Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
Оценка способностей
менеджмента
|
Уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Турбулентность среды |
Повторяющаяся |
Расширяющаяся |
Изменяющаяся |
Прерывающаяся |
Неожиданная |
Ответные действия генерального менеджмента |
Поиск стабильности |
Движимость эффективностью |
Движимость рынком |
Движимость средой |
Создание среды |
Измеряемый менеджмент |
Подавляет изменения |
Адаптируется к изменениям |
Ищет знакомые изменения |
Ищет относящиеся изменения |
Ищет новые изменения |
Чем выше турбулентность среды, тем агрессивнее должно быть поведение фирмы. Но, как показывает опыт, некоторые компании полностью используют предоставляемые им возможности, а другие отзываются на внешнее воздействие с опозданием. К числу факторов, влияющих на поведение компаний, относятся прошлая история, размер, накопленная организационная инертность, соответствие навыков потребностям внешней среды и, в особенности, побуждения и способности руководства фирмы.
На рис. 1 показано, как распределяется поведение компаний в отрасли по степени агрессивности. Поведение небольшого числа фирм характеризуется минимальным уровнем агрессивности ("на уровне банкротства"), при котором еще возможно получение прибыли, что связано также с низким уровнем менеджмента. На противоположной стороне ("эффективное руководство") находятся агрессивные компании, чья реакция соответствует уровню турбулентности среды. Такие фирмы имеют наибольшие шансы на успех.
Но, чтобы обеспечить требуемую агрессивность стратегии менеджмент должен обладать соответствующими способностями. На практике способности часто ниже, чем необходимо для хорошей реакции на изменение внешней среды. Это показано в левой части рис. 1. Однако, менеджеры, склонные переоценивать будущую турбулентность среды и развивать излишние способности, быстро попадают в беду (см. правую часть рис. 1). Так, по словам Ансоффа, Генри Дж. Кайзер, директор American Kaiser Aluminum Co., представивший публике малолитражный автомобиль за двадцать лет до того, как среда оказалась подготовленной к его восприятию, поплатился за свою ошибку, став "павшим героем" – менеджером, уровень агрессивности которого превзошел турбулентность среды.
Рис. 1. Типичное распределение фирм в отрасли по типу поведения. /1, с.317/
Поэтому для эффективного управления в турбулентной среде необходимо сбалансировать характер поведения в соответствии с управленческими способностями. На рис. 2 определена взаимосвязь между агрессивностью поведения фирмы и ее управленческими способностями. Линия сбалансированного поведения и является ориентиром для руководства компаний.
Рис. 2. Взаимосвязь между агрессивностью поведения фирмы и ее управленческими способностями
Для эффективной реализации соответствующих типов поведения во внешней среде с определенным уровнем турбулентности требуется определить параметры менеджмента. Ансофф предлагает оценивать организационную культуру менеджмента и управленческие способности по 4-х бальной шкале [1]. Но в другой книге он применяет более прогрессивную пятибалльную шкалу [2]. Для данного исследования автором были доработаны показатели оценки по 5-ти бальной шкале.
Как видно из табл. 1 и 2, с помощью различных типов способностей и культуры (стабильная, реагирующая и т.д.) руководство фирмы может эффективно отреагировать на соответствующие типы окружения фирмы. Более того, чтобы управление действительно стало эффективным, характеристики способности и культуры должны происходить из одного и того же столбца. Если одна или несколько характеристик не соответствуют способностям, то средняя оценка будет ниже и организационная эффективность падает.
Ансофф правильно замечает, что способности создают потенциал, который реализуется в течении некоторого времени. Но в течении этого времени внешняя среда также развивается. Поэтому в его модели необходимые способности руководства определяются будущим уровнем турбулентности среды.
Таблица 2.
Типы организационной культуры (разработка автора по материалам Ансоффа [1; 2]
Таблица 3
Типы способностей руководства(разработка автора по материалам Ансоффа [ 1; 2].
Метод анализа соответствия уровня развития менеджмента и стратегии требованиям окружающей среды и является основой модели определения требуемого уровня управления. Результатом анализа становятся выявленные несоответствия, устранение которых будет способствовать достижению долгосрочной эффективности деятельности фирмы.
