Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Социальная дифференциация регионов Севера

Акопов В.И., Гаджиев Ю.А.

В статье рассмотрена динамика неравенства социального развития регионов Севера. По статистическим характеристикам социальных показателей определена степень разброса районов; на основе проведения кластерного анализа дифференциации и классификации северных регионов выявлены состав и характеристика кластеров по социальному развитию регионов Севера и сделаны выводы об особенностях и тенденциях пространственного распределения северных регионов

Проблема сглаживания регионального неравенства в социальном развитии актуальна для всех стран, особенно с федеративным устройством и обширной территорией. Ее решение на данном этапе развития России затруднено в связи с крайней неравномерностью размещения производства и негативными результатами рыночных преобразований. Еще острее она выражена в северных регионах в силу высокой стоимости жизнеобеспечения населения и наличием экономически очень неразвитых регионов. Одними мерами поддержания минимальных социальных стандартов со стороны правительства эту проблему не решить. Здесь необходима разработка государственной региональной социальной и экономической политики направленной на сглаживание межрегиональных различий. Ее разработка предполагает постоянное отслеживание дифференциации социального состояния регионов Севера в целях целесообразного государственного воздействия на их развитие.

Исследование дифференциации северных регионов по уровню социального развития осуществлялось по следующей схеме: 1) выбирались показатели, характеризующие социальное развитие; 2) определялась степень разброса районов по выбранным показателям; 3) сокращалась размерность показателей-признаков: 4) классифицировались регионы по уровню социального развития методом иерархического кластерного анализа, определялась отличительная социальная характеристика каждого кластера.

Были отобраны одиннадцать показателей, отражающих социальное развитие региона, которые приведены в таблице 1. Общее число наблюдений составило: 16 северных регионов, 72 региона РФ (исключая северные) и 88 субъектов Российской Федерации (без Чеченской Республики). Проводился анализ годовых срезов и динамики показателей за период с 1999 по 2004 гг.

Для объективного сравнения все стоимостные показатели – среднедушевые денежные доходы населения, среднегодовая начисленная заработная плата, размер пенсий за год, фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения были приведены к сопоставимым значениям, откорректированы с учетом покупательной способности в регионах. При этом использовались коэффициенты стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, взятые из статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели за 1999-2005 гг.». Кроме того, все исходные показатели были стандартизированы, т.е. были приведены в соизмеримый вид.

Для количественной оценки степени дифференциации или дивергенции регионов по перечисленным социальным показателям использовались основные статистические характеристики: среднее, медиана, максимум и минимум, стандартное отклонение, дисперсия, асимметрия и эксцесс.

Таблица 1

Показатели-признаки социального развития регионов РФ

Показатели

Обозначение

Единица измерения

Реальные среднедушевые денежные доходы населения

Х1

руб./чел.

Среднегодовая реальная начисленная заработная плата

X2

руб. /чел

Реальный размер пенсий за год

X3

руб./чел.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения

X4

руб./чел.

Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя

X5

кв.м./чел.

Разрыв между 20%-ми группами с максимальными и минимальными доходами

X6

раз

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

X7

%

Мощность ЛПУ на 10 тыс. чел. населения

X8

посещ./в смену

Обеспеченность медперсоналом, на 10 тыс. чел. населения

X9

чел.

Выпуск специалистов государственными высшими и средними специальными учебными заведениями на 10 тыс. человек населения

X10

чел.

Численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях

X11

чел.

Степень дифференциации северных регионов. Динамика статистических характеристик показателей социального развития за 1999-2004 гг. выявила высокую степень дифференциации северных регионов по уровню социального развития, но она оказалась заметно ниже, чем по экономическому развитию. Так, например, стандартное отклонение по среднедушевым денежным доходам в 2004 г. составило 6,1%, против 15% по среднедушевому ВРП. Причем в динамике значения стандартного отклонения по шести показателям немного уменьшились, а по остальным пяти они увеличились. Так, например, стандартное отклонение среднедушевых денежных доходов в зоне Севера за этот период снизились с 6,4 до 6 %, дисперсии – с 40,4 до 36,7%, разрыв «максимум-минимум» – с 5,3 до 4,4 раз, мощности ЛПУ, соответственно, - с 5,9 до 3,4%, с 34,9 до 11,6% и с 4,2 до 3.4 раз, а по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума стандартное отклонение, дисперсия и разрыв увеличились, соответственно, с 7,1 до 7,7%, с 50,3 до 58,6% и с 6,6 до 8,3 раз и по обеспеченности медперсоналом – с 3,8 до 7,3%, с 14 до 52,9% и с 1,6 до 1,8 раз. Причем эти различия в северных регионах по Х1, Х2, Х3, Х4, Х6, Х7, Х8, Х9 и Х10 были меньше или соизмеримы с различиями в 72-х и 88-и регионов РФ, а по Х5 и Х11 оказались выше. Динамика статистических характеристик по ряду индикаторов показывают, что различия регионов или их расхождение в социальном развитии остаются значительными, хотя они выражены слабее, чем в экономическом развитии.

