Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

Главная

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

А.П. Шихвердиев, А.А. Вишняков

Анализ современных проблем становления и развития венчурного инвестирования в северном регионе и
возможные пути их решения[1]

В статье анализируются актуальные проблемы становления и развития венчурного инвестирования в северном регионе на примере Республики Коми по результатам проведенного авторами на базе Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета (далее - Центр). Предложены возможные пути решения имеющихся проблем, аргументирована основополагающая роль государства в процессе становления и развития венчурного инвестирования на Российском Севере. Обосновано, что для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств в условиях Российского Севера необходимо решить такие задачи, как обеспечение рационального сочетания механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности, а также обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий.

В статье также содержится анализ проблем организации и развития венчурного инвестирования в Республике Коми проведенный по результатам экспертного опроса более 50-ти руководителей предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность в Республике Коми, а также глав муниципальных образований городских округов.

 

Авторами на базе Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета (далее - Центр) проведено исследование современных проблем становления и развития венчурного инвестирования в северном регионе (на примере Республики Коми), предложены возможные пути их решения, аргументирована основополагающая роль государства в решении имеющихся проблем, а также в процессе становления и развития венчурного инвестирования на Российском Севере. Обосновано, что государство должно выступать в качестве субъекта венчурного инвестирования, не только в качестве регулятора, но и как участник, оказывающий стимулирующее воздействие на развитие отношений в данной области.

Установлено, что для Российского Севера и в частности Республики Коми для решения вопросов становления и развития венчурного инвестирования инновационной деятельности актуальными являются ряд общероссийских проблем. По мнению авторов, основные из них:

- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;

- недостаток российского капитала в венчурной индустрии России - одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;

- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;

- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;

- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии;

- недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;

- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции.

Несмотря на имеющееся сегодня продвижение в венчурном бизнесе в России, помимо указанных выше, существует еще множество проблем. К основным из них можно отнести: влияние общей ситуации в мировом венчурном бизнесе, проблемы российских компаний - соискателей венчурных инвестиции и проблемы самих венчурных инвесторов на российском рынке.

Ситуация, сложившаяся в мировой экономике, недавний кризис так называемой «новой экономики» передовых стран, вынудили инвесторов, в том числе и венчурных, ужесточить требования, предъявляемые к соискателям средств.

На данном этапе инвесторы предпочитают проекты с невысоким потенциалом, но умеренным риском, из которых легче осуществить «выход». Инвестиции в такие проекты относятся к категории «коротких» денег, возврат которых ожидается через 2 - 3 года. Но и доходность таких инвестиций невысока, по сравнению с инвестициями в высокотехнологичные компании, где возврат может быть ожидаем лишь через 5 - 7 лет на фоне низкой предсказуемости рынка и результата.

По мнению авторов существует еще ряд специфических проблем, обусловленных географическим и социально-экономическим положением регионов, расположенных на Севере России. Они связаны с относительно более высокой долей затрат на производство инновационной продукции, вызванными суровыми природно-климатическими условиями, с неразвитостью транспортно-коммуникационной системы, небольшой плотностью населения, неразвитостью малого и среднего инновационного бизнеса, преимущественно сырьевой направленностью большинства отраслей промышленности.

Если венчурный бизнес в России находится на стадии первоначального развития, то в северных регионах он находится на стадии своего становления. Необходимо дальнейшее развитие данной формы поддержки инновационной деятельности частных компаний, совершенствование всей процедуры принятия решений вплоть до выхода венчурной фирмы из проинвестированной компании. Авторы разделяют точку зрения Европейской ассоциации прямого и венчурного инвестирования, согласно рекомендаций которой приоритетами для становления и развития венчурного инвестирования должны являться:

- переориентирование системы налогообложения на получение прибыли, создание понятного механизма взимания налогов и недопустимость действия правил обратной силы.

- внесение поправок в хозяйственное право, нацеленных на создание условий для инвестирования венчурного капитала.

- упрощение требований к регистрации венчурных инвестиций, замена разрешительной системы на уведомительную.

- содействие развитию финансовой инфраструктуры, отвечающей требованиям бизнеса.

- создание благоприятных условий для предпринимательства.[2]

Венчурная индустрия в России сталкивается с теми же проблемами, что и другие направления бизнеса. Однако, как свидетельствует международный опыт, для успешного развития венчурной индустрии требуется наличие и согласованное взаимодействие соответствующих правовых норм (концепций), как минимум двух отраслей права: корпоративного и налогового.

