Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
 (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

С.И. Чужмарова, А.И. Чужмаров

В статье рассматриваются вопросы, связанные с налоговой нагрузкой северных территорий. Определены показатели налоговой нагрузки. Проведен анализ налоговой нагрузки в Российской Федерации и в ряде зарубежных стран. Рассчитана налоговая нагрузка в Республике Коми. Определены показатели налоговой нагрузки отраслей Республики Коми, среди которых доминируют налоговые платежи промышленности.

Наибольшее внимание уделяется проблеме оптимальность налоговых изъятий. По мнению авторов, без решения этой проблемы организации не могут стабилизировать свои финансовые ресурсы и обеспечить непрерывный прирост прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль и других налоговых платежей, для решения задач простого и расширенного воспроизводства, повышения эффективности их функционирования. Рассчитана налоговая нагрузка организаций наиболее значимых отраслей Республики Коми. Уделено внимание налоговой нагрузке населения.

Выражения «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения», «податное давление» являются синонимичными словосочетаниями, имеющими сходные по смыслу значения, но различные оттенки лексического толкования. 

Налоговая нагрузка представляет собой обобщенную характеристику налоговой системы страны, указывающую:

-        во-первых, на действие, которое налоги оказывают на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом;

-        во-вторых, количественную оценку этого действия. 

Как правило, характеристика налоговой нагрузки, определяющая действие налогов, оказывающее на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом, обусловлена наличием негативного отношения к налоговой системе.

Количественная оценка действия налоговой нагрузки выражается суммой налогов, их удельным весом в ВВП или доходах отдельных категорий плательщиков. 

В России существует широко распространенное убеждение о непосильной налоговой нагрузке, не позволяющей организациям инвестировать и развиваться. В то же время доля налогов в ВВП России ниже, чем во многих развитых странах и составляет в настоящее время 36,8%. Данный показатель в Российской Федерации в 1997 г. составлял 32,3%, а в 1988 г. в СССР – 38,8%.  Для сравнения средняя налоговая нагрузка в странах ЕС в 2004 г. составила 39,9%.

Исторически понятие налоговой нагрузки появилось одновременно с самыми ранними упоминаниями о налогах. Первые реальные количественные оценки налоговой нагрузки относятся к периоду окончания Первой мировой войны. В тот период расчеты по межсоюзнической задолженности Великобритании, Франции и США и репарационные требования к Германии и Австрии обусловили необходимость практического сопоставления уровня налогообложения разных стан.

Показатель налоговой нагрузки применяется в трех областях:

-        во-первых, при сопоставлении налоговой нагрузки разных стран или для одной страны в динамике;

-        во-вторых, при урегулировании финансовых взаимоотношений между членами союзных и федеративных государств;

-        в-третьих, при проведении налоговых и финансовых реформ (при определении высоты возможного налогообложения).

Показатель налоговой нагрузки рассчитывают для: народного хозяйства в целом; отдельных территорий; отраслей; организаций; всего населения и его отдельных групп.

У разных стран доля налогов в ВВП различна. В 2005 г. данный показатель равнялся: Швеция – 50,7%; Дания – 49,6%; Бельгия – 45,6%; Норвегия – 44,9%; Голландия – 39,3%; Бразилия – 38,1%; Испания – 35,1%; Мальта – 34,9%; США – 25,4%; Южная Корея – 24,6%; Мексика – 18,5%; Филиппины – 12,5%.

Самая высокая налоговая нагрузка наблюдается в Швеции, минимальная величина – на Филиппинах.

Показатель налоговой нагрузки может быть рассчитан по отдельным субъекта Российской Федерации, муниципальным образованиям и другим административно-территориальным образованиям для их характеристики.

Доля налоговых поступлений в ВРП Республики Коми составляет 35,6%. Для сравнения налоговая нагрузка в 1995 г. составляла 39,8% к ВРП.

В силу большой дифференциации уровня социально-экономического развития территорий России и обусловленной ею специфики их доходов и расходов этот показатель используется редко.

Показатель налоговой нагрузки отраслей можно представить следующей формулой.

НБотр = Нотр : ДСотр   , где

НБотр – налоговая нагрузка отрасли.

Нотр - сумма всех уплаченных налогов отраслью.

ДСотр – произведенная отраслью добавленная стоимость.

Налоговая нагрузка по отраслям в России в 2005 г. составила: транспорт – 48,7%; связь – 36,1%; промышленность – 33,0%; строительство – 19,9%;  жилищно-коммунальное хозяйство – 14,4%; торговля, общественное питание – 10,2%; сельское хозяйство – 2,7%.