Далее Ансофф справедливо утверждает, что «выбор новой конкурентной стратегии предприятия должен сопровождаться построением профиля административных способностей, необходимых для обеспечения успеха компании» [ 1, с.265 ]. Он предлагает оценивать различные виды управленческих работ (функции), выполняемые в фирме, по пятибалльной шкале. Отдельные навыки (характеристики) объединяются по таким же функциональным подразделам:
Общее управление ( эффективность, рост, новизна, зрелость, творчество, разнообразие, большой риск, технологичность, управление проектами, многонациональность, ответственность перед обществом).
Финансы ( контроль, финансирование, кредитование, доходы, налоги, управление денежными средствами, инвестирование капитала, управление оборотом)
Производственная деятельность ( запасы, распределение, закупки, промышленные связи, массовое производство, позаказное производство, автоматизация, смена товаров, адаптация технологий).
Маркетинг (продажи, реклама, маркетинговые исследования, анализ продаж, продвижение товара на рынок, расширение рынка сбыта, межнациональные рынки)
Исследования и разработки (исследования, творчество, новизна, адаптация, постепенное развитие, имитация, подстройка под стиль, промышленные)
Способности менеджмента складываются из способностей менеджеров. Последние принято характеризовать как состав навыков и скорость их актуализации. Разные менеджеры могут выполнять разные виды работ. Те из них, которые выполняются периодически на практике, принято называть «рутины». А кроме них менеджеры могут выполнять другие работы, которые пока остаются не востребованными. Полный набор тех и других работ называется словом «репертуар».
Поскольку принято называть способностями возможные результаты деятельности менеджера, то есть на что он способен, что он сможет сделать, то репертуар включает как способности, так и компетенцию, под которой понимается знания и навыки, способные привести к результатам, но не всегда быстро.
Нам необходимо выработать некоторый список способностей и навыков, чтобы их оценивать. Для этого можно попробовать применить организационные навыки и компетенцию, предложенную Ансоффом в работе [1, с.147 ] (см. табл. 4).
Таблица 4.
Контрольный лист для определения существующих и необходимых компетенций менеджеров
|
Организационные навыки
|
Навыки управления
|
Общее управление и финансы
|
Структура с большим числом подразделений Финансы потребителей Промышленное финансирование Планирование и контроль Автоматизированная обработка данных
|
Управление инвестициями Централизованный контроль. Управление крупными системами Децентрализованный контрольИнтенсивное ведение исследований и разработок Интенсивное использование капитала и оборудования Интенсивная работа с товарами Цикличный бизнес Много/ мало покупателей |
Исследования и разработки |
Развитие системы производства Развитие товара: производственного, потребительского |
Использование последних технологий Применение текущих технологий Оптимизация соотношения цена/качество |
Производствен-ная деятельность
|
Массовое производство Постоянное поточное производство Производство партиями Работа в мастерских Интеграция подсистем Комплексный контроль Контроль качества Закупки |
Работа в условиях цикличного спроса Соответствие военным спецификациям Жесткий контроль издержек Жесткий график работы
|
Маркетинг |
Прямые продажи Каналы распределения Розничная сеть Организация обслуживания частных потребителей Организация обслуживания потребителей—юридических лиц Распределение и контроль запасов |
Промышленный маркетинг Работа с потребительскими товарами Работа с центральными и местными властями
|
Он говорит, что внутри каждого функционального подразделения можно выделить две категории управленческих компетенций: организационные навыки и «репертурные» навыки управления:
1. Организационные способности. Сюда включаются управление проектами, массовое производство, крупные системы менеджмента, налаженные контакты, правила и порядок выполнения специализированных функций.
2. Компетенция руководства или «репертуар менеджмента». Характеризуются типами принимаемых решений и действий, к которым руководство подготовлено в ходе обучения, обусловленных имеющимся опытом и текущими обязанностями. Например, способность работать в условиях циклических колебаний спроса (такие существуют в производстве деталей оборудования) является навыком руководства, полученным из опыта.
