Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Производство и использование валового регионального продукта Республики Коми

Д.В. Колечков

С переходом российской экономики к рыночным отношениям существенно изменилась и экономическая роль регионов. При этом все в большей степени возрастает стремление органов управления и рядовых экономических агентов расширить границы доступной им информации о структуре региональной экономики для целей формирования экономической политики, принятия мер по регулированию рыночной экономики и выработки оптимальной стратегии поведения. В данной работе на основе основных макроэкономических индикаторов системы национальных счетов проводится анализ состояния экономики Республики Коми и других регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ РФ.

В статье приведены показатели формирования и динамики валового регионального продукта, распределение ВРП по отраслям экономики. Уделяется внимание структуре производства и использования ВРП: таким важным элементам системы национальных счетов как валовой выпуск, промежуточное потребление, налоги на продукты и производство, оплата труда, валовая прибыль и смешанные доходы, конечное потребление и валовое накопление институциональных секторов экономики.

 

В настоящее время самым совершенным международным стандартом экономической информации, универсальным экономическим языком анализа и сопоставления данных, мощным средством обеспечения эффективного государственного регулирования рыночной экономики служит система национальных счетов (СНС) страны. Продолжением СНС на субнациональном уровне является система региональных счетов (СРС).

Центральное положение в СНС занимает показатель «валовой внутренний продукт» (ВВП) и его субнациональный аналог – валовой региональный продукт (ВРП), который является важнейшим макроэкономическим индикатором, объективно отражающим экономический потенциал региона, уровень развития и деятельности всех субъектов хозяйствования, находящихся на территории субъекта РФ.

Анализ произведенного ВРП. Создаваемый на территории республики ВРП ежегодно увеличивается. Если в 2000г. его объем составил 64,8 млрд рублей, то в 2004г. – уже 141,2 млрд рублей. Значительное влияние на такую динамику номинального ВРП оказала инфляция, ежегодный прирост которой в 2000–2004гг. колебался от 12,5% до 40,1%. Реальный рост ВРП за 5 лет составил 125,2%.

Рис. 1. Динамика валового регионального продукта в 2000-2004гг., (в процентах к предыдущему году).

В 2004г. реальный годовой прирост ВРП достиг 5,1%, превысив достижение предшествующего года (3,7%), однако остался значительно ниже 2000г. (10%). Наибольший прирост отмечен в торговле – 12,9% и строительстве – 12,4%. Индекс-дефлятор, характеризующий среднее изменение цен на элементы ВРП, составил 115,2% против 117,5% в 2003г и 140,1% в 2000г.

В структуре ВРП в основных ценах наблюдалось снижение доли товаропроизводящего сектора с 60,8% в 2000г. до 51,4% в 2004г. Соответственно, увеличился удельный вес производства услуг. В общем объеме услуг преобладают рыночные услуги, доля которых снизилась с 82% в 2000г. до 80,4% в 2004г.

Объем ВРП в рыночных ценах отличается от ВРП в основных ценах на величину чистых налогов на продукты. Значение налоговой составляющей в ВРП обусловлено двумя группами факторов, влияние которых чаще всего разнонаправленное: намерениями Правительства снизить налоговую нагрузку с частного сектора для стимулирования деловой активности и инвестиций и, одновременно, необходимостью сохранить налоговые доходы на уровне, достаточном для устойчивого финансирования общегосударственных расходов, в том числе социальной поддержки населения. За 2000г. чистые налоги на продукты (за вычетом субсидий) в объеме ВРП составили 8,3%. В 2004г. их доля снизилась до 7,4%, при этом номинальная сумма средств, собранных от налогов на продукты, по сравнению с 2000г. увеличилась в 1,7 раза.

Наибольший объем валовой добавленной стоимости республики в 2004г. создан в секторе нефинансовых предприятий – 85%. Доля сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, равна 10,2%, домашних хозяйств – 4,8%. По сравнению с предшествующим годом это соотношение изменилось в сторону увеличения удельного веса сектора нефинансовых предприятий и уменьшения – сектора государственных учреждений и некоммерческих организаций (в 2003г. – 82% и 13,2% соответственно).

Объем произведенного ВРП определяется сложившейся структурой экономики республики, в которой наибольший удельный вес занимает промышленность – 39,5%. Реальный рост добавленной стоимости в 2000–2004гг. составил 122% (по России – 138,2%). В 2001г. темп роста был равен 107,4%, что на 2,5 процентных пункта выше общероссийского. После снижения реального объема добавленной стоимости в 2002г. на 1,7%, он вырос в 2003г. на 3,7% и в 2004г. – на 4,9%. Несмотря на ускорение темпов прироста промышленного производства, они оказались ниже, чем по России в целом (7,5% в 2003г. и 6,1% в 2004г.).

