Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ промышленных ПРЕДПРИЯТИЙ (ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ)

Чужмаров А. И.

В статье исследованы аспекты обеспечения устойчивого финансового положения промышленных предприятий. Подробно рассмотрены аспекты функционирования системы экономической безопасности промышленных предприятий. Определены задачи, стоящие перед системой обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий, предложены подходы к их решению. Выявлены проблемы оптимизации использования корпоративных ресурсов, направляемых на реализацию мероприятий по обеспечению экономической безопасности промышленных предприятий.

Обеспечение экономической безопасности промышленности должно опираться на существующую правовую базу и проводится во взаимосвязи с экономическими интересами государства и собственников.

Исследование региональных особенностей, влияющих на обеспечение экономической безопасности отраслей промышленности, позволит  определить влияние отдельных составляющих экономической безопасности Республики Коми на общее состояние экономики региона и оценить кризисные ситуации в отраслях промышленности Республики Коми для выработки и обоснования, адекватных мер по обеспечению устойчивого финансового состояния предприятий и отраслей промышленности.

Проблемы обеспечения  экономической безопасности промышленности Республики Коми, как элемента региональной экономической безопасности и экономической безопасности России в целом, обусловливают необходимость оценивать кризисные ситуации в отраслях промышленности Республики Коми, отслеживать влияние отдельных составляющих экономической безопасности Республики Коми и региональных особенностей Севера на общее состояние экономики региона.

 Специфические географические, горно-геологические, природно-климатические особенности северного региона  приводят к последствиям (экономическим, социальным, экологическим),  которые отражаются на состоянии экономической безопасности как региона в целом, так и субъектов рыночных отношений, а так же и на показателях эффективности их функционирования. Система показателей экономической безопасности региона должна включать в себя  показатели, отражающие экономические отношения разного уровня.

Процесс обеспечения экономической безопасности промышленности региона можно рассматривать как процесс предотвращения всесторонних  ущербов от негативных воздействий по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности, путем оценки реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а так же прочих неблагоприятных факторов. Основой организации, планирования и осуществления практических действий системы обеспечения экономической безопасности является всесторонний анализ концепции угрозы.

 На наш взгляд, обеспечение устойчивого финансового положения предприятий промышленности во многом зависит от состояния экономической безопасности региона и может быть определено как состояние наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, выраженное в наилучших значениях финансовых показателей (прибыли и рентабельности), и перспектив финансового развития, путем предотвращения, или ослабления негативного воздействия от реальных или прогнозируемых угроз

Таблица 1

Анализ структуры инвестиций в основной капитал промышленности Республики Коми в 1995-2004 г.г.(млн.рублей­), в фактически действовавших ценах

Показатели

В текущих ценах, млн. руб.

В процентах

 

1995

1998

2000

2004

 

1995

1998

2000

2004

Инвестиции в
основной капитал, всего -

 

3941,1

4375,5

17098,1

25400,8

 

100

100

100

100

Из них в промышленность

 

1449,7

1980,6

12060,1

12449,1

 

36,8

45,3

70,5

49,0

В том числе по

отраслям специализации

 

 

1395,0

 

1375,2

 

11884,9

 

12148,8

 

 

35,4

 

31,4

 

69,5

 

47,8

Из них :

Электроэнергетика

 

 

181,6

 

174,0

 

217,8

 

620,3

 

 

4,6

 

4,0

 

1,3

 

2,4

Топливная промышленность

В том числе:

 

1060,3

948,6

8492,5

10109,9

 

26,9

21,7

49,7

39,8

нефтедобывающая

 

569,9

799,7

6529.5

6081,3

 

14,5

18,3

38,2

23,9

нефтеперерабатывающая

 

40,5

25,9

665,8

1702,0

 

1.0

0,6

3,9

6,7

газовая

 

61,0

61,6

93,7

1120,3

 

1,6

1,4

0,6

4,4

угольная

 

388,9

61,4

1203,5

1206,3

 

0,9

1,4

7,0

4,8

Лесная, деревообрабатывающая, целлюлознобумажная промышленность

 

153,1

252,6

3174,6

1418,6

 

3,9

5,8

18,6

5,6

Сервисный комплекс

 

22,4

13,2

49,3

127,5

 

5,7

0,3

0,3

0,5

Машиностроение и металлообработка

 

1,0

29,9

29,9

15,7

 

0,1

0,7

0,7

0,1

Прочие

 

31,3

562,3

96,0

157,1

 

0,8

12,9

0,6

0,6

Обеспечение устойчивого финансового положения промышленных предприятий предполагает создание действенной системы обеспечения экономической безопасности, включающую в себя выявление, учет и изыскание способов предотвращения или максимального ослабления негативного воздействия угроз финансово-хозяйственной деятельности. Это ставит отрасли промышленности в условия, когда необходимо прогнозировать источники угроз и опасностей своей экономической безопасности.

