Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ [1]

Н.В. Ружанская

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией системы бюджетирования на предприятии. По мнению автора, в основу бюджетирования положена разработка различных видов бюджетов, являющихся одним из основных инструментов управления предприятием.

Наибольшее внимание уделено автоматизированным системам бюджетирования. Выделены недостатки, использования автоматизированных систем бюджетирования предприятия.

Постепенная стабилизация политической и экономической ситуации в России, объективная необходимость эффективного использования потенциальных возможностей окружающей среды и ресурсов дает возможность многим современным российским руководителям всерьез задуматься о совершенствовании системы управления возглавляемых ими предприятий. К одной из наиболее известных и эффективных технологий управления относится бюджетирование.

Своевременное и качественное бюджетное управление способствует как уменьшению нерационального использования средств любого субъекта хозяйствования, так и налаживанию контроля величины и направлений их расходования. Бюджетирование как технология управления позволяет повысить эффективность и качество управленческой работы, усилить режим экономии материальных и финансовых ресурсов, выявить причины отклонений тех или иных показателей деятельности предприятия. Правильно организованное бюджетное управление способствует не только своевременному обнаружению недостатков в управленческой работе предприятия, но своевременному принятию мер к их устранению.

В основу бюджетирования, прежде всего, положена разработка различных видов бюджетов (планов), являющихся одним из основных инструментов управления предприятием. Однако, основываясь на формировании бюджетов, бюджетирование подразумевает не только собственно планирование, но одновременно создает условия для проведения контроля и анализа исполнения запланированных показателей. Объясняется это тем, что по мере реализации заложенных в сводном бюджете показателей осуществляется учет и регистрация фактических результатов деятельности предприятия. Сравнивая полученные фактические результаты с бюджетными (плановыми) и проводя их оценку, руководством осуществляется бюджетный контроль и пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия, которая используется затем при проведении корректировочных мероприятий и принятии решений относительно будущих элементов сводного бюджета.

Каждое предприятие разрабатывает собственную модель бюджетирования. Однако теория доказывает, а практика эффективного функционирования российских предприятий свидетельствует, что система бюджетирования должна включать в себя следующие элементы: состав и структуру бюджетов; методы расчета бюджетных показателей; процесс согласования и утверждения бюджетов; процедуры контроля исполнения бюджетов и анализа отклонений; организационное обеспечение процесса бюджетирования.

При этом необходимо помнить, что успешное внедрение и эффек­тивное использование бюджетирования в деятельности предприятий, даже в случае наличия и функционирования всех ее составных элементов, возможно только в том случае, когда оно соответствует научным требованиям к разработке бюджетов. Следующие принципы позволяют обеспечить эффективное бюджетное управление: целевая направленность бюджетирования; учет отраслевых особенностей финансово-хозяйственной деятельности; обеспечение соответствия принципам учетной политики; соответствие принципам и методам калькулирования себестоимости продукции; учет основных направлений распределения и использования прибыли; обеспечение возможности формирования прогнозного баланса.

Учет рассмотренных принципов бюджетирования позволит формировать такую систему бюджетов, которая повысит эффективность управления предприятием и обеспечит реализацию главной цели его существования и развития - получение максимального финансового результата деятельности в долгосрочной перспективе.

В современных условиях хозяйствования среднему или крупному по масштабам своей деятельности предприятию организовать грамотную и эффективную систему бюджетирования без использования специальных программных продуктов практически невозможно. Автоматизация бюджетирования – это уже не дань моде, а реальная необходимость. И на множестве предприятий эта необходимость в полной мере осознана руководством.

Формировать, анализировать и контролировать исполнение бюджетных показателей  можно с помощью многих корпоративных информационных систем, однако наибольшие возможности по бюджетному управлению предприятием предоставляют специальные программные продукты – автоматизированные системы бюджетирования (АСБ). Последние представляют собой электронную финансовую модель предприятия в виде взаимосвязанных бюджетов – продаж, производства, закупок, инвестиций, денежных потоков и т.д. Автоматизированная система бюджетирования позволяет не только планировать ресурсы и сравнивать их с фактически полученными результатами, но и анализировать, каким образом текущие и будущие изменения бюджетных показателей отразятся на финансовом состоянии предприятия. Основная задача АСБ - создать на предприятии общую понятийную и информационную среду, благодаря которой управленческие решения будут приниматься быстрее и точнее.

Любая автоматизированная система бюджетирования должна состоять из следующих функциональных блоков[2]: комплекс бюджетов; специализированные средства или дополнительные функции, необходимые для организации работы с комплексом бюджетов; средства для организации коллективной работы; средства для импорта данных из одной учетной системы в другую.