Третья часть исследования по детальному анализу организационных способностей менеджмента была проведена в 2002-2003 годы. Статус СЛДК время от времени меняется. В 2002-2003 годы СЛДК фактически занимается только выпуском продукции. Реализацией же занимается основной акционер комбината – ОАО «Госинкор». Границы внешнего окружения, таким образом, значительно сузились, поскольку сбытом занимается другая компания.
Измерения были проведены заново. Состояние внешней среды изменилось и оценка получилась равная 3,0 балла, что на 0,7 меньше, чем было в 1999 году при первом исследовании. Хотя в отрасли пиломатериалов уровень внешней среды должен был повыситься.
В ходе третьего этапа исследования в 2002-2003 годы были опрошены 5 представителей высшего руководства и 8 руководителей среднего звена. В их числе были генеральный директор, главный инженер, несколько заместителей генерального директора, начальники отделов и их заместители.
В начале исследования были выдвинуты основные параметры организации, по которым можно судить о ее состоянии и потенциале:
1. Состояние и изменчивость внешней среды предприятия.
2. Стратегия предприятия и его редакция на изменения во внешней среде.
3. Состояние системы управления.
4. Опыт руководителей.
5. Организационная культура.
6. Организационная структура.
7. Процесс управления.
8. Технология управления.
Опросник И.Ансоффа был адаптирован автором к российским условиям. Им дополнительно разработано 23 вопроса по 5 последним показателям.
Для рассматриваемого нами предприятия изменчивость внешней среды мы определили как приближающуюся к четвертному уровню турбулентности (см. рис. 3). Этот уровень отличается непостоянством и частично предсказуемыми изменениями, что на данный момент характерно для экономической ситуации в нашей стране и в Республике Коми.
Рис. 3. Разрывы в стратегии и в менеджменте в СЛДК в 1999 году
Переменная стратегической агрессивности для ОАО "ЛПК "СЛДК" определена в ходе исследования как реактивная. Ее можно охарактеризовать как стратегию, основанную на прошлой деятельности и на экспертных знаниях.
При рассмотрении третьего компонента, использованного для определения степени успеха ОАО "ЛПК "СЛДК", который обозначен как способности генерального менеджмента, основываясь на выводах анкеты, мы определили его как приближающийся к третьему уровню. Основополагающим фактором деятельности фирмы на этом уровне является ориентация на изменение на рынке.
Используя концепцию разрыва для измерительного сравнивания, оценим сложившуюся на предприятии ситуацию и определим величину разрывов между необходимыми требованиями к стратегическому поведению и способностям управления и существующими (см. рис.4).
Разрыв в стратегии составляет 1,4 балла, а разрыв в менеджменте 1,1 балла. (Когда проводился первый этап анализа состояние управления - 1999 год - разрыв в менеджменте составлял 1,5балла). Согласно методике Ансоффа, достаточно высокому уровню турбулентности внешней среды, определенному для данного предприятия, должны соответствовать уровни активности и открытости системы со следующими характеристиками: для стратегической агрессивности - исследующая стратегия, основанная на новых ясных альтернативах, предпринимательская агрессивности; для действий генерального менеджмента — стратегическая гибкость, движимая средой, поиск относительных перемен в глобальном масштабе.
Одновременно была сделана оценка стратегического потенциала предприятия. Потенциал этой организации, включающий уровни маркетинга, организационной культуры и климата составил 1,9 балла, не может даже поддерживать достигнутый уровень менеджмента, имеет очень большую величину разрыва (– 1,8), что могло бы привести СЛДК к банкротству. Поэтому тогда существовала крайняя необходимость его обновления. Необходимо было разработать новую стратегию, усилить менеджмент, создать маркетинговую службу и стимулировать повышение профессионализма у менеджеров и специалистов.
Что касается разрывов между уровнем внешней среды и уровнями управленческих способностей предприятия, то по всем параметрам, кроме опыта менеджеров, наблюдается отставание от внешней среды (см. рис.4). Кстати, опыт менеджмента при изменении ситуации играет отрицательную роль, а знания играют положительную роль.
