Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Государственный контроль как институт повышения конкурентоспособности и снижения рисков в недропользовании

Корепанов Н.А., Забоев А.А.

 

В статье рассматривается государственный контроль как институт повышения конкурентоспособности и снижения рисков в недропользовании. Особое внимание уделяется правовому регулированию недропользования и государственной системе лицензирования. Сделан вывод, что органы государственного контроля в сфере недропользования являются эффективным и реальным институтом по защите интересов государства и общества. Применяемый инструментарий контрольно-надзорной деятельности обеспечивает рациональное использование и охрану недр, однако для придания этому процессу динамизма требуется четкая, выверенная и обоснованная сумма правил взаимодействия государства и бизнеса в сфере недропользования.

This article covers state control as an institution for competitiveness increase and risks decrease in bowels use. Particular attention is taken to legislative regulation of bowels use and state system of license agreement. Author made a conclusion that state control bodies in sphere of bowels use are effective and real institutes of government's and society's interests protection. Instrumentations used in control and supervision activity provide rational use and bowels protection, however, clear, adjusted and well-founded system of rules for state and business cooperation in sphere of bowels use is needed to make this process dynamic.

Ключевые слова: государственный контроль, конкурентоспособность, риски, недропользование, институт, сырьевой сектор экономики, доходы, бюджет, частно-государственные проекты.

Key words: state control, competitiveness, risks, bowels use, institution, raw materials economy sector, incomes, budget, privately-state projects.

 

Российская экономика с преобладающим сырьевым сектором это реальность и основа для модернизации экономики, придания ей инновационного качества.

Важное место в сырьевом секторе экономики России отводится минерально-сырьевому сегменту. За счет включения этого ресурса в хозяйственный оборот, в условиях жесткой международной конкуренции, за последние 8 лет, страну удалось привести к состоянию экономической и политической стабильности, приблизить к этапу решения многих накопившихся социально-экологических проблем. И сегодня, недра России продолжают играть ведущую роль в устойчивом развитии экономики страны, формируют спектр международных отношений.

Недра представляют собой особо ценное государственное имущество, доходы от использования которого составляют более 60% налогов и около 70% валютных поступлений в бюджет [5]. Категория имущества за недрами закреплена п.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, которая гласит: « К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) … относятся земельные участки, участки недр…» [2]. Как видно, этим законодательным положением за недрами и всем, что с ними связанно, закреплена категория имущества.

В этой связи актуальным становится вопрос повышения конкурентоспособности и снижения рисков недропользования под углом государственно-частного партнерства и влияния на этот процесс института контроля.

Общеизвестно, совместные частно-государственные проекты в сфере недропользования сопряжены с высокими рисками, что вызывает необходимость эффективного управления ими.

Снижение рисков комплексная проблема, которая решается на основе задействования инвестиционных, технологических, контрольных и иных институтов в рамках распределения ответственности между участниками процесса недропользования – государства и бизнеса.

Исторически недропользование как сфера деятельности до 90-х годов находилась в руках государства. С переходом к либерально-консервативным доктринам политического развития в 90-е годы в стране объекты недропользования стали переходить в управление частных компаний. На бизнес-структуры были возложены функции хозяйственного ведения, инвестирования, производства геолого-разведочных работ (ГРР), разработки месторождений и др. Частному сектору переданы права на пользование недрами и распоряжение минерально-сырьевыми ресурсами (МСР). При этом государство передало бизнес-структурам не только право пользования недрами, но и основную часть рисков, оставив за собой право распоряжаться недрами. В настоящее время распределенный фонд недр практически весь закреплен за частным сектором. По состоянию на 01.01.2007 г. действующих лицензий только на углеводородное сырье 2927 [9].

Вполне естественно, что с формированием новой системы недропользования начали образовываться и новые модели снижения рисков недропользования:

  • правовые;

  • контрольно-надзорные;

  • административные;

  • информационные и др.

Итак, частный сектор, как деловой партнер государства, получил административно-хозяйственную свободу на объектах недропользования, являющихся собственностью государства, а также право присвоения прибыли в качестве компенсации за повышенные риски. Государство оставило за собой регулирующие и контрольные функции, в частности по установлению условий пользования недрами и контролю за их исполнением недропользователями.

