Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
Иностранные инвестицииИ.К. Проничев
В
настоящее время существует сравнительно
достаточная законодательно-правовая база,
которая способствует регулированию
инвестиционной деятельности, однако, она не
является единой системой. Одним
из основополагающих факторов
привлекательности национальной экономики
для иностранного инвестора было и остается
создание и поддержание нормально
действующей правовой системы,
позволяющей: -
соблюдать права
собственности при осуществлении
инвестиционного процесса в стране и любом
из её регионов; -
регулировать
правовые отношения между участниками и
партнерами инвестиционного процесса; -
умело управлять и
поддерживать процесс инвестирования в
стратегическом будущем; -
поддерживать
нормальную действенную инфраструктуру в
любом из регионов страны; -
устранять излишние
бюрократические и прочие административные
преграды для бизнеса; -
соблюдать
государственные интересы, как для
организации-донора, так и для страны-реципиента. В
развитии правового регулирования
деятельности иностранных
инвесторов можно выделить
следующие этапы: -
в 1987 г. был введен
закон о совместных предприятиях с участием в них
советских и иностранных экономических
объектов; -
в октябре 1990 г. был издан указ «Об
иностранных инвестициях в СССР»; -
в декабре 1990 г. были приняты «Основы
законодательства об инвестиционной
деятельности в СССР». Более
совершенная правовая база регулирования
инвестиционной деятельности
иностранных инвесторов в России была
создана с принятием Законов РФ «Об
инвестиционной деятельности в РСФСР», от
26.06.1991, “Об иностранных инвестициях” от
04.07.1991. В этом законе иностранным инвесторам
впервые было разрешено иметь 100% капитала в
Российских компаниях и полностью их
контролировать. В настоящее время основой
их нормативного регулирования являются:
базисные законы РФ (Конституция РФ, ГК РФ),
Законодательные акты и нормативные
документы, непосредственно регулирующие
привлечение иностранных инвестиций,
Федеральный закон «Об инвестиционной
деятельности в РФ, осуществляемой в форме
капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 02.01.2000 №22-ФЗ, от
22.08.2004 №122-ФЗ) и Федеральный закон «Об
иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ,
от 25.01.2002 №117-ФЗ от 08.12.2003 №169-ФЗ). С
принятием в 1996 г. второй части
ГК РФ стало осуществляться
Гражданско-правовое регулирование
договоров с иностранными
инвесторами, в кодексе были закреплены
различные договорно-правовые
формы привлечения иностранных
инвестиций: договор коммерческой
концессии; целевой заем, возмездное
оказание услуг, финансовая аренда и др.
Однако их практической реализации препятствовало
отсутствие конкретного нормативно-правового
механизма, которое особенно ощущалось в
добывающих отраслях. Двусторонние соглашения - это важнейшие документы для осуществления инвестиционного процесса в России и её регионах. Эксперты по международному и корпоративному праву отмечают, что в большинстве случаев все отношения между крупным инвестором и его партнером в России, или между инвестором и органами субъекта Федерации строятся на основе конкретного двустороннего соглашения между странами или типового соглашения о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций[1]. Данные специальные типовые соглашения и двусторонние договоры с государством-кредитором для страны-заемщика зачастую подменяют в России (в случае иностранного участия в инвестировании конкретного проекта) действие специального Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 1999 г. К таким соглашениям относятся соглашения с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией. Подготовлены также (взамен устаревших} соглашения с Бельгией, Люксембургом, Турцией, Финляндией, Италией, а также с Норвегией, Швецией, Австралией, Кувейтом, Индией, Латвией, Эстонией, Кипром, Венгрией, Аргентиной и другими странами. Помимо этого, Россия приняла на себя все права и обязанности по подобным соглашениям, подписанным СССР. К двусторонним соглашениям относятся также нормативные акты, позволяющие исключить двойное налогообложение доходов и имущества. Подобные договоры, заключенные Россией, отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на определенные виды доходов нерезидентов. Среди стран, с которыми Россия заключила такие соглашения, — Германия, США, Великобритания, Франция, Финляндия, Канада, Испания, Швейцария, Япония, Норвегия, Дания, Ирландия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Кипр и некоторые другие. В 2002 г. был ратифицирован ряд соглашений об избежании двойного налогообложения, предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал, подписанных с правительствами Исламской республики Иран, Республики Таджикистан, Португальской Республики, Австрийской Республики, Финляндии, Индонезии, Норвегии, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, Кувейта. К настоящему времени Россия имеет такие соглашения более, чем с 70 странами. Нормативные акты общефедерального характера в большинстве своем не являются документами “прямого” действия в отношении инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако не вызывает сомнения положение о том, что деятельность иностранного капитала в России в первую очередь должна подчиняться именно им. Среди таких актов можно выделить Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы, законы, посвященные таможенному тарифу, приватизации, акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и т.д. Действие этих документов в отношении иностранного капитала можно проиллюстрировать следующим образом. Так, в Гражданском кодексе дается определение основных организационно-правовых форм, которые могут принимать субъекты хозяйственной деятельности в России, в том числе и предприятия с иностранным капиталом[2]. Для последних на сегодняшний день наиболее приемлемой формой является хозяйственное общество — общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества. Почти 90 % инвесторов предпочитают при партнерских отношениях с российскими бизнесменами только форму ОАО, так как в зависимости от суммы вложенных средств и уровня соглашения с администрацией региона, данная форма наиболее подконтрольна для инвестора и, в случае особых преференций, может подлежать Международному Арбитражу в Стокгольме, что является дополнительной гарантией защиты прав инвестора в России. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый в июле 1999 г., регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. Отношения же, складывающиеся в результате зарубежных инвестиций в банки и иные кредитные учреждения, в страховые организации, а также в некоммерческие организации, в том числе образовательные, благотворительные или религиозные, этим законом не регулируются. Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях. Под иностранными инвесторами в вышеуказанном законе понимаются иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; международные организации; иностранные государства. Иностранные инвестиции — это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде имущества, принадлежащего инвесторам, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной или российской валюте), в виде иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку (интеллектуальная собственность), а также в виде услуг и информации. Нормативными документами было определено понятие «приоритетный инвестиционный проект», представляющий собой проект, включенный в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень. Такие проекты могут быть двух видов: проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. и проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб. (или же эквивалентная сумма в иностранной валюте по курсу Центрального банка России на день вступления закона в силу). К приоритетным инвестиционным проектам также отнесены коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет свыше 25 %. Любопытно отметить, что в вопросе предоставления иностранному инвестору льгот и привилегий в международной инвестиционной практике существуют два диаметрально противоположных подхода. Один связан с проведением политики специального поощрения иностранных инвесторов (отдельные развивающиеся и развитые страны). Другой - признает необходимость уравнивания возможностей национального и иностранного инвесторов, что отвечает условиям конкуренции и равенству возможностей. Это более соответствует рыночной экономике и стремлению любого государства «не обидеть» отечественного инвестора. В соответствии с российским законодательством, на территории России иностранным инвесторам предоставляется правовой режим не менее благоприятный, чем для отечественных инвесторов, однако с определенными юридическими изъятиями. Изъятия ограничительного характера в отношении иностранных инвесторов могут устанавливаться только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В свою очередь изъятия стимулирующего характера, т. е. дополнительные льготы для инвесторов, вводятся в интересах социально-экономического развития страны. Важным правовым актом, направленным на стимулирование и регулирование привлекаемых иностранных инвесторов, был федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», вступивший в силу в декабре 1995 г. Соглашения о разделе продукции, заключаемые между государством и инвесторами, которые могут быть как российскими, так и зарубежными, являются договорами, в соответствии с которыми государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определенном участке недр. Инвестор, в свою очередь, обязуется осуществить указанные работы за свой счет и на свой риск. Согласно основополагающему принципу соглашения, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции могут предоставляться инвесторам, устанавливаются федеральными законами. К настоящему моменту принято около двух десятков нормативных актов, определяющих территории, недра которых могут разрабатываться на условиях раздела продукции, главным образом это нефтяные и газовые ресурсы. В апреле 1996 г. Думой в I чтении был принят проект закона «О договорах концессии российскими и (или) иностранными инвесторами (о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами)», однако во втором чтении он был отклонен. В процессе подготовки ко второму чтению в него были внесены поправки, существенно ограничивающие сферу его применения и снижающие его привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов. В 2001 – 2002 гг. работа продолжилась и был подготовлен новый законопроект, который в настоящее время находится на доработке. В феврале 2001 г. было принято постановление правительства РФ «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению, реализации и осуществлению контроля за исполнением соглашений о разделе продукции» и утверждено положение о разграничении полномочий федеральных органов в области подготовки заключения, исполнения и осуществлении контроля за реализацией соглашений о разделе продукции. Постановлением определены вопросы, относящиеся к исключительному ведению правительства (определение порядка использования государственной доли продукции, распределение продукции между центром и регионами). 18 июня 2001 г. вступил в действие закон «О внесении изменений в федеральный закон» О соглашениях о разделе продукции №75-ФЗ с дополнением положений закона более совершенной схемой налогообложения. Инвестор освобождался от взимания всех федеральных законов и сборов за исключением единого социального налога, а также региональных налогов и сборов, установленных НК РФ. Взимание налогов и сборов было заменено разделом продукции на условиях соглашения. С введением главы 26.4 Налогового кодекса РФ налогообложение иностранных инвесторов при использовании соглашений разделе продукции регулируется с использованием двух схем. По первой схеме инвестор освобождается от уплаты налогов и сборов (за исключением НДС, ЕСН, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога, ресурсных платежей и таможенных пошлин) в соответствии с действующим законодательством в течении срока действия соглашения. При выборе второй схемы иностранный инвестор освобождается от взимания всех федеральных налогов и сборов (за исключением НДС, единого социального налога), а также региональных и местных налогов. Взимание налога заменяется разделом продукции на условиях соглашения. Создание специального режима налогообложения способствует созданию стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности и обеспечению соблюдения интересов государства при реализации соглашений о разделе продукции. Для иностранного