Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СТАБИЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИН.Г. Круссер
Контроллинг сегодня является ответом экономической мысли на беспрецедентное усложнение внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Возникает необходимость в целеориентированном управлении, направленном в будущее, на достижение желаемого состояния. Это приводит к осознанию потребности в обеспечении целенаправленного руководства предприятием через координацию управленческой системы. В большей степени решение задачи координации управленческих воздействий системой контроллинга актуальным представляется в газовой отрасли России, характеризующейся особой спецификой внешних и внутренних условий хозяйствования предприятий в этом секторе:
Грамотно поставленная система контроллинга на предприятиях газовой отрасли способна решить классические симптомы неуправляемости, такие как:
Таким образом, совершенствование процессов управления на предприятиях отрасли за счёт внедрения системы контроллинга оказывает непосредственное влияние на ускорение процессов принятия решений в стратегически ключевых сферах функционирования отрасли:
По нашему мнению, наиболее востребованной на современном этапе развития отрасли является стратегия стабильности, которая является, по существу, обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденций, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Можно утверждать, что функциональные задачи контроллинга соответствуют основной задаче данной стратегии, и, таким образом, контроллинг является инструментом её реализации. Путь к либерализации внутреннего рынка природного газа таит в себе угрозы снижения платежеспособности и финансовой стабильности российских потребителей газа в будущем. Поэтому на первый план выдвигается проблема стабильности финансовых потоков от потребителей газа на внутреннем рынке в данных условиях. Однако именно последние становятся причиной разрыва финансовой цепочки: потребитель - региональные газовые компании (РГК) - поставщик газа. Финансовые аспекты стратегического управления газовой отраслью во многом зависят от решения стратегических задач в сфере реализации природного газа, а система контроллинга в региональных газовых компаниях способна эффективно ориентировать последние на достижение стратегических целей. Внедрение системы контроллинга в сферу управления предприятиями газовой отрасли обуславливает решение задач координации и информационной поддержки систем управления предприятий отрасли на основе реализуемых системой контроллинга функций. Координация управленческих воздействий в отрасли сокращает время реакции на изменения экономической сферы, тем самым повышая эффективность стратегического управления отраслью. С целью обеспечения информационной интеграции между службами контроллинга предприятий газовой отрасли, по нашему мнению, целесообразно формирование вертикальной структуры контроллинга в разрезе ОАО «Газпром» - дочерние и зависимые общества – подразделения, региональные газовые компании (РГК). Данная структура предполагает объединение служб контроллинга на разных уровнях управления в концерне единым информационным полем, замыкающимся на стратегию развития газовой отрасли. Такая вертикальная структура контроллинга в отрасли позволит ОАО «Газпром»:
По нашему мнению, в процессе внедрения контроллинга на предприятиях газовой отрасли особую роль играют региональные газовые компании (РГК), которые непосредственно контактируют с потребителями и владеют информацией об особенностях хозяйственных связей в регионе и специфике регионального рынка газа. Цель контроллинга в РГК можно определить как стабильность развития данной компании на основе стабилизации финансовых потоков в сфере реализации газа. Задачи контроллинга в РГК могут быть представлены следующим образом:
Практической реализацией контроллинга в РГК является внедрение процессов контроллинга, упорядоченных по функционально-целевой структуре в систему управления предприятием. Выбор оптимальной формы постановки системы контроллинга на предприятии зависит от решения вопроса: как будет осуществляться контроллинг в следующих трёх плоскостях:
В результате массив функционально-целевых процессов контроллинга в РГК имеет следующую структуру (рис.1). Рис.1. Массив функционально-целевых процессов контроллинга в РГК Конкретная организационно-кадровая форма постановки службы контроллинга в РГК формируется решением данного массива (рис.1.) в процессно-целевом, информационном и организационно-экономическом аспектах. Практическая реализация стратегии стабильного развития в РГК осуществляется службой контроллинга в виде диагностики кризисного состояния — мониторинга деятельности предприятия и отслеживания ее основных тенденций с целью предотвращения кризисных ситуаций. Таким образом, с внедрением системы контроллинга в сферу управления предприятия газовой отрасли получают совокупность современных методов и инструментов менеджмента, необходимых для предвидения будущих угроз и достижения прогнозируемых перспектив на основе системы адаптации к постоянно меняющимся условиям. |