Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Совершенствование структуры управления и финансового обеспечения в потребительской кооперации

Л.И. Ильина

В статье актуализируется необходимость совершенствования организационной структуры управления в системе потребительской кооперации в связи с изменением условий налогообложения. Дается оценка существующей организационной структуры управления в системе потребительской кооперации России и Северо-Западного региона. 

Обосновываются предложения по совершенствованию организационной структуры потребительской кооперации в направлениях препятствования  распространению практики учредительства ООО с уставным капиталом менее 51%, распространения в системе новой концепции управления по типу «сети», более адаптированной к рынку и  позволяющей более эффективно управлять финансами для осуществления двух видов деятельности: не имеющей целью извлечение прибыли и предпринимательской. 

 

Рыночные условия хозяйствования в системе потребительской кооперации России требуют разработки адаптированной к рынку концепции управления финансами с учетом особенностей организационной структуры, включающей следующие направления совершенствования:

- теоретической, нормативно-правовой базы, информационного обеспечения;

- методологических основ, включающих системы и методы финансового анализа, планирования и контроля;

- используемого методического инструментария финансового менеджмента с учетом факторов времени, инфляции и риска;

- разработки политики управления отдельными аспектами финансовой деятельности (активами, капиталом, инвестициями, денежными потоками, финансовыми рисками).

Отмена 297 статьи Налогового кодекса РФ в части установления льгот для потребительской кооперации требует адаптации ее организационной структуры управления к изменению условий хозяйствования и совершенствования на этой основе системы управления финансами. Эти изменения должны быть направлены, во-первых, на сохранение кооперативной собственности и возможности полноценного управления ею, во-вторых, обеспечение целостности системы потребительской кооперации на федеральном и региональном уровнях, в-третьих, повышение результативности ее многоотраслевой деятельности.

Оценка составляющих организационной структуры потребительской кооперации России за 2005 г., представленной в табл. 1, показывает, что она в основном представлена различными видами потребительских обществ, которые в системе составляют 70,9 %, на долю районных и окружных потребительских союзов приходится 3,5 %, обществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе предприятий потребительской кооперации - 25 %, акционерных обществ – 0,6 %[1].

Таблица 1

Организационная структура потребительской кооперации РФ и Северо-западного региона в 2005 г.

Составлено и рассчитано автором по [1. c. 4].

Анализ состава обществ с ограниченной ответственностью свидетельствует, что большой удельный вес в них составляют ООО со 100 % уставным капиталом потребительской кооперации и с уставным капиталом потребительской кооперации менее 51 % (соответственно – 49,2 и 40,5 %).

Специфика формирования организационной структуры Северо-западного региона потребительской кооперации, включающей 344 организации, состоит в том, что она характеризуется более низкой долей ООО, составляющих в общей структуре 10,5 % и отсутствием акционерных обществ. Из имеющихся обществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе предприятий потребительской кооперации, 81 % составляют ООО с уставным капиталом потребительской кооперации менее 51 %.

Сравнительный анализ изменения организационной структуры потребительской кооперации РФ с 2002 по 2005 гг. свидетельствует, что в ее составе произошли определенные сдвиги. Так, общее количество организаций в системе потребительской кооперации РФ возросло с 4642 до 4947 или на 6,6%. Произошло уменьшение числа городских потребительских обществ на 5,3%, районных - на 18,9%, районных и окружных потребительских союзов – на 10,5%.

 Вместе с тем, существенно увеличилось количество потребительских обществ, созданных на базе предприятий потребительской кооперации, число которых в организационной структуре составило 925, т.е. возросло по сравнению с 2002 г. более чем в два раза. Количество акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе потребительской кооперации, в системе росло медленно и увеличилось всего на 3,7%.

Напротив, для Северо-западного региона при увеличении общего числа организаций на 7,5% и потребительских обществ, созданных на базе предприятий потребительской кооперации – в 1,8 раза, была характерна тенденция более быстрого роста обществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе потребительской кооперации, число которых увеличилось в 2 раза.

