Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Реализация социальной гарантии на получение бесплатной юридической помощи в Республике КомиКнязев А.Н.
Высокий
уровень доступности юридической помощи
является признаком развитого
демократического государства. Юридическую
помощь в России сегодня оказывают адвокаты,
юридические фирмы, индивидуальные
предприниматели, правозащитные и иные
общественные организации. Конституцией
Российской Федерации гарантируется
каждому право на доступ к
квалифицированной юридической помощи, в
случаях, установленных законом,
юридическая помощь оказывается бесплатно.
Конституционный суд РФ через призму права
на обеспечение юридической помощью лиц,
привлекаемых к уголовной ответственностью,
своим Постановлением от 28.01.1997 г. № 2-П
определил, что в условиях современной
правовой регламентации в России право на
защиту в уголовном процессе может
считаться соблюденным, если в качестве
защитника выступает адвокат(1). Федеральный
закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации»(2) (далее – Закон об адвокатуре)
ознаменовал начало существенных
преобразований адвокатуры в России. К
сожалению, комплексной реформы рынка
юридических услуг, участниками которого
наряду с адвокатами являются юридические
фирмы и предприниматели, не произошло. Тем
не менее, следует признать, что доступность
юридической помощи для граждан в последнее
время значительно возросла. Это
объясняется и ростом благосостояния
населения, которое все чаще может позволить
себе оплатить услуги адвокатов, а также
государственными мерами, направленными на
должное финансирование юридической помощи,
оказываемой по назначению органов дознания,
предварительного следствия, прокуратуры и
суда. Порядок и случаи привлечения
адвокатов для оказания помощи по
назначению определяются Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации. Ставки, по
которым эта помощь оплачивается,
утверждены Постановлением Правительства
РФ № 400 от 04.07.2003 г.(3) Форма определения
размера выбрана повременная, за единицу –
день, независимо от фактически
затраченного на юридическую помощь в этот
день на то или иное процессуальное действие
с участием адвоката. Учитываются также ряд
критериев, характеризующих уголовное дело
по признаку сложности. При исчислении
размера учитываются соответствующие
районные коэффициенты. С уверенностью можно сказать, что
рассматриваемая ранее как повинность или «принудительный
труд» юридическая помощь по назначению
перестала быть таковой.(4) С другой стороны, в России развиваются
и иные направления, способствующие
обеспечению граждан к юридической помощи.
Сегодня безвозмездную юридическую помощь (различающуюся
по объему, предмету и т.д.) оказывают
правозащитные организации, общественные
объединения и другие некоммерческие
организации, рассматривающие такого рода
помощь как одну из форм своей деятельности.
Юридическое образование сегодня не мыслимо
без такой формы юридической практики как
работа в юридических клиниках, где помощь
незащищенным слоям населения также
оказывается pro bono. Правительством в сфере
оказания бесплатной юридической помощи
реализуется в некоторых регионах
эксперимент по созданию государственных
приемных. Согласно Постановлению
Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 в 10
регионах: Республика Карелия, Чеченская
Республика, Волгоградская, Иркутская,
Магаданская, Московская, Самарская,
Свердловская, Томская и Ульяновская
области созданы государственные
юридические бюро.(5) Юридическую помощь в
таких бюро оказывают работники, в качестве
обязательного требования к которым
предъявляется наличие высшего
юридического образования. Кроме того,
государственному юридическому бюро
предоставлено право привлекать на
договорной основе адвокатов. Работа
государственных бюро обеспечивается
федеральным бюджетом. Постановлением Правительства РФ от
23.07.2005 г. № 445 утверждены Правила оказания
юридическими консультациями и коллегиями
адвокатов юридической помощи
военнослужащим, проходящим военную службу
по призыву, по вопросам, связанным с
прохождением военной службы, а также по
иным основаниям, установленным
федеральными законами.(6) Указанный предмет
бесплатной юридической помощи основан на
ст. 22 Федерального закона Российской
Федерации «О статусе военнослужащих»(7), т.е.
является самостоятельной социальной
гарантией и не вытекает из ст. 26 Закона об
адвокатуре. Но вернемся
к Закону об адвокатуре, который кроме
помощи по назначению, предусматривает и
иные меры по повышению правовой
защищенности населения. Так, «необеспеченность»
той или иной административной единицы
адвокатами численно (за критерий взято
количество адвокатов на одного
федерального судью), должно быть основанием
для организации в этом месте юридической
консультации – одной из форм адвокатских
образований. Особенность юридической
консультации от других форм в том, что она
создается там, куда адвокаты по каким-то
причинам не едут (как правило, в связи с
низким уровнем жизни населения, которое не
может себе позволить оплачивать труд
квалифицированных юристов). Однако,
созданию юридических консультаций не
способствует механизм их создания,
предусмотренный в Законе. Кроме
дополнительного финансирования (за счет
государства, местного бюджета или
адвокатской палаты) необходимы как минимум
адвокаты, которые будут желать там работать.
