Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
Особенности налогообложения недвижимостиС.И. Чужмарова
Налогообложение
недвижимости является одним из важных
направлений реформирования
налогообложения в России. Доходы
консолидированного бюджета Российской
Федерации от налогообложения
имущества в 2003 г. составили 137,8 млрд. руб.,
что составляет 3,7 % общей суммы налоговых
доходов и лишь 1,0 % к ВВП. В сравнении с
предыдущим годом их доля в налоговых
доходах снизилась на 0,6 %. В настоящее время
существующая система имущественных
налогов имеет ряд недостатков, выражаются в
следующем: -
сдерживание
инвестиций, вызванное затруднением
расчетов экономической эффективности
инвестиционных проектов, особенно средне- и
долгосрочных; -
невыгодное
обновление основных фондов предприятий-производителей,
так как налогом на имущество облагается
остаточная стоимость основных фондов; -
нестабильность
поступлений в бюджет платежей за землю, в
результате ежегодно изменяющихся ставок
земельного налога и арендной платы; -
существующая
разница в налогообложении имущества
юридических и физических лиц не
стимулирует снижение налогового бремени
путем переоформления объектов на
физических лиц; -
расходы
на управление налогом на имущество
физических лиц в отдельных районах
превышают его сборы и не обеспечивают
справедливого распределения налогового
бремени; -
налогом
на имущество физических лиц не облагается
значительная часть вновь построенных
объектов, имеющих высокую стоимость; -
устарели
методики определения налогооблагаемой
базы налога на имущество физических лиц; -
жилье
лучшего качества и местоположения по
остаточной стоимости дешевле, чем
крупнопанельные новостройки, а рыночная
стоимость их значительно выше. При подготовке проекта
Налогового кодекса Министерством финансов
эти недостатки существующей системы
имущественных налогов были учтены.
Налоговый кодекс предусмотрел возможность
замены налогов на имущество организаций и
физических лиц и земельного налога
консолидированным налогом на недвижимость
по решению органов власти субъектов РФ. Одним
из направлений реформирования налоговой
системы является создание системы
налогообложения недвижимости на основе
рыночной стоимости. Целями реформирования
налоговой системы в области
налогообложения недвижимости являются: -
стимулирование
развития рынка недвижимости и его
легализации; -
эффективное
использование земли, зданий и сооружений.
В
мировой практике налогообложения
недвижимости наблюдается тенденция к
налогообложению единого комплекса «земля и
недвижимое имущество, находящееся на ее
поверхности». Налог
на недвижимость существовал в
дореволюционной России. Затем он был
преобразован в квартирный налог. В
настоящее время налог на недвижимость
функционирует более чем в 130 странах мира и
представлен в двух его видах: единый налог и
отдельные налоги на землю и имущество. Методики оценки стоимости
земли и иной недвижимости в разных странах
имеют специфику. Во многих странах мира
успешно применяется налог на недвижимость,
рассчитанный исходя из ее рыночной
стоимости. Налоговой базой в США
установлена рыночная стоимость объектов. В странах с хорошо развитой
рыночной экономикой налог на недвижимость
составляет значительную часть доходов
местного бюджета. В США в зависимости от
штата доля налога на недвижимость может
составлять от 10 до 70 %. В Нидерландах налог
на недвижимость составляет до 95 % всех
поступлений в местные бюджеты, в Канаде – 80
%, во Франции – до 50 %. В ряде стран с
развивающейся рыночной экономикой налог на
недвижимость составляет 40-80 % доходов
местных бюджетов. Не
исключена возможность успешного внедрения
этой системы и в Российской Федерации.
В Российской Федерации налог на недвижимость установлен первой частью Налогового кодекса. 20.07.1997 г. был принят Федеральный закон №110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери». Результаты эксперимента будут изучены и найдут отражение в реформировании налогообложения недвижимости. С
введением налога
на недвижимость
юридические и физические лица
освобождаются от
уплаты: налога на имущество предприятий, налога
на имущество физических лиц, земельного
налога. Налогом на недвижимость облагаются: земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные водные объекты и леса. Плательщиками
налога на недвижимость являются:
юридические и
физические лица,
обладающие вещными правами на недвижимость,
находящуюся в государственной или
муниципальной собственности; собственники
недвижимости, находящейся в частной и иных
формах собственности. Базой налогообложения
является стоимость объекта недвижимости.
