Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Вишняков А.А.

В данном информационном обзоре рассматриваются некоторые практические механизмы развития инновационной системы и венчурной индустрии в России на региональном уровне с участием ОАО «Российская венчурная компания», Правительства Республики Коми, ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» и Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Анализируется практический опыт, проблемы, перспективы развития и сотрудничества в рамках частно-государственного партнерства в северном регионе (на примере Республики Коми).

In the given information review are considered some practical mechanisms of development of innovative system and the venture industry in Russia on a regional level including the open joint-stock company «Russian venture company», the Government of the Komi Republic, SEI HPE «Syktyvkar State University» and the Komi Centre of science of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences. The practical experience, problems, prospects of development and cooperation within the limits of the private-state partnership in northern region (on the example of the Komi Republic) are analyzed.

Ключевые слова: венчурная индустрия, инвестиции, северный регион, практический консалтинг, частно-государственное партнерство, бизнес-инкубатор, инновационная деятельность, активы, венчурный фонд, стартап.

Keywords: venture industry, investments, northern region, practical consulting, private-state partnership, business incubator, innovative activity, assets, venture fund, start-up.

 

В целях развития в России инновационной социально ориентированной экономики, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период  до 2020 года необходимо создание условий для перехода к инновационному сценарию развития экономики российских регионов на основе наиболее эффективного использования их научно-технического потенциала.

Для достижения указанной цели необходимо решение задач по стимулированию и содействию активизации инновационной деятельности организаций; интеграции научного, образовательного и производственного потенциала для решения задач производственного комплекса республики; привлечению капитальных вложений и инвестиций на финансирование инновационных научных исследований и разработок, содействие их внедрению в производство; формирование системы привлечения частных инвестиций для реализации инновационных проектов; разработка механизмов государственной поддержки создания малых инновационных организаций; создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, поддержка инновационного предпринимательства и инновационных проектов; создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области инноваций; повышение уровня инновационной культуры в республике.

Для развития эффективной национальной инновационной системы требуется принятие первоочередных мер по совершенствованию системы образования в инновационной сфере, в том числе создание единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей; развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.); развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, в том числе венчурных инновационных фондов; развитие рынка услуг в области инновационной деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.08.2006 г. № 516 создано Открытое акционерное общество «Российская венчурная компания» («РВК») со стопроцентным государственным участием [1] . Деятельность ОАО «РВК» направлена на инновационную модернизацию отечественной экономики. Основной задачей компании является инвестирование в создание  венчурных фондов по всей стране. Создавая ОАО «РВК», Правительство РФ учитывает опыт других стран. По замыслу авторов проекта результатом деятельности «Российской венчурной компании» должно стать создание в течение нескольких лет собственной индустрии венчурного финансирования в России, что позволит продолжить шаги по переходу российской экономики на инновационный путь развития [2].

В настоящей статье автор уделяет внимание лишь некоторым важным механизмам и практическим шагам по развитию инфраструктуры инновационной системы в северном регионе (на примере Республики Коми). Рассмотрим некоторые из них:

1. Руководствуясь Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, основными положениями Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, Правительство Республики Коми, Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» и открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», подписали проект Соглашения о сотрудничестве  и проведении совместных мероприятий в области развития инновационной деятельности и создания индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми [3].

 Целью настоящего Соглашения является сотрудничество Сторон по развитию инновационной деятельности и созданию собственной индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми, обеспечению взаимодействия в данной области с другими регионами Российской Федерации.