Надо признать, процесс передачи бизнесу части функций государства в сфере недропользования в России проходит крайне противоречиво, непоследовательно, с издержками и повышенными рисками как для бизнеса, так и для общества.  Поэтому представляет интерес анализ деятельности  института государственного контроля в России по повышению конкурентоспособности и снижению рисков  недропользования.

Понятие риск следует рассматривать как вероятность наступления событий, в результате которых возможны непредвиденные потери дохода, имущества, денежных средств и т.п. Следовательно риски наступают при влиянии каких-либо факторов (событий).

Из многочисленного количественного ряда действующих факторов риска в недропользовании предлагаются к рассмотрению те из них, которые на мой взгляд определяют состояние недропользования и могут изменять свое влияние в зависимости от состояния контрольно-надзорной деятельности. К таким факторам риска можно отнести:

1) правовое обеспечение недропользования;

2) государственную систему лицензирования;

3) условия пользования недрами.

 

Правовое регулирование недропользования

Анализ практики государственного геологического контроля показывает -  право может быть отнесено к фактору риска, и при этом  быть  инструментом снижения рисков (социального, экономического, геологического, экологического и др.) поведения субъектов. Право – это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемым государством [10].

Для изучения влияния права, как фактора риска, следует установить структурные элементы деятельности определенные нормой права.

Структурно недропользование можно представить как единство видов пользования недрами. Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, проводимого без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

По своей сущности право становится фактором риска при условии:  отсутствия нормы права, что инициирует ролевой хаос, возможности многовариантности толкования нормы, противоречивости норм права действующему законодательству, политизации права и др.

В качестве объекта анализа рассмотрим право геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, право разведки и добычи полезных ископаемых. Так, согласно действующему Закону РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 03.03.95 г. № 27-ФЗ, с изменениями от 26.06.2007 г.) отсутствуют понятия «геологическое изучение», «поиски», «оценка», «разведка», «добыча» и т.д. Таким образом, с отсутствием понятийного аппарата,  созданы условия для вольного трактования данных видов пользования недрами в зависимости как от профессиональной подготовленности специалистов, так и учета определенных интересов (при решении вопроса о налогооблагаемой базе, защиты позиции в судебном порядке и др.), что не допустимо с позиций государственных интересов.

Далее, Закон РФ «О недрах» свел в единую норму права два существенно отличающихся друг от друга вида пользования недрами – разведку и добычу. При этом, Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденным приказом МПР России от 7.02.2001 г. №126, устанавливается, что геологоразведочные работы - это самостоятельный вид недропользования и подразделяется на региональный, поисково-оценочный, разведочный этапы с выделением стадий [8]. Данное определение геологоразведочного процесса имеет целью установление рациональной последовательности выполнения различных видов геологоразведочных работ и общих принципов оценки их результатов для повышения эффективности использования недр.

Заметим, этот же закон не дает понятия «существенных условий лицензий», что на практике не позволяет органам государственного геологического контроля, в интересах государства, инициировать досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами недобросовестных представителей бизнеса.

Сегодня действующее законодательство о недрах не отражает специфики геологического изучения и добычи в зависимости от вида полезного ископаемого, региональных особенностей (климатических, географических и рыночных условий). Данную позицию разделяет Л.В. Каланда, отмечая, что в действующем законе о недрах и его проектах нет норм, которые бы отражали эту специфику[6].

Раскрывая сущность права как фактора риска, следует иметь в виду следующее: в процессе интеграции страны в мировую экономику трансформировались многие понятия, в том числе в сфере недропользования. Поэтому уже сегодня надлежит уточнить такие понятия как геологоразведка, ВМСБ, добыча, существенные условия лицензий и др. и закрепить их законодательно, в целях снижения риска недропользования.

В итоге приходим к выводу о том, что в одном случае отсутствие в законе о недрах нормы,  раскрывающей понятийный аппарат пользования недрами, а в другом – противоречивость  норм представленных в различных нормативных актах в сфере недропользования свидетельствует о наличии фактора риска, как правовое обеспечение недропользования.

