Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Возможности и перспективы развития аграрного сектора Республики Коми

В.А. Иванов, В.В. Терентьев, И.С. Мальцева

 

В статье рассматриваются состояние земельных и агроклиматических ресурсов, агропромышленного комплекса (АПК), зоны специализации и размещения агропроизводства, предложены концептуальные направления развития сельского хозяйства региона на примере Республики Коми.

This article considers condition of land and agro climatic resources, agro industrial complex, areas of specialization and location of agro industry. Also there are conceptual regional development directions of agriculture in the Komi Republic.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, земельный фонд, коллективные сельхозорганизации, Республика Коми, агроклиматические ресурсы, региональный продукт, растениеводство, материальная база, модернизация производства.

Key words: agro industrial complex, available land, collective agricultural organization, the Komi Republic, agro climatic resources, regional product, plant growing, material resources, industry’s modernization.

 

Земельные и агроприродные ресурсы

Земельные ресурсы. Земельный фонд Республики Коми на начало 2008 г. составил 41677,4 тыс. га. Среди всех категорий земель преобладают земли лесного фонда – 35950,7 тыс. га (86,3%) и значительную территорию занимают земли особо охраняемых территорий - 2613,1 тыс. га (6,3%), земли сельскохозяйственного назначения составляют 1856,0 тыс. га (4,4%) (рис.1). На землях сельхозназначения (1110,9 тыс. га), землях особо охраняемых территорий (413,8 тыс. га) и землях лесного фонда (7972,3 тыс. га) расположены оленьи пастбища. Фонд перераспределения земель составил 206,5 тыс. га, ежегодно увеличивается, так как от земель отказываются индивидуальные предприниматели, фермеры и сельхозпредприятия.

Рис. 1. Структура земельного фонда Республики Коми на начало 2008 г.

Республика Коми занимает 2,4% территории России. При большой площади относительно небольшая часть территории используется для сельскохозяйственных целей – 0,96%. Доля наиболее продуктивных угодий – пашни – составляет лишь 0,3 % площади, в то время как по стране этот показатель равен 7,9 %. Распаханность достигает 25% против 60% в среднем по Российской Федерации. Низкая освоенность территории республики объясняется неблагоприятными для сельского хозяйства природными условиями, огромными площадями, занятыми лесом, и малой ее населенностью.

Для республики характерны не только низкая сельскохозяйственная освоенность территории, но и неравномерность размещения по зонам и административным районам. Основные площади сельскохозяйственных земель сосредоточены в южной и центральной части, а также в Удорском, Ижемском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях. В составе сельскохозяйственных угодий преобладают естественные сенокосы и пастбища – на гектар пахотных земель приходится 3,0 га лугов. Распаханность уменьшается с 42% в МО «Прилузский район» до 3% в МО «Усть-Цилемский район».

В целом по Республике Коми сельскохозяйственными организациями используется немногим более половины сельхозугодий (51,5 %), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями – 59,1 % угодий. В наибольшей мере угодья заброшены в северных районах (г. Воркута, Ижемский, Усть – Цилемский районы), а также в Сысольском и Троицко – Печорском районах, что связано с тяжелым финансовым положением, банкротством и ликвидацией сельхозпредприятий в этих районах. Аналогична ситуация и с использованием земель крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В наибольшей мере сельскохозяйственные угодья заброшены фермерами и индивидуальными предпринимателями в г. Усинске, Ижемском, Усть – Куломском и Сыктывдинском районах. Владельцы личных подсобных хозяйств используют сельскохозяйственные угодья практически полностью.

Основная часть Республики Коми расположена в таежно-лесной зоне, для которой характерно господство подзолистых почв (22% территории). Низкое природное плодородие и дефицит тепла (им характерно длительное сезонное промерзание) определяют слабую продуктивность этих почв. Однако в силу нормального водного режима они довольно активно могут использоваться под пашню.

Агроклиматические ресурсы. Природные условия Республики Коми и, прежде всего, климат, качество почв, вегетационный период сдерживают эффективное развитие сельскохозяйственного производства. Лимитирующим фактором развития растениеводства является теплообеспеченность, которая и принята за основу агроклиматического районирования. По теплообеспеченности вегетационного периода территория республики разделена на четыре агроклиматических района.