Представленная характеристика организационной структуры с точки зрения правового регулирования Гражданским кодексом РФ организационно-правовых форм, осуществления видов некоммерческой и коммерческой деятельности, управления денежными потоками с целью снижения налоговой нагрузки и формирования высоких финансовых результатов является не достаточно оптимальной.

Существенными недостатками формирования организационной структуры потребительской кооперации, оказывающим влияние на управление финансами, являются следующие:

- не отражено образование в системе потребительской кооперации потребительских обществ различных уровней, обеспечивающих возможность аккумуляции финансовых ресурсов;

- не учтено создание в системе некоммерческих партнерств и товариществ, как участников и пайщиков в привлечении доходов;

- автономных некоммерческих организаций сферы образовательных и медицинских услуг, как источников получения дополнительных доходов от оказания платных услуг и пользующихся налоговыми льготами.

Потребительским обществом более высокого второго уровня является «потребительский союз», созданный в форме потребительского кооператива /общества/ (ст. 116 ГК РФ), который по своим функциям может быть приравнен к союзам районного, межрайонного и областного уровня. Учредителями таких потребительских обществ также могут быть пайщики (физические и юридические лица), а также потребительские общества первого уровня и союзы.

 Его пайщиками могут быть любые организации, включая и организации, учредителями которых оно является. Это дает возможность маневрирования финансовыми ресурсами, которые включают:

 -вступительные и паевые взносы пайщиков;

-поступления от хозяйственных обществ, учредителями которых является потребительское общество;

-нераспределенную прибыль от собственной предпринимательской деятельности, направляемую в фонды потребительской кооперации.

 Союзы потребительских обществ утверждаются потребительскими обществами первого и второго уровня и являются членами этих союзов. В тоже время союзы потребительских обществ могут быть пайщиками потребительских обществ (первого и второго уровня).

Кроме того, потребительские общества и союзы могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ, некоммерческих партнерств и товариществ, а также автономных некоммерческих организаций. Такая совокупность организаций потребительской кооперации имеющих в своем составе как некоммерческие, так и коммерческие организации при обеспечении определенной совокупности в системе тех и других позволяет более эффективно управлять финансами для осуществления двух видов деятельности: не имеющей целью извлечение прибыли и предпринимательской.

Следует отметить, что членами союзов потребительских обществ, в соответствии с Законом о потребительской кооперации, являются исключительно потребительские общества, но не их союзы, в связи с этим должны быть приняты правовые акты, учитывающие изменения организационной структуры потребительской кооперации в целях обеспечения более высоких финансовых результатов по осуществляемой коммерческой деятельности. Проблема изменения организационной структуры обусловливается также необходимостью сохранения внутрихозяйственных отчислений, как источника финансовых ресурсов, во всех звеньях потребительской кооперации. С отменой ст. 297 Налогового кодекса РФ внутрихозяйственные отчисления могут сохраниться в таких формах, как оплата услуг по договорам, либо как членские взносы со стороны учредителей юридических лиц, или как кооперативные выплаты.

Особое внимание для обеспечения обоих видов деятельности соответствующими финансовыми ресурсами приобретают вопросы уставного характера и, в частности, вопросы учредительства. Так, следует отметить, что для эффективного осуществления предпринимательской деятельности наиболее оптимальным является создание обществ (ООО и потребительских обществ первого уровня), учредителями которых могут быть потребительские общества второго уровня и союзы потребительских обществ.

 При создании обществ с ограниченной ответственностью необходимо учитывать долю уставного капитала потребительской кооперации. Так, при создании ООО со 100 % уставным капиталом потребительской кооперации, а также при соучредительстве с долей уставного капитала более 50 % нераспределенная прибыль, полученная от создания ООО потребительскими обществами и их союзами и направляемая на непредпринимательскую деятельность, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль на основании ст. 39, 43 и 251 Налогового кодекса РФ. При доле участия в соучредительстве менее 50 %, льгота по уплате налоговых обязательств по прибыли, направляемой на непредпринимательскую деятельность, предоставляется только по НДС, а налог на прибыль уплачивается с 1.01. 2005 г. по ставке 9 % в соответствии со ст. 284 и 275 Налогового кодекса РФ[2].

