Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Экономическая безопасность России в свете европейских интеграционных процессов

А.О. Блинов

В статье анализируется  проблема взаимозависимости экономической безопасности ЕС и России. Показаны основные проблемы экономической безопасности ЕС в современных условиях. Рассмотрен вопрос экономической безопасности России в части развития экономики Калининградской области. Ставится проблема нахождения общеевропейской экономической политики в рамках взаимодействия ЕС и России.

Не только в географическом, но и в цивилизационном отношении  Россия неотъемлемая, органическая часть Европы. Не и может Европы без России, ровно так и Россия без Европы.  Разница меду России и остальной Европой  заключается в том, что те основные общецивилизационные задачи, которые Европа  так или иначе уже решила к настоящему времени, России ещё предстоит решить. Речь идет о создании в России демократического, правого государства, о строительстве  высокоэффективной рыночной экономики, об обеспечении достойного человека уровня жизни и надёжных социальных гарантий.  Общее  у нас одно- это духовно-нравственное состояние общества, будущие угрозы- терроризм, этно-национальные и религиозные конфликты,  наркоманию преступность. Российское государство обязано следовать по пути цивилизации, интегрироваться в мировое сообщество.

Изоляция России от общемировых процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые процессы не является гарантией безопасного развития - обеспечение международной экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.

Особое значение приобретает обеспечение экономической безопасности в рамках региональных интеграционных объединений, классическим примером которых является  Европейское сообщество (далее- ЕС). Особенность заключается, прежде всего, в том, что ЕС как интеграционное объединение является результатом открытости и вовлеченности его стран-членов в общемировые экономические процессы.

Целью системы обеспечения экономической безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание системы обеспечения экономической безопасности приемлемо и для ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической безопасности любого регионального интеграционного объединения и могут уточняться с учетом конкретных реалий.

Сегодня различными международными и российскими организациями для изучения социальных процессов в обществе используются разные методические схемы и комплексные показатели, которые позволяют с той или иной степенью объективности оценить безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. Известны мировые фондовые индексы, характеризующие экономическую активность фондовых рынков различных стран, индексы деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и многие другие. Все они с разной объективностью и точностью описывают различные экономические и социально-политические процессы, но, и это главное, дают возможность осуществлять мониторинг их динамики.

Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и основных индикаторов. Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а именно оценка:

- ресурсного потенциала и возможностей его развития;

- уровня эффективности использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);

- конкурентоспособности экономики; целостности экономического пространства;

-  экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.

Как правило, в систему основных индикаторов экономической безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; государственный долг; вовлеченность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.

Для трактовки экономической безопасности государства целесообразно выделить такие категории, как пороговые значения и угрозы. Пороговые значения отражают предельно допустимые уровни снижения экономической активности, уровня и качества жизни населения, затраты на поддержание и воспроизводство природно-экономического потенциала. Превышение пороговых значений ведет к формированию угроз экономической безопасности.

Угроза - это фактор, создающий значительную опасность, то есть наносящий существенный ущерб, разрушающий экономику как систему. Следовательно, опасность и угроза - однопорядковые, но количественно различные феномены. Проявление опасности в виде реальных потерь следует рассматривать как сигнал возможного перерастания ее в угрозу, если не будут приняты адекватные меры. В этой связи мной разработана уточненная и дополненная классификация угроз экономической безопасности государства, в которую введены две новые группы угроз - прямые и косвенные, первичные и вторичные ( рис.1)

В основу предлагаемой классификации угроз положены не только распределение их по группам в зависимости от различных признаков, но и роль этих групп по их значимости для развития экономики. Такой подход позволяет выделить угрозы, представляющие наибольшую опасность для любой экономической системы. К ним относятся глобальные и общенациональные, прямые, первичные угрозы реального характера. Ранжирование угроз имеет большое практическое значение для субъектов экономической безопасности и органов управления. Ввиду того, что любое интеграционное объединение является в большей или меньшей степени искусственным образованием (и ЕС не является в данном случае исключением), его экономическая безопасность подвергается не только «стандартным» внутренним и внешним угрозам, с которыми сталкиваются национальные экономики. Экономическая безопасность  призвана противостоять специфическим угрозам как извне, так и изнутри. В рамках ЕС, на мой взгляд, можно выделить следующие потенциальные угрозы: несоответствие уровней развития национальных экономик стран-участниц  ЕС; неспособность экономики ЕС в целом достаточно быстро реагировать на изменение ситуации на мировых рынках; ярко выраженный политический фактор в судьбе ЕС в целом; обострение противостояния внутри национальных экономик; нестабильность евро на мировых рынках; борьба частей национальной экономики, за присвоение доли мирового дохода.