инвестора привлекательность реализации проекта на условиях соглашения о разделе продукции обусловлена следующим: - возможностью получения доступа к природным ресурсам; - возможностью возмещения части затрат в натуральной форме из продукции проекта, что снижает коммерческий риск проекта, в связи с возможными изменениями рыночных цен; - заменой части налогов и платежей за пользование недрами продукцией проекта в количестве, определяемой соглашением о ее разделе, достаточном для покрытия всех издержек инвестора и обеспечивающем ему получение нормальной нормы прибыли. Одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на развитие инвестиционной активности отечественных и иностранных инвесторов, явилось осуществление налоговой реформы. Стимулом инвестиционной деятельности стало введение с 1 января 2002 г. нормы о праве на получение возмещения НДС, уплаченного по объектам завершенного капитального строительства, принятым на учет налогоплательщиками, и изменения порядка принятия к вычету сумм НДС, исчисленных налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Продолжали совершенствоваться правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность на основе финансовой аренды и ипотеки. 29.01.2002 г. был принят Федеральный закон № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге», который предоставил сторонам лизинговых сделок более широкую свободу в определении условий сделок, расширил права лизингодателей в области сублизинга, а также усилил защиту прав лизингополучателей. Дальнейшее
развитие судебной системы защиты прав
инвесторов нашло выражение в принятии нового
Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, что позволит обеспечить квалифицированное
решение хозяйственных споров, в том числе и
по инвестиционным вопросам. Таким образом,
на федеральном уровне осуществляется
совершенствование правовой базы,
регулирующей инвестиционный
процесс в стране и обеспечивающей
некоторые гарантии для иностранных и
отечественных собственников финансовых
средств. Вместе
с тем большинство российских специалистов
на начало XXI
века оценивают состояние правового
регулирования иностранных инвестиций в
России как неудовлетворительное. Несмотря
на отдельные
прорывы, законодательство в целом является
рыхлым, незавершенным, требующим
кординальной доработки. Так,
закон об иностранных инвестициях в
Российской Федерации является законом
прямого действия, имеет отсылочный
характер, не содержит принципиальных
положений, направленных на
улучшение инвестиционного климата,
ряд формулировок носит расплывчатый
характер. Кроме того закон устанавливает
только один режим осуществления инвестиций
– национальный режим. В
то же время международные договоры России о
поощрении и взаимной защите капитальных
вложений и Договор к энергетической хартии
предусматривают установление двух режимов
осуществления инвестиций – рационального
и режима наибольшего благоприятствования.
В настоящее время многие бюджетные ресурсы
регионов, ранее направлявшиеся через
бюджетное финансирование в инвестиции
серьезно или полностью урезаны.
Фактический
показатель притока иностранного капитала в
экономику России не рождает желательного
оптимизма, хотя он привлечен из 108 стран
мира. Основными инвесторами капитала были и
остаются промышленно развитые страны и их
субъекты хозяйствования, среди которых
доминируют немецкие, американские и
компании других западноевропейских стран. Следует
отметить, что во второй половине 90-х годов
приток иностранных инвестиций в экономику
России то уменьшался, то увеличивался. В 2000-е
годы наблюдается тенденция роста объема
иностранных инвестиций в российскую
экономику. На первый взгляд кажется, что в
этом процессе наступил позитивный сдвиг,
намечается прогресс. В действительности
статистическая динамика притока
иностранных инвестиций не дает оснований
делать однозначный вывод о росте
привлекательности России для зарубежных
инвесторов. Во-первых, основная часть роста
инвестиций обеспечена займами. А ведь займы
не способствуют внедрению новых
прогрессивных технологий и ноу-хау, в
которых так нуждается наша экономика и
которые можно привлечь только на основе
прямых инвестиций. Международные займы к
тому же увеличивают внешнюю задолженность
страны, которая до сих пор является кабалой
для экономического роста России. Удельный
вес прямых иностранных инвестиций до сих
пор составляет не более 50 % общего объема
накопленных частных иностранных
капитальных вложений, основную их часть
составляют прочие (46-48 % - товарные и иные
кредиты и займы, банковские вклады), на
портфельные приходится (4-5 %). Многие
аналитики объясняют такую структуру тем,
что Россия проигрывает в конкуренции за
привлечение капитала другим потенциальным
реципиентам по многим параметрам. Среди них
- сложность и многочисленность процедур,
требующихся для запуска бизнеса,
забюрократизированность принятия решений,
высокие издержки при прохождении
импортного оборудования через таможню,
неудовлетворительная работа
правоохранительных и судебных органов и т.д. Нельзя
считать нормальной и отраслевую структуру
прямых иностранных инвестиций в экономику
России. До сих пор в привлечении
иностранного капитала доминируют отрасли,
производящие продукцию для сбыта на
внутреннем рынке с быстрым оборотом
вложенных средств, а также добывающей
промышленности. В последнее время удельный
вес прямых иностранных инвестиций в
торговле и общепите составил 30,5 % величины
их притока, в транспорте - 2,2 %,
в пищевой промышленности - 7,4 %,
топливной – 16 %, мясной и
деревообрабатывающей - 2,7 %; на общую
коммерческую деятельность по обеспечению
функционированного рынка пришлось 7,7 %. В
целом же доля указанных отраслей
составляет более 60 %. Участие
иностранного капитала в развитии отраслей,
определяющих научно-технический прогресс
России, а именно - машиностроения, химии,
черной и цветной металлургии крайне
невелико, поскольку эти отрасли остаются
непривлекательными для иностранных
инвесторов по многим причинам как
экономического, так и иного порядка. Одной
из форм привлечения иностранного капитала
в экономику России является размещение за
рубежом облигационных займов в виде
выпуска евробондов, номинированных в
ведущих валютах стран мира. Условия
привлечения средств с международных рынков