Максимальная величина налоговой нагрузки сложилась на транспорте, а минимальная – в сельском хозяйстве.

В структуре налоговых поступлений по отраслям Республики Коми доминируют налоговые платежи промышленности. Доля промышленности в общей сумме налоговых платежей составляет 54,8%, в том числе доля топливной промышленности – 41,2%.

Оптимальность налоговых изъятий является острейшей проблемой сегодняшнего дня. Без решения этой проблемы организации не могут стабилизировать свои финансовые ресурсы и обеспечить непрерывный прирост прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль и других налоговых платежей, для решения задач простого и расширенного воспроизводства, повышения эффективности их функционирования.

Мировой опыт свидетельствует, что существуют определенные пределы изъятия доходов субъектов рыночной экономики, за которыми теряется интерес к предпринимательской деятельности. С увеличением налоговой нагрузки организаций снижается вплоть до нулевого значения показатель чистой прибыли. 

Применительно к уровню конкретного налогоплательщика категория налоговой нагрузки (совокупного налогового изъятия) отражает долю его дохода, изымаемого в бюджет. В России в настоящее время нет общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки организаций. Известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне. Вместе с тем, нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, то есть на уровне организаций. Налоговая нагрузка организаций определяется в абсолютном и относительном выражении.

Из предлагаемых методик наиболее полно налоговую нагрузку организаций по нашему мнению характеризуют два показателя:

-        во-первых, отношение суммы налоговых платежей к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, работ, услуг;

-        во-вторых, отношение налоговых платежей к выручке от реализации продукции, работ, услуг.

Для расчета налоговой нагрузки организаций нами предлагается использование двух формул.

НБор = Но : Р

НБовр = Но : ВР  , где

НБор – налоговая нагрузка организаций, рассчитываемая к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, работ, услуг.

НБовр – налоговая нагрузка организаций, рассчитываемая к выручке от реализации продукции, работ, услуг.

Но – сумма всех уплаченных организацией налогов, включая прямые и косвенные, без налога на доходы физических лиц.

Р – расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг.

ВР – выручка от реализации продукции, работ, услуг.

Использование этих показателей для анализа системы налогов в Российской Федерации затруднено, так как процесс переложения налогов непредсказуем и хозяйственное положение каждой организации уникально. Удельный вес начисленных налогов в объеме реализации продукции, работ, услуг по организациям разных отраслей промышленности колеблется от 7% для сельскохозяйственных товаропроизводителей до 50% для винно-водочных заводов.

Налоговая нагрузка организаций наиболее значимых отраслей Республики Коми составила: угольная – 43,39%, нефтяная – 30,15%, лесозаготовительная – 44,73%, строительная – 41,24%.

Высокая налоговая нагрузка организаций северного региона снижает возможности и желания налогоплательщиков своевременно и полном объеме уплачивать налоговые платежи в бюджет. Задолженность по налоговым платежам имеет тенденцию к росту. Эта тенденция наблюдается практически по всем отраслям экономики.

Налоговая нагрузка населения и его отдельных групп определяется отношением всех уплачиваемых налогов, включая прямые и косвенные, ко всем получаемым доходам соответствующих контингентов. 

НБн = Нн : Дн , где

НБн – налоговая нагрузка населения и его отдельных групп.

Нн – сумма всех уплаченных население налогов, включая прямые и косвенные.

Дн – сумма доходов населения.

Налоговая нагрузка населения России составляет 24,4%. Для сравнения в 1925г. налоговая нагрузка населения СССР была примерно 14%. В последние десятилетия не только для России, но и для многих стран характерно повышение уровня налогообложения населения. Это связано с ростом социальных расходов и расширением государственных функций. Но, несмотря на повышение налоговой нагрузки, наблюдается абсолютный рост доходов населения, остающихся в распоряжении граждан после уплаты всех налогов. 

Налоговая нагрузка для отдельных групп населения России, зависящая от структуры потребления, колеблется по разным оценкам от 5-10% до 30-35%. Данное колебание налоговой нагрузки обусловлено сравнительно высокой долей косвенных налогов в бюджете Российской Федерации. 

В настоящее время обсуждаются предложения по снижению налога на добавленную стоимость до 13%, а также установлению единой ставки данного налога в размере 15%. Эти предложения требуют детального рассмотрения. Большинство стран, заинтересованных в снижении налоговой нагрузки, акцентируют внимание на прямые налоги.

Одним из направлений реформирования налоговой системы Российской Федерации является установление оптимальная величина налоговой нагрузки, что создаст условия для экономического роста, снижения теневого сектора экономики, развития предпринимательской активности, инвестиционной привлекательности как в северных территориях, так и в стране в целом.