Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Концептуальные положения активизации инновационной деятельности в АПК Северного региона

Иванов В.А.

В статье предложены стратегия и концептуальные направления развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве, разработана модель управления инновационной деятельностью в региональном АПК, обоснован экономический механизм ускорения инновационного развития АПК.

Ключевые слова: концепция, инновационная деятельность, Республика Коми, АПК, стратегия, сельское хозяйство, продукты питания, производство, аграрная политика, инфраструктура

 

Понятие и цель разработки концепции развития инновационной деятельности в АПК

Понятие концепция интерпретируется по-разному. В «Философском энциклопедическом словаре» под концепцией понимается «определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности»[1].

В «Современном экономическом словаре» концепция употребляется в двух трактовках: 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе[2].

В статье предпринята попытка предложить систему взглядов на развитие инновационной деятельности в АПК Республики Коми, во многом типичного и для других регионов Европейского Севера страны. Разработка основных концептуальных направлений инновационной деятельности в агропромышленном производстве является основой подготовки нормативно-правовых документов, выработки инновационной политики в регионе.

Задача государственной инновационной политики и деятельности в АПК состоит в использовании научных знаний и разработок, воплощенных в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, в новые формы организации производства и управления, используемые в практической деятельности и приносящие различные виды эффекта.

Государственная инновационная политика формируется на основе определения стратегии развития АПК страны  и ее отдельных регионов, анализа текущего состояния инновационной деятельности, прогнозов развития научно-производственного потенциала, развития инновационной инфраструктуры, государственной поддержки инновационной деятельности.

При разработке концепции региональной инновационной политики необходимо ответить на множество вопросов и прежде всего. Каковы цели и средства социально-экономического развития регионального АПК? Какие нормативно-правовые акты необходимо разработать в республике? Каким образом будут взаимодействовать научные организации, высшие учебные заведения и агропромышленные предприятия и хозяйства в целях продвижения научных результатов и новых технологий в производство? Какую потребуется создать инфраструктуру инновационной системы в регионе? Какой потребуется создать механизм регулирования инновационной деятельности? Каковы критерии приоритетности отбора и оказания поддержки инновационных проектов? Кто разрабатывает концепцию развития инновационной деятельности в АПК региона?

 

Стратегия и направления инновационного развития АПК

Государственная инновационная политика в аграрном секторе основывается на стратегии его развития. Понятие стратегия подразумевает соотношение целей и средств социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Целью устойчивого функционирования сельского хозяйства Республики Коми является производство экологически безопасной, малотранспортабельной продукции, удовлетворяющей повышенную (относительно южных и центральных районов страны) потребность населения в витаминах, белках и жирах. Динамичный рост агропромыслового хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК является важнейшим источником не только обеспечения качественными продуктами питания, решения продовольственной безопасности региона и страны, но и увеличения занятости, поддержания традиционного образа жизни и решения вопроса социальной защиты коренного населения.

Основные средства достижения поставленных целей перед региональным АПК – активизация инновационной деятельности, совершенствование организационно-экономического механизма ее регулирования, повышение уровня и качества жизни на селе.

В связи с трудными природными и экономическими условиями развития сельского хозяйства для республики неприемлем принцип самообеспечения продовольствием, однако производство основных продуктов питания, для которых имеются благоприятные условия, является в обозримой перспективе объективной необходимостью. Приоритет в развитии южных и центральных районов республики должен быть отдан сельскохозяйственному производству, интегрированному с лесным хозяйством и промыслами.

Республика Коми располагает совокупностью благоприятных агроклиматических условий, обеспечивающих эффективное производства картофеля, овощей местного ассортимента (капуста, столовая свекла, морковь, редька и др.) и кормовых культур. При использовании современных технологий реально в условиях республики получать с гектара 200-300 ц картофеля, 300-400 овощей, 20-30 озимой ржи, ячменя и овса (в южных районах), 40-50 ц сена многолетних трав.

Благоприятное влияние на развитие скотоводства оказывает наличие естественной кормовой базы. Сенокосы и пастбища республики представляют источник получения наиболее дешевых и полноценных кормов. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы лугов, расположенных в поймах Печоры, Вычегды и Сысолы. Потенциальная возможность сбора кормов с пойменных лугов превышает 150 тыс. т корм. ед.

