Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ИТОГИ IV СЕВЕРНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОРУМА

 

Пономарев А.Н., Пономарева В.А.

 

Данная информация посвящена итогам работы IV Северного инвестиционного форума, прошедшего в ноябре 2008 г. в столице Республики Коми г. Сыктывкаре с участием представителей органов государственной власти северных субъектов России, министерств и ведомств Российской Федерации, Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, промышленных предприятий и организаций, научных  и образовательных учреждений.

The article covers the results of The Fourth North investment forum taking place in November 2008, Syktyvar, The Komi Republic. The representatives of Public authority of the north Russian regions, ministries and departments of The Russian Federation, Machinery of The Russian president’s Plenipotentiary in The North-West federal district, industrial enterprises and organizations, scientific and educational institutions took part in this forum.  

Ключевые слова: север, инвестиционный форум, органы государственной власти, высокие технологии, природные ресурсы, устойчивое развитие, экономическая безопасность, инновации, транспортная и энергетическая инфраструктура, бюджет, промышленные предприятия, агропромышленный комплекс, малый бизнес.

Key words: the north, investment forum, Public authority, high technology, natural resources, sustainable development, economic security, innovations, transport and energy infrastructure, budget, industrial enterprises, agricultural sector, small- sized business.   

 

В течение четырех последних лет в ноябре в столице Республики Коми г. Сыктывкаре проходит ставший традиционным Северный инвестиционный форум. В работе IV Северного инвестиционного форума  приняли участие представители органов государственной власти северных субъектов России, министерств и ведомств Российской Федерации, Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, промышленных предприятий и организаций, научных  и образовательных учреждений.

С основным докладом на форуме выступил первый заместитель Главы Республики Коми. П.А. Орда. В своем докладе на тему «От сырья к высоким технологиям: цели, проблемы и пути решения» П.А.Орда отметил, что обеспечение устойчивого экономического развития на основе рационального и бережного использования природных ресурсов - одна из главных задач Правительства Республики Коми. Стратегия развития Республики Коми должна  опираться на её ресурсный потенциал, но основной упор  должен быть сделан на развитие глубокой переработки природных ресурсов. Именно этот подход  должен определять направления и темпы развития региона, «точки роста» производств, формирование инфраструктуры, размещение производительных сил, адресность и объемы инвестиций.

Первый заместитель Главы отметил, что основными преимуществами Республики Коми перед другими регионами России являются:

- богатая минерально-сырьевая база;

- устойчивый рост валового регионального продукта, промышленного производства и иностранных инвестиций;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- стабильная политическая обстановка;

- бездефицитное исполнение бюджета, низкий уровень долга и высокая способность финансирования капитальных расходов за счет собственных доходов.

По мнению докладчика, в рамках очередного этапа индустриального развития северных регионов России необходимо решить следующие задачи:

- формирование и реализация государством политики, стимулирующей развитие переработки природных ресурсов в местах их добычи и освоения.

- осознание бизнесом того, что вложение средств в переработку природных ресурсов и получение продукта с более высоким уровнем добавленной стоимости не менее выгодно, чем продажа сырья, но более стабильно с точки зрения зависимости от колебания цен на сырьевых рынках.

- создание современной транспортной и энергетической инфраструктуры региона, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.

- развитие заинтересованности республиканских и местных властей в реализации инвестиционных проектов,  применение «лэнд девелопмента», когда осуществляется подготовка территории для осуществления проекта с подведением всех необходимых коммуникаций, что значительно повышает стоимость земли и одновременно позволяет решать проблемы конкретного населенного пункта.

- модернизация системы профессионального образования, решение проблемы внедрения научных разработок в промышленное производство, разработка системы взаимодополняющего сотрудничества науки и бизнеса. Развитие образования, ориентированного на подготовку специалистов для нужд экономики, должно стать одной из важнейших задач государства.

- повышение уровня обоснованности управленческих решений, принимаемых республиканскими и муниципальными органами государственной власти.

- широкое использование различных институтов развития: создание особых экономических зон,  использование средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, привлечение ресурсов государственных корпораций и банков, создание технопарков, расширение сети бизнес-инкубаторов.

- формирование нового для Республики Коми направления бизнеса, основанного на использовании огромного рекреационного потенциала путем формирования  системы оказания туристических услуг и гостиничного сервиса.

