Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

А.Н. Кисиленко

В работе рассматриваются вопросы, связанные с методологией прогнозирования и стратегического планирования развития регионов. Определены основные этапы прогнозирования. Приведены причины сложности прогнозирования объемов хозяйственной деятельности. Обосновывается необходимость широкого применения современных математических методов и ЭВМ. Уделено внимание основным концепциям и теориям планирования. Выделены этапы планирования.

Прогнозирование. Одной из важнейших первоначальных процедур формирования плана является прогнозирование. Практическое формирование прогноза (прогнозирование) состоит в том, чтобы на основе определенной методологии и с помощью определенного аппарата обработать имеющуюся на данный момент информацию о состоянии изучаемого объекта и о наблюдавшихся ранее закономерностях его изменения и превратить ее в информацию о будущем состоянии или поведении объекта.

Основное направление прогнозов при разработке плана – это информационное обеспечение планирования. От полноты этого обеспечения зависит эффективность планов и их обоснованность. Прогнозы помогают определить, какие процессы целесообразно развивать опережающими темпами, позволяют подготовить альтернативы их развития и более или менее объективно сравнить их.

Процесс прогнозирования (вне зависимости от объекта прогнозирования) состоит из определенной последовательности ряда операций. Поэтому его можно представить в виде типовой технологической схемы, состоящей из нескольких этапов. Основные из них следующие:

§         постановка задачи – описывают объект прогнозирования; выделяют подлежащие прогнозированию показатели и сопутствующие факторы; формируют окончательную цель и задачу прогнозирования;

§         разработка математической модели прогнозирования – модель может быть выбрана из числа известных и апробированных к настоящему времени при решении аналогичных задач или же может быть разработана специально для поставленной задачи;

§         обсуждение разработанной математической модели с представителями органов управления хозяйствующего субъекта для доведения до их сведения дополнительных ограничений, вытекающих из предполагаемой математической модели;

§         разработка математического метода решения и соответствующего вычислительного алгоритма;

§         разработка задания на программирование и согласование его с органами управления хозяйствующего субъекта, включающая описание формы представления результатов, способы внесения корректив и другие элементы задания;

§         составление программы для электронно-вычислительной машины (ЭВМ) и ее описание;

§         сбор необходимой информации, статистическое оценивание неизвестных параметров математической модели (оценивать можно как в рамках разработанных методов и программы, так и вне их);

§         проверка работоспособности модели, метода и программы, внесение необходимых корректив, иногда пересмотр всей схемы прогнозирования; при оценке качества прогнозирования могут быть использованы как экспертные, так и математико-статистические методы (например, критерии согласия);

§         составление, анализ и использование результатов прогнозирования.

Прогноз объемов хозяйственной деятельности в регионе (с дифференциацией по хозяйствующим субъектам) является исходной информацией для составления всех остальных прогнозов и планов. В частности, для транспорта объем перевозок используется при формировании парка технических средств (ТС) на перспективу, транспортной сети и расстановке ТС на сети, определении тенденции потребности в мощностях и капитальных вложениях в развитие транспортной системы региона и ее составных частей, распределении грузо- и пассажиропотоков между видами транспорта региона, планировании развития сети транспортных объектов (аэропортов, железнодорожных станций и вокзалов, речных портов и пристаней и т. д.), размещении мест базирования парка ТС и развития сети технических баз и т. п.

Сложность задач прогнозирования объемов хозяйственной деятельности объясняется следующими причинами: большим количеством прогнозируемых показателей; случайным характером спроса на продукцию того или иного хозяйствующего субъекта; влиянием постоянно меняющихся условий жизни и производства; взаимным влиянием спроса и предложений; взаимодействием хозяйствующих субъектов, огромными масштабами задач прогнозирования объемов хозяйственной деятельности.