Очевидно, действенной мерой по снижению фактора риска недропользования, в основе которых лежит норма права, следует признать необходимый рост профессионализма, укрепление исполнительской дисциплины специалистов, занимающихся правоустанавливающей и правоприменительной практикой. Важным направлением остается усиление государственного контроля за исполнением субъектами экономики требований законодательства, правил, норм в сфере недропользования. По своей сути органы госгеолконтроля экспертируют действующее законодательство на адекватность реалиям жизни.

Результирующие документы (акты проверок, предписания по устранению нарушений законодательства) направляются недропользователям, для мер реагирования в Департамент СЗФО, Росприроднадзор, МВД РК, Прокуратуру РК, органы исполнительной власти Республики Коми, в отдельных случаях депутатам Госдумы и другим заинтересованным организациям, что является важным условием для совершенствования законодательства.

Из изложенного выше следует:

1) нормы права являются серьезным фактором риска недропользования, который возможно минимизировать как со стороны государства, повышая  прогнозируемость «правил игры», так и бизнеса, обеспечивая неукоснительное соблюдение законодательства о недрах Российской Федерации и при проявляя инициативу по совершенствованию законодательства на основе апробации норм права.

2) снижению фактора риска недропользования способствует качественно записанная норма права. В процессе нормотворчества следует отдавать  предпочтение  нормам прямого действия, что безусловно положительно скажется на их понимании и исполнении субъектами отношений в сфере недропользования.

 

Государственная система лицензирования

Государственная система лицензирования  - это единый порядок представления лицензий  на право пользования недрами путем проведения конкурсов и аукционов. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

  • практической реализации государственной программы развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;

  • социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающих на данной территории и всех граждан Российской Федерации;

  • развитие рыночных отношений, проведение антимонопольной политики в сфере пользования недрами и др.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» данный федеральный орган исполнительной власти наделен функцией управления государственным имуществом в сфере недропользования[7].

Передача права  пользования недрами бизнес-структурам, через конкурсы и аукционы, позволяет государственным органам управления фондом недр решать задачи, которые стоят перед системой лицензирования.

Почему система лицензирования недропользования рассматривается как  фактор риска? Дело в том, что в последние годы государственная система лицензирования реализуется преимущественно через одну форму – аукцион, что не отвечает концепции закона о недрах.

Победителем и, следовательно, обладателем лицензионного участка недр при аукционе становится тот, кто принимает на себя максимальное финансовое предложение учредителей аукциона, так как основным критерием для выявления победителя при такой форме является размер разового платежа[4].

В отличии от аукциона, основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются: научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации[4].

В связи с этим на деле произошел отход от состязательности, конкуренции претендентов на получение права пользования недрами – по технологическим, экологическим, социально-экономическим  и иным важным в сфере недропользования критериям.

Практика контроля показывает, значительная часть «вновь испеченных» пользователей недр не представляют недропользование как сферу своей деятельности и начинают реализовывать «приобретенное право» в качестве товара, имеющего потребительские свойства и спрос на внутреннем и международном рынках. Не осуществляя ввод в хозяйственный оборот объекты права, то есть непосредственное пользование недрами, они оставляют без внимания интересы государства и общества. Есть немало примеров, когда к пользованию недрами не приступают годами или создается видимость недропользования. Так, Управлением Росприроднадзора по Республике Коми в ходе проверок в 2007 году выявлено 127 нарушений. Наиболее характерными нарушениями являются:

  • несоблюдение  проектных технологических показателей разработки месторождений;

  • проведение работ без наличия государственной экологической экспертизы;

  • несоблюдение условий лицензионных соглашений по срокам начала работ и подготовки проектных документов.

Данный фактор риска разрушает геологоразведочный процесс, систему воспроизводства минерально-сырьевой базы, препятствует осуществлению рационального недропользования и стабильной добычи полезных ископаемых, при росте востребованности минерально-сырьевых ресурсов экономикой страны, снижает конкурентоспособность минерально-сырьевых ресурсов на международном рынке.

