Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Развитие инновационной деятельности – необходимое условие качественного роста экономики регионов Севера и повышения уровня жизни северян[1]

Вишняков А.А.

Статья посвящена актуальным вопросам развития инновационной деятельности, являющейся важнейшим условием устойчивого развития экономики Российского Севера. Рассматривая инновации в качестве экономической категории, посредством которой достижения научно­-технического процесса способствуют росту эффективности производственного процесса, авторы обосновывают, что взаимодействие науки и производства является непременным условием формирования конкурентоспособных региональных хозяйственных систем. В статье проанализирована ситуация в экономике Республики Коми, определены основные причины не инновационного пути развития экономики региона и обоснована необходимость формирования принципов инновационного развития в качестве необходимого направления региональной экономической политики. Предложены основные составляющие системы государственной поддержки коммерциализации результатов инновационной деятельности в Республике Коми и определены основные составляющие концепции инновационного развития Республики Коми, целью которой является создание условий для перехода к инновационному сценарию развития экономики Республики Коми на основе наиболее эффективного использования ее научно-технического потенциала.

В современных условиях, характеризующихся становлением «новой» информационной экономики происходит постоянное возрастание веса и влияния инновационной деятельности. Создание национальной инновационной системы выдвигается в число высших приоритетов социально-экономической политики Российского государства. По сути, речь идет о форсированном переходе к экономике развития. Для достижения этой цели нужно решить ряд крупнейших задач, одна из которых сводится к резкому увеличению инновационной емкости экономики и стимулированию инноваций на региональном уровне. Именно это может позволить решить задачу удвоения ВВП страны к 2010 году не в направлении углубления сырьевого характера экономики, а за счет развития по инновационному сценарию.

Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета проведено исследование, целью которого было установление причин неинновационного развития экономики Севера и определение перспектив инновационного развития Республики Коми. В период выполнения работы в рамках проекта РГНФ  проанализирована сложившаяся ситуация в экономике Республики Коми, оценены социально-экономические условия и выявлены предпосылки для становления и развития инновационной деятельности в условиях Севера на примере Республики Коми.

Спецификой регионов Российского Севера является их ресурсно-сырьевая направленность. Технологическая структура экономики северных регионов России сложилась в основном в советский период. Производственный потенциал здесь представлен добывающей и в меньшей мере – перерабатывающей промышленностью, что в настоящее время не отвечает требованиям устойчивого развития, т.е. такого развития, которое удовлетворяло бы нужды настоящего, не подвергало риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. (1)

Промышленный потенциал регионов Севера имеет ярко выраженную концентрацию на начальных стадиях технологического цикла. Характерна деформация технологической структуры промышленности – преобладание старых отраслей, соответствующих третьему технологическому укладу и в малой мере – новых, порожденных пятым технологическим укладом.

Несмотря на имеющийся у северных регионов значительный научный потенциал и большое число размещенных здесь научно-исследовательских организаций, уровень развития инновационной деятельности на Севере недостаточен. Так, например, в Республике Коми преобладают процессные инновации, связанные с приобретением оборудования и направленные на улучшение качества выпускаемой продукции, т.е. сохранение занимаемой рыночной ниши. По сути дела речь идет о воспроизводстве устаревшей технологической структуры.

В 1950-1960-е годы большинство экономистов считали, что наличие богатых запасов полезных ископаемых способствует быстрому росту экономики. В последние десятилетия многие специалисты стали придерживаться иной точки зрения, рассматривая хорошую обеспеченность природными ресурсами как препятствие успешному развитию. В значительном числе работ с использованием методов эконометрического анализа исследуется феномен так называемого «ресурсного проклятия» и анализируются его глубинные причины. В качестве негативного момента отмечается, что потенциал роста добывающих секторов относительно невысок. Во-первых, запасы природных ресурсов ограничены. Во-вторых, утверждается, что добыча полезных ископаемых не требует высоких технологий, поэтому возможности повышения производительности в добывающих секторах невелики. (2)

Приведенные аргументы, на наш взгляд, достаточно спорны. Так, специализация на добыче сырья необязательно предполагает низкий уровень технологических знаний. По мере перехода к эксплуатации более сложных по своим условиям месторождений такая деятельность все больше опирается на интенсивное использование специфических высоких технологий. Следовательно, плохое функционирование экономики может быть вызвано не изобилием природных ресурсов как таковым, а неэффективными структурами собственности и контроля, получившими распространение в добывающих секторах стран, богатыми полезными ископаемыми.