Необходимо, во-первых, чтобы корпоративное законодательство предусматривало организационно-правовую форму, которая адекватно отражала бы специфику создания и деятельности венчурного фонда как отдельного вида юридического лица. Кроме того, исключительно важно, чтобы законодательство в отношении осуществления венчурной деятельности не вводило специальных ограничительных инструментов регулирования, таких как, например,  как лицензирование.

Во-вторых, необходимо, чтобы налоговое законодательство не вводило дополнительные «налоговые фильтры» или барьеры на пути венчурного капитала при так называемом «выходе» инвестора из инвестируемой компании. Такая система позволяла бы облагать соответствующим налогом доход только на последнем этапе «выхода» капитала, а именно, в момент получения инвестором, вложившим свой капитал в венчурный фонд, причитающейся ему доли дохода. Кроме того, соответствующие нормы налогового законодательства должны «стыковаться» и работать синхронно с нормами корпоративного законодательства.

Актуальной является проблема создания инфраструктуры российской венчурной индустрии. В настоящее время российское правительство рассматривает венчурную индустрию как серьезный и практически безальтернативный источник финансирования отечественных инноваций и предпринимает разумные и обоснованные шаги сотрудничества с венчурными капиталистами. Развитие элементов инфраструктуры венчурного бизнеса, - насущная необходимость, так как в ближайшие несколько лет венчурный капитал будет главным механизмом привлечения средств в малые и средние предприятия.

Необходимо использовать международный опыт участия государства в стимулировании развития венчурной индустрии с тем, чтобы такое участие было бы максимально эффективным и полезным.

Учреждение Правительством Российской Федерации венчурного инновационного фонда (фонда фондов) для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования в научно-техническом секторе - первый и значительный шаг по построению инфраструктуры венчурной индустрии в стране.

Поскольку главная задача российского государства должна заключаться в создании правовых и экономических условий для полноценной деятельности, в том числе и инфраструктуры российской венчурной индустрии, закономерно поставить следующие вопросы: в каком направлении должна строиться данная законодательная работа и нужен ли в этой связи специальный закон о венчурной деятельности?

Изучение особенностей юридического оформления венчурной деятельности в различных странах позволяет сделать следующие предварительные выводы:

1. Ни в одной законодательной системе стран с развитыми рыночными отношениями не существует отдельного Закона о венчурной деятельности. Этот способ финансирования осуществляется в рамках общих юридических норм и использует действующие юридические и организационные формы и схемы, регулируемые, как правило, основными положениями и актами о формах и правилах корпоративной и инвестиционной деятельности.

2. В странах с развивающимися и переходными экономиками специальные законы, регламентирующие венчурную деятельность, приняты в Венгрии и Индии. Разработка аналогичного закона ведется в Китае. Однако, как свидетельствует опыт Венгрии, со времени принятия в 1998 г. «Закона о венчурной деятельности», вследствие крайне усложненной регламентации и избыточной обязательности данного закона, в этой стране был зарегистрирован всего лишь один единственный небольшой венчурный фонд, основанный частным лицом.

3. В большинстве развитых стран Запада законодательные акты, так или иначе касающиеся формы и способов венчурного финансирования, принимаются с целью стимулирования данного вида деятельности через предоставление разного рода налоговых льгот, отсрочек и послаблений инвесторам и инвестируемым компаниям, преимущественно занятым в сфере высоких технологий. В том случае, когда та или иная национальная система налогообложения венчурных институтов является прозрачной и стимулирующей, эти институты регистрируются в качестве резидентов.

Основной целью при проектировании поощряющего налогового режима для венчурной индустрии является перенос налогового бремени с инвестируемых компаний на инвесторов, но при этом сами фонды и инвесторы также не должны быть объектами избыточного налогообложения в местах создания венчурных институтов, равно как и в местах, где сами инвесторы и инвестируемые компании являются резидентами.

