Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Коми: направления, результаты, проблемы

Михальченкова Н.А.

В статье проводится анализ мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», реализуемых на уровне субъекта Российской Федерации – в Республике Коми. Совершается попытка выявления проблем, возникающих на региональном и муниципальном уровне, решение которых необходимо для успешной и эффективной реализации одного из четырёх приоритетных направлений социально-экономического развития.

In the article it is carried out actions analysis of priority national project “Education” in The Komi Republic. It is given an effort of reveal arising problems on regional and municipal level, which must be solved for successful and effective realization of one of four priority line of social-economic development.

Ключевые слова: образование, приоритетный национальный проект, государственная политика, инновационные образовательные программы, направления, мероприятия, финансирование, результаты, проблемы реализации.

Key words: education, priority national project, public policy, innovative education programs, orientations, actions, financing, results, realization problems.

Реализация приоритетных национальных проектов является одним из новых инструментов государственной социально-экономической политики, поскольку представляет собой «уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующий конкретным требованиям, включающий ограничение сроков, стоимости и ресурсов» [1]. Вместе с тем, обращает на себя внимание ряд вопросов, касающихся регламентации, правового обеспечения и проблем реализации национальных проектов на региональном и муниципальном уровнях.

Приоритетный национальный проект «Образование» представляет собой инновационный подход к достижению условий качественного образования, обновления структуры и содержания образования. Главной целью реализации приоритетного национального проекта «Образование» являются системные изменения, обеспечивающие качественные условия, обновление структуры и содержания образования.

В системе образования Республики Коми реализуются следующие направления приоритетного национального проекта «Образование»:

Табл. 1. Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Коми

Для реализации указанных направлений Правительством Республики Коми определён уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми по реализации приоритетного национального проекта «Образование» -  Министерство образования и высшей школы РК  [2], заключено Соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по образованию и Правительством Республики Коми [3], разработан и утверждён сетевой график по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Коми.

Механизм реализации Проекта на территории Республики Коми обеспечивается принятыми нормативными документами по указанным направлениям:

 1. Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные  образовательные программы:

  • постановление  Правительства  РФ от 14.02.2006 года № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» (утверждены  Правила  предоставления  субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях)[4];

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 07.03.2006 года № 46 «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы»[5];

  • приказ Министерства образования и высшей школы РК от 24.03.2006 года № 54 «Об утверждении порядка  конкурсного отбора  государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений РК, внедряющих инновационные  образовательные программы»[6];

  • приказ Министерства образования и высшей школы РК от 27.03.2006 года № 55 «О порядке работы конкурсной комиссии по отбору государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений  Республики Коми, внедряющих  инновационные  образовательные программы» [7];

2. Поощрение  лучших учителей: Указ Президента РФ от 06.04.2006 года №324 «О денежном поощрении лучших учителей» [8];

 3. Государственная поддержка способной и талантливой молодежи: Указ Президента  РФ от 06.04.2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» [9];

4. Дополнительное вознаграждение  за классное руководство:

  • постановление Правительства РФ от 30.12.2005 года № 854 «О порядке  предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций  классного руководителя педагогическим работникам государственных  общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ»[10];

  • Соглашение между Правительством РК и Федеральным агентством  по образованию  от 14.02.2006 года № 82/48 о предоставлении финансовой помощи республиканскому бюджету РК в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ и муниципальных общеобразовательных школ;

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 года № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя  педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждения субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»[11];

  • постановление Правительства РК от 31.01.2008 № 19 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство»[12];

  • приказ Министерства образования и высшей школы РК от 01.02.2006 года № 114 «О вознаграждении за классное руководство», согласованный с Министерством   финансов  РК[13];

  • соглашения  между Министерством образования и высшей школы РК и органами местного самоуправления «О выплате  вознаграждения  за классное  руководство».

В результате реализации национального проекта «Образование» на территории Республики Коми

По направлению Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные  образовательные программы проводится конкурсный отбор образовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы [14] в результате которого в 2007 году из 57 - 23 общеобразовательных учреждения (школы, лицеи, гимназии) признаны победителями конкурса,  получившими по 1млн. рублей.  В соответствии с договором между Минобразования РК и органами управления образованием муниципальных образований РК выделенные средства осваиваются строго по целевому назначению на основании проведения конкурсов, торгов по приобретению товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Объявлены открытые конкурсы по закупке дорогостоящего оборудования, прошли запросы котировок по поставщикам школьной мебели, учебно- наглядных пособий, оргтехники, лабораторного оборудования. Часть средств планируется направить на повышение квалификации и переподготовку кадров. В настоящее время проводятся закупки товаров стоимостью менее 60 тыс. руб. Особенность национального проекта «Образование» в Республике Коми состоит в том, чтобы поддерживать не все образовательные учреждения, а именно те, которые являются или могут стать методическими ресурсными центрами для других школ.