Конкурентоспособность – это способность (возможность) субъекта экономики выдержать условия конкуренции и выжить в условиях рынка. Конкуренция - соперничество, соревнование людей, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Всем очевидно, что конкуренция получает широкое распространение именно в рыночной экономике, которая создается в России. Поэтому к вопросу конкурентоспособности минерально-сырьевого сектора экономики страны должно уделяться значительно большее внимание как со стороны государства, институтов управления фондом недр и контрольно-надзорной деятельности, правоохранительных органов, так и бизнес-структур.

В целях минимизации данного фактора риска недропользования необходимо, во-первых, уже на этапе отбора  претендентов на право обладания лицензионным участком недр установить системный государственный контроль. В его основе проверка соответствия заявителя требованиям установленных критериев, не ограничиваясь только финансовыми возможностями заявителей. Определяющими критериями могли бы стать сроки начала ГРР, освоение капитальных средств, рациональное использование и охрана недр. При этом система контроля должна быть открытой, публичной  для всех ее участников и общественности.

Во-вторых, следует обеспечить функционирование государственной системы лицензирования комплексно, используя в полной мере возможности предусмотренных законом о недрах. В данном случае исходным пунктом должно быть профессиональное кадровое обеспечение, способное понимать, что система государственного лицензирования функционирует ради настоящего и будущего.

В-третьих, установить четкие критерии (условия пользования недрами) определяющие добросовестность пользователей недр и эффективные инструменты контрольно-надзорных мер со стороны государства по «очищению» сферы недропользования от недобропорядочных представителей бизнеса.

 

Условия пользования недрами

Фактором риска недропользования также являются условия пользования недрами. Почему допускается такое утверждение? Как уже ранее было отмечено, недра – это собственность государства. Поэтому в зависимости от изменения целей и задач государства на определенных этапах его развития, могут изменяться и условия пользования недрами.

Следует иметь в виду, что на условия пользования недрами также оказывает влияние процесс интеграции России в мировую экономику. А это обязывает нас учитывать национальные интересы, в их числе создание надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России и ее партнеров, не забывать экологические, социально-экономические, демографические и оборонные аспекты страны.

Таким образом, условия пользования недрами как фактор риска являются сложными по своему составу и целеполаганию и важными при организации процесса недропользования. Через них отражаются интересы государства и общества, затрагивающие сферу недропользования.

В этой связи действующее законодательство о недрах определило для пользователей недр так называемые основные условия пользования недрами. Тем самым регламентирующий минимум, определяющий отношения государства и бизнеса, который прогнозируется с определенной степенью точности на конкретный период времени, в зависимости от вида недропользования (геологическое изучение, добыча полезных ископаемых и др.), имеется и представлен следующим рядом требований:

  • данные о пользователе недр, получившем лицензию и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

  • данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

  • указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

  • сроки действия лицензии и сроки начала работ;

  • условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельным участками, акваториями;

  • согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

  • условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и др.

Все условия, в том числе указанные выше и форма договорных отношений субъектов недропользования закрепляется лицензией (специальное государственное разрешение) на право пользования недрами. При этом законодатель установил, что:

  1. лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр на определенных условиях при их соблюдении;

  2. в случае возникновения обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена по обращению пользователя недр, условия могут быть пересмотрены органом, предоставившим лицензию.

Данный порядок позволяет говорить о наличии законодательно оформленного механизма государственно-частного партнерства в сфере недропользования.

Надо признать, система партнерских отношений государства и бизнеса в сфере недропользования далека от совершенства, но она, являясь основополагающим элементом функционирования смешанной экономики в России, поэтому требует к себе более пристального внимания ее субъектов отношений.

Сегодня экономический эффект для общества от «партнерства» заключается в реальном приближении  возможности для  решения накопившихся за многие годы социально-экономических и экологических  проблем, сказывающихся на качестве жизни граждан Российской Федерации. Партнерские отношения способствуют развитию институтов рынка, частной собственности, предпринимательской инициативы. По существу формируется новый вид организации работы, новые механизмы регулирования в сфере недропользования и экономики в целом.