Агроклиматический район 1 – холодный, расположен в северной части республики в него входят МО «Усинский район», преобладающая северная часть Усть-Цилемского и Ижемского муниципальных образований, МО «г. Печора», юго-западная часть МО «г. Инта». Природные условия этого агроклиматического района не позволяют широко заниматься земледелием. Лето короткое, прохладное, зима продолжительная, суровая. Главной отраслью сельского хозяйства района является скотоводство, оленеводство. В этом районе можно выращивать раннеспелые сорта картофеля, овощей, но урожай получают не ежегодно, так как повторяемость заморозков в летний период 6-7 лет из 10.

Агроклиматический район II – умеренно холодный. Включает Удорский, южную часть Ижемского, северную часть Княжпогостского, северо-восточную часть Троицко-Печорского муниципальных образований, большую часть МО «г. Ухта» и южную часть МО «г. Печора». Условия этого агроклиматического района более благоприятны, чем предыдущего, для развития земледелия. Выращивают в основном кормовые культуры, картофель, овощи. Луга, расположенные в поймах рек, могут давать высокие урожаи.

В III агроклиматический район входят Троицко-Печорский (кроме северо-востока), северная часть Усть-Вымского, Корткеросского, Усть-Куломского, южная часть Княжпогостского муниципальных образований и юго-западная часть МО «г. Ухта». Природные условия здесь позволяют возделывать более широкий набор сельскохозяйственных культур. Главной отраслью сельскохозяйственного производства в этом агроклиматическом районе является молочно – мясное животноводство.

Агроклиматический район IV – умеренно прохладный, занимает южную часть территории республики: Прилузский, Сысольский, Сыктывдинский, южную половину Корткеросского, Усть-Куломского и Усть-Вымского муниципальных образований. Он отличается наиболее высокой в республике теплообеспеченностью вегетационного периода. Сельское хозяйство района имеет молочно-скотоводческое и птицеведческое направление с наиболее развитым в республике земледелием.

Особенно неблагоприятные условия для земледелия в северо-восточной части республики, где преобладают тундровые почвы и крайне ограничены тепловые ресурсы. Здесь продолжительность лета составляет 30-40 дней, а на юге – около 100 дней. В северной части территории в любой из летних месяцев возможны заморозки. Для Крайнего Севера характерен короткий вегетационный период, низкие температуры воздуха и почвы, слабое развитие почвенных процессов, ограниченная деятельность почвенных микроорганизмов, повышенная кислая реакция среды, малое содержание гумуса, доступного растениям фосфора и других питательных веществ, низкая водопроницаемость подстилающих пород и, как следствие, обширная заболоченность. Из-за суровых климатических условий земледелие здесь носит локальный характер. В тундре возможно лишь овощеводство в закрытом грунте, производство кормов для молочного скотоводства путем залужения материковой тундры и создания лугов на днищах спущенных термокарстовых озер.

Южные и центральные районы располагают совокупностью благоприятных агроклиматических условий (достаток тепла, влаги и длинный световой день в период вегетации) обеспечивают эффективное производство картофеля, овощей местного ассортимента (капуста, столовая свекла, морковь, редька и др.) и кормовых культур. При использовании инновационных технологий в зоне реально получать с гектара 200-300 ц картофеля, 300 – 400 ц овощей, 20 – 30 ц озимой ржи, ячменя и овса (в южных районах), 40 – 50 ц сена многолетних трав.

Благоприятное влияние на развитие молочно – мясного и мясо – молочного скотоводства оказывает наличие естественной кормовой базы. Сенокосы и пастбища в республике представляют источник получения наиболее дешевых и полноценных кормов. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы лугов, расположенных в поймах рек Печоры, Вычегды и Сысолы. Потенциальная возможность сбора кормов с пойменных лугов превышает 150 тыс.т. корм. ед.

 

Оценка современного состояния АПК

На долю сельского хозяйства приходится около 2,5 % валового регионального продукта, примерно 0,6 % инвестиций в основной капитал, 3,9 % среднегодовой численности занятых в экономике. Отрасль с учетом дотаций с 2005 г. является рентабельной. Отраслевая структура ориентирована преимущественно на молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство и оленеводство. Растениеводство специализируется на производстве картофеля и овощей, а также обеспечивает сочными и грубыми кормами животноводство.

По состоянию на 1 января 2008 г. производством сельскохозяйственной продукции занимались 133 сельхозорганизации, в том числе средних и крупных 73, 92,4 тыс. личных подсобных хозяйств, 274 крестьянских (фермерских) хозяйства, 75,6 тыс. семей садоводов и 30,3 тыс. семей огородников. В общем объеме валового производства сельхозпродукции в 2007 г. на долю сельхозорганизаций приходилось 50,1 %, хозяйств населения – 46,9 %, крестьянских (фермерских) хозяйств – 3,0 %.

