Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

 Вишняков А.А., Шихвердиев П.А.

 

В статье рассматриваются некоторые проблемы создания и развития инфраструктуры инновационной деятельности в северном регионе (на примере Республики Коми), включающей все необходимые управленческие, правовые и институциональные элементы в целях создания технологического коридора от научного открытия до рыночного продукта. Авторами выделен ряд общих принципов формирования инновационной инфраструктуры, обосновывается значение государственной поддержки в виде совокупности правовых, экономических и организационных действий органов государственной власти, направленных на создание благоприятных условий для осуществления и развития инновационной деятельности.

 The article considers some problems of creation and development of innovative activity infrastructure in north region (by example of The Komi republic) including all necessary managerial, legal and institutional elements for creation of technological corridor from scientific discovery to market product purposes. Authors mark out general principles of forming of innovative infrastructure. It is grounded a significance of state support in the totality of legal, economic and organizational action of authority aimed at creation of favorable conditions for realization and development of innovative activity.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инфраструктура, конкурентоспособность, Север, коучинг-центр, бизнес-инкубатор, трансфер технологий, университет, венчурное инвестирование, региональный кластер.

Key words: innovative activity, infrastructure, competitive ability, The North, coaching centre, business incubator, transfer of technology, university, venture investment, regional cluster.   

 

В современных условиях инновационная политика северного региона должна быть направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности на Российском Севере является создание инновационной инфраструктуры.

Под инфраструктурой инновационной системы понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. [1]

Развитие инновационной инфраструктуры предусматривает создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе. В зависимости от объемов спроса на инфраструктурном рынке со стороны научно-технического комплекса инфраструктурные функции могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой.

Для организаций, занятых инновационной деятельностью, наличие инфраструктурных организаций позволяет вести работы малой численностью, компенсировать отсутствие многих компонентов, необходимых для успешной работы, приобретением услуг специализированных организаций.

По типу предоставляемых инфраструктурных услуг можно выделить следующие взаимосвязанные системы:

а) система информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.

б) система экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов.

в) система финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.

г) система производственно-технологической поддержки.

д) система сертификации наукоемкой продукции.

е) система продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции.

ж) система координации и регулирования развития научно-технической и инновационной деятельности. [2]

Каждая из перечисленных систем, входящая в инфраструктурный комплекс научно-технической и инновационной деятельности, должна иметь механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные элементы в виде специализированных и многофункциональных организаций, которые будут обеспечивать работу данных механизмов.

В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Общая схема инновационной инфраструктуры

 

Производственно-технологическая составляющая

 

 

Консалтинговая составляющая

 

Финансовая составляющая

 

Кадровая составляющая

 

Информационная составляющая

 

Сбытовая составляющая

Инновационно-технологические центры и технопарки

Центры трансфера технологий

Бюджетные средства

Повышение квалификации персонала в области инноваций

Государственная система научно-технической информации

Внешнеторговые объединения

Инновационно-промышленные комплексы

Консалтинг в сфере экономики и финансов

Бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития

Подготовка специалистов в области технологического и научного менеджмента

Ресурсы структур поддержки малого бизнеса

Специализированные посреднические фирмы

Технологические кластеры

Технологический консалтинг

Венчурные фонды

 

Региональные информационные сети

Интернет

Технико-внедренческие зоны

Маркетинговый консалтинг

Посевные и стартовые фонды

 

Интернет

Выставки

Центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием

Консалтинг в области внешнеэкономической деятельности

Гарантийные структуры и фонды

 

 

 

 

Основным направлением становления и развития инновационной деятельности в Республике Коми, на наш взгляд, должно являться формирование в научно-технологической сфере Республики Коми сегмента инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических предприятий и условий для их динамичного развития. Как показывает мировая практика, этот этап становления и стартового развития малых технологических предприятий не может эффективно осуществляться без государственной поддержки [3].

Технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (ТП) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям.

Одной из проблем существующей в Северо-Западном Федеральном округе и в целом в России технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация малых предприятий, то есть, малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, в результате чего малое предприятие вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства малого предприятия, расположенного в технопарке, а с другой - прекращение роста количества малых предприятий. Вследствие этого ТП и ИТЦ во многих случаях чисто номинально являются объектами инновационной инфраструктуры, скорее это доходные дома, приносящие их владельцам доход от сдачи в аренду площадей малым предприятиям.