4. Государственное участие в различных схемах, предусматривающих смешанное бюджетно-частное финансирование малых и средних развивающихся компаний, законодательно регламентируется во всех без исключения развитых странах Запада. Государство при этом выступает на равных с частными инвесторами, признавая для себя возможность риска потери инвестиций. Необходимость разработки государственного правового обеспечения смешанного венчурного финансирования обуславливается тем, что во всех без исключения структурах такого типа управление осуществляется профессионалами - частными лицами и компаниями; государственное присутствие в таких структурах выражается в присутствии представителя государства в советах директоров или консультативных советах.[3]

Наиболее распространенными организационно-юридическими формами для венчурных институтов являются англо-американская модель партнерства с ограниченной ответственностью и континентальная модель параллельного инвестирования, во многом схожая с формой партнерства с ограниченной ответственностью, распространенная в странах Бенилюкса.[4]

Мы не разделяем точку зрения Европейской ассоциации прямого инвестирования и венчурного капитала (EVCA), которая считает, что принятие специального закона о венчурной деятельности может стать настоящим препятствием в развитии этой индустрии вообще.

На наш взгляд, международное венчурное сообщество не учитывает в своих рекомендациях специфику России. Имеющиеся в настоящее время проблемы нормативно-правового обеспечения в России должным образом не решаются в рамках существующего гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, инновационного, корпоративного и валютного законодательства. В связи с этим, мы считаем, что для более быстрого становления и развития венчурного инвестирования в регионах необходимо принятие специального федерального закона о регулировании и стимулировании венчурной деятельности.

Параллельно существующие и изложенные выше проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться российским государством в рамках соответствующих отраслей права. Роль государства заключается в создании условий и стимулов для привлечения капитала (инвестиций) в малый и средний бизнес, используя венчурный капитал как инструмент (способ) инвестиций.

В «Основных направлениях развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы» целью развития системы венчурного инвестирования в России было определено создание благоприятных условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.

В качестве основных направлений развития системы венчурного инвестирования выделены нормативное, организационное и экономическое. Указанные в вышеназванном документе цели в настоящее время в России не достигнуты. В настоящее время в северных регионах венчурное инвестирование либо переживает процесс своего становления, либо отсутствует вообще. В связи с этим, необходимо активизировать деятельность по развитию венчурного инвестирования по обозначенным ранее направлениям.

В настоящее время для полноценного развития в России новой финансовой индустрии необходимо в первую очередь создание благоприятных условий на региональном уровне. В современных экономических условиях при помощи комплекса мер по стимулированию венчурного инвестирования любой регион имеет возможность осуществить рывок в развитии инновационной деятельности в целях обеспечения качественного экономического роста.

В совокупности целей и задач, которые должна решать региональная система венчурного инвестирования, следует выделить, прежде всего, те, которые в наибольшей степени соответствуют экономической природе венчурного капитала как разновидности финансового. Ориентиром здесь могут служить наиболее значимые эффекты воздействия венчурного инвестирования на экономику. На этом основании в качестве целей и задач создания системы венчурного инвестирования можно назвать следующие:

- улучшение инвестиционного обеспечения инновационной деятельности, прежде всего малого инновационного предпринимательства, за счет переориентации некоторых финансовых ресурсов:

- создание оптимальных (наиболее благоприятных) финансовых, кадровых, организационных и нормативно-правовых условий для венчурного инвестирования прорывных инновационных, проектов, повышающих конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках;

- развитие малого инновационного предпринимательства в реальном секторе экономики, в научно-технической сфере, в высокотехнологическом комплексе;

- содействие коммерциализации результатов научно-технической и инновационной деятельности;

- содействие модернизации корпоративного сектора экономики за счет формирования в реальном секторе экономики критической массы научно-инновационных концернов, адекватных постиндустриальному этапу научно-технического прогресса;

- вовлечение в хозяйственный оборот, в инвестиционный ресурс региона сбережений населения. 

Обеспечить достижение поставленных целей и стратегических задач формируемой региональной системы венчурного инвестирования можно при создании необходимых исходных предпосылок в виде целостной совокупности факторов развития данной системы и субъективных условий.

Определяющую роль в функционировании системы венчурного инвестирования инновационной деятельности должно играть государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды.

