Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Инвестиции и развитие социальной инфраструктуры АПК Северного региона

Мустафаев А.

В статье поднимается актуальная тема кризисной ситуации в агропромышленном комплексе Северного региона. В результате деградация ранее имевшейся базы производственной и социальной инфраструктуры АПК снижаются социально-экономические показатели развития региона, в результате чего возникают дифференциация доходов, распространение безработицы и другие острые социальные проблемы. По результатам статистических данных автором выявлены основные проблемы, препятствующие развитию АПК, главными из которых являются инвестиционные проблемы формирования социальной инфраструктуры.

Характерные особенности социальных факторов в экономической активности АПК.

Эффективный облик АПК Республики Коми во многом зависит от правильного сочетания его отраслевой инвестиционной деятельности и управления ей, включая сферы инфраструктуры. При этом совокупность практических действий субъектов инвестиционного процесса (юридических, физических лиц и государства), направленная на привлечение и увеличение средств, предопределяет разработку совершенных методов агропромышленных финансовых распределительных отношений – создание равноправных условий инвестиционной деятельности для всех сфер АПК с целью получения экономического и социального эффекта [6, 21]. Характеристика последней представляет собой сложную процедуру обеспечения целостности инвестиционной системы АПК, реализации комплекса социально-экономических задач – воплощению качественных социальных изменений в экономической активности предприятий и работников.

Принципы и методы межотраслевого инвестирования АПК региона сегодня сталкиваются с весьма сложными ситуациями, связанными: с разрушением целостности единого АПК, потерей межотраслевых социально-экономических отношений; с продолжением дезинтеграционных тенденций, раздроблением крупных предприятий на неэффективные мелкие, создающие колоссальное инвестиционное противоречие; со снижением уровня хозяйственной деятельности и, тем самым, потерей инвестиционной привлекательности; с отсутствием стратегических программ комплексного развития производства и сфер инфраструктуры АПК, ослаблением в этом государственной поддержки; с проблемой «изолированности» предприятий от финансовых рынков – отсутствием тесных связей, механизмов согласования и реализации интересов между ними и т.д.

По многочисленным причинам происходит деградация ранее имевшейся базы производственной и социальной инфраструктуры АПК региона, уменьшаются всевозможные варианты их восстановления и развития. Подтверждением глубокого кризиса являются не только неустойчивость бюджетного финансирования, но и рост неплатежеспособности предприятий и населения, ухудшение ситуации с занятостью, падение спроса на социальные достижения.

Сегодня в АПК республики основную массу прибыли получает сравнительно небольшой круг предприятий. Так, в среднем за 1995-2005 гг. балансовый убыток всех сельскохозяйственных организаций составлял 75,3 млн. руб., а удельный вес убыточных сельхозорганизаций из всех предприятий отрасли равнялся 65,7 %. Несколько иная картина складывается в пищевой промышленности. Так, если не учитывать убыточные 2002-2003 гг., то активное сальдо прибыли за 1995-2005 гг. в среднем составляло 64,2 млн. руб. и при этом рентабельность реализованных товаров уменьшилась почти в 2 раза с 13,8 до 7,3 %.

Естественно, при различных уровнях хозяйствования и финансового положения, а также доступа к инвестиционным источникам, уровень инфраструктурного развития не может быть одинаковым. Неравномерный экономический потенциал предприятий и слабое исполнение бюджетных обязательств привели к сильному социально-экономическому расхождению (рис. 1). 

млн. руб.

 Рис. 1. Основные направления расходов консолидированного бюджета Республики Коми за 2004 г. [9, 307, 308]

Наблюдается существенное снижение социальных потребностей и в связи с этим резкое падение трудовой активности, снижение темпов производства. Если в пищевой промышленности уменьшение величины производства в большей степени было связано с рыночными и технико-технологическими проблемами, а также снижением объемов цельномолочной и хлебобулочной продукции (за 1996-2005 гг. – на 42 %), то в сельском хозяйстве еще и с падением поголовья и со снижением продуктивности скота, с уменьшением площадей используемых земель (рис. 2). Это не может быть объяснено также разрушением производственной и социальной инфраструктуры, ухудшением социальных достижений в сельской местности и сокращением числа работников аграрных предприятий.