Активизация инновационной деятельности в растениеводстве связана с разработкой систем воспроизводства почвенного плодородия, методов селекции, созданием и внедрением новых сортов и гибридов, сочетающих высокий потенциал урожайности, качество продукции, устойчивость к болезням и вредителям, неблагоприятным погодным условиям, с техническим и технологическим переоснащением отрасли.

Кормовые ресурсы в пригородном сельском хозяйстве следует направить прежде всего для производства цельномолочной и кисломолочной продукции. В периферийных сельских районах (Усть-Цилемский, Ижемский, Удорский, Троицко-Печорский, Усть-Куломский), где не получит интенсивное развитие молочное скотоводство, в целях рационального использования кормовых угодий, трудовых ресурсов, целесообразно заниматься мясным скотоводством при условии усиления господдержки отрасли. Там же возможна переработка части молока на сливочное масло и сыр.

Анализ свидетельствует об экономической целесообразности производства продукции птицеводства в близи крупных городов. Себестоимость яиц и мяса птицы не птицефабриках республики (несмотря на существующие удорожающие факторы) не намного выше аналогичных показателей в целом по птицеводческим предприятиям России.

Перспективы оленеводства связаны как с интенсивным развитием отрасли в тундровой и лесотундровой, так и таежной зонах. Освоение практически неиспользуемых сегодня болот и низкопродуктивных в лесохозяйственном отношении заболоченных лесов на территории Ижемского, Усть-Цилемского, Ухтинского, Сосногорского, Печорского и севера Удорского районов, может служить одной из мер, на поддержание динамичного развития оленеводства в республике. Применяя известные приемы ведения лесного оленеводства (управляемый выпас зимой и регулируемый выпас на огороженных пастбищах в другие сезоны), можно создать для оленей наиболее благоприятные условия, при которых они достигают высокой упитанности и большого веса. Одним из преимуществ в этом случае является также выгодность расположения оленеводческих бригад вблизи от рынка сбыта продукции.

Инновационные процессы в животноводстве будут развиваться в направлении совершенствования селекционно-племенной работы по улучшению породных и продуктивных качеств животных, эффективного использования кормовых ресурсов, индустриализацией производства, его механизацией, автоматизацией, модернизацией и техническим перевооружением.

В качестве одной из стратегических целей развития сельского хозяйства республики является производство органический (экологически безопасной) продукции[3]. «Органическая продукция сельского хозяйства» и «экологически безопасная продукция сельского хозяйства» нами рассматриваются как синонимы.

Критериями отнесения сельскохозяйственной практики к разряду органической является следующие:

·        минеральные удобрения используются в таких объемах, которые необходимы для восстановления питательных веществ в почвах, выносимых как с урожаем, так и под воздействием других факторов;

·        синтетические пестициды максимально заменяются биологическими методами борьбы с вредителями и сорняками;

·        для стимулирования роста и увеличения объема продукции не используются гормональные препараты;

·        не применяются генно-модифицированные организмы, антибиотики, осадки сточных вод и продукты питания, подвергавшиеся радиоактивному (гамма) облучению;

·        при ведении такой практики не происходит деградация агроэкосистем (например, эрозия и истощение почв);

·        максимально используются подходы адаптивного земледелия;

·        продукция органического сельского хозяйства подлежит добровольной сертификации, которая гарантирует большую безопасность для человеческого организма со своими санитарно-гигиеническими характеристиками, чем продукция традиционного сельского хозяйства.

В ряде муниципалитетов целесообразно провести эксперимент по производству органической продукции сельского хозяйства. Рынком сбыта могут выступать города республики. При этом не рассматривается широкий переход к практике органического сельского хозяйства. В условиях республики предпочтительно производить подобную продукцию на крупных сельскохозяйственных предприятиях, выбрав одно-два хозяйства для эксперимента (хотя подобная продукция может производиться в крестьянских хозяйствах и хозяйствах населения при условии соблюдения требований к производству этой продукции).