капитала для России оказались более
привлекательны, чем заимствования на
внутреннем рынке и выпуск государственных
казначейских обязательств (ГКО). Однако,
основной организационной формой
деятельности иностранного капитала в
России являются коммерческие организации с
иностранными инвестициями. Согласно
российскому законодательству коммерческая
организация с участием иностранного
капитала может быть организована в форме
открытого или закрытого акционерного
общества и зарегистрировано как российская
компания. Процесс
активного создания таких предприятий в
России начался в период либерализации
внешнеэкономических связей. Первое
совместное предприятие было создано в
России в 1989 г. В 1991 г. в России их было
зарегистрировано 1825, в 1992 г. - 2533, в 1993 г. - 6359,
в 1994 г. - 11131, в 1995 г. - 14550. На начало 1999 г. в
государственный реестр в России было
внесено около 25 тыс. совместных компаний с
участием иностранного капитала, а ныне
количество коммерческих организаций с
иностранными инвестициями превышает 30 тыс. Доля
иностранного капитала в совместных
коммерческих организациях, созданных на
территории России, составляет в среднем 35-45
%, причем прослеживается тенденция к росту
этого показателя, что, прежде всего, связано
со стремлением получить льготы при
налогообложении. Большинство
совместных коммерческих организаций
создавалось в основном в сфере мелкого и
среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех
отраслях экономики, где гарантирована
быстрая окупаемость вложений и доходы в
свободно конвертируемой валюте. При
создании совместных предприятий
используются различные организационно-правовые
формы, включая коммерческие организации со
100%-ным иностранным капиталом, доля которых
неуклонно растет. Российское
законодательство предусматривает
возможность создания на территории страны
отделений и филиалов иностранных
инвесторов, которые должны быть
зарегистрированы как российские компании
со 100%-ным иностранным капиталом. По такому
принципу в России функционируют отделения
зарубежных коммерческих и государственных
банков. В
настоящее время в инвестиционной
деятельности в России ведущие
позиции занимают российско-американские
компании, составляя 17 % общего количества
зарегистрированных в России коммерческих
организаций с иностранными инвестициями. Среди
приоритетных сфер вложения американского
капитала можно выделить такие отрасли
народного хозяйства России, как добыча и
переработка нефти, пищевая промышленность,
машиностроение, легкая промышленность,
производство стройматериалов, переработка
сельскохозяйственной продукции, транспорт.
Кроме того, американский капитал участвует
в конверсии предприятий оборонных отраслей,
предоставлении информационных и
консультационных услуг. Наиболее
капиталоемкими и перспективными объектами
для приложения американского капитала в
России являются экспортно-ориентированные
проекты, связанные с разработкой нефтяных и
газовых месторождений. Второе
место занимает Германия. На территории
России зарегистрировано около 2000
коммерческих организаций с участием
немецкого капитала, в том числе около 450 это
иностранные инвесторы со 100%-ным немецким
капиталом. Большая
часть российско-германских коммерческих
организаций работает в промышленности (36,9
%), торговле и общественном питании (31,4 %), на
транспорте (17,2 %), в строительстве (6,9 %),
сельском хозяйстве (4,2 %). Общее число
занятых в них составляет 280 тыс. чел. На
долю коммерческих организаций с
иностранными инвестициями приходится
примерно 10% общего объема товарооборота
России с Германией. Более 15% всего экспорта
российско-германских организаций
направляется в Германию, половина этих
поставок приходится на товары топливно-сырьевой
группы. Общий
объем французских инвестиций в экономику
России приближается к 1 млрд. долл. По
данному показателю Франция находится на 3-м
месте среди стран крупнейших инвесторов,
работающих на российском рынке. В
Государственный реестр России на 1 января
2004г. внесено свыше 500 российско-французских
организаций, из них около 35 % иностранные
инвесторы со 100%-ным французским капиталом.
Сферой деятельности созданных совместных
организаций - является предоставление
торгово-посреднических, консультационных,
информационных, финансовых и других услуг
российским и иностранным партнерам. Ряд
крупных французских компаний активно
развивают сотрудничество в сферах добычи,
переработки и транспортировки нефти и газа,
металлургической промышленности,
производстве химической и
фармакологической продукции, изготовлении
авиационной и космической техники,
реконструкции систем связи, производства
изделий из дерева, пищевой промышленности и
др. Приток
иностранных инвестиций в экономику России
пока еще заметно не компенсирует вывоз
отечественного капитала за границу,
особенно в первом полугодии 2004г. по данным
Центробанка, из страны вывезено капитала на
5 млрд. долл. больше, чем ввезено, тогда как в
аналогичный период 2003 г. в страну, наоборот
поступило на 3,8 млрд. долл. больше, чем
выбыло. По итогам 2004 г. по данным ЦБ чистый
отток составил 6,5 млрд. долл. (для сравнения
в 2003 г. он составил 2,3 млрд. долл., а в 2002 г. - 8,2
млрд. долл.). Сопоставление
величины чистого оттока капитала с объемом
экспорта (главный источник вывоза капитала
- удержание за рубежом выручки экспортерами)
показывает, что в 1-м полугодии 2004 г. чистый
отток капитала составил 6,9 % от объема
экспорта (4,1 % исходя из прогноза по году), в
2001, 2002 и 2003 гг. - соответственно 14,7, 7,5 и 1,7
%. Сопоставление
свидетельствует, что чистый отток капитала
увеличивается только в сравнении с 2003 г.,
хотя произошло это вероятнее всего из-за
ослабления притока капитала. В 2002 г. крупные
российские компании, пользуясь рекордно
низкими процентными ставками в Америке (а
значит и в мире в целом), только путем
выпуска облигаций заняли у иностранцев 23
млрд. долл. К концу года стоимость капитала
во всем мире стали расти, и наши корпорации,
как заемщики, уже были не так активны. Вывоз
российского капитала за
рубеж вызван разными причинами:
неотлаженным и недостаточно
сформированным инвестиционным климатом в
России, непоследовательностью налоговой
политики, не преодоленным до конца
системным кризисом в стране, криминальным
происхождением части денежных накоплений.