Поэтому, говоря о результатах хозяйственной деятельности и формировании инфраструктурных сфер АПК, нельзя обойти вниманием процессы, происходящие в социальной жизни – проблемы дифференциации доходов, распространения безработицы и многие другие острые социальные задачи. Это говорит о том, что принимаемая социальная политика должна быть многомерной, включающей в себя все значимые для экономики и жизни людей решения, не имеющие жестких пространственных и отраслевых границ и не существующие изолированно от природной и производственной систем [5, 124]. Следовательно, в структуре АПК социальные вопросы не менее инерционны, чем производственные, и, обладая огромным эффектом, накапливая прямые и косвенные следствия социально-экономических изменений через сознание и трудовое поведение, возвращаются в хозяйственную практику.

Рис. 2. Индексы производства продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства Республики Коми [8, 7; 19]

Отметим, что в среднем за 1995-2005 гг. численность экономически активного населения республики составила 598,2 тыс. чел., а в 2005 г. она равнялась 610 тыс. человек или 69 % от общей численности населения в возрасте от 15 до 72 лет. За эти годы в среднем из них 87 % были заняты в экономике и 13 % не имели занятия, но активно его искали. На начало 2005 г. было зарегистрировано 15,8 тыс. безработных, что на 1,4 % больше, чем годом раньше. Среди безработных 64 % женщины, 51 % - жители сельской местности, 36% - молодежь в возрасте 16-29 лет. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию за этот год в среднем составила 4,4 человек, в том числе в городах – 2,7 и в сельских районах – 6,1.

Высокая безработица в сельских районах обусловлена не только отсутствием рабочих мест, но и несоответствием структуры предлагаемых вакансий профессиональному составу граждан, обратившихся в органы трудоустройства. Хотя средняя продолжительность поиска работы за период 2003-2005гг. в республике сократилась с 5,2 до 4,9 месяца или на 6%, время поиска работы в сельской местности за этот период оставалось гораздо выше – 6,1 месяца. Усиление миграционного оттока населения из республики наблюдалось с 1990 г., максимальное значение которого отмечалось в 1991-1995 гг. В общей сложности потери трудового потенциала республики за последние 15 лет составили почти 70 тыс. чел. (табл.1).

Таблица 1

Динамика миграционного сальдо населения Республики Коми

Годы

Человек

На 1000 населения

все население

городское

сельское

все население

городское

сельское

1995

-20148

-14675

-5473

-17,6

-17,0

-19,6

2000

-11305

-8913

-2392

-10,8

-11,2

-9,3

2001

-9593

-8137

-1456

-9,3

-10,4

-5,7

2002

-9516

-8586

-930

-9,3

-11,2

-3,7

2003

-6289

-5712

-577

-6,2

-7,5

-2,3

2004

-5718

-4070

-1648

-5,7

-5,4

-6,7

2005

-6703

-5001

-1702

-7,4

-7,3

-7,6

Источник: Социально-экономическое положение Республики Коми, Сыктывкар, 2006. C. 180

Наблюдается снижение интенсивности миграционной подвижности населения, так как оборот миграции (сумма мигрирующего населения по прибытию и выбытию) сократился с 57,4 тыс. человек в 2000 г. до 34,8 тыс. человек в 2005 г., а коэффициент миграционного оборота на 1000 жителей (2000 г. к 2005 г.) уменьшился с 54,6 до 38,3 человек или на 30, 6 %. Несмотря на то, что за анализируемый период коэффициент миграционной убыли в расчете на 1000 чел. населения в сельской местности был ниже соответствующего показателя в городской местности, число работающих в сельских организациях сократилось больше чем на половину – с 29,5 до 13,4 тыс. чел.

Значительное сокращение сельских трудовых ресурсов связано как с ухудшением состояния хозяйственной деятельности, так и социальной жизни. Слабая социальная база сельских районов не смогла способствовать концентрации экономической активности предприятий и воздействовать на мобильность трудовых ресурсов, а наоборот, уменьшила число работников, занятых в производстве, вдвое.

Существуют и объективные факторы, традиционно снижающие численность и долю сельского населения республики. К числу их можно отнести суровые природные условия, препятствующие устойчивому развитию аграрного производства и формированию его полноценных инфраструктурных сфер; высокий миграционный оборот и низкая приживаемость населения сельских районов, активизирующие процесс пополнения рядов горожан; разрушение основы коллективного уклада социально-экономической жизни сельского населения [3, 37].

