Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития Российского Севера

А.А. Вишняков

Учитывая стратегическое значение северных территорий России и из преимущественно сырьевую направленность, необходим комплексный подход к обеспечению инновационного пути развития Севера. В этих целях необходимым является использование современных финансовых инструментов и механизмов для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций, одним из которых является  венчурное инвестирование.

Автором разработана Концепция становления и развития венчурного инвестирования инновационной деятельности на Российском Севере (на примере Республики Коми) и организационно-экономический механизм ее реализации. Предложенные разработки, которые можно использовать и в других регионах России, будут способствовать формированию экономико-правовой среды, благоприятной для функционирования венчурного капитала и развития малого инновационного предпринимательства, обеспечению качественного экономического роста регионов Российского Севера.

Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала страны является одной из ключевых в ряду проблем сегодняшней России. Инновационный путь развития, названный Президентом России основным в современных экономических условиях, заставляет искать новые подходы к реализации научно-технического потенциала российских регионов. В значительной степени решение данной проблемы зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. Одним из наиболее перспективных путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.

Перспективы развития Российского Севера в XXI веке, учитывая особую ранимость северной природы, высокие затраты на развитие традиционных отраслей экономики, в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора северных регионов - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции. По сути, речь идет о стратегии качественного роста, а, в конечном счете - о формировании полноценной инновационной политики.

Северные регионы России вошли в XXI век с целым грузом проблем. Это естественная убыль населения, снижение объемов производства и уровня жизни населения, высокая безработица, преимущественно сырьевая направленность экономики, высокие затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения, обусловленные суровыми природно-климатическими условиями, резкое ослабление государственной поддержки и регулирования, и как следствие - низкая конкурентоспособность предприятий и производимой ими продукции.

Сохранению и развитию конкурентных преимуществ Севера России могут способствовать активизация инновационной деятельности и создание целостной инновационной системы региона, использующей инновационные межрегиональные связи бизнеса. В современных условиях, когда методы конкурентной борьбы быстро копируются и модифицируются, в бизнесе важна инновационная среда, быстрое распространение новых идей и кооперация, сотрудничество в области инноваций предприятий с бизнесом других регионов.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах северных регионов России должна быть направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно - технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

Спецификой регионов Российского Севера является их ресурсно-сырьевая направленность. Ограниченность природных ресурсов и сложная экологическая обстановка не позволяют делать ставку на увеличение объемов их добычи в целях дальнейшего экономического роста. Низкой является эффективность использования имеющихся природных ресурсов.

На наш взгляд, решить проблемы качественного экономического роста и эффективности использования природных ресурсов на Российском Севере может развитие инновационной деятельности, позволяющей внедрять новые более эффективные технологии, использовать современные механизмы во всех без исключения отраслях экономики. Это позволит не только более грамотно и полно использовать имеющиеся природные ресурсы, но и в перспективе главный акцент сделать на восстановлении возобновляемых  ресурсов, в первую очередь хвойных лесов, а также снижении объемов добычи таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, газ и уголь, постепенном переходе от сырьевой экономики к высокотехнологичной инновационной экономике, основанной на знаниях.

С учетом специфики Российского Севера, на наш взгляд, в топливно-сырьевом комплексе инновационная политика должна ориентироваться на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды. 

Сформированная инновационная система позволит вывести экономику Российского Севера из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать динамику роста перерабатывающих отраслей,  обеспечить конкурентоспособность продукции, способствовать переустройству и подъему экономики Российского Севера.

На наш взгляд, венчурное инвестирование является катализатором развития инновационной деятельности. Институт венчурного инвестирования в развитых странах представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности.

Главной особенностью рискового (венчурного) инвестирования является то, что инвестиции осуществляются в малые и средние частные или приватизированные предприятия, как правило, инновационной направленности, без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурный инвестор не стремится приобрести контрольный пакет акций компании. Он рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.

