Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Инвестиции и развитие социальной
инфраструктуры АПК Северного региона
Мустафаев
А.
Характерные
особенности социальных факторов в
экономической активности АПК. Эффективный облик АПК Республики Коми во многом зависит от правильного сочетания его отраслевой инвестиционной деятельности и управления ей, включая сферы инфраструктуры. При этом совокупность практических действий субъектов инвестиционного процесса (юридических, физических лиц и государства), направленная на привлечение и увеличение средств, предопределяет разработку совершенных методов агропромышленных финансовых распределительных отношений – создание равноправных условий инвестиционной деятельности для всех сфер АПК с целью получения экономического и социального эффекта [6, 21]. Характеристика последней представляет собой сложную процедуру обеспечения целостности инвестиционной системы АПК, реализации комплекса социально-экономических задач – воплощению качественных социальных изменений в экономической активности предприятий и работников. Принципы и методы межотраслевого инвестирования АПК региона сегодня сталкиваются с весьма сложными ситуациями, связанными: с разрушением целостности единого АПК, потерей межотраслевых социально-экономических отношений; с продолжением дезинтеграционных тенденций, раздроблением крупных предприятий на неэффективные мелкие, создающие колоссальное инвестиционное противоречие; со снижением уровня хозяйственной деятельности и, тем самым, потерей инвестиционной привлекательности; с отсутствием стратегических программ комплексного развития производства и сфер инфраструктуры АПК, ослаблением в этом государственной поддержки; с проблемой «изолированности» предприятий от финансовых рынков – отсутствием тесных связей, механизмов согласования и реализации интересов между ними и т.д. По многочисленным причинам происходит деградация ранее имевшейся базы производственной и социальной инфраструктуры АПК региона, уменьшаются всевозможные варианты их восстановления и развития. Подтверждением глубокого кризиса являются не только неустойчивость бюджетного финансирования, но и рост неплатежеспособности предприятий и населения, ухудшение ситуации с занятостью, падение спроса на социальные достижения. Сегодня в АПК республики основную массу прибыли получает сравнительно небольшой круг предприятий. Так, в среднем за 1995-2005 гг. балансовый убыток всех сельскохозяйственных организаций составлял 75,3 млн. руб., а удельный вес убыточных сельхозорганизаций из всех предприятий отрасли равнялся 65,7 %. Несколько иная картина складывается в пищевой промышленности. Так, если не учитывать убыточные 2002-2003 гг., то активное сальдо прибыли за 1995-2005 гг. в среднем составляло 64,2 млн. руб. и при этом рентабельность реализованных товаров уменьшилась почти в 2 раза с 13,8 до 7,3 %. Естественно, при различных уровнях хозяйствования и финансового положения, а также доступа к инвестиционным источникам, уровень инфраструктурного развития не может быть одинаковым. Неравномерный экономический потенциал предприятий и слабое исполнение бюджетных обязательств привели к сильному социально-экономическому расхождению (рис. 1). млн. руб.