Сложность задач прогнозирования приводит к необходимости широкого применения современных математических методов и ЭВМ. Использование ЭВМ в рамках автоматизированной системы позволяет своевременно и качественно обрабатывать большой объем информации, охватывающий данные по всем хозяйствующим субъектам, проводить многовариантные расчеты, реализовать сложные математические модели, находить оптимальные и наиболее достоверные прогнозы. Большим преимуществом составления прогнозов объемов хозяйственной деятельности на ЭВМ в рамках автоматизированной системы является также то, что они могут далее непосредственно использоваться для решения других задач планирования.

В настоящее время существует более 150 различных по уровню научной обоснованности методов, моделей и приемов прогнозирования.[1] Одни и те же методы и модели могут использоваться для прогнозирования различных показателей. Так, модель авторегрессии применима как для краткосрочного прогнозирования перевозок пассажиров и грузов, так и для краткосрочного прогнозирования роста численности жителей населенных пунктов региона.

Предложено немало схем классификации методов прогнозирования, в основу которых положены различные признаки, такие как сферы приложения, сроки прогнозирования и пр. В основу классификации методов прогнозирования должна быть взята общность основных предпосылок. Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования и выборе соответствующих методов их решения следует прежде всего четко и полно сформулировать и описать те допущения, ограничения и условия, при которых предполагается прогнозирование.

При автоматизированном прогнозировании развития региона предлагается следующая классификация методов прогнозирования экспертные и формальные методы, методы «снизу-вверх» и «сверху-вниз», индивидуальные и групповые модели.

Планирование. Планирование рассматривается в терминах общеполитической, социальной, экономической и культурной среды. Определения планирования представляются как ориентированную на будущее деятельность по принятию решения, включающую назначение и выбор. Для одних планировщиков планирование – процесс определения соответствующего будущего действия через последовательность выборов, для других планирование – предвидение при одновременной формулировке и осуществление программ и политик (санкционированных средств достижения целей), для третьих планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей предпочитаемыми средствами. Прежде чем дать определение планирования, рассмотрим основные концепции и теории планирования.

Концепции и теории планирования. На сегодняшний день концепции и теории планирования можно разбить на формальное, инкрементальное и системное планирование. Рассмотрим кратко их.

Формальное планирование. При формальном планировании проблема сужается до области, позволяющей использовать количественные модели и технику оптимизации.

Инкрементальное планирование. При этом планировании используют «здравый смысл» и качественные рассуждения, незначительно модифицирующие существующие политики, полагаясь на политические торги и компромиссы для достижения консенсуса.

Системное планирование. Это более широкий подход, при котором пытаются формулировать проблемы планирования на языке множества участвующих сил и отношений между ними. Поиск сходимости между идеализированными, оптимальными, возможными и инкрементальными откликами здесь базируется на совокупности качественных и количественных методов.

Планирование является системой, имеющей назначение (достигнуть желаемой цели), функции (исследовать среду, ситуации, структуру, выбрать альтернативы и оценить действия), потоки (информации между специалистами по планированию и пользователями) и структуру (общий план, в пределах которого специалист по планированию сближает наиболее вероятные и желаемые результаты, используя обучение и обратную связь в форме суждений и данных для переоценки результатов). Планирование можно вообразить как непрерывный и иногда нерегулярный цикл мышления и действия, который помогает построить более надежные и эффективные системы. Это не дискретная деятельность с явным началом и концом. Системное мышление обеспечивает философское мировоззрение и методологические средства, которые помогают специалистам по планированию справляться со сложностями и не подчиняться им, надеясь, что возникшая задача как-нибудь и когда-нибудь сама решится.

Планирование не следует применять в любой области человеческих стремлений. На сегодняшний день имеются убедительные примеры в экономике, где многие вопросы наилучшим образом решаются через спрос и предложение на свободном рынке. Вмешательство в систему, которая может найти свое равновесие без особого контроля, как правило, приводит к потере творческого духа и благоприятных возможностей. В то же самое время имеется множество человеческих сфер, где без плана действовать невозможно.