По направлению поощрения лучших учителей в конкурсе на получение денежного поощрения приняли участие 183 педагога, из которых 77 признаны победителями,  удостоенными премий по 100 тысяч рублей.

В рамках направления поддержки способной и талантливой молодежи  40 соискателей Республики Коми получили поощрения, в т.ч. 4 победителя всероссийских и международных мероприятий - по 60 тыс. рублей, 22 призера всероссийских и международных мероприятий - по 30 тысяч рублей, 14 победителей республиканских и межрегиональных мероприятий - по 30 тыс. рублей.

По направлению дополнительное вознаграждение за классное руководство определен статус классного руководителя [15], производятся выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений [12].

В течение конца 2006 года и в 2007 году в рамках направления развития технической основы современных инновационных образовательных технологий 349 общеобразовательных учреждений республики подключены к широкополосной сети Интернет.

По направлению оснащения школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием предусмотрено приобретение кабинетов физики, химии, биологии и географии. Финансирование направления включает: 13 млн. рублей из федерального бюджета, 5 млн. рублей из средств бюджета Республики Коми. 54 школы оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием, это те крупные школы, в которых реализуются программы развития (кроме школ- «миллионеров»).

В рамках направления проекта приобретение школьных автобусов для сельских общеобразовательных учреждений на условиях совместного финансирования за счёт средств федерального и республиканского бюджетов приобретено 36 автобусов. Всего за период 2006-2007гг запланировано приобретение 37 автобусов, 16 за счёт средств федерального бюджета, 21 за счёт средств республиканского бюджета [17;С.35]

Таким образом, реализация мероприятий приоритетного национального проекта на уровне Республики Коми позволила укрепить материально-техническую базу развивающихся общеобразовательных учреждений Республики; поддержать талантливых, заслуживающих особых условий развития детей; поощрить лучших учителей школ Республики Коми; обеспечить доставку к месту учёбы сельских детей.

Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе образования Республики Коми реализация Проекта определила и серьёзные проблемы, которые условно можно подразделить на правовые, организационные, и ресурсного обеспечения.

К правовым проблемам можно отнести законодательную регламентацию порядка разработки и реализации национального проекта «Образование» на всех уровнях управления. На сегодняшний день российское законодатель­ство не содержит определения такого понятия, как «при­оритетный национальный проект». Последние измене­ния, внесённые в Бюджетный кодекс РФ, также не затронули тему ПНП. В Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Фе­дерации» отдельные коды для учёта средств, направляе­мых в рамках финансирования ПНП, отсутствуют, в фе­деральных законах о федеральном бюджете не указан хотя бы даже общий объём средств, направляемый на ре­ализацию каждого проекта.

В отсутствие базовых требований к формированию и утверждению целевых программ, единой методики от­ражения в бюджетах субъектов РФ средств, направляе­мых на реализацию приоритетных национальных про­ектов, а также нормативных правовых актов, обобщаю­щих информацию об источниках финансирования и направлениях расходования средств, выделяемых на ПНП, соблюдение данного принципа, а также проведе­ние разного рода анализов, межрегиональных сравнений и осуществление контроля за ходом реализации ПНП и полной мере не представляется возможным. Устранению данного «пробела» могло бы способ­ствовать утверждение в БК РФ базовых норм, определя­ющих понятия «приоритетный национальный проект», «целевая программа» и принятие в форме постановле­ния Правительства РФ Порядка разработки и реализа­ции приоритетных национальных проектов, аналогич­ного Порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых про­грамм, в осуществлении которых участвует Российская Федерация.