Переток трудовых ресурсов в другие отрасли и районы возрастает по мере трудоустройства и адаптации к новому рабочему месту и варьирует в зависимости от уровня заработной платы и социальной обеспеченности. Такая негативная тенденция занятости, не особенно характерная для северного региона с низкой плотностью населения, влечет за собой колоссальные негативные последствия: демографические, социально-экономические, инфраструктурные, морально-психологические и др. Деструктивные демографические процессы, тяжелое финансовое состояние предприятий и работников ставят под угрозу сохранение трудового потенциала села республики. В сельской местности республики имеются немало населенных пунктов, в которых проживают несколько семей и только лица старше трудоспособного возраста.

Сегодня основная масса работников села, обладая сравнительно высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки, оказались в положении социальных аутсайдеров. Трудоспособное молодое поколение села не может позаботиться о своем здоровье, получении всестороннего образования, повышении уровня культуры, улучшении своего благосостояния, что свойственно человеку. В конечном итоге, будучи зависимым от состояния производства, социальная сфера образует достаточно жесткие рамки ее функционирования и дальнейшего развития. Поэтому, учитывая, что социальные факторы имеют прямую связь и тесную взаимодополняющую функцию с процессом производства, они подлежат равноправному развитию и совместному управлению, выравниванию общих интересов и условий развития АПК в целом. 

 

Инвестиционные проблемы формирования социальной инфраструктуры АПК.

В условиях коренного перелома социально-экономических и административных основ АПК региона, имевшего долгосрочные последствия, очень сложно обеспечить инвестиционную активность его социальной инфраструктуры. Полнота охвата проблем сталкивается с различными трудностями ресурсообеспечения и факторов структурных преобразований.

Отметим, что слабое развитие транспортной сети Северного региона предопределяет более высокие цены на товары и дестабилизацию, как процесса производства, так и ухудшение социальной жизни населения. Сегодня многие сельские населенные пункты республики удалены от крупных продовольственных рынков и организаций культурно-бытового обслуживания в среднем на 100-150 км и не имеют с ними регулярного транспортного сообщения. Свыше 50 % сельских поселений не связано с магистральными трассами общего пользования и дорогами с твердым покрытием. За период 1995-2005 гг. число городов и поселков городского типа региона, имеющих внутригородское автобусное сообщение, уменьшилось с 20 до 15. Существующая дорожно-транспортная сеть на селе, сдерживая интеграционные процессы АПК, тормозит процесс формирования рыночной инфраструктуры и организации выездных форм социального обслуживания населения. Во многих местах из-за бездорожья сельские населенные пункты изолированы не только от крупных товарных рынков, но и от автобусного сообщения.

По данным статистики, сегодня транспортная сеть республики составляет 1,7 тыс. км железнодорожных, 2,8 тыс. км внутренних водных судоходных путей общего пользования и 6,4 тыс. км автодорог общего пользования. За период 1995-2004 гг. густота автомобильных и железных дорог имела тенденцию к снижению на 23,7 и на 28,6 % соответственно (табл.2). Эти показатели в отдельных местах на территории республики колеблется в интервале от 1 до 56 км на 1000 кв. км.

Таблица 2

Густота путей сообщения Республики Коми (км путей на 1000 кв. км территории)

Виды транспортных путей

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Железнодорожные пути

7,2

6,5

6,1

5,4

5,2

5,5

5,5

5,5

5,6

5,6

Автомобильные дороги

35,0

31,0

33,3

28,9

29,3

30,4

29,5

29,4

28,9

28,3

Автомобильные дороги

с твердым покрытием

20,6

20,6

22,3

20,1

20,5

21,7

21,8

21,9

21,1

20,8

Внутренние водные

судоходные пути

7,5

6,8

7,0

7,1

6,7

6,7

6,7

6,7

6,7

6,7

Источник: Статистический ежегодник Республики Коми, Сыктывкар, 2006. С. 250

На начало 2005 г. на балансе организаций имелись около 6 тыс. км ведомственных автомобильных дорог, из которых 65 % с твердым покрытием, и 0,6 тыс. км железнодорожных путей не общего пользования. Ведомственные автодороги в основном принадлежат организациям лесозаготовительной промышленности и строительной отрасли, сельскохозяйственные организации содержат лишь 3 % автодорог, из них 56 % с твердым покрытием. За период 2000-2005 гг. перевозки пассажиров транспортом общего пользования уменьшились почти на 9,0 %, а тарифы на перевозку пассажиров поездами возросли на 46%, междугородними автобусами – на 49 %. Удельный вес убыточных организаций транспорта из всех предприятий в 2005 г. составил 61 %, а общая сумма убытка равнялась 98,8 млн. руб.