Рис.4. Профиль способностей менеджмента СЛДК в 2003 году
Наибольшее отставание наблюдается в технологии управления, которая малоадаптивна и сконцентрирована вокруг организации производства. Большое отставание в организационной структуре, которая очень консервативная и жесткая. Меньше отставания в организационной культуре и в процессе управления.
Но менеджмент с такими параметрами не мог бы самостоятельно эффективно действовать при самостоятельности предприятия, когда внешняя среда была бы равна 3,7 балла.
Для развития предприятия и увеличения его прибыльности в будущем необходимо ликвидировать разрывы, то есть усовершенствовать его менеджмент.
Прежде всего необходимо разработать стратегию для предприятия, чтобы успешно конкурировать на рынке пиломатериалов. Стратегия должна стать долгосрочной, учитывающей будущие изменения и опирающейся на сценарий развития событий. Для этого необходимо участие высших менеджеров в выборе стратегии.
На сегодняшний день управленческие способности все же требуют некоторого улучшения в части организационных ценностей, организационной структуры, технологии и процессов управления.
Чтобы преодолеть разрыв в менеджменте, необходимо знать какие параметры отстают и на сколько. Данная методика позволила определить значение каждого из 23 параметров и оценить разрывы (табл. 5).
Организационные ценности работников должны быть ориентированы на рост производства и качество продукции. Цели и задачи предприятия должны быть четко восприняты персоналом. Здесь конечно сказывается то, что предприятие самостоятельно не работает с клиентами.
Структуру предприятия целесообразно преобразовать в дивизиональную. Необходимо также снизить степень формализации и регламентации, шире вовлекать работников в процесс управления.
Таблица 5
Уровень разрывов в управленческих способностях СЛДК
Идея, лежащая в основе применяемой в работе модели И. Ансоффа, заключается в выравнивании уровней развития стратегической агрессивности и способностей менеджмента с уровнем турбулентной среды, характерной для рассматриваемого предприятия, для достижения стратегического успеха. Поэтому имеющие место разрывы и в способностях, и в стратегии должны быть сглажены путем проведения ряда изменений. Необходимость изменений объективно назрела, о чем, и свидетельствует неблагополучное состояние комбината.
Изменение способностей управления предприятия необходимо начать с предварительного изучения типов необходимых изменений. На рис.4 зигзагообразной кривой показан текущий профиль управленческих способностей, вертикальная линия в правой части рисунка определяет целевую способность управления, то есть тот ориентир, на достижение которого и должны быть направлены на проводимые мероприятия - программы обучения, развития организации, изменение структуры или систем и т. д. Изменение текущих способностей и стратегической позиции самого комбината должно способствовать преодолению показанных на рисунке разрывов,
На сегодняшний день стратегическая позиция и управленческие способности требуют некоторого улучшения в части организационных ценностей, организационной структуры и технологии управления.
Стратегия должна стать долгосрочной, учитывающей увеличивающиеся изменения и опирающейся на сценарий развития событий.
Организационные ценности должны быть ориентированы на рост производства и реализации. Структура должна быть преобразована в дивизиональный тип. Необходимо снизить степень формализации и регламентации, вовлекать работников в процесс управления.
Особое внимание должно уделяться совершенствованию технологии управления. Руководству необходимо уделять больше внимания развитию конкурентных преимуществ предприятия.
Для преодоления разрывов между стратегией, управленческими способностями и предполагаемым уровнем турбулентной Среды в нынешней ситуации предприятию нужно создать необходимый управленческий потенциал на перспективу.
Определяя характер необходимых изменений для преодоления разрывов, можно определить характеристику отставания по каждому параметру. Для этого целесообразно использовать таблицу 5, где показано отставание каждой характеристики.
А. Организационные ценности необходимо укрепить (ср. оценка 2,7 балла). Ценности организации должны основываться на видении будущего, ориентация на долгосрочное планирование неадекватна в данной ситуации. Предстоит переориентировать организационную культуру ОАО «ЛПК «СЛДК" с достижения роста на поиск возможностей для долгосрочной эффективности. Цели и задачи предприятия необходимо разрабатывать, исходя из концепций развития, снизить ориентированность на поиск рынков.
