Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИС.В. Бочкова
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Бюджет субъекта Российской Федерации или региональный бюджет, в нашем случае республиканский бюджет Республики Коми, - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации – Республики Коми. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджетная политика, осуществляемая в Республике Коми, основана на решении и развитии задач, реализуемых Правительством Российской Федерации в рамках бюджетной и налоговой реформ и выполнении Программы социально-экономического развития Республики Коми, учитывает реализацию мероприятий, направленных на проведение реформы органов государственной власти РК и органов местного самоуправления. Основным результатом проводимых мероприятий является обеспечение сбалансированности, создание условий для экономического роста, повышения уровня жизни и доходов населения, роста инвестиционной активности, выполнения обязательств государства перед населением. В качестве инструмента для проведения экономической политики используются предоставление тех или иных налоговых льгот, в частности налога на имущество организаций. Однако, предоставление налоговых льгот имеет негативные моменты, т.е. сокращается поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РК поэтому целесообразно минимизировать количество предоставляемых льгот. Проводимая работа по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет РК с крупнейшими налогоплательщиками позволила увеличить доходную базу за 2004 год по сравнению с 2003 годом на 25% или на 4 096 тыс.руб. , расходную часть – на 18,3% или 3 166 тыс.руб., из которых 2,2 млрд.руб. направлены в виде финансовой помощи муниципальным образованиям. Динамика поступления налоговых платежей свидетельствует о наращивании темпов роста промышленного производства в республике, создании новых рабочих мест, повышения уровня доходов населения, росте привлечения инвестиций в экономику республику. В целях увеличения доходов консолидированного бюджета РК необходимо продолжать работу по дальнейшему расширению налогового потенциала республики.[1] Следует отметить проблему выстраивания отношений между бюджетом республики и местными бюджетами, которая напрямую связана с политикой федерального Правительства по отношению к регионам в вопросах распределения доходных источников по уровням бюджетной системы. Эта политика остается прежней – основная часть доходов субъектов консолидируется в федеральном бюджете. Приведем распределение фактически поступивших налоговых доходов, собираемых на территории Республики Коми, с 1998 года по 2004 год между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетном Республики Коми (в%) (табл. 1): Таблица 1 Распределение налоговых поступлений
Резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета являются неналоговые доходы, в частности доходы от сдачи республиканского и муниципального имущества. Неналоговые доходы консолидированного бюджета по сравнению с 2003 годом возросли более, чем наполовину, т.е. на 52,7% и составили 1 млрд 174 млн. руб. В рамках совершенствования бюджетного процесса и усиления контроля за расходованием бюджетных средств завершается переход на казначейское обслуживание всех распорядителей и получателей средств. Основными принципами для оптимизации бюджетных расходов являются: обеспечение финансирования приоритетных расходов, таких как выплата заработной платы, стипендий, социальных и компенсационных выплат населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; поддержка малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан посредством выплат социального пособия из республиканского бюджета; эффективное использование бюджетных средств и реформирование наиболее затратных отраслей; реформирование и реализация энергосберегающих мероприятий и внедрение энергосберегающих технологий на объектах бюджетной сферы; в связи с доведением уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг до 100% возникает задача обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения через предоставление адресных жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; оптимизация сети бюджетных учреждений, в том числе путем преобразования бюджетных учреждений в организации иных организационно-правовых форм; инвентаризация организаций государственного сектора экономики, в том числе сети унитарных предприятий; модернизация отраслей здравоохранения и образования, медицинская помощь и образование должны быть наиболее доступными и качественными, добиться достаточного уровня обязательного медицинского страхования; обеспечение соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям республиканского бюджета по его обслуживанию и погашению. Главной задачей в области бюджетных расходов на финансирование целевых республиканских программ РК является повышение их эффективности. Бюджетные расходы должны быть сопоставимы с возможностями республиканского бюджета. В целях более эффективного использования бюджетных средств по реализации социально-экономических задач в форме целевых республиканских программ РК и концентрации усилий по решению наиболее значимых проблем развития экономики республики в ходе инвентаризации должны быть определены наиболее значимые и актуальные. Так, в 2005 году количество программ с 28 сокращено до 22. В первоочередном порядке капитальные вложения должны направляться на софинансирование строительства объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, в целевые республиканские программы.