Говоря о венчурном инвестировании, необходимо четко разграничивать венчурные и прямые инвестиции. Отличительной чертой венчурного инвестирования может быть признано то, что этот механизм во многих странах мира используется для финансирования инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Что же касается России, здесь действуют, в основном, фонды прямых инвестиций. Это связано с тем, что с точки зрения зарубежных инвесторов Россия является «географическим местом повышенного риска», поэтому и фонды назывались «венчурными».

В Европе, как и во всем мире, основными источниками средств венчурного капитала - примерно 2/3 от общего объема капитализации фондов - являются банки, пенсионные фонды и страховые компании. В России изначально основные средства были предоставлены Европейским Банком Реконструкции и Развития, Международной Финансовой Корпорацией и фондами, финансируемыми американским правительством. Ситуация несколько изменилась после 2000 года, когда стали создаваться структуры с российским по происхождению капиталом. Однако, на сегодняшний день доля российского капитала составляет не более 1,5%, что чрезвычайно мало для России. Примечательным явлением последнего времени в России является участие крупных отечественных финансово-промышленных групп в чисто венчурных проектах и создание собственных «кэптивных» (зависимых) венчурных фондов. 

Для того, чтобы венчурный капитал успешно выполнял свою роль, в экономически развитых странах создана целая инфраструктура венчурной индустрии, которая включает в себя банки, пенсионные фонды, страховые организации и корпорации. Российская венчурная индустрия пока не имеет такой развитой инфраструктуры, и включает, пожалуй, только Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования, являющуюся ассоциированным членом Европейской Ассоциации Прямого Инвестирования и Венчурного Капитала.

Венчурное инвестирование занимает значительное место в экономике индустриально развитых стран, доказав свою эффективность как альтернативная форма финансирования малого и среднего бизнеса. Именно динамично развивающийся малый и средний бизнес в последнее время становится главным фактором, который стимулирует общий экономический рост за рубежом. Более того, венчурный капитал из «посевного капитала» и «стартового капитала», не уменьшая своей роли «катализатора» малого бизнеса, перешел в более зрелые стадии своего развития и стал еще «капиталом развития» и «капиталом расширения».

В большинстве развитых стран малые и средние предприятия дают от половины до трех четвертей национального дохода. В России в малом и среднем бизнесе занято приблизительно 8% работающих, тогда как в Евросоюзе эта цифра составляет более 60% , а в Японии - почти 80%. В России на одну тысячу населения приходится 6 малых и средних предприятий, в то время как в Евросоюзе это число составляет 45[1]. Эта разница иллюстрирует огромные перспективы для развития малого и среднего бизнеса в российском будущем и необходимость всеми средствами поддерживать их создание и развитие.

В современной России совершенно очевидно тяготение зарубежного венчурного капитала к промышленно развитому Центральному, Северо-Западному и Приволжскому регионам, что свидетельствует о серьезной диспропорции в распределении привлекательных для венчурных инвесторов объектов инвестирования в России.

Необходимо отметить, что на создание индустрии венчурного бизнеса в целом в России до недавнего времени оказывал влияние общемировой спад на рынке рискового каптала. В прошлом венчурный рынок испытал периоды подъема в 1964-1971-м, 1978-1987-м и 1994-2000 годах. Основой для бума 60-х годов была микроэлектроника, для бума 70-80-х годов - персональные компьютеры, для бума 90-х - Интернет. В настоящее время венчурная отрасль вновь переживает период  подъема, чему способствуют процессы глобализации, ин­форматизации общества, увеличение роли знаний и информации в биз­несе. Лидером последних нескольких лет, по нашему мнению, являются мобильность и беспроводные технологии, всевозможные приложения радио, прежде всего в гигагерцевом диапазоне. Россия в данном направлении деятельности имеет хорошие перспективы и высокий научно-технический потенциал.

На наш взгляд, существует объективная необходимость и возможность использования венчурного инвестирования в качестве фактора инновационного развития северных регионов.

