Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИА.А. Вишняков
В современных условиях, характеризующихся сменой экономических формаций и технологических укладов, становлением новой информационной экономики происходит постоянное возрастание веса и влияния инноваций. Интенсификация научно-технического прогресса и тенденции, присущие современному этапу экономического развития свидетельствуют о том, что инновационный тип развития общества является определяющим, а экономика, соответственно, становится все более инновационной. На современном этапе создание национальной инновационной системы выдвигается в число высших приоритетов социально-экономической политики Российского государства. По сути, речь идет о форсированном переходе к экономике развития. В значительной степени решение данной проблемы зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. Одним из наиболее перспективных путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой. Венчурное инвестирование представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности. Средства венчурных инвесторов вкладываются в основном в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. В последующем, после развития и закрепления на рынке технологического предприятия, венчурный фонд продает свой многократно возросший в цене пакет акций (долю) в этом предприятии, обеспечивая тем самым значительную прибыль на вложенный капитал. Северные территории играют ключевую роль в российской национальной экономике. Не вызывает сомнений тот факт, что Север имеет мировое значение в решении фундаментальных проблем развития Земли; это родина уникальных этнокультурных образований; территория с особыми производственными и социальными технологиями; энерго-экономическими и медико-физиологическими параметрами жизнедеятельности; основной источник природных ресурсов и валютных поступлений страны; важнейший экологический ресурс Земли; сфера геополитических отношений Российской Федерации. Перспективы развития Российского Севера в XXI веке, учитывая особую ранимость северной природы, высокие затраты на развитие традиционных отраслей экономики, в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора северных регионов - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции. По сути, речь идет о стратегии качественного роста, а, в конечном счете - о формировании полноценной инновационной политики. На Российском Севере венчурных инвесторов прежде всего интересуют промышленная реструктуризация, новые технологии и малый бизнес. Именно эти сектора экономики должны стать объектами рисковых инвестиций. Учитывая, что основными отраслями специализации северных регионов являются топливная, горнодобывающая и лесная промышленность, особое внимание будет уделяться развитию и внедрению новых, в т.ч. высоких технологий в данных отраслях с целью их экологизации и дальнейшего качественного развития. Важную роль здесь должны сыграть корпоративные инвесторы – крупные компании, осуществляющие активную деятельность в этих отраслях. На Севере России
важными факторами среды бизнеса являются:
значительный научно-технический, кадровый,
инновационный потенциал региона;
благоприятный предпринимательский климат;
инновационная стратегия ведущих фирм
региона; сочетание международных и
межрегиональных связей
диверсифицированного по направлениям и
содержанию инвестиционно привлекательного
бизнеса. Республика Коми исключительно северный регион, она вносит весомый вклад в экономику не только Севера России, но и в целом страны, благодаря своему минерально-сырьевому, промышленному, научному и трудовому потенциалу. В целом в Республике Коми общий объем отгруженной инновационной продукции в 2003 г. составил 236,4 млн. руб., в том числе объем продукции, подвергшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренной составил 127,1 млн. руб. По видам экономической деятельности объем инновационной продукции составил: в текстильном и швейном производстве - 95,4 млн. руб.; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели – 58,2 млн. руб.; целлюлозно-бумажное производство и полиграфическая деятельность - 36,1 млн. руб.; производство машин и оборудования – 46,7 млн. руб.[1] За
январь-ноябрь 2004 г. сальдированный
финансовый результат организаций отрасли «наука
и научное обслуживании» в действующих
ценах сложился положительный и составил 62,7
млн. руб., что на 16% больше объема прибыли за
аналогичный период 2003 г. Все организации
отрасли были прибыльными. Наибольшая
доля инновационных затрат предприятий и
организаций связана с приобретением машин,
оборудования, установок и прочих основных
фондов, необходимых для внедрения
нововведений. На исследования и разработки
приходилось 7% инновационных затрат,
приобретение программных средств – 6%, на
обучение и подготовку персонала и
маркетинговые исследования – 2%. Факторами, препятствующими инновациям в организациях промышленности республики являются: недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости нововведений, а также неразвитость инновационной инфраструктуры. В 2004 году в Республике Коми научную и инновационную деятельность осуществляли 33 крупных и средних организации, из них: 12 – научные и научно-исследовательские, 4 – проектные и проектно-конструкторские, 3 – высшие учебные заведения, 14 – организации промышленности и сферы услуг, в том числе в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 5. Численность
специалистов, занимавшихся научной
деятельностью, к началу 2005 г. составила 1,4
тыс., из них высококвалифицированных
научных работников, имеющих научную
степень кандидата наук, - 324 человека (23%),
доктора наук – 81 человек (6%). (1).[2] Особенностью Республики Коми является тот факт, что за последние полвека здесь получила приоритетное развитие академическая наука в системе АН СССР (РАН). Научные исследования, имеющие перспективу в качестве привлечения внебюджетных инвестиций касаются в основном проблем биотехнологии и микробиологии, производства фармацевтических препаратов, достижений в области гематологии и создания новых лечебных препаратов из крови, проблем экологии и растениеводства. Для комплексного решения инновационно-технологических актуальных проблем необходима интеграция республики с регионами, имеющими традиционно широко развитые прикладные науки и мощную технологическую базу (к примеру - Кировская область). Если рассматривать потенциальные объекты венчурного инвестирования, которыми являются малые предприятия, в Республике Коми, то в их отношении складывается следующая картина. За 2004 г. сведения о своей деятельности представили 4,0 тысячи малых предприятий (в 2003 г. – 3,6 тысяч). Право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью имели 37,3 тысяч человек. Уровень развития малого предпринимательства достаточно низкий. [3] Если по объемам промышленного производства в целом доля малого бизнеса в республике невелика: всего около 6%, то по производству отдельных видов продукции их вклад весьма значителен. Практически полностью в руках малого бизнеса мебельное производство в республике, изготовление металлопластиковых окон и дверей, производство муки, обуви, до 80% отдельных видов швейных изделий и рыбной продукции. Велика роль малого бизнеса и по оказанию отдельных видов платных услуг населению: от 75% до 90% всего объема услуг по пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой аппаратуры, техобслуживанию и ремонту транспортных средств, ремонта и изготовления мебели, ремонта жилья, парикмахерских услуг, изготовления фотографии, проката и услуг правового характера.[4] Все
вышесказанное позволяет сделать вывод о
том, что на Севере России, и в частности в
Республике Коми, существует объективная
необходимость, социально-экономические
условия и возможности для развития
инновационной деятельности и современных
механизмов ее финансирования, в первую
очередь венчурного инвестирования. Развитие инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой стороны - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику региона. Сформированная инновационная система позволит вывести экономику Российского Севера из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать динамику роста перерабатывающих отраслей, обеспечить конкурентоспособность продукции, способствовать переустройству и подъему экономики Российского Севера.
[1] Социально-экономическое
положение Республики Коми. Доклад. 2004. / под
ред. Сквозникова В.Я. - Сыктывкар. - 2005. - 292 с. [2] Там же [3] Малое
предпринимательство Республики Коми в 2004 г.
Экспресс-информация. / ТО Федеральной
службы государственной статистики по РК. –
Сыктывкар. – 2004. [4] Там же |