Рис. 1. Основные направления расходов консолидированного бюджета Республики Коми за 2004 г. [9, 307, 308] Наблюдается существенное снижение социальных потребностей и в связи с этим резкое падение трудовой активности, снижение темпов производства. Если в пищевой промышленности уменьшение величины производства в большей степени было связано с рыночными и технико-технологическими проблемами, а также снижением объемов цельномолочной и хлебобулочной продукции (за 1996-2005 гг. – на 42 %), то в сельском хозяйстве еще и с падением поголовья и со снижением продуктивности скота, с уменьшением площадей используемых земель (рис. 2). Это не может быть объяснено также разрушением производственной и социальной инфраструктуры, ухудшением социальных достижений в сельской местности и сокращением числа работников аграрных предприятий. Поэтому, говоря о результатах хозяйственной деятельности и формировании инфраструктурных сфер АПК, нельзя обойти вниманием процессы, происходящие в социальной жизни – проблемы дифференциации доходов, распространения безработицы и многие другие острые социальные задачи. Это говорит о том, что принимаемая социальная политика должна быть многомерной, включающей в себя все значимые для экономики и жизни людей решения, не имеющие жестких пространственных и отраслевых границ и не существующие изолированно от природной и производственной систем [5, 124]. Следовательно, в структуре АПК социальные вопросы не менее инерционны, чем производственные, и, обладая огромным эффектом, накапливая прямые и косвенные следствия социально-экономических изменений через сознание и трудовое поведение, возвращаются в хозяйственную практику. Рис. 2. Индексы производства
продукции пищевой промышленности и
сельского хозяйства Республики Коми [8, 7; 19] Отметим, что в среднем за 1995-2005 гг. численность экономически активного населения республики составила 598,2 тыс. чел., а в 2005 г. она равнялась 610 тыс. человек или 69 % от общей численности населения в возрасте от 15 до 72 лет. За эти годы в среднем из них 87 % были заняты в экономике и 13 % не имели занятия, но активно его искали. На начало 2005 г. было зарегистрировано 15,8 тыс. безработных, что на 1,4 % больше, чем годом раньше. Среди безработных 64 % женщины, 51 % - жители сельской местности, 36% - молодежь в возрасте 16-29 лет. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию за этот год в среднем составила 4,4 человек, в том числе в городах – 2,7 и в сельских районах – 6,1. Высокая безработица в сельских районах обусловлена не только отсутствием рабочих мест, но и несоответствием структуры предлагаемых вакансий профессиональному составу граждан, обратившихся в органы трудоустройства. Хотя средняя продолжительность поиска работы за период 2003-2005гг. в республике сократилась с 5,2 до 4,9 месяца или на 6%, время поиска работы в сельской местности за этот период оставалось гораздо выше – 6,1 месяца. Усиление миграционного оттока населения из республики наблюдалось с 1990 г., максимальное значение которого отмечалось в 1991-1995 гг. В общей сложности потери трудового потенциала республики за последние 15 лет составили почти 70 тыс. чел. (табл.1). Таблица 1 Динамика
миграционного сальдо населения Республики
Коми
Источник: Социально-экономическое положение Республики Коми, Сыктывкар, 2006. C. 180 Наблюдается
снижение интенсивности миграционной
подвижности населения, так как оборот
миграции (сумма мигрирующего населения по
прибытию и выбытию) сократился с 57,4 тыс.
человек в 2000 г. до 34,8 тыс. человек в 2005 г., а
коэффициент миграционного оборота на 1000
жителей (2000 г. к 2005 г.) уменьшился с 54,6 до 38,3
человек или на 30, 6 %. Несмотря на то, что за
анализируемый период коэффициент
миграционной убыли в расчете на 1000 чел.
населения в сельской местности был ниже
соответствующего показателя в городской
местности, число работающих в сельских
организациях сократилось больше чем на
половину – с 29,5 до 13,4 тыс. чел. Значительное
сокращение сельских трудовых ресурсов
связано как с ухудшением состояния
хозяйственной деятельности, так и
социальной жизни. Слабая социальная база
сельских районов не смогла способствовать
концентрации экономической активности
предприятий и воздействовать на
мобильность трудовых ресурсов, а наоборот,
уменьшила число работников, занятых в
производстве, вдвое. Существуют и объективные факторы, традиционно снижающие численность и долю сельского населения республики. К числу их можно отнести суровые природные условия, препятствующие устойчивому развитию аграрного производства и формированию его полноценных инфраструктурных сфер; высокий миграционный оборот и низкая приживаемость населения сельских районов, активизирующие процесс пополнения рядов горожан; разрушение основы коллективного уклада социально-экономической жизни сельского населения [3, 37]. Переток трудовых ресурсов в другие отрасли и районы возрастает по мере трудоустройства и адаптации к новому рабочему месту и варьирует в зависимости от уровня заработной платы и социальной обеспеченности. Такая негативная тенденция занятости, не особенно характерная для северного региона с низкой плотностью населения, влечет за собой колоссальные негативные последствия: демографические, социально-экономические, инфраструктурные, морально-психологические и др. Деструктивные демографические процессы, тяжелое финансовое состояние