Так, например, в Республике Коми имеются социально-экономические условия и предпосылки для становления и развития венчурного инвестирования, существуют потенциальные объекты, представляющие интерес для венчурного инвестирования, а также результаты научных исследований и разработки, нуждающиеся в привлечении венчурных инвестиций. Объектами рисковых инвестиций могут стать промышленная рест­руктуризация, новые технологии и малый бизнес. Учитывая, что основными отраслями специализации северных регионов являются топливная, горнодобывающая и лесная промышленность, особое внимание должно уделяться развитию и внедрению новых, в т.ч. высоких технологий в данных отраслях с целью их экологизации и дальнейшего качественного развития. Важную роль здесь могут сыграть корпоративные инвесторы - крупные компании, осуществляющие активную деятельность в этих отраслях.

На наш взгляд, помимо необходимости внедрения «новейших» технологий, в северных регионах России остро стоит проблема повышения эффективности использования природных ресурсов, модернизации традиционной ресурсодобывающей промышленности, имеется внутренний инновационный спрос со стороны «традиционных» сегментов экономики. Добыча и переработка сырья (особенно такого ценного возобновляемого ресурса, как лес), транспортная инфраструктура, энергоемкость, создание экологического энергоэффективного жилья - важные приоритеты для применения венчурного капитала в условиях Российского Севера. 

В Республике Коми, исключительно северном регионе, вносящем весомый вклад в экономику России благодаря своему минерально-сырьевому, промышленному, научному и трудовому потенциалу, в 2005 году научную и  инновационную деятельность осуществляли 33 крупных и средних организации. Численность специалистов, занимавшихся научной деятельностью составила 1,4 тысяч человек.[2]

Наибольшая доля инновационных затрат предприятий и организаций  республики связана с приобретением машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, необходимых для внедрения нововведений. На исследования и разработки приходилось около 7% инновационных затрат, на приобретение программных средств - 6%, на обучение и подготовку персонала и маркетинговые исследования - 2%.[3]

По нашему мнению, основными факторами, препятствующими инновациям в организациях промышленности республики являются недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости нововведений, а также неразвитость инновационной инфраструктуры.

Особенностью Республики Коми является тот факт, что за последние полвека здесь получила приоритетное развитие академическая наука в системе АН СССР (РАН). Научные исследования, имеющие перспективу в качестве объектов для привлечения внебюджетных инвестиций касаются в основном проблем биотехнологии и микробиологии, производства фармацевтических препаратов, достижений в области гематологии и создания новых лечебных препаратов из крови, проблем экологии и растениеводства. В этих направлениях в республике есть определенные наработки. Для комплексного решения инновационно-технологических актуальных проблем, по мнению автора необходима интеграция республики с регионами, имеющими традиционно широко развитые прикладные науки и мощную технологическую базу (например - Кировская область).

На наш взгляд, потенциальными объектами для венчурного инвестирования в Республике Коми должны стать малые и средние предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. Проведенное созданным на базе Сыктывкарского государственного университета Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования совместно с Торгово-Промышленной палатой Республики Коми исследование показало, что уровень развития малого и среднего предпринимательства в регионе достаточно низкий. Это связано с особенностями географического, климатического и социально-экономического положения республики.

Всего по республике за 2005 г.  сведения о своей деятельности представили 4,0 тысячи малых предприятий. Право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью имели 37,3 тысяч человек. Более половины всех малых предприятий и третья часть индивидуальных предпринимателей находятся в г. Сыктывкаре, значительная доля объектов малого бизнеса располагается в г. Ухте и г. Воркуте.

