Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

А.А. Вишняков

В статье рассматриваются возможности развития венчурного инвестирования. В Республике Коми предлагается продолжить начатую еще в 2000 г. работу по созданию региональной системы венчурного инвестирования. По мнению автора необходимо рассмотреть следующие задачи: развития в республике венчурного бизнеса по отраслевому принципу;  создание межрегиональной системы венчурного инвестирования; разработка Концепции развития венчурного инвестирования в условиях Российского Севера; разработка механизма создания системы венчурного инвестирования на региональном и межрегиональном уровне и другие. 

Трансформация экономики в мире в течение последних десятилетий показала, что инновации, основанные на достижениях в области науки и техники, стали элементом, вносящим основной вклад в формирование национального благосостояния. Система, поддерживающая этот процесс, стала одним из важнейших национальных достояний в развитых странах, источником роста той же степени важности для сегодняшнего дня и будущего, каким в прошлом были национальные природные ресурсы и накопление средств производства.[1]

Экономическая безопасность России зависит прежде всего от всестороннего развития отечественной науки и доведении уровня качества ее рекомендаций и применения в хозяйственной практике до наилучших мировых стандартов. Особая значимость в разрешении обозначенной проблемы принадлежит инновационной политике. С учетом логики концепции экономической безопасности задачу инновационной политики России можно и должно определить как создание наиболее благоприятных условий для ускоренного развития науки и новых технологий, а также дальнейшей интернационализации научно-технической деятельности как  предпосылки межнациональных экономических связей и важнейшей подсистемы формирующегося мирового хозяйства.[2]

Перспективы развития Российского Севера в XXI веке, учитывая особую ранимость северной природы, сырьевую специализацию промышленности, высокие затраты на развитие традиционных отраслей экономики, в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора северных регионов - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции. По сути, речь идет о стратегии качественного роста, а в конечном счете – о формировании полноценной инновационной политики.

Инновационный путь развития, названный Президентом России основным в современных экономических условиях, заставляет искать новые подходы к реализации научно-технического и инновационного потенциала северных регионов. В значительной степени решение данной проблемы зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. Одним из наиболее перспективных путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.

Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия, как правило, инновационной направленности, без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал закрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита, как правило, на срок от 3 до 7 лет.[3]

Венчурный инвестор не стремится приобрести контрольный пакет акций компании. Он рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. Все перечисленные риски несет на себе компания и ее менеджеры. При этом, еще одним преимуществом привлечения венчурного инвестора является принадлежность контрольного пакета менеджерам компании. Имея у себя контрольный пакет, они сохраняют все стимулы для активного участия в развитии бизнеса. Прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по прошествии 5-7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.[4]

В современном мире венчурная отрасль вновь переживает период  подъема, чему способствуют процессы глобализации, ин­форматизации общества, увеличение роли знаний и информации в биз­несе. В индустриально развитых странах государство обеспечивает соответствующие условия для благоприятного развития венчурной инвестиционной деятельности.[5]

Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в России в настоящий момент также является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.[6]

По оценкам экспертов, на Севере нашей страны имеются богатые возможности для реализации вен­чурных проектов. Прежде всего, венчурных инвес­торов интересуют промышленная рест­руктуризация, новые технологии и малый бизнес. Именно эти сектора экономики станут объектами рисковых инвестиций. Учитывая, что основными отраслями специализации северных регионов являются топливная, горнодобывающая и лесная промышленность, особое внимание следует уделять развитию и внедрению новых, в т.ч. высоких технологий в данных отраслях с целью их экологизации и дальнейшего качественного развития. Важную роль здесь должны сыграть корпоративные инвесторы – крупные компании, осуществляющие активную деятельность в этих отраслях.

Помимо необходимости внедрения «новейших» технологий, в северных регионах России остро стоит проблема модернизации традиционной ресурсодобывающей промышленности, имеется внутренний инновационный спрос со стороны «традиционных» сегментов экономики. Добыча и переработка сырья (особенно такого ценного возобновляемого ресурса, как лес), первый и второй передел, транспортная инфраструктура, энергоемкость, создание экологического энергоэффективного жилья и обслуживающей его инфраструктуры – вот главные приоритеты для применения венчурного капитала в условиях Российского Севера. 

