Проектное финансирование:
мировой опыт
и российская практика
Фаузер В.В.
В статье рассматриваются
вопросы понятия проектного
финансирования и его характерные черты,
отличия проектного финансирования от
традиционного кредитования, схемы
проектного финансирования. Особое
внимание уделяется роли международных
финансовых институтов в развитии схем
проектного финансирования.
Рассматриваются вопросы управления
рисками, возникающих при проектном
финансировании, дан обзор механизма и
инструментов их снижения на примере
проекта строительства Ярегского Горно-Химического
комплекса.
Ключевые слова: иностранный капитал,
инвестиции, проектное финансирование,
кредитование, банк, Республика Коми, риск,
Ярегское месторождение.
Одним из решающих
факторов экономической политики
большинства государств, вступившим на путь
рыночной экономикой, становятся внешние (иностранные)
инвестиции. Без них не удается быстро
преодолеть экономические кризисы и
выходить на показатели экономического
роста, обеспечить социальный эффект.
Приток иностранного
капитала происходит при наличии
побудительных мотивов и гарантий для
зарубежных инвесторов, их активного
участия в управлении бизнес-процессами.
Каждый акт вложения средств осуществляется
и развивается в специфических и во многом
неповторимых внутренних и внешних
социально-экономических и политических
условиях. Его импульсы и стимуляторы
детерминированы гаммой факторов, которые в
зависимости от комбинации определяют
методы приложения капитала.
Совокупность
важнейших мотивов современного
иностранного инвестирования требует
применения системного подхода к его
исследованию. Это обусловлено тем, что, во-первых,
на динамику поступления внешних средств
одновременно влияют несколько основных
факторов: политический, экономический (валютный,
инфляционный, стоимостной, конъюнктурный),
социальный, технологический и т.д. Во-вторых,
эффект разных факторов проявляется не
изолированно, а во взаимодействии.
Инвестирование
в нашей стране пока не
имеет надёжного правового обеспечения,
глубокой маркетинговой проработки,
детально просчитанного технико-экономического
обоснования и стратегии
бизнеса. Одним из направлений
решения данных проблем может стать
проектное финансирование.
Проектное
финансирование – аккумулирование и
расходование денежных резервов на цели
формирования и реализации конкретного
проекта с расчётом получения от него
доходов, достаточных для возврата
долгосрочных вложений и получения в
будущем прибыли. Как специфическая
деятельность, проектное финансирование
затрагивает интересы банков,
инвестиционных фондов и других
капиталодержателей; она предполагает новую
схему движения денежных средств. Как
элемент новой хозяйственной практики,
проектное финансирование «вписывается» в
систему различного рода комплексов (кластеров),
тем самым требует увязки с общей
методологией формирования ТПК и
программного управления. Необходимость
реализации идей программно-целевого
планирования в условиях развивающегося
рынка (Бандман М.К., Лаженцев В.Н., Чистобаев
А.И. и др.) также существенно актуализирует
данную тематику, хотя ясно, что главный ее
стержень находится в банковско-финансовой
сфере.
В
настоящее время большинство крупнейших
коммерческих банков мира направляют
значительную часть денежных средств на
кредитование инвестиционных
проектов, причём не только как участники, но
и как организаторы
проектного финансирования. Такая ситуация
обусловлена возможностью для банков
получить большую прибыль, а также улучшить
собственный имидж на мировом финансовом
рынке. Для российских банков данное
направление деятельности является
сравнительно новым. Пока отсутствует
практический опыт в этой области, что
заставляет осторожно и внимательно изучать
все условия крупного инвестирования
проектов, с учетом высоких рисков их
реализации.
В оценке рисков
немаловажную роль играет отраслевая
специфика и хозяйственная специализация
стран и регионов. Так для добывающей
промышленности и соответствующей сырьевой
специализации характерно высокое значение
сочетания природных и социально-экономических
факторов развития. Первые выражаются в
России, как правило, в специфике северных
климатических условий, вторые –
разноплановостью региональных стратегий
вхождения в рыночные отношения. К тому же,
проекты развития сырьевого сектора
хозяйства отличаются высокой
капиталоемкостью и длительными сроками
окупаемости.