Представленная характеристика позволяет сделать вывод, что для получения более значимых финансовых результатов потребительскими обществами и их союзами по предпринимательской деятельности, являющихся учредителями, целесообразным является создание ООО со 100 % уставным капиталом потребительской кооперации, а при соучредительстве – от 51 до 100 %. Оценка существующей организационной структуры потребительской кооперации России свидетельствует, что в системе имеет место значительная доля ООО с уставным капиталом потребительской кооперации менее 51 %, которая составляет 39,4 %, а в Северо-западном регионе 94,7 %, что не способствует оптимизации налогообложения потребительских обществ и их союзов. Кроме того, следует отметить, что статус обществ с ограниченной ответственностью с уставным капиталом потребительской кооперации менее 100 % не соответствует кооперативной модели хозяйствования, приводит к ограничению членства в создаваемых юридических лицах, закрытому характеру формирования состава их учредителей, передаче собственности районных потребительских обществ во вновь созданные юридические лица. Предложения по совершенствованию организационной структуры потребительской кооперации сводятся к двум основным тезисам:

1. Препятствование распространению практики учредительства в составе потребительских обществ ООО с уставным капиталом менее 51%.

2. Распространение в системе потребительской кооперации новой концепции управления по типу «сети», более адаптированной к рынку вместо традиционной иерархии подчинения нижестоящих структур вышестоящим по типу «дерева». Визуальное представление об изменении управленческой иерархии дает рис. 1.

Рис. 1. Современные изменения в организационной структуре системы потребительской кооперации

Многие потребительские союзы в системе потребительской кооперации России, к примеру, Новгородский, Владимирский, Орловский уже используют возможности разграничения представительских, управленческих и хозяйственных функций между юридическими лицами одного уровня. Так, в этих потребительских союзах на уровне области (административного района) создана уже не одна «головная» организация потребительской кооперации, а два юридических лица, имеющих статус «потребительского общества» первого и второго уровня, которые, осуществляя разные функции, объединяют свои финансовые ресурсы для достижения высоких конечных результатов.

Отдельные потребительские союзы создают новые потребительские общества более высокого уровня, так называемые, «управляющие компании». Это позволяет им, во-первых, применять упрощенную систему налогообложения, во-вторых, использовать договорные взаимоотношения для сохранения внутри системы внутрихозяйственных отчислений в виде оплаты услуг маркетингового, консультационного, информационного характера. Такие потребительские общества в отличие от действующих потребсоюзов могут стать членами любых союзов потребительских обществ, что создает возможности взаимоотношений на уровне «учредитель - организация».

В рыночных условиях в целях обеспечения конкурентоспособности целесообразным является формирование крупных многоотраслевых объединений, в рамках которых создается возможность одновременного применения различных систем налогообложения с минимизацией налогооблагаемой базы. Практика деятельности потребительской кооперации последних лет показывает, что имеет место объединение ранее хозрасчетных оптовых организаций с розничными, где оптовый оборот превращается во внутрисистемный «отпуск товаров» и позволяет оптимизировать систему налогообложения.

 При использовании в таких крупных объединениях различных режимов налогообложения по видам деятельности создается возможность управлять внутренними трансфертными (расчетными) ценами, к примеру, внутренними транспортными тарифами, выступающими инструментом перераспределения добавленной стоимости между отраслями. Эти цены должны формироваться и устанавливаться с учетом уровня текущих отраслевых затрат и служить основой формирования финансовых результатов. Это позволяет перераспределять добавленную стоимость таким образом, чтобы в отраслях, работающих на условиях применения единого налога на вмененный доход и не увеличивающего налогооблагаемую базу, формировался высокий финансовый результат, а в отраслях, работающих на условиях общего режима налогообложения, он составлял минимальную величину[3].