Обязать адвоката работать в юридической
консультации никто не может. Именно поэтому
в большинстве регионов России создание
юридических консультаций так и не
сдвинулось с мертвой точки. Другое направление – это
предоставление юридической помощи
гражданам адвокатами бесплатно, независимо
от того, в какое адвокатское образование
обратился клиент. Случаи оказания
юридической помощи бесплатно
предусмотрены ст. 26 Закона об адвокатуре. Такая
помощь оказывается гражданам,
среднедушевой доход семей которых ниже
величины прожиточного минимума,
установленного в субъекте Российской
Федерации в соответствии с федеральным
законодательством, а также одиноко
проживающим гражданам РФ, доходы которых
ниже указанной величины. Помощь
оказывается бесплатно не во всех случаях, а
лишь в следующих: 1)
истцам - по рассматриваемым судами
первой инстанции делам о взыскании
алиментов, возмещении вреда, причиненного
смертью кормильца, увечьем или иным
повреждением здоровья, связанным с
трудовой деятельностью; 2)
ветеранам Великой Отечественной войны -
по вопросам, не связанным с
предпринимательской деятельностью; 3)
гражданам Российской Федерации - при
составлении заявлений о назначении пенсий
и пособий; 4)
гражданам Российской Федерации,
пострадавшим от политических репрессий, -
по вопросам, связанным с реабилитацией; 5)
несовершеннолетним, содержащимся в
учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, - во всех случаях. П. 9 ст.
25 Закона устанавливает, что порядок
компенсации расходов адвокату,
оказывающему юридическую помощь гражданам
Российской Федерации бесплатно
определяется законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации. Бесплатная юридическая помощь в
рамках региона рассматривается в контексте
оказания государственной социальной
помощи. Оказание бесплатной юридической
помощи отнесено к видам натуральной помощи,
оказываемой малоимущим семьям или
малоимущим одиноко проживающим гражданам (п.2
ст. 3 Закона РК «Об оказании государственной
социальной помощи в Республике Коми»).(8) Закон РК «Об оказании государственной
социальной помощи в Республике Коми»
определяет условия оказания такой помощи (в
т.ч. в натуральной форме, к которой
относится бесплатная юридическая помощь).
Государственная социальная помощь может
быть оказана малоимущей семье или
малоимущему одиноко проживающему
гражданину, имеющим по независимым от них
причинам среднедушевой доход ниже величины
прожиточного минимума, установленного в
Республике Коми. Так, на второй квартал 2007 г.
прожиточный минимум на душу населения в
среднем по Республике Коми установлен в
размере 4 796 рублей.(9) Следует обратить внимание на
некорректность формулировки Закона РК «Об
оказании государственной социальной
помощи в Республике Коми», содержащейся в
ст. 5 (Порядок назначения и предоставления
государственной социальной помощи). П. 4
указанной статьи относит к компетенции
Правительства Республики Коми
установление порядка компенсации
расходов адвокатов по предоставлению
бесплатной юридической помощи, вторя
формулировке п. 9 ст. 25 Закона об адвокатуре.
В то же время обеспечение бесплатной
юридической помощью отдельных категорий
граждан как государственная гарантия
предусматривает не только компенсацию
расходов, но и оплату труда адвокатов,
которая не может смешиваться с
компенсацией их расходов. Более корректно
было бы использовать терминологию Закона
об адвокатуре или Постановления
Правительства РФ № 400, в которых говориться об
оплате юридической помощи адвокатов по
определенным Правительством ставкам и
компенсации расходов. В целях реализации Закона РК «Об
организации государственной социальной
помощи в Республике Коми» Правительством
Республики Коми Постановлением № 281 от
31.12.2004 г. (с последующими изменениями и
дополнениями) утвержден Порядок
предоставления государственной социальной
помощи в виде оказания бесплатной
юридической помощи отдельным категориям
граждан (введен Постановлением
Правительства РК от 20.03.2007 г. № 43, далее –
Порядок).(10) Указанный Порядок определяет случаи
оказания бесплатной юридической помощи (соответствует
ст. 26 Закона об адвокатуре). Согласно
Порядку бесплатная юридическая помощь
оказывается адвокатами, включенными в
Реестр адвокатов Республики Коми.
