Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ РЕСУРС ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Солодовников С., Подпрятова В.

 

В статье приведены основные выводы, полученные Международной финансовой корпорацией (член группы Всемирного Банка) в результате исследования причин высокой энергоемкости российской экономики в бюджетном и частном секторе. Отмечены основные препятствия для повышения энергоэффективности экономики и рекомендуемые меры государственной политики для создания благоприятных условий для инвестиций в энергоэффективность.

 The article considers the main conclusions received by International Finance Corporation (a member of World Bank Group) like a result of research of high energy intensity’s reasons of Russian economy in budget and private sector. The main difficulties in economy’s power efficiency rise and public policy measures recommended for facility creating for investments in power efficiency are noted.

Ключевые слова: энергоэффективность, ресурсы, энергетическая безопасность, скрытый резерв, государство, энергозатраты, тарифообразование, интегрированное планирование.

 Key words: power efficiency, resources, energy safety, latent reserve, state, power inputs, tariff scale, integrated planning.

 

Высокая энергоемкость российской экономики дорого обходится стране с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, расходования государственного бюджета, конкурентоспособности промышленности, здоровья населения и охраны окружающей среды. В то же время, потенциал повышения энергоэффективности таит в себе огромные возможности для развития экономики России

Летом текущего года Всемирный банк и IFC (Международная финансовая корпорация) провели совместное исследование причин высокой энергоемкости в бюджетном и частном секторе. Результаты исследования были опубликованы в отчете «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», который содержит также ряд рекомендаций и предложений. Данный отчет был передан президентом Группы Всемирного Банка Робертом Зелликом президенту России Дмитрию Медведеву во время встречи в Москве 16 июня 2008 года. Ниже приведены основные выводы данного исследования.

1. Скрытый резерв

Прежде всего, необходимо отметить, что объем неэффективного использования энергии в России достигает примерно 285 млн. т.н.э., что сопоставимо с годовым потреблением первичной энергии во Франции и составляет около 45% полного потребления первичной энергии в России. 

Чтобы полностью реализовать этот гигантский потенциал, необходимо инвестировать 320 млрд. долл. США, причем это необходимые совокупные инвестиции со стороны как частных и государственных организаций, так и домохозяйств. Годовая экономия для конечных потребителей составит примерно 80 млрд. долл. США. Для российской экономики в целом эффект может достигнуть 120-150 млрд. долл. США в год, - это экономия на энергетических издержках, а также дополнительные доходы от экспорта газа. Таким образом, на уровне национальной экономики капиталовложения в энергоэффективность могут окупиться за два-три года.

2. Энергетическая безопасность

Повышение энергоэффективности в России становится особенно актуальным с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны. Прогнозируемый дефицит добычи природного газа (35-100 млрд. куб. м к 2010 г.) и возможный недостаток прироста электрогенерирующих мощностей (~20 тыс. МВт) могут быть компенсированы за счет энергоресурсов, высвобождаемых в результате повышения энергоэффективности (240 млрд. куб. м газа и ~43 тыс. МВт электрической мощности). Увеличение производства энергоресурсов России потребует более 1 трлн. долл. США, в то время как высвобождение энергоресурсов за счет повышения эффективности их использования обойдется экономике в три раза дешевле.

Кроме того, появится возможность снизить риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью российской экономики, сохранить конкурентоспособность российской промышленности, увеличить доходы от экспорта нефти и газа, сократить расходы бюджета, а также улучшить экологическую обстановку.

3. Основные препятствия

Повышению энергоэффективности в России препятствует много различных факторов, вот лишь некоторые, самые основные:

- недооценка значимости рачительного использования энергоресурсов во всех секторах российской экономики, а также на бытовом уровне;

- недостаточность статистических данных по потреблению и производству энергии на местном и федеральном уровне по всем секторам экономики;

- отсутствие либо противоречивость стимулов для инвестиций в энегоэффективность;

- устаревшая система тарифов, не поощряющая бережливое поведение потребителей и производителей энергии.

4. Важна роль государства

Как и во многих других сферах, благоприятные условия для инвестиций в энергоэффективность не могут быть созданы без активного участия правительства. Обязанности по разработке и реализации политики повышения энергоэффективности в России рекомендуется возложить на существующее министерство, или специально созданное агентство. Данная структура, обладая необходимыми полномочиями и финансированием, должна установить приоритетные направления политики и обеспечить координацию действий государственных органов по вопросам эффективного использования энергоресурсов.

Рекомендуемые меры государственной политики условно разделены на три основные группы:

1). Меры быстрой отдачи, которые можно разработать менее чем за 1 год, и которые могут иметь значительный эффект при умеренных затратах, например:

- информационная кампания по повышению уровня осведомленности в вопросах повышения энергоэффективности;

- увеличение сроков бюджетного планирования, введение права распоряжаться сэкономленными энергозатратами, а также установление правил закупок, стимулирующих использование энергоэффективных технологий;

- реорганизация муниципальных тепловых компаний в коммерческие предприятия или частно-государственные партнерства;

2). Базовые меры, способствующие привлечению инвестиций:

- стандарты энергоэффективности для зданий, промышленного оборудования, эффективности использования топлива;

- повышение энергоэффективности, как условие предоставления субсидий на проведение капитального ремонта;

- скоординированные планы по теплоснабжению;

- стимулирование финансирования энергоэффективных проектов банками и лизинговыми компаниями;

3). Высокозатратные, высокоэффективные меры - связаны со значительно более высокими начальными затратами, однако большинство из них также гарантирует более существенную экономию энергоресурсов:

- реформа тарифообразования;

- либерализация рынков электроэнергии и газа;

- интегрированное планирование работы транспорта;

- взимание с автовладельцев полной экономической стоимости использования личного автотранспорта.

Необходимо отметить, что актуальность задачи повышения энергоэффективности уже признана на самом высоком политическом уровне. В частности, 5 июня 2008 года президентом России был подписан указ № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [1]. В настоящее время в Государственной Думе рассматриваются законопроекты «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Создав понятные условия и стандарты, обеспечив их безусловное соблюдение и исполнение, а также способствуя доступу к информации, правительство сформирует уникальную благоприятную среду для всех участников рынка. Тогда различные государственные и частные хозяйствующие субъекты смогут принять решение об инвестициях в проекты, способствующие более рациональному использованию энергии, что позволит в полной мере реализовать потенциал повышения энергоэффективности российской экономики.

 

Библиографический список:

1. Указ Президента России от 05.07.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»

 

Literature:

1. The Russian president decree by 05.07.2008 № 889 “On some measures for energetic and ecological efficiency rise of Russian economy”