Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Разработка концепции развития венчурного инвестирования инновационной деятельности на Российском Севере и механизма его государственной поддержки [1]

Шихвердиев А.П., Проничев И.К., Вишняков А.А.

В данной статье рассматривается разработанный авторами проект концепции становления и развития венчурного инвестирования на Российском Севере (на примере Республики Коми), целью которой является формирование благоприятной экономической и правовой среды для создания региональной венчурной индустрии в Республике Коми для привлечения венчурных инвестиций в инновационный ­сектор экономики, а также механизм государственной поддержки венчурного инвестирования. Важнейшим шагом на этом пути, по мнению авторов, должно стать создание регионального венчурного фонда с участием государства и привлечением средств из федерального венчурного инвестиционного фонда.

На базе региональной концепции авторами обоснованы основные элементы разработки концепции становления и развития венчурного инвестирования для северных территорий Российской Федерации в целом, предусматривающие механизмы вовлечения местного российского и зарубежного капитала в продвижение результатов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики.

Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета разработана концепция становления и развития венчурного инвестирования на Российском Севере (на примере Республики Коми), определяющая стратегические направления в развитии данного финансового института.

Под понятием «концепция» авторами понимается научная модель, используемая для построения системы связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.

Основанием для разработки концепции являются: Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу; Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года; постановление Правительства РФ «О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»; закон Республики Коми «О целевой республиканской программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства и потребительской кооперации в Республике Коми (2006 – 2008 годы)»; постановление Правительства Республики Коми «О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года».

Целью концепции становления и развития венчурного инвестирования на Российском Севере (на примере Республики Коми) является формирование с участием государства системообразующих элементов системы венчурного инвестирования, которая должна создать благоприятные условия для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.

Основными направлениями и задачами государственной политики в развитии венчурной индустрии как на Российском Севере, так и в Республике Коми являются:

- формирование в научно-технологической сфере сегмента инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических предприятий, и условий для их динамичного развития;

- формирование благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики;

- обеспечение ликвидности венчурных инвестиций;

- повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего высокотехнологического бизнеса;

- повышение эффективности корпоративного управления в целях оптимизации внутренних бизнес-процессов, повышения инвестиционной привлекательности и инновационной активности компании, что позволит и использовать в бизнесе самые современные технологии с помощью инвестиционных инструментов высокого уровня.

Используемые в Концепции понятия:

«Венчурный капитал» - источник средств для прямого инвестирования в частные предприятия, акции которых не котируются и не продаются на биржах, в обмен на долю в их акционерном капитале.

«Венчурное инвестирование» - прямое вложение денежных средств в уставный капитал предприятий, осуществляемое через специализированные финансовые институты - венчурные фонды. Венчурные (прямые) инвестиции направляются на финансирование разработок и внедрение их в производство; вывод на рынок новых изделий и технологий; организацию новых или развитие существующих предприятий; укрепление их производственного, маркетингового, сбытового и управленческого потенциалов, что приводит к повышению уровня капитализации инвестируемых предприятий.

«Венчурный фонд» - юридическое лицо, предоставляющее управляющим компаниям венчурный капитал. Венчурный фонд может быть зарегистрирован в любой стране, а капитал - иметь любую страну происхождения.

«Управляющая компания (управляющий) венчурного фонда» - юридическое (физическое) лицо, ответственное за управление венчурным капиталом или консультирование венчурных фондов по вопросам выбора и оценки объектов инвестиций, подготовки инвестиционных меморандумов и заключения сделок с инвестируемыми предприятиями, контроля за их деятельностью и обеспечения "выхода" из них.

«Выход» - завершающая стадия процесса венчурного инвестирования, заключающаяся в продаже пакета акций, которым владеет венчурный фонд.

«Инвестор» - юридическое (физическое) лицо, предоставившее свой капитал в венчурный фонд и прямо или косвенно участвующее в управлении фондом.

Основные направления и задачи государственной политики в развитии венчурной индустрии на Российском Севере (в Республике Коми)

а). Формирование в научно-технологической сфере сегмента инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических предприятий, и условий для их динамичного развития.

Этап становления и стартового развития малых технологических предприятий, как показывает мировой опыт, не может эффективно осуществляться без государственной поддержки.

Технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (ТП) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям.

Одной из проблем существующей в Северо-Западном федеральном округе и в целом в России технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация малых предприятий, то есть, малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, в результате чего малое предприятие вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства малого предприятия, расположенного в технопарке, а с другой - прекращение роста количества малых предприятий. Вследствие этого ТП и ИТЦ во многих случаях чисто номинально являются объектами инновационной инфраструктуры, скорее это доходные дома, приносящие их владельцам доход от сдачи в аренду площадей малым предприятиям.

Предлагается решение данной проблемы в установлении ограничения на срок пребывания малых предприятий в составе ТП. Однако без создания возможностей для размещения их на других площадях это, по сути, будет означать закрытие части малых предприятий через оговоренный срок. Скорее всего ситуация быстро вернется к начальному состоянию за счет формальной «ротации» через организацию новых юридических лиц с постоянным составом учредителей.