Сравнительно небольшой размах колебаний в социальном развитии северных регионов, в основном, объясняется спецификой функционирования социальной сферы, которой свойственно повсеместное обеспечение минимальных социальных стандартов, посредством бюджетного выравнивания регионов.

Центральная тенденция расположения распределений. Динамика средней и медианы, описывающие расположение распределений за 1999-2004 гг. почти по всем показателям социального развития и во всех группах регионов РФ характеризуется заметным их ростом. Причем в группе северных регионов их значения в большинстве случаев росли быстрее. Так, в денежных доходах населения за этот период среднее возросло в 4 раза, против 3,7 раза медианного значения, мощности ЛПУ - соответственно, в 1,08 и 1,05 раза. Аналогичная картина наблюдается по всем остальным показателям. Подобное соотношение темпов роста средней и медианны почти по всем показателям наблюдается в группах из 72-х и 88-и регионов РФ. Это связано с отсутствием экстремальных выбросов в социальных показателях, к которому весьма чувствительно среднее значение.

Примечательно, что рост средних значений по всем показателям в трех группах регионов сопровождался ростом медианных. Иными словами, рост среднего уровня социального развития в рассматриваемый период обеспечивался не только за счет роста наиболее богатых, но и за счет категории бедных регионов. Это свидетельствует о наличии частичной конвергенции или некоторого сближения уровней социального развития северных регионов.

За рассматриваемый период распределение северных регионов по всем социальным показателям далеко от нормального, хотя по большинству показателей оно улучшается, приближаясь к равномерному. Так, например, распределение регионов по уровню денежных доходов населения в 1999 г. большинство регионов группировалось в интервале значений ниже средних, а в 2004 г. большая часть их уже группируются вблизи центра. Аналогичное распределение наблюдается по размеру пенсий, в фактическом конечном потреблении домашних хозяйств, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, разрыву между 20-и процентными группами с максимальными и минимальными доходами и по выпуску специалистов государственному высшими и средними учебными заведениями. По остальным социальным показателям изменения в распределении регионов оказались не существенными.

В совокупности из 88-и и из 72-х регионов почти по всем социальным показателям распределение регионов оказалась менее разбросанным, чем в группе из 16-и. В то же время во всех трех группах распределение регионов лучше, чем по уровню экономического развития. Это связано с централизованным распределением финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных социальных стандартов, которые в известной мере сглаживают выбросы экстремальных значений.

В рассматриваемый период наблюдалось асимметричность социального развития, как северных регионов, так и групп из 72-х и 88-и регионов РФ. Об этом говорят коэффициенты асимметрии и эксцесса. За этот период наблюдались две разнонаправленные тенденции в изменении асимметрии и эксцесса. Первая тенденция, характеризуется уменьшением коэффициентов асимметрии и эксцесса по большинству показателей и во всех группах. Так, например, по денежным доходам коэффициент асимметрии за этот период в группе 16 уменьшился с 1,36 до 1,01, в группе 72 – с 3,36 до 2,91, а в группе 88 – с 2,56 до 2,19. Аналогичную тенденцию показывают значения эксцесса во всех группах регионов.

Вторая тенденция отмечена увеличением значений асимметрии и эксцесса, в показателях – площадь жилищ, мощность ЛПУ и обеспеченность детей дошкольными учреждениями по всем группам регионов. Так, асимметрия северных районов по мощности ЛПУ увеличилась с 0,9 до 1,2, в группе 72 – с 0,4до 0,5 и в группе 88 – с 1,6 до 1,8. Подобное изменение значений асимметрии и эксцесса было характерно для групп из 72 и 88 регионов РФ.

Эти данные еще раз подтверждают, что социальное развитие регионов в пространственном отношении происходит неравномерно, оно появляется в отдельных регионах, или полюсах развития. Надо заметить, что неравномерность в социальном развитии регионов выражена слабее, чем в экономическом развитии.

Анализ главных компонент. Выделение компонентов (факторов) и сокращение численности показателей–переменных. Компьютерная обработка первичных данных социального развития 16-и северных регионов и 88-и субъектов РФ за 1999-2004 гг. методом главных компонент факторного анализа при помощи программного продукта SPSS выделила четыре наиболее важных компонента собственные значения которых значительно выше единицы. Они охватывают большую часть дисперсии, т.е. была получена первоначальная факторная матрица, но она оказалась недостаточно четкой для содержательной социальной интерпретации компонентов, поэтому было произведено вращение факторной матрицы методом «варимакс». Именно данные этой матрицы  использовались для выделения компонент и их характеристики.