Уровень отраслевой диверсификации промышленности  республики можно охарактеризовать как низкий: наиболее развиты топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы. Основной объем добавленной стоимости (около 80%) формируется немногочисленными крупными организациями, такими как ООО «Лукойл-Коми», ОАО «Воркутауголь», ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», ОАО АЭК «Комиэнерго».

Важнейшей составляющей экономики республики является топливная промышленность, в организациях которой в 2004г. создано более четверти валового регионального продукта, из которых на нефтедобычу пришлось 18% ВРП, а угольную отрасль – 6%. 

Второе место в отраслевой структуре добавленной стоимости занимает лесопромышленный комплекс (около 7%). Далее, по величине вклада в формирование добавленной стоимости, следуют такие отрасли, как транспорт, строительство, торговля, совокупная доля которых в общем объеме ВРП в 2004г. составила 34,8%.

Рис. 2. Изменение отраслевой структуры ВРП в Республике Коми (в основных ценах, в процентах к итогу).

Рассматриваемый период характеризуется ускоренным развитием отрасли «транспорт». Исключением был лишь 2002г., когда реальный объем добавленной стоимости снизился на 10,2%, но затем он в 2003г. вырос на 1,2%, а в 2004г. – на 4,2%. Хотя за 5 лет реальный прирост составил менее 1%, вклад транспорта в создание ВРП заметно увеличился с 10,2% в 2000г. до 14,4% в 2004г.

Половина добавленной стоимости отрасли «транспорт» за 2004г. получена за счет оказания услуг по перекачке нефти и газа по трубопроводам, треть – от железнодорожного транспорта, 10% – от  воздушного, автомобильного и внутриводного видов транспорта, и 8% – от выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ и услуг.

Один из высоких показателей экономического развития принадлежит отрасли «строительство». Реальный рост добавленной стоимости строительства за 2000–2004гг. составил 197,8%. Снижение в этот период наблюдалось только в 2002г. на 5,3% в связи с сокращением объемов подрядных и буровых работ.

В 2004г. добавленная стоимость строительства в сопоставимой оценке, по сравнению с предшествующим годом, увеличилась на 12,4% и составила 9,4% валового регионального продукта (в 2003г. – 10,2%).

В структуре валовой добавленной стоимости строительной отрасли (12,3 млрд рублей) на строительно-монтажные работы приходилось 56%, проектно-изыскательские работы – 5%, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений – 11%. По сравнению с 2003г. (0,8%) существенно возрос, превысив 7%, удельный вес работ по эксплуатационному бурению на нефть и газ, что связано с расширением деятельности ОАО НК Роснефть. Пятая часть добавленной стоимости связана с экспертизой и согласованием проектов, землеустроительными платежами и т.п.

Другой динамично развивающейся в республике отраслью является торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг, добавленная стоимость которой за период с 1999г. по 2004г. возросла в сопоставимой оценке в 2 раза, причем в 2004г. – на 12,9% и составила 11% валового регионального продукта республики.

Отрасль «торговля» включает оптовую торговлю, розничную торговлю и общественное питание. Выпуск розничной торговли в 2004г. на 84% сформирован в торговых организациях, доля рынков составила 16% (в 2003г. – соответственно 79% и 21%). Малый бизнес занимает основные позиции в розничной торговле, определяя тенденции ее развития. В 2004г. на субъекты малого предпринимательства приходилось 63% от выпуска по отрасли.

Валовая добавленная стоимость определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. Чем меньше промежуточное потребление, тем выше конечный результат, а, значит, эффективнее производство.

В процессе производства ВРП Республики Коми в 2004г. уменьшились расходы на промежуточное потребление, составившие в валовом выпуске 43,8% против 44,4% в 2003г., что обусловлено превышением темпов удорожания выпускаемой продукции (115,1%) над темпами роста цен на товары и услуги, потребленные в процессе производства (113,8%).

Снижение доли затрат произошло в большинстве отраслей, в том числе в промышленности – с 52% в 2003г. до 48% в 2004г.

В то же время увеличились расходы на промежуточное потребление в отрасли «строительство», составившие в 2004г. 54% против 44% в 2003г., в отрасли «связь» (соответственно 34% и 29%), что в основном обусловлено ростом цен. 