Стороны для достижения указанной цели, организуют сотрудничество по следующим основным направлениям:

  • содействие в формировании венчурных фондов в Республике Коми, в  том числе в рамках государственно-частного партнерства;

  • организация подготовки кадров для венчурной индустрии, в том числе с привлечением международных образовательных ресурсов;

  • содействие в формировании в соответствии с законодательством партнерской сети ОАО «РВК» в Республике Коми на базе инновационных структур;

  • содействие в построении и развитии эффективной инновационной инфраструктуры в Республике Коми;

  • содействие в реализации инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации, а также по приоритетным направлениям инновационных и научно-технических разработок в Республике Коми;

  • поиск наиболее перспективных инновационных проектов на территории Республики Коми и передача информации о них управляющим компаниям венчурных фондов, в том числе созданных при участии Сторон;

  • мониторинг, анализ и взаимный обмен информацией об инвестиционной активности управляющих компаний венчурных фондов и инновационных компаний;

  • содействие созданию единого информационного пространства для участников  рынка инновационной  и венчурной индустрии в Республике Коми;

  • содействие развитию и укреплению межрегиональных и международных связей Республики Коми в сфере инновационного развития.

Стороны будут развивать сотрудничество путём обмена идеями, информацией, опытом, проведения совместных семинаров, научных конференций, осуществления совместных проектов и иных согласованных форм сотрудничества в области развития инновационной деятельности и венчурного инвестирования.

Для реализации сотрудничества в рамках настоящего Соглашения, с учётом требований нормативных правовых актов Российской Федерации и  нормативных правовых актов Республики Коми, Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Правительство Республики Коми:

  1. осуществляет мероприятия по развитию инновационной деятельности в Республике Коми в соответствии с законодательством Республики Коми;

  2. оказывает в установленном законодательством порядке содействие ОАО «РВК» в решении организационных вопросов, связанных с созданием инфраструктуры венчурного инвестирования в Республике Коми;

  3. содействует в установленном законодательством порядке в обеспечении интеграции реализуемых ОАО «РВК»  программ с инновационной инфраструктурой на территории Республики Коми;

  4. содействует формированию благоприятного инвестиционного климата в Республике Коми;

  5. стимулирует в соответствии с действующим законодательством развитие инновационных проектов, получивших инвестиции венчурных фондов, на территории Республики Коми.

Коми НЦ УрО РАН:

  1. содействует формированию и проведению инновационной политики, созданию инновационной структуры, активизации инновационной деятельности в Республике Коми;

  2. оказывает содействие в консультационном, организационном и техническом сопровождении мероприятий по развитию инновационной деятельности и созданию венчурной индустрии в Республике Коми;

  3. оказывает содействие в поиске и отборе наиболее перспективных инновационных проектов в Республике Коми;

  4. оказывает содействие в проведении предварительной экспертизы инновационных проектов для разработки и согласования концепции привлечения инвестиций для реализации проектов, рассмотрения возможности их финансирования управляющими компаниями венчурных фондов ОАО «РВК»,  с учетом интересов Сторон настоящего Соглашения.

Сыктывкарский государственный университет:

  1. участвует в создании и развитии инфраструктуры инновационной деятельности и венчурного инвестирования в Республике Коми;

  2. самостоятельно формирует элементы венчурной и инновационной инфраструктуры, необходимые для формирования системы венчурного инвестирования в Республике Коми, в том числе с участием российских и иностранных инвесторов;

  3. оказывает содействие в консультационном, организационном и техническом сопровождении венчурных и инновационных проектов;

  4. проводит научно-исследовательскую работу по изучению инновационного потенциала Республики Коми, выявлению перспективных для венчурных инвесторов проектов, осуществляет постоянный мониторинг инвестиционного и инновационного климата в Республике Коми и готовит предложения по повышению эффективности инновационной системы в Республике Коми;

  5. осуществляет формирование и обновление региональной базы данных коммерчески привлекательных инновационных проектов для венчурного бизнеса, организует проведение их предварительной экспертизы, содействует их продвижению с учетом интересов Сторон настоящего Соглашения;

  6. осуществляет подготовку специалистов в области инновационного и венчурного предпринимательства;

  7. содействует ОАО «РВК» в осуществлении информационных мероприятий;

  8. содействует повышению престижа инновационной деятельности и венчурного инвестирования в Республике Коми путём широкой пропаганды успехов субъектов инновационной деятельности в средствах массовой информации – на телевидении, радио, печатных изданиях, в сети Интернет.

