Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Значение кредитной системы в
активизации
|
Страны |
Доля государства в активах банков |
||
1985 |
1995 |
2004 |
|
Австрия |
64 |
50 |
55 |
Аргентина |
61 |
61 |
65 |
Германия |
36 |
36 |
40 |
Греция |
78 |
78 |
80 |
Египет |
78 |
78 |
78 |
Израиль |
97 |
89 |
85 |
Индия |
97 |
85 |
80 |
Индонезия |
43 |
43 |
40 |
Исландия |
71 |
71 |
75 |
Италия |
65 |
36 |
40 |
Норвегия |
68 |
50 |
55 |
Тайвань |
81 |
77 |
80 |
Турция |
56 |
56 |
60 |
Уругвай |
69 |
69 |
70 |
Финляндия |
31 |
31 |
45 |
Франция |
75 |
17 |
30 |
Данные таблицы свидетельствуют о достаточно активном участии государства в деятельности банков различных стран. Особенно это характерно для некоторых стран третьего мира: Индии, Египта, Уругвая. Однако и для развитых стран, таких, как Австрия, Греция, Исландия, Норвегия, Франция, - этот показатель остаётся высоким.
Хотя справедливости ради, следует отметить, что вряд ли будет правомерным определять роль государства на основе каких либо однозначных параметров, в частности, его удельным весом в активах банков или долей ВВП. Механизм государственного регулирования тоньше, сложнее, многообразнее и часто регулирующая роль государства может быть более значительной при относительно меньших показателях удельного веса государства в экономике.
Тем не менее, данный материал имеет определённый смысл и может быть использован в качестве иллюстрации к анализу моделей функционирования кредитных систем.
Активное участие государства в деятельности банков в современных условиях носит взаимный характер, означающий такое же активное участие банков в проведении экономической политики государства. И это весьма оправдано, поскольку банки находятся в центре финансово-хозяйственной и кредитно-инвестиционной деятельности и в их руках сосредоточены мощные экономические рычаги. Именно поэтому многие страны законодательно закрепляют за кредитной системой во главе с центральными банками задачи не только финансово-кредитного характера в виде поддержания низких темпов инфляции, обеспечения стабильности национальной валюты, но и более широкие – стимулирование экономического роста, повышение уровня занятости, содействие достижению государственных целей. Даже в тех случаях, когда речь идёт о стабильности цен, она часто понимается не как конечная цель, а как необходимая предпосылка для развития реального сектора экономики и, соответственно, экономического роста.
Данное положение подтверждается огромной ролью бюджетного финансирования, сформировавшегося к настоящему времени в ведущих странах Запада. На рис. 3 показаны основные каналы формирования ресурсной базы японской иены и доллара США, которая используется Банком Японии и Федеральной резервной системой (ФРС) США. Денежная база, данные о которой приводятся на рисунке, является показателем, фактически отражающим величину всей эмиссии японских иен и американских долларов, имеющих в настоящее время хождение в мире.
Свыше 70% Банк Японии формировал ресурсы под бюджетные задачи, о чём свидетельствует величина государственных ценных бумаг, находящихся на балансе этого Банка, под которые он эмитировал иены.
Рис. 3. Основные каналы формирования денежной базы японской иены и доллара США
Аналогичная картина наблюдается в США. По данным ФРС, при величине денежной базы доллара около 700 млрд.долл. по состоянию на сентябрь 2003г., на государственные казначейские облигации приходилось примерно 600 млрд. долл. Добавим, что такие размещения производятся, как правило, не напрямую от Минфина и ФРС, а с использованием вторичного рынка. Однако, это в значительной степени условно, поскольку в любом случае конечным получателем средств выступает Минфин, а конечным покупателем бумаг – ФРС. Кроме этого, механизм непрямых продаж может «размываться» участием в таких операциях доверительных посредников. Таким образом, более чем 92% всех долларов, имеющихся в обороте, были эмитированы в результате финансирования различных бюджетных программ и уже потом мультиплицируясь, они превращались в соответствующие агрегаты денежной массы и попадали на вторичный рынок. Данный опыт может быть хорошим примером для российской кредитной системы, развивающейся по линии центробежных тенденций, создающих дисбаланс межсекторного развития.
