Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

А.А. Парначев

В статье рассматриваются проблемы стратегического развития северных территорий. По мнению автора для решения задачи обретения экономикой северных регионов России устойчивости необходимо преодоление диспропорций в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей, сокращении доли ресурсов в структуре товарного производства при увеличении его физических объемов, а также равно эффективное развитие малого, среднего и крупного бизнеса. Выделены принципы реализации Стратегии развития северных территорий: принцип синергетической эффективности; принцип реалистичности; принцип синхронизации проектов; принцип трансграничности. Определена главная идея Стратегии - богатейшие ресурсы регионов должны служить росту благосостояния ее жителей.

Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике России. Они занимают 11,4 млн.км2 площади страны (66,7%); здесь в 1992 г. проживало 13,4 млн.чел., в 2002 г. - 11,8 млн.чел. (соответственно 9 и 8,1%). На северные территории приходится почти 80% запасов всех полезных ископаемых, 60% валютной выручки страны, 20% ее ВВП. Геополитические интересы России на Севере фиксируются мировым значением его природных ресурсов, Северным морским путем, трансконтинентальными транспортными коридорами, факторами экологической безопасности, гуманитарными ценностями. На экономической карте мира значимость России определяется во многом ее Севером.

Российский Север очень неоднороден по степени освоенности и своего экономического развития. Соответственно имеет место дифференциация по уровню доходов населения северных территорий. По показателю объема промышленного производства среди субъектов Российской Федерации административные единицы, относящиеся к территориям Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, равномерно представлены, распределены как по абсолютному показателю, так и по отношению объема промышленного производства на душу населения. При этом Ханты-Мансийский автономный округ- Югра занимает первое в России место по объему производимой промышленной продукции, а другой северный субъект Федерации, входящий в Уральский федеральный округ Ямало-Ненецкий автономный округ 11 место. Эти регионы находятся среди лидеров и по уровню доходов населения. В тоже время, целый ряд северных регионов России относятся к слабо развитым территориям и относятся к группе субъектов Федерации с низким уровнем доходов населения.

Очевидно, что единых рецептов развития Российского Севера не существует. Между тем, стратегия развития северных регионов России необходима.

Актуальность этого вопроса продиктована серьёзными, во многом взаимоисключающими, основаниями: Во-первых, значением  природно-ресурсного потенциала Севера для экономической безопасности России. Во-вторых, необходимостью сохранения традиционного природопользования как одного из важнейших условий сохранения этноса северных народов. В-третьих, непростой ситуацией в экономике Севера, где меньше, чем в других регионах России, возможностей перехода на рыночные отношения по общепринятой модели.

В последние три-четыре года наметилась тенденция к повышению качественной составляющей экономического роста северных территорий, но эти сдвиги слишком незначительны для того, чтобы защитить экономику от колебания мировых цен на основные экспортные товары.

Для решения задачи обретения экономикой северных регионов России устойчивости необходимо преодоление диспропорций в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей, сокращении доли ресурсов в структуре товарного производства при увеличении его физических объемов, а также равно эффективное развитие малого, среднего и крупного бизнеса.

Однако это взгляд лишь с одной стороны. Долгие годы проблема развития Севера рассматривалась исключительно с экономической точки зрения, упускался из виду другой, возможно, более важный аспект - человек. Система гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, включая ее нормативное обеспечение, длительное время была направлена на обеспечение с помощью гарантируемых государством материальных стимулов необходимого притока трудовых ресурсов. Такой подход был оправдан в условиях централизованного определения порядка оплаты труда, цен, размещения производительных сил. В настоящих условиях, когда регулирование оплаты труда передано непосредственно предприятиям и осуществляется на основе тарифных соглашений и контрактов, эффективность действующей системы гарантий резко снизилась.

Здесь, на наш взгляд определенное значение имеет районирование территории России для практической деятельности органов управления всех уровней при решении экономических и социальных задач. Критерии оценки экономической ситуации теряют свой смысл, если их использовать применительно к недифференцированному экономическому пространству страны. Например, отсутствие научно обоснованного районирования Севера России приводит к недоучету специфики Севера при подготовке нормативно-правовых актов. А также по определению потребительской корзины для основных групп населения, потребности, обусловленные природно-климатическими условиями, особенно по набору продовольственных  и непродовольственных товаров и услуг. Отсутствует дифференциация в нормативах на жилищно-коммунальные услуги, в то время как продолжительность отопительного периода на Севере значительно различаются с другими регионами страны.

В тоже время активное освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий привело к:

-        техногенному загрязнению окружающей среды;

-        негативному  воздействию на социокультурное развитие малочисленных народов Севера.

Освоение топливно-энергетических ресурсов в районах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера разрушает среду обитания аборигенного населения, подрывает естественную базу традиционных отраслей, обуславливает негативные тенденции в социально-культурном развитии. Социально-экономическими последствиями внедрения промышленности в районы традиционного природопользования является снижение объемов производства в промысловых отраслях, что вызывает в свою очередь, снижение численности занятых среди коренного населения, приводит к скрытой и явной безработице. В социально-демографическом плане промышленно-транспортное освоение оказывает влияние показатели уровня общей и детской смертности и средней продолжительности жизни.

