Корпоративное
управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ РОССИЙСКОГО СЕВЕРАП.А. Плесовский
Рынок медицинских услуг - это особый рынок. На этом рынке с помощью экономических механизмов обеспечивается контроль государства за предложением и ценой медицинских услуг, а пациент должен получить возможность свободно выбирать врача и медицинское учреждение, не заботясь о том, кто и как оплатит медицинские услуги. Рыночная модель хозяйственного механизма сферы здравоохранения основывается на следующих принципах организации и функционирования: многоукладность (смешанный характер) экономики здравоохранения; хозяйственно-финансовая самостоятельность учреждений здравоохранения, основывающих свою деятельность на различных формах собственности; социально-экономическая и юридическая ответственность медицинских учреждений за результаты деятельности; предоставление медицинских услуг путем их купли-продажи по ценам, обеспечивающим не только покрытие затрат на эти услуги, но и получение определенной прибыли. Кроме того, цены должны формироваться с учетом качества медицинских услуг и соотношения спроса и предложения на них; финансирование учреждений здравоохранения в форме самофинансирования из выручки от реализации медицинских услуг, предоставленных населению, с учетом их количества, качества и эффективности; расширение ответственности за охрану здоровья населения. Основным звеном многоукладной системы здравоохранения выступают экономически самостоятельные, несущие всю полноту ответственности за результаты своей врачебной и хозяйственно-финансовой деятельности, медицинские учреждения (их объединения) различного профиля и назначения, деятельность которых основывается на различных формах собственности, методах управления и финансирования. Повышение качества медицинских услуг и обеспечение их доступности являются важнейшими вопросами реформирования системы здравоохранения. При проведении модернизации экономики к качеству рабочей силы предъявляются высокие требования. Они касаются не только профессиональной квалификации, но и состояния здоровья. Низкий уровень здоровья населения, спровоцированный, в том числе, недостаточным качеством медицинских услуг, оказывает негативное влияние на развитие экономики России и состояние “человеческого капитала”. Другими словами, назрела необходимость внесения в политику здравоохранения коренных изменений, направленных, прежде всего, на повышение ее эффективности, приведение объема и структуры обязательств в соответствие с реальными финансовыми возможностями государства, выработки новых механизмов политики здравоохранения, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. Для
решения этой задачи необходимо
сформировать эффективную систему
предоставления медицинских услуг,
обеспечивающую достижение реальных
позитивных результатов в состоянии
здоровья населения и создающую
благоприятные условия для развития
человеческого капитала. Большое внимание
необходимо уделять развитию медицинской
науки и научно-медицинского потенциала, при
этом ключевым элементом новой системы
является внедрение страховых механизмов
финансирования медицинской помощи.
Реформирование системы обязательного
медицинского страхования, включающее в
себя разработку механизмов по уточнению
мобилизации финансовых средств, надзорных
полномочий на федеральном и региональном
уровнях, а также процедур лицензирования и
регулирования деятельности страховщиков,
создания организационной основы
управления средствами системы
медицинского страхования, что позволит
повысить эффективность управления
финансовыми ресурсами и обеспечить
реализацию государственных гарантий в
сфере здравоохранения. В рамках развития системы обязательного медицинского страхования необходимо создать предпосылки для завершения перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, а также к подушевому принципу финансирования здравоохранения, что позволит экономически стимулировать эффективные варианты использования имеющихся ресурсов. Необходимо уделить большее внимание совершенствованию законодательной и регламентирующей базы деятельности страховых медицинских организаций, работающих в рамках обязательного медико-социального страхования. Будучи, в соответствии с законом о медицинском страховании, основными покупателями медицинских услуг, эти организации должны способствовать расширению выбора пациентов на основе управляемой конкуренции, способствовать повышению качества лечебной помощи и более эффективному использованию имеющихся в системе здравоохранения ресурсов. Основной упор здесь следует сделать на контроле над их деятельностью со стороны государства в целях предотвращения ухудшающего отбора застрахованных и иных злоупотреблений, а также на обеспечении прозрачности использования средств обязательного медицинского страхования. Должны быть разработаны регламентирующие документы, касающиеся добровольного страхования и частного финансирования медицинских услуг с тем, чтобы они не смешивались с системами общественного финансирования. Развитие
системы обязательного медицинского
страхования позволит расширить
возможности рационального планирования
