Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

 

От редакции Вестника

Редакция Вестника

Авторам статей

Рецензирование статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

 

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Ю.С. Новиков, М.Ю. Новиков

В работе рассматриваются проблемы инновационного развития северных территорий. По мнению авторов, наиболее приемлемой концепцией развития северных территорий является концепция, опирающаяся на процесс инновационного развития, который на данном этапе может носить инновационно-иммобилизационный характер развития. Уделено внимание созданию особых экономических зон. 

Обосновывается создание в регионе единого органа по регулированию инновационной деятельности, включая образование базы данных о законченных разработках, инновационных запросах предприятий региона, в первую очередь экспортно-ориентированных.

Отсутствие серьезной программы долгосрочного развития экономики северных регионов является на данном этапе развития тормозом на пути устойчивого развития экономики, как самих регионов севера, так и в целом российской экономики. Актуальность данной проблемы, на наш взгляд, возрастает еще и потому, что северные регионы, характеризуются особыми социально-экономическими условиями жизни населения,  производственно-энергетическими технологиями и медико-физиологическими параметрами жизнедеятельности, что в реальной политике государства российского не принимается во внимание.

Известно, что северные территории играют значительную  роль в российской экономике, так как здесь производится более одной пятой валового внутреннего продукта (ВВП) России, одна четверть лесной продукции, более 90% природного газа, 75% нефти, 80% золота, 90% меди и никеля, почти все алмазы, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат. Здесь проживает около 10,7 млн. человек или 7,4% населения Росси. Эти территории характеризуются, прежде всего, недостаточной освоенностью, преимущественно сырьевой специализацией, низкой инновационностью всех сфер жизнедеятельности.      

Несмотря на то, что в последние годы инновационному развитию экономики уделяется значительное внимание, тем не менее, этот вопрос на уровне северных территорий является наименее проработанным и исследованным.

На наш взгляд, недостаточно обоснованными являются концепции тех авторов, которые главным вектором развития считают смену парадигмы развития северных территорий «от освоения к обживанию». При этом отмечается в данной концепции, что «главным фактором становятся интересы и потребности самих северян, дополнительным – внешние условия формирования внутрироссийского и мирового рынков». Нам представляется, что по данной проблеме нужны новые социально-экономические исследования и расчеты, которые в условиях рыночных отношений приобретают новое звучание и новую содержательность.

Так, исследователи Дальневосточного научно-исследовательского  института рынка г. Хабаровска на основе тщательного изучения факторов устойчивого развития северного региона, сделали свой вывод, заключающийся в том, что «устойчивое развитие северных регионов через укрепление постоянного ядра населения – ошибочно». Данные выводы исследователи подкрепляют следующими положениями: во-первых, часть постоянного населения – незначительна, во-вторых, как рабочая сила она всегда имеет пониженные показатели эффективности. Следовательно, отмечают они, устойчивость экономики северных регионов должна строиться на разумном сочетании и использовании всех типов населения: постоянного, временного и условно-постоянного. При этом на юге северных территорий должна быть созданы зоны комфортного проживания для северян, которые и будут составлять основу для формирования постоянного населения того или иного северного региона. Данный подход, на наш взгляд, является более гибким и обоснован как экономическими исследованиями и расчетами, так и рационален с точки зрения социальной политики в отношении коренных наций и народностей.

В условиях перехода к рыночным отношениям, наиболее приемлемой концепцией развития северных территорий является концепция, опирающаяся на процесс инновационного развития, который на данном этапе может носить инновационно-иммобилизационный характер развития: включающий, во-первых, более интенсивный характер развития инновационного потенциала, во-вторых, реализацию наиболее перспективных инновационных проектов. В соответствии с вышесказанным, необходимо во-первых, осуществить переход к инновационной экономике и от нее к инновационному менеджменту; во-вторых, провести объединение по территориальному признаку и на этой основе провести интеграцию промышленного, ресурсного, научно-технического и инновационного потенциала; в-третьих, провести оценку состояния инновационного потенциала северных территорий Российской Федерации, ее ведущих экономических районов, включая города и предприятия и, в-четвертых, представить наиболее перспективные инновационные проекты для внедрения, определяющие стратегические прорывы в развитии северных территорий.

Переход к новой парадигме развития северных территорий на основе инноваций диктует необходимость формирования новых форм инновационной деятельности и новых организационно-экономических отношений. Инновационная сфера должна рассматриваться как сектор экономики, который имеет существенные отличия и свойственные ей закономерности, выявление которых позволяет прогнозировать соответствующие явления и процессы развития, что является особенно важным для этих территорий.

 Вместе с тем, одним из важнейших приоритетов развития северных территорий является переход к построению здесь инновационной экономики, что обусловливает переход к проектному управлению инновациями. Для реализации научно-технической политики, которая разрабатывается государством в лице Министерства образования и науки РФ,  нужны не только научные и технологические решения, но и соответствующая инфраструктура для осуществления инновационной деятельности северных регионов.  Первоочередной задачей, на наш взгляд, является создание здесь технопарков, бизнес-инкубаторов, центров диффузии и трансферта технологий, что в конечном итоге позволит выстроить целостную структуру, которая объединила бы все эти фрагменты.