Налоговая база определяется на основе
стоимости земельного участка и иного
недвижимого имущества, зафиксированной на
определенную дату, с последующей целевой
индексацией. Организации
имеют право самостоятельно определять базу
налогообложения. Для физических лиц
стоимость недвижимости определяется
налоговыми органами. Целесообразным является предложение о выделении как отдельного объекта налогообложения так называемой доходной недвижимости. К ней предполагается отнести недвижимость, использование которой способно приносить прибыль благодаря ее индивидуальным особенностям (помещения магазинов, ресторанов, отелей, учреждений игорного бизнеса, финансово-кредитных учреждений). Налогом
на недвижимость не будут облагаться
объекты, находящиеся в собственности
иностранных государств и международных
организаций в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации. Законодательные органы
субъектов РФ вправе устанавливать
дополнительные льготы по видам
недвижимости. Предполагается
установление социальной льготы при
налогообложении зданий, находящихся в
собственности физических лиц. Не будет
облагаться налогами площадь в размере 21 кв.м
на одного человека и дополнительно 10,5 кв.м
на семью. Ставки налога устанавливаются законодательными
органами в отдельности для разных типов
земельных участков и для зданий и
сооружений субъектов
РФ в следующих пределах (в процентах к
рыночной стоимости): ·
индивидуальные
жилые дома, квартиры, жилые помещения, дачи -
не более 0,5 %; ·
гаражи
на одно - два машино-места - не более 1
процента; ·
объекты
недвижимого имущества, используемые для
промышленного производства, - не более 2 %; ·
иные
объекты - не более 5 %. Для
учета объектов недвижимости создается
налоговый реестр объектов недвижимости, в
котором содержится информация: -
виды
объектов недвижимости; -
физические
характеристики объектов недвижимости; -
права
на объекты недвижимости и субъекты этих
прав; -
фактическое
использование объектов недвижимости; -
оценка
стоимости объектов недвижимости для целей
налогообложения; -
другие
сведения. Организации,
уплачивающие налог на имущество, обязаны
зарегистрироваться и получить
регистрационный номер, а также сообщать об
изменениях объектов имущества. В организациях
сумма налога на недвижимость относится на
расходы, связанные с производством и
реализацией продукции (работ, услуг).
Индивидуальными предпринимателями сумма
налога на недвижимость включается в состав
расходов декларации о доходах. Действующая
в настоящее время система налогообложения
имущества применяется во всех развитых
странах мира. Налог на недвижимость в
странах Запада
является одним из экономических рычагов
стимулирования государством эффективного
использования имеющегося капитала. В
России налогу на имущество предшествовала
плата за производственные фонды. Она
определялась по дифференцированным
нормативам в процентах к среднегодовой
стоимости основных производственных
фондов и нормируемых оборотных средств. В
связи с изменением ставок и объектов
налогообложения величина платежа за фонды
не была стабильной и не носила налогового
характера. Введение
налога на имущество организаций
предусматривало следующие цели: -
обеспечить
бюджеты регионов стабильными источниками
доходов, необходимыми для финансирования
программ социального и экономического
развития; -
создать
у организаций заинтересованность в
реализации излишнего, неиспользуемого
имущества или в вовлечении его в
производственный процесс; -
стимулировать
эффективное использование имущества,
находящегося на балансе организации. Налог на имущество организаций
является обязательным платежом, введенным
с 1.01.1992 г. в соответствии с законом РСФСР «О
налоге на имущество предприятий»
действовавшим в рамках общей налоговой
реформы до 1.01.2004 г. и относится к налогам
субъектов Российской Федерации.
Поступления в бюджет налога на имущество
приведены в табл. 1. Таблица 1 Динамика и структура налога на имущество в консолидированном бюджете Республики Коми за 1993 – 2003 гг. в млн. руб.
Налог на имущество призван играть важную роль в формировании доходов регионального и местного бюджетов. Однако доля налога на имущество юридических и физических лиц в консолидированном бюджете Республики Коми составляет в последние годы около 10 % (см. табл.2) Таблица 2 Поступление
налога на имущество в республиканский
бюджет Республики Коми за 1996 – 2003 гг. в млн.
руб.
