Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ТЕНЕВЫЕ ФИНАНСЫ КАК ОСНОВА ТЕНЕВОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Плесовский П.А.

 

В статье рассмотрен теневой сектор системы здравоохранения с позиции общей теории рынка. Теневые финансы здравоохранения составляют  основу теневой экономики медицины. Дано определение теневых финансов в сфере медицины, рассмотрена их неоднородность. Показано альтернативное сосуществование теневого и легального рынков медицинских услуг, и как следствие – неформальных и формальных финансов. Раскрыты основные причины существования теневого сектора в здравоохранении. Указывается на необходимость противодействия дальнейшему расширению теневого рынка в сфере медицины путем увеличения легального финансирования здравоохранения

The article deals with the shadow sector of the medical care system from the common market theory view point. It is pointed out that  the shadow finance of the medical care make the basis of the medicine shadow economy. The article gives the determination of the shadow finance in medicine, their heterogeneity and shows the alternative coexistence of  shadow and  legal markets of medical service which are followed by formal and informal finance. The article explains the main reasons of the shadow sector existence in the medical care and pays attention to the necessity of the resistance to its further expansion thanks to the increase of the legal medical care financing

Ключевые слова: теневой рынок, товарно-денежные отношения, здравоохранение, легальное финансирование, неформальные финансы, криминальные финансы, фиктивные финансы, сверхдоходность, роль государства, медицинские услуги

Keywords: shadow economy, commodity-money relations, medical care, legal financing, informal finances, criminal finances, fictitious finances, overprofitability, government role, medical services

 

Теневая экономика сегодня является одной из важнейших проблем развития мирового сообщества, от решения которой непосредственно зависит «здоровье» национальных экономик, уровень правопорядка, мера благосостояния населения. История теневой экономической деятельности – это, прежде всего, элемент истории товарно-денежных отношений. Степень развития теневой экономики прямо пропорциональна силе регламентации хозяйственной жизнедеятельности. Всплески теневой экономической деятельности приходятся на переломные моменты экономической истории.

Под теневой экономикой принято понимать хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а, следовательно, не отражается в официальной статистике. Теневая (неформальная, скрытая) экономика это существующая реальность мирового и отечественного хозяйства, охватывающая все сферы жизнедеятельности общества. Её доля в ВВП различных стран, по имеющимся оценкам, составляет от 5-10% до 50-60%.

С позиции общей теории рынка, учитывая свободное взаимодействие спроса и предложения, теневой сектор системы здравоохранения следует рассматривать как частично деформированный элемент рыночной системы, основанный на механизме присвоения дополнительной прибыли. Сверхдоходность теневого предпринимательства в здравоохранении обеспечивается особенностями механизма формирования величины издержек производства на данном теневом производстве. Основным фактором достижения избыточного дохода в теневом секторе здравоохранения выступает искусственно заниженный уровень затрат производителя. В свою же очередь, уровень затрат производителя определяет величину спроса на данном теневом рынке. Таким образом, в границах теневого равновесного рынка медицинских услуг, теневая кривая предложения координатно располагается ниже, чем располагается легальная кривая предложения. Данное расположение отражает главную количественную зависимость между производителем и потребителем в рамках рынка медицинских услуг: чем меньше издержки производства, тем больше величина предложения, а чем больше величина предложения, тем ниже цена предложения, а чем ниже цена предложения, тем больше предъявляется спрос.

Фактически в рыночном пространстве медицинских услуг одновременно присутствуют два рынка – легальный и нелегальный, с присущими им объемами спроса, предложения и равновесной цены. Так как объем спроса, объем предложения, и уровень равновесной цены являются основными ориентирами поведения продавцов и покупателей, то данные ориентиры стимулируют развитие нелегального рынка медицинских услуг. Вследствие этого происходит нарушение основных принципов рациональной конкуренции между продавцами данных услуг по поводу социально-оправданной величины соотношения издержек и выгоды производства. Альтернативное сосуществование легального и теневого рынков медицинских услуг ориентирует контактирующих субъектов на социально – разрушительный уровень рентабельности. 