Сельскохозяйственные предприятия республики произвели в 2007 г. 49,0 % объема молока, 73,6 – мяса, 99,2 – яйца, 13,4 – овощей и 3,0 % картофеля. Хозяйства населения вырастили 96,1 % картофеля, 85,3 – овощей, произвели 45,7 – молока и 23,1 % мяса. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в 2007 г. составила от общего производства картофеля 0,9 %, овощей – 1,1, молока 5,3 и мяса – 3,3 % (см. табл.1).

Таблица 1

Динамика соотношения доли различных социальных типов хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции Республики Коми, %

Вид продукции и категории хозяйств

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Картофель, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельскохозяйственные коллективные  предприятия

42,1

14,4

9,8

5,9

5,6

3,0

Хозяйства населения

57,9

84,7

89,6

93,5

93,6

96,1

Фермерские хозяйства

-

0,9

0,6

0,6

0,8

0,9

Овощи, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия

89,6

50,7

31,3

14,3

14,3

13,4

Хозяйства населения

10,4

49,2

67,9

84,4

84,9

85,3

Фермерские хозяйства

-

0,1

0,8

1,3

0,8

1,3

Мясо (в живом весе), всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия

80,1

58,2

53,4

64,0

70,3

73,6

Хозяйства населения

19,9

40,6

45,6

33,3

26,8

23,1

Фермерские хозяйства

-

1,2

1,0

2,7

2,9

3,3

Молоко, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия

84,6

63,6

50,0

45,6

48,8

49,0

Хозяйства населения

15,4

35,3

48,8

52,0

48,1

45,7

Фермерские хозяйства

-

1,1

1,2

2,4

3,1

5,3

Яйцо, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия

97,7

95,4

98,7

99,2

98,9

99.2

Хозяйства населения

2,3

4,5

1,3

0,8

1,1

0,7

Фермерские хозяйства

-

0,1

0,0

0,0

0,0

0,1

Валовая продукция, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия

80,1

53,0

47,8

45,6

48,4

50,1

Хозяйства населения

19,9

46,1

51,4

52,7

49,6

46,9

Фермерские хозяйства

-

0,9

0,8

1,7

2,0

3,0

Рассчитано по: Сельское хозяйство в Республике Коми: Стат. сб. Сыктывкар, 2007; Сельское хозяйство в Республике Коми: Стат. сб. Сыктывкар, 2008.

Переход к рынку с использованием монетаристских подходов крайне негативно отразился на аграрном секторе Республики Коми. Среднегодовые темпы снижения производства продукции сельского хозяйства за 1991-1995 гг. составили 5,7 %, 1996-2006 гг. – 0,6, 2001-2005 гг. – 1,8 %, 2006-2007 гг. – 7,7 %. За 1990-2007 гг. при значительном сокращении населения республики (с 1245 до 968 тыс. чел.) производство мяса в убойном весе в расчете на одного жителя республики в год снизилось с 31 до 15,7 кг, молока – со 166 до 69 кг, яиц – с 294 до 175 шт., а душевое потребление в год основных продуктов питания жителями сократилось по молоку и молочным продуктам на 172 кг, мяса – 9 кг, яиц – 42 шт. и составляет в настоящее время 230 и 65 кг и 261 шт., соответственно.

Потребительский рынок республики в значительной степени формируется за счет ввоза продовольствия из других регионов страны и из-за рубежа. Доля собственного производства в потреблении населения в 2006 г. составляла: по мясу и мясопродуктам 25,9 %, молоку и молокопродуктам – 31,3, яйцу – 68,4, картофелю – 97,6, овощам – 42,4%. В 1990 г. эти показатели соответственно составляли:38,6%, 39,7, 94,4, 68,0 и 15,7%.

Республика обеспечивает себя картофелем – на 98 %, овощами – на 42 %. Недостаточная обеспеченность собственными продуктами объясняется кризисным состоянием сельского хозяйства, а также низкой конкурентоспособностью продукции местных производителей.

