов РФ уменьшать ставку налога при упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения выступает доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, с 15 до5 %..

Рассмотрим ситуацию с поступлением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, которая сложилась за 2008-2009 годы в Республике Коми.

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по Республике Коми, тыс. руб. [3]

Показатели

Январь-октябрь 2008 года

Январь-октябрь 2009 года

Всего

Федераль-

ный бюд-

жет

Консоли-

диро-

ванный бюджет

Всего

Федераль-

ный бюд-

жет

Консоли-

диро-

ванный бюджет

Всего

90528911

59995983

30532928

57463878

29921718

27542160

В т.ч. налоговые доходы

90489994

59979464

30510530

57425683

29904615

27521068

 

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по Республике Коми  за 10 месяцев  2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократились на 33065033 тыс. руб. или на 36,5%. Сокращение произошло за счет снижения поступления налоговых платежей на 36,5%. Тенденция снижения налоговых поступлений имеет место и в ноябре и декабре 2009 г.

Снижение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы свидетельствует о том, что налоговая система РФ является не гибкой и неэффективной.

В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 гг. по большинству налогов прослеживается дальнейшая либерализация налогового законодательства.

Предполагается решить проблему трансфертного ценообразования, влияние которого на величину налоговой базы наблюдается почти по всем основным налогам. Если будут четко определены параметры взаимозависимости лиц, определения рыночных цен и их применения, методы контроля за использованием трансфертного ценообразования, то можно будет надеяться на положительные результаты законодательных изменений.

Вызывает серьезные сомнения целесообразность введения института консолидированной отчетности по налогу на прибыль. Однако консолидация отчетности нескольких налогоплательщиков чревата негативными последствиями с позиций определения общего финансового результата и соответственно скажется на налоговой базе по налогу на прибыль негативно. В качестве аргумента можно отметить тот факт, что в тех странах, где действует механизм консолидации отчетности по налогу на прибыль (или доход), это используется для оптимизации налоговых платежей вполне законно, что в наших условиях не представляется целесообразным.

В сложившихся условиях необходимым условием функционирования налоговой системы выступает эффективная система налогового администрирования. Значимость налогового администрирования вытекает из того, что оно является  составной частью процесса управления. Управление постоянный и мониторинг налоговых поступлений напрямую влияет на величину доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Налоговые органы в определенной степени активизировали свои контрольные функции, поскольку эффективность взыскания задолженности повысилась с 24 % в 2008 г. до  38% в 2009  г. В тоже время принимаемые налоговыми органами меры по реструктуризации задолженности не дают соответствующих результатов. Из всей урегулированной задолженности реструктурированная задолженность составляет 9,5 %. Большую часть урегулированной задолженности составляют задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства (40,6 %) и задолженность, взысканная судебными приставами (31,8 %).

Основным инструментом налогового администрирования выступает налоговый контроль, проводимый в форме камеральных и выездных налоговых проверок.

Таблица 2

Результативность налоговых проверок, проводимых УФНС России по Республике Коми [4]

Показатели

2007

2008

Камеральные

налоговые проверки

Выездные

налоговые проверки

Камеральные

налоговые проверки

Выездные

налоговые проверки

Проведено налоговых проверок-всего

365001

404

424686

402

В т.ч. выявивших нарушения

20349

398

25512

384

Доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и другие санкции

1430884

1473341

1039929

2248498

в т.ч. налогов

664624

254659

511961

1524900

 

Количество проведенных камеральных проверок за период 2007-2008 гг. выросло на 59685, в связи с увеличением числа налогоплательщиков. Число проверок, выявивших нарушения сократилось. Это связано с повышением налоговой грамотности налогоплательщиков. Количество проведенных выездных налоговых проверок в 2008 г. по сравнению с 2007 г. изменилось не существенно.  При этом сумма дополнительно начисленных налогов и сборов, включая штрафы и пени,  по результатам проверок увеличилась с  2 904225 руб. в 2007 г. до  3288427 руб. в 2008 г. Число выездных проверок, выявивших нарушения сократилось.  Это свидетельствует о повышении качества проводимых налоговых проверок, а также об улучшении аналитической работы. Суммы доначислений по выездным налоговым проверкам значительно превышают суммы доначислений по камеральным налоговым проверкам. Это свидетельствует о том, что выездные налоговые проверки являются наиболее эффективным инструментом налогового контроля.

