Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Особенности развития социального партнерства с крупными компаниями в Республике Коми

Фролова Л.Н.

В статье рассматриваются социальные цели деятельности предприятий корпоративного типа и проводится анализ направлений современной системы социальной ответственности корпораций. Социальные обязательства корпораций РФ перед обществом в целом, по мнению автора,  заключаются в готовности корпораций выплачивать законодательно установленные налоги. В гораздо меньшей степени проявляется социальная ответственность перед жителями муниципальных образований, где осуществляется деятельность компании. В этой связи автор ставит задачи корпорации по улучшению условий комфортного проживания населения и анализирует существующие социальные программы, направленные на решение этих задач.

Анализ экономической динамики Российской Федерации и Республики Коми за период после кризиса 1998 г. свидетельствует о том, что значимость факторов экономического роста меняется. Но одной из постоянных угроз для дальнейшего развития российского бизнеса является недостаточный платежеспособный спрос со стороны населения страны, большой разрыв между доходами богатых и бедных. Дальнейшее усиление экономической дифференциации населения может привести к сокращению уровня потребления населения, а значит и к дестабилизации деятельности бизнеса. Для обеспечения устойчивого экономического роста и развития корпораций требуется баланс интересов различных социальных групп по поводу выигрыша от проводимых реформ: административной, налоговой, структурной, социальной. Иначе сохранится существующая напряженность между крупным предпринимательством и большей частью населения страны. В условиях развития социально-ориентированной рыночной экономики одним из ведущих способов согласования противоположных интересов, условием социального перемирия в обществе – выступает социальное партнерство. В РФ в начале XXI века, когда экономика России находится на подъеме, государство проводит активную социальную политику, формируются различные институты гражданского общества – система социального партнерства активно развивается, включает не только заключение коллективных договоров на предприятиях, но и соглашений на уровне общества в целом и на уровне отдельных регионов. При значительных региональных различиях социально-экономического развития наибольший интерес представляют, прежде всего, особенности механизма социального партнерства в северных регионах с крупными компаниями, чьи стратегические хозяйственные подразделения функционируют на территории этих регионов.

Статья преследует две цели. Одна – заключается в анализе  направлений современной системы социальной ответственности корпораций. Другая – состоит в выявлении особенностей механизма социального партнерства в вертикали: регион – компания.

Сформировать конструктивные механизмы мотиваций трудовой и предпринимательской деятельности, социального поведения может стратегия корпоративного управления, одной из целей которой должна быть социальная ответственность перед обществом, перед регионом, в котором действуют корпорации, и перед работниками компании. Для решения основной задачи государства – сокращение бедности и неравенства – необходимо, прежде всего, обеспечить высокую заработную плату наемным работникам любых масштабов производства, и в первую очередь крупных. Именно обеспечение достойного заработка большинство руководителей ставят главной социальной целью деятельности предприятий корпоративного типа. В экономической теории доказано негативное влияние нищенской заработной платы. На высокооплачиваемое рабочее место можно привлечь эффективных работников. С них можно требовать качественную работу, что ведет к росту производительности труда и доходов. Работодателям выгодно делиться с персоналом, поддерживая социальный мир и социальное партнерство внутри фирмы и в обществе. При этом сохраняются высокие доходы собственников и менеджеров [1, с.51]. Политику эффективной оплаты труда проводят и компании Республики Коми в нефтегазовом секторе, энергетике.

Второй целью по значимости решения проблем социальной ответственности компании является использование таких форм социального пакета как: долговременный найм для высококвалифицированных работников; поздравление работника с днем рождения, вступления в брак, по случаю рождения ребенка; предоставление внеочередного отпуска; оплата транспортных расходов; медицинское и пенсионное негосударственное страхование; беспроцентные ссуды на обучение; оплата дорогостоящих медицинских услуг; непосредственное участие персонала в доходах компании [2, с.109]. Реализация таких программ - это по сути инвестиции в «человеческий фактор», но работников только своей компании.

Особенностью последних трех лет является изменение интереса к социальному пакету со стороны наемных работников. Если раньше персонал предпочитал пакету доплаты к заработной плате, то в настоящее время наряду с уровнем оплаты труда нанимающихся на работу интересует наличие и состав социального пакета. Такое изменение свидетельствует о развитии содержания социального партнерства в вертикали: персонал - предприятие.