В целом по республике в среднем на 1000 человек населения приходится 4 малых предприятия и 37 индивидуальных предпринимателей. Доля занятых на малых предприятиях от экономически активного населения в республике около 7%, в то время как в среднем по России более 18%, а в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель достигает 26%. Республика занимает по этому показателю одно из последних мест среди российских регионов.[4]

Влияние малого бизнеса на социально-экономическое развитие Республики Коми можно проиллюстрировать следующими данными: почти 80% оборота розничной торговли приходится на малый бизнес, почти четверть объемов оказанных населению бытовых услуг, немногим менее половины объемов подрядных работ. Менее заметна роль малого бизнеса в промышленности и сельском хозяйстве.[5]

Наличие в республике инновационно-активных организаций и изобретателей, чьи исследования и разработки могут представлять интерес для венчурного инвестирования, иллюстрируется результатами ежегодных конкурсов «Инновация», проводимых Торгово-Промышленной палатой Республики Коми совместно с республиканским отделением Международной академии авторов научных открытий и изобретений, Коми республиканским советом Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов и патентно-техническим отделом Национальной библиотеки Республики Коми.

Венчурные фонды с иностранным и отечественным капиталом также внимательно отслеживают ситуацию в Республике Коми. Это  подтверждается тем, что одна из сделок с участием венчурного капитала  осуществлена в отношении крупнейшего не только в Республике Коми, но и в Европе предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности - Сыктывкарского Лесоперерабатывающего Комбината (СЛПК). В натсоящее время один из крупных венчурных фондов с иностранным капиталом проявляет интерес к другому перспективному предприятию республики - ООО «Сыктывкарский фанерный завод».

По нашему мнению, более низкая по сравнению с промышленными и научно-исследовательскими центрами России привлекательность северных регионов и в частности Республики Коми для привлечения венчурных инвестиций не говорит о ненужности и бесперспективности развития венчурного инвестирования в качестве фактора, способствующего активизации инновационной деятельности. Скорее наоборот, именно поэтому в регионе необходимо уделять особое внимание становлению и развитию этого нового и перспективного вида финансирования.

На наш взгляд, для Российского Севера и в частности Республики Коми при решении вопросов становления и развития венчурного инвестирования инновационной деятельности актуальными являются ряд общероссийских проблем. Основные из них:

- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;

- недостаток российского капитала в венчурной индустрии России - одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;

- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;

- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;

- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии;

- недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей.

Существует также ряд специфических проблем, обусловленных географическим и социально-экономическим положением северных регионов. Это относительно более высокая доля затрат на производство инновационной продукции, вызванная суровыми природно-климатическими условиями, неразвитость транспортно-коммуникационной системы, небольшая численность и плотность населения, неразвитость малого и среднего инновационного бизнеса, преимущественно сырьевая направленность большинства отраслей промышленности и ее неравномерное распределение.

По нашему мнению, в настоящее время для полноценного развития в России новой финансовой индустрии необходимо в первую очередь создание благоприятных условий на региональном уровне. В современных экономических условиях при помощи комплекса мер по стимулированию венчурного инвестирования практически любой регион имеет возможность осуществить рывок в развитии инновационной деятельности в целях обеспечения качественного экономического роста.

На наш взгляд, инвестирование объектов, в том числе и в области высоких технологий, на ранних стадиях, на стадиях «посевного капитала» возможно только с участием государства. Хотя такие инвестиции в ряде случаев коммерчески выгодны, но риски настолько велики, что инвесторы предпочитают не инвестировать в них. В связи с этим, мы считаем, что государственное регулирование венчурного инвестирования на Российском Севере должно осуществляться в двух основных формах: прямое и косвенное.

Прямое регулирование предполагает осуществление прямых государственных инвестиций в долевой капитал инновационных фирм, предоставление грантов на создание новых инновационных фирм, предоставление активов специальным фондам, осуществляющим поддержку развитию рынка венчурного капитала.

Косвенное регулирование включает в себя мероприятия, призванные в целом создать благоприятный климат для развития предпринимательства в стране и регионе. Сюда можно отнести такие меры, как правовое обеспечение, использование механизма налоговых льгот и преференций, упрощение процедур валютного регулирования и контроля, развитие малого и среднего бизнеса.