Вполне допустимо предположить, что отток
капитала частично объясняется его
перенакоплением в экспортно-сырьевом
секторе по отношению к возможностям его
эффективного использования. В настоящее
время не только отдельные предприятия,
регионы, но целые отрасли являются
нерентабельными и низко рентабельными. Нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в низко рентабельные российские организации, функционирующие в режиме проедания капитала. Спрос этих организаций на деньги лежит правее точки равновесия в модели рынка, и рыночными механизмами удовлетворен быть не может. А таких предприятий в стране сегодня около 70 %, и, стало быть, рыночный сектор в экономике России составляет лишь около 30 %. Одновременно вывести все отрасли российской экономики на высокорентабельный уровень невозможно. В силу природно-климатических и структурно-технологических особенностей наша экономика нуждается в дешевом электричестве, топливе и транспорте. Повышенными технологическими издержками порождается узость технологически допустимого пространства пропорций цен. В эти цены требуется включить еще и минимально необходимую для воспроизводства добавленную стоимость – заработную плату и амортизацию. Попытки включения их в цены хотя бы на минимально необходимом для простого воспроизводства уровне приводят к возникновению инфляционной спирали непродуктивной экономики, в условиях которой все цены непрерывно мультипликативно растут, ввиду отсутствия точки межотраслевого равновесия. Отрасли поочередно безвозмездно субсидируют друг друга. Пропорции цен российских производителей в силу повышенных энергетических и транспортных издержек принципиально не приводимы к пропорциям цен высокопродуктивных экономик других стран. Попытки привести их к этому уровню оборачиваются возникновением на внутреннем рынке инфляционной спирали низкорентабельного экспорта. Предъявленное к России требование повысить уровень цен на электроэнергию на внутреннем рынке до среднемирового уровня, как известно, стало одним из главных условий ее вступления в ВТО. (Нужно заметить, что требования привести цены на труд в России к уровню стран - членов ВТО при этом не выдвигались.) Сегодня
благодаря обслуживающим отраслям, которые
первыми начинают накручивать спираль цен и
опережают в производственном цикле
производящие отрасли экономики, возникает
тупик для инвестиционного процесса. Большинство
окружающих Россию государств работают и
действуют в системе больших торговых
объединений, внутри которых доступ к
ресурсам, в том числе и инвестиционным,
очень облегчен. Таковыми организациями
являются Всемирная торговая организация (ВТО),
страны Евросоюза, страны
Североатлантического союза и др. Россия, не
будучи членом крупного интеграционного
союза, проигрывает по привлекательности
перед странами-участницами таких союзов. Россия
уже несколько лет ведет переговоры о
вступлении страны в зону ВТО, но для этого
государству придется поступиться своими
значительными нынешними преимуществами. К
требованиям, предъявляемым России для
вступления в ВТО, относятся следующие: -
все крупные межгосударственные монополии
должны быть реструктуризованы и
расчленены на более мелкие объединения
(РАО «ЕЭС России», «ГАЗПРОМ», РАО «Российские
железные дороги» и другие); -
Россия должна перейти на мировые
цены на основные энергоносители и сырье (электроэнергия,
газ, нефть, металлы); -
необходимо повышение минимальной
оплаты труда (в странах ВТО – 200 дол, в
странах Еврозоны – 500 евро) и пр. Из-за
торговых образований любое инвестирование
в российские организации становится менее
выгодным, чем инвестирование в организации
в странах-членах торговых союзов. В
российской практике инвестирования
реального сектора сложилась определенная
динамика, которая характеризуется
следующим: -
ежегодным ростом инвестируемых средств (до
40 млрд. долл. в 2003 г.) в среднем на 20-24 % в год,
за исключением 2002 г.; -
качественным изменением в структуре
инвестиций – в переходе от
преимущественного использования
собственных средств на привлеченные –
займы и целевое кредитование; -
ростом портфельных инвестиций до 2,5 %,
банковского кредитования- до 4,8 %; -
инвестированием не только
экспортоориентированных предприятий, но и
прочих, преимущественно высоколиквидных
предприятий России с высоким уровнем
оборота средств; -
постепенным ростом иностранного
инвестирования в общей массе
инвестирования экономики России.
Российская
Федерация, конечно, сделала существенный
рывок именно в последние четыре года (включая
2004 г.) по привлечению иностранных
инвестиций, но он до сих пор не обеспечен
серьезными структурными изменениями в
национальной экономике. Иностранные
инвестиции, учитывая масштабы страны,
должны играть гораздо более высокую роль в
развитии производительных сил страны и её
организаций. Проанализируем динамику иностранных инвестиций в РФ по видам за период с 1995 по 2004 гг. По состоянию на 1 января 2004 г. в экономике
России накоплено 57,014 млрд. долларов США
иностранных инвестиций. Если в 1995 - 2001 гг.
наибольший удельный вес в накопленном
иностранном капитале приходился на прямые
инвестиции и несколько меньшую долю
составляли прочие иностранные инвестиции,
то к концу 2003 г. это соотношение изменилось:
на долю прямых инвестиций в накопленном
иностранном капитале пришлось 26,131 млрд.