За годы аграрных реформ произошла деградация производственного потенциала отрасли – земельного, материально-технического, кадрового. Численность работников в сельхозорганизациях сократилась в 3 раза. Сельхозугодья за 1990-2007 гг. сократились с 353 тыс. га до 211, посевные площади – со 100,5 до 52,8 тыс. га, поголовье крупного рогатого скота уменьшилось со 173,5 до 43,7 тыс. гол., в т.ч. коров – с 71,0 до 21,0, свиней – со 136,3 до 27,1 тыс. гол., оленей – со 123,6 до 83,5 тыс. гол. Сокращение поголовья крупного рогатого скота, посевных площадей, работников произошло во всех районах, но особенно сильно в сельскохозяйственной зоне Крайнего Севера и в северной. Например, в МО «г. Воркута», поголовье крупного рогатого скота за 1990-2006 гг. сократилось с 9590 гол. до 171, в МО «г. Инта» - с 5445 до 1165 гол., в МО «г. Печора» - 7521 до 1160 гол., в МО «Усть-Цилемский район» – с  16114 до 4141 гол., в МО «Ижемский район» – с 13634 до 3640 гол.

В растениеводстве происходит ухудшение агрохимических и водно-физических свойств почвы, увеличение площадей заболоченных и закустаренных земель в связи с разрушением мелиоративных земель и сокращением мелиоративных работ. Вынос питательных веществ с урожаем из почвы превышает их внесение. В настоящее время на поля вносится 11 кг д.в. минеральных и 3,5 т органических удобрений, что составляет соответственно 18 и 17 % потребности, необходимой для поддержания плодородия в почве.

Основная часть продукции сельского хозяйства производится в пригородных районах – Сыктывдинском, Корткеросском, в муниципальных администрациях городов округах Сыктывкар, Ухта, Инта и в южном Прилузском районе.

Более половины сельхозорганизаций республики являются неплатежеспособными, треть убыточны. Задолженность организаций кредиторам по виду деятельности «Сельское хозяйство и предоставление услуг в этой отрасли» на конец 2007 г. насчитывала 464 млн. руб., в т.ч. просроченная – 98 млн. руб. Дебиторская задолженность в 2007 г. составила 238 млн. руб., в т.ч. просроченная – 25 млн. руб.

Перерабатывающие предприятия АПК, за исключением предприятий по переработке молока и мяса, работают почти полностью на привозном сырье. Большая часть перерабатывающих предприятий из-за необеспеченности сельскохозяйственным сырьем работает не на полную мощность.

Зоны специализации и размещения агропроизводства. В Республике Коми под воздействием природных и экономических условий сельскохозяйственного производства и общественных потребностей сформировались четыре сельскохозяйственные зоны: Крайнего Севера, Северная, Центральная и Южная.

В сельскохозяйственной зоне Крайнего Севера, куда отнесены МО «г. Воркута» и МО г. Инта», проживало в 2007 г. 16,4 % населения республики, производилось примерно 5,7 % валовой продукции сельского хозяйства, 0,6 % картофеля, 23,9 % - яиц, 5,6 % мяса и 3,0 % молока. Наиболее перспективным для этой зоны является производство молока, яиц, мяса птицы, развитие оленеводства.

К Северной сельскохозяйственной зоне отнесены МО «Ижемский район», МО «Усть-Цилемский район», МО «Удорский район», МО «Троицко-Печорский район», а также МО «г. Вуктыл», МО «г. Печора», МО «г. Сосногорск», МО «г. Усинск» и МО «г. Ухта». Здесь проживало 39,4 % населения республики и производилось 23,6 % валовой продукции сельского хозяйства, 32,5 % картофеля, 12,8 % овощей, 38,2 % молока, 15,3 % мяса, 0,2 % яиц. Специализация этой зоны направлена на производство молока, мяса крупного рогатого скота, развитие оленеводства, а в качестве дополнительных отраслей – производство картофеля и овощей.

В Центральную сельскохозяйственную зону входят МО «Усть-Куломский район», МО «Усть-Вымский район», МО «Княжпогостский район», МО «Корткеросский район», МО «Сыктывдинский район» и МО «Сысольский район» и МО «г. Сыктывкар». Здесь проживает 40,9 % населения республики и производится 61,8 % валовой продукции сельского хозяйства, 56,3 % картофеля, 65,7 – овощей, 48,4 – молока, 74,7 – мяса, 75,8 % – яиц.