К организационным проблемам реализации ПНП «Образование» относятся не учтенные при разработке ПНП обстоятельства, связанные с особенностями реализации проекта на региональном и муниципальном уровнях. К организационным также относятся риски, то есть невозможность получить положительные результаты и успешно реализовать поставленные цели проекта, связанные с низким качеством реализации ПНП. К примеру, на территории республики Коми в 2007 году не реализуются два направления национального проекта, следовательно, не используется возможность получения дополнительных средств из федерального бюджета. Республика не участвовала в конкурсе среди субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, тем самым не использована возможность получения субсидии из федерального бюджета до 385 млн. рублей. Не использована возможность получения образовательными учреждениями субсидии из федерального бюджета от 20 до 30 млн. рублей по новому направлению национального проекта, предусматривающему участие государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в конкурсе среди учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств и внедряющих инновационные образовательные программы.

В течение 9 месяцев 2007 года 12 муниципальными образованиями не обеспечено выполнение принятых обязательств по выделению из местных бюджетов средств на проведение мероприятий национального проекта «Образование» на общую сумму 3 млн. 48,8 тыс. рублей. В результате направленных в адрес муниципальных образований 6 представлений - 5 муниципальных образований (ГО «Сыктывкар», МР «Усть-Вымский», «Усть-Куломский», «Прилузский» и «Сыктывдинский») увеличили бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий национального проекта на 5 млн. 52 тыс. рублей.

Реализация трех направлений национального проекта, направленных на улучшение материально-технической базы учебных заведений, велась МОиВШ Республики Коми с нарушением сроков. В течение 9 месяцев 2007 года министерством не соблюдались сроки приобретения за счет средств республиканского бюджета Республики компьютерного оборудования, автобусов, а также учебно-наглядных пособий и оборудования на общую сумму 23 млн. 770 тыс. рублей. Поставка в учебные учреждения к началу нового учебного года 14 автобусов общей стоимостью 10 млн. рублей и 17 комплектов учебно-наглядного оборудования на сумму 5 млн. 100 тыс. рублей не выполнена. По состоянию на 07.11.2007 года не завершена поставка учебно-наглядного оборудования за счет средств, выделенных из республиканского бюджета в 2006 году. С нарушением сроков более чем на 10 месяцев недопоставлено оборудование 4 учебным учреждениям на сумму 5 млн. 6 тыс. рублей[16].

Проблема ресурсного обеспечения  связана с дефицитом денежных средств,  поскольку впервые решались проблемы финансового обеспечения некоторых приоритетных направлений в  области образования, конечно, сразу предусмотреть и выделить необходимый объём финансовых ресурсов для решения обозначенных смежных с мероприятиями ПНП в сфере образования проблем не представляется возможным. Например, классные руководители вечерних  школ, школ – интернатов не получили вознаграждение за классное руководство, не решен вопрос о выплате северной надбавки к сумме вознаграждения за классное руководство. Кроме того, остаются проблемы с выбором приоритетов, в частности дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, наличие малокомплектных школ и низкий уровень их материально-технического обеспечения. Существует также проблема огра­ничения в расходовании средств. Например, отсутствием возможности приобретения учеб­ников, которые необходимы для учебного про­цесса, отсутствие возможности при­обретения технологического оборудования.

Таким образом, реализация приоритетного национального проекта имеет как положительные результаты, так и проблемы, которые возникли и обострились в ходе реализации мероприятий Проекта. Необходимо не только развивать направления Проекта, но и модернизировать его содержание, а также механизм его реализации.

 

 

Список источников и литературы:

1.      Системы менеджмента и качества. Основные положения и словарь. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. – 30с.

2.      Распоряжение  Правительства РК от 26.02.2008 г. № 44-р «Об определении МОиВШ РК уполномоченным органом исполнительной власти РК по реализации приоритетного национального проекта «Образование» // не опубл.

3.      Распоряжение Правительства РК от 07.04.2008 г. № 81-р «О заключении соглашений о сотрудничестве между Федеральным агентством по образованию и Правительством РК» // не опубл.

4.      Постановление Правительства РФ от 14.02.2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» // «Российская газета», № 37, 22.02.2006. «Российская газета», № 34, 16.02.2008,

5.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.03.2006 г. № 46 «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 27.03.2006.

6.      Приказ Министерства образования и высшей школы РК от 24.03.2006 г. № 54 «Об утверждении порядка  конкурсного отбора  государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Коми, внедряющих инновационные  образовательные программы» // не опубл.

7.      Приказ Министерства образования и высшей школы РК от 27.03.2006 г. № 55 «О порядке работы конкурсной комиссии по отбору государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений  Республики Коми, внедряющих  инновационные  образовательные программы»// не опубл.

