Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

С.В. Бочкова

Автором отмечается проблема выстраивания отношений между бюджетом республики и местными бюджетами, которая напрямую связана с политикой федерального Правительства по отношению к регионам в вопросах распределения доходных источников по уровням бюджетной системы. Уделено внимание основным принципам оптимизации бюджетных расходов. По мнению автора в сфере межбюджетных отношений необходимо совершенствовать их систему в рамках реформы местного самоуправления. Приведены направления совершенствования формирования доходов бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;  бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;  местные бюджеты. Бюджет субъекта Российской Федерации или региональный бюджет, в нашем случае республиканский бюджет Республики Коми, - это форма образования и расходования денежных  средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации – Республики Коми. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории  составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджетная политика, осуществляемая в Республике Коми, основана на решении и развитии задач, реализуемых Правительством Российской Федерации в рамках  бюджетной и налоговой реформ и выполнении Программы социально-экономического развития Республики Коми, учитывает реализацию мероприятий, направленных на проведение реформы органов государственной власти РК и органов местного самоуправления.

Основным результатом проводимых мероприятий является обеспечение сбалансированности, создание условий для экономического роста, повышения уровня жизни и доходов населения, роста инвестиционной активности, выполнения обязательств государства перед населением.  В качестве инструмента для проведения экономической политики используются предоставление тех или иных налоговых льгот, в частности налога на имущество организаций. Однако, предоставление налоговых льгот имеет негативные моменты, т.е. сокращается поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РК поэтому целесообразно минимизировать количество предоставляемых льгот.

Проводимая работа по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет РК с крупнейшими налогоплательщиками позволила увеличить доходную базу за 2004 год по сравнению с 2003 годом на 25% или на 4 096 тыс.руб. , расходную часть – на 18,3% или 3 166 тыс.руб., из которых 2,2 млрд.руб. направлены в виде финансовой помощи муниципальным образованиям. Динамика поступления налоговых платежей свидетельствует о наращивании темпов роста промышленного производства в республике, создании новых рабочих мест, повышения уровня доходов населения, росте привлечения инвестиций в экономику республику. В целях увеличения доходов консолидированного бюджета РК необходимо продолжать работу по дальнейшему расширению налогового потенциала республики.[1]

Следует отметить проблему выстраивания отношений между бюджетом республики и местными бюджетами, которая напрямую связана с политикой федерального Правительства по отношению к регионам в вопросах распределения доходных источников по уровням бюджетной системы. Эта политика остается прежней – основная часть доходов субъектов консолидируется в федеральном бюджете. Приведем распределение фактически поступивших налоговых доходов, собираемых на территории Республики Коми, с 1998 года по 2004 год между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетном Республики Коми (в%) (табл. 1):

Таблица 1

Распределение налоговых поступлений

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Федеральный бюджет

 

25

 

33,2

 

46,3

 

53,2

 

58,4

 

56,7

 

56,0

Консолидированный бюджет РК

 

75

 

66,8

 

53,7

 

46,8

 

41,6

 

43,3

 

44,0

Резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета являются неналоговые доходы, в частности доходы от сдачи республиканского и муниципального имущества. Неналоговые доходы консолидированного бюджета по сравнению с 2003 годом возросли более, чем наполовину, т.е. на 52,7% и составили 1 млрд 174 млн. руб.

В рамках совершенствования бюджетного процесса и усиления контроля за расходованием бюджетных средств завершается переход на казначейское обслуживание всех распорядителей и получателей средств.

Основными принципами для оптимизации бюджетных расходов являются: обеспечение финансирования приоритетных расходов, таких как выплата заработной платы, стипендий, социальных и компенсационных выплат населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;  поддержка малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан посредством  выплат социального пособия из республиканского бюджета; эффективное использование бюджетных средств и реформирование наиболее затратных отраслей; реформирование и реализация энергосберегающих мероприятий и внедрение энергосберегающих технологий на объектах бюджетной сферы; в связи с доведением уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг до 100% возникает задача обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения через предоставление адресных жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; оптимизация сети бюджетных учреждений, в том числе путем преобразования бюджетных учреждений в организации иных организационно-правовых форм; инвентаризация организаций государственного сектора экономики, в том числе сети унитарных предприятий; модернизация отраслей здравоохранения и образования, медицинская помощь и образование должны быть наиболее доступными и качественными, добиться достаточного уровня обязательного медицинского страхования; обеспечение соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям республиканского бюджета по его обслуживанию и погашению.

Главной задачей в области бюджетных расходов на финансирование целевых республиканских программ РК является повышение их эффективности. Бюджетные расходы должны быть сопоставимы с возможностями республиканского бюджета. В целях более эффективного использования бюджетных средств по реализации социально-экономических задач в форме целевых республиканских программ РК и концентрации усилий по решению наиболее значимых проблем развития экономики республики в ходе инвентаризации должны быть определены наиболее значимые и актуальные. Так, в 2005 году количество программ с 28 сокращено до 22. В первоочередном порядке капитальные вложения должны направляться на софинансирование строительства объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, в целевые республиканские программы.[2]

В строительстве жилья приоритетными направлениями должны стать строительство социального жилья для малообеспеченных слоев граждан, развитие индивидуального жилищного строительства в сельской местности, ипотечного жилищного кредитования. Государственная поддержка сельского хозяйства должна быть направлена на оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение уровня жизни сельского населения и должна ориентироваться на эффективно работающие предприятия. Финансирование научно-исследовательских работ осуществлять по определению значимости конечного результата исследований и разработок для научно-технического развития экономики.