Как показывают данные табл.4, доля налога на имущество в доходах республиканского бюджета Республики Коми составляет в последние годы около 8%. Новый налог на имущество организаций является одним из этапов постепенного перехода на налогообложение недвижимости. Глава 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций» введена в действие с 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ и внесении изменения и дополнения в статью 20 закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а также о признании утратившими силу актов законодательства РФ в части налогов и сборов». Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Данный налог введен на территории РК в действие законом от 24.11.2003 г. № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми». Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексам РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по нему. Плательщиками налога на имущество организаций признаются: - российские организации; - иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на ее территории, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Остальные активы, запасы и затраты начиная с 1.01. 2004 г. налогом на имущество организаций не облагаются. Это значительная часть имущества, составляющая примерно 40%. Не облагаются налогом на имущество организаций и вложения во внеоборотные активы. На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» учитываются затраты организаций по капитальным вложениям в основные средства. Ранее эти затраты в части затрат на строительство не облагались налогом на имущество до окончания планового срока строительства зданий и сооружений, монтажа оборудования и т.д. Капитальные вложения, связанные с приобретением отдельных объектов основных средств, до момента их зачисления в состав основных средств облагались налогом сразу с момента принятия к учету на счете 08. Вложения во внеоборотные активы будут облагаться налогом на имущество организаций только после перевода их состав основных средств. В структуре имущества организаций по основным отраслям экономики Республики Коми остаточная стоимость основных средств составляет в среднем около 50 %, в том числе в промышленности 38 %, сельском хозяйстве 62 %, транспорте 38 %, строительстве 20 %. Снижение налоговой базы налога на имущество организаций приведет к потерям доходов республиканского бюджета. Главой 30 Налогового кодекса РФ установлены особенности уплаты налога на имущество для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, и иностранных организаций, не ведущих деятельности на территории РФ, но имеющих имущество на ее территории на правах собственности: - объектом налогообложения для первых признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств; - объектом налогообложения для вторых признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности. Иностранные организации ведут учет объектов в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета. Налогом на имущество облагаются не все объекты основных средств. Освобождение от налогообложения отдельных видов имущества организаций на федеральном уровне имеет в основном социальную направленность либо стратегическое значение для страны. Согласно п.4 статьи 374 Налогового кодекса РФ не признаются объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Налоговая база определяется на основе среднегодовой стоимости имущества, учитываемого по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то их стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа в конце каждого налогового (отчетного) периода. Налоговой базой по объектам недвижимого имущества иностранных организаций является инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по их местонахождению сведения об инвентаризационной стоимости объектов, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня их оценки. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества: - подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации); - каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; - каждого объекта находящегося вне местонахождения организации, ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации; - облагаемого по разным налоговым ставкам. При местонахождении объекта на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), налоговая база определяется отдельно пропорционально доле его балансовой стоимости на территории соответствующего субъекта РФ. Налоговая база определяется организациями самостоятельно. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за ним месяца, на количество месяцев в периоде, увеличенное на единицу. С установлением такого порядка определения налоговой базы не требуется специального регулирования расчета средней стоимости имущества в случаях создания организации не с начала года или в середине квартала. Налоговая база объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной его инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Главой 30 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения налоговой базы по договору простого товарищества (договора о совместной деятельности). Налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости имущества переданного по договору, а также исходя из остаточной стоимости иного имущества, приобретенного или созданного в процессе совместной деятельности. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога по объектам имущества, переданных им в совместную деятельность. По имуществу, приобретенному или созданному в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело. Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, участнику договора простого товарищества сведения об остаточной стоимости общего имущества товарищей, на 1-е число каждого месяца и о доле каждого участника в общем имуществе, а также сведения, необходимые для определения налоговой базы. Имущество, переданное в доверительное управление, а также приобретенное по договору доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Главой 30 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества. Законом Республики Коми № 67-РЗ установлена налоговая ставка в размере ноль процентов для следующих категорий плательщиков: - органов государственной власти и управления; государственных органов; - органов местного самоуправления; - государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета; - организаций, осуществляющих управление дорожным хозяйством. С 2004 г. значительное число льгот по налогу на имущество, установленных ранее законом РФ №2030-1, в настоящее время отменено. Налоговые льготы, предусмотренные главой 30 Налогового кодекса РФ, имеют социальный характер. В соответствии со статьей 381 Налогового кодекса РФ от налогообложения имущества освобождаются следующие организации, учреждения: 1) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; 2) религиозные; 3) инвалидов (в том числе их союзы), среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 %; 4) уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, по имуществу, используемому для производства или реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых); 5) единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого для образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; 6) основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - по имуществу, для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями; 7) в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения; 8) по объектам жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов; 9) по объектам социально-культурной сферы, используемым для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения; 10) в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных или не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к объектам особого назначения; 11) имеющие ядерные установки, используемые для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов; 12) имеющие на балансе ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания; 13) в отношении железнодорожных путей и федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи; 14) имеющие космические объекты; 15) специализированные протезно-ортопедические предприятия; 16) коллегии адвокатов, адвокатских бюро и юридические консультаций; 17) государственные научные центры; 18) Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств - в части имущества, используемого для научной (научно-исследовательской) деятельности. При
установлении налога на имущество
организаций законами субъектов РФ могут
также предусматриваться налоговые льготы и
основания для их использования. В
соответствии с законом Республики Коми № 67-РЗ
налоговые льготы для организации
устанавливаются законом о республиканском
бюджете Республики Коми на соответствующий
финансовый год в порядке, установленном
законом РК «О налоговых льготах». Например,
в соответствии с законом РК от 28.12. 2004 г. № 73-РЗ
«О республиканском бюджете Республики Коми
на 2005 г.» от уплаты налога на имущество
организаций освобождаются: -
общественные организации, созданные
для сохранения памяти Морозова И.П., а также
их организации, уставный капитал которых
полностью состоит из вкладов указанных
организаций; -
редакции и издательства печатных
средств массовой информации (за
исключением редакций печатных средств
массовой информации рекламного и
эротического характера); Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу на имущество организаций установлен статьей 382 Налогового кодекса РФ. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Величина налога, подлежащая уплате в бюджет определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами его авансовых платежей. Она исчисляется отдельно в отношении имущества: - подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации), - каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, - находящегося вне местонахождения организации, ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, - облагаемого по разным налоговым ставкам. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется за отчетный период в размере одной четвертой произведения соответствующей ставки налога и средней стоимости имущества. Авансовый платеж по налогу на недвижимое имущество иностранных организаций исчисляется как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку. В соответствии со статьей 383 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате предприятиями в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. В соответствии с законом Республики Коми от 27.11. 2003 г. № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» уплата налога осуществляется в виде авансовых платежей по налогу, уплачиваемых в три срока: не позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября текущего года. По итогам налогового периода уплата налога на имущество организаций производится за вычетом авансовых платежей не позднее 10 апреля года, следующего за ним. Организации, имеющие нулевую налоговую ставку освобождаются от исчисления авансовых платежей. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций по местонахождению их обособленных подразделений определены статьей 384 Налогового кодекса РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по их местонахождению. Его величины определяются в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, где они расположены, и налоговой базы (средней стоимости имущества). Организация, имеющая объекты, не находящиеся на ее территории, уплачивает налог в бюджет по их местонахождению в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки и средней стоимости имущества. Организации обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, а также местонахождению обособленных подразделений, и каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам не позднее 30 дней по окончания отчетного периода, и налоговую декларацию по налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Вторым в системе налогообложения имущества является налог на имущество физических лиц - являющийся одним из древнейших налогов. В Римской империи существовали: поземельный налог, средняя ставка которого составляла 1/10 дохода земельного участка; налог на недвижимость; налог на живой инвентарь, который взимался с владельцев рабов и крупного рогатого скота; налог на ценности. Сумма налога определялась каждые 5 лет во время переписи (ценза) чиновниками – цензорами (лат. census – делаю опись, перепись) путем отнесения граждан по имущественному состоянию и семейному положению к определенному налоговому (податному) разряду. В настоящее время налог на имущество физических лиц существует практически во всех странах, в том числе в виде налога на недвижимость. Он относится к местным налогам и поступает в местный бюджет. Следует отметить, что налог на имущество физических лиц занимает незначительное место в доходах местного бюджета Республики Коми. В последние годы доля дохода местного бюджета составляла около 0,1%. По мнению налоговых органов Республики Коми, сумма налога на имущество физических лиц в 2004 г. должна значительно увеличиться. Рост налоговых поступлений предполагается осуществить за счет увеличения налоговой базы по реализуемым объектам недвижимости, стоимость которых близка к рыночной. Налог на имущество физических лиц является общеобязательным на всей территории России в соответствии с законом РФ от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» с изм. и доп. Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества. Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налог на имущество платит каждое из этих физических лиц соразмерно доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются плательщики налога, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций. Если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. Объектами налогообложения являются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога в соответствии с законом РФ №2003-1 устанавливаются в пределах, указанных в табл. 3. Таблица 3 Ставки налога на имущество физических лиц в Российской Федерации
