Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СТАБИЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Н.Г. Круссер

В статье рассматриваются вопросы, связанные с контроллингом предприятий газовой отрасли. Наибольшее внимание уделено совершенствованию процессов управления на предприятиях отрасли за счёт внедрения системы контроллинга, оказывающему влияние на ускорение процессов принятия решений в стратегически ключевых сферах функционирования отрасли: в сырьевой базе; в сфере инвестиций; в сфере ценообразования; в сфере развития Единой системы газоснабжения; в законодательной и нормативной сфере; в сфере эффективности использования природного газа; в структуре газовой отрасли. По мнению автора, наиболее востребованной на современном этапе развития отрасли является стратегия стабильности, которая является, по существу, обобщением всех составляющих эко­номической стратегии. Определены задачи контроллинга в региональных газовых компаниях.

Контроллинг сегодня является ответом экономической мысли на беспрецедентное усложнение внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Возникает необходимость в целеориентированном управлении, направленном в будущее, на достижение желаемого состояния. Это приводит к осознанию потребности в обеспечении целенаправленного руководства предприятием через координацию управленческой системы.

В большей степени решение задачи координации управленческих воздействий системой контроллинга актуальным представляется в газовой отрасли России, характеризующейся особой спецификой внешних и внутренних условий хозяйствования предприятий в этом секторе:

1.      Газовая отрасль России, практически полностью, в организационно-юридическом аспекте является концерном с единой головной компанией и разветвлённой сетью дочерних и внучатых организаций.

2.      Территориальная рассосредоточенность подразделений концерна:

3.      Высокодиверсифицированная деятельность концерна:

4.      Государственное регулирование цен на реализуемый природный газ и перспектива либерализации рынка:

5.      Особенности договорных отношений с потребителями.

6.      Высокий уровень неопределенности различных внешних факторов.

Грамотно поставленная система контроллинга на предприятиях газовой отрасли способна решить классические симптомы неуправляемости, такие как:

-        Потеря контроля над постановкой, сопровождением и развитием программ и проектов;

-        Переизбыток или дефицит информации;

-        Невыполнение стратегических планов (многоуровневая неуправляемость) — отсутствие или неэффективность стратегического планирования;

-        Отсутствует возможность анализа принятых решений;

-        Многие подразделения отрасли имеют несовпадающие интересы, возникают центробежные тенденции, что приводит к разрушению структуры стратегических планов.

Таким образом, совершенствование процессов управления на предприятиях отрасли за счёт внедрения системы контроллинга оказывает непосредственное влияние на ускорение процессов принятия решений в стратегически ключевых сферах функционирования отрасли:

    • В сырьевой базе: контроллинг структуры и качества ресурсов.

    • В сфере инвестиций: контроллинг инвестиционных потоков внутри отрасли;

    • В сфере ценообразования: контроллинг финансовой ситуации на долгосрочную перспективу исходя из сложившейся динамики цен, тарифов и добычи природного газа; мониторинг динамики цен и тарифов по сегментам рынка;

    • В сфере развития Единой системы газоснабжения: контроллинг лимитов потребления газа по регулируемым ценам; мониторинг соблюдения правил торговли  на нерегулируемом рынке газа; координация предприятий ЕСГ;

    • В законодательной и нормативной сфере: контроллинг процессов развития законодательной и нормативной базы, правовых актов на всех уровнях законодательной власти;

    • В сфере эффективности использования природного газа: Контроллинг использования природного газа, экономической целесообразности использования других топливно-энергетических ресурсов;

    • В структуре газовой отрасли: интеграция и координация подразделений, предприятий отрасли.

По нашему мнению, наиболее востребованной на современном этапе развития отрасли является стратегия стабильности, которая является, по существу, обобщением всех составляющих эко­номической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнару­жение кризисных тенденций, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и вы­работка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Можно утверждать, что функциональные задачи контроллинга соответствуют основной задаче данной стратегии, и, таким образом, контроллинг является инструментом её реализации.