Система экономической безопасности ЕС должны быть выстроена таким образом, чтобы перечисленные выше угрозы были максимально нивелированы, поскольку они имеют столь масштабный характер, что только прогнозирование и превентивное создание целого комплекса механизмов их блокировки сможет привести к положительным результатам обеспечения внешнеэкономической безопасности.

И, разумеется, система обеспечения экономической безопасности должна включать в себя диагностику экономической безопасности. В случае ЕС речь о системе диагностики экономической безопасности на региональном  уровне, а именно:

-        определение совокупности потребностей национальных экономик ЕС в рамках единого целого;

-        выявление угроз и опасностей экономической безопасности для национальных экономик стран ЕС;

-        определение унифицированных критериев экономической безопасности на межстрановом уровне;

-        определение системы базовых индикаторов экономической безопасности государства.

Рис. 1. Угрозы экономической безопасности

В настоящее время общепризнанных и нашедших практическое применение методов оценки экономической безопасности  европейской интеграции пока не существует.

Проведенные мной результаты исследований бизнес-сектора в большинстве стран ЕС в середине 2005 года продемонстрировал положительную динамику, хотя она объяснялась разными причинами. Например, экономический рост во Франции был стимулирован внутренним спросом, тогда как в Германии – внешней торговлей.

Сложившаяся ситуация позволяет предположить, что инвестиции в промышленный сектор будут увеличиваться, а уровень безработицы – сокращаться. Таким образом, впервые с 2000 года экономический рост в ЕС обусловлен внутренними факторами, частными инвестициями и ростом потребления со стороны домашних хозяйств, которые, в свою очередь, стимулируются улучшением на рынке труда и ростом покупательского доверия.  Показатель покупательского доверия в сфере розничной торговли впервые с 2000 года достиг своего пика. В свою очередь, этот рост может оказать позитивное стимулирующее воздействие на частные инвестиции.

Ситуация в ЕС во многом обусловлено  внутренними факторами, однако общемировая экономическая ситуация также играет значительную роль. Темпы роста мировой экономики в настоящее время сопоставимы с темпами ее роста в 70-ых годах; они обусловлены благоприятными экономическими политиками ряда ведущих стран, низкими процентными ставками, а также продолжающимся экономическим ростом в Китае, Индии и нефтедобывающих стран. Таким образом, текущие внешние факторы также оказывают благоприятное воздействие на экономическую ситуацию и, как следствие, экономическую безопасность в странах ЕС.

Тем не менее, одной из внешних угроз экономической безопасности ЕС остаются высокие и нестабильные цены на нефть. С другой стороны, высокие цены на нефть могут означать, что страны-экспортеры могут привнести значительную часть (в виде потребления или инвестиций) в европейскую экономику, увеличивая тем самым экспортные показатели ЕС. По сути, это есть ни что иное, как проявление внешней несбалансированности.

Помимо прогнозных методов, в рамках обеспечения экономической безопасности в ЕС широко применяется метод анализа и разработки сценариев.

Вместе с тем, нельзя забывать, что ЕС являет собой трудный и рискованный проект, связанный с массой непредвиденных сложностей, требующий огромных затрат сил и финансовых средств всех его участников, и в этой связи проблема экономической безопасности такого крупного регионального объединения особенно актуальна.

Интеграционные процессы в Европе всегда вызывали неоднозначную реакцию как внутри самого блока, так и за его пределами, и последний этап интеграции, начало которого ознаменовалось введением единой валюты, не стал не исключением. В настоящее время высказывается множество мнений и прогнозов, связанных с будущим ЕС, а также оценок уже достигнутых результатов с позиций сегодняшнего дня. Это обусловливает неослабевающий интерес к вопросам экономической и финансовой деятельности Европейского Сообщества.

