| |
Политика региона по поддержке
фермерских хозяйств
(по материалам Республики Коми)
Найденов
Н.Д., Никитинская С.С.
В статье
рассмотрены существующие тенденции в
поддержке фермерства со стороны субъекта
Федерации (на примере Республики Коми):
активизация субсидирования производства,
развитие сельской инфраструктуры,
подготовка кадров для фермерских
хозяйств. Обосновывается необходимость
усиления маркетинговых подходов к
оказанию помощи фермерским хозяйствам:
организация торгово-снабженческой
инфраструктуры, стимулирование вывоза
сельскохозяйственной продукции за
пределы региона, формирование
конкурентоспособных фермерских хозяйств.
In the article it
is considered existing tendency of supporting farm in Komi Republic:
activation of production backing, development of agricultural
infrastructure, education for farm. It is substantiated necessity of
intensification of marketing methods: arrangement of commercial and supply
infrastructure, stimulation of removal of agricultural goods outside the
region, forming competitive farm.
Ключевые слова:
фермерские хозяйства, регион, Север,
субсидирование, сельская инфраструктура,
подготовка кадров, маркетинговые подходы,
конкурентоспособность.
Key words: farm, region, North,
backing, agricultural infrastructure, education, marketing methods, competitive
ability.
Цель данной статьи рассмотреть
тенденции в поддержке фермерства со
стороны субъекта Федерации на примере
Республики Коми - региона, относящего
преимущественно к районам Севера.
В июне 2003 году вступил в силу
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве» от 11.06. 2003г, с принятием которого
закреплена особая форма
сельскохозяйственного
предпринимательства без образования
юридического лица.
Соответствующий
современным требованиям фермер владеет
основами многих гуманитарных, социально-
экономических, общепрофессиональных и
специальных наук – социологии, права,
иностранных языков, экономики и управления
предприятием. Ему необходимо знать основы
коммерческой деятельности, агрономии,
животноводства, хранения и переработки
сельскохозяйственной продукции,
использовать знания и методы этих наук в
профессиональной деятельности,
в процессе ухода за
сельскохозяйственными растениями и
животными. Он должен иметь целостное
представление о процессах и явлениях,
происходящих в природе и обществе, чтобы
рационально организовать труд и свое
рабочее место, планировать работу и
анализировать ее результаты. Уметь
управлять сельскохозяйственными машинами,
ремонтировать оборудование, использовать
компьютерную технику для работы с
документацией по организации и ведению
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Фермер должен уметь определять
экономически показатели и использовать их
для повышения эффективности деятельности
хозяйства, организации и управления
технологическими процессами, эксплуатации
техники, а также осуществлять контроль
над соблюдением
норм охраны труда техники безопасности
и профессиональной этики.
Фермерский сектор Республики Коми начал
складываться в 1990 году и к началу 1995 года в
Республике Коми насчитывалось 708
крестьянских (фермерских) хозяйств. За ними
было закреплено 13,6 тыс. га земельных
участков, в том числе 5,5 тыс. га
сельскохозяйственных угодий. На конец 2005
года в республике насчитывалось 309
крестьянских ( фермерских ) хозяйств. По
состоянию на начало 2006 года крестьянским (фермерским)
хозяйствам предоставлено 7408 га земель, в
том числе 4282 сельскохозяйственных угодий,
из них пашни 2014 га. Из общей площади
предоставленных земель в собственности
фермерских хозяйств находится лишь 9 % ( 691 га),
на праве пожизненного наследуемого
владения 65 % ( 5095 га), остальные 26 % на праве
аренды на различные сроки. Общая тенденция
такова: сельское население разочаровано
в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Между тем, видна и другая тенденция:
нарастает число крестьянских (фермерских)
хозяйств, которые
становятся экономически крепкими (фермерское
хозяйство «Фауна» во главе с
М. В. Колодием, фермерское хозяйство «Север» во
главе с В.В. Ворова¸ фермерское
хозяйство «Динара» во главе с Г.С.
Размысловой и фермерское
хозяйство «Кедр – 2» во главе с А.Ф.
Захаровой и др.).