Целью существования теневого рынка медицинских услуг является получение денег для формирования денежных фондов. При господстве товарно-денежных отношений, скрытая экономика существует благодаря скрытым денежным потокам, или говоря по-другому, неформальным финансовым отношениям. Таким образом, теневые финансы являются основой, своеобразным скелетом теневой экономики. Влияя на этапы формирования теневых денежных фондов, изменяя и ограничивая их, можно в свою очередь ограничивать развитие теневого рынка.

В Советском Союзе впервые в мире было гарантировано бесплатное получение медицинской помощи. В статье 42 Конституции СССР (1977г.) говорилось, что право граждан на охрану здоровья «обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой …учреждениями здравоохранения…». В Конституции России (1993г.), ст.41 также формулировалось право граждан на бесплатную помощь. Но сами эти гарантии были сформулированы  в законодательстве в самом общем виде. При этом перечень конкретных услуг, которые могли получить граждане, в законе не упоминался. Таким образом, это в конечном итоге привело к тому, что граждане могли получить бесплатную помощь только в доступных для них конкретных лечебно-профилактических учреждениях. Получение помощи реально разнилось в зависимости от социального статуса гражданина, его места проживания (и продолжает значимо отличаться  в настоящее время).

Система здравоохранения, получение медицинской помощи традиционно связывается в представлении большинства населения России с необходимостью уплаты неучтенных государством денежных средств медицинским работникам. По приблизительной оценке социологов, размер теневых выплат населения российским врачам оценивается в 600 млн. долларов в год [2]. По данным Росстата в 2003 г. совокупные затраты россиян на теневую медицину составили 78,1 млрд руб. [10]. В октябре 2007 г., по данным агентства DISCIYERY Research Group, объем теневого сектора российского рынка медицинских услуг составил $3,7 млрд. [11].

По данным опроса в 2001 году, обращаясь за амбулаторно-поликлинической помощью, только 49,7% респондентов платили официально в кассу. 55,8% давали медицинским работникам деньги в руки или дарили подарки. Что же касается стационарного лечения, то официально в кассу платили только 65,3% опрошенных, а 51,3% давали подарки медицинским работникам [9].

Из других источников следует [2], что две трети пациентов обычных поликлиник заявили о необходимости дополнительных трат на лечение, половина из которых носила неформальный характер. Амбулаторная помощь была платной для 5-20% населения, госпитализация – для 37%, обследование и диагностика – для 44%, обращение к стоматологу – для 80% населения. По данным автора, расценки на различные исследования, манипуляции, оплачиваемые населением непосредственно медицинским работникам, составляют порядка 50% от официального прейскуранта лечебного учреждения.

Некоторые исследователи объясняют неформальные платежи специфической «формой кооперации нищей медицины и нищим населением в попытках сохранить хоть какие-то возможности лечиться и лечить больных» [4]. Таким образом, это явление пытаются представить с положительной стороны, как смягчающее в современных условиях последствия реформирования здравоохранения. В целом же, необходимо понимать, что теневая деятельность в здравоохранении не является, и конечно не должна являться альтернативой государственным и легальным частным институтам. Соответственно, теневые денежные потоки в системе здравоохранения следует рассматривать как альтернативные, зачастую подменяющие собой формальное финансирование отрасли.

Что же представляют собой неформальные финансы в сфере медицины? 

Как представляется, неформальные финансы в сфере медицины есть совокупность экономических отношений, возникших по поводу получения медицинских услуг, связанных с формированием, распределением и перераспределением фондов денежных средств между различными субъектами финансов (чаще это медицинские работники и пациенты), не отражаемые официальной статистикой, не контролируемые государством, носящие явный или тайный характер, направленные, прежде всего на реализацию материальных интересов данных субъектов.

Следует подчеркнуть, что неформальные финансы в сфере медицины проявляются на всех уровнях организации и получения медицинской помощи, начиная от наноуровня (индивиды) и заканчивая более глобальным уровнем.