Очевидно, что расширение ЕС оказывает существенное влияние на российскую экономику в целом и ее экономическую безопасность в частности. Степень возможного участия России в европейских интеграционных процессах в настоящее время основывается на краткосрочные последствия расширения ЕС для российской экономики.

Проблемы энергетического сектора. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие расширения ЕС на возможность реализации российских топливно-энергетических товаров на рынках стран-членов ЕС, России необходимо вести с Евросоюзом переговоры о том, чтобы в течение переходного периода на новые страны-участницы не распространялись рекомендации ЕС относительно порога снабжения энергетическими ресурсами из одного источника. Это позволит России в долгосрочной перспективе составить существенную долю в поставках энергоносителей в новые страны-члены ЕС, традиционно зависящие от импорта российских топливно-сырьевых товаров.

Вопросы торговых преференций. Сложная ситуация складывается в сфере торговых преференций. С одной стороны, на рынки новых: стран-членов распространятся тарифные преференции в торговле, которые ЕС предоставляет России. В результате РФ будет периодически получать льготные квоты на ввоз по сниженным ставкам таможенного обложения тех товаров, в которых Евросоюз испытывает временную нехватку. С другой - на те же рынки распространятся гораздо более обширные преференции, которые ЕС предоставляет развивающимся и ряду сопредельных стран. Это ухудшит конкурентные позиции, занимаемые на данных рынках российскими экспортерами, которые предлагают продукцию, аналогичную или сходную с товарами стран-бенефициаров. В первую очередь это касается полуфабрикатов и изделий с низкой добавленной стоимостью.

Задачи развития инфраструктуры. Расширение Евросоюза может активизировать роль России как: транзитного пространства. Россия является Евразийским государством, занимающим значительную часть территории, как Европы, так и Азии. Такое положение России дает стране возможность играть активную роль не только в этом регионе, но и мире в целом.. Отсюда не случаен интерес ЕС к налаживанию трансконтинентальных маршрутов сообщения и к сотрудничеству с Россией в организации грузовых перевозок.

Взаимоотношения России и ЕС в области транспорта включают также строительство и модернизацию трансъевропейских транспортных коридоров. Планирование развития транспортной инфраструктуры является государственной задачей. При оценке перспектив транзита своих грузов Россия вынуждена учитывать вступление в ЕС новых стран. В новых членах ЕС будет введено единое и предсказуемое регулирование транзита взамен нынешнего негарантированного, обустроена цивилизованная таможенная граница. Новые страны-члены ЕС являются для России территорией доступа на рынок ЕС.

Инвестиционное сотрудничество. Важной сферой взаимоотношений России и ЕС продолжает оставаться инвестиционное сотрудничество. Оно осуществляется через международные финансовые организации и программы помощи, реализуемые через различные фонды ЕС. Последствия расширения ЕС для России в инвестиционной сфере могут оказаться негативными. - Новые члены ЕС могут привлечь к себе часть прямых инвестиций европейских компаний, которые могли быть направлены в Россию

Евросоюз собирается затратить значительные средства на развитие экономик новых стран и для решения собственных задач интеграционного развития, поэтому финансовые возможности ЕС для инвестирования в российскую экономику ограничены.

Возможность отрицательного воздействия расширения ЕС на отношения с Россией в области инвестиционных потоков в наибольшей степени проявится только при отсутствии адекватных мер со стороны России по приспособлению своей политики к новым условиям. Переход России к устойчивому экономическому росту обеспечит нашему государству положение привлекательного партнера для иностранных инвесторов.

Проблемы аграрного сектора. В последние годы в ЕС предпринимается много усилий по реформе аграрной политики Союза. Целью этой реформы является повышения эффективности сельскохозяйственной политики при одновременном сокращении доли средств, выделяемых из общего бюджета на нужды аграрного сектора. В связи с расширением ЕС разрабатывает программу поддержки и стимулирования сельскохозяйственного производства в новых странах-членах. Программа рассчитана на длительный период времени и направлена на подтягивание уровня развития сельского хозяйства этих стран к высоким стандартам ЕС. С другой стороны, активное субсидирование ЕС аграрного экспорта может иметь положительные последствия для России. Теоретически распространение этой практики на новые страны-члены ЕС может удешевить для России закупки их сельскохозяйственных товаров. Однако то, что этот импорт начнет частично субсидироваться ЕС, не сильно его удешевит. Поэтому бюджет аграрных субсидий ЕС будет в перспективе снижаться. Это в значительной степени обесценивает возможный выигрыш России.