долларов (45,8 %), доля прочих инвестиций,
осуществляемых на возвратной основе (кредиты
международных организаций, торговые
кредиты, банковские вклады и прочее)
увеличилась и составила 51,7 % (29,454 млрд. долл.),
портфельных - 2,5 % (1, 429 млрд. долл.). За 2003 г. в сектор нефинансовых
предприятий российской экономики
поступило 29699 млн. долл. США иностранных
инвестиций (включая рублевые инвестиции,
пересчитанные в доллары США), что на 50,1 %
больше, чем в 2002 г. Из поступивших
иностранных инвестиций 15,6 млрд. долл. США
было погашено (выбыло), то есть направлено
за рубеж в виде обслуживания и погашения
кредитов, а также в виде части
инвестиционного дохода иностранных
совладельцев совместных организаций.
Однако, отмечавшийся в 2003 г. рост
иностранных инвестиций не превзошел темпов
поступления инвестиций от зарубежных
инвесторов, наблюдавшийся в одном из
наиболее благоприятных в этом плане 1997 г. (увеличение
в 1,8 раза по сравнению с 1996 г.). На 52 % произошло увеличение иностранных
инвестиций и в 2004 г. К концу года они
составили 45159 млн. долл., тем самым достигнув
рекордной оценки по поступлению
иностранных инвестиций за 10 лет. Динамика и структура поступления иностранных инвестиций за 1995-2004 гг. приведена в табл. 1 Таблица 1 Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам в млн. долл. США
В структуре иностранного капитала, поступающего в Россию на протяжение 1995-2004 гг., произошли существенные изменения. Так, если в 1995 г. наибольшая доля в общем объеме иностранных инвестиций приходилась на прямые инвестиции (67,7 %), прочие инвестиции составляли 31 %, а удельный вес портфельных инвестиций находился на уровне 1,3 %, то к 2003 г. ситуация изменилась на противоположную: доля прямых иностранных инвестиций снизилась почти в три раза (22,8 %), а доля прочих инвестиций увеличилась до 75,8 %. При этом удельный вес портфельных инвестиций продолжал оставаться незначительным, составив в 2003 г. 1,4 %. Подобная же тенденция сохранилась и в 2004 г., когда доля прямых инвестиций составила 19,2 % (несмотря на увеличение в абсолютном выражении относительно уровня 2003 года на 28 %, в % к итогу произошло ее снижение на 3,6 процентных пункта). Доля прочих инвестиций по итогам 2004 г. в общем объеме иностранных инвестиций возросла до 80%, т.е. увеличилась на 4,2 %. Портфельные инвестиции продолжали снижаться. В 2004 г. их уменьшение относительно уровня 2003 г. составило 12 %, в итоге их величина составила всего 0,8 % общего объема инвестиций. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. объем поступивших прочих иностранных инвестиций увеличился на 47,1 %, а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. – еще на 60,5 %, главным образом за счет роста прочих кредитов на 48,7 % и 59,5 % соответственно, а именно кредитов международных финансовых компаний и Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (см. табл. 2). Таблица 2 Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам в % к итогу
Следует отметить, что объемы прочих иностранных инвестиций увеличивались на протяжении всего рассматриваемого периода, за исключением 1999 г., в котором наблюдалось их снижение, что явилось следствием экономического кризиса 1998 г. В структуре прочих иностранных
инвестиций в анализируемом периоде
происходили следующие изменения. В 1995-1997 гг.
наблюдалось снижение доли торговых
кредитов с 6,3 % в 1995 г. до 1,9 % в 1997 г. Однако в
последующий период (1998-1999 гг.) произошел
резкий рост удельного веса торговых
кредитов в структуре прочих иностранных
инвестиций - до 14,2 % в 1998 г. и 15,2 % в 1999 г., что
было, по всей видимости, связано со
стремлением иностранных инвесторов (после
финансово-экономического кризиса,
случившегося в России в 1998 году) вкладывать
в российскую экономику преимущественно «короткие»
деньги. По мере роста доверия к российской
экономике и существенного улучшения ее
состояния доля торговых кредитов стала
снижаться и составила в 2003 г. 10 %, а по итогам
2004 г. – 11,5 %, хотя абсолютные объемы торговых
кредитов выросли в 2003 и 2004 г. по сравнению с
2000 г. в 1,9 и в 3,4 раза соответственно. Доля
прочих кредитов в составе прочих
иностранных инвестиций выросла с 16,5 % в 1995 г.
до 67,9 % в 2004 г., то есть более чем в четыре
раза, а абсолютные объемы прочих кредитов
увеличились в 2004 г. по сравнению с 2000 г.
более чем в шесть раз. Как уже отмечалось, доля прямых
иностранных инвестиций в структуре
поступающего в Россию иностранного
капитала снизилась с 67,7 % в 1995 г. до 19,2 % в 2004 г.