В контексте изложенного, в Республике Коми предлагается продолжить начатую еще в 2000 году и необоснованно прерванную работу по созданию региональной системы венчурного инвестирования. Также необходимо рассмотреть вопрос о возможности развития в республике венчурного бизнеса по отраслевому принципу. Осуществление политики развития венчурного инвестирования в регионе целесообразно проводить по нормативному, организационному и экономическому направлениям. Также предлагается рассмотреть вопрос о создании межрегиональной системы венчурного инвестирования, в состав которой входили бы субъекты Северного и Северо-Западного экономических районов России.

Необходимо разработать Концепцию развития венчурного инвестирования в условиях Российского Севера, разработать механизм создания системы венчурного инвестирования на региональном и межрегиональном уровне. Важнейшим шагом на этом пути должно стать создание региональных и отраслевых венчурных фондов с участием государства и привлечением средств из федерального Венчурного Инвестиционного Фонда (фонда фондов).

Во исполнение решения Совещания по разработке и реализации государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации, необходимо обобщить положительный опыт северных регионов по привлечению внебюджетных источников финансового обеспечения научно-технической и инновационной сфер, подготовить предложения по повышению инвестиционной привлекательности регионов. Требуется провести анализ существующей федеральной и региональной правовой базы, регулирующей научно-техническую и инновационную сферы, сформировать модельную правовую базу регионального уровня.

Выбор приоритетных направлений и критических технологий должен осуществляться, исходя из региональных прогнозов и кратко-, средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития региона. В прогнозах и программах развития необходимо сделать оценку ресурсных возможностей региона, опыта реализации научно-технической и инновационной политики других северных регионов России и экономически развитых стран.  В связи с этим, в стратегию социально-экономического развития Республики Коми на 2006 – 2010 годы целесообразно включить раздел, посвященный развитию венчурного инвестирования и малого инновационного предпринимательства.

Также представляется необходимым разработать и внедрить проект, основной целью которого будет формирование единого информационного пространства в целях консолидации научно-технического потенциала областных и республиканских, а также российских инновационных компаний, интеграция с существующими аналогичными проектами за рубежом, комплексная информационная поддержка инновационных структур в целях реализации национального и международного технологического потенциала, эффективной коммерциализации научных разработок.

Венчурная индустрия еще пока не утвердилась в качестве неотъемлемого фактора бизнеса во многих российских регионах. Она, однако, имеет все основания стать действенным структурным элементом, стимулирующим быстрый прогресс предпринимательской активности. В силу своей природы венчурный бизнес стирает многие противоречия между капиталом и предпринимательством, активно вовлекая в коммерческий оборот достижения и разработки малого и среднего бизнеса – основы экономической мощи любой страны с рыночной экономикой.

Северные регионы, решившись принять на вооружение философию и принципы деятельности венчурного бизнеса, смогут одновременно решить несколько концептуальных задач: создать новый устойчивый элемент финансово-предпринимательской инфраструктуры, стимулировать появление частных источников капитала, задействовать неиспользованный финансовый резерв – сбережения населения и, наконец, самое важное –  улучшить качество жизни населения. Венчурный капитал в случае создания условий для его применения, может стать генератором создания новых отраслей и видов производства, формирования «точек роста» в экономике, способствующих переходу Российского Севера на новый инновационный путь развития.

 

 


[1] Гусаков М. Принципы и подходы к управлению инновационной экономикой в регионах разного типа // Инновации. – 2004. - № 10. – с.34.

[2] Фоломьев А. Высокотехнологический бизнес в экономике России // Экономист. – 2004. - № 5. – с.42.

[3] Венчурная индустрия в России: история, реалии, перспективы (обзор). РАВИ, 2003.

[4] Галицкий А. Российский венчурный бизнес / Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. Сборник статей и выступлений. СПб.: РАВИ, 2000.

[5] Плотников А. Перспективы венчурного инвестирования инновационной деятельности // Финансы. – 2003. - № 5. – с.15.

[6] Евдокимов Е., Антонова Е. Венчурный бизнес в России в 2003-2004 гг. // Рынок ценных бумаг. – 2004. - № 20. – с.18.