В обобщенном виде
можно сказать, что актуальность
рассматриваемых вопросов
совершенствования проектного
финансирования, обусловленных российской
спецификой в деле достижения баланса
интересов различных хозяйствующих
субъектов, включая банки и инвестиционные
фонды, а также своеобразием «поля» их
деятельности
Проектное
финансирование: сущность, формы, методы
Проектное
финансирование формируется как особый вид
экономической деятельности и в этом «статусе»
оно имеет хорошие перспективы для
расширения круга своего применения.
Метод проектного
финансирования возник в связи с
неэффективностью, а иногда и
невозможностью использования других
методов финансирования инвестиционных
проектов. Разница между методами
финансирования заключается в степени,
какой кредиторы, исходя из особенностей
реализуемого проекта, рассчитывают на
будущую выручку как источник покрытия
издержек и обеспечения участникам
достаточного возмещения по их инвестициям.
Существует множество
определений метода «проектного
финансирования». Обобщая имеющуюся
информацию, можно дать следующие
определение: проектное
финансирование – это система
организации инвестиционного процесса, при
которой инициатор и/или спонсор проекта
осуществляет заимствования финансовых и
иных ресурсов у третьей стороны, не
оказывающие существенного влияния на
качество его баланса, кредитоспособность и
величину риска, позволяющие финансировать
или кредитовать проект, в котором
источником выплаты дохода и погашения
обязательств является поток денежных
средств от реализации этого проекта, а
активы проекта учитываются как залог при
кредитовании.
Анализ зарубежных
теории и практик проектного финансирования
показывает, что даже на Западе нет
однозначного понимания в его организации.
Сам термин «проектное финансирование»
используется, по крайней мере, в двух
смыслах:
·
как целевое кредитование заемщика
для реализации инвестиционного проекта
без регресса (оборота) или с ограниченным
регрессом кредитора на заемщика;
обеспечением платежных обязательств
заемщика исключительно или в основном
являются денежные доходы, генерируемые
объектом инвестиционной деятельности (а
также активы, относящиеся к
инвестиционному проекту);
·
как способ мобилизации различных
источников финансирования и комплексного
использования разных методов
финансирования конкретных инвестиционных
проектов и оптимального распределения связанных
с реализацией проектов финансовых рисков.
Если в начале 1970-х гг.
проектное финансирование понималось
исключительно в первом смысле, то сегодня
преобладает понимание во втором (а это близко
к понятиям «финансовое конструирование»
или «финансовый дизайнинг»).
В настоящее время
компании стараются использовать весь
спектр доступных финансовых инструментов
применительно к своему участию в
инвестиционных проектах. Делают это они
весьма осторожно. Даже крупнейшие компании
пока предпочитают финансировать проекты
невысокой капиталоемкости, прибегая при
необходимости к корпоративным
заимствованиям. Мелкие же компании еще реже
используют свои ресурсы в «сторонних»
проектах и еще в большей мере рассчитывают
на кооперацию с другими инвесторами.
В результате
сравнения содержание традиционного (обычного)
кредитования, проектного и венчурного
финансирования были получены следующим
выводы:
·
банковское кредитование «держателя»
инвестиционного проекта может при
определенных условиях рассматриваться
лишь в качестве одной из форм проектного
финансирования, его частным случаем. В
целом же кредитор чаще всего рассчитывает
не на доходы от конкретного проекта, а на
общий финансовый результат кредитуемого;
·
при проектном финансировании
инвестиции окупаются только за счет
будущих денежных потоков, формирующихся в
рамках данного проекта. Его целевые
сегменты – капиталоемкие сектора
хозяйства, например добыча полезных
ископаемых и инфраструктура;
·
при венчурном финансировании –
инвестиции окупаются за счет сверхвысокого
эффекта одного, двух проектов при
вероятности их потери в других. Его целевой
сегмент – разработка и производство
наукоемких продуктов.
Для иностранного
капитала развивающиеся страны интересны не
столько общим уровнем их социально-экономического
развития, сколько тем, какие проекты они
намерены реализовать и какие гарантии
существуют для инвесторов данных проектов.
