Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛ.Н. Фролова
Стратегическое
планирование в социальной сфере региона
можно рассматривать как процесс
моделирования эффективной деятельности ее
организаций и сферы в целом на определенный
период ее функционирования с установлением
целей и задач в соответствии с
возможностями организаций и региона. Применение стратегического планирования создает следующие преимущества в функционировании социальной сферы и в выработке социальной политики органами государственного управления региона: - подготовится к изменениям во внешней среде; - увязать ресурсы с изменениями внешней среды; - прояснить возникающие проблемы; - обеспечить координацию работы различных органов управления и общественных организаций; - улучшить контроль за реализацией мероприятий социальной политики. Конечной формой стратегического плана является система программ, согласование которых дает набор заданий на концентрацию ресурсов и «социальный заказ» региональной экономике. Поэтому именно целевое программирование должно стать главным инструментом реализации социальной политики. Но главная, на наш взгляд, социально-экономическая функция стратегического плана и социальных программ – быть средством выражения общественных интересов. Это означает перестройку управления «от достигнутого» к планированию «от цели», что повысит практическую реализацию модели социальной сферы, основанной на принципе социальных гарантий. Сейчас во главу угла социальной политики поставлен другой принцип – адресной социальной помощи. Примером может служить
жилищно-коммунальная реформа. В Республике
Коми при переходе в 2004 год к 100% оплате
жилищно-коммунальных услуг ставка сделана
именно на расширение субсидий
низкодоходным категориям населения. Однако,
одновременное увеличение тарифов на
жилищно-коммунальные услуги и
функционирование современной системы
жилищных субсидий приводит к существенному
ухудшению материального положения
социально незащищенных групп: пенсионеров,
многодетных семей и работников бюджетной
сферы. При сегодняшнем низком жизненном
уровне этой части населения республики
критерий предоставления жилищных субсидий
– в соответствии с действующим
законодательством плата за ЖКХ не должна
быть более 22 % совокупных доходов семьи,
очень высокий. Госсовет Республики Коми
вносил инициативу в законодательные
федеральные органы об установлении доли
расходов граждан на оплату этих услуг в
размере 15 %. Дополнительные средства на эти
цели были предусмотрены в республиканском
бюджете. Однако федеральный центр отказал в
снижении стандарта. При
этом, как показало ведение в 2003 г. 90% оплаты
услуг, число получателей жилищных субсидий
увеличилось незначительно. При этом семьи
этих категорий населения должны доказывать
свои частные привилегии в заявительной
форме в конкуренции с другими семьями.
Кроме того, многие семьи представляют
ложные сведения о своих доходах, что
подрывает принцип социальной
справедливости. Причиной такого поведения
является низкий уровень прожиточного
минимума как порога бедности. Принцип привилегий заменяет право на социальные гарантии без профилактики бедности. Необходимо изменение механизма социальной поддержки, порога бедности и допустимого социального напряжения. Процесс стратегического планирования социальной сферы и выработки социальной политики должен включать следующие этапы: - комплексный диагностический анализ социальной сферы как макроподсистемы региона; - формирование целей и критериев развития; - анализ внешней и внутренней среды социальной сферы региона; - ранжирование проблем; - формулировка банка стратегических целей и альтернатив развития социальной сферы; - прогноз развития социальной сферы региона и расчет показателя качества жизни; - программы развития отраслей социальной сферы; - бюджеты отраслей социальной сферы. Анализ показателей уровня жизни в Коми выявил самые острые проблемы, а именно: в демографических процессах (высокая смертность, снижение средней продолжительности жизни), в сфере здравоохранения (резкое ухудшение качества медицинских услуг, рост платных услуг и заболеваемости, снижение доступности получения необходимых медицинских услуг по жизненным показаниям), в ЖКХ (низкое качество и несвоевременность предоставляемых услуг). В связи с этим необходимо в процессе целеполагания четко определять стратегические и тактические цели, по итогам SWOT-анализа – ранжировать проблемы, выбрать приоритеты и реалистический сценарий развития социальной сферы региона. Цель прогноза заключается в обосновании плана социального развития исходя из имеющихся ресурсов. Предпочтительнее среднесрочные и краткосрочные