Распределение угроз и опасностей на внутренние и внешние более приемлемо производить в зависимости от сферы местонахождения источника угроз и опасностей, так как, любая угроза или опасность имеет свой источник, который, в свою очередь, может находиться как вне, так и внутри хозяйствующего субъекта.    

Основой экономики северных регионов являются природоэксплуатирующие отрасли, поэтому, на наш взгляд, для полноценного развития региона, рационального использования природных ресурсов и улучшения экологической обстановки необходимы долгосрочные инвестиции. Привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, влечет за собой необходимость обеспечения экономической безопасности проектов с целью создания наиболее благоприятных условий для инвесторов. Анализ структуры инвестиций в основной капитал промышленности Республики Коми в 1995-2004 г.г приведен в таблице 1.

Значительная доля от общего объема инвестиций в основной капитал приходится на топливную промышленность, в частности нефтедобывающую,  являющуюся основой экономики региона.

К основным внутренним негативным воздействиям угрожающим промышленному производству относится состояние основного капитала (основных фондов) в составе корпоративных ресурсов. Анализ состояния промышленно-производственных фондов промышленности приведен в таблице 2.

Процент износа основных промышленно-производственных в промышленности Республики Коми за исследуемый период остается значительным и достаточно длительное время примыкает к пороговым значениям (35,8 - 53,5 %).. Незначительное, в целом по Республике Коми, обновление промышленно-производственных фондов наблюдается в топливной промышленности, промышленности стройматериалов. Это  является одним из основных внутренних факторов, негативно влияющих на промышленное производство.

В текущей финансово-хозяйственной деятельности отраслей промышленности Республики Коми самым слабым звеном является достаточно большой объем просроченной кредиторской и дебиторской  задолженности, представляющей достаточно серьезную угрозу негативных воздействий на экономическую безопасность промышленных предприятий.

Таблица 2

Износ промышленно-производственных фондов по отраслям промышленности за 1994-2004 гг. (на конец года; в процентах от полной стоимости фондов)

Показатели

1994

1996

1998

2000

2001

2002

2003

2004

Промышленность

В том числе:

47,3

49,3

48,7

48,0

44,2

44,8

41,4

40,9

Электроэнергетика

37,4

42,2

47,0

50,6

52.6

52,8

53,5

55,9

Топливная промышленность:

49,7

51,3

48,2

48,3

44,4

43,5

37,6

36,7

Лесная, деревообрабатывающая, целлюлознобумажная промышленность

48,5

53,6

55,3

42,4

35,8

36,7

36,3

37,6

Промышленность строительных материалов

45,0

45,1

48,6

51,1

53,5

48,9

42,3

36,9

Легкая промышленность

31,9

30,7

38,9

40,1

38,4

33,2

36,3

30,6

Пищевая промышленность

35,0

34,3

44,9

41,7

40,5

41,0

44,7

45,8

Машиностроение и металлообработка

38,6

38,2

43,6

44,1

45,4

37,2

42,1

38,9

На конец 2006 г. данный объем составлял порядка 51 %  кредиторской и 59 % дебиторской задолженности в экономике республики в целом.

Рассматривая экономические последствия особенностей Севера и их влияние на обеспечение экономической безопасности промышленности,   следует отметить также, что на Севере производится до 20 % валового национального дохода притом, что на данной территории проживает лишь 8 % населения Российской Федерации.

Развитие экономики в северном регионе направлено к ресурсам. Отрасли, функционирующие в северном регионе, как правило, фондоемкие, с повышенными издержками производства.

Рассматривая особенности Северного региона и Республики Коми через призму проблематики региональной экономической безопасности сегодня, на наш взгляд, необходимо очертить в качестве приоритетных для предотвращения или ослабления угрозы опасности жизнеобеспечения последующих поколений и эффективного функционирования  экономики Республики через 50 лет и более, прогнозируя  последствия и ущербы, с целью выработки перспективных направлений стратегического планирования экономической безопасности региона.

Проведенный нами анализ динамики отдельных составляющих экономической безопасности промышленности республики выявил перекосы в их состоянии, что в свою очередь определяет основную задачу в обеспечении экономической безопасности промышленности и отдельных промышленных предприятий - обеспечение роста производства.

