Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Концепция миграционной политики на территории Красноярского края
Громыко В.А. В статье
рассматриваются возможности привлечения мигрантов в экономику Красноярского
края, дается анализ рынка труда, предлагаются основные принципы миграционной
политики в крае, механизм регулирования миграционного потока, прогнозирование
процессов трудовых миграций в крае.
The possibility of attracting migrants to the economy
of Krasnoyarsk region, an analysis of the labor market, offers the basic
principles of migration policy in the region, the mechanism of migration
management, forecasting, labor migration in the province
are studied in the article. Ключевые слова: миграционная концепция, миграция, рынок труда, адаптация, натурализация, соотечественники, прогнозирование. Key words: concept of migration,
migration, labor market, adjustment, naturalization, compatriots, prediction.
Потребности и возможности привлечения мигрантов для решения экономических
задач Красноярского края Численность постоянного населения Красноярского края на 1 июля 2008 года составила 2888,7 тысяч человек и с начала года уменьшилась на 1,6 тыс. человек. В 2008 году среднегодовая численность населения составила 2888,9 тыс. человек. Основной причиной сокращения числа жителей является естественная убыль населения. Наряду с процессами естественного воспроизводства важнейшим фактором изменения численности населения края является миграция. Подавляющее число переселений происходит внутри края -17,3 тыс. человек в январе-июле 2008 года. В другие регионы России за 6 месяцев 2008 года из края выехало 9,97 тыс. человек (10,2 тыс. человек выехало за аналогичный период прошлого года). Миграционное снижение составило 1,97 тыс. человек (2,04 тыс. человек в январе-июне 2007 года). В международной миграции сальдо положительное - число прибывших в край (3,41 тыс. человек) превышает число выбывших на 3,0 тыс. человек. Основу приезжающих в край составляют жители стран ближнего зарубежья - Казахстана и Средней Азии, Армении, Украины. Общий миграционный прирост составил по итогам 6 месяцев 2008 года 1039 человек (в январе-июне 2007 года 465 человек).
Рынок
труда В 2008 году численность экономически активного населения составила 1548,1 тыс. человек, по сравнению с 2007 годом сохранилась на прежнем уровне. В результате реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Красноярского края на 2008-2010 годы» за 1 полугодие 2008 года трудоустроены при содействии органов службы занятости 45,8 тысяч человек (43,5 тыс. человек обратившихся в поиске работы граждан), в том числе 23,3 тысячи безработных граждан [7]. В крае сохраняется один из самых высоких темпов снижения безработицы - 22,2%, в то время как в среднем по России снижение составило 18,8%. На конец июня 2008 года уровень безработицы к экономическому активному населению составил 1,9%. Это ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (2,1%) при среднем по России 1,8%. Снижение безработицы связано с увеличением и заполнением вакансий в динамично развивающихся видах деятельности, в секторах частного предпринимательства, в сфере торговли и услуг. В послании президента РФ Д.М. Медведева Федеральному Собранию обращено особое «внимание на оптимизацию организации миграционных процессов внутри страны. И создать реальные условия для повышения мобильности российских граждан - как эффективного перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд. Мы должны, прежде всего, сохранять баланс на рынке труда и обеспечивать интересы российских граждан» [2]. Механизм привлечения
иностранной рабочей силы - достаточно сложная
конструкция, которая должна учитывать и
экономические факторы, и факторы готовности
инфраструктуры края принимать такое количество
мигрантов и социальные последствия их приезда
для коренного населения, и отношения, которые
существуют в принимающей среде к мигрантам, и
потребности экономики. Экономическое
благополучие края на долгосрочную перспективу
будет еще сильнее зависеть от его способности
привлекать в нужном количестве мигрантов и
оптимизировать их качественный состав.
Необходимо поставить задачу: сделать край
привлекательным для мигрантов, что потребует
реальных действий, направленных на разработку
сбалансированной миграционной политики, включая
прием мигрантов, правовое и институциальное
обеспечение их пребывания и занятости.
Финансовый кризис не грозит массовым оттоком
трудовых мигрантов из края. Но сохранить рабочие
места смогут те, кто согласятся на гибкие
условия труда.