Если говорить о Республике Коми, то главное сейчас - создать гармоничную инновационную систему, способную действительно эффективно и результативно работать на территории всей республики. Для этого понадобится решить целый комплекс проблем. Одна из них – принятие закона об инновационной деятельности и разработка соответствующей нормативно-правовой инновационной базы. Подобные законы уже приняты в г. Москве и других субъектах РФ. И именно в этих регионах и хороший инвестиционный климат, и высокие показатели от инновационной деятельности бизнеса. Вторая проблема -  информационная. Зачастую мы лучше осведомлены о последних разработках IBM или INTEL, чем о том, что сделано в лаборатории, расположенной у нас за стенкой или через улицу, на соседнем факультете, кафедре. Интересным фактом, подтверждающий вышесказанное, является публикация в центральной прессе сообщения о том, как ученые Института химии КНЦ УРО РАН на основе своих инновационных разработок спасли от жуков-кораедов президентский лес-заповедник в Подмосковье, в то время как жители республики об этом до этой публикации - ничего подобного не слышали.

Кроме того, ключевой является задача разработки механизмов финансирования инновационной деятельности. По нашему мнению необходимо создание в регионе такого инвестиционно-инновационного климата,  который бы способствовал тому, чтобы малые инновационные компании взяли бы на себя функцию доведения научных разработок до готового нового продукта, новой технологии для реализации на рынке. Они должны, по нашему мнению, в большей мере создаваться на базе высших учебных заведений и академических институтов и успешно развивающихся продвинутых корпорациях, таких как Лукойл, Монди Бизнес Пейпа СЛПК и др., как форме связи их научных результатов с общественной практикой.

Для того чтобы развивать инновационную деятельность, способствовать работе наукоемких компаний, создавать инновационную инфраструктуру, необходим приток инвестиций, необходимо стартовое финансирование, причем не по отдельности, а в рамках системного подхода. Инновационная  политика принесет результаты только в том случае, если осуществляется комплексно, совместными усилиями, как федеральными и региональными властями, так и усилиями самого бизнеса.

В числе новых задач научно-технической политики России – создание особых экономических зон.  Главная задача ОЭЗ способствовать развитию инновационной экономики. Основным принципом будет являться не закрытость зоны, а предоставление льгот тем предприятиям, которые занимаются созданием действительно наукоемкой высокотехнологичной продукции. Здесь нам видится решение данной проблемы путем создания «Стратегического инновационного фонда северных регионов» с выделением доли каждого в зависимости от его вклада в совокупный региональный продукт. В свете вышесказанного, заметим, что, наконец, пришла пора создания свободной экономической зоны и на территории Республики Коми. По сути своей речь идет о создании здесь «благоприятной бизнес-среды» и создание на этой основе, назовем его пока условно, Коми республиканского резервного фонда будущих поколений (КРРФБП). Практика создания подобных фондов показывает эффективность использования средств, аккумулируемых в фондах. Приведем примеры стран, в которых созданы фонды. В 1960 г. в Кувейте создан Общий резервный фонд (ОРФ), а в 1976 образован Резервный фонд будущих поколений (РФБП). В Омане в 1980 г. создан Государственный общий резервный фонд (ГОРФ). В Венесуэле в 1998 г. создан Фонд макроэкономической стабилизации (ФМС). В США в штате Аляска в 1976 г. создан Постоянный фонд Аляски (ПФА) и Конституционный бюджетный резервный фонд (КБРФ). В Норвегии в 1990 г. создан Государственный нефтяной фонд (ГНФ). Созданные в вышеуказанных странах фонды выполняют различные функции, однако среди них преимущественно выделяется стабилизация бюджетных доходов, выравнивание условий жизни поколений, стабилизация колебаний спроса, региональное и отраслевое развитие и т.д.

Отметим, что рыночная экономика вносит свои изменения в область организации управления инновационной деятельностью. В ряде субъектов федерации приняты нормативно-законодательные акты, в которых определены принципы формирования и порядок управления инновационной деятельностью, в том числе источники финансирования, условия предоставления налоговых и других льгот. В ряде регионов утверждены концепции активизации инновационной деятельности. Однако общим недостатком является отсутствие в регионах единого субъекта управления инновационными процессами, что затрудняет создание единой информационной базы, постановку первоочередных проблем, организацию их решения и мониторинга. Существует несколько субъектов управления инновациями в регионе. В нем участвуют органы законодательной и исполнительной власти, общественные организации, инвестиционные фонды.

Нам представляется, что в регионе необходим единый орган по регулированию инновационной деятельностью, включая образование базы данных о законченных разработках, инновационных запросах предприятий региона, в первую очередь экспортно-ориентированных. Такого рода орган (комитет, агентство), созданный под эгидой и участием регионального госоргана управления, мог бы стать организатором, проводником и координатором инновационной политики в регионе. В частности, такой орган мог бы оказывать услуги по:

-        организации продвижения инноваций в приоритетные отрасли и предприятия региона;

-        обоснование и разработке бизнес-проектов реструктуризации промышленных и научных организаций в направлении их обеспечения по выпуску инновационного продукта, имеющего платежеспособный спрос и пр.

По нашему мнению, сдерживается данная работа еще и потому, что, как в Республике Коми, так и в целом по России отсутствуют специалисты новой рыночной формации в области инновационного менеджмента. Дефицит данных специалистов можно решить путем открытия подготовки данных специалистов, например, в Сыктывкарском государственном университете, Институте управления и международных связей и др.

Решение вышеуказанных проблем, по нашему мнению, несомненно, будет способствовать более устойчивому развитию экономики северных регионов и решению стратегической программы - повышения уровня жизни северян.