Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Социальная ответственность бизнеса как элемент эффективного корпоративного управления [*]Шихвердиев А.П., Серяков А.В.
В российских условиях социальная ответственность бизнеса реализуется скорее как реакция на необходимость решения накопившихся острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное время ситуация способствовала углублению разрыва между богатыми и бедными, слабости гражданского общества, разочарованию в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья граждан, рост общей пассивности населения и таких негативных явлений как алкоголизм, наркомания, преступность. Необходимость достижения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации и активного развития зарубежных стран, повышения инвестиционной привлекательности, перехода к инновационной экономике с активной социальной составляющей, центром которой является человек и человеческий капитал, ставит перед Россией новые задачи развития. Конкурентоспособность национальной и региональной экономики в современных условиях все больше определяется не природными, а социальными факторами. Общество влияет на эффективность деятельности бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности. Благоприятное социальное окружение способствует развитию бизнеса, который обеспечивает рабочие места, повышает качество товаров и услуг, выплачивает налоги и способствует социально-экономическому развитию страны. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной экономической стратегии. Стабилизация экономических процессов в России выдвигает проблемы управления социальным развитием на передний план, особенно с пониманием того факта, что социальная ответственность может приносить выгоды для компаний. Формы и уровень корпоративной социальной ответственности в большей степени определяются субъективным мнением менеджеров и носят спорадический характер. В российских компаниях преобладают мотивы благотворительности, вызванные личными амбициями менеджеров, что не стимулирует формирование системы корпоративной социальной ответственности. Чтобы выявить сущность социальной ответственности в корпоративном управлении необходимо обратиться к сущности корпорации. Основным показателем корпоративной формы ведения бизнеса является отделение владения активами компании от управления этими активами. Из-за того, что ответственность за операционную деятельность фирмы возлагается на профессиональных управляющих – менеджеров, «владение» компанией отделяется от оперативного контроля. В результате такого отделения менеджеров часто подозревают в том, что они равнодушны к благосостоянию акционеров, так как передана власть решать множество задач по собственному усмотрению. В этом случае появляется множество вариантов злоупотребления властью. Тот факт, что в определенной законом степени менеджмент в компании контролируется акционерами, ведут к тому, что менеджмент обязан действовать в интересах акционеров, то есть повышение благосостояния акционеров является основной целью деятельности компании. С другой стороны, это противоречит ответственности перед другими лицами, ведь часто именно другие заинтересованные лица упрекают компании, в том, что они ведут себя социально безответственно в погоне за увеличением прибыли. То есть в интересах акционеров. Поэтому единственным решением уменьшения не социально ответственного поведения является передача выгод от акционеров другим группам заинтересованных лиц в обществе. Так как менеджмент имеет достаточно власти, чтобы действовать на собственное усмотрение, то ему приходится выбирать в рамках существующего законодательства между увеличением благосостояния акционеров или его уменьшением. Вследствие этого разделение владения от контроля является не просто признаком корпорации, но и проблемой эффективности корпоративного управления. Именно в организациях, устроенных согласно корпоративному разделению контроля и владения наиболее отчетливо и широко проявляется социальная ответственность, потому что существуют не только две большие группы – внутренние лица (владельцы, менеджеры и работники) и внешние (поставщики, потребители и др.). Из-за разделения владения и контроля компании более чутки к внешней среде, так как менеджеры сильнее действуют в интересах внешних лиц, чем в компаниях без разделения собственности и контроля. Таким образом, корпоративная социальная ответственность означает, что компания берет на себя обязательство действовать ради достижения общественного благосостояния, даже если такие действия могут снизить ее экономические выгоды. Использование концепции стейкхолдеров в современное время считается важным, потому что улучшает корпоративное управление и социальную ответственность компании. Лицо имеет заинтересованность в чем-либо, если материально зависит от результата или озабочено результатом. Стейкхолдеров можно определить как группы или индивидуумы, которые могут влиять, или на которых влияет достижение организационных целей по Фриману. Это определение смещает акцент, и стейкхолдерами становятся уже не только те лица, в которых организация имеет заинтересованность, но и те лица, кто заинтересован в результате деятельности организации. Такое понимание стейкхолдеров делает в эпоху глобализации стейкхолдерами практически всех. Принципы корпоративного поведения Организации экономического сотрудничества и развития также дают понимание роли стейкхолдеров: структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест и обеспечении устойчивости финансово благополучных предприятий. В целях определения уровня корпоративной социальной ответственности в Республике Коми нами было проведено исследование социальной ответственности на основе концепции заинтересованных лиц. Выборка компаний для исследования осуществлялась из всех членов Торгово-промышленной палаты Республики Коми, в которую на начало 2007 года входило 201 предприятие с корпоративной формой ведения бизнеса, из которых было исследовано 49 компаний. В ходе первого этапа исследования – определения заинтересованных сторон – были выделены индивидуальные преобладающие для каждой группы интересы которые и послужили основанием для деления всех лиц на группы. На
втором этапе исследования ключевые
заинтересованные стороны выявлялись
исходя из наличия одновременно трех
параметров: власть – то есть уровень