Ситуация в промышленности республики характеризуется нарастанием кризисности с 1995 по 1998 гг. с последующей нормализацией к 2007г. Динамика промышленного производства отмечена резким падением вплоть до  1998г., а в последующий период наблюдается рост производства с незначительным снижением темпов прироста. На протяжении всего исследуемого периода остается неизменной внешнеэкономическая составляющая экономической безопасности промышленности Республики Коми, характеризующаяся высокой долей экспортных товаров в общем объеме производства.   Отдельные индикаторы составляющих экономической безопасности характеризуют ситуацию как нормальную, однако агрегированный индикатор состояния экономической безопасности промышленности ВДС, вплоть до 1998г. находился в состоянии чрезвычайного кризиса.

Проведенный нами анализ секторной и отраслевой динамики ВРП Республики Коми показывает, что основные опасения вызывает снижение удельного веса добавленной стоимости в производстве товаров, в частности в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве,  т.е. в отраслях определяющих уровень роста экономики региона.

Обеспечение экономической безопасности финансовых ресурсов промышленного предприятия необходимо рассматривать как процесс прогнозирования и предотвращения всесторонних ущербов от негативных воздействий на экономическую безопасность промышленного предприятия по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности. Эффективный результат работы промышленного предприятия по обеспечению доходности  и устойчивости бизнеса  может быть достигнут именно за счет прогнозирования и своевременного предотвращения ущербов, как очевидно представляющих угрозу экономической безопасности, так и потенциально вероятных.

Система обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия в зависимости от структуры собственности, конкретных условий (масштабы финансово-хозяйственной деятельности, объемы производства,  территориальные особенности, кадровый потенциал и т.д.) должна иметь определенные средства собственного обеспечения, опираясь на которые, она будет способна выполнять свои задачи, а так же нормативно-правовое обеспечение, включая нормы деятельности служб организации, средства, методы, нормативные документы, определяющие статус службы экономической безопасности и требования, являющиеся обязательными в рамках сферы действия (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение элементов обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия

Организационная деятельность подразумевает создание отдельной структуры, осуществляющей защитные меры по обеспечению экономической безопасности промышленного предприятия, которая в зависимости от особенностей бизнеса может быть как собственным подразделением, так и привлеченными на договорной основе.

Процесс обеспечения финансовой безопасности организации рассматривается как процесс предотвращения всевозможных ущербов от негативных  как внешних, так и внутренних воздействий,  и оптимизации отдельных аспектов управления финансово-хозяйственной деятельностью и планирования в организации.

Важнейшим аспектом в организации работы по обеспечению финансовой безопасности промышленного предприятия и принятии управленческих решений является, на наш взгляд, бюджетирование мероприятий по предотвращению ущербов и минимизации потерь вне зависимости от структуры собственности предприятия. При выявлении в процессе прогнозирования потенциально вероятных угроз финансовой безопасности промышленного предприятия,  необходим расчет стоимости конкретных мероприятий планируемых для их предотвращения в целом, либо минимизации потерь при невозможности полного предотвращения. В противном случае стоимостное выражение экономического эффекта может быть настолько минимально, что реализация мероприятий по предотвращению угрозы финансовой безопасности промышленного предприятия будет нецелесообразна и, более того, может стать источником дополнительных потерь корпоративных ресурсов.

На основе проведенного анализа обеспечения финансовой безопасности промышленного предприятия выявляются следующие  пути совершенствования управленческой деятельности организации в целом и, соответственно, отдельных ее подразделений: создание и организация функционирования службы независимого мониторинга финансовых операций и благонадежности контрагентов; перспективное бюджетирование комплекса мероприятий по обеспечению экономической безопасности; создание компенсационного резерва для покрытия прогнозируемых ущербов финансовому благосостоянию предприятия для минимизации убытков от внешних и внутренних угроз экономической безопасности.

Предлагаемые нами рекомендации позволят разработать  наиболее эффективные меры, обеспечивающие стабильное финансовое положение промышленного предприятия. 

 Для практической реализации предложенных мер необходимы соответствующие финансовые затраты. Соответственно, чем эффективнее деятельность по обеспечению  экономической безопасности промышленного предприятия, тем более высокое экономическое давление  испытывает финансовый потенциал предприятия, на который ложатся финансовые затраты  на содержание персонала, задействованного на обеспечении экономической безопасности промышленного предприятия и его материально-технического оснащения.

На наш взгляд, с одной стороны,  абсолютно все  угрозы экономической безопасности могут быть предотвращены, и возможность возникновения ущербов финансовому положению промышленных предприятий ликвидирована, если все имеющиеся корпоративные ресурсы будут направлены исключительно на обеспечение экономической безопасности.  С  другой стороны, промышленные предприятия могут вообще отказаться от финансирования мер по обеспечению экономической безопасности. В таком случае неизбежно возрастут риски финансовых потерь, что приведет к снижению прибыли  или, в худшем случае, к банкротству конкретного предприятия. Следствием этого является  негативное изменение значений индикаторов экономической безопасности  промышленности региона.