Концепция миграционной политики представляет собой систему основных принципов и приоритетов органов государственной власти края в сфере регулирования миграционных процессов, а также механизмов и форм их реализации. Миграция всегда была и будет важным источником формирования численности населения. Концепция отражает основные положения действующих правовых актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства и Федерального Собрания, а также других основных документов в данной области государственной политики или имеющие к ней непосредственное отношение. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных государств. - Выбор мигрантами видов трудовой деятельности и мест проживания, согласно действующему законодательству РФ. Применение квот по приему иностранной рабочей силы, с учетом потребностей работодателей. - Решение проблем «толерантности» принимающей среды, ликвидация «мигранофобии» между местными жителями и приезжими. - Противодействие к этническому поселению (анклавам) путем ликвидации информационных барьеров. - Моделирование и прогнозирование потоков миграции и их влияние на численность и структуру населения Красноярского края. Вплоть до 1992 года миграционный прирост составлял почти половину общего прироста численности населения Красноярского края. И лишь в 1997 году сальдо миграции сложилось отрицательное - 21 человек [16]. К 2004 году сохранилась тенденция отрицательного миграционного прироста – 18 человек на 10000 человек населения края. По данным Красноярскстата на 2007 год основу миграционного оборота населения края составляют внутри краевые перемещения - 65,2% в общем миграционном обороте (сумма прибытий и выбытий). Число лиц, сменивших за год место жительства с сельской местности на городскую, на 3119 человек больше, чем обратный поток и на 731 человека меньше по сравнению с 2004 годом. Уменьшение числа жителей отмечается на 43 территориях края из 64, где проживают 2482,4 тысячи человек или 82% всего населения. Традиционно выделялись миграции: внешняя и внутренняя (обмен село-город). В части внешней миграции происходит отток населения в результате переориентации потоков мигрантов в места первоначального проживания. Особенно это характерно для районов Крайнего Севера и Нижнего Приангарья. Основными факторами, усиливающими отрицательные миграционные процессы, являются: - суровые климатические условия; - рост безработицы; - прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим свертывание производственного и жилищного строительства; - неблагоприятная экологическая обстановка. В крае предельно допустимые концентрации вредных веществ по ряду ингридиентов превышают в 10 и более раз предельно допустимые концентрации. За 2006 год отрицательное сальдо миграции по краю сложилось в основном за счет районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов и составило 13 человек. Отрицательное сальдо миграции по Таймырскому автономному округу. За 2005 - 145 человек; 2006 г. - 209 человек. Соответственно, по Эвенкийскому автономному округу миграционная убыль населения в 2006 году сократилась по сравнению с 2000 годом на 50 человек, но все еще высока - 201 человек на 10 тыс. жителей. Численность населения Таймырского АО – составила 39,4 тыс. человек (2005 г.), а в 1990 году - составляла 55,8 тыс. человек. Наиболее интенсивный отток населения края происходит в сопредельные регионы Сибирского Федерального округа России (45,1% от общего числа выбывших в другие регионы России).
Миграция
сельского населения в города края За 2006 год самые высокие показатели миграционного прироста населения края по прибывшим: Емельяновский район - 97 человек, Большеулуйский - 58 человек. В то же время миграционная убыль по краю составила - 18 человек. Миграционная убыль по районам края самая высокая в Партизанском районе - 306 человек; Ачинском - 199 человек; и еще семь районов края, где убыль свыше 100 человек на 10 тыс. жителей. Среди городов края наибольший приток мигрантов приняли Красноярск, Дивногорск, Канск. Наибольший отток людей из городов: Игарка, Енисейск, Шарыпово [10]. Для заинтересованности переселения граждан в сельскую местность некоторые районы края участвуют в «Краевой программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом». За счет средств федерального бюджета предусмотрены льготы для переселенцев [7]. Расселение переселенцев и добровольное переселение граждан для работы в сельскую местность является основным фактором относительного уменьшения отрицательного сальдо миграции в селе по сравнению с предыдущими годами. Если внутрикраевая миграция за январь-июль (по данным Крайстата) составила 0% миграционного прироста, то межрегиональная миграция выявила снижение миграционного движения на 2859 человек, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - осталась на прежнем уровне. Происходит существенное изменение в структуре международной миграции. За январь-июль 2008 года в край прибыло из стран СНГ 3897 человек, а выбыло 449 человек, миграционный прирост составил 3448 человек, по сравнению с аналогичным периодом 2007 годом увеличился на 16%. Местом расселения мигрантов в основном являются города - 70%. Разработка мероприятий по управлению миграционными потоками Реализация краевой концепции миграционной политики предполагает деятельность органов государственного управления и местного самоуправления в рамках федеральной миграционной программы по следующим основным направлениям: 1. Совершенствование нормативно-правовой базы. Разработка краевых законопроектов по вопросам миграции, определяющие основные взаимные права и обязанности мигранта и государства. 2. Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством. 3. Организация иммиграционного контроля, регулирование миграционных потоков. Совершенствование контрольной и распределительной функций миграционной службы края и других ведомств, управлений, служб. 4. Организация приема, расселения, оказания помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом постоянном месте жительства добровольных переселенцев по программе добровольного переселения соотечественников оказавшихся за рубежом. 5. Защита и учет интересов населения, постоянно проживающего на территории края, с учетом демографической ситуации и состояния рынка труда в городах и районах края, возможности территориального перераспределения миграционных потоков на основе рационального расселения мигрантов на территории края. Система мер по приему, интеграции и натурализации мигрантов должна включать экономическую, социальную, политическую и культурную составляющие. Красноярский край постепенно переходит от стихийного, самостоятельного трудоустройства иностранных работников на организованный набор (в советское время были так называемые «оргнаборы», которые смогли решить многие вопросы социально-экономического подъема территорий края – КАТЭК (Канско-Ачинский Топливно-Энергетический Комплекс), Саяно–Шушенская ГЭС и др.). Привлечение специалистов на конкретные рабочие места, их участие в реализации крупных инвестиционных проектов [6]. К основным инвестиционным проектам Красноярского края относятся: Туруханско-Ванкорское и Юрубчено-Тохомское нефтегазовые месторождения, Богучанское электрометаллургическое объединение, строительство железной дороги Курагино-Кызыл. Участвовать в этих проектах могут россияне, проживающие в густонаселенных или в депрессивных районах России (республики Северного Кавказа), широкое применение получает вахтовый метод. Одним из условий переезда на новое место работы, должно быть строительство жилых домов «эконом-класса», без права приватизации на условиях социального найма с оплатой жилья и коммунальных услуг со стороны проживающих нанимателей. Задача строительства лежит на государстве, тем более строительные компании готовы взять этот госзаказ, в условиях снижения темпов строительства из-за отсутствия инвесторов. Ситуация на рынке труда края требует еженедельного анализа состояния миграционных потоков органами государственной власти таких ведущих служб как ФМС, МВД, Минздравсоцразвитие. Информацию от них можно использовать в работе комиссии по межнациональным и межконфессиальным отношениям. Надо создать такую комиссию. Эта комиссия должна решать главный вопрос сколько и каких мигрантов нужно краю? Она будет разрабатывать проекты законов края по мигрантам: по оформлению медицинских документов, процедуры выдачи разрешения на работу со стороны работодателей, законодательно решение вопроса самостоятельного устройства иммигрантов в случае отказа работодателя в приеме. Комиссия должна решать вопросы страхования жизни и здоровья иностранных рабочих на территории края на срок действия трудового договора. При разработке Программы натурализации мигрантов на территории Красноярского края необходимо открытие в городах края специализированных консультаций правозащитных организаций, где мигранты с помощью переводчиков могут заполнять анкеты, своевременно уведомлять о себе органы государственной власти (чтобы мигранты могли заключить элементарный трудовой договор). В крае должны быть открыты курсы и прием экзамена по русскому языку для натурализации в местном обществе. Необходимо расширить возможности участия диаспор в адаптации и натурализации мигрантов, путем усиления связи национально-культурных объединений с исторической родиной, с правительствами стран СНГ. Наделение диаспор координирующими функциями (выдача направлений на работу, ответственность диаспор за соблюдением законодательства со стороны мигрантов, развитие культуры межэтнического взаимоотношения в регионе). Проблему толерантного отношения местного населения к мигрантам решить через миграционные центры адаптации, так как неприязнь к мигрантам заметно острее в сельской местности, где местные жители и «приезжие» больше сталкиваются друг с другом. Поэтому переселенцы – соотечественники, говорящие по-русски, острее переносят адаптацию, чтобы натурализоваться в местное общество. Необходимо противодействовать появлению этнических поселений (анклавов) путем ликвидации информационных барьеров: равные экономические возможности, отсутствие дискриминации на рынке труда и жилья. Разработка и реализация краевой миграционной программы проходит в тесной связи с программами социально-экономического развития территорий края, с включением в них специальных разделов, регионального моделирования миграции и прогнозирования численности и населения края с учетом миграций.