В этом отношении в первом ряду стоят Китай и
Россия. Они стали одними из самых
привлекательных для иностранных
инвестиций стран мира. Место России в
пятерке наиболее привлекательных для
инвестиций стран явилось результатом
высокого уровня доходности
капиталовложений в проекты топливно-энергетического,
металлургического и пищевого комплексов,
где сосредоточены значительные
производственные и трудовые активы.
Немаловажное значение имеет
геополитическая роль России, как
связующего звена между Европой, Азией и
Америкой. Последнее обстоятельство делает
особо привлекательными проекты
инфраструктурного развития.
Стоит отметить ряд
дополнительных факторов, способных
обеспечить привлекательность сделки
проектного финансирования в России,
особенно в добывающих отраслях: мощная
ресурсная база, растущий спрос на
энергоносители в Азии и Европе,
конкурентоспособность операционных
издержек, обусловленная доступом к дешевым
ресурсам, значение проектов экспорта
полезных ископаемых для государства,
складывающаяся тенденция к расширению
присутствия транснациональных корпораций
и т.д. Вместе с тем, для России характерны и
отрицательные моменты: недостаточность
развития банковской сферы, слабая
институциональная база, политические риски
и риски регулирования, неоднозначность
российского права, прямые и косвенные
суверенные риски и т.п.
Для проектного
финансирования в России лучше пока
приспособлена добывающая промышленность.
Решающие значение здесь имеет мощная
ресурсная база, значительно превышающая
внутренние потребности России и
позволяющая экспортировать природные
ископаемые для удовлетворения высокого
спроса со стороны государств Западной
Европы и Азии.
Благодаря сырьевому
сектору хозяйства экономическая
обстановка в России улучшается, о чем
свидетельствует семикратное повышение
суверенного рейтинга страны за период с 2000
г. Российские эмитенты испытывают
благотворное влияние таких факторов, как
экономический рост, расширение
возможностей доступа к капиталу, улучшение
макроэкономических показателей, реформы в
сфере регулирования и законодательства, а
также повышение качества менеджмента и
корпоративного управления.
Тем не менее, на
текущем этапе этого длительного процесса
риски остаются высокими, и именно эти
трудности – веская причина того, почему в
России стоит применять схемы проектного
финансирования. Проектное финансирование
давно уже зарекомендовало себя как вполне
успешный метод привлечения средств для
финансирования крупномасштабных и
капиталоемких проектов в случаях, когда
страновые риски и риски неисполнения
обязательств контрагентами лишают
привлекательности более простые, но менее
надежные структуры. Однако пока существует
множество факторов, ограничивающих
рейтинги проектного финансирования в
России.
Наибольшую
обеспокоенность вызывают слабость
российской правовой базы и
институциональных основ бизнеса и, как
следствие, непрозрачность и ненадежность
контрактов, охраны прав собственности,
непредсказуемость изменений в системе
регулирования и низкий уровень раскрытия
финансовой информации. Кроме того, не
инвестиционные суверенные рейтинги России
в национальной и иностранной валюте также
будут ограничивать рейтинговый потенциал
даже наиболее перспективных структур
проектного финансирования. Тем не менее,
появление жизнеспособных проектных
структур вполне возможно при условии их
экономической целесообразности.
Исключительно высокая
неоднородность инвестиционного
пространства России является особенностью
национальной экономики. В связи с этим
становится актуальной задачей проведение
анализа региональных условий, в той или
иной степени благоприятствующих
конкретному инвестору и его проекту
капиталовложений.
Республика Коми
развивается стабильными темпами и является
привлекательным объектом для прямых и
косвенных инвестиций, что подтверждают
международные рейтинги региона.
Проанализировав мировой опыт
инвестиционных проектов по схеме
проектного финансирования, оценив все
риски конкретного проекта относительно
российских условий и ситуации в Республике
Коми, можно значительно увеличить шансы
успешной реализации того или иного проекта.
В России в целом и в
каждом ее субъекте (регионе) необходимо
предпринять надлежащие меры для более
успешного применения инвестиционного
финансирования:
·
способствовать устойчивому
взаимодействию между всеми потенциальными
инвесторами – предприятиями, банками,
фондами, лизинговыми компаниями и др.