Целью государственной политики в области развития инновационной деятельности на Севере России должно являться формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов: повышения качества жизни населения, достижения экономического роста, развития науки, образования, культуры, обеспечения экономической безопасности путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

В условиях Российского Севера и в частности в Республике Коми инвестирование объектов, в том числе и в области высоких технологий, на ранних стадиях, на стадиях «посевного капитала» возможно только с участием государства. Хотя такие инвестиции в ряде случаев коммерчески выгодны, но риски настолько велики, что инвесторы предпочитают не инвестировать в них. Венчурная индустрия заявляет о себе, как о серьезном партнере на финансовом рынке и имеет все основания стать элементом, стимулирующим быстрый прогресс предпринимательской активности, а в будущем приобрести настолько значимый характер, что это даст существенные положительные результаты для экономики страны в целом и ее северных регионов в частности, что в конечном итоге, позволит России занять достойное место среди лидеров мировой экономики.

Государственное регулирование венчурного инвестирования на Российском Севере может осуществляться в двух основных формах: прямое и косвенное.

Прямое регулирование предполагает осуществление прямых государственных инвестиций в долевой капитал инновационных фирм, предоставление грантов на создание новых инновационных фирм, предоставление активов специальным фондам, осуществляющим поддержку развитию рынка венчурного капитала.

Косвенное регулирование включает в себя мероприятия, призванные в целом создать благоприятный климат для развития предпринимательства в стране и регионе. Сюда можно отнести такие меры, как правовое обеспечение, использование механизма налоговых льгот и преференций, упрощение процедур валютного регулирования и контроля, развитие малого и среднего бизнеса.

Прямое регулирование венчурного инвестирования должно предусматривать следующие основные элементы: Во-первых, для адекватного отражения государственных интересов в области венчурного инвестирования и его активизации на приоритетных направлениях экономического развития необходима, прежде всего, четко разработанная система государственных приоритетов.

Мировая практика показывает, что первичным должно быть определение приоритетных направлений развития науки и технологии. Концептуально для определения приоритетных направлений необходимо учитывать следующие критерии: конкурентоспособность, качество жизни и «прорывной потенциал». В связи с этим необходима разработка региональных и отраслевых перечней приоритетных направлений и критических технологий. Таким образом, должна существовать двухступенчатая иерархия направлений: федеральные и региональные, определяемые в отраслевом разрезе, на основании которых должны составляться перечни критических технологий соответствующего уровня.

Во-вторых, необходимо создание системы государственной поддержки рынка венчурного капитала, которая предусматривает создание специальных органов, а именно: государственных региональных и отраслевых венчурных фондов с участием средств государственного венчурного инновационного фонда (ВИФ), государственного гарантийного фонда, предоставляющего государственные гарантии венчурным организациям на цели финансирования инновационных проектов приоритетных направлений.

Государственная политика в области развития инновационной системы Российского Севера должна реализовываться по таким направлениям, как: создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; формирование инфраструктуры инновационной системы; создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. 

В ходе исследования был проведен анализ проблем организации и развития венчурного инвестирования в Республике Коми при помощи экспертного опроса более 50-ти руководителей предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность в Республике Коми, а также глав муниципальных образований городских округов.

По мнению большинства опрошенных экспертов, наука и научные исследования в Республике Коми в настоящее время развиваются очень медленными темпами. Сопротивляемость к инновациям и новым технологиям в Республике Коми оценивается как значительная. Среди причин этого называются такие, как: достаточные поступления от сырьевых ресурсов (нефть, газ, уголь, лес и т.п.); недостаточное представление о выгодах диверсификации производства на уровне региона; малое количество разработок готовых к коммерческой реализации; отсутствие законодательной базы; высокий риск и, как следствие, отчуждение новых решений; высокий уровень бюрократии на уровне принятия решений.

Среди наиболее важных причин недостаточного развития научных исследований в Республике Коми названы следующие: слабое финансирование;  недостаточное кадровое обеспечение; слаборазвитая инфраструктура; отсутствие спроса на новые разработки; недостаточное внимание со стороны государства; отсутствие связующих звеньев между высшей школой и производством.

Факторами, которые способны повлиять на возможность создания в Республике Коми высокоинтеллектуальных, высокотехнологичных производств, по мнению респондентов являются: достаточное финансовое обеспечение; высокий интеллектуальный потенциал; создание условий для научной деятельности; достаточная правовая защита; поддержка государства в лице Правительства Республики Коми.

По мнению опрошенных, мерами, которые стимулировали бы процессы создания инновационных производств в Республике Коми должны являться: экономическое стимулирование; развитие сферы образования;  укрепление связей с ведущими инновационными центрами; прямая государственная поддержка; развитие региональной науки; развитие информационных технологий.