предприятий и работников ставят под угрозу сохранение трудового потенциала села республики. В сельской местности республики имеются немало населенных пунктов, в которых проживают несколько семей и только лица старше трудоспособного возраста. Сегодня основная масса работников села, обладая сравнительно высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки, оказались в положении социальных аутсайдеров. Трудоспособное молодое поколение села не может позаботиться о своем здоровье, получении всестороннего образования, повышении уровня культуры, улучшении своего благосостояния, что свойственно человеку. В конечном итоге, будучи зависимым от состояния производства, социальная сфера образует достаточно жесткие рамки ее функционирования и дальнейшего развития. Поэтому, учитывая, что социальные факторы имеют прямую связь и тесную взаимодополняющую функцию с процессом производства, они подлежат равноправному развитию и совместному управлению, выравниванию общих интересов и условий развития АПК в целом. Инвестиционные
проблемы формирования социальной
инфраструктуры АПК. В условиях коренного перелома социально-экономических и административных основ АПК региона, имевшего долгосрочные последствия, очень сложно обеспечить инвестиционную активность его социальной инфраструктуры. Полнота охвата проблем сталкивается с различными трудностями ресурсообеспечения и факторов структурных преобразований. Отметим, что слабое развитие транспортной сети Северного региона предопределяет более высокие цены на товары и дестабилизацию, как процесса производства, так и ухудшение социальной жизни населения. Сегодня многие сельские населенные пункты республики удалены от крупных продовольственных рынков и организаций культурно-бытового обслуживания в среднем на 100-150 км и не имеют с ними регулярного транспортного сообщения. Свыше 50 % сельских поселений не связано с магистральными трассами общего пользования и дорогами с твердым покрытием. За период 1995-2005 гг. число городов и поселков городского типа региона, имеющих внутригородское автобусное сообщение, уменьшилось с 20 до 15. Существующая дорожно-транспортная сеть на селе, сдерживая интеграционные процессы АПК, тормозит процесс формирования рыночной инфраструктуры и организации выездных форм социального обслуживания населения. Во многих местах из-за бездорожья сельские населенные пункты изолированы не только от крупных товарных рынков, но и от автобусного сообщения. По данным статистики, сегодня транспортная сеть республики составляет 1,7 тыс. км железнодорожных, 2,8 тыс. км внутренних водных судоходных путей общего пользования и 6,4 тыс. км автодорог общего пользования. За период 1995-2004 гг. густота автомобильных и железных дорог имела тенденцию к снижению на 23,7 и на 28,6 % соответственно (табл.2). Эти показатели в отдельных местах на территории республики колеблется в интервале от 1 до 56 км на 1000 кв. км. Таблица 2 Густота
путей сообщения Республики Коми (км путей
на 1000 кв. км территории)
Источник:
Статистический ежегодник Республики
Коми, Сыктывкар, 2006. С. 250 На начало 2005 г. на балансе организаций имелись около 6 тыс. км ведомственных автомобильных дорог, из которых 65 % с твердым покрытием, и 0,6 тыс. км железнодорожных путей не общего пользования. Ведомственные автодороги в основном принадлежат организациям лесозаготовительной промышленности и строительной отрасли, сельскохозяйственные организации содержат лишь 3 % автодорог, из них 56 % с твердым покрытием. За период 2000-2005 гг. перевозки пассажиров транспортом общего пользования уменьшились почти на 9,0 %, а тарифы на перевозку пассажиров поездами возросли на 46%, междугородними автобусами – на 49 %. Удельный вес убыточных организаций транспорта из всех предприятий в 2005 г. составил 61 %, а общая сумма убытка равнялась 98,8 млн. руб. Многомерная транспортно-инвестиционная задача северного региона представляет собой сложную структуру ресурсов в классификационном делении, делает границы инвестиций неопределенными и интервальными. Это требует проведения всестороннего мониторинга с выявлением ситуации транспортной доступности каждого населенного пункта с помощью обоснованных схем «рынок-периферия», а также состояние тарифных, временных и других затрат. Следовательно, на основе ретроспективного анализа необходимо выявить географическое расположение конкретного производства в соответствии с уровнем транспортной освоенности – транзитного типа развития «город-село». Ускоренный переход АПК на рыночные условия хозяйствования во многом характеризуется информационным обеспечением и оказанием услуг связи, формированием их технической базы и источников финансирования. С этой точки зрения, государству необходимо активно содействовать рынку информации: обеспечивать его прозрачность и конкурентоспособность, снижать рыночную маржу, усиливать процесс интеграции между участниками рынка и корректировать любые их решения. Это позволяет не только оперативно характеризовать состояние субъектов, объектов и процессов, контролируемых органами управления, но и совместно использовать готовые базы данных об объектах, субъектах территории (кадастры, регистры, реестры и т.д.), информации, характеризующей состояние всех процессов социально-экономического развития регионального АПК [2, 57]. В сопоставимой
оценке, общий объем услуг, оказанных
операторами связи в 2005 г., составил 2,8 млрд.