В 2005 году объем
валовой продукции сельского хозяйства по
сравнению с 2004 годом в крестьянских (фермерских)
хозяйствах увеличился на 6,4 % в сопоставимых
ценах, в хозяйствах населения – уменьшился
на 3,5 процента. В сельскохозяйственных
организациях объем валовой продукции
сельского хозяйства увеличился на 2,6 % к
объему валовой продукции 2004 года в
сопоставимой оценке. Таким образом,
фермерские хозяйства показывают себя как
наиболее динамично развивающийся сектор
сельскохозяйственного производства в
Республике Коми. Но доля крестьянских (фермерских)
хозяйств в общем объеме
сельхозпродукции в регионе остается не
высокой – 2 %. Это вызвано тем, что
основные ресурсы села, прежде всего
земля остаются в собственности организаций
и их переход фермерам затруднен, сильна
конкуренция местной и завозимой продукции,
маркетинг последней существенно лучше
организован.
Несмотря на то,
что спрос на продовольствие в Республике
Коми удовлетворен, правительство региона
озабочено состоянием дел в сельском
хозяйстве. На селе проживает около четверти
всего населения республики, а производится
продукции сельского хозяйства
чуть выше 3 % от валового регионального
продукта. Карта распределения доходов
отражает крайнюю степень дифференциации
доходов. В регионе 4 основных центра – г.
Сыктывкар, Ухта, Усинск, Воркута. Они
окружены районами с низким уровнем доходов
населения (Удорский, Усть-Куломский,
Корткеросский районы). Города с высоким
уровнем экономического развития и доходов
обрамлены поясами низкой экономической
активности и низких доходов населения.
4 апреля 2006 было
издано Постановление правительства
Республики Коми № 56 «Об экономических
условиях функционирования
агропромышленного комплекса Республики
Коми в 2006 году». В этом постановлении
предусматривались стимулирующие меры по
развитию сельского хозяйства: компенсация
части затрат на приобретение средств
химизации, финансирование части расходов
по животноводству, элитному семеноводству,
завозу семян для выращивания кормовых
культур, финансированию расходов по
подготовке и повышению квалификации кадров,
субсидии на техническое и технологическое
перевооружение, субсидии на организацию
системы закупок сельскохозяйственной
продукции от личных подсобных хозяйств,
субсидирование мероприятий по повышению
плодородия почв, субсидирование
страхования объектов
сельскохозяйственного производства.
Просматриваются три основных стратегии к
поясам сельской бедности: стратегия
отселения из мест, где экономическая
активность бесперспективна, стратегия
прикрепления сельского населения к земле
путем стимулирующих мер, стратегия
развития форм занятости на селе, дающих
высокий доход.
Государственная
поддержка развития фермерства,
осуществляемая через Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Коми, реализуется в следующих
формах: субсидии на оказание помощи
крестьянским (фермерским) хозяйствам,
пострадавших от стихийных бедствий;
субсидии на оплату расходов по подготовке и
повышению квалификации кадров; оплату
расходов на проведение целевых конкурсов и
экспертиз; выплату единовременных пособий
лица, переселившимся в сельскую местность с
целью создания крестьянский (фермерских)
хозяйств; компенсация части расходов на
строительство животноводческих помещений;
компенсация части расходов на
строительство подъездных дорог.
В 2005 году на
финансирование сельского
хозяйства из федерального бюджета по
разделу «Сельское хозяйство и рыболовство»
получено 16, 5 млн. р. (100 % к лимиту), кроме того,
2,6 млн. р. средств на реализацию
федеральной целевой программы «Повышение
плодородия почв России на 2002 – 2005 годы» и 9,2
млн. р. на реализацию федеральной целевой
программы «Социальное развитие села до 2010
года» для финансирования объектов
социальной и инженерной инфраструктуры
села. Из республиканского
бюджета Республики Коми по разделу «Сельское
хозяйство и рыболовство» отрасль
профинансирована в 2005 году в сумме 316,3 млн. р.
и 18,4 млн. р. – капитальные вложения в
объекты АПК, социальной и инженерной
инфраструктуры села, что составляет 7,5 % от
объема продукции сельского хозяйства
региона.