Объективными условиями достижения экономического эффекта от партнерства государства и частного бизнеса, по сути является выполнение сторонами взятых на себя обязательств (условий пользования недрами). Однако достижение цели сопряжено с проблемой, которая  заключается прежде всего в так называемом «человеческом факторе»:

  • непрофессиональное составление условий пользования недрами управленцами при молчаливом согласии представителей бизнеса;

  • недобросовестное, а порой пренебрежительное отношение к исполнению условий пользования недрами, закрепленных лицензией, субъектами этих отношений.

Данная тенденция подтверждается многочисленными нарушениями, выявленными Росприроднадзором в ходе проверок недропользователей, данные о количестве которых за 2000-2007 годы приведены на рис. 1.

Рис. 1. Количество нарушений в сфере недропользования в 2000-2007 годах

Проверки недропользователей, проводимые органами госгеолконтроля, указывают на многочисленные факты нарушений законодательства, связанных с отсутствием ряда основных показателей в лицензионных соглашениях, такие как сроки подготовки проектных документов, объемы и виды ГРР, сроки ввода месторождений в эксплуатацию, уровни объемов добычи и др. Очевидно, при таком подходе к формированию лицензионных соглашений между государством и недропользователями трудно прогнозировать и тем более достичь нужных результатов. Кроме того, при отсутствии ряда конкретных условий пользования недрами  (критерии оценки) органы государственного геологического контроля не имеет реальной основы по решению главной задачи – обеспечить рациональное использование и охрану недр при неукоснительном соблюдении всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности (положение о госгеолконтроле).

Проявление нигилизма пользователей недр к законодательству о недрах подтверждается табл. 1, из которой видно, что доля нарушений лицензионных соглашений в сфере недропользования от общего количества нарушений за период 2000 – 2007 годы составила от 24,1 до 52%.

В среднестатистическом измерении каждый третий проверенный объект недропользования в конфликте с законом. Государство, как собственник недр, в результате не выполнения или несвоевременного выполнения пользователями недр лицензионных условий, фактически попадает в «миникризис», составляющими которого являются недополученные от запланированных объемы минерально-сырьевых ресурсов. Государство как субъект рыночных отношений получает проблемы по обязательствам поставок МСР на внутренний и внешний рынок, что в принципе не допустимо и должно своевременно пресекаться.

Какие меры по минимизации данного фактора риска недропользования в данном случае можно предложить?

С позиции государства:

  1. качественно, профессионально формировать условия пользования недрами, в том числе лицензионных соглашений, которые должны способствовать достижению рационального использования и охраны недр, снижению техногенной нагрузки на окружающую природную среду;

  2. условия лицензионных соглашений должны четко и понятно регламентировать право и обязанность недропользователей по всему спектру отношений с государством, от проводимой политики (инвестиционной, геологической, технологической, экономической, экологической и др.) до бюджетных обязательств за пользование природными ресурсами. Условия пользования недрами должны отвечать принципам точности и определенности формулирования интересов государства, содержанию объемных и количественных показателей  ГРР и добычи полезных ископаемых и реальности сроков исполнения и др;

  3. возобновить и усилить государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации на всех этапах лицензирования, от подготовки  и проведения конкурсов и аукционов до оформления лицензионных документов, их учета, хранения и использования;

  4. усилить меру дисциплинарной, административной ответственности представителей  органов государственной власти за низкий уровень управления недрами и  пользователей недр за невыполнение ими лицензионных условий, неисполнение предписаний органов государственного контроля, повысить роль экономических санкций к нарушителям-недропользователям;

  5. установить на законодательном уровне ограничения размеров участков недр, количество участков, объемы промышленных запасов УВС, предоставляемых в пользование, что позволит бизнесу сосредоточить более значительные по объему инвестиции на объекты недропользования, создаст конкурентную среду и условия для успешного решения геологических, технологических, экологических и иных задач в сфере недропользования.