В 2003 г. по сравнению с 2002 г. наблюдалось
увеличение удельного веса прямых
иностранных инвестиций на 2,6 процентных
пункта, что являлось позитивной тенденцией,
однако в 2004 г. снова произошло его снижение,
что не позволяет говорить об
установившейся положительной тенденции
изменения доли прямых иностранных
инвестиций в составе поступивших
иностранных инвестиций. На протяжении
рассматриваемого периода однонаправленной
тенденции, как в динамике, так и в структуре
прямых иностранных инвестиций отмечено не
было. В отдельные годы (1997, 1999, 2003) наблюдался
рост объемов и доли прямых иностранных
инвестиций, и за период с 1998, 2001, 2002гг. их
снижение. В структуре прямых иностранных
инвестиций на протяжении рассматриваемого
периода наблюдалась тенденция к снижению
доли взносов в капитал с 48,8 % в 1995 г. до 6,4 %
в 2004 г. Удельный вес кредитов, полученных от
зарубежных совладельцев предприятий, также
снизился с 11,4 % в 1995 г. до 5,7 % в 2004 г. Однако в
отдельные годы физические объемы данного
вида кредитов росли очень высокими темпами,
например, в 1997 г. по сравнению с 1996 г. – в 5,9
раза, в 2000 г. по сравнению с 1999 г. – на 46,3 %, в
2003 г. по отношению к 2002 г. – на 62 %, в 2004 г.
по сравнению с 2003 г. – только на 22 %. На протяжении 1995 - 1997 гг. доля портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций росла, увеличившись за этот период с 1,3 % до 5,5 %. Последовавшая в августе 1998 г. девальвация национальной валюты и дефолт по государственным долгам привели к оттоку иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и удельный вес портфельных инвестиций снизился уже в 1998 г. до 1,6 %, а в 1999 г. составил совсем незначительную величину - 0,3 % от общего объема привлекаемых иностранных инвестиций. В 2000 - 2002 гг. объемы портфельных
инвестиций, поступивших в сектор
нефинансовых предприятий, увеличивались,
что может свидетельствовать о некотором
возрастании доверия иностранных
инвесторов к российскому рынку ценных
бумаг, однако объемы их относительно малы, а
доля в общем объеме иностранных инвестиций
составила в 2002 г. 2,4 %. В 2003 г. по сравнению с
2002 г. снова произошло снижение объемов
портфельных инвестиций (на 15,1 %), а их
удельный вес в общем объеме иностранных
инвестиций уменьшился до 1,4 %. Та же
тенденция наблюдалась и в 2004 г., снижение
объемов портфельных инвестиций составило
12,2 % по отношению к 2003 г., а их доля составила
всего 0,8 %. Таким образом, изменения, происходившие
в структуре иностранных инвестиций в 1995 - 2002
гг., связанные со снижением доли прямых
инвестиций и существенным увеличением
удельного веса прочих инвестиций
формировали недостаточно благоприятную
для стабильного и устойчивого роста
российской экономики структуру
иностранных инвестиций. Это, с нашей точки
зрения, связано с тем, что различного рода
кредиты, входящие в состав прочих
иностранных инвестиций, необходимо не
только впоследствии отдавать, но и погашать
процентные платежи по их обслуживанию, что
будет отвлекать ресурсы из экономики. Некоторое изменение тенденции, в 2003 г. в
направлении увеличения доли прямых
иностранных инвестиций и некоторого
снижения удельного веса прочих иностранных
инвестиций, является положительным для
российской экономики. Однако, в 2004 г. она не
сохранилась, поэтому, на наш взгляд, пока
еще преждевременно говорить об увеличении
доли прямых иностранных инвестиций в общем
их объеме. Проведение
анализа свидетельствует, что к проблемам,
влияющим на ситуацию с иностранными
инвестициями, относятся нерыночные формы
извлечения корпоративных доходов и
определения цены большинства российских
корпораций. Это прямое следствие того, что
высший менеджмент российских компаний
стремится сохранить контроль за
результатами деятельности своих компаний (они
принципиально не ориентированы на доход
собственников-акционеров)[3].
В
настоящее время следует начинать активную
инвестиционную политику привлечения
прямых иностранных инвестиций. Благодаря
прямым иностранным инвестициям зарубежные
компании-инвесторы принесут в Россию
знания, опыт и новейшие технологии, освоить
которые не составит для российских
предприятий большого труда. Иными
способами для России пробрести этот
инновационный ресурс будет крайне дорого. В
качестве примера можно назвать рекламный
бизнес или строительную индустрию, где
российские компании быстро переняли методы
работы западных коллег. Для преодоления несовершенства системных рисков инвестиционной и правовой сферы, деловой среды, отраслевых диспропорций, самым эффективным способом по упрощению привлечения инвестиций в отечественные предприятия является вступление России (или подготовка к вступлению) во Всемирную торговую организацию. Жесткие
требования ВТО к состоянию
законодательства, к снятию языкового
барьера, аналогичности
норм финансовой отчетности, состоянию
монополизации разных внутренних рынков,
таможенных, ценовых и тарифных барьеров,
степени развития трудовых и прочих
ресурсов позволяют стране избежать
нерыночных форм ведения хозяйства и
перераспределения результатов
деятельности. Условия
ВТО дают возможность иностранному
инвестору начинать бизнес почти «с колес»
– не надо
приспосабливаться к национальной
законодательной системе (инвестиционное
законодательство в странах ВТО аналогично),
к деловой среде и языку (делопроизводство
на 2 языках – национальном и английском),
налоговой системе и отчетности – они
аналогичны странам-участницам ВТО. Это
значительно экономит временные издержки и
приводит к более равномерному развитию
регионов страны-заемщика. Таким
образом, подготовка страны к вступлению в
ВТО благоприятно скажется на решении
проблем не только привлекательности
объектов для иностранных инвестиций, но
значительно улучшит состояние деловой и
правовой сферы в стране. Одним из самых перспективных и успешных государственных мероприятий по оздоровлению и развитию рынка внутренних инвестиций в стране была бы организация сбережений населения в определенные инвестиционные или венчурные фонды или иные институты[4]. Содействие
венчурному инвестированию является
необходимым условием оживления
инвестиционного процесса. В
настоящее время существующее российское
налоговое и гражданское законодательство
мало приспособлено к нуждам венчурного
бизнеса. Иностранный венчурный инвестор, а
именно он является серьезным игроком в этом
бизнесе в России, привык работать по
определенным правовым и налоговым схемам,
которых у российских партнеров пока нет. Основная идея поощрения венчурного финансирования со стороны иностранцев и отечественных инвесторов – это создание агентств по трансферту технологий, открытие новых государственных технологических фондов и изменения в налоговом законодательстве, что позволит ежегодно создавать от 3 до 5 тыс. малых предприятий технологической направленности. В
стратегическом аспекте
инвестиции сейчас выступают ключевым
звеном, определяющим решение всего
комплекса проблем развития страны и
модернизации экономики и, прежде всего,
достижения устойчивого экономического
роста и повышения конкурентоспособности
отечественного производства на
внутреннем и мировом рынках. При этом особое
значение приобретает структурный поворот
от производства и экспорта топливно-энергетических
ресурсов к развитию высокотехнологичных и
инновационноемких обрабатывающих отраслей.