ОАО «РВК»:

  1. реализует собственные программы по развитию инфраструктуры венчурного инвестирования в Республике Коми;

  2. осуществляет консультационную поддержку по вопросам  создания и деятельности венчурных фондов в Республике Коми;

  3. после проведения предварительной экспертизы представленных Сторонами инновационных проектов направляет их в адрес управляющих компаний венчурных фондов, с учетом их специализации;

  4. осуществляет информационную поддержку субъектам, осуществляющим инновационную деятельность на территории Республики Коми, по вопросам взаимодействия с инновационными компаниями и венчурными фондами;

  5. содействует субъектам инновационной деятельности, осуществляющим деятельность на территории Республики Коми, в установлении контактов с участниками венчурного рынка и экспертным сообществом с целью улучшения качества подготовки инновационных проектов.

В случае если одна из Сторон полагает, что какой-либо совместный проект, осуществляемый в ходе сотрудничества, приведет или привел к созданию результатов интеллектуальной деятельности, Стороны незамедлительно проведут консультации по вопросам их охраны.

Передача прав на полученные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации настоящего Соглашения Стороны создают Комиссию по координации совместных мероприятий по развитию инновационной деятельности и созданию индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, утверждаемым сопредседателями Комиссии.

Уполномоченными органами Сторон по координации деятельности по реализации мероприятий настоящего Соглашения являются:

  • от ОАО «РВК» - отдел стратегического развития ОАО «РВК»;

  • от Правительства Республики Коми – Министерство экономического развития Республики Коми;

  • от Коми НЦ УрО РАН – Институт социально-экономических и энергетических проблем Коми НЦ УрО РАН;

  • от Сыктывкарского государственного университета - Научно-исследовательский центр корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.

Для эффективной организации совместных мероприятий по реализации настоящего Соглашения Стороны договорились принять Основы совместной деятельности Правительства Республики Коми, Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкарского государственного университета и ОАО «РВК» по развитию инновационной деятельности и созданию индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

Положения Основ могут корректироваться по решению Сторон по результатам выполненных мероприятий на основе  анализа, проведенного Комиссией.

Целью реализации настоящих Основ является обеспечение перехода экономики Республики Коми к инновационному сценарию развития путём эффективного использования её научного, научно-технического, инновационного потенциала и превращения его в один из основных факторов экономического роста, создания в Республике Коми саморазвивающейся индустрии венчурного инвестирования, развития технологического рынка.

Как указано в Основах [5], приоритетными направлениями деятельности Сторон по развитию инновационной деятельности и созданию индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми являются:

  • создание благоприятных правовых, экономических, финансовых и иных условий для развития инновационной деятельности и создания венчурной индустрии в Республике Коми;

  • развитие инновационной и венчурной инфраструктуры в Республике Коми;

  • формирование системы привлечения частных инвестиций, в том числе венчурных, для реализации инновационных проектов в Республике Коми;

  • организация подготовки кадров для развития инновационной деятельности и венчурной индустрии в Республике Коми;

  • формирование «инновационно-венчурной культуры» в республике;

  • содействие развитию инновационных технологий, проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации, а также по приоритетным направлениям инновационных и научно-технических разработок Республики Коми, определенным Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, в том числе:

- комплексному использованию минерально-сырьевых ресурсов с применением новейших технологий;

- развитию химических технологий и биотехнологий с целью комплексной переработки растительного сырья и получения биопрепаратов сельскохозяйственного и медицинского назначения;

- диверсификации энергетической базы с использованием новых топливных технологий, в том числе биоресурсных;

- созданию и внедрению новых экологических технологий, обеспечивающих эффективную охрану окружающей среды;

- созданию баз геоинформатики в качестве основы территориального планирования. 

Реализация настоящих Основ осуществляется в два основных этапа.