Тематическое заседание  № 1 «Социально-экономическое развитие северных регионов: консолидация усилий федеральных и региональных органов власти,  международных организаций и бизнеса в  поддержку  обеспечения эффективности инвестиций  прошло под руководством В.М. Гайзера, который выступил с докладом «Особенности социально-экономической политики в северных регионах (на примере Республики Коми)». Сопредседатель тематического заседания -  директор института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра УрО РАН, член-корреспондент РАН В.Н. Лаженцев в своем докладе «Специфика жизнедеятельности человека на Севере и ее влияние на инвестиционную политику» затронул  проблемы жизнедеятельности на севере.  В частности он отметил,  что политика государства должна быть направлена не  количество населения, а на качество и условия его постоянного проживания. Особенно  нужно обратить внимание на людей, укорененных на Севере, имея в виду, что здесь сложились историко-культурные ядра как базовые для дальнейшего освоения природных ресурсов и обживания территорий.

Особый интерес у присутствующих вызвало выступление министра промышленности и энергетики Республики Коми Н.Н. Герасимова «Создание оптимальной транспортной и энергетической инфраструктуры – один из важнейших факторов дальнейшего развития экономики северных регионов   (на примере Республики Коми)».

В качестве одной из основных проблем, от решения которой   напрямую зависит экономическое развитие как Республики Коми в целом, так и каждой из отраслей промышленного производства, является развитие транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры республики. Поэтому для развития этой отрасли необходимо, по мнению выступающего,  решить следующие задачи:

-   выполнение  социальной функции по предоставлению населению доступных транспортных услуг;

-   обеспечение соответствия возможностей транспортной инфраструктуры и наличия доступных энергоресурсов требованиям развивающихся производительных сил;

-   развитие транспортной сети республики, создание условий для освоения природных ресурсов, находящихся в периферийных районах;

-   создание эффективной системы энергоснабжения, резервирование сетей, внедрение современных технологий генерации и энергосбережения;

-   формирование рыночных отношений в сфере оказания транспортных услуг, развитие конкуренции в инфраструктурном секторе экономики.

Основными направлениями развития современной транспортной и энергетической инфраструктуры определены:

-   строительство новых и модернизация действующих железнодорожных и автомобильных дорог;

-   увеличение объемов транзита нефти и газа по территории Республики Коми за счет увеличения пропускной способности трубопроводного транспорта, в том числе путем строительства новых объектов;

-   обеспечение вновь создаваемых и модернизируемых производств электрической и тепловой энергией и природным газом.

Генеральный директор ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» Мальцев К.Р. в своем докладе «Механизмы участия Фонда в поддержке инвестиционных проектов Республики Коми» рассказал о целях и задачах деятельности Фонда.

О необходимости развития принципов государственно-частного партнерства в лесопромышленном комплексе выступил Генеральный директор ООО «УниверсалСтрой» Пучков В.В..

Также в рамках работы секции с сообщениями выступили Третьяк М.В. «Координация стратегического регионального развития», Хазова Е.В. «Перспективы развития Северо-Западного федерального округа: вызовы, приоритеты, угрозы и ограничения», Замятина Т.Е. «Обеспечение надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса в условиях Севера» и др.

Работу тематического заседания № 2 «Внедрение инновационных технологий в экономику Севера: приоритетные задачи» открыл министр экономического развития РК Стукалов И.Е   с докладом  «Государственные механизмы поддержки внедрения инноваций в производство в Республике Коми». В нем было отмечено, что инновационный потенциал республики широко представлен самыми различными организациями. Это научные учреждения, включая институты Коми научного центра УрО РАН, ВУЗы, промышленные предприятия, организации малого и среднего бизнеса.

Тем не менее, существует  ряд проблем, препятствующих активизации инновационных процессов. Это в первую очередь отсутствие законодательных основ государственной инновационной политики, а также:

-   недостаток у предприятий собственных средств на инновации,

-   недостаток инвестиционного и венчурного капитала;

-   неразвитость инновационной инфраструктуры и как следствие - механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса.

В перспективе Правительство республики в этом направлении ставит перед собой достаточно амбициозные планы, а именно:

1.                       развитие инновационной инфраструктуры,

2.                       дальнейшее развитие нормативной правовой базы, в том числе принятие республиканской целевой программы, направленной на развитие в республике научной и инновационной деятельности,

3.                       развитие новых механизмов государственной поддержки.