Сельхозпроизводители этой зоны специализируются на производстве молока, мяса птицы, крупного рогатого скота, свиней, яиц, картофеля овощей открытого и закрытого грунта. Часть сельхозпродукции зоны поставляется на север республики

К Южной сельскохозяйственной зоне относятся МО «Койгородский район» и МО «Прилузский район». Здесь проживает 3,3 % населения. На долю зоны приходится 8,9 % валовой сельскохозяйственной продукции, 10,6 – картофеля, 21,5 – овощей, 10,4 – молока, 4,4 – мяса, 0,1 – яиц и 98,3 % зерна.

 

Перспективы развития сельского хозяйства

В связи с трудными природными и экономическими условиями развития сельского хозяйства для республики неприемлем принцип самообеспечения продовольствием, однако производство основных продуктов питания, для которых имеются благоприятные условия, является в обозримой перспективе объективной необходимостью. Приоритет в развитии южной и центральной зон специализации должен быть отдан сельскохозяйственному производству, интегрированному с лесным хозяйством и промыслами. Здесь наиболее интенсивно должна быть использована пашня и природные кормовые угодья.

Главная цель развития АПК Республики Коми заключается в том, чтобы к 2020 г. производить не менее минимального набора основных видов продовольствия, необходимого для сохранения здоровья и устойчивого жизнеобеспечения. Республика в перспективе имеет возможность полностью обеспечить население картофелем и овощами открытого грунта местного ассортимента (кроме ранней продукции), расширить производство овощей закрытого грунта; обеспечить население молоком и молокопродуктами на 40-45%, мясом и мясопродуктами – на 30-35%, диетическим яйцом – на 70 – 75 %; повысить роль региона в производстве продукции рыбоводства, оленеводства, охотничье-промыслового хозяйства, недревесных ресурсов леса (грибов и ягод).

В области специализации и размещения производства в южной сельскохозяйственной зоне предусматривается развитие преимущественно производства молока, мяса крупного рогатого скота, картофеля и овощей. В центральной сельскохозяйственной зоне специализация будет направлена на производство молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, картофеля, овощей открытого и закрытого грунта, продукции птицеводства. В северной сельскохозяйственной зоне получит развитие молочно-мясное скотоводство, оленеводство и картофелеводство (в личных подсобных хозяйствах). В сельскохозяйственной зоне Крайнего Севера сельское хозяйство должно обеспечивать население цельным молоком, диетическим яйцом, продукцией оленеводства.

Кормовые ресурсы в пригородном сельском хозяйстве следует направить прежде всего для производства цельномолочной и кисломолочной продукции. Здесь экономически целесообразно строить в основном высокомеханизированные фермы на 400 коров с удоем 5-6 тыс.кг, с замкнутым циклом воспроизводства стада.

Считаем целесообразным до 2020 г. строительство в пригородной зоне, райцентрах 17-20 молочных комплексов в основном на 400 коров с беспривязным содержанием коров с автоматизированными системами кормораздачи, навозоудаления и поения животных.

В небольших сельских поселениях особенно в глубинных районах могут быть фермы с уровнем концентрации поголовья коров 100-200 голов. В них тоже можно применять современные высокоэффективные средства механизации и автоматизации для выполнения технологических процессов. Там же возможна переработка части молока на сливочное масло и сыр.

В периферийных сельских районах (МО «Усть – Цилемский район», МО «Ижемский район, МО «Удорский район, МО «Усть – Куломский район»), где не получит интенсивное развитие молочное скотоводство, в целях рационального использования кормовых угодий, трудовых ресурсов, наполнения рынка свежей говядиной, целесообразно заниматься мясным скотоводством при условии усиления господдержки отрасли. Исходя из прогнозируемого размещения и специализации сельскохозяйственного производства, закрепленные сегодня за сельскохозяйственными организациями, фермерскими и личными подсобными хозяйствами площади сельхозугодий целесообразно использовать по целевому назначению.

Система кормопроизводства должна быть направлена на круглогодичное полное и гарантированное обеспечение потребности отрасли животноводства основными видами кормов собственного производства при обязательном создании страхового фонда и на обеспечение полноценных рационов для каждого вида скота на определенном этапе содержания и развития. Корма должны содержать достаточное количество обменной энергии, быть сбалансированными по белку, другим питательным элементам, содержать достаточное количество витаминов. Решение этой проблемы будет основано на расширении и обновлении посевов многолетних трав, создании долголетних культурных пастбищ, эффективном использовании естественных кормовых угодий и совершенствовании технологии заготовки кормов. Производство всех видов кормов к 2020 г. намечается довести до 200 – 220 тыс. т корм. ед. Для этого потребуется ежегодно вносить 1670 – 1800 тыс. т органических удобрений и 14,6 тыс. т д.в. минеральных удобрений, в том числе азота – 3,8 тыс. т, фосфора 2,8 тыс. т, калия 8,0 тыс. т. Фактически в 2006 г. было внесено 142 тыс. т органических и 0,58 тыс. т минеральных удобрений, что составляет соответственно 9 % и 4 % от потребности. В настоящее время естественное плодородие почв в республике невысокое и снижается из года в год. По запасам органического вещества 92,2 % пахотных почв республики слабоокультурены: средневзвешенное содержание гумуса составляет 2,32 %. При таком низком уровне органического вещества многие средства химизации не эффективны.