Мы считаем, что именно ресурсная ориентация экономики Севера может стать движущей силой ее модернизации, предоставив необходимые на первоначальном этапе средства. В дальнейшем, решить проблемы качественного экономического роста и эффективности использования природных ресурсов может только развитие инновационной деятельности, позволяющей внедрять новые более эффективные технологии, использовать современные механизмы во всех без исключения отраслях экономики. Это позволит не только более грамотно и полно использовать имеющиеся природные ресурсы, но и в перспективе главный акцент делать на их воспроизводство и снижение объемов использования, особенно таких не возобновляемых ресурсов, как нефть, газ и уголь, постепенном переходе от сырьевой экономики к высокотехнологичной инновационной экономике, основанной на знаниях.

Регионы Севера обладают значительным инновационным потенциалом, практически еще не реализованным. Его эффективное использование предполагает концентрацию ресурсов на поддержание относительно высокого  образовательного уровня; развитие сети университетов, академических институтов и других государственных научных организаций; формирование нового научно-технического задела. Это должно способствовать созданию системы генерации знаний, стимулированию деловой активности, а в итоге – организации производства конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг.

На наш взгляд, главное препятствие в развитии инновационных процессов – отсутствие связующих звеньев в цепочке «наука – производство» и слабость государственного регулирования внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в жизнь.

В Республике Коми до недавнего времени научными исследованиями и разработками занимались 19 крупных и средних организаций, из них 12 - научно-исследовательские, 3 - высшие учебные заведения с общим количеством персонала 1,6 тыс. чел., из которых высококвалифицированных научных работников, имеющих ученую степень кандидата наук - 21%, доктора наук - 5%. (3)

В последние годы заметно снизилась роль государства в финансировании науки. За период 1995-2006 гг. доля средств бюджета в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки уменьшилась в два раза. В прошедшем году за счет федерального бюджета профинансировано 28% указанных затрат, в том числе все работы ГУЧ «Печоро-Илычский заповедник», треть затрат научных организаций, 12% затрат вузов. Одновременно удельный вес предпринимательского сектора в финансировании науки с 2001 г. ежегодно увеличивался и в 2004 г. составил 57%, что в два раза больше, чем в 1995 г. В целом наблюдается увеличение доли собственных средств организаций во внутренних затратах на исследования и разработки.

За последние годы произошла переориентация деятельности научных организаций, она все в большей мере нацелена на удовлетворение текущих нужд производства. В структуре внутренних текущих затрат по видам работ, основную долю составляли разработки (в 2004 г. - 54%). Фундаментальные исследования достигли своего максимального уровня - 43% в 2003 г., оставаясь в течение последних пяти лет в пределах 29-34%. Не получили соответствующего развития прикладные исследования, их доля колебалась от 7% до 24%. (3)

Ежегодно уменьшаются затраты на технологические инновации, выполненные собственными силами организаций. Так в 2004 г. они составили 37% от общего объема затрат против 96% в 2000 г. и 50% в 2003 г. Непосредственно на внедрение новых продуктов и технологических процессов организациями (включая расходы по производственному проектированию, на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания) расходуется значительная часть инновационных затрат. Наибольшая доля (63%) затрат на инновации связана с приобретением машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, необходимых для внедрения нововведений. На приобретение новых технологий приходилось 13% инновационных затрат, на исследования и разработки - 10%, приобретение программных средств - 7%. (3)

Инновационная активность организаций, занимающихся производством промышленной продукции незначительна. В Республике Коми в настоящее время научную и инновационную деятельность осуществляют 33 крупных и средних организации. Почти весь объем затрат на технологические инновации сосредоточен в организациях с основным видом деятельности «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» и «производство нефтепродуктов».