Многомерная транспортно-инвестиционная задача северного региона представляет собой сложную структуру ресурсов в классификационном делении, делает границы инвестиций неопределенными и интервальными. Это требует проведения всестороннего мониторинга с выявлением ситуации транспортной доступности каждого населенного пункта с помощью обоснованных схем «рынок-периферия», а также состояние тарифных, временных и других затрат. Следовательно, на основе ретроспективного анализа необходимо выявить географическое расположение конкретного производства в соответствии с уровнем транспортной освоенности – транзитного типа развития «город-село».

Ускоренный переход АПК на рыночные условия хозяйствования во многом характеризуется информационным обеспечением и оказанием услуг связи, формированием их технической базы и источников финансирования. С этой точки зрения, государству необходимо активно содействовать рынку информации: обеспечивать его прозрачность и конкурентоспособность, снижать рыночную маржу, усиливать процесс интеграции между участниками рынка и корректировать любые их решения. Это позволяет не только оперативно характеризовать состояние субъектов, объектов и процессов, контролируемых органами управления, но и совместно использовать готовые базы данных об объектах, субъектах территории (кадастры, регистры, реестры и т.д.), информации, характеризующей состояние всех процессов социально-экономического развития регионального АПК [2, 57].

В сопоставимой оценке, общий объем услуг, оказанных операторами связи в 2005 г., составил 2,8 млрд. руб., в том числе населению 1,5 млрд. руб., что соответственно на 35 и 27 % больше, чем в 2004 г. За 2004-2005 гг. тарифы на услуги связи для населения увеличились на 14 %, в том числе по абонентской плате за телефон – на 19 %, почтовой связи – на 10 %. Не изменились тарифы по документальной электросвязи, на междугородную телефонную связь, а услуги сотовой связи подешевели на 6 %. Многие жители республики сегодня имеют возможность пользования информационными ресурсами сети Internet, которая функционирует почти во всех городах и отдельных районах республики.

Предусматривается организация сети распространения программы национального телевидения на территории республики, расширение сфер деятельности новых услуг связи: сети передачи данных, сотовой связи, сети персонального радиовызова, спутниковой связи, доступа в Internet, интеллектуальных услуг и т.д. На начало 2005 г. ввод монтированной емкости телефонных станций составил почти 70 тыс. номеров, прирост количества основных телефонов составил 24 тыс. штук, а обеспеченность телефонными аппаратами на 100 жителей – 25 единиц.

Принципы формирования информационных систем и систем связи АПК региона влекут за собой новые направления инвестиционной деятельности: создание эффективно функционирующих органов управления инвестициями в сферах информации и связи; освоение отечественного и зарубежного опыта в области информационных технологий; выделение средств для подготовки универсальных специалистов в области сбора, обработки и распространения информации; устранение отраслевого дисбаланса по оснащению информационным оборудованием и техникой связи;  координация вертикальной и горизонтальной связи информационной службы и обмена информацией между ними. Это позволит поддерживать стимулирующие факторы производственно-рыночного функционирования, сохранить доступность, качество и приемлемую цену «информационного продукта» для всего населения региона.

Отметим, что сферы социальной инфраструктуры АПК, обладая особой спецификой, представляют собой различные финансово-инвестиционные аспекты в решении сложных социальных задач. Главное противоречие формирования финансового потенциала АПК состоит в том, что сокращение интенсивного потока государственных средств, к сожалению, не сопровождается ощутимым усилением интенсивности поступления средств от предприятий и населения. При этом цена стоимости рабочей силы абсолютно не соответствует стоимости ее воспроизводства, в том числе на приобретение предлагаемых социальных услуг. Это свидетельствует о том, что при координации социально-трудовых отношений необходимо иметь определенные социальные гарантии, ответственность за которые должна быть закреплена за соответствующим уровнем управления [5, 197].