На 2007 год в Республиканском бюджете
Республики Коми на нужды сельского
хозяйства и рыболовства запланировано
израсходовать 419, 4 млн. р. Использование
этих средств будет осуществляться по 21
направлению, в том числе субсидирование
процентных ставок, государственная
поддержка фермеров, субсидии на
техническое и технологическое
перевооружение. Приведем пример реального
влияния государственного регулирования
фермерских хозяйств в Республике Коми. В
начале 90–х годов зарегистрировано
крестьянское фермерское хозяйство «Фауна»
во главе с Колодием Михаилом Васильевичем.
Это хозяйство использует почти все
предоставляемые Минсельхозпродом РК
субсидии: ежегодно более одного миллиона р.
- это дотации на животноводческую
продукцию; в 2000 году – компенсация
стоимости строительства подъездной дороги
до фермы; в 2001 году – компенсация стоимости
строительства водоснабжения фермы; в 2003
году – компенсация стоимости
строительства средств связи,
энергоснабжения и газификации фермы;
субсидии на мероприятия по племенному
животноводству (ежегодно)
Критерием
эффективности поддержки крестьянских (фермерских)
хозяйств является их численный
рост. На 2007-2009 годы запланировано
увеличение числа фермерских
хозяйств на 110 единиц.
В США реакция
государства на проблемы
агропродовольственного сектора
проявляется в защите от импорта, содействии
экспорту, вмешательстве с целью
стабилизации рынков, субсидиях,
структурных программах, направленных на
ускорение перелива рабочей силы из
сельского хозяйства в другие секторы,
контроль над предложением
сельскохозяйственной продукции. В Германии
субсидии на возмещение части расходов
предпринимателей запрещены.
В западной модели государственное
регулирование фермерства ориентировано на
поддержание устойчивости рынка, в
Республике Коми на возмещение части затрат
в производстве сельскохозяйственной
продукции. Но
масштабы государственной поддержки
сельхозпроизводителей В США и Республике
Коми сопоставимы (по отношению к реализации
сельскохозяйственной продукции
от 10 до 20 %).
Несмотря на усилия власти
Республики Коми увеличить число
крестьянских (фермерских) хозяйств, оно
уменьшается. Уменьшение
числа крестьянских (фермерских ) хозяйств
объясняется неудачами в создании товарного
производства сельскохозяйственной
продукции и трудностями ведения
бухгалтерской и налоговой отчетности.
Неудачи в создании товарного производства
объясняются отсутствием возможности
довести товар до
состояния, в котором продукт был бы доведен
до покупателя (плохой транспорт, отсутствие
мощностей по переработке и упаковке,
недостаточные масштабы производства,
низкий уровень дисциплины среди местного
населения, высокий уровень конкуренции со
стороны привозных из других регионов
продуктов.
Мы видим, что
государственная поддержка фермерства в
Республике Коми, хотя
и оказывается в значительных объемах,
однако недостаточно сориентирована как на
конкурентные нужды фермеров, так и на
стратегическую цель региональной политики
выравнивания уровня
жизни по районам.
На наш взгляд,
критерием эффективности государственной
поддержки крестьянских (фермерских)
хозяйств для северного региона (каковым
является Республика Коми) является
выравнивание доходности бизнеса в городах
и окружающих сельских районах. В городах,
отраслях и районах средняя заработная
плата не должна варьировать более чем на 20
процентов. Все фермерские
хозяйства, за исключением немногих,
должны иметь чистый доход. Поэтому упор в
государственной поддержке фермерских
хозяйств должен быть сделан на мерах по
регулированию сельскохозяйственного рынка,
расширению доступа местного
товаропроизводителя к возможностям сбыта
продукции и его маркетингового обслуживания. На деле
государственная поддержка направлена не на
поддержание рынка и инвестиционной
деятельности фермеров, а на субсидирование
затрат на производство (например, в случае
субсидий на приобретение скота), что
означает отход государства от свойственных
для него функций и уничтожение
конкурентного механизма в сельском
хозяйстве.
Таблица 1.