Общие процессы планирования. Планирование независимо от ее концепции и теории состоит из определенных этапов. Основными из них являются:

-        структурирование проблемы. Сначала нужно определить одну или несколько целей и ограничения, налагаемые на достижение этих целей. Проблемы должны быть сформулированы таким образом, чтобы была возможность для вмешательства и управления;

-        идентификация   и оценка   альтернативных   реакций. На этом этапе перечисляют возможные решения и оценивают возможные решения и оценивают расходы и доходы (осязаемые и неосязаемые), связанные с альтернативными средствами достижения желаемой цели. Выбор делается из перечня, который составляют, пользуясь заранее определенными критериями;

-        осуществление. Определяется последовательность действий для осуществления плана;

-        проверка и оценка плана. На этом этапе определяется точность осуществления планов и оценивается эффект или исход, к которому приводит осуществление плана. Этот этап планирования осуществляется, спустя месяцы и даже годы после осуществления планов и, как правило, авторы плана не участвуют в нем. Этим занимаются в большей степени специалисты по теориям и процедурам планирования.

При планировании очень большое значение имеет то, где осуществляется планирование (в правительстве, университете, бизнесе, технологии, личной жизни и т. д.), что мы планируем (объект анализа) и что мы вкладываем в планирование (уровень анализа), а также как планируем и как применяем историю и философию планирования в определенной сфере деятельности (экономике, технологии, городском управлении и т. д.).

Стратегическое (адаптивное) планирование – процесс обучения и эволюции. И представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия хозяйствующего субъекта, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Главным образом, это явление, которое держат на авансцене для того, чтобы его видели, изучали, использовали как гида и корректировали по мере того, как в окружающей среде происходят изменения. Стратегическое планирование – процесс проецирования вероятного или логического будущего– обобщенного сценария – и идеализированных желаемых будущих состояний.

Процесс стратегического планирования. Все планы имеют три общих составляющих: начальное состояние, цель (или конечное состояние) и средства, связывающие эти два состояния. Цель процесса планирования — создание составляющих плана за наименьшую цену с наибольшим эффектом на выходе.

Первая составляющая любого плана – начальное состояние. Начальное состояние людей – их положение в настоящее время. Люди управляют определенными ресурсами, люди принимают определенные допущения о разных событиях за пределами их контроля при разработке плана, люди действуют в рамках определенных ограничений природы и окружающей среды, которые обуславливают границы плана. Необходимо провести точный подсчёт всех ресурсов и ограничений для обеспечения максимизации эффектности планирования. Также необходимо тщательно выбрать момент времени, с которого начинается воплощение плана (начальное состояние может отличаться от того, которое было во время исследования). Для большого эффекта оценки начального состояния объекта необходимо точно описать все имеющиеся ресурсы и все критические ограничения.

Второй составляющей является цель. Цели могут быть неясно определены или установлены для недостижимого состояния (например, в 60-х годах прошлого столетия говорили: нынешнее поколение будет жить при коммунизме). Без точных знаний о силах и влияниях, которые действуют и формируют цель, ставить её не следует, цель должна быть хорошо сформулирована и достижима, а также пересмотрена и изменена в соответствии с изменившимися условиями (обстоятельствами).

Третьей составляющей плана является средства. Эта составляющая – сам план, так как в ней содержится описание метода, с помощью которого происходит переход от начального состояния к цели. Первые две составляющие процесса планирования можно рассматривать теоретически, напротив третья составляющая плана является более конкретной. Эта составляющая должна содержать: факторы, воздействующие на цель; внутренние и внешние силы, действующие на эти факторы; цели операции; сознательную последовательность шагов и вероятные состояния, пригодные для принятия решений, которые нужны для управления процессом. Факторы могут быть техническими, экологическими, экономическими, культурными, политическими, социальными.

В качестве одного из формальных методов стратегического планирования развития региона используем метод анализа иерархий (МАИ). В работе[2]  МАИ применен в стратегическом планировании развития транспортной системы Республики Коми.

 

 


[1] Андронов А.М., Киселенко А.Н., Мостивенко Е.В. Прогнозирование развития транспортной системы региона.– Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1991.–178с

[2] Киселенко А.Н. Прогнозирование и планирование.– Сыктывкар: КРАГС и У, 2003.– 87с.