Анализируя
инвестиционный процесс в России, нельзя
обойти молчанием региональный компонент. В
тенденции динамика роста иностранных
инвестиций в Республику Коми напоминает
российский показатель. Она характеризуется
теми же колебаниями по годам, неустойчивым
ростом и отраслевой структурой. Конечно,
региональная специализация РК не могла
сказаться на конкретике вложений
иностранного капитала в разные сферы
хозяйства Коми края. Ниже представлены
данные табл. 3, отражающие этот процесс. Таблица 3 Динамика
иностранных инвестиций привлеченных в
экономику Республики
Коми
Таким
образом, анализ нормативно-правовой базы
структуры и динамики
привлечения иностранных инвестиций в
российскую экономику показал, что
представляется весьма актуальным
проведение инвестиционной политики,
которая дала бы новые импульсы к
эффективному использованию прямых
инвестиций. В этих целях необходимо: 1.
Продолжить работу по развитию правовой
базы, регулирующей реализацию соглашений о
разделе продукции путем внесения
изменений и дополнений в положения:
«О составе и порядке возмещения затрат
при реализации соглашений о разделе
продукции» № 740 (1999 г.), «О формировании и
использовании ликвидационного фонда при
реализации соглашения о разделе продукции»
№ 741 (1999 г.). Это обеспечит большую прозрачность и более полный учет
затрат инвестора при реализации соглашения
о разделе продукции. 2.
Принять новые нормативные акты,
регулирующие вопросы декларирования
коммерческого открытия при разработке
месторождений углеводородного сырья на
условиях раздела продукции и
государственного контроля реализации
соглашений о разделе продукции при
пользовании недрами, что позволит
обеспечить более высокий уровень
конкуренции при проведении конкурсов и
аукционов. 3.
Принять Федеральные законы «О свободных
экономических зонах», «О договорах
государственной концессии, заключаемых с
российскими и иностранными инвесторами», «Об
изъятиях ограниченного характера из
национального режима для иностранных
инвестиций, осуществляемых на территории
Российской Федерации». 4.
Перестроить систему стимулирования
иностранных инвестиций путем увеличения в
ней доли финансовых льгот, предоставления
гарантий, принятий государством части
инвестиционных рисков, предоставление
инвестиционных кредитов и др., что позволит
придать инвестиционному процессу большую
стабильность. 5.
В целях создания более благоприятного
инвестиционного климата необходимо
упростить процедуру согласования технико-экономических
обоснований, проектов строительства и
получения разрешительной документации на
их реализацию путем создания
соответствующего уполномоченного органа
исполнительной власти с возложением на
него проведения государственной
экспертизы и выдачи разрешительной
документации для их реализации. -
совершенствовать процедуру регистрации
иностранных инвесторов коммерческих
организаций с иностранными инвестициями с
использованием международного опыта по
принципу «One
stop stop»
или комплексной
регистрации и в одном месте путем принятия
разработанного по этим вопросам
законопроекта «О государственной
регистрации юридических лиц». -
упорядочить систему государственного
контроля деятельности организаций путем
ограничения полномочий и
пересмотре функций органов
исполнительной власти, правомочных
проводить проверки и принимать меры административного
воздействия за исключением налоговых и
финансовых. - упорядочить и упростить установленного порядка лицензирования на территории страны путем внесения изменений в действующее законодательство в целях осуществления одной государственной политики в сфере лицензирования на территории РФ. Осуществление комплекса предлагаемых мер позволит активизировать инвестиционный процесс и получить дополнительные инвестиции для осуществления экономического развития регионов России.
[1] А. Саулов Насколько хватит «золотого дождя» инвестиций/ Независимая газета. – 2002 – 12 мая. – С. 3-4. [2] А. Чистов Регулирование инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России.–2002. - № 5. – С. 10. [3] Евстигнеев В.Р. Портфельные инвестиции в мире и России: выбор стратегии. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – С. 23, 37. [4] А.П. Шихвердиев Реформирование предприятий и пути привлечения инвестиций. – М.: Акционер, 2000. – С. 121-124. [5] Материалы Госкомстата РК 2003, 2004 гг.
|