8.      Указ Президента РФ от 06.04.2006 г. № 324 (ред. от 30.01.2008 г.) «О денежном поощрении лучших учителей» // «Российская газета», № 74, 11.04.2006.

9.      Указ Президента  РФ от 06.04.2006 г. № 325  (ред. от 29.02.2008 г.) «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» // «Российская газета», № 74, 11.04.2006 г.

10.  Постановление Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 854 (ред. от 10.06.2006 г.) «О порядке  предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций  классного руководителя педагогическим работникам государственных  общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» // «Российская газета», № 5, 14.01.2006.

11.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.01.2007 г. № 21 (ред. от 25.05.2007 г.) «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя  педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждения субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 9, 26.02.2007.

12.  Постановление Правительства РК от 31.01.2008 г. № 19 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство в 2008 году» // «Республика», № 30, 16.02.2008.

13.  Приказ Министерства образования и высшей школы РК от 01.02.2006 г. № 114 «О вознаграждении за классное руководство» // не опубл.

14.  Приказ Министерства образования и высшей школы РК от 26.02.2007 г. № 47 «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Республики Коми и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей» // не опубл. 

15.  Приказ Министерства образования и высшей школы РК от 13.12.2005 г. № 224 « Об утверждении примерного положения о классном руководителе» // не опубл.

16.  Итоги анализа расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию национального проекта «Образование», подведенные контрольно – счетной палатой Республики Коми / http:// www.k.gs.komi.ru/ 

17.  Образование Республики Коми в цифрах и фактах // Публичный доклад Министерства образования и высшей школы Республики Коми 2006-2007 гг., не опубл.

 

 

Literature

1. Systems of management and quality. Fundamentals and dictionary. – M.: Publishing house of standard, 2001. – 30 p.

2. Arrangement of The Komi Republic’s government by 26.02.2008, № 44-r “On  determining the realization of priority national project “Education” by  The Ministry of Education and Higher school ”.

3. Arrangement of The Komi Republic’s government by 07.04.2008, №  81-r “On making the agreement of collaboration between Federal Education agency and  The Komi Republic’s government”.

4. Government regulation of The Russian Federation by 14.02.2006 № 89 “On measures of state supporting of educational institutions introducing  innovative educational programs” // “The Russian newspaper”, № 37, 22.02.2006. “The Russian newspaper”, № 34, 16.02.2008.  

5. Order of The Ministry of Education and Science of The Russian Federation by 07.03.2006 № 46 “On approval of order and criterions of competitive selection of region comprehensive institutions and municipal comprehensive institutions introducing  innovative educational programs” // “Newsletter of statutory acts of federal executive authorities” № 13, 27.03.2006.

6. Order of The Ministry of Education and Higher school of The Komi Republic by 24.03.2006, № 54 “On approval of competitive selection order of state and municipal comprehensive institutions of The Komi Republic introducing  innovative educational programs”.

7. Order of The Ministry of Education and Higher school of The Komi Republic by 27.03.2006, №  55 “On order of competitive committee work under state and municipal comprehensive institutions selection in Komi Republic introducing  innovative educational programs”.

8. The Russian President’s edict by 06.04.2006, № 324 “On financial incentives of the best teachers” // “The Russian newspaper”, № 74, 11.04.2006.

9. The Russian President’s edict by 06.04.2006, № 325 “On measures of state supporting of talented youth” // “The Russian newspaper”, № 74, 11.04.2006.

10. Government regulation of The Komi Republic by 31.01.2008, № 19 “On monthly financial incentive of class teachers in 2008” // “The Republic”, № 30, 16.02.2008.

11. Order of The Ministry of Education and Higher school of The Komi Republic by 01.02.2006, № 114 “On remuneration of class teachers”.

12. Order of The Ministry of Education and Higher school of The Komi Republic by 26.02.2007, № 47 “On approval of implementation order of competitive selection of comprehensive institutions of The Komi Republic and municipal comprehensive institutions introducing  innovative educational programs, and competition for receiving financial incentives of the best teachers”.

13. Order of The Ministry of Education and Higher school of The Komi Republic by 13.12.2005, № 224 “On approval of approximate regulation of class teacher”.

14. Education in The Komi Republic in figures and facts // Public report of   The Ministry of Education and Higher school of The Komi Republic 2006-2007.