Показатели, характеризующие изменение промежуточного потребления в отраслях экономики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Изменения промежуточного потребления (в процентах)

 

Удельный вес промежуточного потребления в выпуске

Индекс-дефлятор,
 2004 к 2003

2003

2004

промежуточного
потребления

выпуска

Всего

44,4

43,8

113,8

115,1

в том числе:

 

 

 

 

промышленность

51,5

48,2

107,4

114,9

строительство

43,7

53,8

146,2

120,5

транспорт

45,8

46,3

109,5

109,3

связь

28,9

33,9

119,5

108,6

торговля

37,2

36,8

110,9

113,4

Снижение расходов на промежуточное потребление в региональном выпуске привело к улучшению сводного показателя уровня экономической эффективности затрат (отношение валовой добавленной стоимости к промежуточному потреблению), характеризующего объем конечного результата производства, приходящийся на единицу затрат.

В 2003г. на 100 рублей промежуточного потребления приходилось 125,2 рубля валовой добавленной стоимости, в 2004г. – 128,1 рубля. Эффективность использования промежуточного потребления увеличилась на 2,3%, причем в сфере производства услуг – на 3%, производства товаров – на 2,4%.

Анализ ВРП по источникам доходов. В результате создания добавленной стоимости образуются первичные доходы, которые получают участники производства: домашние хозяйства – в виде оплаты труда наемных работников и валовых смешанных доходов, государственные учреждения – в виде налогов на производство, нефинансовые предприятия – в виде валовой прибыли.

Таблица 2

Структура валового регионального продукта по источникам доходов в 2002-2004гг.

 

2002

2003

2004

млрд
рублей

в % к
итогу

млрд
рублей

в % к
итогу

млрд
рублей

в % к
итогу

Валовой региональный продукт

93,1

100

116,6

100

141,2

100

из него:

 

 

 

 

 

 

Оплата труда наемных работников
(без учета скрытой оплаты труда)

42,8

45,9

51,1

43,8

59,3

42,0

Налоги на производство

12,3

13,2

13,9

11,9

14,1

10,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

налоги на продукты

9,7

10,4

11,6

9,9

11,9

8,4

другие налоги на производство

2,6

2,8

2,3

1,9

2,2

1,6

Субсидии на производство (-)

2,6

2,8

2,2

1,9

1,5

1,0

Валовая прибыль экономики и
валовые смешанные доходы

40,7

43,7

53,9

46,3

69,3

49,0

В 2004г. 42% ВРП составила оплата наемного труда, 49% – валовая прибыль и валовые смешанные доходы, 9% – чистые (за вычетом субсидий) налоги на производство.

Региональные расчеты оплаты труда наемных работников не предполагают расчет скрытой оплаты труда. Определение объемов скрытой оплаты труда на федеральном уровне обычно проводится по методике, основанной на построении всех счетов сектора «домашние хозяйства», включая «финансовый», которая неприменима для региональных расчетов. Поэтому результирующий показатель счета «Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы» приведен без элиминирования скрытой оплаты труда.

В структуре образования доходов в последние годы наблюдалось сокращение доли оплаты труда (официально учтенной) и налогов на производство при росте валовой прибыли и валовых смешанных доходов. Увеличение валовой прибыли и валовых смешанных доходов является результатом улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и возможного роста скрытой оплаты труда. В 2003–2004гг. уменьшился удельный вес убыточных организаций и размер понесенных ими убытков, вырос объем полученной прибыли. Положительный финансовый результат организаций республики, по сравнению с 2003г., удвоился, достигнув 17,1 млрд рублей. Скрытая оплата труда, по оценке Росстата, в целом по России за этот же период увеличилась на 31%.

Полученные в результате производства, распределения и перераспределения доходы используются на конечное потребление и накопление.

Анализ используемого ВРП. В 2004г. на конечное потребление израсходовано 62,8% ВРП, на валовое накопление основного капитала – 26%. В предшествующем году аналогичные показатели были ниже – 61,4% и 23,9%, соответственно,  доля ВРП, направленного на прирост сбережений, сократилась.

Расходы на конечное потребление в 2004г. составили 88,7 млрд рублей и, по сравнению с 2003г., выросли в номинальном выражении на 24%.

Конечное потребление домашних хозяйств включает расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме – произведенных для себя и полученных в качестве оплаты труда и гуманитарной помощи.

Реальный прирост расходов на конечное потребление домашних хозяйств к 2003г. составил 9,3%, при увеличении ВРП на 5,1%.

Рис. 2. Структура расходов на конечное потребление (в текущих ценах, в процентах к итогу).