Такая тенденция прослеживается и в деятельности созданного в Эжвинском районе г. Сыктывкара ГУП Республики Коми «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор».

Предлагается решение данной проблемы в установлении ограничения на срок пребывания малых предприятий в составе ТП. Однако без создания возможностей для размещения их на других площадях это, по сути, будет означать закрытие части малых предприятий через оговоренный срок. Скорее всего ситуация быстро вернется к начальному состоянию за счет формальной «ротации» через организацию новых юридических лиц с постоянным составом учредителей.

В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов. В Республике Коми предлагается рассмотреть вопрос о строительстве такого парка на базе незадействованных мощностей бывшего завода «Орбита».

Создавая площади для размещения малых предприятий, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры. ИПК создаются, как правило, на базе незадействованных производственных мощностях крупных предприятий. До сих пор загрузка крупных предприятий позволяла рассчитывать на размещение на них заказов малых предприятий. При этом складывалась парадоксальная ситуация, когда малые предприятия по субконтрактам загружали крупные предприятия, в то время как в развитых странах ситуация в основном обратная. С ростом экономики эта возможность становится меньше, поскольку крупные предприятия увеличивают объемы производства и в первую очередь выполняют на своей производственной базе собственные заказы.

В последнее время стала модной организация «кластеров», которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Кластерами у нас, как правило, называют совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями. По существу такое определение кластера практически полностью тождественно понятию инновационно-технологического комплекса. Во избежание недоразумений следует сразу сказать, что понятие кластера конкурентоспособности, введенное М.Портером, не имеет отношения к этим образованиям.

Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие (мы не рассматриваем здесь вопрос доступности и стоимости кредитов на покупку оборудования для малых и средних предприятий, а только вопросы его рентабельной эксплуатации). Таким образом, от использования новых технологий в производстве в силу этой причины оказывается отсеченным огромный пласт малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

На западе такой подход получил широкое распространение. Например, до 20% лазерного производственного оборудования устанавливается в так называемых «job-shop» (центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов). Следует отметить, что не только малые и средние, но также и крупные предприятия являются клиентами таких центров [4].

Как было сказано выше, станочный парк промышленности стареет, и обеспечение доступа к современным технологиям является весьма актуальным не только для малых и средних предприятий. В современных  условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства.

При традиционном подходе, когда оборудование устанавливается на каждом из предприятий, затраты на его приобретение оказываются в 10-20 раз выше, чем в случае оснащения центров коллективного пользования, обслуживающих такое же количество предприятий. Немаловажным фактором в сравнении является обеспечение оборудования квалифицированным обслуживающим персоналом - для оснащения через центры коллективного пользования потребуется на порядок меньше квалифицированных специалистов. Наконец, срок начала эксплуатации оборудования в центре может быть существенно короче, так как для установки оборудования и отладки технологических процессов могут быть использованы специалисты более высокой квалификации.

Одним из основных результатов организации Центров коллективного пользования (ЦКП) в Республике Коми станет обеспечение доступа к современным технологиям для малых и средних предприятий, для которых покупка собственного дорогостоящего технологического оборудования практически невозможна. Если для оснащения региональных центров использовать частично бюджетные средства, их окупаемость за счет увеличения объемов производства предприятий, пользующихся услугами центра, и соответствующего увеличения выплат налогов может быть предельно быстрой.

Кроме прямого возврата вкладываемых в ЦКП средств от производственной деятельности следует учитывать также непрямые положительные эффекты от деятельности центров коллективного пользования:

- генерация дополнительных объемов производства,

- генерация налоговых поступлений от увеличения объемов производства,

- повышение конкурентоспособности - расширение сбыта, увеличение объемов продаж промышленной продукции за счет использования передовых производственных технологий, повышение экспортного потенциала российских производственных предприятий за счет повышения качества производимой продукции,

- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров и расширение объемов подготовки квалифицированных кадров,

- сохранение производственного потенциала российских предприятий.