Коэффициент корреляции
между динамикой улучшения рентабельности
продаж и дотациями с государственного
бюджета
Вывод: коэффициент корреляции между
субсидиями и улучшением
рентабельности очень низкий. Несмотря на
увязку субсидий с объемами производства,
субсидии носят больше характер обеспечения
справедливости в сельском хозяйстве,
нежели характер фактора эффективности.
Это напоминает практику субсидирования
сельского хозяйства стран
с развитой рыночной экономикой
В странах Евросоюза считается, что
общество несет моральную ответственность
за обеспечение граждан работой в той
местности, в
которой они выросли, в
соответствии с полученной ими
специальностью и наследственной традицией,
к каковым относится фермерство. Поэтому на
поддержку сельского образа жизни и
нацеливаются государственные субсидии и
дотации сельскому хозяйству. Например, в
Японии один из самых высоких уровней
поддержки сельского хозяйства: в пользу
фермеров перераспределяются суммы,
составляющие в пересчете на субсидии около
70 % стоимости реализуемой продукции.
Очевидно, здесь
речь идет не об эффективности, а
об этнокультурных факторах,
составляющих суть сельского образа жизни.
Вся история аграрных преобразований в
разных регионах мира,
в конечном счете, сводится
к двум тенденциям. С одной стороны, по мере
развития общественного самосознания в
каждой из стран устанавливались такие
отношения, которые данное общество
принимало и считало правильными, исходя из
сложившихся представлений о человеческом
общежитии. С другой стороны, в каждой стране
стремились к созданию форм, которые были бы
наиболее эффективными экономически.
Первое и второе часто не совпадали, но
общество находило временные компромиссы.
Анализ показывает, что Республика Коми
ищет общественно приемлемые и одновременно
эффективные формы ведения сельского
хозяйства и успешно их реализует.
Правительством Республики Коми принята
«Стратегия экономического развития
региона на 2006 – 2010 годы и на период до 2015
года». Этим документом создание
оптимальной структуры
сельскохозяйственного производства и
обеспечение продовольственной
безопасности республики
отнесено к стратегическим целям, а
развитие ресурсного потенциала
агропромышленного комплекса признано
приоритетным.
В достижении этих целей в настоящее
время борются две философии – философия
дотационной ментальности (субсидировать
затраты) и философия инноваций (субсидировать
инновации и рыночную активность). Мы
сторонники философии инноваций. Это значит
дотациям на затраты по ведению сельского
хозяйства - нет,
дотациям на техническое перевооружение,
возмещение ставки процента,
строительство объектов инфраструктуры –
да. Поддержке затрат на
производство – нет, поддержке
продвижению продукции на рынок, в том числе
и международный – да.
Чтобы точнее выразить суть
государственного регулирования на основе
поддержки инноваций прибегнем к помощи
категорий территориального маркетинга.
Территориальный маркетинг это продажа
территории, понимаемой в самом широком
смысле как инфраструктура бизнеса,
своим гражданам и внешним инвесторам.
Методология территориального маркетинга
применительно к регулированию фермерства в
регионе означает, прежде всего,
договорные отношения между
муниципальными образованием, где находится
фермер, фермером и Минсельхозпродом. В
договоре четко оговариваются права и
обязанности сторон. Относительно субсидий –
со стороны Минсельхопрода; относительно
инфраструктуры и земельных участков – со
стороны муниципального образования;
относительно рабочих мест,
занятых и их доходах – со стороны
фермера. Условно такой договор можно было
ба назвать договором о взаимной поддержке.
Заключение такого договора означает, что
местная община и региональные органы могут
работать не только с обезличенными
клиентами-потребителями их услуг, но и с
конкретными хозяйствами в конкретной
местности. Такого рода договор
соответствует общей тенденции, когда все
больше стираются различия между публичным
и гражданским правом в отношении действий
государства и местных общин.
В принципе
существуют две взаимодополняющие
возможности взаимодействия государства и
фермеров. Во-первых, используются
инструменты так называемого публичного
права, под этим следует понимать правовую
область, где муниципальное образование
выступает как суверенный исполнитель,
законным требованиям которого должны
подчиняться граждане и предприятия.