Основными задачами первого этапа (2010-2012 г.г.) являются:

  • анализ и мониторинг инновационной деятельности в Республике Коми, состояния научно-технического и инновационного потенциала;

  • формирование региональной базы данных (реестра) инновационных проектов и базы данных инновационно - активных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми;

  • государственная поддержка научной и инновационной деятельности в соответствии с законодательством, совершенствование нормативной правовой базы по вопросам государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Коми;

  • организация подготовки кадров в области управления инновациями, в том числе с использованием механизмов венчурного инвестирования;

  • создание единого информационного пространства для участников  рынка инновационной  и венчурной индустрии в Республике Коми;

  • осуществление мероприятий по созданию в республике инновационной и венчурной инфраструктуры, постепенное внедрение в экономику Республики Коми механизмов венчурного финансирования  инновационных проектов, технологий.

  • Ожидаемыми результатами реализации задач первого этапа являются:

  • наличие благоприятной правовой среды по вопросам государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми;

  • наличие региональной базы данных (реестра) инновационных проектов и базы данных инновационно-активных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми;

  • наличие структур, содействующих адаптации инновационных проектов и технологий к потребностям рынка;

  • единая система организации работ в области развития инновационной деятельности и создания индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми;

  • государственная поддержка, в том числе финансовая, реализации инновационных проектов в Республике Коми;

  • наличие единого информационного пространства для участников  рынка венчурной индустрии;

  • повышение деловой и инновационной активности в Республике Коми, уровня «инновационно – венчурной культуры», в том числе за счет проведенных Сторонами мероприятий (семинаров, симпозиумов, конференций и др.).

Основными задачами второго этапа (2013-2015 гг.) являются:

  • развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей осуществление организационной и юридической поддержки субъектов инновационной деятельности Республики Коми, в том числе в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, оценки стоимости нематериальных активов, развития инновационного бизнеса;

  • создание эффективной системы коммерциализации результатов научной, научно-технической, интеллектуальной деятельности в Республике Коми;

  • содействие широкому венчурному финансированию инновационных проектов, технологий в Республике Коми;

  • обеспечение участия субъектов инновационной деятельности Республики Коми в российских и международных проектах венчурного финансирования;

  • обеспечение опережающего развития экономики Республики Коми, в том числе за счет сформировавшейся и развивающейся инновационной и венчурной индустрии.

Ожидаемыми результатами реализации задач второго этапа являются:

  • благоприятная деловая среда, обеспечивающая активизацию инновационной деятельности и эффективное взаимодействие всех участников инновационного процесса в Республике Коми;

  • сформированная саморазвивающаяся индустрия венчурного инвестирования, технологический рынок в Республике Коми;

  • повышение инновационной активности организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми к 2015 году, не менее чем в 1,5 раза;

  • увеличение числа организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, не менее чем в 1,5 раза к 2015 году;

  • рост доли инновационной продукции, производимой в Республике Коми в общем объеме промышленной продукции до 10 процентов к 2015 году;

  • устойчивый рост внутренних затрат предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, на исследования и разработки, при увеличении доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки.

Стороны в целях развития инновационной деятельности и создания индустрии венчурного инвестирования организуют взаимодействие с иными институтами развития России и Республики Коми, а также с другими регионами  Российской Федерации. 

Основные направления и области взаимодействия с такими институтами развития и регионами определяются Сторонами самостоятельно и (или) совместно путём обсуждения в ходе заседаний Комиссии по координации совместных мероприятий по развитию инновационной деятельности и созданию индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми на основе мониторинга и анализа ситуации в сфере инновационной деятельности Республики Коми.

Основными мероприятиями Сторон по реализации настоящих Основ являются:

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

1. Организационные, административные  мероприятия, направленные на развитие инновационной деятельности, на объединение усилий всех участников инновационных процессов Республики Коми 

1.1.

Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам государственной поддержки инновационной, инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства

по мере необходимости

Правительство Республики Коми

1.2.