В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов. В Республике Коми предлагается рассмотреть вопрос о строительстве такого парка в г. Сыктывкаре на базе незадействованных мощностей завода «Орбита».

Следующий вопрос, который должна решать технологическая инфраструктура - обеспечение доступа малым предприятиям к производственным мощностям. Создавая площади для размещения малых предприятий, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры. ИПК создаются, как правило, на базе незадействованных производственных мощностях крупных предприятий. До сих пор загрузка крупных предприятий позволяла рассчитывать на размещение на них заказов малых предприятий. При этом складывалась парадоксальная ситуация, когда малые предприятия по субконтрактам загружали крупные предприятия, в то время как в развитых странах ситуация в основном обратная. С ростом экономики эта возможность становится меньше, поскольку крупные предприятия увеличивают объемы производства и в первую очередь выполняют на своей производственной базе собственные заказы.

В последнее время стала модной организация «кластеров», которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Кластерами, как правило, называют совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями. По существу такое определение кластера практически полностью тождественно понятию инновационно-технологического комплекса.

Для полноты рассмотрения следует упомянуть также о технико-внедренческих зонах, которые также можно отнести к элементам технологической инфраструктуры. В последнее время ведется широкое обсуждение проекта создания таких зон. Предполагается, что предприятия, которые будут размещаться в этих зонах, будут иметь доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы. Пока условия существования предприятий в технико-внедренческих зонах законодательно не определены, и обсуждать роль таких образований в инновационной системе преждевременно.

Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг. За рубежом такой подход получил широкое распространение. Например, до 20% лазерного производственного оборудования устанавливается в так называемых «job-shop» (центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов). Следует отметить, что не только малые и средние, но также и крупные предприятия являются клиентами таких центров.

Обеспечение доступа к современным технологиям является весьма актуальным не только для малых и средних предприятий. В современных  условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства.

При традиционном подходе, когда оборудование устанавливается на каждом из предприятий, затраты на его приобретение оказываются в 10-20 раз выше, чем в случае оснащения центров коллективного пользования, обслуживающих такое же количество предприятий. Немаловажным фактором в сравнении является обеспечение оборудования квалифицированным обслуживающим персоналом - для оснащения через центры коллективного пользования потребуется на порядок меньше квалифицированных специалистов. Наконец, срок начала эксплуатации оборудования в центре может быть существенно короче, так как для установки оборудования и отладки технологических процессов могут быть использованы специалисты более высокой квалификации.

Одним из основных результатов организации Центров коллективного пользования в Республике Коми станет обеспечение доступа к современным технологиям для малых и средних предприятий, для которых покупка собственного дорогостоящего технологического оборудования практически невозможна. Если для оснащения региональных центров использовать частично бюджетные средства, их окупаемость за счет увеличения объемов производства предприятий, пользующихся услугами центра, и соответствующего увеличения выплат налогов может быть предельно быстрой.

Кроме прямого возврата вкладываемых в Центры коллективного пользования средств от производственной деятельности следует также учитывать непрямые положительные эффекты от их деятельности:

- генерация дополнительных объемов производства и налоговых поступлений от увеличения объемов производства,

- повышение конкурентоспособности - расширение сбыта, увеличение объемов продаж промышленной продукции за счет использования передовых производственных технологий, повышение экспортного потенциала российских производственных предприятий за счет повышения качества производимой продукции,

- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров и расширение объемов подготовки квалифицированных кадров,

- сохранение производственного потенциала российских предприятий.

Следующий блок инфраструктурных предприятий включает консалтинговые организации. Создание малых инновационных предприятий «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (агентства) трансфера технологий. В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах. Гораздо слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных центрах (ГНЦ), хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий.

ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица. И тот, и другой вариант имеют как преимущества, так и недостатки. Пока существующий опыт работы недостаточен, для того, чтобы говорить о том, какой из вариантов организации ЦТТ более предпочтителен.

Основной задачей ЦТТ является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.

На основании изложенного, для стимулирования появления в научно-технической сфере Республики Коми новых и развития существующих малых и средних динамично растущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования, предлагается на базе Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук, иных государственных научно-исследовательских центров,  Сыктывкарского государственного университета, Ухтинского государственного технического университета, Сыктывкарского лесного института, других ВУЗов, академических, отраслевых  и проектных институтов создать специализированные структуры инкубирования компаний на начальном этапе их жизни, т.н. центры (агентства) по трансферу технологий.

Обеспечение центров соответствующими помещениями и оборудованием будет осуществляться самими научными организациями, выступающими их учредителями. Дополнительная финансовая поддержка при создании и функционировании агентств может быть осуществлена министерствами, ведомствами, местными органами власти и государственными научно-техническими фондами из имеющихся у них возможностей. В дальнейшем, исходя из полученных результатов, могут быть рассмотрены и подготовлены на правительственном уровне предложения об усилении их государственной поддержки. Проведение этой работы в рамках положительно зарекомендовавшей себя межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России позволит обеспечить координацию действий всех участников программы.