Прямое регулирование венчурного инвестирования должно предусматривать следующие основные элементы: Во-первых, для адекватного отражения государственных интересов в области венчурного инвестирования и его активизации на приоритетных направлениях экономического развития необходима, прежде всего, четко разработанная система государственных приоритетов. Мировая практика показывает, что первичным должно быть определение приоритетных направлений развития науки и технологии. Концептуально для определения приоритетных направлений необходимо учитывать следующие критерии: конкурентоспособность, качество жизни и «прорывной потенциал». В связи с этим необходима разработка региональных и отраслевых перечней приоритетных направлений и критических технологий.

Во-вторых, необходимо создание системы государственной поддержки рынка венчурного капитала, которая предусматривает создание специальных органов, а именно: государственных региональных и отраслевых венчурных фондов с участием средств государственного Венчурного инновационного фонда, государственного гарантийного фонда, предоставляющего гарантии венчурным организациям на цели финансирования инновационных проектов приоритетных направлений.

Государственная политика в области развития инновационной системы должна реализовываться по таким направлениям, как: создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; формирование инфраструктуры инновационной системы; создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, которые должны быть следующими:

- создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, а также для венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями;

- разработка приемлемых методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы;

- прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях;

- активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал;

- снижение процентных ставок, так как инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение;

- развитие информационной среды, содействие повышению образования в области венчурной деятельности, воспитание венчурной культуры среди предпринимателей;

- финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах идей и изготовления, опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены;

- поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам.

Мы придерживаемся точки зрения международного венчурного сообщества, которое считает, что не требуется принятия специального закона о венчурной деятельности. Существующие проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться в рамках соответствующих отраслей права и уже существующих законодательных актов. Роль государства заключается в создании условий и стимулов для привлечения капитала (инвестиций) в малый и средний бизнес, используя венчурный капитал как инструмент (способ) инвестиций.

Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета разработан проект Концепции развития венчурного инвестирования на Российском Севере, целью которой является формирование с участием государства системообразующих элементов системы венчурного инвестирования, которая должна создать благоприятные условия для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.

Реализация Концепции возможна в два этапа. Первый этап, рассчитанный на 5 лет, осуществляется с государственной поддержкой и направлен на создание системообразующих элементов, включая формирование инфраструктуры поддержки системы венчурной индустрии, экономических и правовых условий для развития системы, обеспечение ликвидности венчурных инвестиций, формирование положительного имиджа национальной венчурной индустрии.

В частности, предполагается на базе Коми Научного Центра УрО РАН, Сыктывкарского государственного университета, отраслевых институтов создать агентство или центр по трансферу технологий - специализированную структуру инкубирования развития малых технологических предприятий на начальном этапе их жизни. Создание в течение 4-5 лет такой структуры позволит ежегодно создавать малые предприятия технологической направленности.

Для реализации этой задачи предлагается создать республиканский Межведомственный совет по развитию системы венчурного инвестирования в Республике Коми, а выполнение программы действий финансировать из бюджетов заинтересованных министерств, ведомств и бюджетов местных органов власти на долевой основе.

Ключевым механизмом привлечения частного капитала в республиканскую венчурную индустрию на начальном этапе реализации Концепции является создание республиканского венчурного фонда с прямым государственным участием и привлечением на долевой основе средств  Венчурного инновационного фонда. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств в венчурную индустрию республики.

Потребуется подготовка кадров - для этого необходимо будет организовать специальное направление, ориентированное на подготовку специалистов для венчурной индустрии, что потребует открытия в образовательных учреждениях соответствующих специальностей, курсов повышения квалификации персонала. Для консультационной, методической и образовательной поддержки в сфере венчурного предпринимательства в регионе потребуется создать специализированную структуру, называемую на Западе коучинг-центром.

На втором этапе, когда основные элементы региональной системы венчурного инвестирования выходят на устойчивый режим саморазвития, принимается решение о выходе государства из ранее созданных им фондов.