Основными отличительными признаками неформальных финансов в сфере медицины являются их денежный, неправовой, негласный и рисковый вид.

Неформальные финансы – это, прежде всего стоимостные отношения, характеризующие денежные потоки от одних субъектов к другим.

Неправовой вид неформальных финансов означает их противоправность.

Неформальная оплата медицинских услуг происходит тайно. Тема неформальных платежей  не является предметом публичного обсуждения в лечебных учреждениях.

Рисковый характер обусловлен тем, что участие в неформальных финансовых отношениях автоматически ставит субъекта в условия правовой несостоятельности.

Структура неформальных финансов в данной сфере достаточно сложна и на наш взгляд, её можно разделить  по следующим признакам:

-по отношению к правовому полю (легальность). Включают в себя:

во-первых, криминальные финансы (незаконное производство и оборот контрафактной продукции, взятки, хищения, торговля органам, «откаты» фирм чиновникам от медицины за право поставок лекарств и оборудования);        

во-вторых,  фиктивные финансы (приписки по госзаказу (диспансеризация), фальсификация выполненных объемов работ и т.п.);

 в-третьих, полуправовые финансы (работа медицинских работников без патента и лицензии);

 в-четвертых, легальные неформальные финансы (сюда входят все легально разрешенные виды медицинской деятельности, в рамках которой имеет место не учитываемое официальной статистикой производство услуг медицинскими работниками, сокрытие этой деятельности от налогообложения. В этой категории наблюдается самое частое взаимоотношение врач - пациент).

-по субъектному признаку. В качестве субъектов выступают чаще всего физические лица, юридические лица, государство и т.п.

-по форме движения. Подразделяются на наличные и безналичные. Говоря о массовости распространения, в медицине чаще всего присутствуют наличные денежные средства. Наименьшее количество неформальных платежей в денежной форме среди медицинских учреждений происходит в небольших  районных больницах. Здесь вознаграждение осуществляется чаще всего в натуральном виде. В крупных лечебно-профилактических учреждениях признаются только наличные денежные средства.

-по отраслевому признаку. Наиболее часто неформальные платежи встречаются в акушерстве-гинекологии, урологии, хирургии, стоматологии, травматологии-ортопедии, венерологии, наркологии. Неформальные доходы обычных врачей хирургических и гинекологических отделений оцениваются в 2-3 раза выше их зарплаты. Добавка к зарплате врачей других отделений стационаров составляет от 20% до 2 раз [2]. Терапевтические специальности в основном получают платежи гораздо реже и в меньших суммах. Если подразделять оказание помощи на плановую и экстренную, то чаще пациенты платят при плановом лечении.

-по территориальному признаку. Лечение в крупных центрах, в южных регионах давно ассоциируются с необходимостью оплаты практически всех манипуляций. До недавнего времени, осуществить лечение в северных регионах можно было практически бесплатно или за символическую цену. Но даже в настоящее время здесь цена неформальных платежей гораздо ниже, чем в столицах или южных регионах, а качество услуги не ниже, или иногда парадоксально выше. Это приводит к тому, что становится во всех смыслах дешевле приехать на север и пролечиться, чем производить платежи в вышеуказанных регионах.

Каковы же причины стремительного расширения теневой экономики в здравоохранении России?  Первоисточник теневой экономики кроется в деформации самого государства.

Стремительное расширение масштабов теневой экономики в здравоохранении России следует рассматривать как неизбежную расплату  за те просчеты и ошибки, а скорее всего и прямой умысел, допущенные в ходе осуществления реформ, связанных с изменением роли государства в экономической, социальной и политической жизни на рубеже 1990-х годов. Не случайно, российскому обществу в первые годы реформирования настойчиво внушалась мысль, что достаточно перейти к рынку, и он сам урегулирует все связи и взаимоотношения в обществе и экономике. Естественно, что государственное регулирование в любой форме оказывается с этой точки зрения не только лишним, но и вредным, нарушающим естественный ход рыночной самоорганизации.