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств охватывает конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое как за счет расходов самих домашних хозяйств, так и за счет государства и некоммерческих организаций, оказывающих индивидуальные услуги населению. Они предоставляются домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначимым ценам в виде социальных трансфертов в натуральной форме. В 2004г. расходы из бюджета и внебюджетных фондов на оказание индивидуальных услуг населению выросли на 3,2%. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств увеличилось на 8,2%, составив на одного жителя республики 83,5 тыс. рублей.

Структура фактического конечного потребления за 2004г. практически не изменилась. Доля расходов домашних хозяйств была равна 83%, социальные трансферты в натуральной форме, переданные населению органами госуправления и общественными организациями – 17%.

Удельный вес фактического конечного потребления домашних хозяйств в валовом региональном продукте вырос с 57,1% в 2003г. до 59,2% в 2004г., в том числе доля потребления домашних хозяйств за счет располагаемых доходов – с 47,3% до 49,0%. Удельный вес социальных трансфертов в натуральной форме за 2004г. составил 10,2%.

Одним из главных параметров структуры конечного спроса является доля валового регионального продукта, направленная на накопление. Она показывает интенсивность происходящих в стране восстановительных процессов и структурной перестройки экономики, формирование предпосылок дальнейшего ее роста. Валовое накопление состоит из инвестиций в основной капитал и изменения запасов материальных оборотных средств, представляющего накопление оборотного капитала.

В 2004г. на валовое накопление израсходовано 26% ВРП (в 2003г. – 23,9%), в том числе 24,3% приходилось на инвестиции в основной капитал (в 2003г. – 21,7%) и 1,5% – на запасы материальных оборотных средств (в 2003г. – 2%).

Единые методологические принципы построения СНС и СРС позволяют проводить международные, межрегиональные, меж- и внутриокружные сравнения состояния и развития экономики. В данной статье автором сопоставляются элементы СРС между регионами Северо-Западного федерального округа.

Вклад Республики Коми в создание ВВП страны в 2004г. практически не изменился – 0,97% (в 2003г. – 1%). Республика входит в десятку регионов с наибольшими показателями объема ВРП на душу населения, занимая 7-е место после Тюменской области, Чукотского автономного округа, Москвы, Республики Саха (Якутия), Сахалинской и Томской областей. Объем производства ВРП на душу населения в Республике Коми на 38% превысил среднероссийский и был максимальным в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО).

Таблица 3

Валовой региональный продукт по регионам Северо-Западного федерального округа

 

ВРП - всего,

млрд рублей

Место,
занимаемое
в Северо-Западном федеральном округе

ВРП на душу
 населения, тыс.рублей

Место,
занимаемое
в
Российской
Федерации

2003

2004

2003

2004

2003

2004

2003

2004

Северо-Западный
федеральный округ

1151,7

1475,4

х

х

82,9

107,1

4 1)

4 1)

Республика Карелия

47,3

55,9

8

8

66,4

79,2

26

30

Республика Коми

116,6

141,2

4

5

115,3

141,0

7

7

Архангельская область

105,6

153,9

5

4

79,6

117,3

20

13

Вологодская область

112,1

164,0

3

3

88,9

131,1

12

10

Калининградская
область

49,3

65,6

7

7

51,8

69,2

44

37

Ленинградская область

134,1

174,3

2

2

80,6

105,2

19

17

Мурманская область

81,3

118,2

6

6

91,9

134,8

11

8

Новгородская область

39,3

47,1

9

9

57,2

69,4

36

36

Псковская область

30,4

36,5

10

10

40,4

49,2

62

62

г.Санкт-Петербург

435,7

518,9

1

1

93,9

112,5

10

14

Справочно Валовой региональный продукт по субъектам Российской
Федерации

11586,2

14555,1

х

х

80,7

102,0

х

х

1)Среди федеральных округов.

Степень участия регионов Северо-Западного федерального округа в формировании валового внутреннего продукта России стабильна – 4 место среди федеральных округов. В целом в СЗФО в 2004г. было произведено 10% ВВП Российской Федерации. Наибольшим экономическим потенциалом обладают г.Санкт-Петербург и Ленинградская область. Республика Коми с занимаемого в 2003г. четвертого места по произведенному ВРП спустилась на пятое, уступив Архангельской области, однако по среднедушевому производству она осталась в лидерах.

Прирост реального объема ВРП в 2004г. по Республике Коми – один из самых низких в Северо-Западном федеральном округе – 5,1%, при среднеокружном показателе – 8,5% и среднероссийском – 7,4%. Наилучших результатов достигли Архангельская область (21,4%), Калининградская (12,9), Вологодская (9,6) и Ленинградская (8,8) области.

