Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
Совершенствование правовых основ управления кооперативной собственностьюЛ.И. Ильина
Без надежной и цивилизованной защиты прав (перехода прав) кооперативной собственности невозможно эффективное использование финансового потенциала, основу которого формируют различные виды имущества. Право владеть имуществом с глубокой древности является одним из основных гражданских и политических прав человека, и в то же время - средством обеспечения индивидуумом своей экономической независимости. Так, Всеобщая декларация прав человека гласит, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, и никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Принцип полного признания и защиты всех форм собственности (а также права на интеллектуальную собственность) тесно связан с политическим плюрализмом и демократическими ценностями. Принцип абсолютной защиты прав собственности, признанный приоритетом государства, обусловливает устойчивость политической системы и повышает доверие населения к ее институтам. Напротив, реально демократические институты и процедуры принятия решений позволяют наиболее полно и с минимальными издержками для общества реализовать баланс интересов различных субъектов собственности. Следование этим принципам означает и признание международных норм, выработанных мировым сообществом во второй половине XX века. В контексте процессов глобализации мировой экономики эффективная защита прав собственности на национальном уровне означает формирование благоприятных условий для интеграции экономики России в международную торговлю и мировую финансовую систему (финансовые рынки). Соответственно, ключевым условием оживления кооперативной деятельности является регулярная и последовательная работа государства по защите и укреплению институтов собственности. Формирование в России стабильной, прозрачной и защищенной системы прав собственности, обеспечение равенства (недискриминации) прав всех субъектов собственности, участвующих в имущественном обороте - это принципиальные условия модернизации экономики России. Согласно действующей Конституции РФ (ст. 35), право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, никто не может быть лишен своего имущества кроме как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В современном законодательстве России собственник обладает наибольшими правомочиями по сравнению с несобственниками, но вместе с тем не имеет неограниченного (абсолютного) господства над вещью. Право собственности как совокупность правовых норм, регулирующих отношения принадлежности имущественных благ, возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, детально описано в российском законодательстве и отвечает общепринятым в мире цивилизованным нормам. Тем не менее, классическая триада правомочий собственника подвергается все большей критике в современных условиях. Критика идет по трем основным направлениям: попытка выделить «ядро» права собственности (обычно - пользование и распоряжение), отрицание единого определения права собственности и выделение своих определений собственности для разных отраслей права (конституционного, гражданского, хозяйственного), составление «полного определения права собственности» как совокупности частичных правомочий в рамках англосаксонской традиции и др. В частности, в российском законодательстве предусмотрен практически весь спектр существующих способов защиты прав собственности - как вещно-правовая (при прямом нарушении прав собственности), так и обязательственно-правовая защита (при косвенном нарушении - по договору аренды, кредита и др.). Тем не менее, отношения собственности (право собственности и отношения, связанные с переходом имущества) так или иначе регулируются всеми отраслями права. При этом для решения многих важных вопросов, касающихся сферы правовых отношений собственности, требуется весьма сложный комплекс законодательных актов, обеспечивающих более действенное признание принципов равного статуса всех форм собственности, правовой защиты приобретения, отчуждения, продажи имущества. В этой связи наличие цивилизованного прорыночного законодательства, созданного в России в 90-е гг. XX века (Гражданский кодекс РФ, законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», акты в области приватизации, антимонопольного регулирования, земли, недвижимости, патентное законодательство и др.) не означает отказа от необходимости серьезного улучшения существующей нормативно-правовой базы. Сохраняются такие фундаментальные проблемы, как: - определенная фрагментарность законодательства; - противоречие между имеющимися задачами государственного регулирования и правомочиями государства по их реализации. - практика неисполнения существующего законодательства. Важной отличительной особенностью отношений собственности, в том числе в праве России в традициях римского частного права и европейского континентального права периода буржуазных революций), является то, что они обладают абсолютной защитой, то есть должны защищаться