За период 1991-1999 гг. государственные расходы на здравоохранение сократились в реальном выражении не менее чем на треть. Несмотря на наблюдаемый прирост в 2000-2001гг в реальном выражении они не достигли уровня 1991 г. В 2000-2001 гг. государственное финансирование здравоохранения равнялось 2,9 – 3,2% ВВП [3]. В 2007г. расходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП [8]. Таким образом, государственные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения. Сохраняется разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. В результате большинство людей лишается возможности получения современной квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Услуги медицинских учреждений в той части, в которой они остались бесплатными, ни по составу, ни по объему, ни по качеству услуг не удовлетворяют потребностей населения в поддержании здоровья [1]. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей. Увеличивается коммерциализация здравоохранения. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи.

Для сравнения в США государственные расходы на здравоохранение составляют 6,5% ВВП, во Франции 7,1%, Германии 8,2% [3,с.356]. При этом ни в одной из этих стран не гарантируется бесплатное медицинское обслуживание всем гражданам.

Теперь уже ясно, что в условиях переходного периода, ответственность государства должна скорее увеличиваться, чем уменьшаться. Вмешательство государства должно быть активным в те области, где рыночные силы не смогут обеспечить эффективного размещения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей является несправедливым. Государство должно обеспечить доступность медицинских услуг для граждан, регулируя рынок.

Как отмечают Ю. Привалов и Ю. Сапелкин, «в большой степени возрастание теневой экономики связано с объективной реакцией предприятий и населения на утрату государством его возможностей эффективно управлять экономическим процессом, с необходимостью компенсировать неофициальной индивидуальной деятельностью обвальное падение социальной защиты»[6].

На примере России можно наблюдать, как на протяжении последних двух десятилетий последовательно снижалась её административная, контрольная, финансовая и судебная мощь. Теневая экономика значительно расширялась, а борьба с ней последовательно снижалась. В значительной степени это результат деградации правоохранительной и судебной систем государства.   В результате выполняемые государством функции существенно снизились и не отвечают его обязательствам перед гражданами и предприятиями по объему и качеству.

Отсутствие материальных стимулов у медицинских работников добросовестно исполнять свои обязанности является важным фактором, оказывающим влияние на усиление влияния теневой экономики. Проводимая государством  до недавнего времени политика ограничения доходов и заработной платы, включая нерегулярную индексацию минимальной заработной платы, или фактически замораживание доходов работающих в государственном секторе экономики, самым отрицательным образом сказывается на мотивации труда. Подавляющее большинство работников государственного сектора не видят прямой связи между уровнем заработной платы и их личными усилиями. Как правильно отмечает В.В. Куликов, «устойчиво находясь на низком уровне, заработная плата не в состоянии выполнить ни одну из своих функций: ни стимулирующую (превращаясь в пособие по труду) ни воспроизводственную…»[5].

Нравственно–этический - еще один немаловажный фактор, обусловливающий распространение неформальных платежей. В. Радаев отмечает, что несоблюдение законов давно уже вышло на институциональный уровень, стало частью поведенческой культуры, где обман государства есть общепризнанная норма [7]. Зная о наличии практики неформальных платежей в ЛПУ,  конкретно о лицах, занимающихся этим, главный врач получает дополнительные рычаги воздействия на неформальные отношения внутри коллектива. Фактически у администрации отсутствует возможность для реализации функции контроля, а с другой стороны возникает определенная трудность в сохранении наиболее квалифицированного персонала, чаще всего и практикующего неформальные платежи.

В данное время происходит стремительное расширение теневой экономики, и как ее основы – теневых финансов в современном здравоохранении России. Это далеко не безобидный процесс. Теневой рынок медицинских услуг оказывает деструктивное действие на легальный рынок, приводя в конечном итоге к ухудшению демографической ситуации в России. Следовательно, необходимо влиять на теневой рынок, сдерживая его развитие и уменьшая разрушающее влияние. Инструментом такого воздействия должно стать в первую очередь влияние на теневые финансы, так как они являются основой теневой экономики здравоохранения.