Социальные обязательства крупных компаний перед обществом в целом заключаются в готовности выплачивать законодательно установленные налоги. В гораздо меньшей степени проявляется социальная ответственность перед жителями муниципальных образований, где осуществляется деятельность компании. На наш взгляд, существующая здесь ситуация далека от цивилизованных норм и правил корпоративного поведения. Задача по улучшению условий комфортного проживания населения региона решается в форме: благотворительности по отношению к объектам культуры; в виде разовой помощи социальным объектам (школам-интернатам, домам престарелых и инвалидов, домам малюток); как финансовая помощь на завершение строительства и ремонта объектов социальной сферы (школ, больниц, спортивных комплексов – что чаще всего характерно для корпораций, функционирующих на территории Коми). В последние годы крупные нефтяные и газовые компании реализуют социальные проекты, в результате которых создаются рабочие места для инвалидов, направлены на благоустройство среды обитания человека и ее экологию, создание условий для спорта и укрепления здоровья. Так, в 2007 году одно из крупнейших предприятий в Коми ОАО «Севергазпром» обеспечил ухтинские спортивные школы всем необходимым как минимум на 3-5 лет: дорогостоящей спортивной формой и обувью, отличного качества инвентарем. Кроме того, были оплачены все расходы по участию ухтинской детской команды на первой детской зимней спартакиаде. Всего на эти цели из собственной прибыли предприятие израсходовало более двух миллионов рублей. Но это долгосрочные вложения, так как десятки подростков г.Ухты смогут на достойном уровне заниматься спортом, пополняя ряды приверженцев здорового образа жизни. Для компании «Севергазпром» - такие социальные проекты формируют и поддерживают положительный имидж у населения МО г.Ухта и Республики Коми в целом, а также у государственных органов управления. Это особенно важно для крупных компаний, так как государство в последнее время активно пропагандирует идеологию социального партнерства бизнеса и общества, поощряет развитие процессов социального партнерства, культивирует у предпринимателей чувство социальной ответственности.

В Коми, где разрыв в доходах между богатыми и бедными выше, чем в среднем по России, и где этот разрыв увеличивается с каждым годом – социальная ответственность крупных компаний имеет особую важность.

ОАО «Лукойл-Коми», самая крупная компания действующая на территории республики, ежегодно заключает соглашения с республиканскими и муниципальными органами о софинансировании социальных проектов, направленных на решение проблем бедности. Наиболее типичные мероприятия в рамках социального партнерства следующие: целевое направление на обучение за счет средств компании стипендиатов; строительство учреждений просвещения, культуры, здравоохранения, спорта; финансирование строительства храмов; долевое участие в общереспубликанских и городских праздниках; материальная поддержка пенсионеров, ветеранов, коренного населения; реализация экологических программ; реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда и финансирование его содержания; целенаправленная спонсорская и благотворительная помощь.

Таким образом, высшее руководство компании осознает, что корпорация должна развиваться на принципах социально ответственного бизнеса. Однако, по нашему мнению, руководство данной компании и других корпораций, действующих в районах Коми, не достаточно связывают формирование положительного имиджа компании с решением проблемы социальной ответственности фирмы перед всем населением республики, что идет в разрез с общемировыми тенденциями корпоративного развития.

Примером могут служить выявленные комиссией Росприроднадзора в октябре 2006 г. нарушения экологического характера со стороны «Лукойла» на территории Коми. Тем более, что жители Усинского района давно жаловались на действия нефтяников, которые усложняли проблемы бедности населения, незанятого в компании. Республиканские власти, учитывая высокую сознательность крупнейшего налогоплательщика РК, предполагают в этой ситуации расширение социального диалога с компанией и точное соблюдение ею договоренностей. При этом органы управления республикой не должны выбирать между экологами и населением с одной стороны, и бизнес-структурами – с другой. Должен быть достигнут компромисс и согласие в области социально-экономических, экологических интересов, направлений социальных расходов и доходов, их обеспечивающих. Стимулирование расходов на сохранение экологических и развитие человеческих ресурсов является условием устойчивого развития экономики Коми и развития бизнеса на ее территории.

Примером развития форм социального партнерства с крупными компаниями является предоставление налоговых льгот «Лукойл-Коми». Но при этом половина суммы предоставленных льгот предусматривается на строительство новых  поликлиник в с.Усть-Цильме и г.Усинске, на реализацию других социальных проектов, строительство (ремонт) дорог. Для республики такое соглашение позволяет создать наиболее выгодные условия для крупнейшей нефтяной компании и привлечение инвестиций, сохранить рабочие места и стабильные поступления в республиканский бюджет. Для компании такое решение создает дополнительные возможности для развития. Подобное региональное соглашение частно-государственного партнерства определяет гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями Коми. В месте с тем следует отметить, что указанное соглашение ущемляет интересы малого бизнеса, снижает поступления в бюджет Коми, то есть не в полной мере способствует согласованию интересов, представленных в республике.

Таким образом, предметом переговоров между компаниями и Правительством Республики Коми становятся основные направления социально-экономической политики, включая показатели и индикаторы социального благополучия населения республики, системы социальных гарантий для всех слоев населения Коми, а не только персонала компаний.

Выводы. Основные особенности современного механизма  социального партнерства в России и в Коми заключаются в следующем: - стимулирование государством частно-государственного партнерства; - признание руководителями компаний необходимости социального диалога внутри компании, с органами власти региона как представителями интересов всего населения региона; - повышение интереса работников компаний к широкому социальному пакету; - развитие направлений и форм социальной ответственности корпораций перед регионами, муниципальными образованиями; - сохранение большого разрыва между интересами  собственников, менеджеров, персоналом компаний и всего остального населения территорий, где действуют компании.

 

Библиография

1.        Смирнов В., Лукьянчикова Инфляция и трудовые доходы // Экономист, №2, 2007.

2.        Романова О.А., Ткаченко И.Н. Эмпирический анализ институциональной динамики внутрифирменных корпоративных отношений (опыт регионального исследования 1999-2002 гг. в Уральском районе)//Проблемы прогнозирования №2. 2004.