Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Участие жителей муниципального образования в решении вопросов управления муниципальной недвижимостью

Бочкова С.В.

В статье рассмотрено участие граждан в вопросах управления муниципальной недвижимостью. Несмотря на то, что владение, пользование и распоряжение муниципальным недвижимым имуществом осуществляют органы местного самоуправления, это не лишает население права на участие в управлении им путем проведения местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, схода граждан, публичных слушаний, собрания граждан, конференции граждан, опроса граждан, применения правотворческой инициативы граждан и других формах.

Автором подробно рассмотрены формы участия в осуществлении местного самоуправления, и в ходе анализа норм, регулирующих основания и порядок применения форм непосредственного участия населения муниципальных образований в решении вопросов управления муниципальной недвижимостью, и сделаны выводы о параметрах такого участия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через  выборные и другие органы местного самоуправления. Гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других  лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Управление муниципальным имуществом может осуществляться жителями муниципальных образований в рамках форм, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом специальных норм федерального законодательства, например, норм Градостроительного Кодекса Российской Федерации. В частности, путем проведения местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, схода граждан, публичных слушаний, собрания граждан, конференции граждан, опроса граждан, применения правотворческой инициативы граждан, в рамках территориального общественного самоуправления, путем обращения граждан в органы местного самоуправления, в иных формах.

Следует отметить, что от имени муниципального образования владение, пользование и распоряжение муниципальным недвижимым имуществом осуществляют органы местного самоуправления, что не лишает население права на участие в управлении им в рамках перечисленных выше форм.

Местный референдум проводится по следующим вопросам: изменение границ муниципального образования; преобразование муниципального образования; определение структуры органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан); принятия уставов, иных правовых актов; взимания с граждан разовых платежей для решения конкретных вопросов местного значения, а также их использования.

 Местный референдум проводится по решению представительного органа муниципального образования: по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме; по инициативе, выдвинутой общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. В местном референдуме участвуют граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию); решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Голосование проводится в случае изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов; изменения границ поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений. Голосование проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или его части, обладающих избирательным правом; согласие населения считается полученным, если за указанное изменение проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Правила изменения границ муниципальных образований носят императивный (обязательный) характер, их несоблюдение влечет за собой признание недействительным актов об установлении границ.

Сход граждан проводится в поселении численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на сходе граждан могут решаться следующие вопросы:

·                Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

·                Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

·                Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

·                Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

·                Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

·                Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

·                Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

·                Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

·                Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Компетенция схода граждан муниципального образования в решении вопросов местного значения равна компетенции  представительного органа муниципального образования и, соответственно, ее пределы устанавливаются федеральными законами и принимаемыми и принимаемыми в соответствии с конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек; его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и обязательному исполнению на территории поселения.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия такого нормативного правового акта, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесенный проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению в течение трех месяцев со дня его внесения; мотивированное решение, принятое по результатам его рассмотрения, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, нас которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органам поселения по предложению населения, проживающего в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Органы территориального общественного самоуправления:

·       Представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

·       Обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

·       Могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств казанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

·       Вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования при обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования- главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься:

·       Проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

·       Проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

·       Проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления размещений на условно на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

·       Вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок их организации и проведения определяется уставом и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Результаты проведения публичных слушаний подлежат опубликованию.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования. Собрание проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления. Собрание может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов) в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Опрос граждан проводится по инициативе: представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения; органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. Жители информируются о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

В соответствии с законодательством граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. За нарушений должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность.

Граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности при содействии государственных органов и их должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Анализ норм, регулирующих основания и порядок применения форм непосредственного участия населения муниципальных образований в решении вопросов местного значения, в том числе вопросов управления муниципальной недвижимостью, позволяет сделать следующие выводы:

·       Федеральным законодательством заложена многовариантность форм участия населения в решении вопросов местного значения, что обеспечивает реализацию конституционных прав жителей муниципальных образований и самостоятельное управление ими территориями и муниципальной недвижимостью с учетом исторических и иных местных традиций;

·       Законодательство практически не ограничивает применение тех или иных форм при решении вопросов местного значения, что означает перенос решения этих вопросов на местный (муниципальный) уровень;

·       В большинстве случаев для применения перечисленных выше форм необходимо принятие муниципальных правовых, детализирующих механизм их реализации;

·       Решение вопросов местного значения, включая вопросы управления муниципальным недвижимым имуществом, должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством, что потребует их тщательной правовой проработки, поскольку любое принимаемое жителями решение может быть подвергнуто судебной проверке и быть признано незаконным в случаях установленных законодательством. В случае если незаконное решение повлекло причинение убытков, то обязанность  по их возмещению ляжет на бюджет муниципального образования;

·       Реализация всех форм непосредственного участия в управлении требует высокой активности жителей муниципального образования, умения координировать свои действия, твердой гражданской позиции, понимания размеров ответственности за принимаемые решения, знании и применении законодательства, комплексного подхода в решении вопросов местного значения.