В результате аграрной политики ЕС рынки новых стран-членов: окажутся фактически закрытыми для российского сельскохозяйственного экспорта. При этом режим аграрного импорта в ЕС является наименее предсказуемым и подвергается постоянным изменениям. Распространение общей сельскохозяйственной политики ЕС на новые страны-члены, по моему мнению, будет иметь конечный негативный эффект для России.

Проблемы Калининграда. Расширение ЕС непосредственным образом затронет визовый режим и проблему Калининграда. Перед вступлением в ЕС новые страны ввели в отношении России визовый режим. Шенгенский визовый режим является более жестким, чем прежние двусторонние безвизовые режимы России с этими государствами. ЕС стремится обезопасить себя от нелегальной иммиграции, наркоторговли и преступности. При этом новые страны-участницы ЕС установили для российских граждан визовый режим еще до момента присоединения к Евросоюзу. В этом плане приобретает актуальность проблема регулирования поездок российских граждан на территорию стран ЕС, проблема трудовой миграции, а также обеспечения социальной защиты граждан России. Новые визовые правила отрицательно отразятся на деловом общении и туризме России и новых стран-членов ЕС, нанося ущерб обеим сторонам.

Приходится констатировать, что пока в этих областях найдены лишь частичные и промежуточные решения. В частности, было принято решение о введении порядка упрощенного транзита для граждан РФ. В последующем предполагается возможность введения скоростного безостановочного безвизового транзитного поезда, а также активизация паромного сообщения между Калининградом и Россией по морю, тоже не требующего никаких виз.

Проблема Калининграда является, по сути, вопросом территориальной целостности России. Существует опасность того, что Россия может утратить влияние на собственный регион. При этом Евросоюз исходит из приоритета визового соглашения ЕС, а реальные рычаги влияния России на его позицию ограничены. Конечная же цель России состоит в том, чтобы Евросоюз согласился на распространение льгот, соответствующих шенгенским нормам, на РФ. Расширяющийся ЕС заинтересован в отсутствии напряженности на восточных границах, поэтому он, вероятно, будет искать реальный компромисс с РФ в урегулировании калининградской проблемы.

Кроме того, в данный момент предполагается, что присоединение к ЕС стимулирует экономический рост в новых странах-членах, а следовательно, будет генерироваться дополнительный спрос на российский экспорт. При расширении ЕС Россия получит возможность выйти на новый рынок, общий объем которого составляет около 450 млн. потребителей.

По моему мнению, положительным фактором в развитии торгово-экономических отношений новых стран с Россией станет жесткая конкурентная борьба на рынке ЕС. Трудности, с которыми встретились новые страны-участницы, попытавшись переориентировать свои операции с востока на рынок ЕС, только усилил их интерес к российскому рынку. В целом же динамика сотрудничества России с новыми государствами-участниками ЕС будет определяться степенью близости отношений с Евросоюзом.

Отношения между интегрированной Европой и Россией могут складываться по разным сценариям. В худшем случае, ситуация  будет заморожена  в нынешнем состоянии.  В лучшем – развиваться в соответствии с избранной стратегией партнерства, но, однако,  весьма умеренными темпами. В 2007 г. заканчивается срок действия СПС. В зависимости от ситуации, стороны могут либо продлить его действие, либо заменить его новым соглашением. В любом случае, избранный вариант станет индикатором готовности или неготовности, к реальному и полновесному стратегическому партнерству России и ЕС.

По нашему мнению, создание ОЕЭП, основанного на эффективно функционирующих рыночных механизмах, на общих, гармонизированных или совместимых правилах ведения бизнеса могло бы внести значительный вклад в развитие взаимной торговли и инвестиций между Россией и ЕС и оказать серьезное стабилизирующее воздействие на экономическую безопасность обеих сторон.