Организация и проведение аналитических и тематических исследований по различным аспектам состояния и развития инновационной сферы

по мере необходимости

Правительство Республики Коми ;

Сыктывкарский государственный университет;

Коми НЦ УрО РАН

1.3.

Проведение мониторинга развития инновационных процессов в Республике Коми

2010-2011 гг.

Министерство экономического развития Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет

1.4.

Оказание консультационной поддержки, организационного и технического сопровождения при реализации инновационных проектов субъектов инновационной деятельности в соответствии с законодательством

ежегодно, по мере необходимости

Министерство экономического развития Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет;

Коми НЦ УрО РАН;

ОАО «РВК»

1.5.

Выявление наиболее перспективных инновационных проектов в Республике Коми, системный анализ результатов их реализации на территории Республики Коми, и представление информации о них компаниям, заинтересованным в содействии их реализации

2010-2015 гг.

Министерство экономического развития Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет;

Коми НЦ УрО РАН

1.6.

Проведение предварительной экспертизы инновационных проектов для разработки и согласования концепции привлечения инвестиций для реализации проектов, рассмотрения возможности их финансирования управляющими компаниями венчурных фондов ОАО «РВК»

ежегодно, по мере необходимости

ОАО «РВК»;

Сыктывкарский государственный университет;

Коми НЦ УрО РАН

1.7.

Предпроектное обоснование реализации инновационных проектов, связанных с использованием результатов научных исследований Коми НЦ УрО РАН, для рассмотрения возможности их финансирования управляющими компаниями венчурных фондов ОАО «РВК»

по мере необходимости

Коми НЦ УрО РАН

1.8.

Реализация долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010-2012 годы»

2010-2012 г.г.

Правительство Республики Коми

1.9.

Осуществление мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Коми 

 

 

 

 

2012-2015

Правительство Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет;

Коми НЦ УрО РАН;

ОАО «РВК»

2. Создание единого информационного пространства, повышение имиджа и престижа организаций, осуществляющих инновационную деятельность

2.1.

Размещение и актуализация информации по вопросам государственной поддержки науки и инноваций,  нормативного правового, организационного и финансового обеспечения научной и инновационной деятельности в сети Интернет (в том числе через специализированное электронное научное издание «Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета») и через региональные средства массовой информации

постоянно

Министерство экономического развития Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет

 

2.2.

Обновление и выпуск информационного издания «Инновационный потенциал Республики Коми», включающего в себя Каталог инновационных проектов Республики Коми

один раз в 2 года

Министерство экономического развития Республики Коми

2.3.

Проведение республиканского конкурса инновационных проектов «Инновации в экономике, управлении и образовании Республики Коми» и иных республиканских конкурсов в сфере инноваций

ежегодно

Министерство экономического развития Республики Коми

2.4.

Проведение круглых столов, тематических заседаний, конференций и иных организационных мероприятий по вопросам развития инновационной деятельности и создания индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми

постоянно, по согласованию Сторон

Министерство экономического развития Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет;

Коми НЦ УрО РАН;

ОАО «РВК»

2.5.

Проведение мероприятий, направленных на развитие межрегиональных и международных связей Республики Коми, с привлечением организаций, осуществляющих инновационную деятельность

ежегодно, по мере необходимости

Министерство экономического развития Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет;

ОАО «РВК»

2.6.

Формирование и обновление региональной базы данных инновационно-активных организаций Республики Коми, а также коммерчески привлекательных инновационных проектов для венчурного бизнеса

2010-2015 гг.

Сыктывкарский государственный университет

 

3. Мероприятия, направленные на финансовую поддержку инновационной деятельности, привлечение инвестиций в инновационную сферу, поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Коми

3.1.

Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности в соответствии с законодательством

в соответствии со сроками, установленными соответствующими программами

Министерство экономического развития Республики Коми

3.2.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Республики Коми и стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством

по отдельному плану

Правительство Республики Коми

3.3.

Комплекс мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства: имущественная, информационная, кадровая поддержка, поддержка в области инноваций и промышленного производства, в области ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

по отдельному плану

Правительство Республики Коми

4. Кадровое обеспечение развития инновационной деятельности

4.1.