В стратегии развития АПК Республики Коми должен быть учтен и такой основополагающий принцип: индустриальный тип ее экономики предусматривает достаточно высокий уровень развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Преобладание городского населения обеспечивает потребность в местных продуктах питания. Ресурсная экономика позволяет формировать устойчивые доходы бюджетов республики, направляя их значительную часть на развитие агропромыслового хозяйства и сельской местности.

Таким образом, стратегия развития сельского хозяйства Республики Коми должна быть направлена на обеспечение населения картофелем и овощами местного ассортимента, цельным молоком, диетическим яйцом, частично – мясом. Значительным источником формирования местных продовольственных ресурсов остается оленеводство и продукция промыслов: мяса диких животных, боровой и водоплавающей дичи, рыбы, грибов и ягод. В регионе есть уникальная возможность сосредоточить на огромных своих земельных ресурсах производство экологически безопасной продукции сельского хозяйства, отработать технологии органического земледелия.

Важную роль обеспечении населения продуктами питания играет промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственное сырье. В республике только за счет углубленной переработки сырья и сокращения его потерь можно увеличить ресурсы продовольствия на 20-25%. Все отрасли перерабатывающей промышленности, за исключением молочной, мясной и соляной, работает почти полностью на привозном сырье. Следовательно, развитие перерабатывающей промышленности определяет молочно-мясное скотоводство.

Перспективы развития перерабатывающей промышленности связаны а активизацией инновационной деятельности на предприятиях отрасли: разработка и производство экологически безопасных продуктов массового потребления; производство продуктов лечебно-профилактического назначения; применение ресурсосберегающих технологий; внедрение технологий, позволяющих увеличить срок хранения сельхозсырья и продуктов питания без потери качества.

 

Состояние инновационной деятельности

Анализ состояния и оценка инновационной деятельности в АПК республики свидетельствует, что этот процесс характеризуется низким уровнем инновационной активности при значительном научном потенциале. Освоение инноваций наблюдается на птицефабриках, в ОАО «Пригородный», ООО «Племхоз «Изваильский – 97», ГУП Республики Коми «Южное», ООО «Комимяспром». В большинстве аграрных предприятий и хозяйств преобладают примитивные методы и технологии.

Отход от инновационного развития связан, прежде всего, с резким снижением платежеспособного спроса на научно-техническую и наукоемкую продукцию в связи с тяжелым финансовым состоянием организаций, резким снижением бюджетных источников финансирования, невозможностью получить кредиты.

За последние три года доля убыточных сельскохозяйственных товаропроизводителей республики колебалась от 39 до 59%, большинство остальных организаций имели низкий уровень рентабельности, что в значительной степени обусловлено сложившимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Сопоставление индексов себестоимости и выручки от реализации продукции скотоводства и свиноводства по предприятиям за 1990-2006 гг. показало, что если себестоимость 1 ц молока за этот период увеличилась в 19,9 раза, то выручка от реализации только – в 9,4, мяса крупного рогатого скота – соответственно в 18,7 и 7,7, мяса свиней – 26,8 и 12,8 раза. В этих условиях потенциальная эффективность инноваций будет крайне низкой, инвестиции могут даже не окупиться. Поддержание паритетности сельскохозяйственным товаропроизводителям должно достигаться за счет компенсационных выплат из бюджета.

Слабым звеном в развитии инновационной деятельности является неразвитость рынка инновационной продукции, отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления инновационными процессами. Научно-технические разработки далеко не всегда являются продуктом, готовым для эффективной реализации в агропромышленном производстве. Отсутствуют структуры, занимающиеся изучением спроса на инновации. При отборе инновационных проектов не проводится их экономическая экспертиза, не рассматриваются показатели эффективности освоение и не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производство.

Оценка ситуации в АПК республики свидетельствует, что активизация инновационной деятельности без реализации целой системы мер, прежде всего, финансового оздоровления и поэтапного восстановления производства, становится затруднительной. Для развития инновационных процессов предстоит решить целый ряд задач государственной инновационной политики.

Инновационная политика в АПК – составная часть аграрной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством комплекса мер правового, организационно-экономического, социально-экологического характера, направленных на формирование условий для развития производства и повышения его эффективности на базе передовых достижений науки, техники, технологий, организации и управления.

