Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Проблемы становления социально-ответственного банковского бизнесаАлексеева В.Д., Падерина Т.А.
Наличие проблемы становления социально-ответственного бизнеса подтверждается, в первую очередь, количеством отозванных лицензий в связи с нарушением банками действующего законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Так, только в 2006 году 54 банка лишились лицензии по данной причине. Отзыв лицензии и ликвидация банков связана с нарушением и других законодательных и нормативных актов, принятием повышенных рисков. В целом за время существования двухуровневой банковской системы в РФ процедуру ликвидации прошли 1758 кредитных организаций. Количество действующих банков на 01.01.2007 г. составило 1143. Неустойчивость банковской системы является тормозом в активизации ее функционирования и оказания более значимого положительного влияния на экономику страны, в том числе на решение социальных вопросов. В свою очередь, проблема устойчивости во многом определяется качеством корпоративного управления. В последние годы Банк России активизировал свою деятельность в направлении реализации банками принципов корпоративного управления, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору. В сентябре 2005 г. был опубликован текущий документ «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях». В феврале 2007 г. до банков доведен примерный перечень вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления. Оценку рекомендовано проводить не реже одного раза в год советом директоров (наблюдательный советом), в том числе с привлечением независимых экспертов. Банк России как надзорный орган заинтересован в надлежащем корпоративном управлении, поскольку оно является важнейшим элементом безопасного и надежного функционирования банка и качество его организации может оказать влияние на специфику рисков конкретного банка. Рассмотрим реализацию основных направлений, по которым оценивается качество корпоративного управления в банках, а именно структура собственности и влияние внешних заинтересованных лиц; финансовая прозрачность, информация; координация управления банковскими рисками; состав Совета директоров и эффективность его работы. Сегодня Банк России имеет больше возможностей не только в установлении определенных требований к финансовому состоянию участников, но и к структуре собственности. С 1 января 2007 г. понижена доля приобретения одним юридическим или физическим лицом, либо группой лиц акций (долей) кредитной организации, требующая уведомления с 5% до 1%. Введено требование своевременной информации Банка России об изменениях в составе собственников, чья доля в капитале банка составляет более одного процента. Однако еще не удалось добиться снижения порогового значения доли в уставном капитале банка одного акционера или группы связанных акционеров, на которую требуется получение разрешения от Банка России с 20% до 5%. Известно, что подавляющее большинство российских банков принадлежит ограниченному количеству частных лиц. Низкий уровень диверсификации банковского капитала не способствует финансовой устойчивости банков и организации корпоративного управления в соответствии с международными стандартами. Базель II придает большую значимость в системе корпоративного управления раскрытию информации. Раскрытие информации это одна из предпосылок формирования доверия клиентов банка. В последнее время особое внимание уделяется раскрытию информации по условиям кредитования физических лиц. С июля 2007 г. вступит новый порядок формирования резерва на возможные потери по кредитам физических лиц, согласно которому кредит, предоставленный физическому лицу, может быть включен в портфель однородных ссуд в целях формирования резерва на возможные потери только при условии расчета эффективной процентной ставки по данному кредиту. Банк России расширил перечень форм финансовой отчетности, публикуемой банками. Банки ежегодно в обязательном порядке, наряду с балансом и отчетом о прибылях и убытках, публикуют данные о движении денежных средств и об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов. Кроме этого, Банк России рекомендует банкам размещать дополнительную информацию о своей деятельности. Так, в целях расширения состава информации на сайте Банка России в сети Интернет с января 2007 г. Банк России рекомендует кредитным организациям размещать дополнительные сведения об их деятельности. А именно данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета в полном объеме, включая обороты, – ежемесячно, отчет о прибылях и убытках кредитной организации - ежеквартально. Несмотря на то, что все банки имеют собственные сайты в Интернете, информация, которая на них размещается, как правило, дублирует сведения, раскрываемые в соответствии с законодательством. По уровню раскрытия информации российские банки не соответствуют требованиям Базельского комитета, касающихся специфических банковских рисков. Качество корпоративного управления, в конечном счете, оценивается качеством управления рисками. И здесь главная роль отводится системе внутреннего контроля банка. Банк России привел нормативную базу по системе внутреннего контроля в соответствие с требованием Базельского комитета. Повышение действенности Службы внутреннего контроля обусловлено задачей минимизации рисков ведения банковского бизнеса. Руководствуясь целью увеличения прибыли, зачастую банки наносят ущерб финансовой устойчивости. Это подтверждается данными «Агентства по страхованию вкладов», выполняющего функции конкурсного управляющего при банкротстве банков с лицензией на право привлечения денежных средств физических лиц во вклады. При ликвидации банков Агентство выявляет значительный процент сомнительных сделок и передает материалы в правоохранительные органы, так как они связаны с финансовыми злоупотреблениями. Так, по отчету Агентства за 2006 г., в судах общей юрисдикции и арбитражных судах рассмотрено 277 дел об оспаривании сомнительных сделок. Следовательно, есть необходимость в разработке Банком России дополнительного документа, в котором более детально и четко будут прописаны функции внутреннего контроля и обеспечена его независимость. Финансовые нарушения возникают, как правило, в тех банках, где тесно переплетаются интересы собственников и менеджмента, а члены Совета директоров не способны принимать разумные суждения относительно положения дел в банке. Поэтому при оценке состояния корпоративного управления выделяется организация и качество деятельности Совета директоров (Наблюдательного совета) в том числе независимых директоров. Следует отметить, что в идеальном случае больше половины членов Совета директоров должны быть независимы. На практике еще не все банки имеют в составе Совета независимых директоров, в том числе и региональные банки Республики Коми. В целях повышения качества корпоративного управления Банк России инициирует на законодательном уровне приобретение права устанавливать критерии для оценки деловой репутации, профессиональной подготовленности членов Совета директоров. Сейчас Банк России имеет право потребовать замену руководителя банка при нарушениях им действующего законодательства. Руководители, допустившие данные нарушения попадают в «черную» базу. Причем продлен срок нахождения в «черной» базе данных информации о руководителях допустивших нарушения законодательства с 3 до 5 лет. Таким образом, несмотря на наличие положительных тенденций в формировании социально-ответственного банковского бизнеса через внедрение принципов корпоративного управления, остается проблема реализации данных принципов в полном объеме в каждом конкретном банке. |