Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ РЕСУРС ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Солодовников С.А., Подпрятова В.В. В статье
приведены основные выводы, полученные Международной финансовой корпорацией (член
группы Всемирного Банка) в результате исследования причин высокой энергоемкости
российской экономики в бюджетном и частном секторе. Отмечены основные
препятствия для повышения энергоэффективности экономики и рекомендуемые меры
государственной политики для создания благоприятных условий для инвестиций в
энергоэффективность.
Ключевые слова: энергоэффективность, ресурсы, энергетическая
безопасность, скрытый резерв, государство, энергозатраты, тарифообразование,
интегрированное планирование.
Высокая энергоемкость российской экономики дорого обходится стране с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, расходования государственного бюджета, конкурентоспособности промышленности, здоровья населения и охраны окружающей среды. В то же время, потенциал повышения энергоэффективности таит в себе огромные возможности для развития экономики России Летом текущего года Всемирный банк и IFC (Международная финансовая корпорация) провели совместное исследование причин высокой энергоемкости в бюджетном и частном секторе. Результаты исследования были опубликованы в отчете «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», который содержит также ряд рекомендаций и предложений. Данный отчет был передан президентом Группы Всемирного Банка Робертом Зелликом президенту России Дмитрию Медведеву во время встречи в Москве 16 июня 2008 года. Ниже приведены основные выводы данного исследования. 1. Скрытый резерв Прежде всего, необходимо отметить, что объем неэффективного использования энергии в России достигает примерно 285 млн. т.н.э., что сопоставимо с годовым потреблением первичной энергии во Франции и составляет около 45% полного потребления первичной энергии в России. Чтобы полностью реализовать этот гигантский потенциал, необходимо инвестировать 320 млрд. долл. США, причем это необходимые совокупные инвестиции со стороны как частных и государственных организаций, так и домохозяйств. Годовая экономия для конечных потребителей составит примерно 80 млрд. долл. США. Для российской экономики в целом эффект может достигнуть 120-150 млрд. долл. США в год, - это экономия на энергетических издержках, а также дополнительные доходы от экспорта газа. Таким образом, на уровне национальной экономики капиталовложения в энергоэффективность могут окупиться за два-три года. 2. Энергетическая безопасность Повышение энергоэффективности в России становится особенно
актуальным с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны.
Прогнозируемый дефицит добычи природного газа (35-100 млрд. куб. м к Кроме того, появится возможность снизить риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью российской экономики, сохранить конкурентоспособность российской промышленности, увеличить доходы от экспорта нефти и газа, сократить расходы бюджета, а также улучшить экологическую обстановку. 3. Основные препятствия Повышению энергоэффективности в России препятствует много различных факторов, вот лишь некоторые, самые основные: - недооценка значимости рачительного использования энергоресурсов во всех секторах российской экономики, а также на бытовом уровне; - недостаточность статистических данных по потреблению и производству энергии на местном и федеральном уровне по всем секторам экономики; - отсутствие либо противоречивость стимулов для инвестиций в энегоэффективность; - устаревшая система тарифов, не поощряющая бережливое поведение потребителей и производителей энергии. 4. Важна роль государства Как и во многих других сферах, благоприятные условия для инвестиций в энергоэффективность не могут быть созданы без активного участия правительства. Обязанности по разработке и реализации политики повышения энергоэффективности в России рекомендуется возложить на существующее министерство, или специально созданное агентство. Данная структура, обладая необходимыми полномочиями и финансированием, должна установить приоритетные направления политики и обеспечить координацию действий государственных органов по вопросам эффективного использования энергоресурсов. Рекомендуемые меры государственной политики условно разделены на три основные группы: 1). Меры быстрой отдачи, которые можно разработать менее чем за 1 год, и которые могут иметь значительный эффект при умеренных затратах, например: - информационная кампания по повышению уровня осведомленности в вопросах повышения энергоэффективности; - увеличение сроков бюджетного планирования, введение права распоряжаться сэкономленными энергозатратами, а также установление правил закупок, стимулирующих использование энергоэффективных технологий; - реорганизация муниципальных тепловых компаний в коммерческие предприятия или частно-государственные партнерства; 2). Базовые меры, способствующие привлечению инвестиций: - стандарты энергоэффективности для зданий, промышленного оборудования, эффективности использования топлива; - повышение энергоэффективности, как условие предоставления субсидий на проведение капитального ремонта; - скоординированные планы по теплоснабжению; - стимулирование финансирования энергоэффективных проектов банками и лизинговыми компаниями; 3). Высокозатратные, высокоэффективные меры - связаны со значительно более высокими начальными затратами, однако большинство из них также гарантирует более существенную экономию энергоресурсов: - реформа тарифообразования; - либерализация рынков электроэнергии и газа; - интегрированное планирование работы транспорта; - взимание с автовладельцев полной экономической стоимости использования личного автотранспорта. Необходимо отметить, что актуальность задачи повышения
энергоэффективности уже признана на самом высоком политическом уровне. В
частности, 5 июня 2008 года президентом России был подписан указ № 889 «О
некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности
российской экономики» [1]. В настоящее время в Государственной Думе
рассматриваются законопроекты «Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности» и «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и
экологической эффективности российской экономики». Создав понятные условия и стандарты, обеспечив их безусловное соблюдение и исполнение, а также способствуя доступу к информации, правительство сформирует уникальную благоприятную среду для всех участников рынка. Тогда различные государственные и частные хозяйствующие субъекты смогут принять решение об инвестициях в проекты, способствующие более рациональному использованию энергии, что позволит в полной мере реализовать потенциал повышения энергоэффективности российской экономики.
Библиографический
список 1. Указ Президента России от 05.07.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
Literature: 1. The
Russian president decree by 05.07.2008 № 889 “On some
measures for energetic and
ecological efficiency rise of Russian economy”
|