руб., в том числе населению 1,5 млрд. руб., что
соответственно на 35 и 27 % больше, чем в 2004 г.
За 2004-2005 гг. тарифы на услуги связи для
населения увеличились на 14 %, в том числе по
абонентской плате за телефон – на 19 %,
почтовой связи – на 10 %. Не изменились
тарифы по документальной электросвязи, на
междугородную телефонную связь, а услуги
сотовой связи подешевели на 6 %. Многие
жители республики сегодня имеют
возможность пользования информационными
ресурсами сети Internet, которая
функционирует почти во всех городах и
отдельных районах республики. Предусматривается
организация сети распространения
программы национального телевидения на
территории республики, расширение сфер
деятельности новых услуг связи: сети
передачи данных, сотовой связи, сети
персонального радиовызова, спутниковой
связи, доступа в Internet,
интеллектуальных услуг и т.д. На начало 2005 г.
ввод монтированной емкости телефонных
станций составил почти 70 тыс. номеров,
прирост количества основных телефонов
составил 24 тыс. штук, а обеспеченность
телефонными аппаратами на 100 жителей – 25
единиц. Принципы
формирования информационных систем и
систем связи АПК региона влекут за собой
новые направления инвестиционной
деятельности: создание эффективно
функционирующих органов управления
инвестициями в сферах информации и связи;
освоение отечественного и зарубежного
опыта в области информационных технологий;
выделение средств для подготовки
универсальных специалистов в области сбора,
обработки и распространения информации;
устранение отраслевого дисбаланса по
оснащению информационным оборудованием и
техникой связи; координация
вертикальной и горизонтальной связи
информационной службы и обмена информацией
между ними. Это позволит поддерживать
стимулирующие факторы производственно-рыночного
функционирования, сохранить доступность,
качество и приемлемую цену «информационного
продукта» для всего населения региона. Отметим, что сферы социальной инфраструктуры АПК, обладая особой спецификой, представляют собой различные финансово-инвестиционные аспекты в решении сложных социальных задач. Главное противоречие формирования финансового потенциала АПК состоит в том, что сокращение интенсивного потока государственных средств, к сожалению, не сопровождается ощутимым усилением интенсивности поступления средств от предприятий и населения. При этом цена стоимости рабочей силы абсолютно не соответствует стоимости ее воспроизводства, в том числе на приобретение предлагаемых социальных услуг. Это свидетельствует о том, что при координации социально-трудовых отношений необходимо иметь определенные социальные гарантии, ответственность за которые должна быть закреплена за соответствующим уровнем управления [5, 197]. В этом
направлении важное место принадлежит
системе образования, представляющей
интересы личности, общества и государства,
формированию интеллектуального потенциала
в реализации социально-экономических задач.