Необходимо отметить, что в результате внутреннего дисбаланса функционирующей кредитной системы, цепочки взаимодействий между ее субъектами и реальным сектором экономики стали настолько консервативными, что без существенных, в первую очередь, институциональных изменений, попытки об интенсификации экономического роста представляются контрпродуктивными.
Речь идет о таких способах совершенствования механизма управления, которые бы наиболее полно учитывали генетическую природу отношений, возникающих в системе кредитования экономического оборота инвестиционных ресурсов. Сказанное означает, что философия преобразований российской кредитной системы должна учитывать необходимость преодоления проблем, накопившихся в переходном к рынку периоде и продолжающих существовать в наши дни по причине сохранения прежнего курса и его дальнейшей мутации.
В
частности, С.Дубинин отмечает, что «…
высокая инфляция и высокие трансакционные
издержки делают нашу экономику
неэффективной, а инвестирование в нее
проблематичным. Хотели ли мы построить
такую рыночную экономику? Вряд ли … И если не предложить либеральную
альтернативу, то наша экономика будет
развиваться по известным инерционным
сценариям и постепенно станет частью
экономики «третьего мира».[1]
Данная позиция поддерживается целым рядом других авторов, к числу которых относятся Я.Кузьминов, Г.Греф, В.Мау, О.Лацис, С.Алексашенко, А.Шохин, М.Бергер, и другие. Шохин, в частности, выражает озабоченность усилением взаимосвязи между банковской системой и государством и отмечает, что на отдельных сегментах рынка государство занимает доминирующее положение, осуществляя прямое нерыночное кредитование избранных промышленных групп. Исходя из этого, он предлагает реализовать комплекс мероприятий, направленных на:
- ослабление антиконкурентного давления на банковскую систему через подконтрольные банки, в том числе посредством выхода государства из капиталов некоторых банков путем продажи долей частным инвесторам;
- снижение административного фискального давления;
- удешевление доступа на рынок субъектов, в том числе через упрощение правил лицензирования;
- расширение информационного обмена между российскими и международными банками.[2]
Таким
образом, представленная позиция отражает
необходимость дальнейшего вытеснения
государства из сферы финансово-кредитных
отношений. При этом, авторы не указывают на
особенности оборота инвестиционных
ресурсов, генетическую природу
долгосрочного кредитования и специфику
субъектов кредитной системы, работающей не
на потребительский рынок, а на оборот
инвестиционных ресурсов. Здесь
необходимо подчеркнуть, что когда берутся
расширительные и общие установки
классического рынка в виде свободы выбора,
независимости и конкуренции и распространяются
на всю экономическую систему без учёта её
исторической логики, технологической
структуры и социальной значимости
инвестиционных ресурсов, то такой подход
слабо отражает потребность реального
сектора экономики в повышении
инвестиционной активности и,
соответственно, в кредитной системе.
Подтверждением служит Сбербанк РФ,
демонстрирующий стабильность и
устойчивость благодаря наличию вертикали
управления, контролю и транспарентности.
Следует
отметить, что многочисленные провалы и
неудачи в реализации стратегии
либерального рыночного реформирования
предопределяют необходимость провести
существенную коррекцию оценки роли и
функций государства в переходной экономике
России.