против всех и каждого, нарушившего право собственности. Конституция РФ декларирует признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8). Введение конституционного принципа многообразия форм собственности требует дальнейшего законодательного регулирования на основе установления равного (однородного) правового режима всех форм собственности путем за счет: - обеспечения правовой защиты собственников-резидентов и неприкосновенности их имущественных прав, в том числе с целью создания материальной заинтересованности и стимулирования производственной (инвестиционной) активности; - поддержания недискриминационного правового режима собственности для нерезидентов, которые выступают в качестве собственников (учредителей) компаний, инвесторов, лицензиатов; - исключительно законодательного установления обычных (вытекающих из юридического определения права собственности), административных (установленных в административном порядке или передающих определенные правомочия собственника административным органам) и иных ограничений в том случае, когда необходим контроль над использованием имущества в соответствии с общими интересами; - отмены ограничений частной недвижимой собственности. На современном этапе развития правовой базы в сфере отношений собственности требуется системный подход к разработке и обновлению законодательства и проведение работ по упорядочению состава и систематизации федерального и регионального законодательства. Основными принципами развития нормативно-правовой базы укрепления институтов и защиты прав собственности должны стать: - преемственность в развитии нормативно-правовой базы, эволюционный характер этого процесса; - декларирование политики в области совершенствования нормативно-правовой базы в целях информирования субъектов собственности о планируемых изменениях правового режима; - использование гражданского права как основы для развития специальной нормативной правовой базы защиты прав собственности в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих укреплению институтов собственности; - преимущественная и всесторонняя защита прав и интересов собственников (инвесторов); - пресечение незаконной деятельности при осуществлении перехода прав собственности, повышение ответственности профессиональных посредников за результаты своей деятельности; - расширение прав административной и уголовной ответственности за наиболее опасные правонарушения в сфере отношений собственности и совершенствование частноправовых способов защиты прав и интересов субъектов собственности и профессиональных посредников; Одновременно существует значительная потребность в совершенствовании методов защиты прав собственности по конкретным объектам. В настоящее время правовое положение многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации, права и обязанности членов пайщиков, других потребительских кооперативов определяется следующими основными законодательными актами: 1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Федеральный Закон от 11.07.1997 г. № 97-ФЗ; 2. О кредитных потребительских кооперативах граждан. Федеральный Закон от 11.07. 2001 г. № 117-ФЗ; 3. О сельскохозяйственной кооперации. Федеральный Закон от 8.12.1995 г. № 193-ФЗ. Дальнейшая законотворческая деятельность в системе потребительской кооперации требует принципиально новые подходов к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящийся закон «О кооперации в РФ», свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики. По мнению первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева действующий в настоящее время Закон о потребительской кооперации, поправки в который были приняты Госдумой еще в 2000 г., нуждаются, учитывая реалии сегодняшней обстановки в России, в значительных изменениях[1]. Для укрепления правового статуса потребительской кооперации России необходимо закрепление: - в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ термина - кооперативная собственность» как самостоятельной формы собственности; - в Трудовом кодексе РФ положения, регулирующего специфику работников кооперативных организаций, их социальную защищенность с отсылкой на особенности, предусмотренные федеральными законами о кооперативных организациях, их уставами и другими учредительными документами; - в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» положения о разграничении полномочий членов совета и правления потребительского общества, союза потребительских обществ. Так, представляется целесообразным включить в статью 8 п. 2 Конституции РФ понятие кооперативной собственности и собственности общественных организаций (объединений) и сформулировать ее следующим образом: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная и кооперативная собственность. В статью 50 Гражданского кодекса РФ необходимо внести уточнения, определяющие правовые аспекты деятельности организаций потребительской кооперации, как некоммерческих. К примеру, в соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации - это юридические лица, созданные в форме потребительского кооператива, финансируемого собственником учреждения и не преследующие основной целью извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Все некоммерческие организации при получении прибыли от предпринимательской деятельности направляют ее на основную уставную деятельность, ради которой они созданы. Однако потребительский кооператив (организация потребительской кооперации) является, исключением, так как его члены имеют право на часть полученной чистой прибыли. Требуют существенных корректив и основные положения о потребительском кооперативе, закрепленных в ст. 116 ГК РФ, т.