институтами; создавать консорциумы и «Проектные
компании»;
·
в данном взаимодействии возвысить
роль банков как предпринимателей и
инициаторов инвестиционного
консолидирования;
·
особое внимание обратить на
снижение различного рода рисков, для чего
необходимо, прежде всего, совершенствовать
методологию и методику проектного анализа;
·
совершенствовать систему контроля
за реализацией проектов и повышать
эффективность надзорных функций;
·
уяснить выгоды применения
различных схем проектного финансирования в
отдельных сферах хозяйственной
деятельности и конкретных ситуациях.
Международный опыт
проектного финансирования
Мировой опыт
показывает, что проектное финансирование
наиболее эффективно при реализации
крупномасштабных инвестиционных программ,
ориентированных на создание объектов
международного значения.
Проектное
финансирование имеет историю менее
четверти века. В наше время, банки,
специализирующиеся на проектном
финансировании, стали внедряться в сектор
телекоммуникаций, горнодобывающую
промышленность, инфраструктуру. Кроме
банковских инвестиций национального
происхождения в качестве источников
средств проектного финансирования все чаще
выступают кредиты международных
финансовых организаций.
Классическим
успешным примером использования
проектного финансирования является проект
«Евротоннель». При реализации данного
проекта гарантами по кредиту выступили 50
международных банков. Кредитором выступил
банковский синдикат из 198 банков. Роль
международных финансовых институтов в
развитии проектного финансирования можно
свести к трем основным аспектам:
·
отработка этими институтами новых
методов и схем проектного финансирования,
которые в дальнейшем могут тиражироваться
и использоваться коммерческими банками и
другими частными кредитно-финансовыми
структурами;
·
выполнение роли организаторов
финансирования проектов на основе
комбинации схем проектного финансирования;
·
финансовое участие в проектах в
случаях, когда организаторами
финансирования выступают иные (нежели
международные финансовые институты)
структуры.
С точки зрения
проектного финансирования автор
рассмотрел деятельность институтов,
входящих в группу Мирового Банка (World Bank) и
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР,
The European Bank for Reconstruction and Development).
Роль группы Мирового
банка в развитии проектного финансирования
велика и проявляется, прежде всего, в его
деятельности по организации совместного
финансирования проектов. Если в 1980-е гг.
Мировой банк по линии совместного
финансирования направлял 1/3 своих кредитов,
то в настоящее время – свыше половины. При
совместном с Мировым банком финансировании
частные инвесторы/ кредиторы получают ряд
выгод:
·
Мировой банк обеспечивает
высококвалифицированную экспертизу
проекта и утверждает его к финансированию;
·
как спонсор проекта Мировой банк
обеспечивает эффективное управление реализацией
проекта;
·
Мировой банк снимает с частного
инвестора/ кредитора риск неплатежей со стороны
заемщика (путем применения, например,
оговорки «Кросс дефолт»).
В качестве участников
финансирования проектов, отобранных
Мировым банком, могут выступать не только
частные инвесторы/кредиторы, но и другие
международные финансовые институты, в
частности, региональные банки развития. Фактически
финансовое участие институтов Мирового
банка в реализации проектов дает
софинансирующим структурам возможность
смелее идти на применение схем проектного
финансирования.
В свою очередь, для
ЕБРР главной целью является организация
финансирования инвестиционных проектов
таким образом, чтобы на каждую единицу
денежных фондов, выделяемых Банком в виде
кредитов, инвестиций или гарантий,
приходилось максимальное количество
финансовых ресурсов, привлекаемых для
реализации проекта из других источников («Триггерный
эффект»). Если в проекте «Зеравшан-Ньюмонт»
доля ЕБРР в общем объеме финансирования
составляла примерно 1/3, то в ряде
последующих проектов с участием Банка этот
показатель удалось понизить до 20% и менее.
По состоянию на 1 апреля 2007 г., Европейский
банк реконструкции и развития подписал 529
проектов в России на 8,2 млрд. евро. Это
помогло привлечь дополнительно 15,2 млрд.
евро из других источников (35% к 65%), что
является для деятельности банка весьма
неплохим показателем.
При проектном
финансировании репутация и финансовые
результаты компании-заемщика имеют
существенно меньшее значение, чем
обоснование устойчивой экономики самого
предлагаемого проекта. Поскольку это
обоснование носит вероятностный характер,
на первый план выходят риски осуществления
проекта, причем риски для всех его
участников.
