Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРИБЫЛИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ [1]

С.В. Броило

В работе рассматриваются факторы,  оказывающие влияние на оценку качества прибыли. Дана оценка качества прибыли по Объячевскому ПО. Предложены показатели оценки качества прибыли. По мнению автора на качество прибыли влияют следующие показатели: прибыль от краткосрочных коммерческих сделок, обновления ассортимента, товарооборот по сниженным ценам, прибыль от реализации новых товаров, постоянные издержки, темп роста прибыли от реализации товаров, расходы будущих периодов, затраты по обслуживанию займа, результат (прибыль или убыток) от внереализационных операций. Дана оценка эффективности использования труда работников розничной торговли Объячевского ПО.

В условиях рынка торговая деятельность организаций должна осуществляться на принципах самофинансирования. Для объективной оценки хозяйственной деятельности общества с позиции всех заинтересованных субъектов рыночных отношений актуальной является проблема оценки качества прибыли.

Качество прибыли отражает насколько для данной организации является характерным (стабильным) достигнутый уровень прибыли, а также степень использования хозяйственных резервов для его достижения.

Для оценки качества прибыли наряду с различными методиками аудиторской проверки могут быть использованы методы, способы и приемы экономического и финансового анализа. На оценку качества прибыли оказывают влияние различные факторы: стабильность дохода, структура товарооборота, величина издержек обращения, сложившаяся структура оборотных средств, эффективность использования трудовых ресурсов, внереализационные операции.

Для измерения влияния стабильности доходов на качество прибыли определяется исчислением показателей средней прибыли за ряд лет, среднеквадратичного отклонения коэффициента вариации.

Улучшить результативность анализа позволяет применение показателя рентабельности продаж в качестве исследуемого показателя, поскольку на абсолютные показатели прибыльности сильное негативное влияние оказывают инфляционные процессы.

По данным деятельности торговых предприятий Объячевского потребительского общества СПО РК (см. табл. 1).

Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации составили соответственно 0,21% и 0,057.

За исследуемый период рентабельность продаж составила в среднем 3,65%. Относительно невысокое значение среднеквадратического отклонения (0,21%) от средней величины рентабельности (3,65%) характеризует определенную стабильность доходов от реализации товаров, что значительно повышает качество прибыли потребительского общества от торговой деятельности.

Таблица 1

Оценка качества прибыли по Объячевскому ПО за 2003-2004 гг.

Период времени

 -рентабельность продаж

2003 г.

3,8

0,15

0,0225

2004 г.

3,5

-0,15

0,0225

= 7,3

= 0,045

С точки зрения оценки качества прибыли интерес также вызывает такой расчетный показатель как средний пессимистический доход, который представляет собой средний минимальный доход, подсчитываемый исходя из возможных рисков в данном бизнесе. Аналитические процедуры на основании этого показателя позволяют определить порог рентабельности, ниже которого предприятие при неблагоприятных обстоятельствах рискует понести убытки.

Качество прибыли в целом определяется оценкой доходности независимо от чрезвычайных условий, порождающих прибыль. Однако, следует различать чрезвычайные доходы и временное увеличение прибыли от основной деятельности в результате краткосрочных коммерческих сделок (например, повышенный спрос на алкогольную продукцию при проведении праздничных мероприятий). Ввиду единовременности краткосрочные коммерческие сделки снижают качество прибыли. Поэтому для оценки качества прибыли имеет смысл рекомендовать экономистам исчислить следующие соотношения:

прибыль от краткосрочных коммерческих сделок
прибыль от реализации товаров

и

прибыль от краткосрочных коммерческих сделок
чистая прибыль предприятия

Известно, что уровень рентабельности различных видов товаров значительно колеблется относительно общего показателя рентабельности продаж торгового предприятия, что объясняется дифференцированным установлением торговых надбавок по товарным группам вследствие различной их издержкоемкости. Планирование доли прибыли в цене товаров должно осуществляться с учетом эластичности спроса на товары по данной цене. На практике предприятия, учитывая возможность увеличения суммы прибыли вследствие ускорения реализации товаров, снижают долю прибыли в цене, то есть уценяют товары и организуют сезонные распродажи. Для оценки качества прибыли с учетом применяемого порядка ценообразования можно использовать следующие соотношения, исчисленные по товарным группам:

товарооборот по сниженным ценам
товарооборот

и

прибыль от реализации товаров по сниженным ценам
товарооборот по сниженным ценам

Любое торговое предприятие стремиться расширять ассортимент товаров, потому что это верный способ снизить чувствительность коммерческой деятельности к циклическим процессам в экономике. Растущие требования потребителей к качеству товаров, с одной стороны, и развитие технического прогресса, с другой стороны, также стимулируют введение новых товаров в ассортимент торговых предприятий. Определить степень обновления ассортимента можно с помощью следующих соотношений, тенденция к росту которых свидетельствует о повышении качества прибыли:

прибыль от реализации новых товаров
товарооборот новых товаров

и

прибыль от реализации новых товаров
прибыль от реализации всех товаров

На качество прибыли большое влияние оказывает также структура издержек обращения. Более высокий коммерческий риск имеют предприятия с высоким уровнем постоянных издержек, поскольку постоянные издержки трудно поддаются оперативному управлению при быстроменяющейся экономической ситуации (например, при резком падении доходов предприятию быстро сократить постоянные издержки невозможно). Для оценки качества прибыли можно рекомендовать управленческому персоналу в качестве вспомогательных показателей следующие соотношения:

постоянные издержки
полные издержки обращения

темп роста прибыли от реализации товаров
темп роста товарооборота

прибыль от реализации товаров
постоянные издержки

Данные о рентабельности продаж Объячевского потребительского общества, представленные в табл. 1 позволяют сделать вывод о стабильности доходов, но требуются дополнительные аналитические процедуры для того, чтобы убедиться в правильности этого утверждения.[2] При оценке качества прибыли можно рекомендовать определить тенденции изменения следующих соотношений:

расходы будущих периодов
товарооборот

расходы будущих периодов
издержки обращения

расходы будущих периодов
прибыль от реализации товаров

Качество прибыли во многом зависит от того, какой вид заемных средств использует организация, поскольку каждая из альтернатив имеет определенный риск и стоимость. Например, коммерческий кредит или заем проще получить, потому что по нему не требуется обеспечения; также кредиторы склонны проявлять большую терпимость, если случаются задержки платежей. Для банковского кредита надо иметь прочное финансовое положение при условии наличия обеспечения, причем кредит будет предоставлен по более высокой процентной ставке. Экономистам стоит оценивать качество прибыли с помощью следующего соотношения:

затраты по обслуживанию займа
прибыль от привлечения заемных средств

По данным табл. 2 эффективность использования труда работников розничной торговли в Объячевском ПО характеризуется  следующими данными: товарооборот увеличился в 1,26 раз при увеличении затрат на персонал в 1,84 раза, соотношение товарооборота и затрат в расчете на одного продавца в 2003г. составило 36,9 против 53,9 раз. В связи с этим, затраты на одного продавца возросли в 1,8 раза, а доход - в 1,2 раза. Это свидетельствует о снижении производительности труда и, соответственно, качества прибыли.

Степень участия внереализационных операций в формировании общего финансового результата деятельности общества можно оценить с помощью следующих соотношений:

результат (прибыль или убыток) от внереализационных операций
общая прибыль предприятия

внереализационные доходы
товарооборот

Таблица 2

Эффективность использования труда работников розничной торговли Объячевского ПО за 2003-2004 гг.

Показатели

2003 г.

2004 г.

Рентабельность продаж, %

3,8

3,5

Товарооборот, тыс. руб.

36595,6

46232,8

Затраты на персонал, тыс. руб.

678.96

1251.6

Численность персонала, человек.

101

103

Товарооборот на 1 продавца, тыс. руб.

362,33

448,86

Затраты на 1 продавца, тыс. руб.

6,72

12,15

Таким образом, оценка качества прибыли затрагивает многие аспекты хозяйственной деятельности организации и должна стать полноправным элементом в системе экономического анализа прибыли.

 

 


[1] Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 05-02-41204 а/с.

[2] Экономико-правовые и финансовые основы развития потребительской кооперации (на примере Республики Коми) / под общей ред. В.В. Фаузера .- М.: Дашков и К, 2005.- 264 с.