к. в ГК РФ дано универсальное понятие потребительского кооператива без указания на его разновидности. Потребительскому кооперативу, отнесенному ГК к некоммерческой организации, свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов. К таким признакам относятся: членство, являющееся организационной основой формирования кооператива, демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник - один голос); внесение членами кооператива имущественных паевых взносов; удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив. В настоящее время в России потребительские кооперативы действуют в форме производственных кооперативов, потребительских обществ, жилищно-строительных, жилищных, дачных, гаражных, садово-огороднических и др., в деятельности которых имеют место существенные различия. К примеру, между производственными кооперативами и потребительскими обществами они заключаются не только в цели их деятельности (для первых - извлечение прибыли, а для вторых - удовлетворение потребностей членов), но и в особенностях способов удовлетворения этих потребностей. Так, в производственном кооперативе цель достигается путем личного трудового участия его членов в его производственной или другой хозяйственной деятельности, произведенные в процессе которой товары (работы услуги) не потребляется членами кооператива, а реализуется на сторону. Удовлетворение материальных и иных потребностей членов производственного кооператива осуществляется посредством оплаты их труда, доходов, полученных из прибыли кооператива и паевых выплат. В потребительском кооперативе объектом потребления членов кооператива являются товары, продукция, работы, услуги, произведенные непосредственно кооперативом или иными организациями. Потребительский кооператив предоставляет их членам на основе организации различных видов деятельности (торговой, производственной, заготовительной, строительной и т.п.). Член потребительского кооператива не обязан принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива. При работе в кооперативе его отношения с ним регулируются Трудовым кодексом РФ. Необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ уточнений, отражающих специфику деятельности различных кооперативов, диктуется и тем, что часть кооперативов, таких как жилищные, дачные и др. являются типичными некоммерческими организациями, а потребительские общества по своему содержанию отвечают не всем признакам некоммерческой организации. Для организаций системы потребительской кооперации предпринимательская деятельность - не возможность, закрепленная п. 3 ст. 50 ГК, а необходимость для удовлетворения потребностей членов-пайщиков потребительских обществ. На наш взгляд, требует корректировки и содержание пункта 3 статьи 116 ГК РФ, где отмечается, что наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество». Понятия «кооператив» или «потребительское общество» по существу являются тождественными, а понятия «потребительское общество» и «потребительский союз» – это не тождественные понятия. Кооператив, учрежденный как общество, считается потребительским кооперативом первого уровня, а потребительский союз является кооперативом более высокого уровня, в который могут объединяться первичные кооперативы или общества и сами потребительские союзы могут включаться в союз иного уровня. Таким образом, потребительский союз в организационной структуре Центросоюза РФ одно из наименований потребительского кооператива и на него не могут распространяться положения ст. 121-123 ГК РФ о союзах (ассоциациях). В союзы (ассоциации), предусмотренные ст. 121-123 ГК РФ, могут входить потребительские кооперативы, образованные в виде потребительских обществ и потребительских союзов. Таким образом «потребительский союз» может быть образован как в форме потребительского кооператива (ст. 116 ГК РФ), так и в форме союза (ст. 121-123 ГК РФ). Потребительские союзы, созданные в форме потребительского кооператива, являются, по сути, потребительскими обществами второго уровня и могут заменять союзы районного уровня (районные потребительские союзы), а также межрайонного и областного уровней.