 

Цель, задачи и основные направления инновационной политики в АПК

Целью государственной инновационной политики в АПК является создание условий для развития аграрной науки и аграрного образования, устойчивого экономического роста, обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышения качества жизни на селе.

Для достижения цели государственной инновационной политики в АПК необходимо решить следующие основные задачи:

·        сформировать приоритеты инновационной деятельности;

·        совершенствовать нормативно-правовое регулирование инновационных процессов;

·        создать условия для активизации деятельности аграрной науки, систему подготовки и переподготовки научных, педагогических кадров и специалистов всех сфер АПК в области коммерциализации нововведений и управления инновационными проектами;

·        обеспечить кооперацию и интеграцию научной, образовательной и производственной деятельности;

·        обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационной деятельности, единство государственной аграрной, научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса агропромышленного производства на научно-технические достижения и привлечение капитала в развитие инновационных технологий;

·        усилить государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью восстановления их платежеспособности и возможности осуществления инновационной деятельности;

·        сформировать инфраструктуру инновационных процессов;

·        совершенствовать государственное регулирование инновационных процессов.

Выбор приоритетов инновационного развития должен осуществляться на основе анализа потребностей производства, существующих и прогнозных ресурсов, спросовых и инфраструктурных ограничений, достижений в научно-технической сфере и передового опыта.

Важным и действенным направлением инновационной политики является принятие федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность в АПК. В настоящее время на федеральном уровне принят ряд нормативно-правовых актов (законы «О науке и научно-технической политике», «О техническом регулировании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др., постановление Правительства Российской Федерации «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационный системы на период до 2010 года»), нацеленных на решение отдельных задач в инновационной сфере. В Республике Коми принят закон «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми». Законодательного акта об инновационной политике в АПК не существует. На наш взгляд, в ближайшее время целесообразно разработать и принять закон Республики Коми «Об инновационной политике и стратегии в АПК». В законе следует точно обозначить стратегические направления развития инновационных процессов, определить ответственность государственных органов, механизмы государственного стимулирования инновационной деятельности. Разработку и принятие данного закона должно инициировать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, для разработки необходимо привлечь ученых, специалистов и руководителей регионального АПК.

Для создания и тиражирования новшеств нужны развитые наука и образование, условия для кооперации и интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности. Научными исследованиями и разработками в республике заняты государственные организации, входящие в состав Российской академии сельскохозяйственных наук (НИПТИ АПК Республики Коми), Коми НЦ УрО РАН (Институты биологии, физиологии, химии и социально-экономических и энергетических проблем Севера), а также вузы (СГУ, СЛИ, Коми филиал ВГСА) и Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК.

В период проведения рыночных реформ произошло сокращение объемов финансирования науки и уровня заработной платы научных работников, что привело к оттоку молодых ученых. В пореформенный период научные организации вынуждены были основные усилия направлять на выживание и сохранение имеющихся научных кадров.

На современном этапе, в силу ограниченности выделяемых государством ресурсов, первоочередным приоритетом должна стать государственная поддержка фундаментальных исследований и важнейших прикладных разработок, ориентированных на быструю отдачу. В перспективе следует усилить исследования по земледелию, экологическому испытанию видового и сортового разнообразия, земельным отношениям, экономике и управлению агропромышленного производства.

Приоритетными направлениями развития аграрной науки в республике является:

·        разработка систем воспроизводства плодородия, предотвращение всех видов их деградации;

·        разработка ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий производства сельхозпродукции в условиях Севера;

·        разработка адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов;

·        создание ранних и среднеранних сортов картофеля, способных к клубнеобразованию в условиях длинного светового дня;

·        исследования по совершенствованию сортоиспытания, семеноводству и технологий возделывания овощных культур в открытом и защищенном грунте;

·        создание сортов и гибридов кормовых растений, адаптированных к жестким местным почвенно-климатическим условиям, разработка технологий их производства;

·        разработка рекомендаций по выращиванию в коллективных садах и приусадебных хозяйствах ягодных культур, их интродукция и агроэкологическая оценка;