Отдельные виды рисков
проектной деятельности имеют «общие зоны»,
как бы «перекрывают» друг друга (например,
страновые, политические, форс-мажор).
Некоторые категории рисков имеют
достаточно хорошо выраженную
субординированность (например,
производственные риски распадаются на
управленческие, экологические,
снабженческие и т.д.). Ряд рисков
применительно к конкретным проектам могут
терять свою актуальность (например, при
реализации проекта в какой-либо стране
Западной Европы учет странового риска
отходит на третий план; реализация проекта
строительства электростанции при наличии
долгосрочного контракта на поставку
электроэнергии государству сводит
сбытовой риск к нулю и т.д.). Приведенная
классификация проектных рисков является
достаточно условной и может
рассматриваться только в качестве
отправной точки выявления значимых рисков
для каждого данного проекта. Такие риски в
каждом конкретном случае будут
определяться специалистами и экспертами с
учетом отраслевой принадлежности,
масштабов, выбранной технологии, страны
реализации и других специфических
особенностей проекта.
Для снижения
проектных рисков используются различные
механизмы. Был рассмотрен следующий
алгоритм управления рисками при проектном
финансировании: Идентификация (выявление
действительных (а не ложных) рисков) →
Оценка рисков → Выбор методов и
инструментов управления рисками →
Применение выбранных методов и
инструментов → Оценка результатов (правильности
выбора методов и инструментов
эффективности их использования и т.д.)
Наряду с
многочисленными международными
финансовыми институтами в последнее время
все больше российских банков и различных
инвестиционных организаций начинают
осуществлять финансирование проектов по
схемам проектного финансирования
непосредственно в России. Теперь для них
важны рекомендации о преодолении высоких
рисков и адекватной оценке их влияния на
инвестиционный процесс. При этом надо
научиться следовать правилам
экспертологии, чтобы перед началом
реализации проекта объективно
проанализировать все имеющееся взгляды на
трудности осуществления того или иного
проекта и сделать правильный выбор
комбинации инструментов для снижения
рисков. Движение российских инвесторов на
международную арену (также как и
иностранных в Россию) должно быть
обусловлено хорошим экономическим
порядком в той или иной стране, приемлемой
мерой давления со стороны правозащитных и
экологических организаций (проект Дамбы Ilisu),
перспективой развития неустойчивой
политической ситуации (проекты ЛУКОЙЛа в
Ираке) и т.п.
Реализация
проектного финансирования на примере
Ярегского нефтетитанового месторождения
Актуальная для России
и ее регионов проблема комплексного
освоения и использования минерально-сырьевых
ресурсов во многом может быть решена за
счет использования метода проектного
финансирования.
Ярегское
месторождение нефтетитановых руд
расположено в непосредственной близости от
г. Ухта. Месторождение представляет собой
нефтяную залежь, под которой расположен
мощный (до 25 м) пласт рудоносного песчаника
насыщенный нефтью. Содержание диоксида
титана в руде составляет в среднем 11%, что
значительно выше, чем во многих других
месторождениях. Ярегское месторождение по
величине запасов нефти – небольшое, (но
нефть имеет уникальные свойства), а титана
– является самым крупным месторождением на
территории России, что позволяет
организовать добычу и переработку руды в
необходимых объемах и на длительную
перспективу.
Месторождение
разрабатывается с 1940-х гг. шахтным способом.
В настоящее время действуют три нефтешахты
с объемом добычи нефти до 500 тыс. т. в год. Его
комплексное освоение позволит нашей стране
решить проблему титанового сырья для
производства пигментного диоксида титана,
металлического титана и других продуктов
его переработки.
Проект
предусматривает:
·
добычу титановой руды с годовым
объемом 650 тыс. т. в год и попутное
извлечение нефти в объеме 70 тыс. т.;
·
строительство горнохимического
комбината по производству титанового
концентрата в объеме 220,2 тыс. т. в год и
товарной тяжелой нефти.