Порядок создания и функционирования таких центров или агентств, особенно в части использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением правительства. В течение 4-5 лет такие центры должны быть созданы во всех ведущих государственных научных организациях республики. Это позволит ежегодно создавать малые предприятия технологической направленности.

Основные проблемы, которые могут начать проявляться с началом развития сети центров трансфера технологий (ЦТТ), связаны с отсутствием квалифицированных кадров для их комплектования. Если параллельно с созданием ЦТТ не будут приняты меры по обучению персонала, эффективность работы создаваемой сети будет невелика. Если же проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. В качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах в республике составляет несколько тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы). Это потребует открытия в образовательных учреждениях соответствующих специальностей, курсов повышения квалификации персонала, разработки необходимого методического инструментария.

Для решения задачи предоставления консультационной, методической и образовательной поддержки в сфере венчурного предпринимательства в регионе потребуется создать специализированную структуру, называемую на Западе «коучинг-центром». Ее создание возможно с участием Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ).

Следующий блок инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и венчурного инвестирования связан с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

В целях оказания информационной поддержки участникам венчурного предпринимательства необходимо принять участие в проведении ежегодных венчурных ярмарок в различных регионах России, а также принять участие в развитии других коммуникативных площадок и сетевых структур - профессиональных ассоциаций и союзов инвесторов, электронных бирж технологий, специализированных порталов в сети Интернет по вопросам венчурного предпринимательства, проведение инвестиционных форумов и форумов предпринимателей, промышленно-экономических конгрессов и т.п. Решение этих вопросов также потребует организационной и финансовой поддержки на региональном и местном уровнях.

Также представляется необходимым разработать и внедрить проект, основной целью которого будет формирование единого информационного пространства в целях консолидации научно-технического потенциала областных и республиканских, а также российских инновационных компаний, интеграция с существующими аналогичными проектами за рубежом, комплексная информационная поддержка инновационных структур в целях реализации национального и международного технологического потенциала, эффективной коммерциализации научных разработок.

Создание действенной системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренний и мировые рынки также является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.

Классические методы продвижения, характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки. Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

При развитии инфраструктуры венчурной индустрии важно использовать мировой опыт и возможности сотрудничества с соответствующими международными организациями и программами. Это позволит формировать систему, гармонизированную по организационным, экономическим и правовым механизмам с зарубежной практикой, что облегчит привлечение в Республику Коми зарубежных венчурных инвесторов.

б). Формирование благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики.

На начальном этапе реализации Концепции ключевым механизмом привлечения частного капитала в венчурную индустрию является создание венчурных фондов с прямым государственным участием. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств в венчурную индустрию страны. Такая форма государственного содействия на начальной стадии становления венчурной индустрии показала свою эффективность практически во всех странах. В России такой механизм был апробирован в 2001-2002 гг. Для управления государственной долей средств в венчурных фондах решением Правительства Российской Федерации был создан Венчурный инновационный фонд. В ближайшей перспективе предлагается создать с государственным участием региональный венчурный фонд. Успешная деятельность венчурного фонда создаст стимул для широкомасштабного прихода частных инвесторов, в том числе коммерческих банков, пенсионных фондов, страховых компаний, финансово-промышленных групп на рынок венчурного капитала.

Нахождение оптимальной юридической формы для регистрации венчурного фонда является ключевым вопросом для государственно-частного партнерства в этой области, поскольку в венчурных фондах, созданных в его рамках, предполагается участие бюджетных средств.

Большинство предпринимателей и аналитиков признают, что наиболее подходящей для регистрации венчурного фонда формой является англо-американская Limited Partnership (LP – ограниченное партнерство, коммандитное товарищество) или эквивалентная ей форма в других юрисдикциях, в т.ч. в континентальной Европе. Одна из основных причин регистрации за рубежом большого количества фондов прямых и венчурных инвестиций, работающих с Россией – наличие уже готовой и хорошо отлаженной юридической конструкции типа LP.

Форма закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) особо рисковых (венчурных) инвестиций является, по мнению многих экспертов, весьма далекой от Limited Partnership и, как следствие, неудобной для потенциальных частных инвесторов и управляющих фондами, хотя такие базовые критерии, как отсутствие «двойного налогообложения» и ограниченная ответственность инвесторов, выполнены.

По мнению Российской ассоциации венчурного инвестирования приемлемой организационно-правовой формой регистрации венчурного фонда в рамках действующего законодательства является договор простого товарищества без образования юридического лица с пакетом специальных соглашений между партнерами.

В рамках проведенного исследования авторами сделан вывод о том, что региональный венчурный фонд с государственным участием в целях содействия становлению и развитию венчурного инвестирования в Республике Коми возможно также зарегистрировать в качестве некоммерческой организации «Фонд содействия венчурным инвестициям в Республике Коми» взяв за основу пример успешно действующей с 2003 г. аналогичной структуры в Пермской области, либо в качестве Паевого инвестиционного фонда (ПИФ).

