Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

Субъекты, структуры и отношение общества / государства к неформальным финансам

В.С. Волостнов

В работе сделана попытка определить сущность понятия «неформальные финансы» и выявить их структуру. По мнению автора, неформальные финансы представляют собой «кровеносную систему» теневой экономики.

Теневая экономика сегодня является одной из первостепенных проблем развития мирового сообщества, от решения которой непосредственно зависит «здоровье» национальных  экономик, уровень правопорядка, мера  благосостояния населения. Сложность ее, ее неоднородность усугубляют отношение общества  государства к ней.

 «Кровеносную» систему теневой экономики, и это очевидно, представляют неформальные финансы. Их влияние на жизнедеятельность общества / государства так велико, так противоречиво, что совершенно необходимо назрела потребность их адекватного познания.

Масштабы их в мире так велики, составляя в различных странах от 6-7 до 76% валового внутреннего продукта, что просто замалчивать, обходить данный феномен не  только неверно, не только опасно, но даже преступно (взять хотя бы Коррупционную компоненту, разрушающую нормальное  функционирование общества / государства).

Итак, что не представляют собой неформальные финансы?

Как представляется, неформальные  финансы есть совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и перераспределением фондов денежных средств, между различными субъектами финансов (индивидами, семьями, коммерческими и некоммерческими организациями, государствами, союзами государств, международными экономическими, финансовыми институтами), не отражаемые официальной статистикой, не контролируемые государством, носящие явный или тайный характер, направленные на реализацию экономических, прежде всего материальных  интересов данных субъектов.

Исходя из данной трактовки неформальных финансов, нельзя согласиться с бытующей в экономической, правовой литературе точкой зрения о том, что субъектами теневой экономики, соответственно и неформальных финансов, выступают исключительно государство, организации, индивиды. Подобное субъектное «сужение» не позволяет научно описать данные явления, что, разумеется, не может не сказаться самым отрицательным образом на общественной практике. Это тем более важно, что по своему характеру неформальные финансы в общем и целом носит как легитимный, так и не легитимный, нередко не оформленный нормами права характер. Причем, многое здесь зависит  от воли законодателя: что считать: легитимным /не легитимным, стоящим или нестоящим правового закрепления (или же можно ограничиваться использованием традиций, рубин и т. д.).

Следует подчеркнуть, что неформальные финансы пронизывают все фазы общественного воспроизводства. Они проявляются  на  всех  уровнях бытия общества, начиная от микроуровня  (индивиды, семей) и заканчивая глобальным уровнем.

Не вдаваясь в анализ причин существования неформальных финансов (это – отдельный разговор). Заметим, что это - историческое явление, существовали и существуют и будут существовать  в любых экономиках, в любых государствах, при различном политическом режиме, больше или меньше.

По своей структуре неформальные финансы, на наш взгляд включают в себя: во-первых, криминальные финансы (рэкет, проституция, наркобизнес, экономическая преступность, кражи оборот  контрафактной  продукции, незаконный оборот оружия и др.), по во-вторых, фиктивные финансы (приписки по государственному заказу, государственным закупкам и др.), в-третьих полуправовые  финансы (легальные по сфере, направлениям, но нелегитимные  по отдельным формам своего проявления, например, сокрытие доходов, уклонение от налогообложения), в-четвертых, внеправовые финансы (не урегулированные нормами права; не отражаемые официальной  статистикой, - например, реализация сельскохозяйственной продукции гражданами со своего личного подсобного хозяйства и др.).       

Подобное, хотя  и несовершенное, структурирование неформальных финансов, уже на данном этапе исследования позволяет  хотя бы в первом  приближении определить отношение к ним общества/ государства: что-то – легализовать, с чем-то – беспощадно бороться, что-то – фиксировать официальной статистикой, что-то – поддерживать и т.п.

Более того, отсюда вытекает аргументированный вывод о том, что наряду с объективными факторами, генерирующими неформальные финансы, есть и субъективные, когда в обществе / государства существуют, воспроизводятся как не организованные силы, использующие, а нередко и созидающие причины и условия, поражающие тот или иной сегмент неформальных финансов. И в этом смысле последние можно охарактеризовать не только как пассивные, но и как активные.

Учитывая вышеприведенную структуру неформальных финансов, можно во-первых констатировать, что их объектом выступает не только национальный  доход, валовый внутренний продукт, но и национальная богатство общества, в том числе и других стран. Во-вторых, сделать вывод о том, что их воздействие на объект носит как негативный (например, хищения бюджетных средств), так и позитивный (например, Увеличение валового внутреннего продукта за счет вторичной занятости граждан характер прием, имеющий различные формы проявления (экономические, социальные, политические, экологические и др.).

Сложность неформальных финансов обуславливает и сложность их измерения. Последнее в настоящее время осуществляется как  предметами методами (методами открытой проверки, специальными методами), так и косвенными методами (метод расхождений, сравнения доходов и расходов, по расчету занятости, монетарный  метод и т.д.).

  В заключение заметим, что предложенная автором трактовка неформальных финансов, с одной стороны, базируется на уже наработанных  экономической, правовой  науках достижениях, с другой стороны, будучи  должностным их развитием, уточнением, дополнением далеко от  совершенства, что требует их дальнейшего адекватного познания.