Общие условия
разработки:
·
отсутствие отечественного
производителя пигментного диоксида титана;
·
уникальные свойства Ярегской
тяжелой нефти;
·
огромные запасы титана;
·
наличие стабильной потребности на
рынке пигментного диоксида титана;
·
наличие технических и проектных
проработок;
·
возможность применения технологии
совместной добычи двух полезных ископаемых
(титановой руды и нефти);
·
синергетический эффект совмещения
проекта производства пигментного диоксида
титана и поверхностной добычи нефти;
·
возможность выработки
ферросиликотитановой лигатуры и
титанового шлака с содержанием TiO2
более 78% и использования алюмотермического
способа получения ферротитана отвечающий
по ГОСТ-9761-91 маркам ФГи-30 и выше;
·
организация технологических
испытаний, в том числе в «Metz-gruppe» (Германия).
Автором под углом
зрения особенностей проектного
финансирования проанализировал
многочисленные расчеты эффективности
развития Ярегского ГХК.
На 1-м этапе был
произведен анализ рисков проекта (табл. 1).
Таблица 1
Ранжирование
рисков для Ярегского проекта
Виды
рисков
|
Бальная
оценка
|
Увеличение затрат на проект
|
4,5
|
Задержка выполнения этапов
|
4,0
|
Недостаточная квалификация
участников проекта
|
3,3
|
Выявление экологических
проблем при производстве
|
3,2
|
Вмешательство
государственных структур
|
3,1
|
Недооценка конкурентов
|
2,5
|
Отсутствие необходимых
производственных мощностей
|
2,3
|
Высокая стоимость
сопутствующих химикатов
|
2,3
|
Сложность входа на рынок
|
2,2
|
Невозможность технической
реализации идеи
|
2,0
|
Неправильная оценка рынка
|
2,0
|
Далее был произведен
расчет инвестиционных показателей проекта,
исходя из рисков и ставок LIBOR в долларах США,
а также тенденции мировых цен на природные
ресурсы.
При показателе Discounted
cash flow rate – 0,353 проект является вполне
конкурентоспособным для привлечения
средств методом проектного финансирования.
Инвесторы, как показали экспертные опросы,
имеют минимальное требование к данному
коэффициенту в размере 0,3 (табл. 2).
Таблица 2
Инвестиционные
показатели Ярегского проекта
Показатель
|
Значение
показателя
|
Внутренняя
норма доходности (IRR), %
|
14,0
|
Простой
срок окупаемости, лет
Payback Period (Years)
|
9,07
|
Коэффициент
дисконтирования
Discount Rate (DR), %
|
10,85
|
NPV,
тыс. дол.
|
69 542
|
Приведенная
стоимость инвестиций
Discounted investments, тыс. дол.
|
196
890
|
Discounted
cash flow rate
|
0,353
|
На третьем этапе были
обозначены основные направления повышения
эффективности инвестиций проекта ЯГХК на
основе выявленных рисков:
·
сокращение срока проектирования;
·
«закладывание» в проект
прогрессивных строительных конструкций,
деталей и строительных материалов;
·
широкое применение там, где это
возможно и целесообразно, хороших типовых
проектов, которые уже оправдали себя на
практике, что позволит в значительной мере
снизить затраты и сроки проектирования, а
также резко уменьшить риск повторения «чужих»
ошибок;
·
применение самой передовой техники
и технология с учетом отечественных и
зарубежных достижений;
·
повышение общего технического
уровня проектирования и др.
Реализация данного
проекта даст значительные налоговые
поступления в местный и республиканский
бюджет. Но главное – это будет
положительный опыт развития проектного
финансирования в Республике Коми.
Мировой опыт
подготовки, финансирования и реализации
проектов показывает, что проектная деятельность
является высокорисковой на фоне многих
других видов деятельности
(в особенности деятельности
предпринимательской). Причина тому –
долгосрочность окупаемости и
неопределенность будущих результатов.
Проектная деятельность предусматривает
участие в ней многих субъектов; ошибка
любого участника может создавать угрозу
реализации проекта в целом. Наконец,
проектная деятельность представляет собой
совокупность более простых операций (форм
деятельности): коммерческих,
производственных, кредитных, расчетных,
научно-технических, строительных,
страховых и т.п. Каждая из таких форм сама
является достаточно рисковой; в сочетании
же они заметно повышают суммарные риски.