Не случайно в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005г. указано, что «…пора чётко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного (выделено авторами – ред.) контроля со стороны национального, в том числе государственного капитала. Имею в виду некоторые объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для будущего страны, а также для будущих поколений россиян, а также инфраструктурные монополии».[3]
В этой связи отметим, что кредитная система и, особенно, та её часть, которая призвана обслуживать оборот инвестиционных ресурсов, имеет самое непосредственное отношение к стратегической сфере национальных интересов, определяющих будущее страны. Это обусловлено тем положением и той ролью, которую играет кредитование инвестиционной деятельности в системе воспроизводства: оно служит источником финансирования капиталовложений в форме строительства новых объектов, а также средством, обеспечивающим в перспективе материально-техническую базу экономики высоким конкурентоспособным статусом. В этом и состоит стратегический смысл любой экономики, подкрепляемый соображениями национальной безопасности.
Данный тезис справедливо поддерживается сегодня многими экономистами[4], которые отмечают, что если нынешний отечественный частный бизнес не берется за решение проблемы вложения средств в активизацию реального сектора экономики, то либо надо создать условия, чтобы это стало выгодно в силу налоговых и иных льгот, либо государство само должно выступать гарантом или участником инвестиционных проектов в подобных отраслях.
И в том и в другом случае важно соблюдать дифференцированный подход к определению степени государственного регулирования инвестиционными процессами, которая может зависеть от уровня инвестиционного риска и уровня социально-экономического развития (см. табл.2).
Таблица 2
Матрица объектов инвестирования с точки зрения выбора методов государственного регулирования
Уровень инвестиционного риска |
Уровень социально-экономического развития |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Низкий |
1А |
1В |
1С |
Средний |
2А |
2В |
2С |
Высокий |
3А |
3В |
3С |
Матрица позволяет, в частности, утверждать, что для объектов инвестирования 1А, 2А и 1В преимущественное значение имеют методы косвенного воздействия, в том числе:
- 1А – организационное обеспечение (проведение ярмарок, презентаций, выставок инвестиционных проектов) и информационное (разработка инвестиционных паспортов муниципальных образований, оказание консалтинговых услуг, кредитных историй заемщиков, формирование баз данных);
- 1В и 2А – наряду с указанными выше инструментами использование экономических методов косвенного воздействия (гарантии и имущественная поддержка инвесторов, финансовое обеспечение подготовки кадров, стимулирования субъектов кредитной системы к инвестированию).
Для объектов со средней инвестиционной привлекательностью (3А, 2В, 1С) следует использовать методы не только прямого, но и косвенного воздействия, в любом случае выбор метода должен подтверждаться анализом конкретной ситуации:
- 2В – экономические методы косвенного воздействия (льготное налогообложение, гарантии, стимулирование субъектов кредитной системы к инвестированию реального сектора, имущественная поддержка инвесторов, регулирование цен), организационное (проведение выставок ярмарок, выставок и презентаций инвестиционных проектов) и информационное (разработка инвестиционных паспортов муниципальных образований, формирование баз данных, оказание консалтинговых услуг) обеспечение;
- 3А и 1С – экономические методы прямого (обеспечение госзаказом, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции) и косвенного (льготное налогообложение, гарантии, имущественная поддержка инвесторов, страхование рисков, регулирование цен, стимулирование субъектов кредитной системы к инвестированию реального сектора экономики) воздействия, организационное (проведение ярмарок, презентаций инвестиционных проектов) и информационное (разработка инвестиционных паспортов муниципальных образований, формирование баз данных, оказание консалтинговых услуг) обеспечение.
Для объектов с низкой инвестиционной привлекательностью (3В, 2С и 3С) целесообразно отдавать приоритет в основном методам прямого действия, в частности: экономическим (льготное кредитование, бюджетное финансирование, субсидии, госзаказ) и административным (экспертиза, лицензирование).
Применение данной методики к выбору инвестиционных приоритетов позволит при наличии соответствующей организационной структуры реализовать дифференцированный подход в государственном регулировании, обусловленный как многообразием участников в инвестиционно-кредитной сфере с разнонаправленными интересами, так и существованием разнообразных методов воздействия на изучаемые процессы.
