Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ СЕВЕРА НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИЛ.И. Ильина
Северо-западный регион потребительской кооперации представлен 9 потребительским союзами, четыре из которых (Коми, Мурманский, Карельский, Архангельский), т.е. 44 % осуществляют свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с площадью территории 1320 тыс. кв. км и численностью населения 3876,8 тыс. чел. На долю населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, приходится 596 тыс. чел. - 15,4 %, в т.ч. в сельской местности – 444 тыс. чел. - 53,4 %. Функционирование этих потребительских союзов находится под воздействием определенных экономических факторов, ограничивающих масштабы их хозяйственной деятельности. К основным социально-экономическим факторам, оказывающим существенное влияние на результаты их многоотраслевой хозяйственной деятельности, следует отнести географические, природные и транспортные, обусловливающие более высокие расходы на производство продукции, выполнение строительно-монтажных работ, закупки и продажу товаров и более низкие показатели доходов, прибыли, реализации социальной миссии и обеспечения занятости населения. Результаты сравнительной оценки основных показателей потребительских союзов Северо-западного региона, функционирующих в центральных регионах России и зоне Севера свидетельствует, что благоприятная ситуация складывается не в пользу последних: в северных потребительских союзах, несмотря на перенаселенность Севера, численность населения, обслуживаемого потребительской кооперацией составляет всего 20 %; доходы от торговой деятельности, приходящиеся на 1 человека и доля охвата денежных доходов сельского населения в этих потребительских союзах в 1,5-3,0 раза ниже. Факторы удорожания себестоимости строительно-монтажных работ и производства основных видов сельскохозяйственной продукции обусловливают недостаточные темпы воспроизводственных процессов и существенное отставание в необходимых объемах закупок. Формирование более высоких расходов и более низких доходов негативно сказываются на финансовых результатах хозяйственной деятельности и финансовом состоянии; отсутствие показателей чистой прибыли не позволяет формировать фонды потребительской кооперации, маневрировать финансовыми ресурсами, использовать инструменты финансового менеджмента для их увеличения. Становление рыночных отношений привело к ухудшению социально-экономических условий, экологической обстановки, снижению возможностей осуществления традиционных видов деятельности для малочисленных народов Севера не способствовало развитию потребительской кооперации, т.к. привело к массовому оттоку населения с северных территорий Это подтверждается динамикой показателей деятельности Союза потребительских обществ Республики Коми за 1996-2005 гг. Так, стоимость основных фондов за этот период сократилась в 4,9 раза, количество организаций – в 1,7 раза, численность работающих – в 2,2 раза. Это привело к снижению оборотов деятельности и отразилось на финансовом состоянии потребительских обществ и потребсоюза в целом: убытки прошлых лет за 1996-1999 гг. увеличились в 1,8 раза, деятельность потребсоюза до 2000 г. была убыточной. На уровне невысоких
финансовых результатов деятельности
потребительских союзов и недостаточных
объемах формирования их финансовых
ресурсов за счет внешних источников также
сказывается низкий уровень
социально-экономического
развития территорий
в результате
ресурсоэксплуатирующей государственной
политики. Размер государственных гарантий и компенсаций, установленных в соответствии с законодательством[1], не компенсирует экстремальных условий жизнедеятельности на северных территориях в связи с более высокой потребительской корзиной. Исследования показывают, что уровень бюджетной обеспеченности регионов, находящихся в северной зоне, ежегодно уменьшается, в результате снижения размеров бюджетных ассигнований и финансовой помощи из ФФПР на возмещение транспортных расходов по северному завозу товаров; переселению избыточного северного населения в другие районы России. По соглашениям с органами местного самоуправления организациям потребительской кооперации часть стоимости повышенных расходов на электроэнергию и транспортировку товаров. возмещается из бюджета и зависит от уровня бюджетной обеспеченности регионов, находящихся в северной зоне. По расчетам В.