Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника


ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 Вишняков А.А.

В статье рассматриваются механизмы прямого государственного участия процессе  развития венчурного инвестирования инновационного деятельности в современной России. Особое внимание автор уделяет вопросам создания государственных корпораций, призванных стимулировать инвестиционные процессы в сфере высоких технологий.

The article covers mechanisms of direct participation of Russian government in venture investment development process of innovative activity in current Russia. Author gives special emphasis for questions of creating government corporations that are to stimulate investment process in hi-tech sphere.

Ключевые слова: конкурентоспособность, государственное стимулирование и регулирование, венчурное инвестирование, корпорации, инновационные процессы, экономический рост, Север, капитализация, эффективность.

Key words: competitiveness, government stimulation and regulation, venture investment, corporations, innovative process, economic growth, north, capitalization, efficiency.

 

Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов.[1] Для обеспечения динамичного устойчивого роста экономики Севера принципиально важным является переход к инновационному типу ее развития, формированию экономики, основанной на знаниях.

В настоящее время российским правительством разработан и осуществляется ряд программ и мер, направленных на стимулирование инновационной экономики. Суть избранной государством стратегии заключается в выработке механизма государственных интервенций для стимулирования инновационного развития в отдельных секторах экономики или на отдельных территориях. При этом предполагается сделать акцент на использовании имеющейся в России базы науки и образования. Важным компонентом этой модели должно стать разделение полномочий и ответственности между различными уровнями власти с целью создания для государственных органов мощных стимулов для развития делового климата и привлечения инвестиций в регионы.

В этой связи актуальным является вопрос об использовании средств Фонда национального благосостояния. Часть его средств должна направляться на капитализацию институтов развития, - прежде всего, Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других. Для этого Президентом России в 2007 г. предложено направить 300 млрд. рублей, предусмотрев в будущем дальнейшие ассигнования на эти цели.[2]

При этом отмечается принципиальный момент: бюджетные средства должны стать не главным источником, а прежде всего - катализатором для частных инвестиций. Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь «подставлять плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний.

Слабое развитие инновационной деятельности как в Республике Коми, так на Российском Севере связано в первую очередь с нехваткой финансирования для осуществления необходимых инвестиций. Решение данной задачи в значительной степени зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. Одним из наиболее перспективных путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.

В условиях Российского Севера инвестирование объектов, в том числе в области высоких технологий, на ранних стадиях и стадиях «посевного капитала» возможно только с участием государства.

В связи с этим особое значение имеет прямое государственное участие, осуществляемое путем прямых государственных инвестиций в долевой капитал инновационно-активных предприятий и организаций, предоставления активов специальным фондам содействия развитию венчурного инвестирования и средств для создания и развития малого инновационного бизнеса.

Государственные венчурные фонды в разных странах мира показали себя как эффективное средство запуска индустрии частного венчурного бизнеса, как это было, в частности, в Финляндии (SITRA) и Израиле (Yozma), где на момент создания этих фондов венчурного бизнеса практически не существовало. В обеих странах деятельность государственных венчурных фондов была рассчитана в первую очередь не на масштабные финансовые интервенции государства в инновации, а на демонстрацию частному бизнесу успешности и прибыльности венчурного финансирования. Упомянутые фонды формировались из государственных средств не более чем на 40 - 50% и были ограждены от чрезмерного вмешательства со стороны государства. При этом важнейшим условием успеха этих фондов был высокий профессионализм их менеджеров.[3]

Так, до 1993 г. в Израиле существовал единственный венчурный фонд с капиталом в 30 млн. долл., созданный крупными израильскими финансово-промышленными группами. Но уже в 1996 г., через три года после запуска программы «Yozma», когда Правительство Израиля решило уйти с рынка, созданные с его участием венчурные фонды смогли аккумулировать более 1 млрд. долл. К 2004 г. в экономику Израиля поступило около 9 млрд. долл. венчурных инвестиций, и страна стала третьей в мире по представительству на NASDAQ.

Изучение мирового опыта функционирования специализированных государственных инвестиционных фондов поддержки инновационных компаний, венчурных инвесторов и неформальных инвесторов (бизнес-ангелов) дает возможность рекомендовать к применению в России исходя из схожести стран по многим параметрам некоторые из элементов высокоэффективной американской инновационной системы, которая опирается на институт государственной поддержки малого инновационного предпринимательства и систему правовых актов, регулирующих весь комплекс вопросов поддержки инновационного бизнеса.