Идеология организации должна быть пересмотрена с позиции ответных действий на действия конкурентов на позицию поиска возможностей опережения конкурентов. Систему стимулирования необходимо ориентировать на рост потенциала предприятия, а не на краткосрочную прибыльность.
Б. Роль руководителей на комбинате в обеспечении экономического роста, тогда как внешняя Среда требует предпринимательских способностей. Навыки руководителей требуют развития и расширения, поскольку наблюдается некоторая недостаточность в них. Склонность к инновационность также требует некоторого стимулированного развития для укрепления новой идеологии бизнеса в сознании руководителей.
Одной из слабых руководства предприятия является консерватизм, в то время как стимулирование готовности к риску является одним из первоочередных требований для приобретения предпринимательских способностей.
Необходимо развивать также и компетенцию менеджеров, хотя она и находится на достаточно высоком уровне.
В. Организационная структура (отстает на 0,7 балла) отличается большой жесткостью. Во внешней среде 3-го уровня турбулентности наиболее приемлема дивизиональная структура. Переход на этот тип структуры обычно сопровождается крупными изменениями.
Число уровней структуры необходимо уменьшить, провести некоторую децентрализацию и делегирование части полномочий на нижние уровни управления.
Необходимо также снизить уровень регламентации и формализации, сделать деятельность работников менее ориентированной на подчинение многочисленным документам и правилам.
Необходимо развивать уровень неформальных связей, поскольку это может повысить эффективность деятельности организации в данной ситуации.
Способность структуры к самообновлению (оценка 2,2 балла) остается довольно низкой, что может препятствовать к перестройке на дивизиональную схему функционирования системы управления.
Г. Процесс управления (идеология) требуется также несколько переориентировать с внутренней эффективности на использование возможности во внешней среде. Такая переориентация возможна при изменении некоторых управленческих характеристик.
Необходимо переключить внимание руководства на разработку возможных сценариев развития ситуации и анализ возможностей.
Способ принятия решений должен основываться на нахождении дополнительных возможностей в той или иной ситуации. Это позволит сделать процесс принятия решений ориентированным на возможности, предоставляемые внешней средой.
Фактором, побуждающим к действиям, должен стать непрерывный поиск нового, так как ориентация на угрозы и возможности внешней среды не всегда позволяет объективно оценивать ситуацию и адекватно реагировать на изменения.
Д. Технология управления (средняя оценка 1,9 балла) оценка как имеющий самый низкий уровень развития среди пяти групп управления управленческих способностей. Плохая адаптивность технологии управления неизбежно снижает эффективность всей системы управления, поэтому назрела острая необходимость в ее совершенствовании. Этого можно достичь, преодолевая разрывы управленческих способностей.
Изменение главной управленческой функции необходимо проводить с позиций внедрения на СЛДК стратегического планирования как наиболее эффективного в данной ситуации способа достичь эффективной деятельности.
Исследование окружения (разрыв равен) необходимо основывать не на прошлом опыте, а на видении будущего с позиций оценка стратегических возможностей рынка и самого предприятия.
Планирование (оценка крайне низкая 1,4 балла) осуществляется, главным образом, производственных показателей как наиболее значимых на данном этапе развития предприятия. Для повышения эффективности и конкурентоспособности рекомендуется планировать новую стратегическую позицию.
Вовлеченность работников в процесс управления должен быть, в таких условиях очень высокой. Это должно способствовать оперативности принятия решений при наиболее полной оценки внутренних возможностей.
Контроль должен носить стратегический характер в режиме реального времени..
Использование компьютеров для информационного обеспечения управления необходимо осуществлять в рамках проводимой программы по перестройке информационной системы на обслуживание и поддержку управленческих решений.
Все перечисленные изменения управленческих способностей направлены в сумме на достижение необходимой целевой способности управления, которая создает управленческий потенциал, способный повысить эффективность деятельности» СЛДК.