Во-вторых, могут быть использованы
институты гражданского права. Здесь
коммуна противостоит гражданину как
юридическое лицо равноценного в том,
что касается правового статуса и
полномочий. Равноценность партнеров
опирается на все записанные в контракте
положения.
Следует
отметить, что все больше стираются различия
между публичным и гражданским правом в
отношении действий государства и коммун.
Публичное право, которое основывается
собственно на отношениях вышестоящих
и нижестоящих структур, все больше
требует решений в соответствии с договором.
С другой стороны, договоры, заключенные
между муниципальным образованием
гражданами все больше ориентируются на
требования все более строгого публичного
права.
Для осмысления содержания поддержки
инноваций в государственном регулировании
фермерства применительно к условиям
Севера можно использовать категориальный
аппарат концепции устойчивого развития.
Территориальный маркетинг и договорные
отношения местных общин с фермерами
позволяют соединить вместе
государственную поддержку бизнеса и
обеспечение устойчивого развития северных
территорий. В Швеции к работе над
национальной программой устойчивого
развития приступили в 1992 году и через два
года большинство
коммун имели свои местные программы и
начали их осуществление. А в 1996 году
программы устойчивого развития имелись на
территории всей страны. Эти программы конкретны и
детализированы, мотивированы интересами
всех жителей коммуны, включая детей. Особое
внимание уделяется инфраструктуре,
строительству сооружений,
развитию инженерных сетей,
строительству сооружений для максимальной
очистки всех стоков, созданию
благоприятной среды обитания в коммуне.
Градостроительное
освоение экстремальных районов
Европейского Севера охватывает территорию
Норвегии, Швеции, Финляндии, Росси, Канады,
США, расположенную севернее 64 широты и
территории, лежащие за полярным кругом.
Безусловно, оно должно включать и
сельскохозяйственные аспекты.
Активизация хозяйственной деятельности
в прежде экономически слаборазвитых и
малонаселенных северных районах вызвана
сложным комплексом социально-экономических
причин: повышением спроса на собственное сырье из-за роста
промышленного производства;
стремлением сглаживать социально-экономические
противоречия путем обеспечения
стабильности и более оптимальной структуры
хозяйства; нехваткой
земельных участков в густонаселенных и
промышленно развитых южных районах,
необходимостью освоения важных военно-стратегических
районов. Развитие промышленности
на севере притягивает к себе развитие
сельского хозяйства. Причем высокие
издержки ведения сельского хозяйства
делают необходимым не распылять средств
государственной поддержки сельского
хозяйства на севере, а концентрировать их
на главных высокоэффективных направлениях.
Нельзя не привести пример такой
концентрации в
ходе технического перевооружения
птицеводческих и
тепличных хозяйств Республики
Коми в 2000-2005 годы. Однако села вокруг
центров производства валового
регионального продукта в Республике Коми
распылены и в них плохо развита
инфраструктура. Это делает тем более
необходимым не распылять средства
господдержки фермеров по многочисленным
видам издержек, а направлять их
использование в рамках проектов
комплексного развития городов и
близлежащих территорий на основе
индивидуальных договоров муниципальных
образований с фермерами.
Фермеры
Республики Коми являются участниками
приоритетного национального проекта «Развитие
АПК». С реализацией приоритетного
национального проекта имеются
определенные трудности, связанные с
привлечением кредитных ресурсов на
развитие крестьянских(фермерских) хозяйств.
Для многих фермерских хозяйств основной
проблемой является отсутствие залогового
имущества, поскольку
объекты недвижимости не оформлены в
собственность, скот не застрахован,
сельскохозяйственная техника старая.
Многие фермеры не уделяют должного
внимания ведению бухгалтерского учета и
отчетности, не предъявляют отчеты в
налоговые органы. Поэтому переход к
трехсторонним договорным
отношениям (фермер, Муниципальный район,
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Коми)
предполагает вычленение из числа фермеров
экономически сильных, поставивших хорошо
экономическую работу и обеспечивших
достаточные масштабы хозяйствования.