Анализ свидетельствует об экономической целесообразности производства продукции птицеводства в МО «г. Сыктывкар», «г. Инта» и МО «Сыктывдинский район». Себестоимость яиц и мяса птицы на птицефабриках республики (несмотря на существующие удорожающие факторы) не намного выше аналогичных показателей в целом по птицеводческим предприятиям России.

Перспективы оленеводства связаны как с интенсивным развитием отрасли в тундровой и лесотундровой, так и таежной зонах. Освоение практически неиспользуемых сегодня болот и низкопродуктивных в лесохозяйственном отношении заболоченных лесов на территории Ижемского, Усть-Цилемского, Ухтинского, Сосногорского, Печорского и севера Удорского районов является одной из мер, направленных на поддержание динамичного развития оленеводства в республике. Применяя известные приемы ведения оленеводства (управляемый выпас зимой и регулируемый выпас на огороженных пастбищах в другие сезоны), можно создать для оленей наиболее благоприятные условия, при которых они достигают высокой упитанности и большого веса. Одним из преимуществ в этом случае является также выгодность расположения оленеводческих бригад вблизи от предприятий глубокой переработки и рынка сбыта продукции.

Поголовье оленей в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах планируется к 2012 г. сохранить на уровне 62,5-63,0 тыс.гол., а к 2020 г. увеличить до 72-75 тыс.гол. Глубокая переработка оленины с использованием современного высокопроизводительного оборудования будет осуществляться в МО «г. Воркута» и МО «Ижемский район». 

В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», Федеральной «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» Правительством Республики Коми утверждены Мероприятия по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Коми на 2008-2012 гг. Основными целями мероприятий на среднесрочный период являются: повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Республики Коми; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; повышение уровня доходов производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Мероприятия определены по пяти направлениям:

  • создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

  • развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

  • достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

  • развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

  • устойчивое развитие сельских территорий.

Развитию традиционной для Севера отрасли – оленеводства будет способствовать реализация мероприятий, направленных на стабилизацию поголовья северных оленей, а также проведение землеустроительных работ и комплексной ресурсной оценки оленьих пастбищ. Предусматривается оказание государственной поддержки на развитие факторий (промежуточных баз) на путях кочевий оленеводов и коралей, а также по вывозу детей оленеводов на время летних каникул в тундру и обратно.

Мероприятия по развитию рыболовства и аквакультуры направлены на увеличение объемов производства высококачественной рыбной продукции и будут реализовываться в рамках ведомственной целевой программы «Развитие рыболовства, аквакультуры и воспроизводства рыбных ресурсов в Республике Коми (2008-2010 гг.)». В результате объем выращенной рыбы увеличится до 1200 т в год или в 9,5 раз к уровню 2007 г., а реализация выловленной рыбы возрастет почти в 2 раза и составит 200 т.

Мероприятия по развитию растениеводства направлены на приобретение высококачественного семенного материала и стимулирование  выращивания кормовых культур и предусматривают поддержку элитного семеноводства и поддержку производителей сельхозпродукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленную на создание собственной кормовой базы животноводства и увеличение производства продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях. Комплекс мероприятий по поддержке элитного семеноводства включает: оказание государственной поддержки на приобретение элитных семян сельхозкультур; увеличение площади под посадками картофеля с использованием элитного посадочного материала. Для решения вышеуказанных задач необходима реализация следующих мероприятий: оказание государственной поддержки по завозу семян кормовых культур и расширение посевных площадей кормовых культур. В результате площадь посева к 2012 г. элитными семенами будет составлять 6,5 тыс.га, а удельный вес посадок картофеля с использованием элитных семян в общей посадочной площади (без учета личных подсобных хозяйств) вырастет более, чем в два раза.