[2] Вместе с тем деятельность потребительского общества второго уровня (потребительского союза в форме потребительского общества) требует законодательного подтверждения и отражения во внутриведомственных документах, хотя на практике такие организации уже существуют, к примеру, в Новгородском, Владимирском и других потребительских союзах системы потребительской кооперации РФ. По нашему мнению, не в полной мере отражает специфику деятельности организаций потребительской кооперации и требует пояснения содержание пункта 5 статьи 116 ГК РФ, согласно которому доходы кооператива, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами. Установленное правило не соответствует пункту 1 статьи 50 ГК РФ, в соответствии с которым некоммерческие организации не вправе распределять полученную прибыль между участниками такой организации. В более четкой трактовке нуждается и термин «доходы», употребленный в пункте 5 комментируемой статьи. Следует подчеркнуть, что распределению между членами потребительского кооператива может подлежать часть чистой прибыли, остающейся у кооператива после уплаты налоговых обязательств и иных обязательных платежей. Так, в соответствии со статьей 24 Закона о потребительской кооперации «Доходы потребительского общества и их распределение» и Положением о фондах потребительской кооперации нераспределенная прибыль потребительского общества, полученная от его предпринимательской деятельности, направляется в фонды потребительской кооперации и (или) кооперативные выплаты[3]. В настоящее время широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Однако необходимо формирование соответствующей законодательной базы для регулирования взаимоотношений потребительских обществ и союзов с органами государственной власти и органами местного самоуправления на региональном уровне. Требуется укрепление взаимодействия и развитие более тесного сотрудничества между государством, муниципальными образованиями и потребительской кооперацией как главными участниками решения социальных проблем в стране на основе создания более совершенной правовой базы. Решение этой важнейшей проблемы требует разработки и принятия Федерального закона «Об основах социальной политики в Российской Федерации» с определением в нем четких функций каждого из участников этого процесса, особо выделив степень участия и направления взаимодействия трех основных социальных систем: государства, муниципальных образований и потребительской кооперации. В условиях недостаточности финансовых ресурсов для целей расширенного воспроизводства и решения социальных задач в потребительской кооперации и в бюджетах муниципальных образований возникает необходимость принятия на федеральном, а также субфедеральном уровнях закона «О финансовой поддержке потребительской кооперации» с разработкой соответствующих целевых программ (по примеру Казахстана, Чувашии, Республики Коми). На наш взгляд, требуется внесение поправок в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся уточнения цели функционирования муниципальных образований для обеспечения необходимого уровня жизни населения на соответствующей территории и создания необходимых условий для развития потребительской кооперации. Потребительская кооперация, являясь некоммерческой организацией, формирует за счет собственных средств производственную и социальную инфраструктуру села; посредством осуществления многоотраслевой деятельности, обеспечивает занятость населения, выполняет социальную миссию с принятием на себя значительных финансовых рисков; возрастает степень ее участия в преодолении экономических диспропорций и сглаживании высокой дифференциации занятости и доходов населения. Так, в 2005 г. в системе потребительской кооперации России было создано 13752, в т.ч. в Северо-западном регионе – 1600 новых рабочих мест[4]. Занятость населения в системе потребительской кооперации также обеспечивается за счет привлечения на временную сезонную работу на условиях неполного рабочего дня и за счет закупок сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем государством проводится линия на «выравнивание условий», в т.ч. отмену льгот для физических и юридических лиц различного правового статуса. Действующее налоговое законодательство в части порядка налогообложения прибыли с января 2005 г. приравняло потребкооперацию к коммерческим организациям. В условиях отмены налоговых льгот по формированию фонда развития потребкооперации за счет расходов при наличии значительного числа убыточных организаций не позволяет образовывать его за счет чистой прибыли для пополнения собственных оборотных средств и осуществления масштабных капиталовложений в развитие материально-технической базы. С введением нового Земельного кодекса РФ кооператоры потеряли право бессрочного пользования земельными участками, обязаны выкупать землю по сложившимся рыночным ценам. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо сохранить наиболее важные налоговые льготы и другие виды поддержки таких организаций (льготы по аренде помещений, землепользованию, коммунальным и другим услугам государственных и муниципальных организаций, размещение заказов в рамках социальных программ и т.