С позиции бизнеса:

  1. укрепить исполнительскую дисциплину персонала компаний по обязательствам выполнения условий пользования недрами по каждому конкретному объекту недропользования;

  2. в полной мере реализовывать законное право недропользователя о возможности пересмотра условий лицензионных соглашений (по обращению и на основе доказательной базы) органами, выдавшими лицензию на пользование участком недр;

  3. ввести линейный (со стороны руководителя) и внутрикорпоративный контроль за выполнением условий пользования недрами и др.;

  4. повысить уровень кадрового обеспечения ГРР и разработки месторождений полезных ископаемых.

Реализация только предложенных мер позволяет снизить фактор риска, связанный с условиями пользования недрами как для государства, так и бизнеса, может дать импульс к переосмыслению их взаимоотношения, созданию новых механизмов регулирования в сфере недропользования, адекватных задачам, стоящим перед этими субъектами отношений в сфере недропользования.

Недра как объект гражданских прав, являющихся собственностью государства, представляют особый интерес, так как их эффективное использование в рыночных условиях может принести значительный доход как для государства, так и для недропользователей.

Обеспечение Российской Федерации углеводородным сырьем в значительной степени будет определяться открытиями и освоением «морских» месторождений, а также слабоизученных зон традиционных нефтегазоносных провинций европейской части России. Геологоразведочные работы и освоение месторождений  на нефть и газ  требуют значительных финансовых вложений, исчисляемых сотнями миллиардов долларов. Поэтому необходимо пересмотреть характер права пользования недрами,  принять прозрачные, понятные для сторон «правила игры», которые создадут среду доверия, стабильности и притягательности бизнеса в сферу недропользования, институционально обеспечить выполнение недропользователями все взятые на себя обязательства перед государством при пользовании недрами.

В ситуации жесткой международной конкуренции требуется строгое соблюдение правовых норм, предусмотренных российским законодательством, всеми хозяйствующими субъектами и иностранными гражданами, так как недра являются государственной собственностью, основой социально-экономического благополучия граждан РФ, национальной безопасности. Ведущее место в решении этих задач отводится Росприроднадзору – государственному органу контрольно-надзорной деятельности в сфере недропользования, как проводнику и защитнику прежде всего интересов государства и общества.

Главная его задача – обеспечить соблюдение всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства РФ и утвержденных в установленном прядке стандартов, норм, правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Выполнение этой главной задачи можно проиллюстрировать на примере Республики Коми. Приведу краткую справку по результатам работы Управления Росприроднадзора по Республике Коми в 2007 году.

По состоянию на 1.01.2007 года на учете Управления Росприроднадзора по Республике Коми по контролю и надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр состояли 267 недропользователей (по углеводородному сырью – 61, по твердым полезным ископаемым – 21, по благородным и драгоценным металлам – 2, по иным полезным ископаемым – 178), обладающих 522 лицензияим на право пользования недрами.

Одной из основных мер обеспечения законности является плановая проверка: за 2007 год проверено 23 недропользователя (40 лицензий), в том числе  ЗАО «Печоранефтегаз», ЗАО «Печорнефтегазпром»; ООО «Стати-нефтегаз»; ООО «Войвожнефть»; ООО «Нижнеомринская нефть» и др. В отдельных случаях по информации о нарушениях, поступающей в Управление, проводятся внеплановые проверки. За 2007 год  были проверены 12 предприятий, в том числе:

  • ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО  «Нефтегазпромтех» - по устранению нарушений условий пользования недрами, указанных в уведомлениях Роснедра. Проверками установлено - компании вышли на проектные показатели разработки месторождений, в т.ч. по уровню объемов добычи УВС, фонду скважин, режиму эксплуатации месторождений.

  • ЗАО «Вест Ойл» - по устранению нарушений условий пользования недрами, указанных в уведомлениях Роснедра. Проверкой установлено - нарушения в полном объеме не устранены. Материалы проверки направлены в Росприроднадзор для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

  • ООО «Верхнеомринская нефть» -  по устранению нарушений пользования недрами. Проверкой установлено, показатели проектного документа не выполняются, добыча нефти не ведется. Управление инициировало досрочное прекращение права пользования недрами.