В целях достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства будут реализованы следующие мероприятия:

  • повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления сельхозорганизациям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях и займам, полученных в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Объем субсидируемых кредитных ресурсов в 2012 г. составит 814 млн.руб., в т.ч. по инвестиционным – 447 млн.руб. В 2007 г. объем привлеченных кредитов по сельхозорганизациям был равен 57 млн.руб.;

  • повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе за счет государственной поддержки личных подсобных хозяйств граждан; государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств; содействия развитию сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; повышения доступности малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам российских кредитных организаций и заемным средствам сельскохозяйственных кредитных кооперативов. За счет реализации этих мероприятий планируется обеспечить ежегодный прирост реализации продукции, производимой малыми формами хозяйствования до 2-3%;

  • модернизация основных средств производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Модернизация будет осуществляться путем реализации мероприятий по: строительству и реконструкции животноводческих помещений, производств по переработке животноводческой продукции; технологическому и техническому обновлению основных средств производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; созданию условий для внедрения в сельскохозяйственное производство высокотехнологических комплексов, машин и оборудования. За счет этих мероприятий  коэффициент обновления по тракторам увеличится в 3 раза, по кормоуборочным комбайнам – в 1,7 раза. К 2012 г. против 2007 г. запланировано в 2,5 раза увеличить приобретение тракторов. В настоящее время ведется подготовительная работа по разработке инновационных проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений. Ежегодно после реконструкции и строительства животноводческих помещений предусматривается вводить от 600 до 1000 скотомест.

Для развития рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе повышения конкурентоспособности продукции будут реализованы мероприятия по: совершенствованию механизма предоставления государственной поддержки, направленной на обеспечение производителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия компенсации части затрат, связанных с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции; организации закупок сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств граждан; сертификации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; организации ярмарок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Республики Коми;  обеспечению участия производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Коми в размещении заказов  на поставку продуктов питания для государственных и муниципальных нужд.

Мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий будут осуществляться в рамках подпрограмм «Развитие индивидуального жилищного строительства» и «Содействие в осуществлении реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры», целевой республиканской программы «Жилище» на 2008-2012 гг. и ведомственной целевой программы Министерства промышленности и энергетики Республики Коми «Газификация населенных пунктов Республики Коми на 2007-2009 гг.» (I этап). На финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, из республиканского бюджета Республики Коми в 2008-2012 гг. будет направлено 344,5 млн. руб.

На реализацию Мероприятий потребуется более 3,5 млрд. руб. средств республиканского бюджета Республики Коми, в т.ч. 3,2 млрд. руб. на поддержку сельхозпроизводства и 345 млн. руб. на субсидии гражданам на строительство, приобретение жилья в сельской местности. Расходы федерального бюджета за 2008-2012 гг. вырастут в два раза.

В целом реализация всех вышеуказанных Мероприятий позволит увеличить объем производства продукции сельского хозяйства на 10 % к уровню 2006 г. Продажа молока возрастет с 37,5 тыс. т в 2008 г. до 39,6 тыс. т в 2012 г., скота и птицы (в живой массе) соответственно -   с 20,7 тыс. т до 24,5 тыс. т, яйца – со 140 до 148 млн. шт. Доля продукции, произведенной в Республике Коми, в общем объеме продовольственных ресурсов за этот период возрастет по молоку и молокопродуктам с 26,4 до 28,3 %, мясу и мясопродуктам с 26,2 до 27,7 %.