С выступлениями по различным направлениям инновационной деятельности выступили председатель Президиума Коми НЦ УрО РАН Асхабов А.М., начальник нефтешахтного управления «Яреганефть» Гуляев В.Э., директор  ОАО СПАСФ «Природа» Курченко А.Б. ,  начальник отдела трансфера технологий Московского физико-технологического института Арутюнов Ю.А., директор Института дополнительного профессионального образования Сыктывкарского государственного университета  Зимина И.В., заместитель директора Института биологии Коми НЦ УрО РАН Чадин И.Ф. и другие выступающие.

Тематическое заседание № 3 было посвящено  развитию сельскохозяйственного производства и созданию реальной конкурентной среды как фактор обеспечения продовольственной безопасности. Открыл секцию доклад  Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми Чечёткин С. Л. «Показатели развития сельского хозяйства Республики Коми –  проблемы и достижения».  Министр отметил, что в Республике Коми собственное производство основных продуктов питания  составляет менее трети от потребления. К сожалению, местные товаропроизводители вытесняются с внутреннего рынка, Республика Коми теряет объёмы производства продукции продовольственного комплекса.

Слабым местом агропромышленного комплекса по-прежнему остаётся сельское хозяйство. Природно-климатические условия значительно ограничивают возможности его развития.

Чтобы переломить ситуацию и обеспечить устойчивое позитивное развитие этой отрасли экономики, необходимы решительные действия по её модернизации, значительные суммы инвестиций. Техническое перевооружение, внедрение новейших технологий и оборудования, грамотная маркетинговая политика позволят обеспечить конкурентоспособность и спрос на местные продукты питания, повысить продовольственную самообеспеченность республики.

В отличие от других тематических заседаний форума, основная часть выступающих по проблемам агопромышленного комплекса представляла  научные учреждения. В числе выступающих  директор ГНУ «НИПТИ АПК РК Россельхозакадемии» Триандафилов А. Ф.,  доктор экономических наук, профессор Коми филиала  Вятской госсельхозакадемии Найденов Н.Д., заведующий лабораторией аграрной экономики Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Иванов В.А., ректор Института переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса Республики Коми, доктор экономических наук, профессор Семяшкин Г. М. Интерес у специалистов вызвало хорошо аргументированное выступление сотрудника лаборатории экономики Государственного научного учреждения "НИПТИ агропромышленного комплекса Республики Коми" Российской академии сельскохозяйственных наук Стрекаловой Т.В. на тему "Оценка сельскохозяйственного производства в Республике Коми с позиции бизнеса в котором дана оценка  проблем, стоящих перед сельским хозяйством, а, именно:

1. Низкая конкурентоспособность продукции местного производства, которая обусловлена высокой  степенью износа основных средств и недостатком современного оборудования, технологической  отсталостью производства, низкой квалификацией кадров, стремлением наладить кустарную переработку сырья непосредственно на предприятии из-за низких закупочных цен на натуральное продовольственное сырьё.

2.            Отток квалифицированных трудовых ресурсов не регулируется административно, не действуют эффективные экономические регуляторы, дефицит кадров не компенсируется за счёт модернизации производства, повышения производительности и оплаты труда, что угрожает полной деградацией отрасли.

3.            Угнетение местного производства продукции животноводства в значительной мере обусловлено интервенцией на рынок республики из других регионов дешёвых аналогов, а также завозимых или изготовленных в республике продуктов из восстановленного молока, мяса долговременного хранения, с добавлением всевозможных суррогатов, растительных ингредиентов.            В республике эта проблема стоит острее, чем в других регионах, поскольку доля натуральной животноводческой продукции собственного производства в общем балансе продуктов питания животного происхождения не превышает 25-27%, что создает реальную угрозу зависимости региона от ситуации на внешних (по отношению к республике) продовольственных рынках.

В рамках форума работала Межрегиональная научно-практическая конференция  «Особенности обеспечения трудовыми ресурсами и подготовки кадров – использование научного потенциала северных регионов»  под руководством первого заместителя Главы Республики Коми П.А. Орды. В его докладе было отмечено, что один из наиболее значимых факторов роста экономики и стабилизации социальной обстановки – усиление инновационной составляющей развития и обеспечение этого развития подготовленными специалистами самого высокого профессионального уровня.

С каждым годом становится все труднее удовлетворять потребности экономики республики в квалифицированных кадрах за счет местных трудовых ресурсов.