Гражданин, претендующий на бесплатную
помощь, обращается в адвокатское
образование по месту своего жительства или
месту пребывания. Порядком утвержден
перечень документов, обязанность
представления которых возложена на
гражданина, претендующего на получение
бесплатной юридической помощи. К таким
документам относятся: документ,
удостоверяющий личность, место жительства
или место пребывания на территории
Республики Коми, подтверждающий
гражданство Российской Федерации;
заявление об оказании бесплатной
юридической помощи с указанием предмета
поручения; справка органа социальной
защиты населения по месту жительства или
месту пребывания на территории Республики
Коми о признании гражданина малоимущим;
другие документы, в зависимости от
основания получения юридической помощи
бесплатно (в Порядке эти документы указаны
подробно). На адвокатское образование возложена
обязанность сформировать личное дело на
каждого гражданина, в котором должны
содержаться документы, подтверждающие
право на получение юридической помощи
бесплатно (п. 6 Порядка). В оказании юридической помощи может
быть отказано только в двух случаях: во-первых,
если гражданин, обратившийся в адвокатское
образование, не представил необходимые
документы, предусмотренные Порядком как
основание для оказания помощи бесплатно; во-вторых,
если гражданин обращается за юридической
помощью, оказание которой бесплатно
законом не предусмотрено. При этом
адвокатское образование обязано
предоставить гражданину письменный
мотивированный отказ, который может быть
обжалован в Совет Адвокатской палаты РК или
напрямую в суд. Адвокатское образование обязано вести
Журнал учета обращений граждан, в который
вносится следующая информация: фамилия, имя,
отчество обратившегося лица; его место
жительства либо место пребывания на
территории Республики Коми; вид
юридической помощи. Вопросы компенсации расходов вынесены
за рамки указанного выше Порядка и должны
составить самостоятельный нормативный акт. В настоящее время Порядок компенсации
расходов адвокатам по представлению
отдельным категориям граждан Российской
Федерации бесплатной юридической помощи в
Республике Коми находится на согласовании
в Правительстве Республике Коми, которое и
должно его утвердить своим Постановлением (далее
- Порядок). Указанный проект Порядка
предусматривает, что адвокат, оказывающий
бесплатную юридическую помощь в случаях,
предусмотренных ст. 25 Закона об адвокатуре,
должен заключить с гражданином соглашение
об оказании бесплатной юридической помощи
по приложенной к Порядку форме. Проект Порядка устанавливает размер
компенсации расходов адвокатов,
оказывающих бесплатную юридическую помощь,
в следующих размерах: 1.
справки или консультация в устной форме
– 115 рублей; 2.
справки или консультация в письменной
форме, составление заявлений, жалоб,
ходатайств и других документов правового
характера, не требующих изучения
дополнительных документов – 230 рублей; 3.
составление документа правового
характера, требующего изучения
дополнительных документов – 345 рублей; 4.
представительство истца в суде первой
инстанции – за каждый день судебного
заседания, за каждый день подготовки к
слушанию дела, за каждый день ознакомления
с протоколом судебного заседания – 345
рублей; 5.
выезд адвоката в пределах района места
нахождения адвокатского образования, где
адвокат осуществляет свою деятельность, к
лицу, которое по состоянию здоровья не в
состоянии самостоятельно передвигаться (конкретная
юридическая помощь в этом случае
оплачивается дополнительно) – 230 рублей. Отдельно
Порядок определяет размер возмещения
расходов адвоката на проезд, в случае, когда
это необходимо в целях оказания бесплатной
юридической помощи, в плоть до расходов на
проезд воздушным транспортном в салоне
экономического класса. Однако указанные «гарантии»
возмещения транспортных расходов в
современных условиях Республики Коми
являются декларативными, так как упираются
в право получения бесплатной юридической
помощи гражданам адвокатами в пределах
территориальной принадлежности
адвокатского образования. Проект Порядка устанавливает, что
субъектами договора о компенсации расходов
адвокатов являются территориальные органы
Агенства Республики Коми по социальному
развитию и соответствующие адвокатские
образования. Другими словами, работа по
документационному обеспечению указанной
социальной гарантии возложена не на
адвокатскую палату региона или на
адвокатов лично. Адвокатское образование (коллегия
адвокатов, адвокатское бюро, адвокатский
кабинет, юридическая консультация)
представляет в территориальный орган
Агенства РК по соцразвитию ежемесячно не
позднее 5 числа месяца, следующего за
отчетным месяцем, заявку об оплате труда
адвоката, которая подписывается
руководителем соответствующего
адвокатского образования. В указанных
целях адвокатское образование обязано
вести по установленной форме реестр
граждан, которым оказана бесплатная
юридическая помощь, а также готовить по
установленной форме Отчет об оказании
такой помощи. Источником финансирования расходов
адвокатов, связанных с предоставлением
бесплатной юридической помощи, является
республиканский бюджет Республики Коми. На 2007 г. в бюджете Республики Коми на
указанные нужды заложено 1 300 000 рублей (к
примеру, в Татарстане выделено 3 000 000).(11) Но,
по практике прошлого года, следует сказать,
что вероятнее всего заложенные в бюджет
денежные средства не будут в полной мере
освоены. Как раскрывалось выше,
претендовать на компенсацию расходов и
оплату работы адвоката, оказывавшего
бесплатную юридическую помощь, возможно
только соблюдая требования, содержащиеся в
Законе РК «Об оказании государственной
социальной помощи в Республике Коми»,
Постановлении Правительства РК от 31.12.2004 №
281 и проекте Порядка компенсации расходов
адвокатов. Кроме документов, которые должен
собрать гражданин, учет и документирование
бесплатной юридической помощи должно
осуществить и само адвокатское образование.