Как видно из приведенного перечня, организация Центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству региональных промышленных предприятий доступ к современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу региональной промышленности на инновационный путь развития.

Следующий блок инфраструктурных предприятий включает консалтинговые организации. Важность этих структур для обеспечения инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретаются только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (офисы) трансфера технологий (ЦТТ). В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах. Гораздо слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных центрах (ГНЦ), хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица. И тот, и другой вариант имеют как преимущества, так и недостатки. Пока существующий опыт работы недостаточен, для того, чтобы говорить о том, какой из вариантов организации ЦТТ более предпочтителен.

Основной задачей ЦТТ является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.

На основании изложенного, для стимулирования появления в научно-технической сфере Республики Коми новых и развития существующих малых и средних динамично растущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования, предлагается на базе Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук, иных государственных научно-исследовательских центров,  Сыктывкарского государственного университета, академических, отраслевых  и проектных институтов создать специализированные структуры инкубирования компаний на начальном этапе их жизни (Центры (или агентства) по трансферу технологий).

Обеспечение Центров соответствующими помещениями и оборудованием будет осуществляться самими научными организациями, выступающими их учредителями. Дополнительная финансовая поддержка при создании и функционировании агентств может быть осуществлена министерствами, ведомствами, местными органами власти и государственными научно-техническими фондами из имеющихся у них возможностей. В дальнейшем, исходя из полученных результатов, могут быть рассмотрены и подготовлены на правительственном уровне предложения об усилении их государственной поддержки. Проведение этой работы в рамках положительно зарекомендовавшей себя Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России позволит обеспечить координацию действий всех участников программы.

Порядок создания и функционирования таких Центров или агентств, особенно в части использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением правительства Республики Коми. В течение 4-5 лет такие Центры должны быть созданы во всех ведущих государственных научных организациях республики. Это позволит ежегодно создавать малые предприятия технологической направленности.

Основные проблемы, которые могут начать проявляться с началом развития сети Центров трансфера технологий (ЦТТ) - в отсутствии квалифицированных кадров для их комплектования. Зачастую менеджмент ЦТТ не знает, как организовать практическую работу по коммерциализации разработок, имеет слабое представление о существующих возможностях. Если параллельно с созданием ЦТТ не будут приняты меры по обучению персонала, эффективность работы создаваемой сети будет невелика. Если же проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. В качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах в республике составляет несколько тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы). Это потребует открытия в образовательных учреждениях соответствующих специальностей, курсов повышения квалификации персонала, разработки необходимого методического инструментария.

Для решения задачи предоставления консультационной, методической и образовательной поддержки в сфере инновационной деятельности в регионе потребуется создать специализированную структуру, называемую на Западе «коучинг-центром». Предлагается создать «Коучинг-центр - Высшую инновационную школу бизнеса и права» на базе Торгово-промышленной палаты Республики Коми.

Следует отметить, что в рамках Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ нами также подготовлен бизнес-план по созданию на базе Сыктывкарского государственного университета Инновационного бизнес-инкубатора.

Следующий блок инфраструктуры поддержки инновационной деятельности связан с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

В целях оказания информационной поддержки необходимо принять участие в ежегодных венчурных ярмарках в различных регионах России, а также принять участие в развитии и других коммуникативных площадок и сетевых структур - профессиональных ассоциаций и союзов инвесторов, электронных бирж технологий, специализированных порталов в сети Интернет, чаще проводить инвестиционные форумы и форумы предпринимателей, промышленно-экономические и социально-экологические конгрессы и т.п. Нами также предлагается создание в сети Интернет Инновационного банка данных Республики Коми. Решение этих вопросов также потребует организационной и финансовой поддержки на региональном и местном уровнях.

Создание действенной системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренний и мировые рынки также является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.

Классические методы продвижения (такие как участие в выставках, продажи через Интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки. Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура инновационного бизнеса является реальным полем государственного и муниципального предпринимательства. Отдельные структуры и организации, даже если они объединены в кластерные группы, зачастую уходят от решения задач формирования общей инфраструктуры. Они до поры не работают, как интегральная система, не понимая, что это ослабляет их возможности. И в данном направлении роль власти, как «механизма запуска», особенно значительна

Основа для инновационной инфраструктуры – накопленный опыт и существующая разветвленная сеть продержки малого предпринимательства в Республике Коми [5].