влияния на компанию, права – то есть
законные права и требования, настойчивость
– то есть степень незамедлительного
внимания по отношению к требованиям
стейкхолдера. Далее, определялся уровень взаимной ответственности компании перед заинтересованными сторонами и заинтересованных сторон перед компанией. Добавление параметра «цель» позволило показать направление, в котором располагаются заинтересованные стороны по мере внесения вклада в достижение цели компании. На основе предыдущих этапов, ключевыми стейкхолдерами являются работники, собственники, потребители и бизнес-партнеры, которые привносят наибольший вклад в достижении цели и, как видно из рисунка, располагаются одной группой в правой верхней части. Отдельно располагаются конкуренты, так как с одной стороны, они сильно влияют на финансовый результат, а с другой несут в себе большую угрозу. Интересно, что конкуренты располагаются не на самом крайнем значении показателя «потенциал сотрудничества», что означает возможность компании и конкурентов сотрудничать, в том числе по определению отраслевых стандартов, по объединению для победы в межотраслевой конкуренции и даже по сговору о разделе рынка. Другая группа, которая характеризуется небольшой степенью разброса, состоит из остальных стейкхолдеров, которые имеют потенциалы сотрудничества и угроз ниже среднего, но все же помогают компании достичь цель. В результате исследования выделились три группы, которые распределены по уровню ответственности в соответствии с ответственностью перед заинтересованными сторонами. Минимальный объем ответственности, определенный как исполнение требований законодательства имеют 41% компаний из выборки. Повышенной ответственностью к ключевым стейкхолдерам обладают 34% компаний. Повышенной ответственностью перед всеми заинтересованными сторонами, делающими вклад в достижение цели компании, обладают 23% компаний, еще 2% компаний несет социальную ответственность перед всеми заинтересованными лицами. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть компаний несет ответственность на уровне законодательства. Данный показатель скорее отражает минимальный уровень ответственности, то есть не ответственность как таковую, а обязательства компании перед заинтересованными сторонами. Поэтому начальным уровнем социальной ответственности можно считать превышение ответственности над установленным законом минимумом, что присутствует в 34% компаний. В
результате социальная ответственность
рассматривается не столько как
добровольный вклад в улучшение
общественного благосостояния и развитие,
сколько как инструмент повышения
конкурентоспособности при взаимодействии
с ключевыми заинтересованными сторонами.
Работники, как основные стейкхолдеры,
являются наиболее частой причиной
повышения уровня социальной
ответственности, однако у них недостаточно
влияния. Бизнес партнеры, как основные
стейкхолдеры, не могут способствовать
повышению социальной ответственности
бизнеса, т.к. имеют недостаточное влияние и
права. Собственники, как основные
стейкхолдеры, имеют все возможности для
повышения социальной ответственности,
однако не проявляют достаточной
настойчивости. Потребители, как основные
стейкхолдеры, наиболее активно влияют на
повышение социальной активности бизнеса,
что связано с высокой зависимостью от
потребителей. Органы власти имеют большие
возможности, но недостаточно влияют на
социальную активность бизнеса. Относительно данных о сроке деятельности компании, можно утверждать, что имеется корреляция между уровнем социальной ответственности и временем деятельности после трех лет. Так, уровень ответственности повышается с увеличением срока существования компании, что связано с увеличением бизнес-связей, установлением сотрудничества с заинтересованными сторонами. До трех лет деятельности такая зависимость не просматривается, что связано с изначальным различием в возможностях предпринимателей, а также с развитием бизнеса и возвращением инвестиций. В этот срок предприниматели практически не развивают социальную ответственность. Кроме того, необходимо учесть, что некоторые компании вошли в число членов Торгово-промышленной палаты Республики Коми после трехлетней деятельности, поэтому вывод о трехлетнем сроке является результатом регрессионного анализа. Также необходимо учитывать компании, которые существуют длительное время и начинали деятельность в советское время. Объекты социальной инфраструктуры и традиции подстегивают такие компании поддерживать высокий уровень ответственности. Также в результате анализа была замечена зависимость между количеством работников и уровнем социальной ответственности. Большое количество работников приводит к двум последствиям: первое – это создание профсоюза, который подстегивает руководителей повышать ответственность перед работниками и впоследствии перед другими ключевыми сторонами; второе – это углубленная специализация, что является предпосылкой возникновения уникальной услуги работника. В данном случае компания стремится удерживать этих работников и проявляет социальную ответственность сначала перед такими работниками, затем перед коллективом, а впоследствии перед ключевыми лицами. Таким образом, работники являются основными лицами, стимулирующими социальную ответственность. Социальная ответственность компании в системе корпоративного управления может быть действенной в случае соблюдения баланса интересов и должна быть построена на четкой цели организации в качестве критерия. Если цель организации – максимизировать долгосрочную стоимость акций или производство экологически чистых продуктов или обеспечение занятости инвалидов, такие цели и должны являться критерием отнесения лиц к стейкхолдерам. Такой подход позволит прогнозировать выгоды и решить конфликт интересов различных групп. Необходим поворот сознания владельцев и менеджеров к социально ответственному поведению, ведь такое поведение улучшает показатели деятельности компании: улучшается репутация бизнеса, улучшается моральный климат в коллективе и корпоративная культура, улучшается качество работы персонала. Это в последствии повышает социальную ответственность по отношению к другим заинтересованным сторонам, и таким образом бизнес оказывает свой посильный вклад в общественное развитие.
* Данная работа выполнена при информационной поддержке компании "Консультант Плюс"
|