Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БАНКОВ ПО АКТИВИЗАЦИИ УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

В.Д. Алексеева

Проведен анализ и дана оценка финансовых возможностей банков по активизации участия в социально-экономическом развитии региона. Уделено внимание переходу на новые международные стандарты оценки достаточности капитала (Базель-II).

По мнению автора, в  РФ, в целях активизации участия банков в социально-экономическом развитии региона, предстоит обеспечить для них более широкий доступ к ресурсам Банка России. Уделено внимание необходимости принятия  федерального закона «О секьюритизации активов».

Социально-экономическое развитие региона определяется мощностью финансовых потоков. Главными участниками финансового рынка Республики Коми являются банковские учреждения, именно они аккумулируют и перераспределяют основную долю финансовых ресурсов. В последние три года наблюдалась активизация деятельности банков на депозитном и кредитном рынках. Они активно наращивали ресурсную базу и смещали ее размещение с рынка ценных бумаг на кредитный рынок, что было связано со снижением доходности вложений в  государственные ценные бумаги. Объемы предоставленных кредитов с 2003 по 2005 гг. увеличились в 2,4 раза. Следует отметить,  столь значимое увеличение произошло главным образом за счет  кредитов физическим лицам, их объем за этот же период возрос в 4,5 раза. Возникает вопрос, как долго банки могут сохранять такой высокий  рост объемов кредитования. Для ответа на поставленный вопрос, в первую очередь, необходимо сопоставить  темпы роста активных операций банков и собственных средств. Анализ динамики значения норматива достаточности капитала  показывает, что произошло значительное опережение темпов роста активов над темпами роста собственных средств, что привело к снижению значения норматива достаточности собственных средств. По данному нормативу банки обязаны все риски по активным операциям, как балансовым, так и внебалансовым, обеспечивать собственными средствами на 10 или 11% (банки, имеющие собственные средства больше 5 млн евро, обеспечивают риски на 10%, а те которые имеют меньше 5 млн евро – на 11%). Снижение значения данного норматива характерно для многих банков, работающих на  рынке Республики Коми. Например, по данным публикуемой отчетности, МБРР на 01.01.2003 г. имел значение норматива равным 34,9%, а на 01.01.2005 г. – 14,7%. Севергазбанк на 01.01.2005 – 13,7%, на 01.10.2005г. - 10,8% при минимально допустимом значении 10%. Сбербанк имеет фактическое значение данного норматива на 01.01.2006 г. - 12,6%.

Если учесть, что в Государственной Думе обсуждается законопроект, согласно которому  у банков должна отзываться лицензия на совершение банковских операций при достижении норматива достаточности десяти процентного значения (сейчас лицензия у банка может быть отозвана если данный норматив составляет 2%), то у банков нет значимого резерва для дальнейшего увеличения объемов операций. Кроме этого, к 2007 г. планируется переход на новые международные стандарты оценки достаточности капитала (Базель-II), которые,  во-первых, расширяют перечень рисков, требующих  обеспечения капиталом. Наряду  с кредитным и рыночным рисками банки будут оценивать и включать в расчет норматива операционный риск. Во-вторых, изменится подход к оценке кредитного риска. В целом Базель II потребует от банков увеличения капитала для выполнения норматива достаточности собственных средств.

Известно, что увеличение капитала возможно за счет внутренних и внешних источников. Несмотря на положительную динамику прибыли банков, процентная маржа уменьшается. Если на 01.01.2003 г. разница между ставками по кредитам и депозитам физических лиц составляла 10% (14,6 и 4,6), то уже на 01.01.06 –6% (10,2 и 4,2). Сокращение разрыва связано с тем, что снижение ставок по кредитам не сопровождается таким же снижением ставок по депозитам физических лиц.  За три года ставки по кредитам снизились с 14,6 до 10,2%,  т.е. на 4,4%, а ставки по депозитам на 0,4% (с 4,6% до 4,2%). В дальнейшем ситуация будет изменяться не в пользу банков. Уже сейчас увеличение объемов потребительского кредитования привело к замедлению темпов роста вкладов населения. Теперь для приобретения каких-то благ население предпочитает не накапливать деньги в банке, а брать их у банка. Банки вынуждены создавать более привлекательные условия по вкладам, уменьшая  при этом размер маржи, а значит и прибыли.