            Любые крайности в вопросе обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий нежелательны. Принцип оптимизирующего поведения в данном случае требует минимизации совокупных издержек на финансирование мероприятий по обеспечению экономической безопасности, включающих и потери от не предотвращенных угроз экономической безопасности, и расходы промышленных предприятий  на предотвращение как потенциально возможных, так и реально существующих угроз своему финансовому положению.

            В целях минимизации общих потерь организации  необходимо, на наш взгляд,  определить и принять некоторый оптимальный (ненулевой) уровень неизбежных финансовых рисков и потерь. Отклонения от этого оптимального уровня в любую сторону являются нежелательными.

Эффективность затрат корпоративных ресурсов на обеспечение устойчивого финансового положения промышленного предприятия будут достигнута в том случае,  если их объем не превысит уровня прогнозируемых финансовых рисков и потерь, на предотвращение которых они направлены.

Общей целью функционирования системы экономической безопасности промышленного предприятия должно быть не искоренение угроз экономической безопасности, а сдерживание их на оптимальном, с точки зрения концепции бизнеса,  уровне.

Внедрение на промышленном предприятии системы обеспечения экономической безопасности предполагает достижение следующих результатов:

- внедрение процесса прогнозирования и предотвращения рисков и ущербов от негативных воздействий на экономическую безопасность промышленного предприятия по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности, как очевидно представляющих угрозу экономической безопасности, так и потенциально вероятных, позволит достигнуть более эффективных результатов работы промышленного предприятия по обеспечению доходности и устойчивости бизнеса, за счет увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль;

- адекватно реагировать на возникающие критические ситуации, что позволит предприятию своевременно восстанавливать стабильность и устойчивость процессов в экономической системе предприятия и региона;

- определить оптимальные объемы корпоративных ресурсов направляемых  на обеспечение экономической безопасности предприятия;

- выработать конкретный механизм обеспечения экономической безопасности  промышленного предприятия; 

- определить возможности, средства и пути достижения поставленных целей, направленных на обеспечение экономической безопасности промышленного предприятия; 

- разрабатывать рекомендации по выработке и реализации комплекса наиболее эффективных мер, обеспечивающих стабильное финансовое положение промышленного предприятия.

Устранение перекосов в состоянии отдельных составляющих экономической безопасности промышленности республики, позволит решить основную задачу в обеспечении экономической безопасности промышленности и отдельных промышленных предприятий - обеспечение роста производства.

Реализация предложений по обеспечению экономической безопасности промышленного предприятия, позволяющих прогнозировать угрозы экономической безопасности и оперативно регулировать объемы и структуру издержек на обеспечение экономической безопасности, позволит качественно изменить общее финансовое состояние предприятий и промышленности региона в целом.

При внедрении мер по оптимизации расходов на обеспечение экономической безопасности промышленных предприятий и их сбалансированности по отношению к прогнозируемым рискам предполагается достижение следующих результатов:

- снижение экономического давления на финансовый потенциал предприятия;

- изменение величины себестоимости продукции;

- улучшение финансового результата деятельности;

- увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Предполагается решение проблемы возмещения потерь промышленным предприятиям от возможных ущербов, за счет формирования компенсационного фонда, позволяющего адекватно реагировать на критические ситуации.

            Реализация выводов и предложений по оптимизации расходов промышленных предприятий на обеспечение экономической безопасности создаст более благоприятные условия функционирования, что обеспечит повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и будет способствовать повышению экономического потенциала республики.

 

 


Библиографический список:

1.                  Статистический ежегодник Республики Коми.// Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Коми, - Сыктывкар, 2005. - 388 с.

2.                  Статистический ежегодник Республики Коми.// Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Коми, - Сыктывкар, 2006. - 354 с.

3.                  Чужмаров А.И. Проблемы обеспечения экономической  безопасности хозяйствующих субъектов.// Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции – Социально-экономическое развитие России в XXI веке: Пенза,  2002.

4.                  Чужмаров А.И. Проблемы обеспечения экономической безопасности северных регионов// Политические, экономические с социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Тезисы докладов II региональной научно-теоретической конференции. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2003.

5.                  Чужмаров А.И. Обеспечение экономической безопасности отраслей промышленности Республики Коми // Материалы VI Всероссийской научно-теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере». (Сыктывкар, 15 апреля 2007 г.) Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007.