В ходе исследования нами выделены ряд общих принципов формирования инновационной инфраструктуры северного региона.

1. Инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер, оказывать услуги на всех этапах инновационного процесса.

2. Организации инновационной инфраструктуры должны координировать свои действия при оказании услуг, действуя как единый механизм.

3. По стоимости создания, требующимся для этого ресурсам и времени, инфраструктура должна быть адекватна реально имеющемуся научно-техническому, производственному и образовательному потенциалу. В некоторых случаях целесообразно создавать отдельные организации инфраструктуры на уровне нескольких субъектов Российской Федерации или на уровне федерального округа.

4. Необходимо отказаться от бюджетной или иной поддержки организаций инновационной инфраструктуры, работающих бесприбыльно. Бюджетную поддержку необходимо осуществлять в трех случаях:

- при расширении деятельности эффективно работающих организаций инфраструктуры;

- при создании новых организаций, но лишь на начальном этапе их работы, а в дальнейшем они должны стать прибыльными;

- если, в силу объективных причин, в регионе не удается создать прибыльно работающую организацию инфраструктуры, а ее наличие является необходимым для формирования комплексной инфраструктуры региона и работы этой инфраструктуры как единого механизма.

5. Организации инновационной инфраструктуры в процессе своей работы должны ориентироваться на привлечение средств из внебюджетных источников.

6. При развитии инновационной инфраструктуры важно использовать отечественный и зарубежный опыт и возможности сотрудничества с соответствующими международными организациями и программами. Это позволит формировать систему, гармонизированную по организационным, экономическим и правовым механизмам с зарубежной практикой, что облегчит привлечение в Республику Коми зарубежных инвесторов.

Принципиально важным моментом является то, что создаваемый инфраструктурный комплекс должен стать основой специфической отрасли общего пользования, обслуживающей научно-техническую и инновационную деятельность всех субъектов научно-технической деятельности, независимо от форм собственности или ведомственной подчиненности.

Важным является обеспечение государственной поддержки развития  инновационной инфраструктуры на территории Республики Коми в виде совокупности правовых, экономических и организационных действий органов государственной власти Республики Коми, направленных на создание благоприятных условий для осуществления и развития инновационной деятельности.

Формирование инфраструктуры инновационной деятельности Республики Коми необходимо формировать во взаимосвязи с инфраструктурами других регионов, как в рамках федерального округа, так и страны в целом. Региональная инфраструктура должна рассматриваться как составная часть общей инфраструктуры для нужд национальной инновационной системы в целях обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста.

 

Библиографический список:

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утв. письмом Правительства РФ от 05.08.2005 г. № 2473п-П7.

2. Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации // Наука Москвы и регионов. 2004. № 1. – С.15-27.

3. Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития Российского Севера: правовые и экономические аспекты / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.П. Шихвердиева. – Сыктывкар: Редакционно-издательский отдел Сыктывкарского филиала АНО ВПО ЦС РФ «РУК», 2007. – 190 с.

4. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации. – 2005. – № 2. - с.6-15.

5. Север: наука и перспективы инновационного развития / Отв. ред. В.Н. Лаженцев. – Сыктывкар, 2006. – 400 с. (Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми научный центр УрО РАН).

 

Literature:

1. The main orientations of The Russian Federation’s policy in the sphere of innovative system development to 2010 year. Approved by the letter of The Russian Federation’s Government by 05.08.2005. 2473p-P7.

2. Guidelines on development of the state science-technical policy of regions of The Russian Federation // The science of Moskow and regions. 2004. №1. – P. 15-27.  

3. Venture investment as a factor of innovative development of The Russian North: legal and economic aspects / Under reduction of doctor of economic science A. P. Shihverdiev.- Syktyvkar, 2007. – 190 p.

4. Shepelev G. V. Problems of innovative infrastructure development / The innovation. – 2005. - №2. – p. 6-15.

5. The North: science and perspectives of innovative development / Managing editor V. N. Lagencev. - Syktyvkar, 2006. – 400 p. (Komi scientific centre of The Ural branch of The Russian Academy of Sciences).