По мере созревания экономических условий для вхождения пенсионных и страховых фондов, банков и финансово-промышленных групп в отечественную венчурную индустрию будет определяться потребность в корректировке регулирующего их деятельность федерального и республиканского законодательства, при этом соответствующие изменения могут быть внесены по их инициативе.

В настоящее время налогообложение малого предпринимательства, в том числе с учетом установленных льгот, не стимулирует динамичного развития предприятий и притока в них венчурного капитала. В законодательство по малому предпринимательству, связанному с налогообложением и предоставлением налоговых кредитов, целесообразно внести изменения, направленные на стимулирование роста оборотов малых инновационных технологических компаний.

Практика создания первых отечественных венчурных фондов показала, что имеются определенные сложности при регистрации венчурных фондов в российской юрисдикции, что приводит к неоправданной задержке их открытия. Для устранения этих проблем необходимо разработать предложения по упрощению условий регистрации венчурных фондов и в случае необходимости внести изменения в соответствующие законодательные акты.

Учитывая то, что основные изменения должны быть внесены в федеральное законодательство, на уровне субъекта РФ, помимо принятия новых и внесения изменений и дополнений в действующие региональные нормативные правовые акты, необходимо будет  выступить с соответствующими законодательными инициативами в адрес Государственной Думы и Правительства Российской Федерации от лица Государственного Совета Республики Коми и Правительства Республики Коми.

На старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для построения бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заём или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. В мировой практике помощь предпринимателям на этом этапе оказывают посевные и стартовые фонды финансовой поддержки молодых технологических компаний. В ближайшие годы начинающим инновационным компаниям такая финансовая поддержка может быть оказана из средств регионального и местных бюджетов в рамках возможностей, имеющихся у министерств, ведомств, местных органов власти и государственных научно-технических фондов.

На последующем этапе в регионе необходимо создавать посевные и стартовые фонды, предоставляющие финансовую поддержку малым технологическим предприятиям на ранних стадиях развития. Источниками наполнения таких фондов могут стать средства, которые будут возвращаться государству при его выходе из ранее созданных венчурных фондов путем продажи, принадлежащих ему пакетов акций. Порядок формирования и функционирования таких фондов, особенно в части использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением правительства.

Кроме того, способствовать улучшению инвестиционного климата в Республике Коми будет общая гармонизация и обеспечение стабильности законодательства, содействие процессам стандартизации и защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок, создание системы оказания помощи в защите этих прав инновационному предпринимательству.

в). Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций.

Для свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий путем продажи пакетов акций необходим развитой фондовый рынок, являющийся важнейшим инструментом обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, а также широко используемая на Западе система продажи венчурными инвесторами своих акций стратегическим инвесторам. Стратегический инвестор, в роли которого как правило выступают крупные промышленные производители, обеспечивает широкомасштабное тиражирование наукоемкой продукции и освоение значимых сегментов рынка.

Период развития компании от момента прихода в нее венчурного капитала до момента продажи венчурным фондом своего пакета акций, как правило, занимает 5-7 лет. За это время в регионе необходимо создать биржевую площадку для продажи акций высокотехнологичных предприятий. Для формирования стратегических партнерств с крупным промышленным производством следует оказать малым предприятиям поддержку для их выхода на информационный рынок. Последовательное развитие этого процесса будет происходить путем создания специализированных биржевых площадок для динамично развивающихся высокотехнологичных компаний на действующих фондовых биржах, а также на венчурных ярмарках. В дальнейшем, по мере увеличения количества компаний, получивших венчурные инвестиции, и находящихся на этапе выхода из них венчурных фондов, будут создаваться реально действующие электронные биржи высокотехнологичных компаний в сети Интернет и самостоятельные биржевые площадки.

В ближайшие годы с участием заинтересованных министерств и ведомств, основных участников фондового рынка необходимо разработать государственную стратегию развития фондового рынка и стимулирования долгосрочных инвесторов (концепцию развития рынка ценных бумаг в Республике Коми), согласовав основные ее положения с предлагаемой  нами концепцией становления и развития системы венчурного инвестирования. Стратегия должна предусматривать законодательные и экономические меры, способствующие развитию института первоначального публичного предложения акций на фондовом рынке и корпоративных фондов венчурного инвестирования.

В рамках построения инфраструктуры венчурной индустрии и в соответствии с данной стратегией государственная поддержка может оказываться созданию структурных элементов фондового рынка - созданию электронных бирж, проведению венчурных ярмарок, организации апробаций торгов акциями высокотехнологичных компаний на действующих российских и зарубежных фондовых биржах.

г). Повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.