·        разработка технологии возделывания сельскохозяйственных культур, способствующая снижению поступления радионуклидов и тяжелых металлов, нитратов, пестицидов и других токсических веществ в продукты питания;

·        исследование регуляции роста и развития растений с помощью природных и синтетических физиологически активных веществ, разработка химической и биологическое переработки растительных ресурсов;

·        разработка высокоэффективных удобрений из отходов предприятий лесного комплекса, птицеводства и местных агроруд;

·        обоснование системы кормления коров и молодняка крупного рогатого скота;

·        разработка рекомендаций по развитию мясного скотоводства, сохранению и рациональному использованию Печорской популяции животных;

·        разработка генофонда охотничьих животных и птицы и способов, повышающих их продуктивность;

·        исследования по профилактике и терапии доминирующих болезней северных оленей;

·        обоснование аграрной политики и стратегии инновационного развития регионального АПК;

·        совершенствование системы земельных отношений и обоснование различных форм кооперации и интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств;

·        исследования методологических проблем повышения и обеспечения конкурентоспособности агропродовольственной продукции в районах Севера;

·        разработка теоретических основ устойчивого функционирования сельских территорий, занятости сельского населения и повышения уровня его жизни;

·        научное обеспечение государственных целевых программ по развитию АПК.

К числу важнейших задач инновационного развития АПК относится формирование инновационной инфраструктуры, предусматривающей формирование организаций по продвижению научно-технической продукции на рынке инноваций; информационно-консультативное обеспечение инновационной деятельности; экспертиза научных и инновационных программ, проектов, предложений и заявок; развитие опытной базы; создание структур для финансирования научно-технической и инновационной деятельности.

Создание венчурных фондов для финансирования инноваций в аграрный сектор представляется маловероятно, так как не обеспечит им получение сверхприбыли. Для финансирования экспериментальных разработок и быстроокупаемых инновационных проектов необходимо формирование региональных инновационных фондов.

Сельское хозяйство на Севере является высокорискованной отраслью, малопривлекательной для инвестиций. Это обуславливает необходимость активной поддержки инновационно-инвестиционной деятельности со стороны государства.

Модель организации управления инновационной деятельности в региональном АПК на примере Республики Коми показана на рис. 1.

Формирование экономического механизма ускорения инновационного развития АПК

Экономический механизм развития инновационной деятельности в АПК включает:

·        стратегическое управление инновациями, направленное на разработку мер, программ, проектов достижения намеченных целей, исходя из потенциала НИОКР, производственного потенциала предприятий, внешних и внутренних факторов, потребностей потребителей в новшествах;

·        планирование инноваций, включающее совокупность инструментов, правил, информации и процессов, направленных на достижение конечных целей;

·        поддержка и стимулирование инновационной предпринимательской деятельности;

·        система финансирования инновационных процессов, включающая многоканальность источников поступления финансовых ресурсов, принципы вложения аккумулируемых средств, механизм контроля за использованием инвестиций, их возвратность и оценку эффективности инновационных проектов;

·        налогообложение организаций, создающих и осваивающих новшества, страхование инновационных рисков;

·        стратегический и тактический инновационный маркетинг, направленный на поддержание конкурентоспособности предприятия и освоение новых рынков сбыта;

·        ценообразование на инновационную продукцию и услуги.

Структура экономического механизма инновационной деятельности в АПК показана на рис. 2.

Рис. 2. Структура экономического механизма инновационной деятельности в АПК


Управление инновационными процессами неразрывно связано с решением стратегических приоритетов. Стратегия нововведений направлена на объединение научно-технической и инвестиционной политики, с помощью которой создаются новые или улучшенные продукты и технологии. Стратегическое управление инновациями имеет дело с процессами предвидения изменений в экономической ситуации и ориентировано на достижение будущих результатов непосредственно через создание и освоение новшеств.

Стратегическое управление инновационными процессами в АПК предлагается осуществлять научно-координационному совету при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики. В его состав войдут представители организаций науки, образования, отраслевых ассоциаций сельхозтоваропроизводителей, специалистов и руководителей агропромышленных предприятий, региональных и муниципальных органов управления. Основными задачами этого органа является определение стратегии и тактики инновационного развития регионального АПК, мониторинг реализации инновационной стратегии. Для оценки реализации инновационной деятельности, эффективности инновационных проектов создается независимая экспертная комиссия. Текущее управление инновационной деятельностью осуществляет специальное подразделение (департамент или управление) Министерства сельского хозяйства и продовольствия по инновационному развитию АПК.