Дополнительным фактором рисковости
проектной деятельности является
усиливающийся ее международный характер (участники
проекта представляют разные страны;
операции в рамках проекта могут
осуществляться одновременно в нескольких
странах); в результате наблюдается тенденция
к возрастанию роли страновых и
политических рисков в проектной
деятельности.
Рисковость каждого
отдельного проекта, как было показано,
зависит и от многих «внутренних» факторов:
выбора участников, организации, способов и
методов финансирования. Проектное
финансирование в этом отношении относится
к одному из наиболее рисковых методов
организации инвестиций в проект. В первую
очередь он связан с высокими рисками для
кредиторов, т.к. реализация кредитных
рисков может повлечь за собой крах проекта
в целом; ущербы в конечном счете могут
понести все или многие участники проекта.
Организации, специализирующегося на
операциях проектного финансирования,
большую часть усилий и ресурсов (людских,
операционного бюджета, времени) тратят на
анализ рисков, разработку программы
управления рисками и ее практическую
реализацию. Прослеживается тенденция к
тому, что управление рисками проекта
превращается в одно из основных (причем
нередко организационно оформленных)
направлений деятельности таких
организаций.
Отмечается резкий
рост инвестиций по схеме проектного
финансирования: 170 млрд. долл. в 2004 г. (на 50%
больше, чем в 2003 г.), вовлеченность в него
кредитных организаций по всему миру. В 2005 г.
произошло снижение темпов роста проектного
финансирования, но его общий объем стал
рекордным за последние десятилетия. Это
косвенно свидетельствует об эффективности
данного метода инвестирования.
Применение его на
постсоветском пространстве и в России дало
положительный опыт. Примером тому служит
активизация проекта освоения Ярегского
нефтетитанового месторождения. В ходе
исследования было показано, что
использование схемы проектного
финансирования при освоении Ярегского
нефтетитанового месторождения возможно,
хотя инвестиционные риски достаточно
велики, но поддаются минимизации при
условии выполнения определенных
мероприятий. Были рассчитаны
инвестиционные показатели проекта
Ярегского Горно-Химического комплекса на
основании международных норм и правил,
предложил рекомендации для улучшения
текущих инвестиционных показателей
проекта.
В случае реализации
проекта ЯГХК по схеме проектного
финансирования будут получены
значительные выгоды для Республики Коми и
Российской Федерации в целом: начиная от
увеличения налоговых поступлений и
заканчивая увеличением экономической
безопасности страны из-за снижения
зависимости от импорта из Украины. Также
будет приобретен первый опыт реализации
подобного рода финансирования проектов в
Республике Коми, что может послужить
хорошим стимулов для реализации других
проектов.
Список использованной
литературы:
1.
E. R. Principles of project finance // Hardbound, 2002
2.
Борисюк О.А., Колесников А.В. Оперативная
оценка уровня промышленной безопасности
нефтеперерабатывающих и нефтехимических
предприятий // www.library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2005/t5/2-2-4.doc
3.
Внутренний рынок государственного
долга: нужна кардинальная реформа // http://www.opec.ru
4.
Восканян М. Российская
практика управления проектными рисками. //
Intelligent Enterprise 22 сентября, 2006 г. #16(148) // http://www.iemag.ru/?ID=615831
5.
Выгон Г., Ратновский Л. Проблемы
нефтедобывающей промышленности и
возможные пути их решения //
Специализированный доклад Института
финансовых исследований, 3 Мая 2000. http://www.ifs.ru
6.
Грязнова А. Г., Федотова М. А., Ленская С. А.
Оценка бизнеса // Финансы и статистика, 2006 г.
7.
Деньги и банки. Энциклопедический
справочник. Центр СЭИ. М., 1994, с. 181.
8.
Как финансовому директору управлять
рисками // Финансовый директор, № 7-8 (июль-август)
2006
9.
Катасонов В.Ю., Морозов Д.С., Петров М.В.
Проектное финансирование: мировой опыт и
перспективы для России // М: Анкил, 2001.–
312 стр
10.
Конопляник А.А, Лебедев С. Проектное
финансирование в нефтегазовой
промышленности: мировой опыт и начало
применения в России // Нефть, газ и право. –
2000. – № 1-2.
11.