Формированию имиджа национальной венчурной индустрии и повышению привлекательности предпринимательской деятельности в области малого и среднего инновационного технологического бизнеса послужит широкая пропаганда успехов технологических компаний в средствах массовой информации - на телевидении, радио, в печатных изданиях, в сети Интернет, для чего необходимо:

- создать на республиканском канале регулярную консультационно-просветительскую телепрограмму по основам венчурного предпринимательства;

- организовать систему повышения квалификации журналистов в сфере венчурного предпринимательства;

- создать в сети Интернет специализированный сайт по венчурному предпринимательству, содержание которого будет служить целям массового просвещения населения региона.

Для стимулирования прихода новых предпринимателей в сферу инновационного технологического бизнеса целесообразно:

- разработать специализированную программу, в рамках которой оказывать содействие успешно развивающимся технологическим инновационным компаниям, которые привлекли венчурные инвестиции, и пропагандировать их опыт;

- учредить ежегодные государственные премии предпринимателям, действующим в сфере инновационного высокотехнологического бизнеса и добившимся наивысших темпов роста компаний, в том числе привлекающих венчурные инвестиции.

д). Повышение эффективности корпоративного управления

Особое место в системе венчурного инвестирования должны занимать инновационно-ориентированные корпорации, осуществляющие наступательную рыночную стратегию. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, крупные корпорации являются важнейшим источником инноваций, т.к. в них выполняется большой удельный вес  НИОКР. Например, удельный вес научных исследований, выполняемых 100 крупнейшими компаниями в общем объеме промышленных НИР в США составляет 82%, в Англии - 69,5%. во Франции - 81,9%. Во-вторых, крупные промышленные корпорации имеют значительный удельный вес в пополнении венчурного капитала, в формировании венчурных фондов.

Зарубежный и отечественный опыт показывают, что корпорации участвуют в венчурном финансировании тремя основными способами.

Прежде всего, они непосредственно финансируют создание малых фирм. Венчурные операции в этом случае не отрываются от кругооборота производительно-функционирующего финансового капитала, а лишь временно отвлекаются на ссудные операции. Разработанная ими технология создания нового продукта принадлежит, как правило, материнской компании, что позволяет получить крупную выгоду в случае его успеха на рынке инноваций. Массовое производство продукта налаживается уже крупной компанией на основе мелкой фирмы, существование которой в этих случаях является временным.

Следующим вариантом венчурного финансирования, стимулируемого крупными корпорациями, служит создание целиком принадлежащих им филиалов мелких венчурных фирм, но уже не научно-исследовательских, а инвестиционных. В форме инвестиционной венчурной фирмы создается фонд, используемый длительно и специально для предоставления ссуд на разработку и освоение изобретений, сделанных вне пределов материнских компаний. Часто такие фонды формируются объединенными усилиями нескольких крупных корпораций. Многие из них создают десятки мелких инвестиционных фирм, которые образуют сеть, предназначенную для проверки, отбора и использования научных идей.

Третьим, наиболее развитым и эффективным способом участия корпорации в рисковом финансировании служит их деятельность по созданию самостоятельно функционирующих специализированных инвестиционных фирм венчурного капитала (ФВК). Создаются ФВК путем объединения средств различными собственниками. Здесь корпорации являются важными, но и единственными участниками. С помощью ФВК корпорации финансируют малые фирмы. Причем, внедряясь в мир научно-передового мелкого бизнеса, корпорации действуют не только как собственники денежного капитала, заинтересованные в получении процента по ссудным операциям, а скорее как заказчики новых технологических решений, оплачивающие издержки по их разработке. 

Российские и зарубежные корпоративные структуры, осуществляющие свою деятельность в Республике Коми могут и должны выступать в роли мощного источника венчурного капитала Это обусловлено рядом причин. Прежде всего, в корпоративной структуре экономики Российского Севера появились крупные активно действующие вертикально-интегрированные компании, многие из которых совмещают в себе банковский и промышленный капитал (в Республике Коми это такие корпорации, как ОАО НПК «Лукойл», ОАО «Газпром», «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» (СУАЛ), РАО ЕЭС России, «Северсталь», «Mondi Business Paper – Сыктывкарский ЛПК» и другие). Кроме того, оживление экономической динамики, рост рентабельности производства повышают инвестиционные возможности корпораций и предприятий в целом. Но главное, растет понимание среди управленцев всех уровней, что переход хозяйственных корпоративных систем на инновационный тип развития объективно предопределен логикой современного научно-технического прогресса, а следовательно, без создания хозяйственной зоны корпорации из числа малых и средних инновационных предпринимательских фирм не обойтись. Тем более, когда  речь идет об инновациях прорывного свойства.

С точки зрения решения прикладных задач, на наш взгляд необходима разработка механизмов эффективного корпоративного управления, в том числе и путем совершенствования норм корпоративного права. Это позволит  предотвратить корпоративные конфликты; обеспечить повышение эффективности контроля над деятельностью менеджмента, в том числе в целях предотвращения вывода активов компании; расширить возможности защиты прав акционеров; создать механизмы обеспечения эффективности внутреннего корпоративного контроля что, в конечном итоге  приведет к более эффективному функционированию российских компаний, улучшению инвестиционного и делового климата в регионе, к качественному экономическому росту.

Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции возможна в два этапа.

Первый этап, рассчитанный на 5 лет, осуществляется с государственной поддержкой и направлен на создание системообразующих элементов, включая формирование инфраструктуры поддержки системы венчурной индустрии, экономических и правовых условий для развития системы, обеспечение ликвидности венчурных инвестиций, формирование положительного имиджа национальной венчурной индустрии.

В частности, предполагается на базе Коми научного центра УрО РАН, Сыктывкарского государственного университета, отраслевых институтов создать агентство или центр по трансферу технологий - специализированную структуру инкубирования развития малых технологических предприятий на начальном этапе их жизни. Создание в течение 4-5 лет такой структуры позволит ежегодно создавать малые предприятия технологической направленности.

Для реализации этой задачи предлагается создать республиканский межведомственный совет по развитию системы венчурного инвестирования в Республике Коми, а выполнение программы действий финансировать из бюджетов заинтересованных министерств, ведомств и бюджетов местных органов власти на долевой основе.

Работа будет проводиться в рамках действующей межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России, основной целью которой является построение национальной инновационной системы России. При выполнении всех действующих и новых правительственных поручений, относящихся к научно-технической инновационной сфере, будут вноситься предложения, касающиеся выполнения основных положений данной Концепции. По мере развития системы венчурного инвестирования, при изменении экономических и законодательных условий Координационным советом будет инициироваться подготовка новых предложений в органы государственного управления, направленных на повышение эффективности венчурного предпринимательства.

Ключевым механизмом привлечения частного капитала в республиканскую венчурную индустрию на начальном этапе реализации Концепции является создание республиканского венчурного фонда с прямым государственным участием и привлечением на долевой основе средств  Венчурного инновационного фонда. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств в венчурную индустрию республики.

На втором этапе, когда основные элементы региональной системы венчурного инвестирования выходят на устойчивый режим саморазвития, принимается решение о выходе государства из ранее созданных им фондов.

Возврат государственных инвестиций может быть осуществлен путем выкупа доли государства другими венчурными фондами, институциональными инвесторами, менеджментом фондов или инновационных компаний. Полученные средства будут реинвестироваться в поддержку начинающих малых компаний через специализированные «посевные» и стартовые фонды для финансирования докоммерческой стадии разработок в сфере высоких технологий. Соответствующее решение о создании таких фондов или возложении таких функций на действующие государственные научно-технические фонды может быть принято по мере созревания для этого условий. Возможно также создание коммерческого венчурного инновационного фонда, в котором государство будет участвовать не более чем 10% средств, а остальные деньги внесут коммерческие инвесторы.

Затраты на реализацию Концепции и ожидаемые результаты

Реализация Концепции потребует выделения финансовых средств из республиканского бюджета. Финансовые вложения государства на создание регионального венчурного фонда могут быть произведены  в размере примерно 150-300 млн. руб. (5-10 млн. долл.) с привлечением части средств из федерального Венчурного Инновационного Фонда.

Средства на создание инфраструктуры, подготовку кадров и формирование имиджа венчурной индустрии будут направляться из бюджетов заинтересованных министерств, ведомств и бюджетов местных органов власти на долевой основе.

Средства, полученные государством в результате выхода из ранее созданных венчурных фондов на втором этапе реализации Концепции, будут реинвестироваться в специализированные посевные и стартовые фонды для финансирования докоммерческой стадии разработок в сфере высоких технологий. Соответствующее решение о создании таких фондов или возложении таких функций на действующие государственные научно-технические фонды может быть принято по мере созревания для этого условий. Возможно также создание коммерческого венчурного инновационного фонда, в котором государство будет участвовать не более чем 10% средств, а остальные деньги внесут коммерческие инвесторы.

Реализация Концепции позволит привлекать средства частного капитала во вновь создающиеся венчурные фонды, что будет стимулировать интенсивное развитие конкурентоспособных предприятий. Кроме того, это обеспечит ежегодный прирост малых предприятий в научно-технической сфере, что приведет к появлению «точек роста» новых отраслей экономики, дополнительных рабочих мест в сфере наукоемкого производства. Сократится также утечка капитала за пределы региона и будут сформированы условия для его инвестирования в реальный сектор экономики. Но главное - изменится структура, динамика роста и объем валового регионального продукта за счет производства и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью.

Чтобы сформировать жизнеспособную систему венчурного инвестирования, следует, на наш взгляд, ориентироваться на ряд методологических правил. Во-первых, система должна создать наиболее благоприятные условия для бесперебойного протекания таких процессов, как венчурное инвестирование, инновационное предпринимательство, инвестиционное проектирование и других. Во-вторых, она должна приобрести в ходе формирования ряд обязательных свойств, по которым можно будет судить - создана система или нет. В числе этих свойств: самоорганизация, относительная устойчивость, пропорциональность, способность воспроизводить внутренние факторы саморазвития, целостность, способность к автономному функционированию и возможность выстраивать взаимовыгодную связь с экономикой в целом, информационность, способность к эволюционному развитию в достижении основных целевых ориентиров (задач). В-третьих, формирование системы возможно путем объединения функциональных элементов через выявление и оформление из зависимости друг от друга.