Внешние источники также нельзя переоценивать.  Увеличение капитала отдельных банков за счет слияния и присоединения не приведет к созданию нового капитала. Рентабельность банковского бизнеса не столь высока, чтобы обеспечивать достаточный приток новых капиталов. Переливу капиталов в банковскую сферу ставит определенные преграды Банк России. В целях повышения качества капитальной базы банков он ограничивает перечень активов, которыми могут быть оплачены акции банка, сводя их только к денежным средствам и банковским зданиям (помещениям),  ужесточает требования к финансовому положению акционеров банков, что также не способствует размещению акций.  

Для дальнейшего повышения роли банков в социально-экономическом развитии необходимо стимулировать рост их капитальной базы за счет внутренних и внешних источников.  Желаемого результата можно достигнуть через снижение налога на прибыль, направляемую банками на увеличение капитала, упрощение и удешевление процедуры выпуска и размещения акций.

В ближайшие годы емкость рынка банковских услуг в регионе будет увеличиваться за счет прихода новых филиалов, кредитно-кассовых офисов инорегиональных банков, но темпы роста  кредитования замедлятся. Высокие темпы роста несут в себе повышенный кредитный риск и риск снижения уровня диверсификации активов. В активах банков доля кредитного портфеля  превысила 70%, это отражает проявление агрессивной кредитной политики. Дальнейшее увеличение  объемов кредитного портфеля предполагает наличие развитой системы рефинансирования Центрального Банка    и рынка переходных ценных бумаг.

Региональные банки имеют возможность получить  ломбардные кредиты по фиксированной ставке, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт» в Национальном Банке Республики Коми Банка России, через которые Банк России помогает региональным банкам решить проблемы в обеспечении достаточного уровня ликвидности. Но все вышеперечисленные формы рефинансирования носят краткосрочный характер. Наиболее перспективным, с  точки зрения развития банками кредитования реального сектора экономики, является рефинансирование под залог векселей, залог кредитных договоров организаций, поручительства кредитных организаций. Организации, чьи обязательства применялись в качестве обеспечения, должны относится к отраслям: «промышленность», «транспорт и связь», «строительство». Максимальный срок предоставляемого кредита до 180 дней. Данная форма рефинансирования на сегодняшний день Банком России не распространена на Республику Коми.

Закон «О секьюритизации активов» еще находится в стадии обсуждения. Благодаря секьюритизации банки смогут неликвидные активы, к числу которых относятся кредиты, превратить в ликвидные через их трансформацию в ценные бумаги. В РФ уже созданы предпосылки для развития банковских сделок по секьюритизации, т.к. принят ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Данный закон позволяет банкам, предоставляющим кредиты, обеспеченные ипотекой, рефинансироваться через выпуск облигаций с ипотечным покрытием, тем самым создаются условия для развития ипотечного кредитования, в том числе жилищного. Банком России установлены отдельные нормативы, регулирующие деятельность банков, выпускающих облигации с ипотечным покрытием. Для них, в  частности,  установлено более высокое значение норматива достаточности собственных средств – 14%, что еще раз подтверждает прямую зависимость дальнейшего развития банковских операций от размера капитала.

Таким образом, в  РФ, в целях активизации участия банков в  социально-экономическом развитии региона, предстоит обеспечить для них более широкий доступ к ресурсам Банка России, принять  федеральный закон «О секьюритизации активов». Это позволит банкам при необходимости пополнить необходимый запас ликвидных средств, повысить уровень диверсификации их активов и тем самым снизить риски возможных потерь.