Конопляник А.А. От монополии к
конкуренции. Об основных закономерностях
развития рынков нефти и газа. // Нефть и
капитал. – 2002. – № 3. C.16-19.
12.
Король С.В., Дорожкин А.В. Оценка риска
инвестиционных проектов // ОАО «Магнитогорский
металлургический комбинат», г.
Магнитогорск www.appraiser.ru/UserFiles/File/Guidance_materials/Business/Financial_analysis/korol_doojkin.doc
13.
Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты
и реальные опционы на развивающихся рынках:
[учеб.-практ. пособие] – М.: Академия
народного хозяйства при Правительстве РФ:
Дело, 2004.
14.
Логвинов М.М. Начать с нуля. // Компания.–
2007.– №25 C.54-55
15.
Международные валютно-кредитные и
финансовые отношения : Алибегов Т. И.,
Былиняк С. А., Портной Н. А. и др.; Под ред. Л. Н.
Красавиной. -2-е изд., перераб. и доп. -М.:
Финансы и статистика, 2000
16.
Международные валютно-кредитные и
финансовые отношения. Под ред. Л.Н.Красавиной.
Финансы и статистика. М., 1994
17.
Нефть – отдельно, титан –
отдельно // Нефть и капитал, 2006, № 3
18.
Нехаев С. Проектное
финансирование: основные проблемы,
тенденции // Наука и инвестиции,
26 сентября 2005 http://www.strf.ru/client/invest.aspx?ob_no=1344
19.
Оценка рисков инновационного проекта //
Фонд содействия развитию МП НТС, 2006 http://www.fasie.ru
20.
Рынок ценных бумаг и его финансовые
институты. Под ред. В. С. Торкановского. –
СПб.; АО «Комплект», 1994.
21.
Старостина Н. Год синдицированных
кредитов // РБК Daily
12.02.2007
22.
Усоскин В.М. Современный коммерческий
банк: управление и операции. – М, ИПЦ «БазарФерро»,
1994,
23.
Финансирование с
ЕБРР. Справочник для компаний и
предпринимателей, рассматривающих
возможности финансирования проектов или
инвестирования в странах Центральной и
Восточной Европы и бывшего Советского
Союза. Европейский банк реконструкции и
развития. Апрель 1994, с.4
24.
Фролов Р. Н. Кредитная деятельность в
коммерческих банках и возможное
позиционирование страховых компаний по
снижению банковских кредитных рисков //
Конференция «Сотрудничество банков и
страховых компаний 2006».– www.raexpert.ru.
25.
Хренов В. Раздел продукции в России:
риски и ожидания // Нефтяное хозяйство, 1996.
26.
Чайкина Ю., Орлов И. Долговая
перезагрузка // «КоммерсантЪ» № 149(3725) 21.08.2007
27.
Шенаев В.Н, Ирниязов Б. С. Проектное
кредитование. Зарубежный опыт и
возможности его использования в России / М.:
Изд-во АО “Консалтбанкир”, 1996.
28.
Benoit Ph. Project Finance at the World Bank. An Overview of Policies and
Instruments // World Bank Technical Paper Number 312, The World Bank, Washington,
D.C., 1996
29.
Esty Benjamin C. Why Study Large Projects? An Introduction to Research on
Project Finance // European Financial Management, Vol. 10, № 2, 2004,
213–224. www.ssrn.com
30.
Financing Private Infrastructure Projects, 1967— 1995. IFC's Lessons of
Experience, April 30, 1996
31.
Nevitt, P.K., Fabozzi F.J. Project Financing, 7th edition, Euromoney
Books, 2000 (London, U.K.).
32.
Platt G. Project Finance: Activity Reaches Fever Pitch // Global Finance,
2005 April 15
33.
Project Finance: Definitions // Summary at www.people.hbs.edu/besty/projfinportal
34.
Rigby P., Penrose J. Project Finance Summary Debt Rating Criteria //
Project & Infrastructure Finance Review 2003-2004: Criteria and Commentary,
Standard & Poor's Corporation, 2003
35.
Tax and Project Finance. Special Issue. // International Business Lawyer,
May 1998, vol. 26, N 5, pp. 193-240.
36.
Vinter Graham D. Project Finance. A Legal Guide /
London, Sweet & Maxwell, 1995.
|