Первую компоненту F1 формируют три переменные с наиболее высокими факторными нагрузками – Х1, Х2 и Х4. Из них была выбрана переменная Х1 – реальные среднедушевые денежные доходы населения, как имеющая высокое значение и вместе с тем как едва ли не самый важный среди показателей уровня жизни населения. В таком представительстве этот компонент наиболее адекватно выражает результаты социальной деятельности населения и его можно интерпретировать как «уровень доходов населения».

Вторая компонента F2 также сформирована из трех переменных с высокими нагрузками – Х5, Х8 и Х9. Из них выбраны две наиболее социально значимые – обеспеченность медперсоналом (Х9) и жильем (Х5). Этот фактор может быть охарактеризован как «здоровье населения».

Третья компонента F3 включает два наиболее весомых показателя – Х10 и Х3. Отобран лишь первый из них – выпуск специалистов государственными высшими и средними специальными учебными заведениями (Х10). Этот показатель отражает результат деятельности отрасли «Образование», поэтому фактор F3 может быть интерпретирован как «образовательный уровень населения».

Четвертая компонента F4 состоит из двух наиболее значимых переменных Х11 и Х7. Из них для последующего использования и анализа взят показатель – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (Х7) и поэтому фактор однозначно трактуется как «бедность населения».

Итак, размерность первичных данных сократилась с исходных одиннадцати до пяти показателей: реальные среднедушевые денежные доходы, площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, обеспеченность медперсоналам на 10 тыс. человек и выпуск специалистов государственными высшими и средними специальными учебными заведениями на 10 тыс. человек населения.

Кластерный анализ. Используя процедуру иерархических кластеров Ворда, с помощью программной продукции SPSS на основе значений факторной нагрузки были классифицированы 16 северных регионов и 88 регионов РФ за 1999-2004 гг. по уровню социального развития. Графическое изображение (дендрограмма) проведенной многомерной классификации регионов за 2004 г. представлено на рисунке, где отчетливо выделяются четыре типологические группы северных регионов. Содержательная характеристика кластеров дана в таблице 2. Аналогичные дендрограммы были построены по всем годам.

Рис.1. Дендограмма многомерной социальной классификации северных регионов 2004 г.

На распределение регионов по кластерам социального развития наибольшее влияние в 2004 г. оказали два показателя – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (Х7) и реальные среднедушевые денежные доходы населения (Х1). В результате половина регионов сгруппировалась в одном кластере, что предполагает значительную степень однородности, которая присутствует в первичных данных по этим регионам (табл.2.). Два кластера сформированы из двух регионов с наиболее высокими значениями показателей – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и наиболее низкими – Эвенкийский АО и Чукотский АО. Эти четыре региона резко противопоставлены остальным и оказываются выбросами при анализе главных компонент. Существенно изменился состав первого кластера по уровню социального развития относительно первого кластера экономического развития. Из него выпал Ненецкий АО, который переместился в третий кластер социального развития.

Состав третьего кластера из четырех регионов занял бы более высокое ранговое положение, если бы здесь не был столь высоким уровень бедности.

Следует отметить, что второй и третий кластеры образованы из регионов территориально сильно разбросанных, в противоположность им первый и четвертый кластеры представлены географически близко расположенными регионами. Пространственная близость регионов в кластерах облегчает выработку государственной региональной политики социального развития, а их разбросанность, наоборот, затрудняет.

Таблица 2

Состав и характеристика кластеров по социальному развитию регионов Севера в 2004 г.

 

Кластер

Кол-во

Регионы

Реальные среднедушевые денежные доходы населения

1)

Площадь жилищ, приходя­щаяся в среднем на одного
жителя (Х5)

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

7)

Обеспеченность медперсоналом, чел. на 10 тыс. чел. населения (Х9)

Выпуск специалистов государственными  высшими и средними специальными учебными заведениями чел. на 10 тыс. человек населения (Х10)

1

2

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО

140067,9

17,3

9,2

183,6

65,9

2

8

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Мурманская область

Республика Саха

Камчатская область

Магаданская область

Сахалинская область

75485,1

22,4

20,4

186,0

105,9

3

4

Ненецкий АО

Коми-Пермяцкий АО

Таймырский АО

Корякский АО

79210,3

19,3

32,7

163,6

35,2

4

2

Эвенкийский АО

Чукотский АО

81591,9

28,3

41,4

219,0

19,4

Кластер 1 – с высоким уровнем социального развития, сформированный из двух регионов. Его отличает очень высокий показатель среднедушевых денежных доходов населения и самая низкая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Определяющую роль в этом играют наличие здесь высокодоходных нефте- и газодобывающих отраслей, которые обеспечивают настолько высокий уровень заработной платы для большей части трудоспособного населения, что он снижает удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума до уровня ниже порогового значения.