Средства, полученные государством в результате выхода из ранее созданных венчурных фондов будут реинвестироваться в специализированные «посевные» и стартовые фонды для финансирования докоммерческой стадии разработок в сфере высоких технологий. Соответствующее решение о создании таких фондов или возложении таких функций на действующие государственные научно-технические фонды может быть принято по мере созревания для этого условий. Возможно также создание коммерческого венчурного инновационного фонда, в котором государство будет участвовать не более чем 10% средств, а остальные деньги внесут коммерческие инвесторы.

Важнейшим инструментом обеспечения ликвидности венчурных инвестиций является развитой фондовый рынок, который необходим для свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий путем продажи пакетов акций. В целях развития инфраструктуры венчурного инвестирования необходимо разработать государственную стратегию развития фондового рынка и стимулирования долгосрочных инвесторов, утвердив Концепцию развития рынка ценных бумаг в Республике Коми.

Также представляется необходимым разработать и внедрить проект, основной целью которого будет формирование единого информационного пространства в целях консолидации научно-технического потенциала  республиканских и российских  инновационных компаний, интеграция с существующими аналогичными проектами за рубежом, комплексная информационная поддержка инновационных структур в целях реализации национального и международного технологического потенциала, эффективной коммерциализации научных разработок.

По нашему мнению, в республике необходимо создать биржевую площадку для продажи акций высокотехнологичных предприятий, объединив ее с сетью других биржевых площадок и фондовых бирж в других регионах страны. Также необходимо изучить возможность участия инновационных предприятий республики, заинтересованных представителей науки и органов власти в ежегодных венчурных ярмарках.

Реализация Концепции позволит привлекать средства частного капитала во вновь создающиеся венчурные фонды, что будет стимулировать интенсивное развитие конкурентоспособных предприятий. Кроме того, это обеспечит ежегодный прирост малых предприятий в научно-технической сфере, что приведет к появлению «точек роста» новых отраслей экономики, дополнительных рабочих мест в сфере наукоемкого производства. Сократится также утечка капитала за пределы региона и будут сформированы условия для его инвестирования в реальный сектор экономики. Но главное - изменится структура, динамика роста и объем валового регионального продукта за счет производства и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью.

Реализация Концепции возможна при помощи организационно-экономического механизма становления и развития венчурного инвестирования на Российском Севере, который представляет собой комплексную взаимосогласованную систему институтов, а также организационных, экономических и нормативных мер регулирования рынка венчурного капитала.

Задача организационно-экономического механизма венчурного инвестирования - способствовать формированию экономико-правовой среды, благоприятной для функционирования венчурного капитала и развития высокотехнологичного инновационного бизнеса. Соответственно функция организационно-экономического механизма венчурного инвестирования состоит в обеспечении роста высокотехнологичного инновационного бизнеса и экономики северных регионов в целом.

Предлагаемый нами организационно-экономический механизм включает в себя пять типов системообразующих элементов: нормативный; организационный; управленческий; финансовый; информационный.

Нормативный элемент организационно-экономического механизма венчурного инвестирования инновационной деятельности представляет комплекс мер нормативного регулирования венчурного инвестирования инновационной деятельности, основу которого составляют законодательные акты и нормативные документы, издаваемые властными органами, а также сеть специализированных правовых институтов и корпус специалистов, обеспечивающих практическое применение нормативно-правовой базы.

Под организационной составляющей организационно-экономического механизма венчурного инвестирования понимается совокупность организационных процедур и структур, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают нормальное функционирование и развитие венчурного инвестирования. Для разработки, инвестирования и внедрения инноваций в малое предпринимательство необходимо наличие основных элементов организационных процедур: бизнес-школы; агентства, фонды и центры поддержки малого предпринимательства; научно-технические парки, инновационно-технологические центры; информационно-аналитические и консультационные центры и т.д. Деятельность предприятий инфраструктуры должна стимулироваться экономически, подобно деятельности малых инновационных компаний (льготное налогообложение, налоговые льготы на средства компаний, направляемые в развитие инфраструктуры и др.).