В рамках различных американских федеральных ведомств осуществляются меры специального характера, прямо направленные на стимулирование инновационного бизнеса, предусматривающие финансовую помощь. Для проведения прикладных исследований применяются средства Национального научного фонда, предоставляемые как венчурный капитал и выделяемые на образование центров нововведений.

В США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом более 100 млн. долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения деятельности малых научно-исследовательских компаний. В 1982 г. в США был принят Закон об инновационных исследованиях малого бизнеса (Small business innovation research act) с дополнениями в 1992 и 1996 гг. В рамках этого Закона были приняты и действуют две программы - Программа инновационных исследований малого бизнеса (Small business innovation research - SBIR) и Программа передач технологий малого бизнеса (Small business technology transfer - STTR).

Американское государство частично финансирует малые инновационные компании через инвестиционные компании малого бизнеса (Small Business Investment Companies - SBIC), закон о создании которых вышел еще в 1958 г. SBIC создаются с участием государства, имеют налоговые и финансовые льготы и государственные гарантии по кредитам (до 75%), предоставляемым малым фирмам. Эти компании обеспечивают малые инновационные компании венчурным капиталом, субсидируемым государством. Со дня основания до начала 90-х гг. SBIC выплатили 55 тыс. малых компаний 8,5 млрд. долл., в том числе 2,6 млрд. - в виде государственных кредитов.[4]

В России одно из первых официальных упоминаний о «венчурном» способе финансирования российского бизнеса появилось в документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы», одобренном в декабре 1999 г. правительственной комиссией по научно-инновационной политике.

В марте 2000 г. было издано распоряжение Правительства Российской Федерации об учреждении Венчурного инновационного фонда - некоммерческой организации с прямым государственным участием и капиталом в 100 млн. руб., создаваемой для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования в высокорисковые инновационные проекты.[5] Этот фонд явился первым реальным российским «фондом фондов», который был призван участвовать в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес. Одной из целей данной организации было провозглашено содействие созданию отраслевых и региональных венчурных фондов через долевое участие в их уставном капитале.

Основным итогом его деятельности ВИФ за 6 лет существования стало участие в создании «Инновационного венчурного фонда аэрокосмической и оборонной промышленности» со стартовым капиталом в размере 10 млн. долл.

В 2003 г. Правительством РФ был утвержден план мероприятий по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать план мероприятий при формировании и реализации региональных программ инновационного развития.[6]

В 2006-2007 гг. за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации Правительством России сформирован фактически государственный венчурный фонд путем создания ОАО «Российская венчурная компания» («РВК») со стопроцентным государственным участием. Основной задачей компании является инвестирование в создание  венчурных фондов по всей стране. Предполагаемое число создаваемых фондов – от 8 до 12. Они, в свою очередь, профинансируют и разовьют от 100 до 200 российских «стартапов» (малых инновационных высокотехнологичных компаний). Капитал ОАО «РВК» составляет 15 млрд. руб. и будет инвестирован в венчурные фонды под частным управлением.[7]

Размер каждого венчурного фонда, создаваемого при участии ОАО «РВК», будет ограничен суммами от 600 млн. до 1,5 млрд. руб., что гарантирует диверсификацию портфеля фонда. Финансовое участие «РВК» в венчурных фондах ограничено объемом 49%, 51% средств предлагается предоставить частным венчурным инвесторам, что обеспечит им руководство деятельностью фонда и одновременно создаст необходимый контроль за целевым использованием средств ОАО «РВК».

Чтобы побудить предпринимателей инвестировать в венчурные фонды, ОАО «РВК» добровольно ограничит свой доход от вложенных им средств на уровне 1/5 ставки рефинансирования ЦБ РФ (менее 3% в год), остальной доход получат частные инвесторы венчурных фондов.

Полномочия общего собрания акционеров ОАО «РВК», 100% акций которого находится в собственности Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. На основании распоряжения руководителя агентства от 05.12.2007 г. № 3761-р определено количество объявленных обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Российская венчурная компания» в количестве 140 186 915 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая на общую сумму 14 018 691 500 рублей.