При этом необходимо иметь ввиду следующее обстоятельства:
- по мере снижения инвестиционной привлекательности объектов, степень государственного вмешательства по отношению к ним может увеличиваться;
- для внешнего (по отношению, например, к территории республики) инвестора приоритетными будут объекты с высокой инвестиционной привлекательностью; эти объекты при определенных условиях могут стать в роли инициаторов кооперированных эффектов: здесь сильного вмешательства государства не требуется;
- усиление государственного влияния должно происходить по мере движения от косвенных методов государственного регулирования к прямым, а так же от информационных и организационных к административным; выбор методов регулирования инвестиционного процесса должен быть адекватным условиям реализации принимаемых решений.
Создание условий для активизации инвестиций и восстановления воспроизводственных механизмов само по себе является технической процедурой и вряд ли может быть отнесено к сложным и труднореализуемым вопросам. Другое дело, когда речь идет о выборе направления, которое бы соответствовало сути национальной кредитно-инвестиционной системы, более точно отражало его генетическую природу и только в этом случае могло бы способствовать становлению и развитию реального сектора экономики. С этой точки зрения создание льгот для инвесторов, вкладывающих их средства в развитие и модернизацию простаивающих производств, на наш взгляд, должно стать одним из приоритетных направлений политики в области инвестиций и формирования благоприятного инвестиционного климата. Такой подход позволит заметно продвинуться в решении сразу трёх актуальных проблем российской экономики: устранение дефицита перспективных инвестиционных проектов, привлечения дополнительных капитальных ресурсов и наиболее полного использования имеющегося производственного потенциала.
Как отмечалось, толчком к упадку большинства отраслей российской экономики стало перекрытие традиционных каналов их финансирования. Поэтому для решения поставленных задач необходимы не только специальные меры в рамках инвестиционной и промышленной политики. Следует уделить особое внимание созданию новых и активизации уже имеющихся инфраструктур финансирования. В этой связи необходимо отдельно остановиться на той роли, которую призвана играть в решении проблемы активизации реального сектора экономики отечественная кредитная система.
Отметим, в промышленно развитых странах общий объём кредитов реальному сектору экономики сопоставим с размером валового внутреннего продукта. В российских же условиях доля всех банковских активов в течении трёх последних лет не превышает трети ВВП. Что касается кредитов, то их доля в общем объёме инвестиций в основной капитал составляет 5,3% (см. табл. 3). Это свидетельствует о слабости российской банковской системы, не располагающей достаточным капиталом для масштабного кредитования предприятий и имеющей структуру пассивов, не способствующих долгосрочным инвестициям.
Таблица 3
Кредитование банковским сектором предприятий и организаций в 1998-2004 годах
Показатели |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Кредиты,
предоставляемые предприятием и
организациям в рублях и иностранной
валюте, всего, млрд. руб. |
300,25 |
445,19 |
763,36 |
1191,4 |
1612,7 |
2299,3 |
2910,2 |
Кредиты предприятиям
и организациям на срок более одного
года, всего, млрд. руб. |
105,3 |
157,8 |
226,5 |
318,4 |
513,6 |
873,2 |
1164,1 |
Доля в общем объеме
выданных кредитов, % |
35 |
36 |
30 |
27 |
32 |
38 |
40 |
Инвестиции в основной
капитал, млрд. руб. |
407,1 |
670,4 |
1165,2 |
1504,7 |
1762,4 |
1774,9 |
1830,3 |
Отношение объема
долгосрочных кредитов предприятиям и
организациям к размеру инвестиций в
основной капитал, % |
25,9 |
23,5 |
19,4 |
21,2 |
29,1 |
49,2 |
52 |
Доля банковских
кредитов в общем объеме источников
финансирования инвестиций в основной
капитал, % |
4,8 |
4,2 |
2,9 |
4,4 |
4,8 |
5,3 |
5,5 |
Инвестиционные
кредиты банков, млрд. руб. |
19,54 |
28,16 |
33,79 |
66,21 |
84,6 |
94,07 |
96,1 |
Доля инвестиционных
кредитов в общем объеме кредитов
банков, % |
6,5 |
6,3 |
4,4 |
5,6 |
5,2 |
4,1 |
4,2 |
В тоже время анализ участия банков в финансировании производства позволяет сделать вывод о том, что начинает намечаться тенденция активизации банковского финансового посредничества. Так, если в 1998г. капитал банковской системы и кредиты реальному сектору экономики имели практически равные значения – около 4,4% ВВП, то уже на начало 2004г. эти цифры составили соответственно 6,1 и 17,1%.