В этом направлении важное место принадлежит системе образования, представляющей интересы личности, общества и государства, формированию интеллектуального потенциала в реализации социально-экономических задач. Это требует сохранения единой образовательной системы на территории республики с предоставлением гражданам общедоступного бесплатного образования.

Анализ показывает, что расходы консолидированного бюджета республики на образование за период 1998-2005 гг. увеличились в 3,4 раза, что по отношению ко всем бюджетным расходам и валовому региональному продукту имело тенденцию к повышению соответственно с 17 до 20 % и с 3,9 до 6,4 %. На начало 2004/2005 учебного года в республике имелась 521 общеобразовательная школа, что по сравнению с 1993/1994 учебным годом на 8,0 % меньше. В сравнимый период аварийность состояния зданий увеличилась почти на 34 %, в капитальном ремонте нуждались более 33 % учреждений. Аналогичные показатели в сельских общеобразовательных школах составили соответственно – 40,8 и 37,9 %. Только 22,7 % сельских школ республики сегодня имеет все виды благоустройства, из остальных не обеспечены водопроводом 53 %, центральным отоплением – 21,5 %, канализацией – 76 %, ниже была и обеспеченность кабинетами информатики и вычислительной техники – в 1,9 раза. За последние 15 лет численность учащихся в общеобразовательных учреждениях республики сократилась на 24,6 %, в том числе в сельской местности на 30,1 %.

На начало 2005 г. насчитывалось 27 государственных средних специальных учебных заведений, где обучалось 16,8 тыс. студентов, что по сравнению с 2003 г. на 4,0 % больше. За этот год на 10 тыс. чел населения республики приходилось 165 студентов этих учреждений. Система высшего образования республики объединяет 18 государственных и 7 негосударственных учебных заведений, в которых обучается 34,3 тыс. студентов. На каждые 10 тыс. чел. населения республики приходится 337 студентов.

Резюмируя, отметим, что сущностью всех экономических механизмов самодвижения АПК является обеспечение его эффективности, и при этом решающая роль принадлежит развитию человеческого потенциала, отражающему рост зависимости всех видов производственной и социальной деятельности от творческого труда. Следовательно, при стратегической ориентации любой проблемы АПК в отрыве от определения уровня эффективности образования и особого свойства его «продукции» невозможно достичь высокого результата. Данную проблему необходимо рассматривать не только как отдельную социальную сферу, а в широком контексте, включающем полный спектр социальной, экономической, политической, моральной, психологической и других трактовок, соответствие которым и определяет реальную ценность полученного «образовательного продукта» в числителе формулы социально-экономической эффективности [4, 120].

В системе общественных ценностей ключевое место принадлежит категории здоровья, отражающей жизненный уровень и качество жизни человека. В связи с активизацией роли человеческого фактора в экономике физическая характеристика, способности и энергия человека приобретают особое значение и выдвигаются на первый план. Поэтому современное производство невозможно представить без высокой интеллектуальной составляющей, отвечающей требованиям растущей интенсивности труда, напряженным ритмам социально-экономических процессов и нервно-психической нагрузке рыночной деятельности [1, 136-137].

С учетом существующего низкого уровня жизни в деревне, реализация предусмотренных мер в системе сельского здравоохранения должна быть построена на основе бесплатной медицинской помощи и надежной гарантии лекарственного обеспечения. Важнейшими атрибутами развития сельского здравоохранения является: повышение уровня квалификации и доходов сельских медицинских работников; строительство сельских медицинских объектов современного типа и укрепление их материально-технической базы новейшим оборудованием; обеспечение села многопрофильной медицинской помощью и достаточными кадрами, совершенствование управления системой сельского здравоохранения в целом.