Размещены обыкновенные именные бездокументарные акции по закрытой подписке единственному акционеру - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Цена размещения одной обыкновенной именной бездокументарной акции дополнительного выпуска ОАО «РВК» в соответствии с решением совета директоров от 29.11.2007 г. установлена в размере 107 рублей. Размещаемые акции дополнительного выпуска оплачиваются денежными средствами в размере 15 млрд. руб.[8]

Совет директоров ОАО «Российская венчурная компания» избран в количестве 7 человек в следующем составе: Артемьев И.Ю. - руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ; Греф Г.О. - министр экономического развития и торговли РФ; Игаль Эрлих - руководитель венчурной программы «Йозма»; Коробов А.В. - генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания»; Ливанов Д.В. - ректор Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов»; Ремчуков К.В. - издатель «Независимой газеты»; Эско Ахо - президент государственного фонда развития инновационной деятельности Республики Финляндия «Ситра».[9]

Деятельность ОАО «РВК» направлена на инновационную модернизацию отечественной экономики. В его функции входит отбор на основе конкурса частных венчурных управляющих компаний и приобретение паев венчурных фондов в форме закрытых паевых инвестиционных фондов, создаваемых венчурными управляющими компаниями. Чтобы отбор фондов был объективным, компанией руководят два независимых директора. Без согласия хотя бы одного независимого инвестора не может быть принято ни одно инвестиционное решение.

К сожалению, предлагаемая для создания российских венчурных фондов форма закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) особо рисковых (венчурных) инвестиций является, по мнению многих экспертов, весьма далекой от оптимальной и, как следствие, неудобной для потенциальных частных инвесторов и управляющих фондами. Большинство предпринимателей и аналитиков признают, что наиболее подходящей для регистрации венчурного фонда формой является англо-американская «Limited Partnership» (ограниченное партнерство, коммандитное товарищество) или эквивалентная ей форма в других юрисдикциях, в том числе в континентальной Европе.[10] 

На наш взгляд, венчурный фонд в России скорее может быть зарегистрирован как договор простого товарищества без образования юридического лица с пакетом специальных соглашений между партнерами.

Создавая ОАО «РВК», Правительство РФ идет по уже проторенному пути, учитывая опыт других стран. По замыслу авторов проекта результатом деятельности «Российской венчурной компании» должно стать создание в течение нескольких лет собственной индустрии венчурного финансирования в России, что позволит продолжить шаги по переходу российской экономики на инновационный путь развития.

 

Список источников и литературы


[1] Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы», утверждена распоряжением Правительства РФ от 6.07.2006 г. № 977-р.

[2] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 г.

[3] Терещенко Г.Н. Проблемы и перспективы развития инновационной экономики в регионах российского севера // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. № 4.

[4] Баннов Е.А., Мамченко О.П. Развитие сектора неформального инвестирования в инновационные проекты за рубежом // Управление персоналом. – 2007. - № 17.

[5] Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 362-р «Об учреждении Венчурного инновационного фонда»

[6] Распоряжение Правительства РФ 21.08.2003 г. № 1187-р «Об утверждении Плана мероприятий на 2003 – 2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования».

[7] Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 г. № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания»

[8] Распоряжение от 05.12.2007 г. № 3761-р «О решениях внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Российская венчурная компания»

[9] Там же

[10] Погорелов Д.И. Финансовый потенциал «Российской венчурной компании» // Финансы. -  2006. - № 10.


  Literature

1.      Conception of Federal target program “Research and development on priority directions of Russian scientific and technical complex development on 2007-2012”, ratified by disposal of the Russian Government, 6.07.2006. №977-p.

2.       President’s of the Russian Federation message to Federal Assembly, 26.04.2007.

3.      Tereshenco G. N. Problems and perspectives of innovative economy development in Russian north regions// The government and local government. – 2007. 4.

4.      Bannov E. A., Mamchenko O. P. The informal investment in innovative projects sector’s development abroad// Personnel management. – 2007. №17.

5.      The disposal of The Russian Government, 10.03.2000, №362-p “On promotion of Venture innovative fund”.

6.      The disposal of The Russian Government, 21.08.2003, №1187-p “On ratification of Plan of actions for 2003-2005 for innovation stimulating and venture investment development”.

7.      The Russian Federation Government regulations, 24.08.2006, №516 “On public corporation Russian Venture Company”.

8.      The disposal by 05.12.2007. №3761-p “On decision of extra stockholders meeting of public corporation Russian Venture Company”.

9.      Pogorelov D. I. Financial potential of Russian Venture Company// Finances. – 2006. - №10.