Изменение организационной структуры потребительской кооперации в целях повышения эффективности ее многоотраслевой деятельности в регионах, должно осуществляться с учетом минимизации организационных затрат. Практика такой реструктуризации показывает, что создание новых структур, является менее затратным, чем реорганизация существующих.

Учет всех имеющих место и предполагаемых изменений в организационной структуре и эффективное на этой основе управление финансовыми ресурсами позволяет в конечном итоге повысить эффективность экономической деятельности организаций потребительской кооперации для успешной реализации ими приоритетных социальных функций.

Оценка предлагаемой структуры системы потребительской кооперации и ее системных связей свидетельствует, что необходимое финансовое обеспечение достигается за счет:

-аккумуляции финансовых ресурсов путем формирования потребительских обществ второго уровня и расширения количества пайщиков (юридических и физических лиц, включая их учредителей, хозяйственных обществ, учредителями которых они являются);

 -обеспечения максимизации нераспределенной прибыли, направляемой на финансирование коммерческой и некоммерческой деятельности путем увеличения количества ООО со 100 % уставным капиталом потребительской кооперации для осуществления предпринимательской деятельности;

-достижения оптимизации налогообложения и увеличения доли прибыли, полученной от деятельности обществ и направляемой на финансирование основной деятельности, не имеющей целью извлечение прибыли; за счет преобразования ООО с уставным капиталом потребительской кооперации менее 51 % в ООО с уставным капиталом от 51 до 100 %;

-увеличения финансовых ресурсов за счет минимизации налоговых платежей и возможности использования внутрихозяйственных отчислений на основе создания управляющих компаний в системе потребительской кооперации, позволяющих использовать упрощенную схему налогообложения и систему договорных обязательств;

-получения более высоких результатов от осуществляемой коммерческой деятельности в целях обеспечения расширенного воспроизводства и реализации социальной миссии за счет более эффективного управления финансами в созданных многоотраслевых организациях потребительской кооперации путем перераспределения создаваемой добавленной стоимости при применении различных систем налогообложения и использования системы трансфертных (расчетных цен).

Таким образом, изменившиеся в последние годы условия налогообложения системы потребительской кооперации ставят перед ней задачи совершенствования организационной структуры управления в направлениях обеспечения целостности системы потребительской кооперации на федеральном и региональном уровнях, сохранения кооперативной собственности и совершенствования на этой основе методологических основ управления финансами, обеспечивающих повышение результативности ее многоотраслевой хозяйственной деятельности.

Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации позволяет обеспечить требуемое финансовое обеспечение и эффективное на этой основе управление финансами путем объединения финансовых ресурсов потребительских обществ различных уровней, увеличения в системе ООО для осуществления предпринимательской деятельности с уставным капиталом потребительской кооперации в размере 100 % и от 51 до 100 %, создания управляющих компаний с использованием упрощенной схемы налогообложения и системой договорных обязательств.

Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации в этом направлении потребует внесения изменений в Закон о потребительской кооперации, который бы учитывал включение в состав союзов потребительских обществ союзы в форме потребительских обществ. Также необходимо принятие поправок в Налоговый кодекс РФ по применению упрощенной системы налогообложения в организациях, единственным учредителем которых являются некоммерческие организации.

Реализация предлагаемых рекомендаций в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности экономической деятельности организаций потребительской кооперации, необходимой для участия в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и выполнения ими приоритетных социальных функций.



[1] Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. – М.: Центросоюз потреб. обществ РФ, 2006.

[2] Назарян, Е. Закон есть закон / Е. Назарян // Деловой вестник «Российской кооперации». – 2005. - № 2.

[3] Лебедев, А., Щербаков, С., Медведев, С. К вопросу о кризисе и компетентности / А. Лебедев, С. Щербаков, С. Медведев [и др.] // Деловой вестник «Российской кооперации». – 2004. - № 12.