Поэтому необходимо разработать специальные меры, предотвращающие или компенсирующие развитие отрицательных демографических и миграционных тенденций. Среди таких мер могут быть внедрение новой техники и передовых технологий, которые позволяют значительно повысить производительность труда, а также использование трудового потенциала людей пенсионного возраста, разработка Концепции миграционной политики, что улучшит качественный состав населения и его демографическую структуру.

По-прежнему остро стоит проблема эффективности профессионального образования в Республике Коми, которое пока  не выполняет свою основную функцию – подготовку специалистов в соответствии с реальными потребностями экономики региона. Поэтому при разработке социальной политики следует обратить внимание на  реализацию планов по реформированию системы профессионального образования в целях приведения её деятельности в соответствие с реальными потребностями работодателей. Предстоит значительно усилить роль договорных отношений, регулирующих сотрудничество власти и бизнеса в области профессионального образования, разработать и внедрить механизм государственного заказа на подготовку специалистов всех уровней квалификации, в том числе и для органов государственного управления, сформировать полноценный резерв  управленческих кадров из числа  наиболее перспективных профессионалов.

Планируется разработать механизм предоставления бюджетных средств работодателям для организации профессионального образования работников. А на региональном уровне необходимо продумать дополнительные меры по повышению производительности труда за счет модернизации производства и внедрения инноваций, за счет роста квалификации действующей и подготавливаемой рабочей силы.

Особое внимание следует уделить кадровому и научному обеспечению инновационного развития республики.  Для этого надо решить три основные задачи:

- подготовить кадры для обеспечения инновационного развития;

- активизировать научно-исследовательскую и внедренческую деятельность в вузах в партнерстве с организациями реального сектора экономики;

- создать необходимую инновационную инфраструктуру, используя для их реализации механизмы             государственно-частного партнерства.

Вопросам модернизации профессионального образования  в регионе было посвящено выступление министра образования и высшей школы РК Струтинской Н.Л. 

Продолжили тему, поднятую министром, выступления директора  Сыктывкарского индустриального техникума Коркина Н.И., директора Сторожевской средней школы  Захаренко А.М., директор Воркутинского горного института           Казанин О.И., профессор УГТУ Андронов И.Н, генеральный директор ОАО «Пригородный» Буткин А.В., директор Сыктывкарского лесного института Жиделева В.В..

В рамках форума в КСЦ Ренова, СКЦ Лесозавод и Торгово-промышленной палате РК работали выставки «Экономический потенциал Республики Коми», на которых были представлены инвестиционные проекты, инновационные и промышленные разработки, агропромышленный и рекреационный потенциал Коми. По сравнению с прошлым годом количество предприятий, участвовавших в выставке, увеличилось более чем на треть,  что свидетельствует об интересе  со стороны реального сектора экономики к проводимому мероприятию.

Результатом работы IV Северного инвестиционного форума стало  подписание Главой Республики Коми В.А. Торлоповым соглашений о реализации на территории республики трех крупных инвестиционных проектов: с компанией «Универсалстрой» - о строительстве лесопромышленного комплекса в Троицко-Печорске, с компанией «Енисей», планирующей построить нефтеперерабатывющий завод в Усинске, с группой компаний «Монди» - о реализации проекта «Степ».

В резолюции форума  отмечено, что

1. Северные регионы Российской Федерации могут и должны активно участвовать в развитии перерабатывающих отраслей отечественной промышленности.

2. Для повышения мотивации товаропроизводителей к диверсификации промышленного производства и развитию  наукоемких производств предстоит сформировать действенную систему стимулирования производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; расширить практику использования налогового кредита при инвестировании; рассмотреть вопрос снижения ставок по всем налогам  для вновь создаваемых специализированных технологических организаций (центров) и инновационных предприятий на период их становления.

3. Необходимо кардинальное изменение принципов  взаимодействия научных и   образовательных учреждений, бизнеса и государства в интересах инновационного развития перерабатывающих отраслей.

4. Первоочередное развитие транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры северных регионов должно рассматриваться в качестве одного из основных показателей перспективности и инвестиционной привлекательности этих регионов.

5. На территории северных регионов Российской Федерации необходима долговременная и поэтапная политика планируемой миграции, учитывающая специфику жизни на Севере.

Проведение очередного – Пятого Северного инвестиционного форума запланировано на середину ноября 2009 года.