Реализация концепции возможна при помощи разработанного авторами механизма государственной поддержки становления и развития венчурного инвестирования на примере Республики Коми, позволяющего активизировать инновационную деятельность в регионе в целях стимулирования качественного экономического роста.

Механизм государственной поддержки  венчурного инвестирования представляет, на наш взгляд,  взаимосогласованную систему институтов и мер регулирования и стимулирования рынка венчурного капитала. По нашему мнению, целесообразно выделить основные направления, ориентированные на повышение эффективности мер государственного регулирования и поддержки венчурного инвестирования инновационной деятельности.

1.             Совершенствование    некоторых    положений    государственной    программы развития венчурного инвестирования инновационной деятельности.

2.             Совершенствование    нормативного    регулирования    в    сфере    венчурного инвестирования инновационной деятельности.

3.             Развитие     инфраструктуры     венчурного     инвестирования     инновационной деятельности.

Задача организационно-экономического механизма государственной поддержки венчурного инвестирования - способствовать формированию экономико-правовой среды, благоприятной для функционирования венчурного капитала и развития высокотехнологичного инновационного бизнеса. Соответственно функция организационно-экономического механизма состоит в обеспечении роста высокотехнологичного инновационного бизнеса и экономики в целом.

Авторами предложены методические основы формирования механизма, включающие в себя следующие положения:

- функционирование механизма должно создать наиболее благоприятные финансовые и организационные условия для деятельности венчурных фондов, развития венчурного инвестирования и инновационного предпринимательства;

- в ходе формирования механизм должен приобрести такие свойства, как финансовая устойчивость, целостность, способность к автономному функционированию и возможность выстраивать взаимовыгодные связи с экономикой в целом;

- механизм должен представлять собой совокупность замкнутых составляющих, каждая из которых выполняет специфические функции и решает отведенные ей задачи.

Разработанный механизм государственной поддержки венчурного инвестирования включает в себя пять типов системообразующих элементов: нормативный, организационный, финансовый, кадровый и информационный.

Нормативный элемент механизма государственной поддержки представляет собой комплекс мер нормативного регулирования венчурного инвестирования инновационной деятельности, основу которого составляют законодательные акты и нормативные документы, издаваемые властными органами, а также сеть специализированных правовых институтов и корпус специалистов, обеспечивающих практическое применение нормативно-правовой базы.

Укрупненно нормативное регулирование можно представить несколькими отдельными блоками. Основой нормативного регулирования венчурного инвестирования инновационной деятельности является комплекс законов об инвестициях (иностранных инвестициях), научной, научно-технической и инновационной деятельности, в частности, законодательство об охране объектов интеллектуальной собственности и защите прав их владельцев. Вследствие наблюдаемой глобализации и интернационализации технологических рынков нормативное регулирование в области инновационной деятельности и охраны прав интеллектуальной собственности в развитых рыночных экономиках в значительной мере унифицировано.

Второй важной частью нормативного регулирования венчурного инвестирования являются правовые акты, стимулирующие и регулирующие НИОКР в интересах промышленности и процессы передачи результатов законченных исследований в сферы их использования. Очевидно, что отсутствие эффективных механизмов «подготовки и доведения» научного результата до товарных стандартов является одним из основных препятствий, ограничивающих динамичное развитие инновационного бизнеса и венчурной индустрии.

Третьим блоком нормативного регулирования является комплекс законов и иных нормативных актов, определяющих условия создания и деятельности различных институтов поддержки и обеспечения инновационного бизнеса, его институциональной инфраструктуры.

Четвертый блок составляет нормативное регулирование деятельности малого и среднего бизнеса (корпоративное законодательство), которое, при всем его разнообразии в условиях разных экономик, имеет несколько основных общих черт:

- простые процедуры регистрации, основанные на заявительном принципе;

- упрощенные формы ведения бухучета и отчетности;

- наличие разнообразных налоговых льгот (например, в течение начальных этапов деятельности);

- право принимать участие в выполнении государственных контрактов;

- возможность работать на базе специальных бизнес-центров и инкубаторов, что дает ряд ощутимых преимуществ.

В отдельный блок можно выделить комплекс мер нормативного регулирования в области антимонопольного, валютного, налогового законодательства, стимулирующего венчурные инвестиции в сфере инновационного бизнеса.

С учетом стабильных векторов государственной политики, нормативное регулирование представляет собой взаимосогласованный комплекс правовых норм и институтов, регулирующих инновационную составляющую экономики.