Соотношение между размером ставок, которые
утвердит Правительство РК, и желанием
адвокатских образований уйти от «бумажной»
работы и будет определять какая часть
финансирования будет освоена. Некоторые
адвокаты и адвокатские образования не
будут взваливать на себя бумажную волокиту
и не будут посылать граждан по инстанциям,
где те должны будут подтверждать свое
сложное материальное положение.
Им будет проще сразу, на месте оказать
юридическую помощь бесплатно, не претендуя
на ее оплату за счет средств бюджета, что
зачастую сегодня и происходит. Различные формы обеспечения
конституционной гарантии на доступ к
квалифицированной юридической помощи,
существующие сегодня в России, некоторые из
которых реализуются в Республике Коми,
являются самостоятельными направлениями
повышения правовой защищенности граждан.
Развитие их в течение времени покажет какие
из них являются более эффективными. При
этом значение их сложно переоценить, как
сложно переоценить и значение уровня
доступности для граждан квалифицированной
юридической помощи, рассматриваемой во
всем мире сегодня как один из критериев
уровня правосудия в государстве. Библиография 1.
По делу о проверке конституционности ч.
4 ст. 47 УПК РСФСР: Постановление
Конституционного суда РФ от 28.01.1997 № 2-П // СЗ
РФ. 1997. № 7. Ст. 871. 2.
Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации:
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ //
Российская газета. 2002. № 100. 3.
О размере оплаты труда адвоката,
участвующего в качестве защитника в
уголовном судопроизводстве по назначению
органов дознания, органов предварительного
следствия, прокурора или суда:
Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003
г. № 400 // СЗ РФ. 2003. № 28. ст. 2925. См.
также: Об утверждении порядка расчета
оплаты труда адвоката, участвующего в
качестве защитника в уголовном
судопроизводстве по назначению органов
дознания, органов предварительного
следствия, прокурора или суда, в
зависимости от сложности уголовного дела:
Приказ Минюста РФ и Минфина РФ от 6 октября
2003 г. № 257/89н // Российская газета. 2003. № 211. 4.
Поляков С. За «бесплатно» адвокат
выполнит лишь роль огородного пугала //
Российская юстиция. 2002. №5. С. 34. 5.
О проведении эксперимента по созданию
государственной системы оказания
бесплатной юридической помощи малоимущим
гражданам: Постановление Правительства РФ
от 22.08.2005 г. № 534// СЗ РФ. 2005. № 35. ст. 3615. 6.
Об утверждении Правил оказания
юридическими консультациями и коллегиями
адвокатов юридической помощи
военнослужащим, проходящим военную службу
по призыву, по вопросам, связанным с
прохождением военной службы, а также по
иным основаниям, установленным
федеральными законами: Постановление
Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 445// СЗ РФ. 2005.
№ 31. ст. 3226. 7.
О статусе военнослужащих: Федеральный
закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ // Российская газета.
1998. № 104. 8.
Об оказании государственной социальной
помощи в Республике Коми: Закон РК от 12.11.2004
г. № 56-РЗ (ред. от 05.03.2007) // Республика. 2004. № 217. 9.
Об
утверждении величины прожиточного
минимума в среднем на душу населения, по
основным социально-демографическим
группам населения и природно-климатическим
зонам Республики Коми на II квартал 2007 г.:
Постановление Правительства РК от 20.04.2007 N 67
// Республика. 21.04.2007. № 72. 10.
Об
утверждении Порядка предоставления
государственной социальной помощи в виде
оказания бесплатной юридической помощи
отдельным категориям граждан:
Постановление Правительства РК № 281 от
31.12.2004 г. (в ред. Постановления Правительства
РК от 20.03.2007 г. № 43)// Республика. 2005. № 8. 11.
По
информации Совета Адвокатской палаты
Республики Коми. |