структурных преобразований в
здравоохранении, создать условия для более
эффективного использования ресурсов и
повышения качества оказываемой
медицинской помощи. Помимо развития обязательного медицинского страхования, для эффективного функционирования рынка медицинских услуг необходимо создать механизм ценообразования на услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения. Основным требованием рыночного механизма ценообразования является свободное формирование цен на основе договора производителя медицинских услуг и покупателя. В этих условиях необходимо формирование продуманной государственной и региональной политики цен, учитывающей, что искусственное сдерживание, “замораживание” цен на услуги здравоохранения может привести к снижению качества и эффективности медицинской помощи населению. Кроме
того, необходимо принять меры по созданию
условий, препятствующих развитию
нелегального рынка медицинских услуг,
четкому разграничению медицинских услуг,
оказываемых за счет различных источников
финансирования, усилению контроля за
организацией и качеством оказания платных
медицинских услуг. Еще одним
аспектом развития рынка медицинских услуг
является формирование рынка санаторно-оздоровительных
услуг, его либерализация, устранение
барьеров на пути развития курортного дела,
содействие становлению негосударственных
институтов саморегулирования участников
рынка санаторно-курортных услуг, повышение
конкурентоспособности организаций
санаторно-курортной сферы на внутреннем и
международном рынках, в том числе путем
адаптации маркетинговых стратегий и
механизмов к современной международной
практике оказания санаторно-оздоровительных
услуг, совершенствования экономических
механизмов функционирования. В целом,
решение ключевых организационно-экономических
проблем здравоохранения послужит основой
для практической реализации в последующие
годы политики, направленной на создание
правовых и экономических условий для
развития профилактики заболеваний,
здорового образа жизни, роста вложений
работодателей и населения в улучшение
состояния здоровья, повышения качества
лечебно-профилактической помощи. Повышению эффективности функционирования здравоохранения и внедрению механизмов рационального использования ограниченных финансовых ресурсов отрасли будет способствовать также разработка разрешительной системы финансирования строительства новых медицинских учреждений (особенно ведомственных учреждений здравоохранения) и закупки дорогостоящего медицинского оборудования, проведение технологической оценки оборудования и распространения информации о ее результатах среди потенциальных покупателей. Должны быть разработаны мероприятия по созданию условий для эффективно функционирующего рынка медицинских (общественных) услуг, предусматривающего наличие конкурентной среды и рыночных стимулов поведения участвующих в нем субъектов. В частности, необходимо обеспечить: разработку плана приватизации медицинских учреждений и мер, гарантирующих равные с государственными учреждениями права в ”доступе к пациентам”; разработку единой системы оплаты медицинских услуг, способствующей достижению социальных целей и повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, также обеспечивающие возможность экономической жизнеспособности медицинских учреждений; совершенствование системы контрактов между территориальными фондами обязательного медико-социального страхования и страховыми медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями; разработку системы сбора и распространения информации, способствующей свободному выбору пациентами медицинских учреждений и включающей в себя информацию о работе медицинских организаций качестве и ценах на медицинское обслуживание и т.д. Таким образом, основным принципом построения модели финансирования здравоохранения, использующей принципы медицинского страхования, свободного ценообразования, другими словами, построения модели, основанной на действии экономических механизмов, является выделение самостоятельных субъектов права, между которыми становятся возможными рыночные отношения. Этот принцип выступает альтернативным к существующей сегодня государственно-монополистической системе финансирования здравоохранения, которая искусственно объединяет представителей услуг и платежную сторону. Необходимым условием
эффективного функционирования
многоукладной экономики здравоохранения
является создание рынка медицинских услуг,
который должен выступать в качестве “экономической
среды” деятельности медицинских
учреждений, механизма, обеспечивающего
взаимосвязь “производителей” и
потребителей медицинских услуг, а также в
роли важнейшего регулятора всей
совокупности отношений и социально-экономических
процессов в сфере здравоохранения.
Формирование рынка медицинских слуг
предполагает создание условий и
предпосылок для реализации системы
рыночных свобод и прав потребителей. Устойчивое
развитие экономики и общества,
формирование сильного и эффективного
государства возможно только на основе
консолидации, единства целей государства и
рынка, поддержки инициатив рынка
действиями власти. |