После того, как изучены типы необходимых изменений, можно рекомендовать (и неукоснительно ему следовать) план развития основных управленческих способностей компании (см. табл. 6)
Разбиение плана на пять лет по полугодиям дает возможность оценить масштабы рекомендуемых изменений в представленных 7 направлениях и при более детальной проработке может послужить для руководства ОАО «ЛПК» СЛДК основой развития управленческих способностей. Рассчитанный на минимальный срок реализации план развития управленческих способностей является дополнением к комплексу мероприятий по привидению стратегии и возможностей управления в соответствии с требованиями внешней среды.
Таблица 6
Примерный план развития управленческих способностей на ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК»
Уровень развития способностей управления ОАО «ЛПК» СЛДК отстает от определенного для этого предприятия уровня неопределенности внешней среды, поэтому для повышения эффективности деятельности и создания управленческого потенциала необходимо немедленное проведение изменений. Если бы предприятие начало проводить изменения по предложенному плану уже в 2004 году, то через пять лет уже можно был бы анализировать достигнутые результаты. Как правило, при неукоснительном следовании грамотно разработанной программе мероприятий можно добиться значительных улучшений.
Реализацию плана необходимо начать с методического обучения руководящего состава. Это должно происходить в течение двух первых лет, а также, если потребуют обстоятельства, на четвертый год реализации. Обучение призвано ориентировать руководителей на новые, более эффективные подходы к управлению, создать, развить и укрепить ценностные установки. Поэтому параллельно с процессом обучения требуется проводить изменения в организационной культуре персонала и в системе информационного обеспечения управления. Причем развитие информационной системы желательно стимулировать на протяжении всего времени реализации плана. Это будет способствовать своевременному обеспечению необходимой информацией, а также приведению информационной системы в соответствии с требуемым уровнем.
Развитие системы поощрений как способа стимулирования участия в изменениях можно проводить дважды с некоторыми промежутками в течение реализации плана изменений.
Готовность к изменениям в организационной структуре объективно наступит после того, как в процессе обучения у руководителей сформируются необходимые для этого знания и ценности, иначе может возникнуть ситуация препятствования проводимым изменениям. Организационную структуру желательно развивать с третьего года от начала реализации плана.
Похожая ситуация препятствования изменениям может сложиться и при несовременном проведении улучшений в системе контроля. Поэтому для перехода на стратегический контроль благоприятнее проводить параллельные изменения в системе контроля и в организационной структуре как системе, основанной на подчиненности и контроле.
После того, как будут проведены описанные выше изменения, следует приступать к совершенствованию системы стратегических планов. Планировать необходимо развитие конкурентных преимуществ и стратегическую позицию.
Для усиления контроля за результатами реализации плана можно рекомендовать проведение ежегодных (полугодовых) диагностических мероприятий для оценки качественных изменений в управленческих способностях предприятия. При неудовлетворительных результатах требуется пересмотреть методики обучения, определить слабые места в этих методиках и направить усилия для их укрепления.
Можно сделать предварительный вывод о пригодности методики оценки способностей менеджмента на основе измерения разрывов в параметрах менеджмента. Слабым местом методики является некоторая субъективность разработки оценочных нормативных таблиц, по которым определяются разрывы.
На российских предприятиях необходимо поводить дальнейшие более глубокие исследования организационных способностей менеджеров, поскольку они являются по сути основой адаптационного потенциала предприятия.
библиографический список
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. / Ансофф И. // СПб. ПИТЕР, 1999. – 416 С.
Ансофф И.Стратегическое управление. / Ансофф И.//М. Экономика, 1989. – 519 С.
Болотов С.П. Адаптация предприятия к рыночным условиям. / Болотов С.П.// Сборник материалов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов Сыктывкарского лесного института по итогам НИР за 2002 год / Отв. Ред. Т. А. Киросова; СЛИ. – Сыктывкар, 2003. – С. 28-33
Болотов С.П. Оценка уровня адаптации предприятий. /Болотов С.П.// Вестник СыктГУ. Серия 6, «Экономика, управление, право». 2002. – с. 17 – 28