прогнозы, чтобы оценить возможные варианты последствий плановых решений по реальному улучшению качества жизни населения. Конечным итогом является разработка программы комплексного развития отраслей социальной сферы с привлечением к плановой деятельности региональных и муниципальных органов управления, научных организаций, вузов, общественных организаций. Последние могут в процессе стратегического планирования выступать как эксперты в области качества жизни населения, помощниками в проведении социологических опросов населения и в выборочных исследований домашних хозяйств. Реализацию этапов стратегического планирования можно обеспечить методами экспертных оценок – «круглого стола», докладной записки, деловых игр, интервью, «мозгового штурма». Практическая ценность предлагаемой концепции выработки социальной политики региона заключается в возможности: - использования долгосрочной стратегии развития для разработки среднесрочных планов; - принятия стратегических и тактических решений высшего руководства на основе различных альтернатив развития; - четкого позиционирования региона среди регионов РФ по комплексному критерию качества жизни населения; - комплексного развития социальной сферы; - обеспечения сбалансированности бюджета социальной сферы по доходам и расходам; - перестройки системы управления социальной сферой в соответствии с изменением стратегии развития; - обоснованного привлечения инвестиций для реализации целевых программ; - развития социального партнерства как основы реализации социальной политики. Социальная стратегия РФ – сокращение масштабов бедности и дифференциации населения по уровню доходов, предопределяет активизацию органов государственности власти Коми по расстановке приоритетов социальных проблем, составлению перечня стратегических идей развития социальной сферы региона. На наш взгляд, в республике целесообразно: - пересмотреть состав потребительской корзины, чтобы обеспечить объективное отражение реального прожиточного минимума в районах республики; - уточнить действующую систему социальных гарантий, в первую очередь в здравоохранении и ЖКХ и обеспечить их доведение до потребителей; - разрабатывать упреждающие перед федеральными актами республиканские законодательно-нормативно правовые документы с учетом специфики районов Республики Коми; - решать проблемы последствий монетизации льгот; - исключить задержки выплаты заработной платы работникам социальных отраслей; - повысить оплату труда данных работников, доведя их минимальную оплату труда до уровня прожиточного минимума; - обеспечить простоту оформления необходимых документов при получении социальных льгот; - отдать приоритет в разработке и реализации социальных программ и проектов, связанных с поддержанием здоровья населения Коми, и в первую очередь детей, беременных женщин, пожилых, жителей депрессивных районов; - утверждать проекты развития реального сектора экономики с позиции социального результата, а именно: повышения отдельных аспектов уровня жизни населения республики; - обеспечить софинансирование со стороны бизнес-сектора социальных проектов, направленных на решение проблем бедности населения Коми в рамках социального партнерства. Назначение социального партнерства – достижение компромисса и согласия в области социально-экономических интересов и направлений социальных расходов и доходов, их обеспечивающих. Стимулирование расходов на сохранение и развитие человеческих ресурсов является условием оживления экономического роста и развития бизнеса. Социальный диалог возможен в виде оказания консультативного содействия, формирования групп экспертов, проведения экспертных исследований, создания правовой и нормативной базы, пилотных проектов, профессиональной подготовки, создания новых и реорганизации действующих институтов управления, а также путем установления партнерских отношений. Субъектами социального неформализованного диалога на основе добровольности могут выступать: учреждения социальной сферы, республиканские министерства и ведомства, ВУЗы, КНЦ УРО РАН, промышленные компании, муниципальные органы управления, общественные объединения. Наиболее эффективной формой сотрудничества, конструирования нового типа взаимодействия при выработке социальной политики является именно стратегическое планирование. Реализация стратегического подхода в выработке социальной политики региона предполагает прогнозирование, программирование, бюджетирование, а также более четкое целеполагание для проводимой социальной политики, ориентированной на достижение конкретных социальных результатов с точки зрения, как темпов динамики социальной сферы, так и ее качества. |