К сожалению, в настоящее время отсутствует четкое определение зависимости оплаты и качества помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам. В связи с этим, без конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, без четкого разграничения медицинской помощи на бесплатные и платные медицинские услуги, нельзя рассчитывать на решение проблемы разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением, простым увеличением размеров государственного финансирования здравоохранения.

Здесь необходимо указать на необходимость  повышения роли государства в системе здравоохранения России (например, реализация в настоящее время национального проекта «Здоровье»), увеличение объемов обязательного и добровольного медицинского страхования, расширение официальных платных услуг населению, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями.

С одной стороны, рассматривая сложившуюся ситуацию в настоящее время, мы имеем неэффективную систему здравоохранения, которая привела к выраженной поляризации членов общества по состоянию здоровья. С другой стороны - популистские интересы определенных групп в политической борьбе, сохраняющие лозунг о бесплатности медицины вообще, не подкрепленной реальным финансированием конкретных медицинских услуг.

В связи с этим остро стоит проблема несбалансированности государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи с размерами их государственного финансирования. Именно данный дисбаланс является той «мутной водой», способствующей поддержанию и дальнейшему  процветанию теневого рынка здравоохранения. Недостаток реальных средств, для оказания бесплатной медицинской помощи все в большей степени компенсируется личными расходами населения, формируя теневые финансовые потоки, которые в свою очередь являются, как было указано выше, основой теневой экономики здравоохранения.

Таким образом, назрела необходимость изменения гарантированных прежде государством обязательств по оказанию всеобщей бесплатной медицинской помощи гражданам России.

 

 

Список литературы

1.      Айзинова И.М. Платные услуги: дифференциация территории или территория дифференциации? // Проблемы прогнозирования. 2000. №5. С.20

2.      Бельская Т., Котов О. Есть ли у нас бесплатная медицина? Родная газета №12(12) 18-24 июля 2003г., полоса 7.

3.      Здравоохранение в России: Стат. сб./Госкомстат России.-М.,2001.-с.260.

4.      Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000, С.165.

5.      Куликов. В. Значительный вклад в развитие теории труда. – Человек и труд. 2001. №7., С.83.

6.      Привалов Ю., Сапелкин Ю. Теневая экономика и коррупция в Украине.// Общество и экономика. №9. 2001. С. 117.

7.      Радаев В. Экономика прячется в тень.// Коммерсант Дейли от 21.11.2000г. С. 4.

8.      Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Экономист.-2007.-№1.-С.54.

9.      www.cpc.unc.edu/rlms/

10.  http://md-bplan.-ru/articles/html/article10386.htm

11.  http://planovik. ru/mark/research/90/1205990.html

 

 

Literature

1. Aizinova I. M. Pay services: differentiation of territory or territory of differentiation? // Problems of prognostication. 2000. №5. P.20. 

2. Bel’skaya T., Kotov O. Do we have medicare? Rodnaya gazeta  №12 (12) 18-24 July 2003, page 7.

3. Medical care in Russia: Statistical collection / Russian State Committee on Statistics. – M., 2001. – p. 260.

4. Klyamkin I., Timofeev L. Shadow Russia. Economical and sociological research. M., 2000, P. 165.

5. Kulikov V. Considerable contribution to work theory development. – Chelovek I trud. 2001. №7., P. 83. 

6. Privalov Y., Sapelkin Y. Shadow economy and corruption in Ukraine. // Society and economy. №9. 2001. P. 117.

7. Radaev V. Economy hide in shade. // Commersant daily by 21.11.2000. P. 4.

8. Sergeev I., Kirsanova N., Kirsanova I. Social sphere development:  priorities of regulation // Economist. - 2007.- №1.- P.54.

9. www.cpc.unc.edu/rlms/

10. http://md-bplan.ru/articles/html/article10386.htm

11. http://planovik.ru/mark/research/90/1205990.html