Это требует сохранения единой
образовательной системы на территории
республики с предоставлением гражданам
общедоступного бесплатного образования. Анализ показывает,
что расходы консолидированного бюджета
республики на образование за период 1998-2005
гг. увеличились в 3,4 раза, что по отношению
ко всем бюджетным расходам и валовому
региональному продукту имело тенденцию к
повышению соответственно с 17 до 20 % и с 3,9 до
6,4 %. На начало 2004/2005 учебного года в
республике имелась 521 общеобразовательная
школа, что по сравнению с 1993/1994 учебным
годом на 8,0 % меньше. В сравнимый период
аварийность состояния зданий увеличилась
почти на 34 %, в капитальном ремонте
нуждались более 33 % учреждений. Аналогичные
показатели в сельских общеобразовательных
школах составили соответственно – 40,8 и 37,9 %.
Только 22,7 % сельских школ республики
сегодня имеет все виды благоустройства, из
остальных не обеспечены водопроводом 53 %,
центральным отоплением – 21,5 %, канализацией
– 76 %, ниже была и обеспеченность кабинетами
информатики и вычислительной техники – в 1,9
раза. За последние 15 лет численность
учащихся в общеобразовательных
учреждениях республики сократилась на 24,6 %,
в том числе в сельской местности на 30,1 %. На начало 2005 г.
насчитывалось 27 государственных средних
специальных учебных заведений, где
обучалось 16,8 тыс. студентов, что по
сравнению с 2003 г. на 4,0 % больше. За этот год
на 10 тыс. чел населения республики
приходилось 165 студентов этих учреждений.
Система высшего образования республики
объединяет 18 государственных и 7
негосударственных учебных заведений, в
которых обучается 34,3 тыс. студентов. На
каждые 10 тыс. чел. населения республики
приходится 337 студентов. Резюмируя,
отметим, что сущностью всех экономических
механизмов самодвижения АПК является
обеспечение его эффективности, и при этом
решающая роль принадлежит развитию
человеческого потенциала, отражающему рост
зависимости всех видов производственной и
социальной деятельности от творческого
труда. Следовательно, при стратегической
ориентации любой проблемы АПК в отрыве от
определения уровня эффективности
образования и особого свойства его «продукции»
невозможно достичь высокого результата.
Данную проблему необходимо рассматривать
не только как отдельную социальную сферу, а
в широком контексте, включающем полный
спектр социальной, экономической,
политической, моральной, психологической и
других трактовок, соответствие которым и
определяет реальную ценность полученного «образовательного
продукта» в числителе формулы социально-экономической
эффективности [4, 120]. В системе
общественных ценностей ключевое место
принадлежит категории здоровья, отражающей
жизненный уровень и качество жизни
человека. В связи с активизацией роли
человеческого фактора в экономике
физическая характеристика, способности и
энергия человека приобретают особое
значение и выдвигаются на первый план.