Кластер 2 – на среднем и выше среднего уровне социального развития. Этот кластер самый многочисленный по составу. Он имеет относительно высокие показатели обеспеченности жильем, медперсоналом и выпуска специалистов из высших и средних специальных учебных заведений. В то же время здесь повышенная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, более чем вдвое превышающая пороговое значение. Такое положение регионов данного кластера связано, в основном, с тем, что большинство их это старообжитые районы с достаточно развитой социальной инфраструктурой.

Кластер 3 – с уровнем социального развития ниже среднего, в составе четырех регионов. Эту группу регионов отличает высокий уровень бедности более чем втрое превышающий пороговый, низкие показатели по выпуску специалистов из высших и средних специальных учебных заведений и обеспеченности жильем и немногим выше среднего уровень среднедушевых денежных доходов населения. Последний показатель связан с наличием в этом кластере высокодоходного Ненецкого АО.

Кластер 4 – состоящий из двух регионов с низким уровнем социального развития. Его отличает самый высокий уровень бедности и низкий показатель выпуска специалистов из высших и средних специальных учебных заведений. Некоторое сомнение вызывает сравнительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов населения.

Движение северных регионов в 1999-2004 гг. по выше указанным группам регионов представлено в табл. 3.

Таблица 3

Миграция северных регионов по кластерам социального развития за 1999-2004 гг.

Регионы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Республика Карелия

2

2

2

2

2

2

Республика Коми

2

2

2

2

2

2

Архангельская область (без АО)

2

2

2

2

2

2

Ненецкий АО

4

4

4

3

1

3

Мурманская область

2

2

2

3

2

2

Коми-Пермяцкий АО

4

4

4

4

4

3

Ханты-Мансийский АО - Югра

1

1

1

1

1

1

Ямало-Ненецкий АО

1

1

1

1

1

1

Таймырский АО

2

1

1

3

3

3

Эвенкийский АО

3

3

3

4

3

4

Республика Саха

2

2

2

2

2

2

Камчатская область (без АО)

2

2

2

2

2

2

Корякский АО

3

3

3

3

3

3

Магаданская область

2

2

2

2

2

2

Сахалинская область

2

2

2

3

2

2

Чукотский АО

3

3

3

3

2

4

В рассматриваемый период из 16-и северных регионов только четыре изменили свое положение. Три из них – Таймырский, Эвенкийский и Чукотский автономные округа ухудшили свое положение и переместились в иерархии на одну ступеньку ниже, а Ненецкий АО улучшил, переместившись с четвертого в третий кластер. Как видим, миграция по уровню социального развития коснулась северных регионов в меньшей степени, чем по уровню экономического развития. Это вполне понятно, поскольку повсеместное обеспечение минимальных социальных гарантий, требует проведения выравнивающей политики бюджетной обеспеченности, исключающей сколь-нибудь резкие скачки в положении регионов.

Анализ динамики рангов социального развития 88-и регионов РФ за 1999-2004 гг.выявил наличие шести кластеров. Наиболее многочисленными из них в 1999 г. были третий (45 регионов) и четвертый (33 региона) кластеры, но в 2004 г. это уже третий (39 регионов) кластер и второй (25 регионов). Это свидетельствует о некотором улучшении благосостояния населения в большей части регионов РФ.

Распределение северных регионов по уровню социального развития характеризуется их размещением только в четырех из шести кластеров. Примечательно отсутствие северных регионов в двух кластерах самого низкого ранга, а также закрепление на лидерских позиция, начиная с 2002 г., трех северных регионов – Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов. Кроме того, еще шесть северных регионов улучшили свое положение по уровню социального развития, поднявшись выше по шкале рангов, а у остальных семи оно не изменилось.

Таким образом, анализ дифференциации и классификации северных регионов по социальному развитию выявил:

·        высокую степень их дивергенции относительно групп из 72 и 88 регионов РФ, связанную с экстремальными значениями социальных показателей в нефте- и газодобывающих районах, но она выражена слабее, чем по экономическим показателям;

·        наличие процессов конвергенции или схождения территорий в социальном развитии, предопределяющий соответствующий вектор государственной региональной социальной политики;

·        четыре кластера по уровню социального развития – высокоразвитые, развитые, менее развитые и проблемные. Самым многочисленным и одновременно географически разбросанным оказался «развитый» кластер;

·        незначительное повышение благосостояния населения зоны Севера - улучшение социального положения только у одного региона и ухудшение у трех;

·        лидерские позиции трех северных регионов в кластеризации 88-и регионов РФ и отсутствие их в двух кластерах низшего ранга.

Учет отмеченных выше особенностей и тенденции пространственного распределения северных регионов со стороны центральных, региональных органов власти и бизнеса может обеспечить повышение благосостояния населения и сглаживание уровней социального развития регионов зоны Севера.