По мнению
некоторых ученых [1,с.249-253] В Республике Коми
активно идет формирование полосы
расселения между Сыктывкаром и Ухтой (325 км
с населением около 450 тыс. человек), что
подтолкнет спрос на местную
сельскохозяйственную продукцию и вызовет
дальнейший рост фермерства в Республике
Коми. Поэтому фермерство может стать важным
инструментом в преодолении глубоких
территориальных различий между городами и
близлежащими территориями в этом северном
регионе. На наш взгляд, средства
господдержки фермерских хозяйств следует
направлять на строительство объектов
энерго-газо снабжения, дорог,
инфраструктуры, стремясь сконцентрировать
их и вписать в общую концепцию устойчивого
развития территории на основе методологии
территориального маркетинга. Общий объем
планируемой продукции сельского хозяйства
на период до 2010 года следует довести до
статистически значимой величины, т.е. до
уровня 10 млрд. р. и в перспективе до 14 млрд. р.
Долю фермерских хозяйств в общем объеме
сельскохозяйственной продукции следует
увеличить в перспективе в
5 раз, т.е. до 10 процентов от валового
регионального продукта.
Список
источников и литературы:
1.
Агропромышленный комплекс Республики
Коми в 2005г. Краткий статистический сборник.-
Сыктывкар, 2006.- 70с.
2.
Проблемы обновления содержания и
технологии образовательного процесса:
Материалы региональной научно-практической
конференции/[Отв. ред. О.В. Ведерникова] –
Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2006 – 280с.
3.
О внесении изменений и дополнений в
Закон Республики Коми «Республиканском
бюджете Республики Коми на 2006 год».
Республиканский закон от 19.12.2006.[Электронный
ресурс] СПС Консультант Плюс
4.
О крестьянском
(фермерском) хозяйстве. Федеральный Закон
от 11.06.2003.[Электронный ресурс] СПС
Консультант Плюс
5.
О
республиканском бюджете Республики Коми на
2007 год. Республиканский закон от 19.12.2006. .[Электронный
ресурс] СПС Консультант Плюс.
6.
Республика Коми в цифрах.- Сыктывкар, 2005.
– 40с.
7.
Республике Коми – 85 лет (историко-статистический
сборник/ Территориальный орган Федеральной
службы государственной статистики по
Республике Коми. – Сыктывкар/, 2006. – 280с.
8.
Стратегия экономического и социального
развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на
период до 2015 года. – Сыктывкар, 2006. – 156с.
9.
Фермер –
современный предприниматель. Фермерство в
Республике Коми: Настоящее и будущее. –
Сыктывкар, 2006. – 15с.
10.
Экономика Республики Коми: Итоги
реализации экономической программы
правительства Республики Коми на 2001-2005 годы.
– Сыктывкар, 2006. – 130с.
Literature
1.
Agricultural sector of The Komi Republic in 2005. Statistical collection. –
Syktyvkar, 2006. – 70 p.
2.
Problems of content and technology renewal of educational process: Materials of
regional theoretical and practical conference / [managing editor Vedernikova O.
V.] – Syktyvkar: Publishing house of The Komi
pedagogical institute, 2006 – 280 p.
3. On
making changes and additions in law of The Komi Republic “On budget of
Komi
Republic for 2006”. Republic law by
19.12.2006.
4. On
farm. Federal law by 11.06.2003.
5. On
budget of The Komi Republic for 2007. Republic law by 19.12.2006.
6. The
Komi Republic in figures. – Syktyvkar, 2005. – 40 p.
7. The
Komi Republic – 85 years (historical and statistical collection / Territorial
agency of Federal service of The Komi Republic’s state statistics). –
Syktyvkar
/, 2006. – 280.
8.
Economic and social development strategy of The Komi Republic for 2006-2010
years and to 2015 year. – Syktyvkar, 2006. – 156 p.
9.
Farmer – modern entrepreneur. Farming in The Komi Republic: the present and the
future. – Syktyvkar, 2006. – 15 p.
10.
Economy of The Komi Republic: the results of realization of government's
economic agenda in The Komi Republic for 2001-2005 years. –
Syktyvkar, 2006. – 130 p.
|