В рамках проведенного исследования разработан ряд проектов нормативных правовых актов и документов, которые могут способствовать созданию системы венчурного инвестирования в Республике Коми. Это проекты закона Республики Коми «О бюджете содействия инвестициям в Республике Коми»; распоряжения Главы Республики Коми «О создании некоммерческой организации «Фонд содействия венчурным инвестициям в Республике Коми»; проекты положений о Фонде содействия венчурным инвестициям в Республике Коми, о процедуре и методике отбора инвестиционных проектов, о требованиях к форме и содержанию инвестиционных проектов, о порядке прохождения аккредитации; правила размещения средств Некоммерческой организации «Фонд содействия венчурным инвестициям в Республике Коми».

Кроме того, авторами было принято участие в разработке проекта Закона Республики Коми «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Коми» с участием Торгово-промышленной палаты Республики Коми и Министерства экономического развития Республики Коми; а также решений Совета МО городского округа «Сыктывкар» «Об утверждении Концепции социально-экономического развития МО городского округа «Сыктывкар» на период до 2010 года»;  «Об инвестиционной деятельности на территории МО городского округа «Сыктывкар»; «Об утверждении Положения о льготах по налогам и сборам, неналоговым платежам в бюджет МО городского округа «Сыктывкар».

Под организационной составляющей механизма государственной поддержки венчурного инвестирования нами понимается совокупность организационных процедур и структур, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают нормальное функционирование и развитие венчурного инвестирования инновационной деятельности.

Для разработки, инвестирования и внедрения инноваций в малое предпринимательство необходимо наличие основных элементов организационных процедур: бизнес-школы; агентства, фонды и центры поддержки малого предпринимательства; научно-технические парки, инновационно-технологические центры; информационно-аналитические и консультационные центры и т.д. Деятельность предприятий инфраструктуры необходимо стимулировать подобно деятельности малых инновационных компаний. В связи с этим, следует решить вопрос о создании в регионе промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон.

Финансовая составляющая с учетом международного опыта должна складываться на базе высокоразвитых финансово-кредитных механизмов    современного    рынка, обеспечивающих финансовыми ресурсами предпринимательскую экономику. Элементная структура финансового обеспечения включает в себя банки, инвестиционные фонды и организации (страховые компании, пенсионные фонды, государственные инвестиционные фонды и др.), корпоративных и индивидуальных инвесторов, а также собственно венчурные фонды.

Кадровый элемент связан с высокими требованиями к профессионализму инновационных менеджеров и менеджеров, управляющих инвестиционными активами. Необходимо дальнейшее совершенствование и развитие комплекса  различных институтов обучения и подготовки квалифицированных менеджеров и консультантов по управлению и бизнесу.

Информационное обеспечение процесса венчурного инвестирования инновационного бизнеса - это справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация, постоянно представленная в традиционных и электронных информационных системах, разовых и периодических изданиях, накапливаемая в библиотеках и фондах, регулярно обновляемая и обобщаемая многочисленными информационными институтами и поставляемая пользователям по самым различным каналам.

Наиболее эффективно механизм государственной поддержки венчурного инвестирования будет функционировать с помощью так называемого Фонда фондов, некоммерческой организации, выступающей от лица государства учредителем фондов венчурного инвестирования. Основной целью деятельности данной организации является формирование структуры венчурного инвестирования и организация привлечения инвестиций в высокорисковые наукоемкие инновационные проекты.

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что для российской современной практики наиболее предпочтительны венчурные фонды с небольшими и средними активами. В США большое число фондов венчурного капитала насчитывают 10 и менее млн. долл. У этого явления есть плюсы и минусы. Чем крупнее фонд, тем он обладает большими финансовыми возможностями, а также способностью привлекать профессиональные консалтинговые фирмы для предварительного исследования получателя венчурного капитала. Поэтому существуют так называемые мегафонды, которые сосредотачивают от 2 до 4,5 и более млрд. долл. венчурного капитала. Но чем крупнее фонд. тем он менее готов рисковать, что чуждо природе венчурного капитала, а также у него слабее связь с предпринимательским ресурсом. Поэтому для российской региональной практики можно рекомендовать фонды размером 5-10 млн. долл. (150-300 млн. руб), которые, на наш взгляд, в российских современных специфичных условиях наиболее устойчивы, и для них есть необходимые исходные первичные финансовые источники. 

Рис. 1 Механизм государственной поддержки венчурного инвестирования в Республике Коми

Использование представленного на рис.1 механизма государственной поддержки венчурного инвестирования в Республике Коми позволит создать региональную систему венчурного инвестирования, оказать существенное положительное влияние на развитие инновационной деятельности в целях обеспечения качественного экономического роста и повышения уровня жизни населения. На наш взгляд, каждому субъекту Российской Федерации следует сформировать собственные венчурно-инновационные программы с использованием механизмов государственной поддержки для повышения эффективности результатов научной и научно-технической деятельности и внедрения новых технологий во все сферы жизнедеятельности.

 

 


[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Развитие инновационной деятельности - необходимое условие качественного роста экономики  Российского Севера и повышения уровня жизни жителей северного региона», проект № 06-02-41202 а/с.
Данная работа выполнена при информационной поддержке компании «Консультант Плюс»