Во всех регионах Северо-Западного округа произошло увеличилась доля отраслей, производящих товары, и занизилась доля отраслей, оказывающих услуги.

Промышленность наиболее развита в Вологодской (55,5% в ВРП), Мурманской (51,5%), Архангельской (49,1%) областях. В Республике Коми вклад промышленности в ВРП составил 39,5%. По отрасли «транспорт» Республика Коми занимает второе место (14,4%) в Северо-Западном федеральном округе после Псковской области (14%).

По сравнению с другими регионами Северо-Западного федерального округа доля торговли в ВРП республики (11%), меньше среднеокружного (14%) и среднероссийского (20%) уровня.

Отрасль «строительство» наиболее весома в Ленинградской области (15,7%). По Республике Коми этот показатель в 2004г. составлял 9,4%.

В структуре ВРП по образованным доходам во всех регионах СЗФО  доля оплаты труда наемных работников снизилась, а валовой прибыли и смешанных доходов она увеличилась (исключение составили Новгородская область и г.Санкт-Петербург). Удельный вес чистых налогов на производство в ВРП значительно варьировал между регионами: от 2% в Новгородской области до 9,9% – в Ленинградской области. В Республике Коми он составил 9%.

 

Рис. 3. Cтруктура ВРП по видам первичных доходов по регионам Северо-Западного федерального округа в 2004г. (в рыночных ценах; в процентах к ВРП).

По объему фактического конечного потребления домашних хозяйств на душу населения Республика Коми в 2004г. занимала первое место среди регионов Северо-Западного федерального округа – 84 тыс.рублей. Минимальный показатель (42 тыс.рублей) сложился в Ленинградской области.

Межрегиональные сравнения доли расходов домашних хозяйств на конечное потребление в ВРП по регионам Северо-Западного федерального округа показывают, что в Ленинградской, Мурманской, Архангельской и Вологодской областях этот показатель ниже среднеокружного (48,8%), в Республике Коми – соответствует среднему значению (49%).

По доле валового накопления основного капитала в ВРП среди регионов Северо-Западного федерального округа в 2004г. Республика Коми находилась на среднем уровне по округу (26%), на наиболее высоком – Ленинградская (40,3%) и Калининградская (31,8%) области.

Таким образом, Республика Коми относится к числу регионов с высоким уровнем экономического развития. По итогам 2004г. она занимала 30-ое место по объему производства товаров и услуг среди регионов России и 5-ое место в Северо-Западном федеральном округе. По среднедушевому показателю республика занимала соответственно 7-ое и 1-ое места. Объем производства ВРП в расчете на душу населения на 38% выше, чем в среднем по России, потребления – на 31%.

Однако, темпы роста ВРП Республики Коми ниже среднероссийского уровня, хотя, по итогам 2004г. отставание сократилось. Так, за период с 2000г. по 2004г. реальный рост ВРП составил 125%, при росте ВВП России – 143%. Это говорит о реальном улучшении экономической ситуации в регионе, но менее значительном, чем по России в целом. Основной вклад в формировании ВРП вносят промышленность, строительство, транспорт и торговля.

Удвоение валового внутреннего продукта России к 2012г. – основная задача государственной экономической политики, объявленная в 2003г. В Республике Коми темпы роста ВРП отстают от показателей России и других регионов Северо-Западного федерального округа. При сохранении сложившихся темпов роста ВРП (103,7% в 2003г. и 105,1% в 2004г.), удвоение ВРП будет достигнуто лишь к 2017 году. Чтобы добиться удвоения в установленные сроки (к 2012г.), экономика республики должна ежегодно прирастать на 8 процентов (по России – на 7,2%).

 

 

Литература

1. Суринов А.Е. Введение в национальное счетоводство. – М.: С90 ИИЦ «Статистика России», 2005.

2. Тататринов А. Субнациональные счета: проблемы разработки и использование в региональном анализе. – М.: ИЭПП, 2005.

3. Кремлев Н.Д., Розенберг Д.К. Система региональных счетов как отражение процессов экономического развития на мезоуровне. // Вопросы статистики, 2004. №3.

5. Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. Межрегиональные сопоставления валового регионального продукта в Российской Федерации: методологические подходы и экспериментальные расчеты. // Вопросы статистики, 2003. №2.

6. Татаринов А., Лега Д. Опыт построения субрегиональных счетов. // Вопросы статистики, 1996. №12. С. 8-14.

7. Система национальных счетов, 1993. Брюссель/Люксембург, Вашингтон, О.К., Нью-Йорк, Париж: Евростат, МВФ, ОЭСР, ООН, Всемирный банк, 1998.