При проведении выездных налоговых проверок использовались различные методы налогового контроля, в том числе информация из внешних и внутренних источников, к которой относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством, или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе из общедоступных источников - СМИ, Интернет.

Относительно источников информации немаловажно отметить опыт стран Евросоюза, где налоговые органы наделены правом доступа к информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, отсутствует понятие банковской тайны. Для России введение в практику аналогичного правовых норм позволило бы эффективно оценивать реальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков, а также повысило бы качество проводимых выездных налоговых проверок.

Таблица 3

Анализ методов налогового контроля, применяемых налоговыми органами Республики Коми [4]

Методы налогового контроля

2007

2008

Количество, ед.

Удельный вес, %

Количество, ед.

Удельный вес, %

Инвентаризация имущества

2

0,3

0

0

Осмотр помещения и территорий

46

7,0

52

6,6

Выемка документов

20

3,1

17

2,2

Привлечение эксперта

11

1,7

14

1,8

Допросы свидетелей

163

25

192

25

Привлечение специалистов

14

2,2

12

1,5

Истребование у контрагентов и иных лиц документов (информации) о налогоплательщике

395

60,7

479

62,9

Всего

651

100

766

100

 

Основным методом налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки является истребование документов у контрагентов и иных лиц, поскольку оно помогает получить дополнительную информацию о налогоплательщике. Однако, не в полной мере используется, предусмотренный законодательством о налогах и сборах,  арсенал мероприятий налогового контроля. При проведении выездных налоговых проверок в 2008 г. ни разу не проводилась инвентаризация имущества, в 2007 г.  этот метод применялся только 2 раза. Это объясняется трудоемкостью данного мероприятия. Достаточно редко к проведению проверок привлекались специалисты. Не всегда в ходе выездных проверок осуществляется осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, не во всех случаях осуществляется истребование документов у контрагентов. Все это работало не в пользу налоговых органов, снижало эффективность налогового контроля. 

Таким образом, для нивелирования негативного влияния финансового кризиса в сфере налогообложения с целью обеспечения доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ целесообразно:

1) дальнейшее совершенствование законодательства о налогах и сборах, в частности, индексация ставок водного налога с учетом роста стоимости водных ресурсов и уровня инфляции, повышение ставок сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, что обеспечит более эффективное использование ресурсов и рост поступлений в бюджет;

2) введение регионального налога на недвижимость, основанного на  методике оценки реальной стоимости имущества;

3) совершенствование системы налогового администрирования путем:

- повышения эффективности налогового планирования и прогнозирования, реализующего не только фискальные задачи, но и закладывающего основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля. Актуальной задачей, по мнению автора, является внедрение стратегического на­логового планирования на региональном уровне. Результатом станет не только определение научно обоснованных подходов к совершенст­вованию и повышению эффективности налогово-бюджетной политики регионов, правильное решение сложных задач, в частности, предоставление налоговых льгот.

- обеспечения роста результативности  налоговых проверок, как основного инструмента налогового администрирования, путем улучшения качества аналитической работы, применения эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- создания  эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налогового органа, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

- наделение налоговых органов правом доступа к информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, что позволило бы эффективно оценивать реальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков, а также повысило бы качество проводимых выездных налоговых проверок.

Реализация предложенных мер в сложной экономической ситуации, вызванной экономическим кризисом,  ослабит его влияние на налоговую систему и выведет ее на новый уровень, который позволит обеспечить поступление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ в размере достаточном для выполнения органами государственной  власти публично-правовых образований возложенных на них функций.

 

Библиографический список:

 1.      Малис Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса // Финансы. 2009. № 8. С.23-26

2.      Отчет о поступлении администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет РФ в январе-октябре 2009 г.  [документ].[Электронный ресурс] Режим доступа:  www. nalog.ru.

3.      Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа:  www. r11.nalog.ru.

4.      Отчет о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах. [Электронный ресурс] Режим доступа:  www. r11.nalog.ru.

 

Literature:

1.      Malis N.I. Questions on a taxation during crisis // Finansy, 2008, August. Pp.23-26.

2.      Report on delivering earnings in the RF Federal budget during January-October of a year 2009 administered by FTS of Russia // www.nalog.ru.

3.      Report on adding and delivering taxes, duties and other compulsory payments in the RF budget system // www.r11.nalog.ru

4.      Report on observation of taxes and duties laws check-ups results // www.r11.nalog.ru