Управленческий аспект венчурного инвестирования инновационной деятельности приобретает свою актуальность в связи с высокими требованиями к профессионализму инновационных менеджеров и менеджеров, управляющих инвестиционными активами. Организация венчурного инвестирования инновационной деятельности и управление инновационными проектами - объективно сложные процессы, при этом приходится преодолевать инерцию сложившихся систем, их сопротивление изменениям. В развитых рыночных экономиках управление деятельностью, в т. ч. инновациями, давно признано специальной областью знаний, в рамках которой разрабатываются методологическая и теоретическая база, существуют научные школы, развернут комплекс различных институтов обучения и подготовки менеджеров, высоким спросом пользуются квалифицированные управляющие и консультанты по управлению.

Финансовая инфраструктура венчурного инвестирования инновационного бизнеса с учетом международного опыта должна складываться на базе высокоразвитых финансово-кредитных механизмов    современного    рынка, обеспечивающих финансовыми ресурсами предпринимательскую экономику. Элементная структура финансового обеспечения инновационной деятельности включает в себя банки, инвестиционные  организации   (страховые   компании, пенсионные фонды, фонды компаний, университетов, государственные инвестиционные фонды и др.), корпоративные (инвестиционные) фонды, индивидуальных инвесторов, а также собственно венчурные фонды.

Информационное обеспечение венчурного инвестирования инновационного бизнеса - это справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация, постоянно представленная в традиционных и электронных информационных системах, разовых и периодических изданиях, накапливаемая в библиотеках и фондах, регулярно обновляемая и обобщаемая многочисленными информационными институтами и поставляемая пользователям по самым различным каналам.

Внедрение предложенного организационно-экономического механизма становления и развития венчурного инвестирования в комплексе иных мероприятий позволит создать систему венчурного инвестирования инновационной деятельности на Российском Севере и  позволит оказать существенное положительное влияние на развитие венчурного инвестирования как на микроуровне, так и на макроуровне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.      Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Письмом Правительства РФ от 05.08.2005 г. № 2473п-П7).

2.      Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г. № 45 «О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года».

3.      Белая книга. Приоритеты для венчурного инвестирования в России. СПб.: РАВИ, 2001.

4.      Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. – СПб.: Феникс, 2005. – 372 с.

5.      Введение в венчурный бизнес. РАВИ / под рук. А.И. Никконен. – СПб.: «Феникс», 2003. 356 с.

6.      Венчурные фонды и фонды прямых инвестиций // Рынок ценных бумаг. – 2006 - № 8. – с.64-65.

7.      Калашников С.В. Социально-культурные особенности экономического развития северных регионов России. В кн.: Материалы I Северного социально-экологического конгресса. – Сыктывкар: Изд-во КРАГСиУ. - 2005.

8.      Кемпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 426 с.

9.      Лаженцев В.Н., Бурый О.В., Калинина А.А., Дмиториева Т.Е. Стратегические направления и механизмы инновационного развития Республики Коми // Регион. – 2005. - № 12. – с.12-14.

10.  Семенова Е. Возможности инновационного типа развития // Экономист. – 2006. - № 3. – с.14-26.

11.  Социально-экономическое развитие Республики Коми. / под ред. Сквозникова В.Я. - Сыктывкар, - 2006.

12.  Шихвердиев А.П. Полтавская Г.П, Бойков В.К. Собственность, корпоративное управление, инвестиции. – Сыктывкар. Изд-во Сыктывкарского филиала МУПК. -  2005. – 306 с.

 

 


[1] Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. – СПб.: Феникс, 2005. – 372 с.

[2] Социально-экономическое развитие Республики Коми. / под ред. Сквозникова В.Я. - Сыктывкар, - 2006.

[3] Социально-экономическое развитие Республики Коми. / под ред. Сквозникова В.Я. - Сыктывкар, - 2006.

[4] Социально-экономическое развитие Республики Коми. / под ред. Сквозникова В.Я. - Сыктывкар, - 2006.

[5] Социально-экономическое развитие Республики Коми. / под ред. Сквозникова В.Я. - Сыктывкар, - 2006.