д.). В то же время следует внести уточнения в действующий порядок налогообложения прибыли некоммерческих организаций, разработав механизм предоставления налоговых льгот в случаях, когда взносы учредителей и пожертвования сделаны в натурально-вещественной форме. С 1 января 2005 г. в НК РФ (ст. 56) внесены изменения в части установления льгот по налогам и сборам, которые имеют отношение и к деятельности некоммерческих организаций. Льготы в части снижения налоговых ставок или возможности не уплачивать налог могут быть установлены для некоммерческих организаций, в т.ч. и системы потребительской кооперации при их участии в совместной разработке и реализации социальных программ региона (муниципального образования). Льготы могут быть установлены в рамках уже действующей социальной программы и социальной программы, разработанной некоммерческой организацией самостоятельно и предложенной на утверждение. Принятие этих изменений в НК РФ является значительным шагом вперед нашей законодательной налоговой системы. Достаточно сказать, что разработка и реализация таких совместных социальных программ осуществляется во многих странах. В России и, в частности, в потребкооперации, такая практика может получить распространение по мере улучшения финансовой ситуации, а также в результате повышения компетенции руководителей и ведущих специалистов по составлению и экономическому обоснованию таких программ, которые могут обеспечить существенный социальный эффект. С выходом новых, более совершенных нормативных правовых актов, обусловивших изменения правового статуса субъектов Федерации, с передачей им больших полномочий, устав потребительского общества (союза потребительских общества) приобретет важное значение и становится своеобразным правовым документом, определяющим сферу и направления деятельности кооперативной организации. Организации потребительской кооперации, в том числе хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы потребительских обществ, являются собственниками многочисленных объектов недвижимости (розничных торговых организаций, приемозаготовительных пунктов, хлебокомбинатов, производственных цехов, пунктов общественного питания административных, медицинских и учебных зданий и т.д.). В связи с этим подтверждение прав на объекты недвижимости - одна из важнейших задач для организаций потребительской кооперации. Права на объекты недвижимости, поступившие к организациям потребительской кооперации от прежних правообладателей, подтверждаются договорами в отношении недвижимого имущества, заключенными в соответствии с законодательством РФ, актами передачи имущества и другими актами, указанными в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Положением о фондах потребительской кооперации, принятым в 2004 г., потребительские общества, союзы имеют право создавать неделимые фонды, имущество которых включает объекты производственной и социальной инфраструктуры общекооперативного значения, и не подлежит распределению между членами и при ликвидации потребительского общества. При ликвидации организаций потребительской кооперации объекты недвижимости, формирующие неделимый фонд, передаются другому (другим) потребительским обществам на основании решений общих собраний ликвидируемых организаций. Это право следует использовать в полной мере для повышения гарантии сохранения недвижимого кооперативного имущества. Следует укреплять законодательную базу для сохранности собственности организаций потребительской кооперации и защиты недвижимого имущества неделимого фонда. Организациям потребительской кооперации необходимо продолжать работу по возврату собственности, отчужденной с нарушением законодательства РФ. Первоочередными мерами предотвращения банкротства являются разработка и создание необходимых предпосылок для принятия нормативно-правовых актов, решений, которые в совокупности позволяют сформировать целостную систему законодательства в отношении потребительской кооперации и устранить противоречивость и пробелы действующих законов. В своей экономической политике правительство РФ предусматривает ускорить процесс реструктуризации неконкурентоспособных предприятий на основе активизации процедур банкротства; принять новую редакцию Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устраняющую препятствия для применения процедуры ликвидации и предполагающую более совершенную защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом. В этих условиях необходимо разработать единый подход по предотвращению массовых банкротств в системе потребительской кооперации, обеспечивающий необходимую правовую защиту для сохранения ключевых активов, образующих неделимый фонд потребительской кооперации. Следует оградить социально и экономически значимые кооперативные предприятия от их продажи новым собственникам. Среди мер правовой поддержки, необходимой для осуществления общей стратегии экономического оздоровления, следует внедрить и использовать: - возможность обжалования решений арбитражных судов о банкротстве потребсоюзов, т. к. Закон о банкротстве не распространяется на союзы потребительских обществ; - ходатайства областных и республиканских союзов потребительских обществ о включении наиболее крупных кооперативных организаций в рекомендации федеральных