В сфере межбюджетных отношений необходимо совершенствовать их систему в рамках реформы местного самоуправления. Для достижения стабильности бюджетной системы реформирование межбюджетных отношений должно осуществляться по направлениям: четкое разграничение расходных полномочий органов государственной власти РК и органов местного самоуправления, перераспределение доходов между республиканским местным бюджетами в соответствии с расходными полномочиями;  совершенствование методики формирования и распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО);  финансовое обеспечение всех государственных обязательств РК.

Новые инструменты межбюджетного регулирования, финансовой поддержки муниципальных образований и созданный в республиканском бюджете Республики Коми ФФПМО распределяется по единой методике и предназначается для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов.

Отсутствие сбалансированности между полномочиями, которыми наделены органы местного самоуправления законодательством Российской Федерации  и  Республики Коми, их финансовым и материальным обеспечением, отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления к росту собственных доходов в связи с существующей практикой перераспределения доходов в пользу вышестоящих бюджетов, в связи с этим снижение собственных доходов, существенное преобладание финансовой помощи из вышестоящих уровней бюджета над собственными доходами муниципалитетов, соответственно зависимость местного бюджета от вышестоящих бюджетов в значительной степени влияют на стабилизацию бюджетного процесса в муниципальных образованиях и затрудняют работу органов местного самоуправления. В связи с этим, перед органами местного самоуправления при решении вопросов по формированию и исполнения бюджета вынуждены исходить из возможности бюджета, а не интересов и потребностей местного населения.

Существующая практика межбюджетных отношений требует совершенствования, так как она на данном этапе выравнивает все муниципальные образования. Основные налоговые доходы распределяются в бюджет субъектов РФ, а уже оттуда перераспределяются в виде финансовой помощи в форме субвенций и субсидий на выполнение государственных полномочий и расходов социально-экономических программ субъектов, дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности.[3]

Передача в местные бюджеты части налоговых платежей, собираемых на территории МО и зачисляемых в бюджет субъекта, была бы более эффективна. Такая передача стимулировала бы органы местного самоуправления к более полному сбору налогов, повышала бы их ответственность перед населением за решение вопросов на уровне муниципалитетов.

Реформирование, связанное с разграничением расходных полномочий, приводит к снижению ответственности органов местного самоуправления за финансирование государственных обязательств.

Работа по совершенствованию формирования бюджета по доходам включает в себя три важнейших направления: расчет прогнозируемых сумм всех видов доходов, поступающих в местный бюджет;  распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренным бюджетным законодательством;  определение взаимоотношений республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов муниципальных образований в части предоставления финансовой помощи (дотаций, субвенций) и выравнивание бюджетной обеспеченности через ФФПМО.

Эти все три направления требуют совершенствования.   В связи с тем, что муниципальные образования должны решать большую часть социальных и бытовых проблем населения на местах, необходимо пересмотреть на федеральном уровне распределение налоговых доходов в соответствующие уровни бюджета. На сегодняшний день в доход местного бюджета зачисляются из наиболее значимых поступлений – это  30% налога на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог.

К инструментам регулирования налогами, которые могут обеспечить местные бюджеты собственными доходами,  можно отнести:  установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет на длительный срок; финансовая помощь в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности,  перечисления из местных бюджетов в вышестоящие бюджеты (отрицательные трансферты).

Эти инструменты позволят органам местного самоуправления самим прогнозировать доходы и осуществлять долгосрочные программы, повысить стимул у органов власти на местах к собираемости налогов и расширению налогооблагаемой базы.

Существующая методика распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований крайне усложнена.  В муниципальных образованиях нет специалистов, способных просчитать и проверить справедливость распределения ФФПМО, которое считают в Минфине и Минэкономразвития Республики Коми. Поэтому необходимо упростить существующую методику распределения ФФПМО, исключить некоторые коэффициенты, в результате чего в основном доля ФФПМО в бюджетах муниципальных образований не изменится, но прозрачность этой методики возрастет.

Поэтому, в дальнейшем необходимо предусмотреть усовершенствование порядка распределения средств ФФПМО. Также следует учитывать, что ФФПМО, как основной источник межбюджетных отношений, не должен уменьшаться, а наоборот, должен увеличиваться вместе с индексом потребительских цен.

Из существующей методики распределения ФФПМО муниципальные образования, получающие дотации на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности, не заинтересованы в формировании собственной доходной базы. Помощь всем муниципальным образованиям является социально справедливым, но с экономической точки зрения это порождает иждивенчество, лишает стимула зарабатывать деньги.   

Таким образом, важнейшей целью бюджетной политики Республики Коми является обеспечение устойчивых темпов роста экономики в республике, укрепление социальной стабильности и повышение уровня жизни населения. А главным принципом регулирования межбюджетных отношений должно стать создание стимулов к расширению налогового потенциала местных бюджетов, сокращению неэффективных бюджетных расходов и обеспечению бюджетной ответственности.

 

 


[1] Об основных направлениях бюджетной политики Республики Коми на 2005 год: Постановление Правительства РК от 28.07.2004 № 127//Республика. – 2004. – 10 августа.

[2] Об утверждении методики межбюджетного регулирования и распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в Республике Коми на 2005 год: Постановление Правительства РК от 10.11.2004 № 203// Республика. – 2004. – 07 декабря.

[3] Сазонов, С.П. Финансовое обеспечение регионов. Взаимоотношение федерального и регионального бюджетов/С.П.Сазонов//Финансы– 2004. –№10. – С.7–11.