Однако, дело в том, что рост кредитов реальному сектору вовсе не гарантирует использование полученных средств в качестве производственных инвестиций. Исходя из имеющихся данных об объемах кредитования этого сектора, величине инвестиций предприятий в основной капитал и доле банковских кредитов в общем объеме финансовых инвестиций в него, можно примерно рассчитать удельный вес инвестиционных кредитов, выданных предприятиям и организациям (см. табл.2). Полученные цифры свидетельствуют о снижении активности банков в рассматриваемом аспекте после 1998г. на фоне оживления инвестиционного спроса предприятий и роста общего объема кредитования реального сектора экономики.
Исходя из этого, уместно спросить, справедливы ли в этом случае утверждения о низкой активности кредитной системы в финансировании реального сектора экономики, как первопричины продолжающегося кризиса производства? Ответ зависит, по нашему мнению, от решения вопроса о роли и месте банков в системе экономических отношений и, соответственно, выполняемых ими функций. К сожалению, по этому поводу не только в общественном сознании, но и в специальной литературе существуют явно завышенные ожидания и гипертрофированные представления.
Отмечая роль банков в хозяйственной системе, следует указать на их определенную общественным разделением труда специализацию: она заключается в том, что финансово-кредитное посредничество представляет собой организационно-экономическую форму участия в распределительно-обменных отношениях. Эти отношения имеют строго заданное фазами распределения и обмена воспроизводственное предназначение. Оно состоит в определении доли каждого субъекта в валовом внутреннем продукте и доведении его потребления.
Таким образом, банки как основное звено кредитной системы выражают организационно-экономическую форму финансово-кредитного посредничества между субъектами сферы производства и потребления и в этом смысле носят вторичный характер, обусловленный состоянием отношений в производстве (или реальном секторе экономики).
Данное положение позволяет сделать следующие выводы:
- реальный источник долгосрочных финансово-кредитных ресурсов может находиться не столько в посредническо-банковском звене, сколько в самом производстве;
- движущие силы экономического развития находятся за пределами кредитной системы, хотя используемая модель ее организации может либо ускорять, либо блокировать этот процесс;
- кредитная система не может концентрировать и размещать денежные средства в количестве, большем, нежели имеется в стране, – заданный уровень монетизации экономики является их ограничителем;
- не все имеющиеся в обороте денежные средства могут и должны попадать в кредитную систему, – часть своих средств предприятия держат в собственных кассах (другая часть попадает в теневую экономику);
- пресловутая «длина» привлекаемых кредитной системой денег мало зависит от самих банков, поскольку этот параметр задают вкладчики; в то же время, для любого банка является принципиальным вопрос равновесного соотношения по объему и срокам активных операций с пассивными.
[1]. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. – 2-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – С. 439.
[2]. Шохин А.Н. Банковская реформа: стратегия и модернизация/Материалы круглого стола Комитета по финансовым рынкам Совета Федерации от 11 ноября 2002г. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», №144. М.: Московский общественный научный фонд, 2003.
[3]. Послание
Президента России В. Путина Федеральному
Собранию РФ/Российская газета, 26 апреля 2005,
с.1
[4]. См., напр.:
Казьмин А.И. Кредитование реального
сектора экономики коммерческими банками //
Банковское дело, 2004, №6, с.4; Елизаветин М.Е.
Почему простаивают производственные
мощности в России // Там же, с.7