Перспективные организационно-правовые формы организации сельскохозяйственного производства. При решении вопросов о формах хозяйствования на селе важно учитывать местные условия, обычаи и традиции. В отношении республики – более выраженную склонность крестьян к коллективному труду, предпочтительность в сознании крестьян общинного ведения хозяйства, психологию взаимопомощи и взаимовыручки. Сельский человек за два поколения адаптировался к коллективной организации труда. Здесь он рассчитывает на поддержку коллектива в трудную минуту, на помощь в ведении личного подсобного хозяйства, видит гарантированное место работы. Сформировавшиеся в регионе за годы реформ многоукладность и многовариантность организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственные производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные унитарные предприятия, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства будут сохраняться и в перспективе. К сожалению за годы реформ многие коллективные хозяйства распались, были разукрупнены, а сохранившиеся резко сократили объемы производства сельхозпродукции, в результате чего снизился их удельный вес, особенно по выпуску картофеля и овощей, продукции животноводства. Значительно увеличилась доля продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах. В настоящее время личное подсобное хозяйство является вынужденной мерой повышения прожиточного уровня сельчан. Вместе с тем, на существенное увеличение производства сельхозпродукции в хозяйствах населения ориентироваться не следует в силу объективных причин – сокращения сельских домохозяйств, ухудшения демографической ситуации на селе, постарения сельского населения и снижения в нем доли дееспособных лиц, сокращения сельских населенных пунктов. Хозяйства населения лишены возможности осваивать средства комплексной механизации, рационально использовать технику в течение года, а затраты на техническое оснащение в расчете на единицу земельной площади  значительно выше, чем в сельхозорганизациях. Поэтому необходимо восстановить крупнотоварное сельскохозяйственное производство, которое должно составить основу аграрной экономики. Крупное коллективное производство может осуществляться в предприятиях с различными организационно-правовыми формами хозяйствования. В дополнение к крупнотоварному сектору необходимо развивать малые формы – фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и садоводческие общества граждан. На основе развития кооперативных и интеграционных связей оба уклада могут взаимодействовать, используя выгоды специализации и обобществления производства.

В республике возможны несколько вариантов передачи во владение или пользование земли и имущества несостоятельных предприятий инвесторам:

  • учреждение нового предприятия с сохранением базового хозяйства – должника;

  • присоединение неплатежеспособного предприятия к эффективно хозяйствующей организации с потерей права юридического лица;

  • формирование интегрированных структур с уставным капиталом образованным инвестором и неплатежеспособным хозяйством на долевых началах, с переходом контрольного пакета акций инвестору.

Перспективной организационно-правовой формой сельхозпредприятия могут быть агрофирмы, образуемые несколькими сельхозорганизациями и перерабатывающими предприятиями с собственной торговой сетью.

Для повышения эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции в секторе малых форм хозяйствования целесообразно развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, кредитных, страховых и других сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также внедрение в инфраструктуру АПК земельно-ипотечного кредитования.

 

Резюмируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

  1. Республика Коми использует для сельскохозяйственных целей (без учета оленьих пастбищ) 1% территории. Это объясняется неблагоприятными для сельского хозяйства природными условиями, огромными площадями, занятыми лесом, и малой ее населенностью. Преобладание в составе сельхозугодий лугов позволяет успешно развивать скотоводство. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы пойменных лугов, потенциальная возможность сбора кормов с которых превышает 150 тыс. т корм. ед.

  2. Агроприродный потенциал южных и центральных районов обеспечивает эффективное производство картофеля, овощей местного ассортимента, кормов. Агроклиматические ресурсы позволяют получать при использовании современных технологий урожайность картофеля 200-300 ц/га, овощей – 300 – 400 ц/га, зерновых (в южных районах) – 20 – 30 ц/га, сена многолетних трав – 40 – 50 ц/га.

  3. Для республики неприемлем принцип самообеспечения продовольствием. В долгосрочной перспективе есть возможность полностью обеспечить население картофелем, овощами открытого грунта местного ассортимента (кроме ранней продукции), на 30-45 % - молочно-мясной продукцией, на 70-75% - яйцом; увеличить производство продукции рыбоводства, оленеводства, охотничье-промыслового хозяйства, грибов и ягод. 

  4. Основными направлениями развития АПК являются воспроизводство почвенного плодородия, техническая и технологическая модернизация отраслей растениеводства, животноводства и перерабатывающей промышленности, повышение финансовой устойчивости организаций агропромышленного производства, создание условий для закрепления квалифицированных кадров и повышения уровня  жизни сельских жителей.

  5. В перспективе ведущую роль в производстве продукции сельского хозяйства будут играть крупные и средние коллективные сельхозорганизации интегрированные с перерабатывающими предприятиями. Фермерский уклад в среднесрочной перспективе не получит существенного развития. Становление крестьянского (фермерского) хозяйства требует больших инвестиций для создания материальной базы и инфраструктуры, много времени, компетентности работы в условиях рынка.

 

Библиографический список:

  1. Сельское хозяйство в Республике Коми: Стат. сб. Сыктывкар, 2007.

  2. Сельское хозяйство в Республике Коми: Стат. сб. Сыктывкар, 2008.

 

Literature:

  1. Agricultural in the Komi Republic: Statistical collection. Syktyvkar, 2007.

  2. Agricultural in the Komi Republic: Statistical collection. Syktyvkar, 2008.