По данным статистики, за период 1993-2005 гг. количество больничных учреждений по всей республике сократилось на 19 %, а количество размещенных в них коек уменьшилось на 27 %. При этом мощность санаторно-поликлинических учреждений выросла на 15%, число стационаров в 12 городах и районах республики имеет тенденцию к активному снижению. За эти годы бюджетные расходы на здравоохранение и физическую культуру выросли почти в четыре раза, но удельный вес по отношению ко всем растущим бюджетным расходам и к валовому региональному продукту оставался неизменным – соответственно 13,1 и 2,4 %. Выше среднереспубликанского уровня (в среднем за эти годы 129 коек на 10 тыс. чел.) больничными койками были обеспечены только жители крупных городов (от 131 до 179 коек), и менее всего были обеспечены жители сельских районов (от 60 до 70 коек). На начало 2005 г. учреждения Министерства здравоохранения республики располагали 406 зданиями, 29 % из которых нуждались в капитальном ремонте, а 5,3 % находились в аварийном состоянии.

Подчеркнем, что в социальной сфере важное место принадлежит развитию жилищного строительства и обеспечению населения необходимым жильем. С учетом всех источников финансирования в 2005 г. в республике на 1000 чел. населения было построено и введено в действие 159 тыс. кв. м общей площади жилых домов, или в 2,1 раза меньше к уровню 1995 г. и 13 % выше к уровню 2004 г. (табл. 3). Средняя стоимость строительства одного кв. м. общей площади жилых домов республики в 2005 г. составила 8,8 тыс. руб. или на 30 % выше, чем годом раньше. За период 1990-2005 гг. доля ветхого и аварийного жилфонда в общей площади жилищного фонда за указанный период увеличилась от 4,8 до 6,4 %, в том числе в городской местности от 4,1 до 4,5%, а в сельской местности от 8,1 до 12%, или в 1,5 раза.

Таблица 3

Ввод в действие жилых домов в городах и поселках городского типа и сельской

местности, тыс. кв. м общей площади

Годы

Всего введено в действие

жилых домов

В том числе построено населением за свой счет и с помощью кредитов

На 1000 человек населения – всего, кв. м

Общей площади

в городах

и поселках

городского типа

в сельской

местности

в городах

и поселках

городского типа

в сельской

местности

1990 г.

501,4

143,1

1,4

33,1

510

1995 г.

287,6

104,2

7,3

67,0

342

2000 г.

174,5

44,6

21,9

37,1

250

2001 г.

168,8

60,5

26,6

55,5

112

2002 г.

176,4

86,3

24,5

72,2

146

2003 г.

82,6

33,3

11,1

28,5

158

2004 г.

119,2

29,6

9,9

26,3

140

2005 г.

122,9

36,6

13,2

33,3

159

Источники:1) Социально-экономическое положение Республики Коми, Сыктывкар, 2006. С. 8.

2) Сборник «Сельское хозяйство в Республике Коми», Сыктывкар, 2005 [7, 197; 198; 200].

Подводя итоги, отметим, что сегодня реализация комплекса инфраструктурных задач АПК республики силами отдельных ведомств или индивидуальных хозяйств невозможна. Вместе с тем, предприятия АПК не всегда отвечают требованиям финансовых структур и не всегда могут обеспечить прозрачность вкладываемых средств: окупаемость вложений, погашаемость кредитов и стабилизацию нормы доходов. В этих случаях только государство в силах решить комплекс инфраструктурных задач АПК и снять остроту проблем. Исходя из этого, необходимо найти те механизмы взаимодействия отраслей АПК, которые смогли бы ответить основным принципам их взаимовыгодного развития.

 

Библиография

1. Демидова Л.С. Реформы хозяйственного механизма в сфере здравоохранения// Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. – М.: Наука, 2001.

2. Лавреш И.И. Основные направления развития информатизации органов власти и управления в Республике Коми// Материалы конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере». Ч. 1. – Сыктывкар, КРАГС и У, 2004.

3. Лаженцев В.Н., Фаузер В.В. Демография и социальное управление// Север России: Актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению. – Москва-Сыктывкар, КНЦ УрО РАН, 2004.

4. Марценкевич В.И. Механизмы регулирования сферы образования// Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. – М.: Наука, 2001.

5. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.

6. Санду И.С., Лященко О.В., Резников Н.А. Управление инвестиционными процессами в региональном АПК. – М.: ФГУП «Эксплор», 2005.

7. Сельское хозяйство в Республике Коми. – Сыктывкар, 2005.

8. Социально-экономическое положение Республики Коми. – Сыктывкар, 2006.

9. Статистический ежегодник Республики Коми. – Сыктывкар, 2005.