Путь к либерализации внутреннего рынка природного газа таит в себе угрозы снижения платежеспособности и финансовой стабильности российских потребителей газа в будущем. Поэтому на первый план выдвигается проблема стабильности финансовых потоков от потребителей газа на внутреннем рынке в данных условиях. Однако именно последние становятся причиной разрыва финансовой цепочки: потребитель -  региональные газовые компании (РГК)   - поставщик газа.

Финансовые аспекты стратегического управления газовой отраслью во многом зависят от решения стратегических задач в сфере реализации природного газа, а система контроллинга в региональных газовых компаниях способна эффективно ориентировать последние на достижение стратегических целей.

Внедрение системы контроллинга в сферу управления предприятиями газовой отрасли обуславливает решение задач координации и информационной поддержки систем управления предприятий отрасли на основе реализуемых системой контроллинга функций. Координация управленческих воздействий в отрасли сокращает время реакции на изменения экономической сферы, тем самым повышая эффективность стратегического управления отраслью.

С целью обеспечения информационной интеграции между службами контроллинга предприятий газовой отрасли, по нашему мнению, целесообразно формирование вертикальной структуры контроллинга в разрезе ОАО «Газпром» - дочерние и зависимые общества – подразделения, региональные газовые компании (РГК). Данная структура предполагает объединение служб контроллинга на разных уровнях управления в концерне единым информационным полем, замыкающимся на стратегию развития газовой отрасли.

Такая вертикальная структура контроллинга в отрасли позволит ОАО «Газпром»:

-        своевременно получать информацию о прогнозируемых дополнительных прибылях и возможных убытках в конкретном сегменте внутреннего рынка газа;

-        прогнозировать в долгосрочной перспективе последствия разрабатываемых или принимаемых нормативно-законодательных актов на всех уровнях законодательной власти;

-        анализировать конкретные сегменты внутреннего рынка на предмет упущенной выгоды и инвестиционных проектов;

-        осуществлять мониторинг деятельности дочерних и зависимых компаний на предмет соответствия их стратегий стратегии развития газовой отрасли и поставленным задачам.

По нашему мнению, в процессе внедрения контроллинга на предприятиях газовой отрасли особую роль играют региональные газовые компании (РГК), которые непосредственно контактируют с потребителями и владеют информацией об особенностях хозяйственных связей в регионе и специфике регионального рынка газа. Цель контроллинга в РГК можно определить как стабильность развития данной компании на основе стабилизации финансовых потоков в сфере реализации газа. Задачи контроллинга в РГК могут быть представлены следующим образом:

-        содействие при целеполагании в деятельности концерна в регионе ответственности;

-        координация и интеграция планирования в концерне и в региональных компаниях;

-        мониторинг экономической сферы, проведение анализа отклонений;

-        создание основы для принятия управленческих решений.

Практической реализацией контроллинга в РГК является внедрение процессов контроллинга, упорядоченных по функционально-целевой структуре в систему управления предприятием. Выбор оптимальной формы постановки системы контроллинга на предприятии зависит от решения вопроса: как будет осуществляться контроллинг в следующих трёх плоскостях:

-        Иерархия управления в организации;

-        Виды деятельности по функциональным направлениям (обеспечение газоснабжения, диспетчерский контроль, метрология, управление финансами и затратами, инвестиционные проекты);

-        Функции контроллинга.

В результате массив функционально-целевых процессов контроллинга в РГК имеет следующую структуру (рис.1).

Рис.1. Массив функционально-целевых процессов контроллинга в РГК

Конкретная организационно-кадровая форма постановки службы контроллинга в РГК формируется решением данного массива  (рис.1.) в процессно-целевом, информационном и организационно-экономическом аспектах.

Практическая реализация стратегии стабильного развития в РГК осуществляется службой контроллинга в виде диагностики кризисного состояния — мониторинга деятельности предприятия и отслеживания ее основных тенденций с целью предотвращения кризисных ситуаций. Таким образом, с внедрением системы контроллинга в сферу управления предприятия газовой отрасли получают совокупность современных методов и инструментов менеджмента, необходимых для предвидения будущих угроз и достижения прогнозируемых перспектив на основе системы адаптации к постоянно меняющимся условиям.