В сфере науки и научного обслуживания Республики Коми также осуществляют свою деятельность более 30 малых и средних предприятий. Их доля в общем количестве малых предприятий республики составляла 0,8%.

В ходе исследования нами проанализирована динамика основных показателей развития малого инновационного предпринимательства в Республике Коми (отрасль в статистических отчетах названа «наука и научное обслуживание»).

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях в сфере науки и научного обслуживания Республики Коми в 2004 г. составляла 178 человек (в 1999 г. – 199 чел.). Доля численности работников малых предприятий сферы науки и научного обслуживания в общей численности работников малого бизнеса составила 0,4% (в 1999 г. – 0,7%).

В 2004 г. выпуск продукции (товаров и услуг в фактических ценах без учета НДС и акциза) малыми предприятиями в сфере науки и научного обслуживания был произведен на сумму 93,2 млн. руб., что составляет 0,4% (в 1999 г. – 0,2%) от общего выпуска продукции всеми малыми предприятиями республики. Доля основного вида деятельности в выпуске составила 90 млн. руб. (97%).

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг малыми инновационными предприятиями в 2004 г. составила 116 млн. руб. или 0,3% от общей выручки малых предприятий республики. В среднем на одно предприятие сферы наука и научное обслуживание выручка составила 3867 тыс. руб. (в среднем по республике – 8631 тыс. руб.). (3)

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что роль малого предпринимательства инновационной сферы в экономике Республики Коми не велика, а инновационный потенциал малого бизнеса развит чрезвычайно слабо. На наш взгляд, это связано с тем, что инновационный бизнес должен опираться на развитые перерабатывающие отрасли экономики региона, а экономика Республика Коми традиционно носит сырьевую направленность. Очевидно, для развития малого инновационного предпринимательства необходимо серьезное внимание государства. Политика федеральных, региональных и местных  органов власти должна быть направлена на решение проблем и создание благоприятных условий для выхода малых инновационных предприятий на рынки финансовых ресурсов. Пока же мы имеем в большей степени предпосылки для развития инновационной инфраструктуры и невостребованный научный потенциал.

Результаты проведенного исследования показали, что факторами, препятствующими инновациям в организациях промышленности Республики Коми являются: недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости нововведений, низкий инновационный потенциал большинства организаций, недостаток квалифицированного персонала, неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка технологий.

Решение данной задачи в значительной степени зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. Одним из наиболее перспективных путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.

Развитию наукоемких производств на Севере России и в частности в Республике Коми может также способствовать Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ОЭЗ), который устанавливает особый режим осуществления предпринимательской деятельности с предоставлением льгот и преференций для размещенных в зонах производственных и внедренческих фирм. На территории Республики Коми, на наш взгляд, могут создаваться промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные зоны не только федерального, но и регионального, а также муниципального уровня.

На основании вышеизложенного, особую роль приобретает дальнейшее совершенствование инновационной политики в Республике Коми – определение стратегии и механизмов поддержки инновационной деятельности, направленных на достижение целей социально-экономического развития Республики Коми и определенных органами государственной власти Республики Коми в пределах их компетенции.