[2] В строительстве жилья приоритетными направлениями должны стать строительство социального жилья для малообеспеченных слоев граждан, развитие индивидуального жилищного строительства в сельской местности, ипотечного жилищного кредитования. Государственная поддержка сельского хозяйства должна быть направлена на оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение уровня жизни сельского населения и должна ориентироваться на эффективно работающие предприятия. Финансирование научно-исследовательских работ осуществлять по определению значимости конечного результата исследований и разработок для научно-технического развития экономики. В сфере межбюджетных отношений необходимо совершенствовать их систему в рамках реформы местного самоуправления. Для достижения стабильности бюджетной системы реформирование межбюджетных отношений должно осуществляться по направлениям: четкое разграничение расходных полномочий органов государственной власти РК и органов местного самоуправления, перераспределение доходов между республиканским местным бюджетами в соответствии с расходными полномочиями; совершенствование методики формирования и распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО); финансовое обеспечение всех государственных обязательств РК. Новые инструменты межбюджетного регулирования, финансовой поддержки муниципальных образований и созданный в республиканском бюджете Республики Коми ФФПМО распределяется по единой методике и предназначается для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Отсутствие сбалансированности между полномочиями, которыми наделены органы местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Республики Коми, их финансовым и материальным обеспечением, отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления к росту собственных доходов в связи с существующей практикой перераспределения доходов в пользу вышестоящих бюджетов, в связи с этим снижение собственных доходов, существенное преобладание финансовой помощи из вышестоящих уровней бюджета над собственными доходами муниципалитетов, соответственно зависимость местного бюджета от вышестоящих бюджетов в значительной степени влияют на стабилизацию бюджетного процесса в муниципальных образованиях и затрудняют работу органов местного самоуправления. В связи с этим, перед органами местного самоуправления при решении вопросов по формированию и исполнения бюджета вынуждены исходить из возможности бюджета, а не интересов и потребностей местного населения. Существующая практика межбюджетных отношений требует совершенствования, так как она на данном этапе выравнивает все муниципальные образования. Основные налоговые доходы распределяются в бюджет субъектов РФ, а уже оттуда перераспределяются в виде финансовой помощи в форме субвенций и субсидий на выполнение государственных полномочий и расходов социально-экономических программ субъектов, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.[3] Передача в местные бюджеты части налоговых платежей, собираемых на территории МО и зачисляемых в бюджет субъекта, была бы более эффективна. Такая передача стимулировала бы органы местного самоуправления к более полному сбору налогов, повышала бы их ответственность перед населением за решение вопросов на уровне муниципалитетов. Реформирование, связанное с разграничением расходных полномочий, приводит к снижению ответственности органов местного самоуправления за финансирование государственных обязательств. Работа по совершенствованию формирования бюджета по доходам включает в себя три важнейших направления: расчет прогнозируемых сумм всех видов доходов, поступающих в местный бюджет; распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренным бюджетным законодательством; определение взаимоотношений республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов муниципальных образований в части предоставления финансовой помощи (дотаций, субвенций) и выравнивание бюджетной обеспеченности через ФФПМО. Эти все три направления требуют совершенствования. В связи с тем, что муниципальные образования должны решать большую часть социальных и бытовых проблем населения на местах, необходимо пересмотреть на федеральном уровне распределение налоговых доходов в соответствующие уровни бюджета. На сегодняшний день в доход местного бюджета зачисляются из наиболее значимых поступлений – это 30% налога на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог. К инструментам регулирования налогами, которые могут обеспечить местные бюджеты собственными доходами, можно отнести: установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет на длительный срок; финансовая помощь в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, перечисления из местных бюджетов в вышестоящие бюджеты (отрицательные трансферты). Эти инструменты позволят органам местного самоуправления самим прогнозировать доходы и осуществлять долгосрочные программы, повысить стимул у органов власти на местах к собираемости налогов и расширению налогооблагаемой базы. Существующая методика распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований крайне усложнена. В муниципальных образованиях нет специалистов, способных просчитать и проверить справедливость распределения ФФПМО, которое считают в Минфине и Минэкономразвития Республики Коми. Поэтому необходимо упростить существующую методику распределения ФФПМО, исключить некоторые коэффициенты, в результате чего в основном доля ФФПМО в бюджетах муниципальных образований не изменится, но прозрачность этой методики возрастет. Поэтому, в дальнейшем необходимо предусмотреть усовершенствование порядка распределения средств ФФПМО. Также следует учитывать, что ФФПМО, как основной источник межбюджетных отношений, не должен уменьшаться, а наоборот, должен увеличиваться вместе с индексом потребительских цен. Из существующей методики распределения ФФПМО муниципальные образования, получающие дотации на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности, не заинтересованы в формировании собственной доходной базы. Помощь всем муниципальным образованиям является социально справедливым, но с экономической точки зрения это порождает иждивенчество, лишает стимула зарабатывать деньги. Таким образом, важнейшей целью бюджетной политики Республики Коми является обеспечение устойчивых темпов роста экономики в республике, укрепление социальной стабильности и повышение уровня жизни населения. А главным принципом регулирования межбюджетных отношений должно стать создание стимулов к расширению налогового потенциала местных бюджетов, сокращению неэффективных бюджетных расходов и обеспечению бюджетной ответственности.
[1] Об основных направлениях бюджетной политики Республики Коми на 2005 год: Постановление Правительства РК от 28.07.2004 № 127//Республика. – 2004. – 10 августа. [2] Об утверждении методики межбюджетного регулирования и распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в Республике Коми на 2005 год: Постановление Правительства РК от 10.11.2004 № 203// Республика. – 2004. – 07 декабря. [3] Сазонов, С.П. Финансовое обеспечение регионов. Взаимоотношение федерального и регионального бюджетов/С.П.Сазонов//Финансы– 2004. –№10. – С.7–11. |