Таким образом, в целях пресечения и устранения нарушений законодательства, стандартов, правил, норм Управлением:

  • выдавались предписания с указанием сроков устранения нарушения и обязательного письменного извещения контрольного органа об их устранении;

  • оформлялись протокола, выносились постановления об административном наказании и взыскании штрафов согласно КоАП РФ. За 2007 год рассмотрено 29 административных дел, с вынесением 24 постановлений (в отношении  16 юридических и 8 должностных лиц) о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму штрафов 575 тыс.руб.

  • результаты проверок заносились в электронную базу данных Управления для дальнейшего мониторинга за их выполнением;

  • материалы проверок направлялись для сведения и принятия мер в Росприроднадзор и Департамент Росприроднадзора по СЗФО, в Коминедра, МВД РК, УФНС по РК, прокуратуру, республиканские органы исполнительной власти, в Управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Коми и  предприятиям ТЭК. По представленным материалам за 2007 год МВД Республики Коми возбуждено два уголовных дела по компаниям ТЭКа, а Коминедра досрочно прекратила право пользования недрами по 10 лицензиям.

В порядке надзора Управление ежеквартально получает от недропользователей и анализирует данные о выполнении ими условий лицензионных соглашений,  которые  рассматриваются с приглашением представителей компаний. Итоги заседаний протоколируются, совместно разработанные меры по устранению нарушений с указанием сроков и ответственных исполнителей представляются хозяйствующим субъектам и находятся на контроле инспекторов Управления.

Отсюда следует – органы государственного контроля в сфере недропользования являются эффективным и реальным институтом государства по защите его интересов, а также общества и отечественного бизнеса. Применяемый инструментарий контрольно-надзорной деятельности обеспечивает рациональное использование и охрану недр, способствует снижению рисков недропользования и повышению конкурентоспособности минерально-сырьевого сектора, обеспечивая тем самым рост жизненного уровня граждан, суверенитет страны и ее безопасность на международном уровне. Для придания этому процессу динамизма требуется четкая, выверенная и обоснованная, с учетом приоритетов развития страны, сумма правил взаимодействия государства и бизнеса в сфере недропользования.

 

Библиографический список:

  1. Временное положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ  на нефть и газ [Текст]: [Утверждено Приказом МПР России от 7.02.2001 г. № 126]. [Электронный ресурс] // СПС Гарант: Законодательство.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями от 20.02.1996 г., от 12.08.1996 г.).

  3. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. 2395-I "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3.03.95 г. № 27фз, с изменениями от 26.06.2007 г.).

  4. Информационно-аналитический бюллетень // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2008. - №2.

  5. Каланда Н.В. Проблемы правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности в нефтяной отрасли. М.: Институт государства и права Ран, 2004. С. 23-24.

  6. Положение о федеральном агентстве по недропользованию [Текст]: [Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2006 N 361)].

  7. Природно-ресурсные ведомости. – 2001. - №21.

  8. Садовник П.В. Основные итоги работы федерального агентства по недропользованию в 2006 году и задачи на 2007 год в части углеводородного сырья и подземных вод // Минеральные ресурсы России. Экономика и жизнь. – 2007. - №3.

  9. Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.eterminer.ru/dictionary/203/

 

Literature:

  1. Temporary provision about prospecting stages work for oil and gas, 7 Feb 2001. № 126.

  2. Civil Code of Russian Federation. 30 Nov 1994 г. № 51-FZ with changes12 Aug 1996.

  3. The law of Russian Federation “About bowels”, 3 March 1995. 2395-I with changes 26 June 2007

  4. Informational and analytical bulletin// Use and protection of natural resources in Russia. – 2008.- 2.

  5. Kalanda N.V. The problems of law regulation in economic (business) activity of the oil industry. M.: Institute of state and law RAN, 2004. Pp. 23-24.

  6. Provosion about Federal Agency for bowels use от 17 June 2004. 293.

  7. Natural and resources news. – 2001. - 21.

  8. Sadovnik P.V. The main results of Federal Agency of bowels use activities in the year 2006 and goals in the year 2007 for regulation hydrocarbon raw materials and subterranean waters // Mineral resources of Russia. Economika i Zhizn. 2007. № 3.

  9. Terminology on the history of state and laws of foreign countries [Electronic resource] // http://www.eterminer.ru/dictionary/203/