Поэтому современное производство
невозможно представить без высокой
интеллектуальной составляющей, отвечающей
требованиям растущей интенсивности труда,
напряженным ритмам социально-экономических
процессов и нервно-психической нагрузке
рыночной деятельности [1, 136-137]. С учетом
существующего низкого уровня жизни в
деревне, реализация предусмотренных мер в
системе сельского здравоохранения должна
быть построена на основе бесплатной
медицинской помощи и надежной гарантии
лекарственного обеспечения. Важнейшими
атрибутами развития сельского
здравоохранения является: повышение уровня
квалификации и доходов сельских
медицинских работников; строительство
сельских медицинских объектов
современного типа и укрепление их
материально-технической базы новейшим
оборудованием; обеспечение села
многопрофильной медицинской помощью и
достаточными кадрами, совершенствование
управления системой сельского
здравоохранения в целом. По данным статистики, за период 1993-2005 гг. количество больничных учреждений по всей республике сократилось на 19 %, а количество размещенных в них коек уменьшилось на 27 %. При этом мощность санаторно-поликлинических учреждений выросла на 15%, число стационаров в 12 городах и районах республики имеет тенденцию к активному снижению. За эти годы бюджетные расходы на здравоохранение и физическую культуру выросли почти в четыре раза, но удельный вес по отношению ко всем растущим бюджетным расходам и к валовому региональному продукту оставался неизменным – соответственно 13,1 и 2,4 %. Выше среднереспубликанского уровня (в среднем за эти годы 129 коек на 10 тыс. чел.) больничными койками были обеспечены только жители крупных городов (от 131 до 179 коек), и менее всего были обеспечены жители сельских районов (от 60 до 70 коек). На начало 2005 г. учреждения Министерства здравоохранения республики располагали 406 зданиями, 29 % из которых нуждались в капитальном ремонте, а 5,3 % находились в аварийном состоянии. Подчеркнем, что в социальной сфере важное место принадлежит развитию жилищного строительства и обеспечению населения необходимым жильем. С учетом всех источников финансирования в 2005 г. в республике на 1000 чел. населения было построено и введено в действие 159 тыс. кв. м общей площади жилых домов, или в 2,1 раза меньше к уровню 1995 г. и 13 % выше к уровню 2004 г. (табл. 3). Средняя стоимость строительства одного кв. м. общей площади жилых домов республики в 2005 г. составила 8,8 тыс. руб. или на 30 % выше, чем годом раньше. За период 1990-2005 гг. доля ветхого и аварийного жилфонда в общей площади жилищного фонда за указанный период увеличилась от 4,8 до 6,4 %, в том числе в городской местности от 4,1 до 4,5%, а в сельской местности от 8,1 до 12%, или в 1,5 раза. Таблица 3 Ввод в
действие жилых домов в городах и поселках
городского типа и сельской местности,
тыс. кв. м общей площади
Источники:1) Социально-экономическое положение Республики Коми, Сыктывкар, 2006. С. 8. 2) Сборник «Сельское хозяйство в Республике Коми», Сыктывкар, 2005 [7, 197; 198; 200]. Подводя итоги, отметим, что сегодня реализация комплекса инфраструктурных задач АПК республики силами отдельных ведомств или индивидуальных хозяйств невозможна. Вместе с тем, предприятия АПК не всегда отвечают требованиям финансовых структур и не всегда могут обеспечить прозрачность вкладываемых средств: окупаемость вложений, погашаемость кредитов и стабилизацию нормы доходов. В этих случаях только государство в силах решить комплекс инфраструктурных задач АПК и снять остроту проблем. Исходя из этого, необходимо найти те механизмы взаимодействия отраслей АПК, которые смогли бы ответить основным принципам их взаимовыгодного развития. Библиография 1.
Демидова Л.С. Реформы хозяйственного
механизма в сфере здравоохранения//
Государство и отрасли инфраструктуры в
современной рыночной экономике. – М.: Наука,
2001. 2.
Лавреш И.И. Основные направления развития
информатизации органов власти и управления
в Республике Коми// Материалы конференции «Политические,
экономические и социокультурные аспекты
регионального управления на Европейском
Севере». Ч. 1. – Сыктывкар, КРАГС и У, 2004. 3.
Лаженцев В.Н., Фаузер В.В. Демография и
социальное управление// Север России:
Актуальные проблемы развития и
государственный подход к их решению. –
Москва-Сыктывкар, КНЦ УрО РАН, 2004. 4.
Марценкевич В.И. Механизмы регулирования
сферы образования// Государство и отрасли
инфраструктуры в современной рыночной
экономике. – М.: Наука, 2001. 5.
Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление
экономикой региона. – Новосибирск:
Сибирское соглашение, 2001. 6.
Санду И.С., Лященко О.В., Резников Н.А.
Управление инвестиционными процессами в
региональном АПК. – М.: ФГУП «Эксплор», 2005. 7.
Сельское хозяйство в Республике Коми. –
Сыктывкар, 2005. 8.
Социально-экономическое положение
Республики Коми. – Сыктывкар, 2006. 9. Статистический ежегодник Республики Коми. – Сыктывкар, 2005. |