В соответствии с решением Совета муниципального образования «Город Сыктывкар» от 28.11.2003 г. № 5/11-83 «О ставках налога на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от типа использования имущества и его суммарной инвентаризационной стоимости установлены в следующих пределах (см. табл. 4). Таблица 4 Ставки налога на имущество физических лиц по муниципальному образованию «Город Сыктывкар»
В соответствии с законом РФ № 2003-1 от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан: 1) Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; 2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; 3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан; 4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, в составе действующей армии в период Великой Отечественной войны; 5) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 6) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; 7) лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 8) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: ü пенсионерами, получающими пенсии в порядке в соответствии с законодательством РФ; ü гражданами, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; ü родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; ü налог на имущество физических лиц также не уплачивается со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых как творческие мастерские, ателье, студии; с жилой площади которая, используется для открытия негосударственных музеев, галерей, библиотек; ü с жилого строения жилой площадью до 50 кв. м. и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м., расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан. Органы местного самоуправления имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу для отдельных категорий граждан. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Налог за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности уплачивается каждым из собственников соразмерно его доле в стоимости имущества. Если такая доля не определяется, то налог уплачивается одним из собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается собственниками в равных долях. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые расчета налогов, по состоянию на 1 января текущего года. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала следующего года, после их возведения или приобретения. За имущество перешедшее по наследству, налог уплачивается со дня открытия наследства. При уничтожении, полном разрушении строений, помещений, сооружений налог не уплачивается с месяца, в котором это событие произошло. При переходе права собственности на имущества от одного гражданина к другому налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января календарного года до начала месяца, в котором он утратил право собственности, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у него возникло это право. При возникновении права на льготу перерасчет налога производится с месяца года, в котором оно возникло. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы перерасчет налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению гражданина. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта имущества. Уплата налога производится владельцами имущества равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, не уплачивающие налог, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года. Налог на имущество физических лиц уплачивается независимо от того, используется имущество или нет. Земельный налог также занимает незначительную долю в доходах местного бюджета Республики Коми. В последние годы земельный налог составлял около 1,6 % доходов местного бюджета. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с принятием закона РФ от 25.10.2001 г. (с учетом изменений от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются: - земельный налог, - арендная плата, - нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, земельный налог уплачивают ежегодно. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» регулирует вопросы порядка исчисления и уплаты земельного налога. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, а также для получения банковского кредита под залог земли устанавливается нормативная цена земли. Нормативная цена земли применяется в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена в целях: - обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность; - установления коллективно - долевой собственности на землю; - передачи по наследству; - дарения; - получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается правительством Российской Федерации. По конкретным земельным участкам она не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Доля земельного налога в налоговых доходах федерального бюджета составляет около 0,3 %. Введение платы за землю предполагает: ü стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель; ü повышение плодородия почв; ü выравнивание социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества; ü обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах; ü формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Налог на земли сельскохозяйственного назначения уплачивают организации и физические лица, которым они предоставлены в собственность, владение, пользование. К ним относятся: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. Уплата налога на земли несельскохозяйственного назначения осуществляется предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, имеющими в собственности, владении или пользовании такие земельные участки. Объектом налогообложения являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование. Налоговой базой является площадь земельного участка, или его нормативная цена. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога устанавливаются дифференцированно в зависимости от целевого использования (назначения) земель. Факторами, определяющими дифференциацию ставок земельного налога, являются: - месторасположение земельной площади (участка); - цель использования земельной площади (участка); - особенность земельной площади и ее технологическое обустройство; - статус поселения, его социально-экономического потенциал, число жителей в поселении. Для земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями и др.) ставки устанавливаются с учетом состава угодий, их качества, площади, месторасположения. Для земель несельскохозяйственного назначения ставки корректируются в зависимости от: ü экономического района РФ; ü категорий городов с учетом их статуса; ü уровня социально-культурного потенциала; ü исторической и рекреационной ценности территории; ü местоположения; ü состояния окружающей среды; ü уровня развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий; ü инженерно-геологических условий строительства и степени подверженности территорий воздействию чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера и др. Дифференциация ставок земельного налога по Республике Коми (северный район) показана в табл. 5. Таблица 5 Ставки земельного налога в Республике
Коми (северный район) на 2004 г.