С. Селина[2] северные регионы не имеют каких-либо преимуществ по сравнению с другими, расположенными в Северо-западном регионе. Из потребительских союзов, находящихся в зоне Севера и приравненных к ним местностях, по уровню бюджетной обеспеченности на одного жителя Архангельский регион в 1,5 раза отстает от Республики Коми и в 1,1 раза от Республики Карелии. Обеспечение досрочного завоза грузов в северные районы с ограниченной транспортной доступностью остается актуальным и усугубляется тем, что, теперь бюджетные средства на эти цели не выделяются целевым назначением в расходах Федерального бюджета, как это было до 2001 г., а включаются в состав общей дотации из ФФПР и учитываться при расчете коэффициента уровня цен в субъекте РФ исходя из доли населения, проживающей в районах с ограниченными сроками завоза товаров и в горных районах. Учитывая, что в результате такой трансформации финансирование этого направления на федеральном уровне сократилось в 3 раза, северные регионы в результате дефицита средств региональных и местных бюджетов испытывают недостаток финансовых ресурсов. Он выражается: в сокращенном режиме подачи энергии; ограниченном ассортименте товаров в розничной торговле; удорожании товаров первой необходимости при их доставке дорогостоящим авиатранспортом; увеличении расходов организаций, связанных с длительным хранением продовольственных товаров, что приводит к значительному недостатку собственных оборотных средств. Совершенствование управления финансами в системе потребительской кооперации в целях увеличения финансовых ресурсов в значительной степени будет определяться концепцией развития зоны Севера, предусматривающей усиление учета этнического, социального и экологического факторов. В решение проблем развития села на Севере существенный вклад может внести потребительская кооперация путем: развития традиционных видов деятельности (розничной и оптовой торговли, заготовительной, производственной); восстановления утерянных позиций в таких направлениях деятельности, как собственное производство продукции животноводства и растениеводства, заготовки лекарственного и технологического сырья; разработки и внедрения новых форм деятельности (развитие личных подсобных хозяйств, переработка дикоросов, производство продукции народных промыслов и др.) их частичная переработка в производственных цехах потребительских обществ; реализации социальной миссии путем обеспечения сельских жителей бытовыми услугами, с созданием соответствующей материально-технической базы. Реализация этих задач потребительской кооперацией в целях удовлетворения потребностей коренных народов Севера в значительной степени осложняется рядом внутренних и внешних факторов, оказывающих негативное влияние на ее развитие, недостаточно развитой нормативно-правовой базой, отсутствием необходимых финансовых ресурсов. К внутренним факторам, сдерживающим активизацию деятельности потребительских обществ в северном регионе, следует отнести: недостаточно развитую материально-техническую базу с не оптимально структурированной сетью организаций и слабой типизацией торговой сети; недостаток собственных оборотных средств; большие транспортные расходы; недостаточная квалификация кадров, невысокое качество обслуживания населения. Среди внешних факторов определяющими являются: высокие цены на энергоносители, наличие административных барьеров во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, в организации лицензирования и сертификации продукции; низкая конкурентоспособность на местных рынках сбыта; отсутствие достаточной материальной заинтересованности сдатчиков сельскохозяйственной продукции, низкая покупательная способность сельского населения; социальное неблагополучие. Организация и развитие новых видов деятельности потребуют соответствующего законодательного регулирования: внесения поправок в действующее законодательство Выполнение вышеназванных стратегических направлений развития потребительской кооперации в значительной степени будет определяться совершенствованием нормативно-правовой базы, изысканием дополнительных внутренних и внешних источников финансирования. Увеличение внутренних источников будет зависеть от роста численности пайщиков и величины паевого фонда, стимулирования привлечения заемных средств населения. Выполненный анализ показывает, что восполнение недостатка финансовых ресурсов, за счет собственных источников при отсутствии чистой прибыли и невысокого паевого взноса является проблематичным и требует государственного вмешательства. Необходимость оказания государственной поддержки потребительской кооперации диктуется, во-первых, необходимостью ее включения в реализацию приоритетных национальных проектов, в частности в развитие АПК, предусматривающего стимулирование развития всех видов кооперации; создания современной материально-технической базы для оказания социально-бытовых услуг; развития малых производств, нацеленных на переработку сельскохозяйственной продукции. Объем внешних источников финансовых ресурсов, кроме бюджетных средств на возвратной и безвозвратной основе, может существенно пополниться за счет привлеченных средств: доходов от займов и облигаций, лотерей органов местного самоуправления, инвестиционных ресурсов путем участия в конкурсах, получения соответствующих грантов по обмену опытом, долевого участия в строительстве.
[1] О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Федеральный Закон РФ от 19.02.1993 №4520-1 (ред от 29.12. 2004). [2] Селин В.С. Реформа местного самоуправления и ее финансовое обеспечение // Финансы.-2005.- № 9,- с.13-15. |