Прогнозирование миграционных потоков в
Красноярском крае Для краткосрочного
прогнозирования миграционных потоков применяется
матричный метод. Матричная модель показывает
связь миграционных потоков и территориальной
структуры населения края.
В Красноярском крае первым фактором, влияющим на рынок труда выступают демографические причины превышения числа выходящих на рынок труда, над покидающими его при ухудшении соотношения спроса и предложения рабочей силы. Вторым фактором, оказывающим влияние на краевой рынок труда, является миграция в край трудоспособного населения. Существует зависимость между миграционным приростом и основными показателями социально-экономического развития и рынка труда: уровнем безработицы, реальными доходами населения, показателями спада производства, развитием частного сектора. Эффективная экономика не может существовать, если не функционирует такой самостоятельный механизм как рынок труда. Снижение занятости наиболее сильно затронуло сферу материального производства - традиционно основное место приложения труда в крае. Только торговля привлекла рабочую силу из других отраслей. В условиях спада и остановки ряда производств сужение выбора места работы приводит к высокой безработице и часто к оттоку наиболее дееспособной части населения. Несомненно, связка «занятость - безработица» воздействует на миграционные процессы. В условиях высокой неопределенности будущего, возрастает роль методов, в которых преобладают качественные оценки над количественными, и имеется возможность рассмотреть ряд альтернатив будущего развития. Таким методом является сценарный метод прогнозирования, относящийся к группе методов моделирования будущих ситуаций, исходит из предшествующего опыта и различных взглядов на будущее, что позволяет представить достаточно проработанную картину возможных миграционных ситуаций. В прогнозном периоде следует выделить несколько временных горизонтов: · ближний (1 год) · средний (5 лет) · дальний (25 лет - длина демографического поколения). Сценарное моделирование заключается в рассмотрении возможных изменений миграционных процессов, как взаимодействия различных территориальных общностей людей в ходе регионального развития (Табл.1). Таблица 1 Варианты миграционного перераспределения населения Красноярского края
Примечание: «+» -
миграционный прирост населения для первого члена каждой пары; «-» -
миграционная убыль; «0» - нет
перераспределения населения.
Анализ таблицы показывает, что не следует ожидать оттока населения из края в ближнее зарубежье в современных условиях. В отношении тенденций межгосударственной миграции будем исходить из того, что приток людей из нынешних стран СНГ замедлится, и мигранты в основном осядут на юге и в центре Европейской России. Если исходить из нынешней экономической тенденции: «сжатия интенсивно используемого пространства» то миграции из города в село, с севера на юг, из центра на окраины, из старообжитых районов в районы нового освоения, будут уступать противоположным потокам. Основные тенденции миграционных процессов в Красноярском крае (вместе с Эвенкийским А.О. и Таймырским А.О.) свидетельствуют о постепенном сокращении движения населения в западные регионы России. Сокращается приток населения из других регионов России в Красноярский край, о чем свидетельствуют статистические данные. Внутри края усиливается межзональная дифференциация миграционных процессов: постоянный отток населения западной и восточной зоны к центру и сбалансированный миграционный обмен населения в центре и на юге края. Миграционная подвижность населения в краткосрочный период не изменится, но через 2-3 года ожидается рост миграционного движения населения, можно ожидать, что сохранится приток русского и прочего населения из бывших республик СНГ. В отношении миграции сельского населения можно предположить, что движение из села в город продолжится, но не столь масштабным, как в 50 - 70-е годы 20 в. Движение город-город будет расширяться (создание Красноярской агломерации – 3 города и 3 сельских района в 2015 году). Доля горожан, живущих в городах с населением свыше 100 тыс. – возрастет. Практически определено, что экономика края в ближайшие годы сохранит сырьевую специализацию (нефть, газ, руды), поэтому в расселении большое значение будут иметь “сырьевые” города и поселки. Произойдет некоторое распределение населения между малыми городами и поселками в пользу наиболее перспективных мест. Но в целом сохранится тенденция переселения в большие города края. На основе прогноза можно сделать вывод, что население края снижается за счет естественной убыли. Неблагополучная ситуация усугубляется миграционными потерями. В соответствии с ними стратегической целью демографического развития края на ближайшие пять лет остается достижение стабильной численности населения и создание предпосылок его роста на основе использования в различных пропорциях как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов. Список литературы:
Literature:
1.