В рамках региональной инновационной стратегии нами определены основные составляющие концепции инновационного развития Республики Коми, целью которой является создание условий для перехода к инновационному сценарию развития экономики Республики Коми на основе наиболее эффективного использования ее научно-технического потенциала. Это:

·        создание условий для становления и развития венчурного инвестирования инновационной деятельности для инвестиционного обеспечения воспроизводства инновации, сопряженного с большим количеством рисков;

·        поддержка создания новых высокотехнологичных производств, модернизации оборудования и внедрения новых технологий на действующих промышленных предприятиях Республики Коми;

·        привлечение бюджетных инвестиций для финансирования инновационных научных исследований и разработок, содействие их внедрению в производство;

·        разработка нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы стимулирования инновационной деятельности организаций в Республике Коми;

·        разработка механизмов государственной поддержки создания малых инновационных организаций;

·        создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности в регионе, включающей все необходимые управленческие, правовые и институциональные элементы в целях создания технологического коридора от научного открытия до рыночного продукта;

·        в целях обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, активизация работы по совершенствованию корпоративного управления;

·        создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области инноваций и повышение уровня инновационной культуры в республике;

·        содействие развитию региональных кластеров, ориентированных на инновационное развитие входящих в них организаций (топливный, лесной, горнорудный).

Важным является обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми в виде совокупности правовых, экономических и организационных действий органов государственной власти и местного самоуправления Республики Коми, направленных на создание благоприятных условий для осуществления и развития инновационной деятельности.

В целях стимулирования и развития инновационной деятельности в Республике Коми государственная поддержка субъектам инновационной деятельности должна предоставляться в следующих формах:

·  субсидирование из республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и части затрат по обслуживанию облигационных займов, привлеченных субъектами инновационной деятельности для реализации инновационных проектов;

·  предоставление бюджетных средств на развитие инновационной инфраструктуры на территории Республики Коми в рамках целевых республиканских программ;

·  предоставление субъектам инновационной деятельности бюджетных кредитов и финансирование инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе;

·  участие в установленном законодательством порядке в создании юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;

·  содействие субъектам инновационной деятельности при обращении к федеральным органам государственной власти с целью получения бюджетных и внебюджетных средств в рамках федеральных целевых программ;

·  поддержка участия и представления инновационных проектов Республики Коми на выставках, ярмарках, конференциях и иных информационно- рекламных мероприятиях.

Нами разработаны основные составляющие системы государственной поддержки коммерциализации результатов инновационной деятельности в Республике Коми - комплексной взаимосогласованной системы институтов, а также организационных, экономических, нормативных и иных мер, принимаемых государством в целях регулирования и стимулирования процесса доведения результатов инновационной деятельности до конечного потребителя.

Предложены методические основы формирования вышеназванной системы, включающие в себя следующие положения: ее функционирование должно создать наиболее благоприятные финансовые и организационные условия для инновационной деятельности и инновационного предпринимательства; в ходе формирования система должна приобрести такие свойства, как финансовая устойчивость, целостность, способность к автономному функционированию и возможность выстраивать взаимовыгодные связи с экономикой в целом; система должна представлять собой совокупность замкнутых составляющих, каждая из которых выполняет специфические функции и решает отведенные ей задачи. Предлагаемая нами система государственной поддержки включает в себя следующие элементы: нормативный; организационный; финансовый; кадровый и информационный.

Реализация вышеуказанных предложений, на наш взгляд, может иметь положительный эффект в виде увеличения числа организаций, использующих инновации; роста доли инновационной продукции в объеме промышленного производства до 2-3 % к 2010 году; роста доли расходов на науку и научное обслуживание в валовом региональном продукте; увеличения в структуре расходов предприятий и организаций на разработку и внедрение технологических инноваций доли продуктовых инноваций до 10 процентов к 2010 году.

Библиография

1.Север: наука и перспективы инновационного развития / Отв. ред. В.Н. Лаженцев. – Сыктывкар, 2006. – 400 с. (Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми научный центр УрО РАН).

2.Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсно-зависимой экономике? // Вопросы экономики. – 2006. – № 5. – С. 24-37.

3.Социально-экономическое развитие Республики Коми. Доклад. 2005 / под ред. В.Я. Сквозникова. – Сыктывкар, 2006. – 292 с.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Развитие инновационной деятельности - необходимое условие качественного роста экономики  Российского Севера и повышения уровня жизни жителей северного региона», проект № 06-02-41202 а/с