Органами местного самоуправления предоставляется право повышать ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья, за участки в границах сельских населенных пунктах и вне их черты, но не более чем в два раза. Ставки налога на земли городов и поселков дифференцированы (с учетом численности населения): - в курортных зонах коэффициент увеличения средней ставки – от 1,5 до 8,0; - в зависимости от статуса города, развития социально-культурного потенциала коэффициент от 1,9 до 3,0. Таким образом, ставки земельного налога устанавливаются дифференцированно в зависимости от целевого использования (назначения) земель. За земельные участки, используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливаются в двукратном размере. Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральном бюджете. Особенности уплаты за земли сельскохозяйственного назначения определяются Федеральным законом РФ № 1738-1. С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. Это положение не распространяется на предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий 25 %. Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в соответствии с законодательством. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации определены законом РФ № 1738-1. Например, средние размеры земельного налога с 1 га. пашни установлены по Республике Коми в размере 1215 руб., Кировской области 1295 руб., Магаданской области – 665 руб., Московской области – 2550 руб., Ленинградской области – 2310 руб., Краснодарскому краю – 4950 руб. Органами власти субъектов Российской Федерации ставки земельного налога утверждаются исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Ими также устанавливаются минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий. При исчислении сумм земельного налога для плательщиков на местоположение их земельных участков вводятся коррективы. Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, уплачивается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения. В разделе третьем закона РФ № 1738-1 определены особенности платы за земли несельскохозяйственного назначения. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок земельного налога в городах и других населенных пунктах. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. В облагаемую налогом площадь включаются: - земельные участки, занятые строениями и сооружениями; - участки, необходимые для их содержания; - санитарно - защитные зоны объектов; - технические и другие зоны. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в двукратном размере. Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, взимается: - сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы - в размере 15 %, - свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель. Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения уплачивается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, установленных для поселений численностью до 20 тыс. чел. Налог за земли водного фонда (как покрытые, так и не покрытые водой) вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района. Налог за земли лесного фонда подлежит уплате за период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда уплачивается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон. Льготы по взиманию платы за землю определены статьей 12 Закона РФ № 1738-1. От уплаты земельного налога полностью освобождаются: ü заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; ü предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами; ü научные организации; ü учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, религиозные объединения, на земле которых находятся здания, как памятники истории, культуры и архитектуры; ü предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, для повышение плодородия почв; ü участники Великой Отечественной войны; ü инвалиды I и II групп; ü земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации; ü земли общего пользования населенных пунктов; ü учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма; ü высшие учебные заведения, научно - исследовательские учреждения; ü государственные предприятия связи; ü земли для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации; ü санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности; ü внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли для их размещения и постоянной деятельности; ü граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения; ü военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей; ü Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»; ü учреждения и органы уголовно - исполнительной системы; ü профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования; ü земли, используемые пожарной охраной; Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков. Налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 % от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). Органы власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу. Например, в соответствии с законом Республики Коми от 25.12.2003 г. № 82-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 г.» от уплаты земельного налога освобождены граждане, по земельным участкам, полученным под индивидуальное жилищное строительство, на период строительства, но не более 5 лет, или до полного погашения ими кредита (ссуды) и процентов по нему в соответствии с условиями договора. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки в пределах суммы налога, остающегося в их распоряжении. Порядок установления и взимания платы за землю определен в разделе 5 закона РФ № 1738-1. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог с юридических лиц, исчисляется ежегодно (не позднее 1 июля) представляется в налоговые органы по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога производится в течение месяца со дня их предоставления. За земельные участки, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения. За земельные участки, по обслуживанию строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле. Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более, чем за три предшествующих года. Плата за землю плательщиками земельного налога перечисляется: - за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления; - за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, долями в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации на бюджетные счета субъекта РФ, соответствующих органов местного самоуправления. Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляется не более 10 % от суммы средств земельного налога административного района. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме. Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: - финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; - инженерное и социальное обустройство территории. Средства земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, расходуются на указанные выше цели только для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель. Не использованные в течение года остатки средств налога и арендной платы используются по целевому назначению в следующем году. В настоящее время налогообложению недвижимости уделяется недостаточное внимание – как источнику дохода региональных бюджетов. Действующий механизм налогообложения не стимулирует рационального использования имущества и земли, повышения эффективности производства с целью увеличения его доходности и в связи с этим требует совершенствования. |