The Program of social and economic
development of the Russian Federation on intermediate term prospect
(2006–2008гг.): the order from 19.01.2006, № 38
2.
The Message to Federal Meeting of the
Russian Federation on November, 5th, 2008 [the Electronic resource]. Mode of
access: http://tours.kremlin.appears/2008/11/05
3.
The Concept of long-term social and
economic development of the Russian Federation for the period till 2020: it is
confirmed by the order of the Government of the Russian Federation from
November, 17th, 2008 - [the Electronic resource]. Mode of access: -
http//www.youngscience.ru
4.
About the migratory account of foreign
citizens and persons without citizenship in the Russian Federation: the law of
the Russian Federation from 18 июл. 2006//the Russian newspaper. – 2006. - 19
Jul. – with. 5.
5.
About modification of the Federal law
“About a legal status of foreign citizens in the Russian Federation”: the law of
the Russian Federation from January, 15th, 2007// The Russian newspaper. – 2007.
– 17 Jan. – P. 6.
6.
The Resolution of public hearings on a
question “About a condition and prospects of development of a labour market and
employment of the population of Krasnoyarsk region”: the appendix to the
decision of Legislative Assembly of edge from 06.07.06, № 19-5029П: it is
approved by Legislative Assembly on June, 21st, 2006 – an access Mode:
http://www.sobranie.info/lawsinfo.php? UID=3363
7.
About the coordination of the project of
the program of Krasnoyarsk region on assistance rendering to voluntary
resettlement to the Russian Federation the compatriots living abroad: the Order
of the Government of the Russian Federation from May, 10th, 2007 № 579-r//The
Russian newspaper. - 2007. - №100. - on May, 15th. - P. 6.
8.
Zajonchkovsky ZH.A. Labour migration in the
CIS from positions of a society, a family and the person / ZH.A.Zajonchkovsky//Population
shift. Вып. 2: Labour migration in Russia.
9.
Zajonchkovsky ZH.A. Population shift of the
USSR and Russia in the XX-th century: evolution through cataclysms /
ZH.A.Zajonchkovsky//forecasting Problems. - 2000. - № 4. – P. 3 - 15.
10.
Florinsky JU.F. Labour migration from small
Russian cities as a way of a survival / JU.F.Florinsky//Sociological researches.
– 2006. - № 6. – P. 79-87.
11.
Rybakovsky L.L.The strategy of demographic
development of Russia the next 20
years: the report at session of Academic council ISPI the Russian Academy of
Sciences on January, 25th, 2006 / L.L.Rybakovsky
12.
Rybakovsky L.L.research of population shift
in Russia / L.L.Rybakovsky. –
М: in socially-is watered.
исслед.
The Russian Academy of Sciences, 2000. – 437 p.
13.
Rybakovsky L.L.The population shift /
L.L.Rybakovsky. –
М: ISPI, 2003. – 239 p.
14.
Rassadina I.I. The management the
international labour migration as the major factor of development of labour
markets / I.I.Rassadina//the Bulletin of the St.-Petersburg university. A series
8, Management. – 2005. – №3. – P. 142-16
15.
Brovchak S.V.migratory processes in the
Russian Federation / S.M.Brovchak//Regional economy: the theory and practice. –
2005. - № 12. – P. 57-62
16.
Results of the All-Russia population census of 2002: in 14 volumes.
Т.
4. National structure and possession of languages, citizenship [the Electronic
resource] / Rosstat. –
М: Statistics, 2004. – A disk (CD-ROM)
|