Подготовка и реализация образовательных программ, в том числе курсов повышения квалификации в области инновационного менеджмента, краткосрочных обучающих семинаров в области инновационной и венчурной деятельности

по отдельному плану

Министерство экономического развития Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет;

ОАО «РВК»

4.2.

Привлечение республиканских и российских специалистов в области инноваций и венчурного инвестирования для проведения мастер-классов субъектам инновационной деятельности Республики Коми

по отдельному плану

Министерство экономического развития Республики Коми;

Сыктывкарский государственный университет;

ОАО «РВК»

 

В целях развития в Республике Коми инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере Стороны осуществляют совместную работу по организации и проведению «Региональной сессии практического консалтинга» (далее - РСПК) на тему: «Инновационный бизнес и венчурное финансирование – путь к развитию и успеху», в том числе проведение индивидуальных консультаций Участников в соответствии с условиями настоящего Договора.

Целевая аудитория:

- Директоры и заместители директоров малых и средних (инновационных) предприятий;

- Руководители инициативных инновационных групп;

- Авторы с идеями инновационно-технологического бизнеса;

- Потенциальные и практикующие инновационные менеджеры;

- Представители вузов и научно-исследовательских институтов;

- Представители государственных структур и организаций;

- Управляющие фондов.

Форма работы с участниками сессии: практический консалтинг – «живая работа» с аудиторией. Место проведения: Республика Коми, г. Сыктывкар, Сыктывкарский государственный университет (зал заседаний Ученого Совета и помещения Бизнес-Центра). Время проведения сессии консалтинга: с 10 по 13 ноября 2009 года.

 2. В целях практической реализации положений Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» и Рекомендаций по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 07.08.2009 г. № ВМ-788/04 «О реализации Федерального закона) и дополнений в действующий Устав ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», принятых на конференции 28.10.2009 г., Научно-исследовательский центр корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета анализирует и рассматривает вопрос о возможности создания на базе Университета хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Университету.

С учетом специфики деятельности Научно-исследовательского центра, предложено объединить общие усилия всех структурных подразделений и факультетов Университета в данном направлении и создать Управляющую компанию (аналог Инновационного бизнес-инкубатора), которая сможет провести работу по изысканию и активизации получения результатов интеллектуальной деятельности, указанных законодателем, а также профессионально управлять процессом создания хозяйственных обществ и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

 3. В целях оказания содействия субъектам рыночных отношений в развитии инновационной деятельности, малого и среднего бизнеса, повышения правовой и бизнес культуры, преодолении кризисных явлений в социально-экономической сфере, Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета начата реализация проекта «Высшая инновационная школа бизнеса и права».

Основной целью проекта является подготовка на партнерской основе с использованием инновационных форм и методов обучения высококлассных специалистов в области бизнеса и права, предпринимателей, которые на основе полученных знаний смогут создавать и развивать свой бизнес активизируя антикризисные точки экономического роста в регионе.

В ходе реализации данного проекта планируется решать следующие задачи:

-    организация и проведение профессионального образования и переподготовки в виде лекций, семинаров, коучингов, решения задач, игр, видеофильмы, аудиозаписи по вопросам бизнеса и права для студентов, предпринимателей, специалистов, менеджеров, государственных и муниципальных служащих, вынужденно безработных и лиц «третьего возраста», иных заинтересованных лиц;

- проведение психологических тренингов, оказание содействия в выработке необходимых привычек и образа жизни;

- создание эффективной системы деловых связей и знакомств с успешными представителями бизнеса (наставник - команда - сеть и т.д.);

- организация практических  занятий  на  базе существующих моделей бизнеса как в рамках проекта, так и на предприятиях и в организациях различной организационно-правовой формы, в государственных и муниципальных органах и учреждениях;