округов по обновлению перечня крупных, экономически или социально значимых организаций. В уставах потребительских обществ необходимо предусмотреть ответственность членов советов и правлений за невыполнение планов их финансового оздоровления. В ряде случаев необходим механизм контролируемого управления, который предусматривает отстранение председателя правления организации-должника и временное назначение компетентного управляющего для вывода организации из предбанкротного состояния. В практике работы потребительских обществ, союзов необходимо шире использовать досудебную санацию, как защитную меру в предбанкротных ситуациях в форме финансовой поддержки (например, дополнительные целевые взносы пайщиков, финансовые льготы и прямая финансовая помощь со стороны органов власти субъектов РФ тем организациям потребительской кооперации, которые обязуются наращивать закупки, переработку и продажу сельскохозяйственной продукции). В виду угрозы банкротства должна применяться субсидиарная ответственность пайщиков и руководителей по своим обязательствам, предусмотренная в статье 116 ГК РФ. Вопросы реального применения субсидиарной ответственности требуют тщательного урегулирования и закрепления в уставах кооперативных организаций. Следует перейти от признания ее возможности в федеральном законодательстве к практическому применению в системе потребительской кооперации. В целях повышения роли уставов потребительских обществ и их союзов в деятельности потребительской кооперации требуется внесение принципиальных поправок в их содержание. В уставах организаций потребительской кооперации необходимо отражать принципиальные положения, касающиеся создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, а также органов их управления и контроля. В статьях 9 и 32 Закона о потребительской кооперации указаны обязательные положения, которые должны присутствовать в уставе потребительского общества и союза. Кроме перечисленных в Законе требований к уставу, в него могут быть включены иные сведения, не противоречащие законодательству, т.е. уставы потребительских обществ, союзов должны в полной мере соответствовать Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Принятые с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся обычаев делового оборота, уставы в своей основе должны соответствовать примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических конференциях: организация новых видов деятельности и расширение существующих, участие в реализации национальных проектов, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов-центров кооперативных участков, комиссий кооперативного контроля, решение проблемы занятости путем создания новых рабочих мест должно найти отражение в уставах потребительских обществ, их союзов. Особое внимание в уставах следует уделить регулированию отношений между потребительскими обществами и союзами, членами которых они являются, а также между союзами в соответствии с положениями Закона о потребительской кооперации в целях дальнейшего развития системы потребительской кооперации. В уставах потребительских обществ, союзов в целях обеспечения целостности системы и повышения эффективности управляемости организациями потребительской кооперации должны быть закреплены следующие положения: - членами союзов являются только потребительские общества (для уставов союзов); - ответственность руководителей потребительских обществ, союзов за результаты социальной и экономической деятельности; - соблюдение и выполнение решений органов управления соответствующих союзов для потребительских обществ и союзов - более четкое разграничение полномочий совета и правления; - формирование состава совета с преобладанием пайщиков (представителей), не являющихся работниками потребительской кооперации; Согласно Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Распорядительные функции реализуются через принятие органами управления союза решений, обязательных для потребительских обществ и их союзов в соответствии с Законом о потребительской кооперации. Законодательно закреплено положение, обязывающее все союзы потребительских обществ создавать контрольно-ревизионные управления для осуществления проверок деятельности организаций потребительской кооперации. Вместе с тем следует отметить, что это положение на практике реализуется недостаточно эффективно, поскольку почти в 50 % потребительских обществ и союзов системы такие управления не созданы по причине функционирования существующих на общественных началах. К функциям контрольно-ревизионных управлений относится осуществление проверок соблюдения прав пайщиков, Закона о потребительской кооперации, уставов, хозяйственно-финансовой деятельности, сохранности кооперативной собственности, анализа правового статуса потребительского общества, принадлежности его к потребительской кооперации как системе. Из доклада председателя Ревизионной комиссии Центросоюза РФ С. Садальского на 128 - ом Общем собрании представителей потребительских обществ РФ, нарушения, выявленные в ходе проверок, проводимых в