Действенным инструментом управления инновационной деятельностью является совершенствование планирования и координации НИОКР, разработка планов освоения нововведений в производстве. Необходимо на новой основе восстановить долгосрочные прогнозы (на 25-30 лет) развития науки и научно-технического прогресса.

Ограниченность рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок, высокорискованная и малопривлекательная для инвестиций аграрная деятельность обуславливает необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства. Разумеется, государственное вмешательство не может и не должно быть всесторонним и замещать рыночные отношения. Государственную поддержку следует сконцентрировать на финансировании целевых инновационных программ, опытно-производственных хозяйствах, где проводится проверка практического применения научно-технических разработок в конкретных условиях. Бюджетные средства целесообразно предоставлять также тем предприятиям, которые производят конкурентоспособную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом.

Исходное, определяющее положение в структуре экономического механизма инновационной деятельностью занимают финансовые ресурсы и рациональная система финансирования. Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются многоканальность поступления финансовых ресурсов, их вложения в инновационные проекты и целевые инновационные программы и контроль за эффективным использованием финансовых средств.

В качестве основных источников инвестиций в инновации в АПК могут выступать:

·        собственные финансовые средства предприятий (инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);

·        средства федерального бюджета, бюджетов региона и муниципальных образований;

·        средства специальных внебюджетных фондов;

·        кредиты (банков, государственные на возвратной основе);

·        средства лизингового фонда;

·        денежные средства финансовых структур (инвестиционных и страховых компаний, ФПГ и т.п.), свободные денежные средства населения;

·        иностранные инвестиции.

В условиях глубокого кризиса аграрной сферы собственные средства предприятий и кредитные ресурсы в инновации крайне ограничены. В этот период роль государства в развитие инновационных процессов должна усиливаться. Государство с помощью бюджетных вложений и путем предоставления экономических и налоговых льгот поддерживает инновационную активность. В период подъема и стабильного функционирования аграрного сектора масштабы государственной поддержки инновационной деятельности сокращаются.

В активизации инновационной деятельности важная роль отводится инновационному маркетингу, связанному с изучением рынка, управлением и регулирование производства и сбыта инновационного продукта (или инновационных технологий). В соответствии с конкретной маркетинговой стратегией строится ценовая политика предприятия на инновационную продукцию. На ее ценообразование оказывают многочисленные факторы (тип рынка, стратегия предприятия, предложение и спрос, уровень доходов покупателя, государственные регуляторы и т.п.).

Разработку концепции развития инновационной деятельности целесообразно поручить коллективу ученых с привлечением руководителей и специалистов организаций АПК по договору с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми. Министерство должно играть ключевую роль в организации подготовки, выработки и реализации научно-технической и инновационной политики в агропромышленном производстве.

Комплексное решение приоритетных направлений инновационной деятельности обеспечит техническое и технологическое обновление отраслей и сфер регионального АПК и повышение его социально-экономической эффективности.

 

Список литературы:

1. Колегов М.Г. Факторы и условия производства органической продукции сельского хозяйства в Республике Коми / М.Г. Колегов, В.А. Иванов. – Сыктывкар: СЛИ, 2004 – 177 с.

2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь; 2-изд., испр. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: Инфра, 1999. – 429 с.

3. Социально-экономические проблемы развития северной деревни / В.А. Иванов, В.В. Терентьев, Л.А. Кузиванова и др. – Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2002. – 336 с.

4. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др.. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

5. Формирование системы государственного регулирования АПК северного региона / В.А. Иванов, В.В. Терентьев, А.А. Мустафаев и др. – Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2006. – 322 с.



[1] Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 279.

[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 168.

[3] Колегов М.Г. Факторы и условия производства органической продукции сельского хозяйства в Республике Коми / М.Г. Колегов, В.А. Иванов. – Сыктывкар: СЛИ, 2004. – С. 28-40.