- организация и осуществление юридических консультаций для студентов и слушателей, а также граждан и юридических лиц, представительство  интересов  в  судах,  органах  государственной власти и местного самоуправления, в организациях   различной   организационно-правовой формы;

- на партнерской основе помощь в организации собственного бизнеса, в т.ч. оказание услуг Инновационного бизнес-инкубатора;

-  организация и проведение научных исследований в области инноваций, бизнеса и права;

- консультационная деятельность по вопросам организации и ведения инновационной   и   инвестиционной   деятельности,   бизнеса,   по   правовым вопросам,    в   т.ч.    в   области   корпоративного   права   и   защиты   прав собственности;

- экспертиза программ, проектов, бизнес-планов, рекомендаций;

- консультационная, методическая и образовательная поддержки в сфере инновационной деятельности и венчурного предпринимательства;

- сопровождение инновационных бизнес-проектов;

предоставление инвестиционных ресурсов для осуществления инновационного предпринимательства, в т.ч. (в перспективе) при помощи регионального венчурного инвестиционного фонда;

- информационное обеспечение инновационного предпринимательства, формирование и предоставление доступа к Инновационному банку идей и разработок, банку технической информации, кадровому информационному банку.

Предположительно, участниками данного проекта будут являться Объединение   по   защите   прав   и   интересов акционеров  компаний  (ОПИАК);  Международная  финансовая  корпорация (члена      группы      Всемирного      Банка);      Федеральный      общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров; Торгово-промышленная палата Республики Коми; органы государственной власти и местного самоуправления, научный и образовательные учреждения.

Данный проект «Высшая инновационная школа бизнеса и права» позволит Сыктывкарскому государственному университету и всем заинтересованным сторонам идти в ногу со временем, превращаясь в Инновационное конкурентоспособное учебное заведение XXI века, реализовать имеющийся потенциал и содействовать процессу развития венчурной индустрии и инновационной экономики Российского Севера в целом.

 

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 г. № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания»

2. Погорелов Д.И. Финансовый потенциал «Российской венчурной компании» // Финансы. -  2006. - № 10.

3. Проект Соглашения о сотрудничестве  и проведении совместных мероприятий в области развития инновационной деятельности и создания индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми между Правительством Республики Коми, Коми научным центром Уральского отделения Российской академии наук, ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» и ОАО «Российская венчурная компания»;

4. Основы совместной деятельности Правительства Республики Коми, Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкарского государственного университета и ОАО «РВК» по развитию инновационной деятельности и созданию индустрии венчурного инвестирования в Республике Коми на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

5. Каширин А.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. – М.: Вершина, 2007. – 320 с.

6. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А. и др. Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития Российского Севера: правовые и экономические аспекты // Монография. – Сыктывкар: Редакционно-издательский отдел Сыктывкарского филиала АНО ВПО ЦС РФ «РУК», 2007. – 190 с.

 

Literature:

1. The governmental order of the Russian Federation from 24.08.2006 № 516 «About the open joint-stock company «Russian venture company»

2. Pogorelov D.I. A financial potential of the Russian venture company // the Finance. - 2006. - № 10.

3. The draught agreement on cooperation and realisation of joint actions in the field of development of innovative activity and creation of the industry of venture investment in the Komi Republic between the Government of Komi, the Komi Centre of science of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, SEI HPE «Syktyvkar State University» and the open joint-stock company «Russian venture company».

4. Bases of joint cooperation of the Government of the Komi Republic the Komi Centre of science of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar State University and the open joint-stock company «Russian venture company» on development of innovative activity and creation of the industry of venture investment in the Komi Republic for the period till 2015 and the further prospect.

5. Kashirin A.I., Simeons A.S. Venture investment in Russia. – М: Vershina, 2007. – 320 p.

6. Shihverdiev A.P., Vishnjakov A.A., etc. Venture investment as the factor of innovative development of the Russian North: legal and economic aspects//the Monography. – Syktyvkar: the Publishing department of Syktyvkar branch AEI HPE ЦС RF "РУК", 2007. – 190 p.