Кроме того, необходимо, чтобы автоматизированная система бюджетирования предусматривала выполнение следующих основных функций: синхронное формирование, анализ, контроль и корректировка бюджетов; одновременная работа нескольких сотрудников; импорт данных из учетных систем, сравнение плановых и фактических показателей; составление прогнозов; устойчивость к взлому, масштабируемость или способность системы работать без снижения производительности в большем количестве подразделений предприятия с большими базами данных.

Таким образом, руководству любого предприятия достаточно важно обращать внимание на выделенные блоки и функции с тем, чтобы не ошибиться при принятии решения о выборе той или иной автоматизированной системы бюджетирования.

В качестве простейшей и наиболее дешевой АСБ часто используется программа Microsoft Excel. Основным достоинством данного программного продукта является то, что он позволяет выводить любые формулы, строить множественные взаимосвязи и прогнозы. Кроме того, в Microsoft Excel можно импортировать информацию из большинства учетных систем, а также текстовые файлы, что значительно облегчает ввод данных.

Вместе с тем у программы Microsoft Excel есть серьезные недостатки, чтобы использовать ее как основу для автоматизации системы бюджетирования предприятия. Следует отметить следующее:

-        Microsoft Excel осложняет коллективную работу, предусматривает ручную консолидацию данных территориально разветвленных предприятий;

-        данные, содержащиеся в системе, доступны всем пользователям;

-        в программе отсутствует такая необходимая  функция, как защита от исправления данных;

-        характеризуется низкой производительностью;

-        осложняет прогнозирование деятельности предприятия при большом массиве данных.

Отмеченные недостатки затрудняют использование программы Microsoft Excel для автоматизации системы бюджетирования средних и тем более крупных предприятий. В связи с этим руководству таких предприятий специалистами в области корпоративных информационных систем рекомендуется внедрять специализированные автоматизированные системы бюджетирования.

На российском рынке систем бюджетирования в настоящее время представлено более десятка АСБ как отечественного, так и иностранного производства. Они различаются функциональными особенностями, а также стоимостью внедрения и масштабом предприятий, в которых они могут применяться.

Отечественный рынок автоматизированных систем бюджетирования в большинстве случаев представлен следующими программными продуктами[3]: Bplan, BusinessBuilder PlanDesigner, «Красный Директор», «Инталев: Управление финансами», «Инталев: Бюджетное управление», «Инталев: Корпоративные финансы», «Контур Корпорация. Бюджет», «КИС: Бюджетирование». Главное преимущество российских автоматизированных систем бюджетирования по сравнению с их зарубежными аналогами состоит в том, что они отличаются доступной ценой, простотой внедрения и лучшей интегрированностью с российскими бухгалтерскими системами, в частности «1С».

Среди наиболее популярных и известных иностранных автоматизированных систем бюджетирования выделяются следующие: Oracle Financial Analyzer (OFA), Hyperion Pillar, Adaytum e.Planning Analyst, EPS Prophix Budgets и EPS Prophix Enterprise, Comshare MPS. Зарубежные автоматизированные системы бюджетирования, как правило, в несколько раз превышают по стоимости российские АСБ. Вместе с тем, они в большинстве своем являются многофункциональными инструментами моделирования, анализа и контроля исполнения бюджетов предприятия, богаты возможностями создания различных форм отчетов, надежны, наглядны, легки в освоении и эксплуатации, обеспечивают одновременную работу множества пользователей и гибкий контроль доступа к данным системы. Кроме того, главным преимуществом зарубежных АСБ по сравнению с отечественными разработками в этой области является то, что они позволяют автоматизировать бюджетный процесс предприятий с разветвленной территориальной структурой и большим количеством центров ответственности. Тем не менее, на какой бы автоматизированной системе бюджетирования, отечественной или зарубежной, не остановило свой выбор предприятие, во внимание следует принимать то, что внедрение АСБ – это, прежде всего, инвестиционный проект. Следовательно, он требует скрупулезного расчета всех затрат, связанных с внедрением и эксплуатацией системы, оценки выгод от проекта, определения его рентабельности, прогнозирования всех финансовых и денежных потоков и сравнения полученного результата с вариантами внедрения другой системы или же вообще отказа от автоматизации.

Не менее важно при принятии решения о внедрении автоматизированной системы бюджетирования помнить о том, что ее установке предшествует достаточно громоздкая «бумажная» работа. Однако проведение такой работы позволяет смоделировать различные особенности бюджетной документации предприятия и тем самым ускорить процесс внедрения АСБ и избежать многих дорогостоящих ошибок.

 

 


[1] Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 05-02-41204 а/с.

[2] Земитан Г. Обзор российских систем бюджетирования // Финансовый директор, 2003, № 11. С.77-85.

[3] Кузьмин Ю. Системы автоматизации бюджетирования предприятий // Финансовый директор, 2003, № 2. С.76-84.