Для коренного населения Севера важны традиционные занятия, способствующие сохранению исторически сложившегося образа жизни национальной культуры. Традиционные отрасли представляют северным народам не только материальное благосостояние, но и обогащают духовно. Более всего соблюдают обычаи, традиции аборигенов - оленеводы, охотники и рыбаки. Кочевое население в физическом и нравственном отношениях наиболее здоровая часть населения, в незначительной степени подверженная алкоголизации и люмпенизации. От состояния этой сферы экономики зависит не только существование малочисленных народов Севера как этнокультурных сообществ, но и без преувеличения их существование.

Для устранения препятствий на пути решения проблем коренных жителей Севера необходимо стимулирования положительно зарекомендовавших себя начинаний и совместными усилиями определить механизмы:

-        реализации государственной политики в части, касающейся создания условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной  и производственной базы;

-        воссоздания традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера.

-        восстановления торговых, финансовых, хозяйственных связей и интеграции отрасли в экономику России.

Необходимость разработки стратегии очевидна. Естественное течение существующих процессов приведет к реализации избирательному развитию северных регионов, в части ориентированной, прежде всего, на оптимизацию добычи, обработки и экспорта сырьевых ресурсов. Поэтому возникает потребность в разработке стратегии развития северных регионов России, которая смогла бы определить пути их развития не только как источников сырья, но и как территорий, интенсивно развивающегося за счет эффективного использования всех имеющихся ресурсов. В этой ситуации особое значение приобретает задача согласования интересов всех уровней управления, корпораций, местных сообществ. Необходимо программный документ, ориентированный на следующие конечные результаты:

-        создание условий для стабильного социально-экономического развития;

-        увеличение валового внутреннего продукта,

-        повышение жизненного уровня населения,

-        устранение диспропорций в социальном и экономическом развитии субъектов федерации, относящихся к Российскому Северу;

-        реализация уникального геостратегического потенциала регионов.

В тех случаях, когда правительство сохраняет за собой собственность на все виды ресурсов, следует законодательно утвердить процедуру консультаций с коренными народами до начала осуществления или до выдачи разрешения на осуществление любых программ по разведке и эксплуатации  ресурсов, чтобы выяснить возможный ущерб. Целесообразно законодательно закрепить право коренных малочисленных народов на договорной основе участвовать в разделе продукции (прибыли) действующих на территориях их проживания предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы. Для достижения указанных целей социального и экономического возрождения северных регионов, закрепления их устойчивого развития и необходима единая стратегия развития, учитывающая особенности каждой территории. Разработка и реализации Стратегии развития в масштабах всего Российского Севера позволит использовать принципы, невостребованные при разработке стратегии развития отдельной территории:

-        Принцип синергетической эффективности - неэффективные с экономической точки зрения отдельные региональные проекты, имеющие стратегическое значение для субъекта РФ, должны быть сконфигурированы между собой так, чтобы обеспечить существенный рост общей, а через это - и локальной экономической эффективности.

-        Принцип реалистичности, задаваемый точными временными рамками реализации отдельных проектов, расчетом имеющихся ресурсов и участием всех заинтересованных сторон.

-        Принцип синхронизации проектов - согласование темпа реализации каждого проекта в контексте других проектов и проектных замыслов с точки зрения кратко-, средне- и долгосрочных целей и взаимо-дополняемости.

-        Принцип трансграничное- границы составных проектов не замыкаются административными границами территорий.

Основополагающим принципом в процессе разработки стратегии должно быть, стремление к максимально возможной сбалансированности развития экономики и наиболее эффективному  использованию ресурсов. Главная идея Стратегии такова: богатейшие ресурсы регионов должны служить росту благосостояния ее жителей.

Определение целей стратегии возможно с преимущественной ориентацией на решение глобальных, а уже через это локальных задач. Поиск решения проблем сохранения и развития Севера имеет государственное значение, поэтому в ходе разработки стратегии важная роль должна быть уделена мерам государственного воздействия. После перехода к рыночным преобразованиям возобладал подход, исключающий всякое государственное участие даже в тех видах хозяйственной деятельности, которые являются дотируемыми во всем мире. Необходим анализ проводимых мер государственной поддержки, определение приоритетных направлений развития, конкретных механизмов их реализации. Особенность текущего момента - это переход на новую платформу развития северных регионов России - координационную, постепенное расширение сферы действия экономической координации вместо государственного регулирования, сначала в рентных экономиках, потом и в трансфертных, в экономических, потом и в социальных процессах. Нет федеральных ресурсов для всеохватывающего регулирования социальных и экономических процессов на Севере. А на региональном уровне никогда и не было достаточно средств, чтобы активно воздействовать на эти процессы. Потому неизбежен переход к более мягким формам государственного участия в развитии северных регионов, в которых акцент ставится не столько на бюджетные рычаги, сколько на информационную координацию и выработку институциональной оснастки для деятельности крупных фирм и северных рынков.

Единых рецептов нет, но есть осознанная потребность использования всех имеющихся конкурентных преимуществ каждой конкретной территории в раках единых для всех правил игры.