Среди факторов, наиболее способствующих развитию венчурного инвестирования были выделены такие, как:

- создание региональной программы венчурного инвестирования;

- создание пакета региональных законов, содействующих занятию венчурным бизнесом;

- создание некоммерческих фондов инвестирования в инновационную деятельность - венчурных фондов;

- популяризация коммерческого использования новых научных достижений;

- организация ярмарок высоких технологий, центров обмена (трансфера) технологиями, проведение тендеров на новые инвестиционно-привлекательные научные проекты;

- инвестирование в небольшие (пилотные), но быстрые по времени окупаемости венчурные проекты для апробации и доказательства функционирования эффективности моделей венчурного инвестирования;

- проведение конференций и форумов на базе ВУЗов с привлечением представителей высокой науки и реального производства.

Респонденты указали, использование каких типов инвестиций в венчурные предприятия, приведет к положительным результатам. Это: прямые государственные инвестиции; государственные инвестиции через фондовые государственные структуры; государственные инвестиции через фондовые негосударственные (самостоятельные, коммерческие) структуры; частные инвестиции через фондовые государственные структуры; частные инвестиции через фондовые негосударственные (самостоятельные, коммерческие) структуры.

По мнению большинства экспертов, государственное участие в развитии венчурного бизнеса в Республике Коми должно осуществляться в первую очередь на уровне законодательства. Положительно оценивается перспективы появления как частных, так и государственных субъектов управления развитием венчурного бизнеса.

Для того, чтобы государство принимало грамотные инвестиционные решения для успешной реализации наукоемких технологий, эксперты считают необходимым:

- создание нормальной законодательной базы в области инновационного предпринимательства;

- создание государственных венчурных фондов;

- развитие текущих субъектов венчурного бизнеса;

- создание специальной целевой программы содействия развитию венчурного бизнеса;

- популяризация и стимулирование среди предпринимателей коммерциализации новых научных разработок;

Эксперты считают, что по степени значимости  наиболее востребованы инновационные разработки в таких сферах, как: топливно-энергетический комплекс, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, транспорт, телекоммуникации, информационные технологии, наука и образование.

По мнению авторов, для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств в условиях Российского Севера необходимо решить такие задачи, как обеспечение рационального сочетания механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности, а также обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий.

В сложившейся ситуации потребуется ряд государственных инициатив, которые должны быть следующими:

- создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, а также для венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями;

- разработка приемлемых методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы;

- прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях;

- активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал;

- снижение процентных ставок, так как инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение;

- развитие информационной среды, содействие повышению образования в области венчурной деятельности, воспитание венчурной культуры среди предпринимателей;

- финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах идей и изготовления, опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены;

- поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам.

Реализация перечисленных направлений будет способствовать созданию условий, необходимых для развития институтов венчурного инвестирования,  что в свою очередь позволит сформировать благоприятный климат для развития «новой» высокотехнологической инновационной экономики и активизации малого и среднего предпринимательства.

 

 

Список литературы:

1. Введение в венчурный бизнес. РАВИ / под рук. А.И. Никконен. – СПб.: Феникс, 2003. – 356 с.

2. Белая книга. Приоритеты для венчурного инвестирования в России. – СПб.: РАВИ, 2001.

3. Венчурное инвестирование в России (юридические аспекты). Материалы к обсуждению. – СПб.: РАВИ, 2001.

4. Венчурная индустрия в России. Юридические аспекты и статистика. Рабочие материалы. – СПб.: РАВИ, 2000.

5. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утв. письмом Правительства РФ от 05.08.2005 г. № 2473п-П7.

6. Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы. Одобрены Правительственной комиссией по научно-инновационной (протокол № 1 от 27.12.1999 г.).

 



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Развитие инновационной деятельности - необходимое условие качественного роста экономики Российского Севера и повышения уровня жизни жителей северного региона», проект № 06-02-41202 а/с. 
Данная работа выполнена при информационной поддержке компании «Консультант Плюс»

[2] Белая книга. Приоритеты для венчурного инвестирования в России. – СПб.: РАВИ, 2001.

[3] Венчурное инвестирование в России (юридические аспекты). Материалы к обсуждению. – СПб.: РАВИ, 2001.

[4] Венчурная индустрия в России. Юридические аспекты и статистика. Рабочие материалы. – СПб.: РАВИ, 2000.