системе потребительской кооперации, в настоящее время в большей мере связаны с недостаточно оперативным оформлением права собственности на недвижимое имущество, а также имеющимися недостатками в организации финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, динамичность и сложность действующего законодательства требуют от руководителей постоянного совершенствования и обновления знаний в области права, изучения и активного использования в повседневной работе постоянно обновляемых нормативно-правовых актов, принципиальной позиции по вопросам сохранности кооперативной собственности. Следует активно применять положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» об отстранении выборных должностных лиц потребительских обществ и союзов потребительских обществ, а также руководителей организаций, созданных потребительскими обществами и союзами, нарушающих права пайщиков, уставы и допускающих злоупотребления, наносящие ущерб потребительской кооперации. Анализ проведенных результатов ревизий в системе потребительской кооперации показывает, что их проводится недостаточно (за 2005 г. всего 5), в результате освобожден от должности 1 руководитель организации и 2 главных бухгалтера[5]. В связи с этим необходимым является законодательное закрепление деятельности председателя Ревизионной комиссии Центросоюза и председателей контрольно-ревизионных управлений потребсоюзов на штатной основе. Ответственность руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности организации потребительской кооперации должна найти отражение в уставах и договорах (контрактах). Так, целесообразным является при их заключении с руководителями потребительских обществ в трудовых договорах (контрактах) предусматривать дополнительные основания для досрочного их расторжения, например, за нарушение требований законодательства РФ, допущения убыточной работы свыше 6 месяцев, при отчуждении объектов неделимого имущества с нарушением законодательства Российской Федерации. Решение сложных правовых проблем, связанных с участием в разработке законодательных актов, касающихся организаций потребительской кооперации на федеральном и местном уровнях, реорганизацией юридических лиц, сохранением кооперативной собственности, применением новых нормативно-правовых актов, разработкой и обновлением в связи с этим уставов, защитой интересов организаций в судебных органах требует соответствующего правового обеспечения ее деятельности. Следует отметить, что в последние годы в системе потребительской кооперации заметно уменьшается количество и ухудшается качественный состав имеющихся юридических служб. Во многих потребительских обществах должность юрист-консульта занимают лица, не имеющие юридического образования. Отсутствие должного правового обеспечения деятельности организаций потребительской кооперации приводит к неправильной трактовке и применению законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, принятию необоснованных управленческих решений, что приводит к существенным финансовым потерям. Так, в настоящее время в системе потребительской кооперации РФ функционирует 832 убыточных организации, в Северо-западном регионе – 56, что к общему количеству действующих потребительских обществ и союзов составляет, соответственно, (15,7 и 15 %)[6]. Таким образом, эффективность использования финансового потенциала в потребительской кооперации определяется наличием надежной и цивилизованной защиты прав (перехода прав) кооперативной собственности. В настоящее время в целях необходимого финансового обеспечения требуются новые принципиальные подходы к регулированию кооперативных отношений на основе развития специальной нормативно-правовой базы защиты прав кооперативной собственности путем внесения существенных поправок в существующее федеральное, имеющееся ведомственное законодательство о защите прав кооперативной собственности. Предлагаемые направления совершенствования правовых отношений позволят значительно улучшить существующий уровень нормативно-правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности в системе потребительской кооперации и существенно повысить ее правовой статус, как социально ориентированной системы.
[1] Ермаков, В.Ф. О роли потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов / В.Ф.Ермаков // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2006. - № 4. [2] Законодательное обеспечение и проблемы развития кооперации // Материалы Всерос. конф. // Деловой вестник «Российской кооперации». – 2006. - № 1. [3] Положение о фондах потребительской кооперации Российской Федерации: утв. пост. 125-го общего Собрания представителей потреб. обществ РФ от 14 июля 2004 г. [4] Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Республики Коми. – Сыктывкар.: Союз потреб. обществ РК, 2006. [5] Садальский, С. О работе Ревизионной комиссии Центросоюза РФ за 2005 г. / С. Садальский // Деловой Вестник «Российской кооперации». – 2006 . - № 4. – С.8. [6] Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. – М.: Центросоюз потреб. обществ РФ, 2006.
|